Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сахалинская область (Дальневосточный федеральный округ) и




Орловская область (Центральный федеральный округ).

 

САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

Показатели 1990 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.   2004 г.
число родившихся, чел.            
число умерших, чел.            
численность населения (тыс. чел.)            

ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Показатели 1990 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.   2004 г.
число родившихся, чел.            
число умерших, чел.            
численность населения (тыс. чел.)            

Для задания № 2.

(исходные данные взяты из Российского статистического ежегодника
2005 года (Москва: «Росстат», 2005 г.)).

 

Показатели 1990 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
Общая численность населения РФ, тыс. чел.            
Число браков, тысяч 1319,9 897,3 1001,6 1019,8 1091,8 979,7
Число разводов, тысяч 559,9 627,7 763,5 853,6 798,8 635,8

 

Для задания № 3.

Распределение населения России по полу и возрастным группам
(по Итогам Всероссийской переписи населения 2002 года, Росстат).

 

  1989 год 2002 год
Мужчины Женщины Мужчины Женщины
Всего, в том числе в возрасте, лет:          
0 - 4        
5 - 9        
10 - 14        
15 - 19        
20 - 24        
25 - 29        
30 - 34        
35 - 39        
40 - 44        
45 - 49        
50 - 54        
55 - 59        
60 - 64        
65 - 69        
70 и более        

 

З А Н Я Т И Е № 3

ТЕМА: БИОЦЕНОЗ КАК СИНЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. БИОГЕОЦЕНОЗЫ. ЭКОСИСТЕМЫ.

 

Каждый организм живет в окружении множества других организмов, вступает с ними в самые разнообразные отношения, как с отрицательными, так и с положительными для себя последствиями. Группировки совместно обитающих и взаимно связанных организмов называют биоценозами.

Существование организмов в биоценозах невозможно без среды их обитания, поэтому на состав флоры и фауны данного сообщества организмов большое влияние оказывает климат, особенности рельефа данной конкретной местности и т.д. Все это вызвало необходимость введения в экологию нового понятия “биогеоценоз”.

Совокупность растительных и животных организмов на определенной географической территории обитания получило название биогеоценоз. Этот термин был предложен русским ученым Сукачёвым. Как и популяция, биогеоценоз имеет свои экологические характеристики: видовое разнообразие, пищевую и пространственную структуру, биомассу, биологическую продуктивность.

Биогеоценозы многообразны, они определенным образом взаимосвязаны друг с другом, длительное время могут быть устойчивыми, однако под влиянием изменяющихся условий внешней среды или под действием деятельности человека могут изменяться, погибать, заменяться на другие сообщества организмов.

I. Цель занятия:

1. Рассмотреть сущность понятий: «биоценоз», «биогеоценоз», «экосистема».

2. Изучить структуру биоценозов.

3. Ознакомиться со свойствами биоценозов.

4. Оценить типы взаимоотношений организмов в биоценозах.

II. Исходные знания:

1. Знать видовую и пространственную структуру биоценозов.

2. Уметь приводить примеры простых и сложных биоценозов.

3. Уметь определять трофические категории организмов в биоценозе.

III. План изучения темы:

1. Биоценоз и его структура.

2. Экологические ниши.

3. Отношения организмов в биоценозах.

4. Цепи и сети питания.

5. Экологические пирамиды.

6. Биологическая продуктивность биоценозов.

7. Учение Сукачева о биогеоценозах.

8. Экосистемы и их структура.

IV. Литература:

1. Биология/ под. ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высшая школа, 2000. – Т. 2.

2. Биология/ под. ред. Н.В. Чебышева. – М.: ВУНМЦ, 2000 год

3. Иванов В.П., Васильева О.В. Основы экологии (учебник). – СПб: Спецлит, 2010 год. – 272 с.

4. Иванов В.П., Васильева О.В., Иванова Н.В. Общая и медицинская экология (учебник для студентов медицинских вузов). – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010 год. – 508 с.

5. Иванов, В.П. Учебно-методическое пособие по основам экологии/ В.П. Иванов, О.В. Васильева, М.И. Чурносов и др.. - Курск: КГМУ, 2001 год.

6. Шилов, И.А. Экология. – М.: Высшая школа, 2001. – 512 с.

 

 

V. Вопросы для самоконтроля:

1. Дать определение "биоценоза".

2. Экологические особенности и отличия "сообщества", "биоценоза", "скопления".

3. Иерархичность жизни на биоценотическом уровне.

4. Стабильность биоценозов. Устойчивые и циклические биоценозы.

5. Структура биогеоценоза: биотоп и биота.

6. Общая характеристика экологической системы.

7. Структура экосистемы и ее отличия от биогеоценоза.

8. Пространственная структура биоценоза.

9. Трофическая структура биоценозов (продуценты, консументы, редуценты).

10. Биологическая продуктивность.

11. Цепи питания и их характеристика (цепи хищников, паразитов, детритные цепи).

12. Экологические пирамиды (пирамиды чисел, массы, энергии).

13. Формы межвидовых взаимоотношений в биоценозах:

а) взаимно-полезные,

б) полезно-нейтральные,

в) нейтральные,

г) полезно-вредные,

д) взаимно-вредные.

14. Основные типы взаимодействия между живыми организмами (трофические, топические, форические, фабрические).

15. Понятие биома. Биологическая продуктивность различных экосистем.

16. Характеристика наземных биомов.

17. Типы водных экосистем.

18. Агроценозы и их отличия от природных синэкологических систем.

18. Развитие биоценозов. Первичные и вторичные сукцессии.

19. Охрана природных экосистем.

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3.

 

Экологические системы (биогеоценозы) и их структура.

Задание №1. Решение биологических задач.

Вариант задачи определяет преподаватель!

Используя материал учебника, и опираясь на собственные знания по теме, оформите в тетради решение предложенных биологических задач (по А.И. Никишову, 1997 г.) по вариантам. Запишите условие задачи и свой развернутый ответ на него.

 

Вариант № 1.

Условия в реке считаются нормальными, если в ней обитают многочисленные виды, относящиеся к различным систематическим группам. Однако численность каждого вида даже в благоприятных условиях не превышает определенного предела. Почему?

 

Вариант № 2.

В одном из районов Колумбии в борьбе с вредными насекомыми многократно применялись сильнейшие пестициды. Через некоторое время выяснилось, что в ближайших реках полностью исчезли лососи. Почему?

Вариант № 3.

Близкородственные виды нередко живут бок о бок, хотя, согласно бытующему среди дарвинистов мнению, между ними существует наиболее сильная конкуренция. Почему же один из видов не вытесняет другой?

Вариант № 4.

Ареалы (области распространения) двух близкородственных видов пересекаются. Как Вы думаете, в каких частях ареалов животные этих двух видов будут сходными - в тех, где виды живут по отдельности, или в тех, где они сосуществуют, и почему?

 

Вариант № 5.

Различают несколько разных типов размещения животных или растений, относящихся к одному виду, в пространстве: А - групповое, Б - случайное, В - равномерное. Какими причинами может быть обусловлен тот или иной тип размещения? Чем он может быть выгоден для организма?

Вариант № 6.

Почему в наземных биоценозах биомасса потребителей обычно меньше биомассы фотосинтезирующих организмов, а в некоторых водных биоценозах наоборот?

Вариант № 7.

Почему акклиматизация (переселение животных и растений в районы, где они раньше не обитали) сейчас рассматривают как мероприятие в значительной мере опасное?

 

Вариант № 8.

Представьте себе биоценоз, состоящий только из растений. Возможно ли существование такого биоценоза и почему?

 

Вариант № 9.

Когда говорят о продуцентах, то имеют в виду зеленые растения. Могут ли представители других царств играть роль продуцентов? Если да, то, какие организмы и почему?

 

Вариант № 10.

При массовом отстреле хищных птиц (филинов, ястребов) численность куропаток и тетеревов снижается; при уничтожении волков снижается численность оленей; в результате уничтожения воробьев падает урожай зерновых. Как можно объяснить эти природные явления?

 

Вариант № 11.

В результате хозяйственной деятельности человек вырубает леса, осушает болота и т.д. Возможно ли самовосстановление разрушенного сообщества? Если да, то, какие процессы приведут к их самовосстановлению?

Вариант № 12.

С бурным развитием сельского хозяйства связан интенсивный выпас скота. К каким отрицательным последствиям это может привести? Какая смена сообщества: естественная или искусственная является более быстрой и почему?

 

Вариант № 13.

В лесу пищевые цепи переплетены в сложную пищевую сеть. Объясните, что произойдет, если в дубраве исчезнут: а) все крупные растительноядные копытные: зубры, олени, лоси; б) растительноядные насекомые? В каком случае последствия будут наиболее серьезными и почему?

 

Вариант № 14.

В любом биогеоценозе совершаются превращения энергии, воды и других веществ. В чем заключаются основные различия в превращении энергии и веществ в водных и наземных биогеоценозах?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...