Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Схема работы по методике лири




ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

СВОЙСТВ, ВЛИЯЮЩИХ НА

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Т. ЛИРИ

Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в ма­лых группах. С помощью данной методики выявляется преобла­дающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношений наиболее ча­сто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дру­желюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при ана­лизе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследо­вании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум перемен­ным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелю­бие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность.

Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секто­ры. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозна­чены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелю­бие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь — соответственно более частным отношениям. Для еще бо­лее тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще исполь­зуются октанты, определенным образом ориентированные отно­сительно двух главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каж­дой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикаль­ная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от цент­ра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каж­дом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суж­дения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработ­ке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблю­даемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для опи­сания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями диагно­стики меняется инструкция для ответа.

Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, "социальное "Я", "реальное "Я"", "мои партнеры" и т.д.

Методика может быть представлена респонденту либо спис­ком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые со­ответствуют его представлению о себе, относятся к другому че­ловеку или его идеалу.

В результате производится подсчет баллов по каждой октан­те с помощью специального "ключа" к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от цент­ра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный про­филь.

 

ДОМИНИРОВАНИЕ

 
 
АГРЕССИВНОСТЬ

 
 
Д РУЖЕЛЮИЕ


ПОДЧИНЕНИЕ

По специальным формулам определяются показатели по ос­новным факторам: доминирование и дружелюбие.

Доминирование - (I — V) + 0,7 х (VIII + II — VI)

Дружелюбие - (VII — III) + 0,7 х (VIII — II — IV + VI)

Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представ­лениями разных людей. СВ. Максимовым приведены индексы точ­ности рефлексии, дифференцированности восприятия, степени бла­гополучности положения личности в группе, степени осознания лич­ностью мнения группы, значимости группы для личности.

Методический прием позволяет изучать проблему психоло­гической совместимости и часто используется в практике семей­ной консультации, групповой психотерапии и социально-психо­логического тренинга.

СХЕМА РАБОТЫ ПО МЕТОДИКЕ ЛИРИ

1. Пройти опросник с инструкцией «Я – человек, который….». И занести ответы в таблицу (дана после текста опросника)

1)умеет нравиться;

2)производит сильное впечатление на окружающих;

3)умеет распоряжаться, приказывать;

4)умеет настоять на своем

5)обладает чувством собственного достоинства;

6)независим;

7) способен сам позаботиться о себе;

8)может проявить безразличие к человеку;

9)способен быть суровым;

10) строг, но справедлив;

11) может быть искренним;

12) критичен по отношению к другим;

13) любит поплакаться;

14)часто бывает печален;

15)способен проявлять недоверие;

16) часто разочаровывается;

17)способен критически отнестись к себе;.

18) способен признавать свою неправоту;

19)охотно подчиняется;

20)покладист;

21)благороден;

22)способен восхищаться и склонен к подражанию;

23)уважителен;

24)ищет одобрения

25)способен к сотрудничеству;

26)стремится ужиться с другими

27)доброжелателен;

28)внимателен и ласков;

29)деликатен;

30)способен ободрять;

31)всегда может откликнуться на призыв о помощи;

32)бескорыстен;

33)способен вызвать восхищение;

34)пользуется уважением;

35)обладает талантом руководителя;

36)любит брать на себя ответственность за общее дело;

37)уверен в себе;

38)самоуверен и напорист;

39)деловит, практичен;

40)всегда готов соперничать;

41)строгий и крутой, где надо

42)неумолим, но беспристрастен;

43)раздражителен;

44)открыт и прямолинеен;

45)не терпит, чтобы им командовали;

46)скептичен (подвергает все сомнению);

47)не слишком впечатлителен;

48)обидчив, щепетилен;

49)легко смущается;

50)неуверен в себе;

51)уступчив;

52)скромен;

53)часто прибегает к помощи других;

54)признает авторитеты;

55)охотно принимает советы;

56)доверчив и стремится радовать других;

57)всегда любезен со всеми;

58)дорожит мнением окружающих;

59)общителен и уживчив;

60)добросердечен;

61)всегда со всеми добр и вселяет в людей уверенность;

62)нежен и мягкосердечен;

63)любит заботиться о других;

64)всегда щедр;

65)любит давать советы;

66)производит впечатление значительной личности;

67)начальственно-повелителен;

68)имеет властный характер;

69)хвастлив;

70)надменен и самодоволен;

71)думает только о себе;

72)умеет хитрить;

73)нетерпим к ошибкам других;

74)расчетлив;

75)откровенен;

76)часто недружелюбен;

77)озлоблен;

78)высказывает жалобы;

79)ревнив;

80)долго помнит обиды;

81)склонен к самобичеванию

82)застенчив;

83)безынициативен;

84)кроток;

85)зависим, несамостоятелен;

86)любит подчиняться

87)предоставляет другим принимать решения;

88)легко попадает впросак;

89)легко поддается влиянию друзей;

90)готов довериться любому;

91)благорасположен ко всем без разбора;

92)всем симпатизирует;

93)прощает все;

94)переполнен чрезмерным сочувствием;

95)великодушен и терпим к чужим недостаткам;

96)стремится помочь каждому;

97)стремится к успеху;

98)ожидает восхищения от. каждого;

99)распоряжается другими;

100)деспотичен;

101)относится к окружающим с чувством превосходства;

102)тщеславен

103)эгоистичен;

104)всегда холодей, черств;

105)язвителен, насмешлив;

106)всегда зол, жесток;

107)часто гневен

108)всегда бесчувствен, равнодушен;

109)злопамятен;

110)проникнут духом противоречия;

111)всегда упрям;

112)всегда недоверчив и подозрителен;

113)всегда робок;

114)всегда стыдлив;

115)всегда услужлив;

116)всегда мягкотел;

117)почти никому не возражает;

118)всегда навязчив;

119)любит, чтобы его опекали;

120)чрезмерно доверчив;

121)стремится снискать расположение каждого;

122)со всеми соглашается;

123)всегда со всеми дружелюбен;

124)всех любит;

125)слишком снисходителен к окружающим;

126)старается утешить каждого;

127)заботится о других в ущерб себе;

128)портит людей своей чрезмерной добротой.

 

№ п/п 1 вопрос вопрос № п/п вопрос вопрос № п/п 1 вопрос вопрос № п/п вопрос вопрос октант    
1.     33.     65.     97.     I    
2.     34.     66.     98.    
3.     35.     67.     99.    
4.     36.     68.     100.    
5.     37.     69.     101.     II    
6.     38.     70.     102.    
7.     39.     71.     103.    
8.     40.     72.     104.    
9.     41.     73.     105.     III    
10.     42.     74.     106.    
11.     43.     75.     107.    
12.     44.     76.     108.    
13.     45.     77.     109.     IV    
14.     46.     78.     110.    
15.     47.     79.     111.    
16.     48.     80.     112.    
17.     49.     81.     113.     V    
18.     50.     82.     114.    
19.     51.     83.     115.    
20.     52.     84.     116.    
21.     53.     85.     117.     VI    
22.     54.     86.     118.    
23.     55.     87.     119.    
24.     56.     88.     120.    
25.     57.     89.     121.     VII    
26.     58.     90.     122.    
27.     59.     91.     123.    
28.     60.     92.     124.    
29.     61.     93.     125.     VIII    
30.     62.     94.     126.    
31.     63.     95.     127.    
32.     64.     96.     128.    

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...