Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История экономики находится в тесном единстве с двумя другими науками – экономической теорией (политической экономией) и историей экономической мысли.

Лекции по истории экономики

1. Предмет и методы истории экономики.

2. Экономическое развитие в первобытный период.

3. Экономическое развитие рабовладельческого общества.

4. Экономическое развитие при феодализме.

5. Экономическое развитие при капитализме.

 

1. История экономики первоначально существовала в рамках политической экономии. В знаменитой книге А.Смита "Исследования о природе и причинах богатства народов" содержатся историко-экономические описания. В середине XIX в. появляются специальные труды, посвященные истории экономики. У истоков истории экономики как науки стояли англичане А.Тойнби и Дж.Эшли, немцы К.Бюхер, М.Вебер, В.Зомбарт, русские М.Ковалевский и Д.Виноградов.

В конце XIX – начале XX вв в европейских университетах создаются кафедры истории экономики. В России история экономики как учебная дисциплина в высшей школе появилась 110 лет назад. Впервые этот курс был включен в программу подготовки специалистов по финансовому праву Ярославским юридическим лицеем.

Возникает ряд специальных историко-экономических периодических изданий. Первое из них – немецкий "Квартальник по социальной и экономической истории" – вышел в 1903 году. Аналогичные издания стали выходить и в Англии, Франции, Голландии и США.

В разных странах данная наука называлась по-разному: история хозяйственного быта, история хозяйства, экономическая история, история народного хозяйства. В настоящее время в нашей стране она называется историей экономики.

Отсутствие единого названия обусловлено различиями в понимании предмета науки.

Некоторые учёные рассматривают историю экономики как науку об истории производства. Другие – как историю производительных сил, форм их распределения и перераспределения. Третьи считают, что история экономики изучает происхождение и развитие различных типов хозяйства или различных типов экономики, которые они называют цивилизациями. Четвертые определяют историю экономики как науку, изучающую экономическую жизнь людей во всем её многообразии, с древнейших времён до наших дней. Причем в качестве объекта изучения выделяются экономические модели (типы), в которые организуется хозяйственная деятельность человека.

По-нашему мнению, все перечисленные определения верны, но в то же

время, взятые в отдельности, они сужают предмет истории экономики, т.к. рассматривают его только с одной стороны.

История экономики изучает экономическое развитие в историческом аспекте, изучает историю не только производства, но и распределения, обмена и потребления, для чего обязательно рассматривает и производительные силы, и производственные отношения. Её интересуют и общемировые экономические процессы, и экономика отдельных стран и народов. История экономики, по нашему мнению, изучает и экономическую политику государства в той степени, в которой она влияет на изменение экономических процессов в обществе.

История экономики – это и история возникновения и развития различных сфер и отраслей хозяйства: промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли, финансов, кредита и т.д.

Социальные, политические, военные и другие аспекты жизнедеятельности людей, народов, стран интересуют историю экономики в той мере, в которой они оказывают влияние на экономические процессы.

История экономики пытается объяснить прошлое хозяйства, дать ключ к пониманию экономических событий и явлений, помочь осознать перспективы развития мировой экономики, экономики отдельных стран, отраслей и видов деятельности.

История экономики находится в тесном единстве с двумя другими науками – экономической теорией (политической экономией) и историей экономической мысли.

История экономической мысли дает возможность проследить изменение представлений экономистов об экономических процессах и явлениях. Экономическая теория обобщает эти представления, выделяя в них наиболее существенное, позволяющее представить определённый этап развития как целостную систему. В истории экономики мы получаем возможность сравнить теоретические рассуждения и их практическую реализацию в отдельных странах и в мировой экономике в целом. Поэтому без изучения этих трех наук невозможно сформировать основы экономического мышления.

Изучение истории экономики невозможно без её периодизации. И в этом вопросе между историками-экономистами пока не достигнуто единства (также как и между историками вообще). В научных целях возможно и необходимо рассматривать разные периодизации. В учебных же целях с нашей точки зрения наиболее оправданной является традиционная для нашей страны периодизация

- по способам производства или, как сейчас принято говорить, по периодам, эпохам, хотя в основе всё равно остается разделение на первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный и капиталистический способы производства. В основе понятия способ производства лежит единство производительных сил и обусловленных ими производственных отношений.

К. Маркс выдвинул формационную теорию периодизации социально-экономической истории. Он различал первичную (архаичную), вторичную (экономическую) и третичную (коммунистическую) формации. В основе предложенной классификации лежит тип собственности, являющийся основой способа производства. Под способами производства К. Маркс понимал достаточно завершенные социально-экономические системы внутри каждой общественной формации. Азиатский, античный, феодальный и современный ему буржуазный способы Маркс относил к вторичной формации.

Понятие «общественно-экономическая формация» было введено в научный оборот В.И. Лениным в 1894 г. и закреплено работами И.В. Сталина в середине 30-х годов. Мировая история в зависимости от господствующего вида собственности на средства производства оказалась поделенной на пять общественно-экономических формаций. Таким образом, сложился формационный подход к истории, господствовавший в отечественном обществоведении более полувека.

В последние десятилетия в России все больше сторонников приобрел цивилизационный подход к изучению истории, в том числе экономической.

Термин «цивилизация» известен с XVIII в.; тогда им обозначали определенный уровень развития общества, наступающий после эпохи дикости и варварства. Главным признаком цивилизации считалось появление письменности, городов, классов и государства. Однако до настоящего времени не удалось дать всеобъемлющего, всеми признаваемого понятия «цивилизация».

Современные отечественные исследователи предлагают различать мировые цивилизации – длительные исторические циклы развития, включающие группу стран или регионы, и локальные – более короткие исторические циклы, включающие одну или несколько стран, имеющих общую специфику. Таким образом, предпринимается попытка преодолеть основной порок цивилизационного подхода, разрывающего единство всеобщей человеческой истории. Преувеличенное внимание к истории цивилизаций объясняется кризисом советского, а затем российского обществоведения, стремящегося на обломках прежней, формационной концепции создать «новую» теорию, основывающуюся исключительно на базе цивилизационного подхода.

На наш взгляд, очередное увлечение «новомодными» идеями не принесет пользы науке. И «старый» формационный, и «новый» цивилизационный подходы не только не исключают, а, напротив, взаимодополняют друг друга. Еще А. Тойнби определил цивилизации как развитие человеческих обществ в стремлении подняться над примитивным образом существования к более высокому уровню культуры. Следовательно, цивилизации– это прогрессивное движение общества, движение от простого к сложному, а формации – ступени цивилизаций, которые со временем, изжив себя, требуют замены. Не случайно в современной западной литературе цивилизационный фактор рассматривается не как историческая данность, а как важнейшее обстоятельство, определяющее развитие.

Французский историк Ф. Бродель представляет мировую экономическую историю как чередование высокоразвитых «миров–экономик», задающих ритм жизни всему человечеству.

В начале XX в. А. Пенти впервые определил будущее человечества как постиндустриальную цивилизацию. В 50–70-е годы XX в. в западной социологии оформилась теория постиндустриального общества, разделившая историю человечества на доиндустриальное (аграрное), индустриальное и постиндустриальное общество. Согласно Д. Беллу, индустриальное общество отличается от доиндустриального и постиндустриального по доминирующему типу ресурсов, методу их использования, технологии, основанной на капитале, труде или знаниях, по характеру отношения человека к окружающему миру и другим людям.

Одновременно в экономической науке складывается теория экономических систем, рассматривающая всю историю человечества как модификацию только двух типов хозяйства: центрально управляемого и децентрализованного (рыночного).

Таким образом, в современной историко-экономической науке отсутствует единообразие в определении предмета и периодизации истории экономики.

Современная экономическая история как отрасль гуманитарных знаний возникла сравнительно недавно – в конце 20–30-х годов XX в. Мировой экономический кризис, разрушивший прежние, казавшиеся незыблемыми ценности, показавший несостоятельность старых экономических теорий и воззрений, проявил повышенный интерес общества к экономическому прошлому.

В настоящее время в историко-экономической науке сложились две школы, два центра. В США, а затем в Великобритании в 60-е годы сформировалась так называемая «новая экономическая история». Эта школа, тесно связанная с экономической теорией и применением экономико-математических и количественных методов, исследует главным образом проблемы экономического роста и долговременные тенденции развития экономики. В ее рамках развивается «историческая экономика», изучающая воздействие различных факторов и элементов экономической системы на экономический рост.

В континентальной Европе особое место занимает зародившаяся в 20-е годы французская «новая историческая наука», или школа Анналов. Ее создатели М. Блок и Л. Февр выдвинули новый принцип исторического исследования «история – проблема», пришедший на смену повествовательному историописанию. Историк задает прошлому те вопросы, которые актуальны и важны для современности.

До середины 80-х годов история экономики как отрасль научных знаний существовала как бы на обочине «социальной» истории, теоретической и прикладной экономик. Признанием возросшего интереса к историко-экономическим проблемам стало присуждение в 1993 г. американским ученым Р. Фогелю и Д. Норту Нобелевской премии за разработку экономических методов изучения истории.

Экономическая история, или история экономики, – самостоятельная наука, развивающаяся система знаний, использующая как экономические, так и исторические методы познания. Она развивается в тесной связи с экономической теорией. Историко-экономический материал является либо подтверждением верности теории, либо основанием для критики ее ошибочных построений. Хорошо изученные, систематизированные, проанализированные факты могут стать основанием для создания новых экономических теорий.

История экономики выполняет определенную прогнозирующую задачу. Ведь, исследуя то или иное явление в экономике, необходимо не только точно установить содержание, но и предвидеть его будущее развитие, а это можно сделать, лишь опираясь на прошлое. Экономика – процесс, нынешняя данность – это лишь момент в этом процессе. Любое экономическое явление имеет исторические корни, и не учитывать этого нельзя, особенно в условиях создания нового экономического порядка.

История экономики имеет большое значение для общепрофессиональной и специальной подготовки студентов-экономистов, так как ее предметом является изучение хозяйственной деятельности различных народов в разные исторические эпохи, развитие экономики в комплексе, т.е. во всех ее формах и структурных проявлениях.

История экономики – это история движения, изменчивости, история сдвигов в структуре экономики. Она используется для изучения прошлого, для анализа текущей экономической деятельности. Как справедливо отмечает Д. Мак-Клоски: «Экономист, который прыгает на экономической ноге, поджав историческую, отличается узким взглядом на сегодняшние события, приверженностью к текущим, мелким экономическим идеям, неспособностью оценивать сильные и слабые стороны экономических данных и отсутствием умения прилагать экономический анализ к крупным проблемам*».

* Мак-Клоски Д. Полезно ли прошлое для экономических наук? //Thesis. 1993, T.I, вып.1. С.130–131.

 

Задача истории экономики расширить кругозор, сформировать экономическую культуру будущего экономиста. Он должен осознавать, что история уже провела множество хозяйственных экспериментов. История экономики, независимо от того можно ли ее использовать для непосредственной проверки экономических законов или выработки экономической политики, представляет собой коллективную память и является источником мудрости.

История экономики обладает не только мировоззренческой, но и важной гуманистической функцией – учит экономиста, менеджера, что любое хозяйственное решение имеет не только стоимостное выражение, но и конкретную политическую и моральную цену.

История экономики выполняет ряд важнейших функций в процессе обучения:

на конкретных примерах помогает усваивать экономическую терминологию;

формирует экономическое мышление, придает ему реализм, историзм и масштабность.

Бесспорно, не следует преувеличивать роль истории экономики при подготовке экономистов, как это делали представители немецкой исторической школы, заявлявшие, что история должна господствовать в экономическом образовании, но и нельзя низводить ее до роли «приложения» общепрофессиональных и специальных экономических дисциплин.

Примечательно, что для большинства зарубежных высших учебных заведений курс истории экономики стал необходимой составной частью профессиональной подготовки не только экономистов, но и юристов, политологов, социологов. Последнее обстоятельство связано с междисциплинарным характером историко-экономической науки, находящейся на стыке «социальной» истории, экономической теории, истории экономической мысли и конкретных экономических наук. Она позволяет познакомить студентов с разнообразными явлениями, выходящими часто за рамки сугубо экономических вопросов.

2. Этот период начался вместе с появлением человека и господствовал на земном шаре до V – IV тыс. до н. э.

Но история экономики охватывает не весь этот период, а ту его часть, которая начинается с изготовления орудий труда (40 тыс. лет до н. э.).

Первые орудия труда носили универсальный характер. Они предназначались для выполнения самых различных трудовых операций.

Первоначально главной формой трудовой деятельности было собирательство пищи. С изобретением каменного топора и копья основным занятием становится охота.

Изобретение способа добывания огня позволило перейти к изготовлению более совершенных орудий труда (на основе лучшей обработки дерева, камня и глины). Орудия труда дифференцируются, а это ведет к дифференциации и специализации видов трудовой деятельности.

На основе применения лука и стрел охота становится более успешной и обеспечивает людей большим количеством пищи. Постепенно люди начинают не только убивать зверей, но и ловить и приручать их. На базе приручения животных развивается скотоводство. Сначала человек приручил собаку, которая стала сопровождать его на охоте. Затем были приручены свинья, коза, крупный рогатый скот и лошадь.

Совершенствование орудий труда позволило перейти от собирательства к возделыванию отдельных культур. Возникает земледелие. Наиболее древними из современных культурных растений являются пшеница, рис, рожь, кукуруза, лук, капуста, лен, хлопок.

Использование прирученных животных обеспечило переход от примитивного земледелия к пахотному земледелию (с использованием тягловой силы животных).

Развитие производительных сил привело к возникновению строительного дела (сооружение жилищ-шалашей, землянок, свайных построек, жилищ со стенами и крышей), производства одежды, предметов домашнего обихода, гончарных изделий. Появляются первые средства передвижения – волокуши, сани, лодки, парус, изобретается колесо.

Первой формой организации труда первобытных людей была простая кооперация, т.е. такая форма, при которой более или менее значительное количество людей участвуют в одном и том же процессе труда или в разных, но связанных между собой процессах труда. Это создавало большую производительную силу, чем простая сумма составляющих её единиц.

В дальнейшем первобытные люди научились плавить и обрабатывать металлы и создавать из них орудия труда (медь, бронза, железо). Переход к изготовлению и применению в производстве орудий труда из металла ознаменовал переход к разложению первобытного строя.

С развитием производительных сил изменяются и отношения между людьми в процессе труда (общественно-экономических отношений).

Первой формой таких отношений был род 1, объединявший группу людей, связанных кровным родством. Роды объединялись в племена. Но, несмотря на наличие племенных объединений, основной хозяйственной единицей был род, родовая семья, родовая община. В зависимости от экономической роли женщины и мужчины на различных этапах родового строя формой родовой общины был либо материнский род (матриархат), либо отцовский род (патриархат).

 

1 В дородовой период существовало первобытное человеческое стадо.

Господствующее положение женщины в период матриархата было обусловлено тем, что основные средства существования добывались женщинами, занимавшимися мотыжным земледелием, собирательством. Женщины вели общинное хозяйство, создавали и хранили общинные запасы.

Приручение диких животных, кочевое скотоводство по мере развития производительных сил повысили роль мужчины. Этому же содействовал и переход от мотыжного к плужному земледелию. В результате снижения экономической роли женщины и превращение мужчины в главного добытчика средств к существованию произошел переход от матриархата к патриархату, и счет родства стал вестись по отцовской линии.

Коллективный характер труда первобытных людей определял и характер присвоения производимых продуктов – коллективный. В общинной собственности находились земля, инвентарь, лодки, жилые постройки и т.д. В родовой общине наряду с общинной собственностью появляется и личная собственность членов общины на некоторые виды личного оружия, необходимого для самозащиты, отдельные бытовые предметы – одежда, украшения. Но и личная собственность была связана с общиной и основывалась на ней.

В первобытный период существовало достаточно разнообразное хозяйство: охота, земледелие, скотоводство, изготовление орудий труда и предметов домашнего обихода и т.д. Но прочного и устойчивого разделения труда внутри общины не было. Существовало лишь естественное разделение труда по полу и возрасту (половозрастное). Распределение труда между различными видами деятельности осуществлялось советом старейшин. Отсутствие закрепленного разделения труда позволяло свободно перебрасывать рабочую силу с одного вида занятий на другое, а значит сосредоточить её на том участке, который в данный момент был особенно важен.

Производство в первобытный период носило самодовлеющий, натуральный характер – продукты производились для непосредственного потребления. Каждая община жила за счёт того, что сама добывала. Внутри общины существовало уравнительное распределение, обусловленное общинной собственностью. Кроме того, в условиях низкого уровня развития производительных сил это был единственный способ обеспечить выживание общины в целом. Выделение дополнительной пищи отдельным членам общины, чаще молодым и сильным, было обусловлено тем, что в определённых ситуациях именно от них зависела жизнь всей общины.

Таким образом, в первобытный период коллективный труд, общинная собственность и уравнительное распределение были основными средствами выживания и сохранения жизнедеятельности каждого человека.

В этот период времени все члены общины занимали одинаковое положение в производстве и распределении. Выделение отдельных людей могло произойти только в силу их авторитета, связанного с возрастом и накопленным опытом.

По мере освоения человеком металлов происходит рост производительных сил, который породил принципиально новые явления в экономической жизни общества – прибавочный труд и прибавочный продукт. Прибавочный продукт – это продукт, производимый сверх необходимого для существования общины.

Это явление тесно связано с возникновением общественного разделения труда между отдельными родовыми общинами и племенами.

Первое крупное общественное разделение труда – это разделение скотоводства и земледелия; второе – отделение ремесла от сельского хозяйства.

Появление прибавочного продукта повлекло за собой возникновение обмена.

При этом отделение ремесла от сельского хозяйства приводит к тому, что возникшее ранее производство продуктов специально для обмена, приобретает регулярный и устойчивый характер.

Регулярное товарное производство придаёт и обмену такой же характер Первоначально один продукт, произведенный для обмена (товар), непосредственно обменивался на другой товар без соблюдения каких-либо пропорций: ненужный товар обменивался на нужный. Но постепенное для облегчения и упорядочения обмена люди начинают применять единый эквивалент. На начальных этапах развития обмена в качестве такого эквивалента у разных народов использовались разные товары – скот, меха, ракушки и т.д. Но постепенно эта роль начинает переходить к металлам.

Развитие товарного производства сыграло важную роль в разложении первобытных отношений. Развитие производительных сил привело к тому, что отдельные члены общины получили возможность производить всё необходимое им своими силами. Появилась тенденция к индивидуализации производства. Необходимость общего труда, как средства выживания стала постепенно исчезать. Индивидуализация производства привела к возникновению частной собственности на средства производства.

С изменением характера производства в составе родовой общины возникает и постепенно выделяется новая общественная меткаиндивидуальная семья. Со временем родовая община распадается и появляется соседская община. Она состояла из людей, объединенных не родственными узами, а территориальными связями. У земледельческих народов появляется сельская община, у скотоводческих – кочевая соседская община.

От различий в формах существования соседской общины зависело то, каким образом и в каких формах начинали складываться новые отношения, основанные уже на частной собственности. У многих народов общинные отношения сохранялись ещё длительное время, сосуществуя с новыми отношениями, а у отдельных народов сохранились до настоящего времени.

Развитие обмена и частной собственности приводит к возникновению рабства. Первым источником рабов были межплеменные столкновения. Они

происходили и раньше, но пленных убивали. Теперь же стало выгодно заставлять пленных работать в качестве рабов.

Первые рабы начали появляться ещё в период патриархата, поэтому и рабство той же эпохи принято называть патриархальным. Рабский труд не мог ещё полностью заменить труд свободных людей (из-за низкой производительности), который продолжал составлять основу производства. Труд же рабов играл подсобную роль.

Возникновение обмена, частной собственности и рабства привело к появлению имущественного неравенства. Постепенно формируется богатая и влиятельная верхушка общины – аристократия, стремившаяся использовать членов общины и общинное хозяйство для своего обогащения. В конце концов она захватывает все земли и объявляет членов общины – "сидящими" на их земле.

Все перечисленные изменения привели к разложению первобытного общества, хотя его пережитки сохранялись ещё достаточно долго, а у некоторых народов до сих пор.

 

3. Рабовладельческий период – это первый период, развитие которого основано на частной собственности на средства производства.

Этот период сложился на рубеже IV и III тыс. до н.э. и просуществовал в наиболее развитых по тому времени странах Азии, Европы и Африки до III – V вв. н.э.

Процесс возникновения рабовладельческих отношений протекал в разных странах по-разному. Вместе с тем имелись общие для всех стран и народов основные экономические условия, подготовившие этот переход:

- развитие производительных сил общества до такого уровня, когда становится возможным создание прибавочного продукта;

- появление индивидуального хозяйства;

- развитие имущественного неравенства, появление зажиточной верхушки, представители которой вели сравнительно крупное хозяйство и нуждались в дополнительной рабочей силе.

Основными отраслями производства в рабовладельческий период были земледелие, скотоводство и ремесло, при преобладании первых двух (сельского хозяйства).

Орудия труда в этот период развивались медленно и преимущественно в отраслях, работавших в значительной степени на рынок – кузнечное и гончарное дело, ткачество, мукомольное производство.

Происходит дальнейший рост общественного разделения труда, специализация внутри сельскохозяйственного и ремесленного производства. Возник ряд новых отраслей, например, добыча железной руды, золота, серебра; прядение отделись от ткачества; в самостоятельные отрасли выделилось производство одежды, украшений, оружия. В сельском хозяйстве появилось садоводство, виноградарство, льноводство, возделывание масличных культур и т.п.

Сравнительно высокого развития достигли многие отрасли знания – математика, механика, астрономия, архитектура и строительство, философия и др. лавной производительной силой в рабовладельческий период была простая кооперация рабского труда. Только эксплуатация больших масс рабов могла создавать такой объём прибавочного продукта, который позволял рабовладельцам удовлетворять свои потребности не участвуя в труде, а также обеспечивал потребности общественного развития.

Рабовладельческие отношения покоились на собственности рабовладельцев не только на все вещественные условия производства (землю, орудия и предметы труда), но и на самого производителя – раба. Весь произведённый продукт принадлежал рабовладельцу, который обязан был содержать раба. Обычно это содержание обеспечивало рабу полуголодное существование, что вместе с интенсивной эксплуатацией быстро истощало рабочую силу раба. Считалось выгодным выжать из раба максимум за минимальный срок, а затем заменить его новым. Поэтому жизнь раба ценилась очень низко, его считали вещью, а не личностью.

Он трудился, потому что его к этому принуждали (внеэкономическое принуждение). Т.к. у раба ничего не было, то и экономически он зависел от рабовладельца (экономическая зависимость). Абсолютная зависимость раба от рабовладельца простиралась вплоть до его жизни: убийство раба не считалось преступлением и наказывалось штрафом.

Кроме рабовладельческого производства в этот период существовало производство свободных крестьян и ремесленников. Но по мере развития рабства свободные крестьяне и ремесленники либо попадали в долговую кабалу и превращались в рабов, либо пополняли ряды нищенствующих слоев городского населения – пролетариев.

Насильственное принуждение рабов к труду требовало огромного количества надсмотрщиков, что было оправдано только в случае применения совместного труда значительной массы рабов. Кроме того, чтобы получить больше прибавочного продукта при медленном развитии производительных сил, нужно было использовать всё возрастающее число рабов. Естественно, что этот процесс не мог быть беспредельным. Основным способом получения рабов было прямое насилие (войны, набеги, разбой). Купля-продажа рабов была простым перераспределением имеющихся уже в наличии рабов, полученных в результате насилия.

Одной из важнейших особенностей рабовладельческого хозяйства, в которой проявлялся его натуральный характер, состояла в том, что значительная часть прибавочного продукта расходовалась на непроизводительные цели: на создание пышных дворцов правителей и богатых рабовладельцев, сооружение грандиозных храмов, организацию торжественных празднеств в честь побед в войнах и т.п. Это приводило к тому, что на развитие производства или вообще не направлялось никакой части прибавочного продукта,

или крайне незначительная его часть. Поэтому рост производительных сил был столь незначительным, что его можно было заметить на протяжении жизни многих поколений людей того времени.

Материальная основа расширения производства была очень ограничена. Накопленные сокровища обычно лежали без употребления.

В период рабовладения войны перестали быть результатом конфликта. Они превратились в разбой в целях захвата скота, рабов, сокровищ, стали регулярным промыслом, без которого невозможно было само рабовладение.

Большая часть того, что производилось рабами, не становилась товаром, а непосредственно потреблялась.

Но несмотря на натуральный характер рабовладельческого хозяйства, в этот период продолжается развитие товарного производства и обмена. Прежде всего это было связано с развитием ремесла, ростом специализации и увеличением объёмов сельскохозяйственного производства.

Товарный обмен в рабовладельческий период развился в систему регулярной торговли. Появились рынки – места, где совершались акты купли- продажи, приобретавшие всё более регулярный характер. Наряду с внутренней торговлей развивается и внешняя торговля.

В связи с ростом производства и торговли развивается денежное обращение. Появляются металлические деньги. Со временем деньги начинаю использоваться не только как всеобщий эквивалент и средство обмена. В ряде случаев они начинают функционировать как капитал. Исторически первыми формами капитала были торговый и ростовщический капитал.

Купцы (торговые капиталисты) выступали посредниками в операциях товарного обмена. Возникновение купцов было третьим крупным общественным разделением труда.

Капиталисты-ростовщики применяли свои капиталы в форме ссуды денег (или средств производства и предметов потребления), подлежащих возврату с процентами. Но при этом товарное производство и обмен носили подчиненный, ограниченный характер, обслуживая натуральное хозяйство.

В истории известны две разновидности рабовладельческого строя:

1. восточное рабовладение (раннерабовладельческие общества), к которому относится рабовладение в странах Древнего Востока;

2. античное рабовладение (позднерабовладельческие общества), к которому относится рабовладение в Древней Греции и Древнем Риме. Особенности этих разновидностей будут рассмотрены на семинарских занятиях. Рабовладельческий период положил начало ряду противоречий, которые, в известной степени, сохранялись до настоящего времени.

Во-первых, это противоположность между умственным и физическим трудом.

Физический труд в условиях рабовладельческого общества был уделом рабов, а умственный – привилегией рабовладельцев.

Увеличение числа рабов, обеспечивающих господствующий класс средствами к существованию и освобождавших от необходимости заниматься физическим трудом сформировало у этого класса отношение к физическому труду как к занятию, недостойному свободного гражданина.

Во-вторых, это противоположность между городом и деревней. С одной стороны, отделение города от деревни играло положительную роль, поскольку способствовало развитию специализации труда и росту его производительности. С другой стороны, город, представленный купцами, ростовщиками, сборщиками налогов, систематически присваивал все возрастающую часть труда мелких производителей-крестьян, что способствовало их разорению.

В-третьих, противоположность между крупными и мелкими хозяйствами. Мелким хозяйствам трудно конкурировать с крупными хозяйствами, способными произвести более дешёвую продукцию.

Противоречия рабовладельческого общества привели сначала к его кризису, а затем к замене новым, феодальным.

 

4. Переход к феодализму у разных народов происходил по-разному. У некоторых народов он следовал за рабовладением, у других (германцы, славяне, англосаксы, арабы, кельты и некоторые другие) – за первобытнообщинным периодом.

Но при всех различиях, при всех специфических особенностях процесса возникновения феодализма у отдельных народов главное экономическое содержание этого процесса было одним и тем же и заключалось в двух внутренне связанных моментах – образовании крупной земельной собственности феодалов и превращении непосредственных производителей в крепостных крестьян, зависимых от собственников земли.

Крупная земельная собственность в руках феодалов формировалась путем прямых захватов земель общинников, на базе крупных хозяйств рабовладельческого периода, а также путем раздачи земель на условиях вассальной зависимости нижестоящего феодала по отношению к вышестоящему.

Появление крепостных крестьян происходило у разных народов по-разному. В одних случаях это было результатом прямого насилия. В других случаях крестьяне сами искали защиты у крупных земельных собственников, ввиду тяжелого положения, в котором они оказывались из-за частых войн, произвола грабителей, многочисленных повинностей в пользу государства и т.д. Ввиду сильной религиозности населения и постоянного ожидания предрекаемого церковью "конца света" многие крестьяне отдавали себя в зависимость монастырям "на помин души".

Крепостные крестьяне находились (как и рабы) во внеэкономической зависимости от своего хозяина, которая закреплялась юридически. Но в отличие от рабов крепостные крестьяне имели средства производства (орудия труда, скот, землю, полученную от феодала и др.), а также жильё и хозяйственные постройки. В отличие от рабства, где главным источником рабочей силы являлись войны, индивидуальное крестьянское хозяйство обеспечивало более или менее регулярное воспроизводство рабочей силы, т.к. являлось основой существования крестьянина и его семьи.

Экономическим выражением монополии феодала на землю и неполной собственности на крестьян была феодальная рента. Существовало три вида ренты:

Отработочная рента (барщина).

При барщинном хозяйстве вся земля феодала распадалась на две части. Одна часть – земля феодала (барская земля или домен), на которой крестьяне трудились определённое количество дней в неделю (количество дней в разных странах в разные периоды времени было разным). Результат этого

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...