Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие общественного порядка




Введение

Актуальность темы исследования. Особое значение это приобретает в сфере общественной безопасности и общественного порядка в силу их специфичности как объектов админи­стративно-юридической защиты [2]. Так, основанием применения отдельных предупредительных мер является неоднократное нарушение лицом установ­ленных законом правил, которое влечет, к примеру, приостановление или ан­нулирование лицензии на занятие частной детективной и охранной деятель­ностью, аннулирование разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия. Эти меры применяются к лицам в связи с ранее совершенными ими правонарушениями в указанных областях.

Однако, угроза общественной и личной безопасности граждан, а также угроза причинения материального ущерба может возникнуть не только при совершении правонарушения, но и в результате ситуаций, возникающих по­мимо воли человека, при которых требуется применение мер административ­но-ограничительного (запретительного) характера в отношении лиц, прямо не связанных с возникновением неблагоприятной ситуации. Это могут быть наводнения, пожары, аварии, эпидемии, эпизоотии, обрывы электропроводов высокого напряжения, повреждения дорожного полотна, газопроводов, воз­никновение угрозы или совершение террористического акта и т.п. При нали­чии условий, предусмотренных гипотезой соответствующей правовой нор­мы, полномочный орган или его должностные лица вправе применять адми­нистративно-предупредительные меры, в том числе к лицам, не нарушившим правовых предписаний [3]. В этом состоит главное отличие этой разновидно­сти мер административного принуждения, характеризующее превентивный, профилактический характер их применения.

Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются между участниками при производстве дела об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок.

 

Предмет исследования составляют нормы действующего законодательства, материалы административных производств по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок.

Цель научной работы заключается в исследовании общей характеристики административных правонарушений, посягающих на общественный порядок.

Указанная выше цель предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть общественный порядок как объект административно-юридической защиты;

- проанализировать составы административных правонарушений, посягающих на общественный порядок;

- выявить особенности производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок.

В работе использованы труды Ю.Е. Аврутина, И.А. Адмираловой, С.Н. Алексеева, Д.В. Лупова, Н.В. Макарейко и др.


ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИДИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

 

Понятие общественного порядка

 

На сегодняшний день среди ученых дискутируется множество вопросов, касаю­щихся как института ответственности в целом, так и института административной от­ветственности, в частности, по которым они так и не пришли к единому мнению [5, c. 216; 25, с. 185].

Поэтому в целях более глубокого понимания данных категорий целесообразно проследить логическую взаимосвязь понятий «ответственность», «социальная ответ­ственность», «юридическая ответственность».

Так, в «Толковом словаре русского языка» ответственность трактуется как «необ­ходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках» [24, с. 468].

Приведенная формулировка является более широкой по сравнению с категорией «социальная ответственность», содержание которой заключается в диалектической вза­имосвязи между личностью и обществом, характеризующейся взаимными правами и обязанностями по соблюдению предписаний социальных норм, их выполнению, вле­кущему одобрение, поощрение, а в случае безответственного поведения - негативные последствия [31, с. 13].

Следовательно, в основу определения социальной ответственности заложена необходимость соблюдения социальных норм, а также неодобрение за их несоблюде­ние.

В свою очередь, юридическая ответственность является видом социальной ответ­ственности и обладает всеми присущими ей признаками. Тем не менее, на сегодняшний день отсутствует однозначный подход к содержанию юридической ответственности, которая часто рассматривается лишь как невыполнение обязанностей, предусмотрен­ных правовыми нормами.

Кроме того, среди ученых сложилось представление о юридической ответствен­ности как о форме государственного принуждения [2, с. 543; 19, с. 417], о наказании [34, с. 136; 18, с. 131], применении санкций как последствий несоблюдения нормы [32, с. 242], о состоянии принуждения к правовому поведению, неблагоприятных послед­ствиях для правонарушителя [20, с. 447].

Предложенные определения отражают одну из сторон юридической ответствен­ности - ретроспективную, которая напрямую связана с противоправным поведением и применением мер административной ответственности за правонарушение.

В юридической литературе рассматривается также позитивная юридическая от­ветственность, суть которой заключается в осознании отношения субъекта к своим обя­занностям. Несмотря на критику в теории права относительно позитивной юридиче­ской ответственности [12, с. 9], она все же получила свое развитие в трудах отече­ственных ученых-юристов [28, с. 73; 33, с. 10; 9, с. 114]. Кроме того, позитивный аспект юридической ответственности соответствует всем правовым нормам, независимо от их отраслевой принадлежности [27, с. 27].

Юридическая ответственность имеет несколько видов: уголовную, администра­тивную, гражданско-правовую, дисциплинарную и материальную [1, с. 359], некоторые авторы выделяют также конституционно-правовую ответственность [8, с. 14].

В этом перечне нас интересует административная ответственность, понятие кото­рой до сих пор вызывает научные дискуссии и однозначно не определено учеными-административистами [13, с. 18; 7, с. 16; 10, с. 20].

Наиболее традиционно понятие административной ответственности трактуется как особый вид юридической ответственности, которая является составной частью ад­министративного принуждения и обладает всеми его качествами [3, с. 477].

Не вызывает сомнений указание на то, что административная ответственность яв­ляется частью административного принуждения, вместе с тем остается нераскрытой содержательная сторона административной ответственности, различные аспекты кото­рой присутствуют в иных ее характеристиках. Их суть сводится:

- к применению наказания за административные правонарушения для того, чтобы оказать воспитательное воздействие на нарушителя и других лиц [23, с. 18];

- к совокупности материальных и процессуальных правоотношений [17, с. 339];

- к особому виду публично-правовой ответственности, которая обладает специ­фическими признаками, отличающими ее от других видов административной ответ­ственности: административная ответственность устанавливается и Кодексом Россий­ской Федерации об административных правонарушениях, и законами субъектов Рос­сийской Федерации об административных правонарушениях [29, с. 70];

- к виду государственного принуждения, которое реализуется в процессуальной форме и отражает специфическое правовое состояние лица, при котором оно претерпе­вает неблагоприятные последствия личного, морального, имущественного или органи­зационного характера в результате государственного осуждения совершенного им ад­министративного правонарушения [30, с. 75].

Представляется необходимым рассмотреть указанные формулировки администра­тивной ответственности в совокупности, что позволит сформировать понимание адми­нистративной ответственности как целостного института. Кроме того, данные характеристики концентрируют внимание лишь на наказании, однако, как было обозначено ранее, административная ответственность является видом юридической ответственно­сти и должна включать в себя присущие ей характеристики, в частности и позитивный аспект ответственности.

Между тем множество дискуссионных вопросов связано не только с общими при­знаками административной ответственности, но и с их проекцией на административ­ную ответственность в различных сферах.

Например, административной ответственности за нарушение общественного по­рядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий также присущи общие характеристики административной ответственности в целом, поэтому остановимся более подробно на рассмотрении ее позитивного и ретроспективного ас­пектов.

Так, позитивный аспект связан с исполнением обязанности по соблюдению пред­писаний соответствующих правовых норм. В данном контексте необходимо отметить значимость того, как норма права воспринимается в обществе. Например, статья 20.2 КоАП РФ предписывает административную ответственность за нарушение установ­ленного порядка организации и проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования. Обращение к статистическим данным позволяет заключить, что коли­чество выявленных органами внутренних дел административных правонарушений по ст. 20.2 КоАП РФ на территории Российской Федерации в 2010 г. по сравнению с 2009 г. возросло на 28%, в 2011 г. по сравнению с 2010 г. - на 38%. Из приведенных сведений следует, что в 2009-2011 гг. в ходе организации и проведения массовых меро­приятий позитивный аспект административной ответственности (соблюдение норм права) проявлялся в меньшей степени, чем ретроспективный (применение мер админи­стративной ответственности). Сложившаяся ситуация привела к тому, что в 2012 г. бы­ли внесены изменения в ст. 20.2 КоАП РФ, связанные с расширением перечня админи­стративных наказаний и установлением более высоких санкций по данному составу. Ввиду этого количество выявленных органами внутренних дел административных пра­вонарушений по ст. 20.2 КоАП РФ на территории Российской Федерации в 2012 г. по сравнению с 2011 г. уменьшилось на 26% в 2013 г. по сравнению с 2012 г. - на 56%, однако в 2014 г. по сравнению с 2013 г. возросло на 9% и в 2015 г. продолжало расти.

Указанный пример является подтверждением того, что, когда позитивный аспект административной ответственности проявляется в меньшей степени, чем ретроспек­тивный, механизм регулирования общественных отношений не совершенен. Следова­тельно, существует необходимость урегулировать позитивную и ретроспективную ад­министративную ответственностью, в данном случае путем ужесточения администра­тивных санкций. Между тем нерациональные запреты негативным образом отражаются на позитивной административной ответственности в связи с тем, что пределы ужесто­чения административных санкций не определены.

Ретроспективный аспект административной ответственности в рассматриваемой сфере выражен в правовой реакции государства на нарушение общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий.

Чтобы сформировать более полное представление об административной ответ­ственности за нарушение общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий, необходимо также рассмотреть термины «обще­ственный порядок» и «общественная безопасность», поскольку научное и законода­тельное определение понятия «общественный порядок» и его соотношение с такой ка­тегорией, как «общественная безопасность», вызывают некоторые трудности.

Согласно «Толковому словарю русского языка», порядок означает правильное, налаженное состояние [24, с. 566], а безопасность - состояние, при котором не угрожа­ет опасность. Следовательно, данные термины взаимообусловлены, поскольку пра­вильное, налаженное состояние возможно только при отсутствии опасностей, в свою очередь, нейтрализация опасностей напрямую зависит от поддержания правильного, налаженного состояния. Таким образом, порядок и безопасность являются отдельными понятиями, каждое из которых обладает самостоятельным содержанием.

В настоящее время имеется достаточное количество теоретических исследований, в которых различным образом раскрывается содержание понятия «общественная без­опасность» [14, с. 38; 4, с. 34]. Кроме того, категория «общественная безопасность» упоминается в Конституции РФ, УК РФ, КоАП РФ, Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» и других нормативных правовых актах Российской Феде­рации.

Так, согласно Концепции общественной безопасности в Российской Федерации [17], общественная безопасность является частью национальной безопасности Россий­ской Федерации и определяется как состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Также в Концепции определены основ­ные источники угроз общественной безопасности, нейтрализация которых и приводит к состоянию, при котором не угрожает опасность. В свою очередь, поддержание обще­ственного порядка связано, например, с законодательным урегулированием тех или иных общественных отношений. Так, поддержание общественного порядка при проведении массовых мероприятий зависит от соблюдения организатором данного мероприятия определенных правил, прописанных в Федеральном законе от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В связи с этим представляется ошибочным мнение, согласно которому понятие «общественная безопасность» включает в свое содержание «общественный порядок» [11, с. 13]. Это еще раз подтверждается при обращении к названию гл. 20 КоАП РФ, исходя из которого общественный порядок и общественная безопасность являются са­мостоятельными понятиями.

Между тем в действующем законодательстве об административной ответственно­сти не проводится разграничения административных правонарушений, посягающих на общественную безопасность, и административных правонарушений, посягающих на общественный порядок, в том числе при проведении массовых мероприятий.

Термин «общественный порядок» также встречается как в законодательстве Рос­сийской Федерации [21; 22], так и в юридической литературе.

На основе анализа точек зрения ученых можно выделить ряд общих признаков понятия «общественный порядок», рассмотрение которых необходимо для понимания сущности такого явления, как общественный порядок при проведении массовых меро­приятий:

1. Системность упорядоченных общественных отношений, возникающих между людьми [26, с. 4]. Например, систему упорядоченных общественных отношений в сфере охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий образуют правила поведения зрителей при проведении официальных спортивных мероприятий и т.д.

2. Урегулированность нормами права и т.д. [6, с. 27]. Так, общественный порядок при проведении массовых мероприятий регламентируется нормами административного права как федерального, так и регионального уровня.

3. Общественные отношения реализуются в общественных местах [15, с. 4]. Зако­нодатель не разъясняет, что следует понимать под «общественным местом», при этом в нормативных правовых актах данный термин употребляется достаточно часто (напри­мер, в ст. 20.1, 20.20, 20.21 КоАП РФ).

4. Отметим, что понятия «общественный порядок», «общественное место» хотя и встречаются в законодательстве Российской Федерации и субъектов Российской Феде­рации, но не получили должного закрепления на законодательном уровне. В связи с этим существует необходимость принятия нормативного правового акта, призванного урегулировать общественные отношения в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, в котором будет раскрыто содержание поня­тий «общественный порядок» и «общественное место», а также понятие «обществен­ный порядок при проведении массовых мероприятий».

Таким образом, совокупность норм права, устанавливающих меры администра­тивной ответственности за нарушение общественного порядка и общественной без­опасности при проведении массовых мероприятий, составы данных административных правонарушений, порядок применения указанных мер административной ответствен­ности составляют самостоятельный правовой институт. При этом урегулирование по­зитивной и ретроспективной административной ответственности в исследуемой сфере осуществляется путем ужесточения административных санкций. Однако ключевые для рассматриваемого института административной ответственности понятия «обществен­ный порядок», «общественный порядок при проведении массовых мероприятий», «об­щественное место» не получили должного закрепления на законодательном уровне.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...