Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кредит 23 «Вспомогательные производства»




— 4300 руб. — приняты к учету материалы, изготовленные во вспомогательном производстве.

Фактическая себестоимость материалов, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 10 «Материалы» в корреспонденции со счетом 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал».

Стоимость материалов, полученных в счет вклада в уставный капитал организации, не подлежит обложению налогом на прибыль и налогом на добавленную стоимость.

Фактическая себестоимость материалов, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Рыночная стоимость полученных безвозмездно активов определяется организацией на основе действующих на дату их принятия к бухгалтерскому учету цен на данный или аналогичный вид активов.

Безвозмездно полученные материалы учитываются по кредиту субсчета 98-2 «Безвозмездные поступления» счета 98 «Доходы будущих периодов» в корреспонденции со счетом 10 «Материалы».

Суммы по безвозмездно полученным материалам, учтенные на счете 98-2 «Безвозмездные поступления», списываются в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы» по мере списания материалов на счета учета затрат на производство, продажу.

Активы (в том числе материалы), полученные организацией безвозмездно, относятся к внереализационным доходам и подлежат обложению налогом на прибыль.

Передача права собственности на материалы на безвозмездной основе признается их реализацией и подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. Плательщиком НДС является сторона, передающая материалы. НДС исчисляется со стоимости материалов, определяемой по рыночным ценам. Передающая сторона должна составить счет-фактуру установленной формы. Счет-фактура при безвозмездной передаче материалов должен быть выписан на их рыночную стоимость.

Организация-получатель материалов не возмещает из бюджета указанную в счете-фактуре сумму НДС, а учитывает этот НДС в стоимости безвозмездно полученных материалов.

Несмотря на то, что стоимость безвозмездно полученных материалов не отражается в момент их получения в составе внереализационных доходов, организация должна увеличить размер налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на всю рыночную стоимость безвозмездно полученных материалов.

Иными словами, для налогового учета стоимость безвозмездно полученного имущества подлежит учету полностью в составе внереализационных доходов в том периоде, в котором оно фактически было получено организацией, а не по мере списания на счета учета затрат на производство.

Материалы, остающиеся в результате ликвидации основных средств и иного имущества и пригодные к дальнейшему использованию, принимаются к учету по рыночной стоимости на дату списания имущества. Соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты. В бухгалтерском учете материалы, полученные при списании объектов основных средств, отражаются по дебету субсчета 10-1 «Сырье и материалы» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы». Материалы, полученные от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части (металлолом, утильсырье), отражаются по дебету субсчета 10-6 «Прочие материалы».

Материалы, остающиеся в результате ликвидации основных средств и иного имущества, считаются доходом организации, и их рыночная стоимость подлежит обложению налогом на прибыль.

Недостачи и порча материалов, выявленные при их приемке, учитываются в следующем порядке:

1) сумма недостач и порчи материалов в пределах норм естественной убыли определяется путем умножения количества недостающих испорченных материалов на договорную (продажную) цену поставщика. Другие суммы, в том числе транспортные расходы и НДС, относящиеся к ним, не учитываются.

Когда покупателем при приемке материалов, поступивших от поставщиков, выявляется недостача или порча, то сумму недостачи в пределах предусмотренных в договоре величин покупатель относит при оприходовании материалов в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Если испорченные материалы могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), они приходуются по ценам возможной реализации. Одновременно на эту сумму уменьшается сумма потерь от их порчи;

2) недостачи и порча материалов сверх норм естественной убыли учитываются по фактической себестоимости.

В фактическую себестоимость включаются:

- стоимость недостающих и испорченных материалов, определяемая путем умножения их количества на договорную (продажную) цену поставщика (без НДС). Если испорченные материалы могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), они приходуются по ценам возможной продажи, с уменьшением на эту сумму потерь от порчи материалов;

- сумма транспортно-заготовительных расходов, подлежащая оплате покупателем, в доле, относящейся к недостающим и испорченным материалам. Эта доля определяется путем умножения стоимости недостающих и испорченных материалов на процентное отношение транспортных расходов, сложившееся на момент списания, к общей стоимости материалов (по продажным ценам поставщика) по данной поставке (без НДС);

- сумма НДС, относящаяся к основной стоимости недостающих и испорченных материалов и к транспортным расходам, связанным с их приобретением.

Сумма недостачи и порчи материалов сверх предусмотренных в договоре величин, предъявленная в виде претензии поставщикам или транспортной организации, относится в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям») с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Аналогично учитываются претензии к поставщикам на суммы излишней оплаты, произведенные в связи с несоответствием цен, указанных в расчетных документах, ценам, предусмотренным в договоре (завышения цен), арифметических ошибок, допущенных в расчетных документах поставщика, и по другим подобным причинам.

Аналитический учет по субсчету 76-2 «Расчеты по претензиям» ведется по каждому дебитору и отдельным претензиям. Как правило, суммы, поступившие по ранее предъявленным претензиям, отражаются по кредиту субсчета 76-2 «Расчеты по претензиям» в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета».

Если к моменту обнаружения недостачи, порчи, завышения цен, других ошибок в расчетных документах поставщика расчеты не были произведены, то оплата производится за вычетом стоимости недостающих и испорченных по вине поставщика материалов, другого завышения сумм расчетного документа, о чем покупатель письменно сообщает поставщику. В этом случае неоплаченные суммы на счете учета расчетов по претензиям не отражаются.

Возможны случаи, когда отсутствуют основания для предъявления претензии и/или иска или суд отказал во взыскании сумм потерь с поставщиков или транспортных организаций. В этих случаях сумма, ранее отнесенная в дебет субсчета 76-2 «Расчеты по претензиям», списывается на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

В последующем суммы недостач, учтенные на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», списываются в следующем порядке:

- недостача материалов и их порча списывается со счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в пределах норм естественной убыли на счета учета затрат на производство и/или расходов на продажу;

- сверх норм — за счет виновных лиц.

Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи материалов и их порчи списываются на финансовые результаты организации (счет 91 «Прочие доходы и расходы»).

Фактический расход материалов при их отпуске на производство и иные хозяйственные цели отражается по кредиту счета 10 «Материалы» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) или другими соответствующими счетами.

В бухгалтерском учете операции по отпуску материалов на производство продукции и на другие хозяйственные цели отражаются проводками, представленными в табл. 3.

Таблица 3. Бухгалтерские записи при отпуске материалов

№ п.п. Содержание хозяйственных операций Корреспондирующие счета
Дебет Кредит
  Списаны материалы на изготовление продукции основного производства    
  Списаны материалы на изготовление продукции вспомогательных производств    
  Списаны материалы на общепроизводственные нужды    
  Списаны материалы на общехозяйственные нужды    
  Списаны материалы, использованные при устранении брака в производстве    
  Списаны материалы на нужды обслуживающих производств и хозяйств    
  Списаны материалы на осуществление операций, связанных с реализацией продукции (например, с транспортировкой)    

Отпуск материалов в производство осуществляется в пределах лимитов, разрабатываемых организацией с учетом особенностей технологического процесса и отраслевых норм расхода материалов.

Для правильного учета фактических затрат материалов в процессе производства продукции должен быть налажен надлежащий учет за расходованием материалов и соблюдением установленных норм.

На фактически израсходованные материалы подразделение-получатель материалов должно составлять акт расхода материалов.

Конкретный порядок составления акта расхода материалов, а также перечень подразделений, для которых он предусмотрен, устанавливается организацией.

Для выявления отклонений от норм расхода материалов (экономия или перерасход) применяются следующие методы:

- метод документирования отклонений;

- метод учета партионного раскроя материалов;

- инвентарный метод.

Организацией могут разрабатываться и применяться другие методы выявления отклонений от норм, учитывающие особенности технологии производства продукции (работ, услуг).

Отклонения от норм расхода материалов методом документирования определяются на основании отдельных первичных документов, где отражается отпуск материалов сверх норм.

Метод учета партионного раскроя применяется для выявления отклонений от норм по каждой партии раскраиваемого материала.

Отклонения (экономия или перерасход) определяются путем сравнения фактического расхода материалов с установленными нормами расхода.

При инвентарном методе отклонения от норм выявляются по каждому виду и номенклатурному номеру материалов по отдельным участкам и по подразделению организации в целом.

При этом методе на начало и конец месяца (проверяемого периода) производится инвентаризация остатков не израсходованных в производстве материалов, находящихся на рабочих местах (участках, бригадах).

Фактический расход материалов определяется путем составления отчета о расходовании материалов за каждый месяц, в котором показываются:

- остатки материалов на начало и конец отчетного месяца;

- сколько получено и возвращено материалов за отчетный месяц;

- сколько фактически израсходовано материалов, количество денной продукции или объемы выполненных работ;

- расход материалов по нормам, экономия и перерасход.

Учет выбытия материалов

Выбывают материалы из организации вследствие различных причин:

- списания материалов (морально устаревших; пришедших в негодность по истечении сроков хранения; при выявлении недостач, хищений, порчи, в том числе вследствие аварий, пожаров, стихийных бедствий и иных чрезвычайных обстоятельств);

- продажи (реализации) материалов;

- передачи материалов в счет вклада в уставный капитал других организаций;

- безвозмездной передачи материалов другим организациям и лицам;

- передачи материалов в обмен на другое имущество;

- передачи материалов в счет вклада по договору простого товарищества (совместной деятельности).

Основной задачей бухгалтерского учета материалов при их выбытии в результате продажи, списания, передачи безвозмездно и др. является достоверное определение результатов от продажи (реализации) и прочего выбытия материалов.

Первичными документами, подтверждающими продажу материалов и служащими основой для отражения ее в бухгалтерском учете, являются:

- накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) с приложением договора купли-продажи;

- счет-фактура на проданные материалы;

- документы (счета и счета-фактуры), подтверждающие расходы, связанные с реализацией материалов;

- платежно-расчетные документы, свидетельствующие об оплате указанных выше расходов.

При продаже организацией материалов юридическим и физическим лицам цена их продажи определяется по соглашению сторон (продавца и покупателя). Материалы, как правило, должны продаваться по рыночным ценам, включающим в себя сумму налога на добавленную стоимость.

При продаже материалов их стоимость по договорным ценам, включая налог на добавленную стоимость, учитывается по дебету счета учета расчетов в корреспонденции с кредитом счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Учетная стоимость материалов списывается со счета 10 «Материалы» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-2 «Прочие расходы»).

Финансовый результат от продажи материалов, выявленный на счете 91 «Прочие доходы и расходы», ежемесячно списывается со счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов») в кредит счета 99 «Прибыли и убытки».

Для целей бухгалтерского учета поступления от продажи материалов относятся к операционным доходам.

Расходы, связанные с продажей материалов, относятся к операционным расходам.

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет с выручки от продажи материалов, отражается по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и дебету субсчета 91-2 «Прочие расходы».

Расходы, связанные с продажей материалов, уменьшают налоговую базу при исчислении налога на прибыль.

Пример 4.

Организация реализует материалы на сторону. Согласно счету-фактуре: стоимость материалов составляет 20 000 руб., НДС (18 %)3600руб., итого к оплате23 600руб.

Фактическая стоимость материалов, реализованных на сторону, составляет 17000 руб.

В бухгалтерском учете операции по продаже материалов на сторону отражаются следующими проводками:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...