Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные положения анализа учебной геологической карты и обзорных картографических материалов

МЕТОДИЧЕКСИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

«Геоэкологическая обстановка и оценка

Геоэкологической опасности

Одного из районов Тульской области»

дисциплины


ГЕОЭКОЛОГИЯ

Направление подготовки: 120700 Землеустройство и кадастры

Профиль подготовки: Земельный кадастр

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения очная

 

Тула 2011г.

 

Разработано доц. кафедры геоинженерии и кадастры Чекулевым В.В.

 

Рассмотрено на заседании кафедры геоинженерии и кадастр факультета ГСФ

протокол №24 от 06.09.2011г.

Зав. кафедрой д.т.н. профессор ___________ И.А. Басова


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

В основе курсовой работы (КР) лежат геоэкологические исследования (ГЭИ), проводимые на отдельных территориях, которые являются составной частью природопользования. ГЭИ

Обеспечивают рациональное хозяйственное освоение территорий, включающие геологоразведочные работы, добычу и использование минеральных, водных, лесных ресурсов, производственную и другую деятельность, охрану окружающей среды.

Конечным результатом любых ГЭИ является разработка рекомендаций по рациональному природопользованию, в том числе по эксплуатации земельных ресурсов, с обязательным условием сохранения среды обитания.

К важнейшей части ГЭИ относится разработка рекомендаций по рациональному природопользованию, результатом которого являются геоэкологические (экологические, эколого-геологические, эколого-геофизические и др.) карты, подразделяющиеся на карты геоэкологических условий и карты оценки геоэкологической опасности (геоэкологического риска).

Предлагаемая студентам КР на индивидуальном материале моделирует процесс создания этих карт и объяснительных записок к ним.

Целью курсовой работы является подведение итогов изучения и закрепления полученных знаний по курсам «Геодезия», «Топография», «Общая геология», «Почвоведение» и «Геоэкология».

В процессе выполнения КР студенты должны выполнить следующие задачи: провести анализ крупно-среднемасштабных или детальных учебных геологических карт, иллюстрирующей особенностей рельефа и строения района с привлечением материалов по природным условиям; построить геологический разрез; составить две карты экологического содержания; определить геоэкологические факторы, влияющие на природную среду; спрогнозировать развитие негативных экологических явлений, оказывающих отрицательное воздействие на земельные ресурсы. Результатами анализа излагают в виде текста с рисунками и графических приложений к нему.

 

Основные положения анализа учебной геологической карты и обзорных картографических материалов

 

В процессе анализа картографических материалов по заданному району студент,

используя обзорные ландшафтные, почвенные, геоботанические карты, карты четвертичных отложений, и литературные источники изучает природные территории (рельеф, почвы, растительность, состав четвертичных отложений);

определяет основные особенности геологического строения территории (состав и возраст допочвенного субстрата, формы залегания коренных пород, типы складчатых и разрывных тектонических дислокаций);

на основе полученных данных составляет схемы природных условий и разрезы, отражающие строение геологической среды;

устанавливает природные экологически неблагоприятные (опасные) объекты, связанные с процессами экзогенной и эндогенной геодинамики: ареалы и зоны развития обвалов, осыпей, оползней, лавин, селей, оврагов, карста, солончаков, такыров, наледей, термокарста, глубинной и боковой эрозии, дефляции, абразии, экзарации и ледниковой аккумуляции, периодических затоплений паводками, цунами, повышенной сейсмичности и сейсмоактивных разломов, современного вулканизма и др.;

определяет техногенные объекты, нарушающие геологическую среду (карьеры, подземные горные выработки) и приводящие к усилению природных процессов (подтопление, осушение территорий, просадки и т.д.);

выделяет техногенные объекты, изменяющие геологическую среду на поверхности: интенсивного нарушения (элементы ландшафта изменены на 70-80 %) – города, объекты открытой добычи полезных ископаемых, гидротехнических сооружений; средней степени нарушения (растительный покров нарушен на 70-80 %, орогидрографические элементы изменены незначительно) – места лесоразработок, геологоразведочных работ и подземной разработки полезных ископаемых, пахотные земли, животноводческие комплексы, транспортные магистрали, линии электропередач; малой степени нарушения (растительный покров нарушен менее чем на 50 %, орогидрографические элементы не изменены) – пастбищные и луговые земли;

устанавливает ареалы антропогенно-активизированных геологических процессов (экзогенных и эндогенных);

выявляет локальные источники загрязнения: природные – геологические тела с повышенным содержанием вредных веществ и техногенные – отвалы, фабрики и заводы, шламонакопители и хвостохранилища и др. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия, а так же ареалы, зоны и потоки распространения вредных веществ;

проводит экспертную оценку экологической ситуации изучаемой территории в зависимости от экзо- и эндодинамических процессов, возможности катастроф, степени геохимического и радиоактивного загрязнения;

проводит геоэкологическое районирование – выделяет участки, используя оценки геоэкологической обстановки (благоприятная, удовлетворительная, напряженная, кризисная, катастрофическая), предлагает природоохранные рекомендации (организация заповедников, заказников, национальных парков, водно- и других охранных зон), планирует мероприятия по сохранению земельных ресурсов, рекомендации по ограничению хозяйственной деятельности, определяет зоны, опасные для строительства зданий и промышленных объектов, нежелательные для лесозаготовок, захоронения отходов, очистки водотоков и водоемов от загрязненного ила и т.д.

 

Критерии оценки геоэкологической опасности

 

К участкам с благоприятной обстановкой относят малоосвоенные территории со спокойными экзо- и эндогенными условиями, редкими и нерегулярными проявлениями слабоинтенсивных опасных природных геологических процессов. Геохимические и радиоактивные загрязнения либо отсутствуют, либо очень слабы (не превышают 8 ПДК).

Участки с удовлетворительной обстановкой характеризуются развитием слабых по интенсивности и локальных природных и техногенных экологически неблагоприятных объектов и процессов, малой степенью нарушения геологической среды, наличием слабозагрязненных площадей (8-16 ПДК).

Для участков с напряженной обстановкой типично регулярное проявление разных по интенсивности природных и техногенных экологически неблагоприятных процессов и объектов, средняя степень нарушения среды, наличие локальных участков сильного геохимического и радиоактивного загрязнения (3-35).

В пределах участков с кризисной обстановкой наблюдается регулярное проявление умеренно опасных и редкое – интенсивных природных и техногенных объектов и процессов. На локальных участках отмечается интенсивная нарушенность природной среды, наличие ареалов с очень сильным загрязнением (более 32 ПДК).

К участкам с катастрофической обстановкой принадлежат площади повсеместного распространения опасных геологических природных и техногенных объектов и процессов, интенсивное нарушение среды обитания, обширные ареалы и потоки очень сильных загрязнений (более 32 ПДК).

При отсутствии значений ПДК используют степень отклонения от фонового содержания загрязняющих веществ, которое определяется на чистых территориях.

Доя отнесения конкретного участка к той или иной категории достаточно одного-двух признаков.

В процессе анализа карты и с учетом литературных данных студенты составляют карту геоэкологических условий и карту оценки геоэкологической опасности. Результаты анализа карты закрепляют путем составления небольших (9-12 см2) выкопировок (на кальке), которые помещают в тексте в виде иллюстраций, с обязательной подписью, отражающей содержание рисунка. На выкопировке изображают наиболее яркие примеры, подтверждающие выводы о наличии на площади природных и техногенных неблагоприятных объектов.

 

2. СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Объем текста должен составлять около 30-35 страниц. После титульного листа помещают оглавление. Общий объем нагрузки, выделяемой на курсовую работу, составляет 20 часов.

Текст работы содержит следующие главы и разделы: содержание (или оглавление), введение, природная среда, геоэкологическая обстановка, оценка геоэкологической опасности, заключение, список литературы.

ВВЕДЕНИЕ. Формулируют цели, задачи, и методы выполнения КР. Дают административное и географическое положение изучаемого района. Приводят характеристику топографической основы и геологической нагрузки карты (тип и масштаб карты, способ изображения рельефа, сечения рельефа). Определяют площадь (в км2).

Глава 1. ПРИРОДНАЯ СРЕДА. Глава состоит из нескольких разделов: рельеф, речная сеть, растительность и почвенный покров, геологическое строение.

1.1. Рельеф. Описание рельефа начинают с общей характеристики (горный или равнинный). Горный рельеф имеет абсолютные отметки выше 500 м (низкогорный – 500-1000 м, среднегорный – 1000-2000 м, высокогорный – выше 2000 м). Определяют площадь, занятую каждым типом рельефа (в км2 или в % от площади всей территории). Выделяют главные и второстепенные хребты (на равнинах – водоразделы). Описывают их направление и протяженность. Указывают географические названия хребтов, имеющихся на карте, названия и высотные отметки наиболее крупных вершин. Отмечают максимальные (абсолютные) и средние (относительные) превышения.

1.2. Речная сеть. Описание речной сети ведут по бассейнам, начиная с наиболее крупной реки. Отмечают местоположение реки на площади, ее истоков и устья, направление течения, основные притоки. В зависимости от уклонов русла устанавливают тип реки (горный или равнинный). Определяют площадь бассейна (в км2 или в %).

К разделам 1.1. и 1.2. прикладывают орогидрографическую схему (в виде иллюстрации), на которой показывают черными линиями разной толщины главные или второстепенные хребты (водоразделы), основные вершины с их географическими названиями и высотными отметками, водотоки (линии синего цвета). Бассейны рек. Площади последних закрашивают различными цветами и оттенками. Схема должна иметь заголовок, числовой и линейный масштабы, условные обозначения, раскрывающие содержание всех знаков. Составлять схему рекомендуется в масштабе, в 2 раза меньшем масштаба анализируемой карты (например, если масштаб карты 1:50 000, то масштаб схемы – 10 000).

1.3. Растительность и почвенный покров описывают по литературным источникам исходя из принадлежности района к одной из биоклиматических областей: полярной и субполярной, тундровой и лесотундровой; бореальной и суббореальной лесной, лесо-луговой-степной; аэральной, пустынь и полупустынь; влажных субтропических и тропических лесов. Экваториальных лесов и саванн. Для каждого выделенного типа рельефа приводят обобщенные составы растительных сообществ и наиболее типичные почвы (желательно с их разрезами).

1.4. Геологическое строение. (раздел состоит из нескольких подразделов).

1.4.1. Стратиграфия. В подразделе дают краткое описание состава и взаимоотношений стратиграфических подразделений, выделенных на геологической карте. Вначале приводят перечень крупных подразделений, развитых в районе: эратем, систем, иногда отделов.

Затем описывают отдельные стратиграфические подразделения снизу вверх по стратиграфической колонке – от древних пород к молодым, группируя по эратемам и системам. Под заголовком эратемы и системы указывают, какие подразделения(выделенные на карте) входят в данном районе в состав системы и какова общая мощность системы.

Ниже помещают подзаголовок отдела. Если на карте систем мало, а подразделений много, то характеристику, приведенную выше, дают для отдела.

Далее описывают подразделения, входящие в состав данного отдела. Они могут быть объединены при условии согласного залегания пород подразделения между собой. Перед каждым подразделением помещают заголовок с индексом, обозначенным на карте.

При описании подразделения сначала указывают его местоположение на площади с привязкой относительно географических пунктов. Затем дают характеристику состава отложений, приводят их мощности и условия залегания на подстилающих толщах (согласные, несогласные). При наличии несогласия указывают, какие отложения выпадают из разреза и где конкретно отмечается пересечение подошвой подразделения границ подстилающих пород. Отмечают возраст подразделения.

Поскольку на карте отсутствует четвертичный комплекс (за исключением аллювиальных и редко других генетических типов пород), при описании четвертичной системы используют карты четвертичных отложений.

1.4.2. Интрузивный магматизм и метаморфизм. Описание начинают с перечисления развитых в районе интрузивных и метаморфических пород, которое ведут от наиболее древних к молодым комплексам. Для каждого комплекса приводят данные о его географическом положении, составе и возрасте пород, размерах и морфологическом типе (батолит, шток и т.д.) интрузивных массивов.

1.4.3. Тектоника. Определяют и указывают принадлежность района к древним и молодым платформам, складчатой области. Описывают формы залегания отложений от древних к молодым. Для складок указывают преобладающие направления простирания осей, их тип в плане (линейные, брахиформные, изометричные), приводят размеры (длина, ширина). Отдельно описывают главные разрывы с указанием их местоположения, простирания, протяженности, морфологии (сбросы, взбросы, надвиги и т.д.), амплитуды и возраста.

Раздел 1.4. иллюстрируют рисунками (выкопировки характерных участков карты), на которых изображают различные типы несогласий, складок, разрывов, интрузивных массивов. Желательно привести выкопировку из карты четвертичных отложений с изображением строения развитого в районе четвертичного комплекса.

Геологическое строение территории изображают также на одном-двух геологических разрезах, выбранных вкрест простирания основных структур.

 

Глава 2. ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА.

Глава состоит из разделов, в которых приводят описание неблагоприятных геологических процессов и объектов, техногенных объектов, нарушающих и загрязняющих природную среду, геохимических природных и техногенных аномалий.

Перед написанием главы составляют графическое приложение, включающее карту геоэкологических условий. Условные обозначения к ней размещают справа от карты. Карта должна иметь зарамочное оформление, включающее заголовок с указанием района, числовые и линейные масштабы, год составление, фамилию, инициалы автора-составителя, шифр студенческой группы. Под картой размещают геологические разрезы.

Карту геоэкологических условий составляют при помощи условных обозначений (или в значениях легенды) приведенных в приложении 1. Ведущим является геоморфологический признак – рельеф, с которым в значительной степени коррелируются все остальные факторы. Рельеф на карте изображают с помощью горизонталей - линий коричневого цвета. Затем на карту наносят знаки, отвечающие природным и техногенным факторам, негативно влияющим на окружающую среду. Эти факторы необходимо установить исходя из анализа природной обстановки. Например: 1) площади, на которых обнажаются породы в условиях гумидного климата, являются полями развития активных карстовых форм; 2) карьеры определяют появление зон осушения на примыкающим к ним территориям и т.п.

Текст главы должен содержать подробное описание каждого знака легенды карты геоэкологических условий.

2.1. Природные неблагоприятные геологические объекты и процессы. В кратком вступлении дается перечень именно тех объектов и процессов экзогенной и эндогенной геодинамики, появление которых возможно в анализируемом районе.

Далее под отдельными заголовками раздельно описывают сначала экзогенные, а затем и эндогенные процессы и объекты. Перед каждым из них помещают подзаголовок, точно соответствующий содержанию знака на карте. Рекомендуется соблюдать следующую последовательность изложения материала.

Прежде всего кратко излагают теоретические сведения о причинах и условиях протекания процесса. Затем дают его характеристику применительно к изучаемому району: точная географическая привязка, площадь ареалов, зон объектов, обоснование возможности проявления процесса, вероятные направления распространения, негативные экологические последствия.

2.2. Техногенные объекты, нарушающие и загрязняющие окружающую среду. Во вступлении к разделу дают общий перечень техногенных объектов, расположенных на территории. Затем под отдельными подзаголовками описывают каждый объект, для которого указывают точное местоположение, приводят его характеристику и обоснование негативных последствий хозяйственной деятельности, определяют степень нарушения среды в его окрестностях.

2.3. Геохимические аномалии разделяют на природные и техногенные. Они связаны с локальными источниками загрязнения – геологическими телами с повышенным содержанием вредных компонентов и техногенными объектами. Локальные источники создают ареалы, зоны и потоки распространения вредных веществ.

После перечисления предполагаемых загрязнений описывают наиболее крупные аномалии: местоположение, площадь ареалов и зон, протяженность потоков, предполагаемую интенсивность, обоснование связи с конкретным локальным источником загрязнения. Желательно указать медико-биологические последствия загрязнений и характер их воздействия на человека.

 

Глава 3. ОЦЕНКА ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОПАСНОСТИ.

Глава содержит два раздела, освещающие геоэкологическое районирование и выделение площадей с ограничением хозяйственной деятельности и особого природопользования.

Перед написанием главы составляют карту оценки геоэкологической опасности (см. условные обозначения в приложении 2). Карту выполняют на прозрачной основе (пленка, калька) в штриховом варианте. Она представляет собой накладку на карту геоэкологических условий. Условные обозначения к карте-накладке помещают слева.

На карте-накладке по результатам анализа карты геоэкологических условий выделяют площади с различной оценкой экологической ситуации и площади с особыми условиями хозяйственной деятельности и природопользования.

3.1. Геоэкологическое районирование. Содержит обоснование выделения районов с различной оценкой экологической обстановки и описание каждого из них.

В кратком вступлении приводят критерии, положенные в основу геоэкологического районирования. Описание ведут под отдельными подзаголовками – от районов с благоприятной к районам с катастрофической обстановкой. Обязательно указываются местоположение и площадь каждого района, для которого также приводят сведения о проявлении неблагоприятных геологических процессов, наличии опасных техногенных объектов, степени нарушения окружающей среды, наличии или отсутствии ареалов и потоков загрязнений.

3.2. Площади с ограничением хозяйственной деятельности и особого природопользования. В разделе обосновывают выделение каждого из участков с особым статусом хозяйственной и природоохранной деятельностью. Для каждого из них необходимо дать практические рекомендации по рациональному использованию и охране окружающей среды. Можно предложить выделение территорий, где целесообразно создание природных заповедников ради сохранения памятников природы и древней культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ содержит описание главных основных результатов проведенного анализа, излагаемых в форме кратких выводов.

 

 

ОФОРМЛЕНИЕ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ

 

Список литературы включает учебную, справочно-методическую, научную и периодичекую литературу, картографические и др. опубликованные материалы, использованные при написании курсовой работы. Все работы нумеруются и располагаются в алфавитном порядке. На все работы, включенные в список литературы, должны быть ссылки в тексте, которые дают в квадратных скобках цифрами, отвечающими номеру литературного источника по списку литературы.

1. Библиографическое описание книги (учебника, монографии) должно содержать фамилию, инициалы автора (соавторов), заглавие книги, место (город и издательство) и год издания, объем в страницах. Если работа имеет более трех авторов, вначале указывают ее название, а затем перечисляют фамилии и инициалы авторов. При этом допустимо приведение первых трех фамилий, после которых добавляют слова «и др.».

2. Библиографическое описание статьи из периодического журнала или сборника должно содержать фамилию и инициалы автора (авторов), название статьи, наименование издания (журнала) или полное название сборника, серию, год, том, номер издания (для сборника – город и издательство), номера страниц работы.

3. Библиографическое описание опубликованной карты должно содержать название карты, ее масштаб, фамилию и инициалы главного редактора и авторов-составителей (первых трех), место (город и издательство) и год издания.

4. Работы, опубликованные на иностранном языке, в списке литературы помещают после работ русско-язычных авторов в алфавитном порядке.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Ласточкин А.Н. Системно-морфологическое основание наук о Земле (геотопология, структурная география и общая теория геосистем):Монография/ А.Н.Ласточкин;СПбУ. –СПб.:НИИХ СПбУ, 2002. -762с., ил.

2. Бахтиев М.К. Геоэкология:Учеб.пособ. /М.К.Бахтиев. –М.: Ин-т общ. и сред.образ.РАО, 2001. -336с, ил.

3. Экзарьянц В.Н. Геоэкология и охрана окружающей среды:Учебник для вузов –М.: Экология, 1997. -176сю, ил.

4. Ясманов Н.А. Основы геоэкологии:Учеб. пособие для вузов / Н.А.Ясманов. – М.Академия,2003. -352с., ил.

5. Егоренков Л.И. Геоэкология:учеб.пособие / Л.И.Егоренков, Б.И.Кочуров. –М.: Финансы и статистика, 2005. -320с., ил.

6. Комарова Н.Г. Геоэкология и природопользование:Учеб. пособие для вузов / Н.Г.Комарова. –М.:Академия,2003. -192с., ил,

7. Карлович И.А. Геоэкология:учебник для вузов /И.А.Карлович. – М.:Альма иатер:Акад.проект, 2005. -512с., ил.

8. Родзевич Н.Н. Геоэкология и природопользование:Учебник для вузов /Н.Н.Родзевич. –М.:Дрофа, 2003. -256с., ил.

9. Недра Тульской области /В.С.Дымов, А.И.Сычев. В.В.Гуркин и др. – Тула: Гриф и К0, 1997. -124с., ил.

10. Ершов В.В. Техногенные изменения геологической среды: Учеб.пособие для вузов /В.В.Ершов. – М.: МГИ, 1981. – 32с.

11. 6. Овчинников Ю.И. Физическая география Тульской области: Тула: Пересвет, 2000.- 143 с.

12. Горбунов Е.Л., Ошевский С.Д. Социальная и экономическая география Тульской области. Тула: Издательский Дом «Пересвет», 2001.- 175 с.

13. 13. Экологическая обстановка и здоровье населения Тульской области: Прил. К учеб. пособию / Э.М.Соколов, И.Т.Самарцев, В.М.Еганов, А.Е.Коряков, С.П.Туляков:-Тул. Гос. ун-т, 2000.- 247 с.

 

 

14. Науки о Земле / Соколов Э.М., Захаров Е.И, Волков А.В. и др.: Учебник для вузов. – М.-Тула, Гриф и К, 2001. -514 С., ил.

15. Голубев Г.Н. Геоэкология: Учеб.пособие для вузов /Г.Н.Голубев. – М.: Аспект Пресс, 2006.- 288с., ил.

16. Геологические, ландшафтные, почвенные, геоклиматические, геоботанические карты и карты четвертичных отложений.

17. Методические указания к лабораторным и практическим занятиям, учебные пособия и конспекты лекций, разработанные преподавателями кафедры.


Приложение.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...