Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Константин Дмитриевич УШИНСКИЙ

«О народности в общественном воспитании»

Источник: Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1/Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - 416 с.

Общая характеристика: статья (62 страницы) состоит из 8 глав: Общие исторические основы европейского воспитания; Характеристические черты германского общественного воспитания; Общественное воспитание в Англии; Общественное воспитание во Франции и два слова о методе Жакото; Общественное образование в Северо-Американских Штатах; Народный идеал воспитания и его теория в Германии: ее защитники и противники; Характер. Его элементы. Наследственность темпераментов. Влияние жизни и воспитания на характер. Элемент народности в характере человека; Воспитание и характер. Какую роль играет народность в воспитании?

Статья опубликована в 1857 году, т.е. некоторые приведенные в ней факты и наблюдения сегодня, несомненно, имеют другое значение.

Вопрос о народности в науке: если под "наукой" понимать "собрание результатов добытых человеком в познании законов природы, разума и истории, то ясно само собой, что о народности здесь не может быть и речи. Наука потому и наука, что принимает в область свою только те выводы, которые справедливы по законам общего человеческого мышления" [с.194]. "Каждый образованный народ только тогда имеет значение в науке, когда обогащает ее истинами, которые остаются такими для всех народов" [с.194]. "Могла ли бы, наконец, идти наука вперед, если бы каждый народ создавал для себя особую науку, не усваивая результатов, добытых его предшественниками и современниками?" [с. 195]

Хотя оттенок народности неизбежно проглядывает в обработке науки, он не касается ее результатов. Например: "если в историке можно почти всегда узнать француза, англичанина или немца, то это только потому, что каждый из них разрабатывает одну сторону предмета, к которой влечет его национальный характер. Но результаты, добытые такими учеными, верны для каждого человека относительно той стороны предмета, которой они занимались, в противном случае эти результаты не войдут в науку" [с.194]. Такое народное влечение к той или другой науке или к определенной стороне предмета вырабатывается в каждом народе вследствие природных или исторических причин.

Воспитание - не наука: для него наука не цель, а одно из средств, которыми оно развивает в человеке свой собственный идеал. Воспитание берет человека как он есть, со всеми его народными и единичными особенностями, воспитание обращается к характеру человека, а характер и есть та почва, в которой коренится народность.

Общие исторические основы европейского воспитания:

христианская церковь, объединившая средневековую Европу сетью своих учреждений, прямо или косвенно определяющих общественную жизнь: единство университетов, школ, общая для всех "немногосложная средневековая наука" (семь свободных искусств), везде один и тот же латинский язык, всюду одинаковы педагогические установления. Результат: единство духовной жизни Европы.

Возрождение классической древности, классицизм поддержал единство духовной жизни Европы, когда религиозное единство начало колебаться к концу средних веков.

Начало образования национальных систем воспитания: в Новое время вся жизнь Европы стала проходить внутри отдельных государств, подчиняясь в каждом из них своему особенному развитию. Общественное воспитание, став одним из элементов государственной и народной жизни, пошло у каждого народа своим особенным путем. Несмотря на упомянутое внешнее сходство, "в каждой стране под общим названием общественного воспитания и множеством общих педагогических форм кроется особенное характеристические понятие, созданное характером и историей народа" [с.198]. У каждого народа своя особая цель и свои особые средства к достижению этой цели. И хотя в школах всего образованного мира везде преподается одна и та же латинская и греческая грамматика, изучаются одни и те же греческие и латинские писатели, та же история с своими нескончаемыми пуническими войнами, но всякий народ ищет и находит в этих всемирных учителях особенную пищу, сообразную его национальности.

Характерные черты германского общественного воспитания: типичная черта германского характера, которая до сих пор определяла значение Германии во всемирном развитии человечества - склонность к отвлечению (абстракциям) и выходящая из нее склонность к системе. Для немца недостаточно понять вещь, ему нужно определить ее и дать ей место в системах своих знаний. Определениями пустейших и ничтожнейших предметов набиты кипы немецких учебников.

Итак, глубокомыслие и ученость - лицевая сторона этой народной наклонности, мелочный формализм и педантизм - оборотная. Эта красная нить германского характера стала основой общественного образования Германии.

Прежде всего и более всего немецкое воспитание стремится к всесторонности и систематичности познаний. Программы немецких факультетов, гимназий пугают своею многосложностью и громадностью. В Германии наука и ученость являются окончательной целью воспитания. "Умение приложить знания к делу, укрепление душевных способностей, развитие характера, внешняя полировка человека составляют для немецкой педагогики вопросы второстепенные. Она и на самый характер человека думает действовать не иначе, как через посредство знаний" [с.200]. Человек ученый и человек хорошо воспитанный - для немца одно и то же.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В АНГЛИИ:

Цель и идеал английского воспитания: развитие характера, образа мыслей, манер истинного джентльмена. Эта цель крайне противоположна германскому воспитанию, т.к. менее всего заботится о полноте и систематичности знаний, а ученость ей представляется лишь одной из профессий человека, которой он может заняться, если ему нечего более делать.

Английское общественное воспитание: предоставлено усилиям частных лиц и церкви. Правительственной или общей государственной системы образования в Англии нет вовсе. Образование граждан государства не входит в число обязанностей английского правительства, и сама эта идея, укоренившаяся в Германии вместе с протестантизмом, чужда Англии.

Английское общественное воспитание существует для аристократов и джентри (небогатого дворянства), которое хотя не отделено от остальной массы народа никакими законными правами, но на деле составляет особенный класс - опору английского общественного устройства.

Народным образованием занимается 1) англиканская церковь, которая считает общественное образование своей частной привилегией; и 2) филантропия богатых людей: по числу благотворительных учебных заведений Англия занимает первое место между государствами Европы, все эти учреждения - частные.

Деятельность правительства в сфере образования ограничивается 1) элементарными школами для беднейшего класса. 2) инспекцией над воспитательными учреждениями: это возможно путем добровольного контракта с обеих сторон: правительственный комитет выделяет денежные средства учебному заведению, а взамен получает от него право инспекции и надзора.

Причины устойчивости классического характера английского воспитания: средневековые корпорации Оксфорда и Кембриджа, как и другие укрепленные давностью знаменитые школы Англии - Итон, Вестминстер, Харроу, Рюгби - являются вековыми и могущественными опорами всей системы английского общественного воспитания, задают тон педагогике других более мелких корпораций и частных учебных заведений. Они свято сохраняют существующие столько столетий традиции.

"Каков характер народа, таков и характер его воспитания":

Английский джентльмен, как и немец, просиживает лучшие годы своей молодости за классиками и приобретает в классической литературе твердые, никогда не изглаживающиеся познания. Но англичанин ищет в классиках не предметы исторического изучения или философского анализа, за которыми гоняется немец, а привычки к той силе и ясности языка, определенности и точности выражений, которыми отличается классическая литература.

Главное в английском воспитании - образование и укрепление характера, привычки владеть собой (selfgovernment), отличающей всякого истинного джентльмена. Английские древние университеты и школы более воспитательные, чем учебные, заведения. Школьная дисциплина поддерживается более всего самими воспитанниками и состоит в повиновении письменному закону и обычаям, которые держатся столетиями во многих старых школах.

"Чем ранее начнете вы обращаться с мальчиком как с взрослым человеком, тем он скорее человеком сделается" - это изречение Дж. Локка - аксиома английской педагогики. Это отчасти негативная сторона английской педагогики - слишком раннее взросление ребенка, такая ранняя сдержанность и замкнутость, конечно, полезны в жизни, но дышат холодом во взрослом человеке и неприятно поражают в ребенке. "Эти маленькие, холодные джентльмены, так умеющие держать себя, не по нутру славянской размашистой природе. Английское воспитание так увлеклось полезным (useful) в развитии детского характера, что часто пренебрегает тем, что в нем есть прекрасного... Педагогика, развивая в ребенке будущего человека, не должна забывать, что детство также есть период жизни, и часто лучший ее период" [с.206].

ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ФРАНЦИИ:

Общественное воспитание во Франции: гораздо труднее определить характер французского общественного воспитания именно потому, что в нем мало характера: основы устройства общественного воспитания во Франции положены Наполеоном Бонапартом. Однако это "гениальное создание великого человека", предусматривавшего независимость образовательной системы от борьбы партий и политических переворотов, медленно подтачивается чередой политических сил, пребывавших у власти во Франции. Французское учебное ведомство, "если оно может чем-нибудь похвалиться, так это необыкновенной централизацией, доведенной до того, что каждое элементарное училище отражает в себе малейшую перемену в министерстве, а таких перемен приходилось во Франции до сих пор на каждый год по нескольку" [с.211].

Семейное воспитание во Франции существует как редкое исключение, родители стараются как можно скорее сбыть детей в пансион или колледж. Отсюда понятно, что общественное воспитание во Франции должно было бы заменять семью такому множеству детей, но нет ничего семейного во французских учебных заведениях.

Французские школы больше служат и спекулируют, чем занимаются воспитанием. Наперегонки одна перед другой они стараются выставить напоказ образцовых воспитанников, не заботясь о других. Педагогическая дисциплина вся направлена к тому, чтобы развить самолюбие воспитанников и заставить соревноваться друг с другом тех из них, которые имеют соответствующие природные способности; остальные должны сидеть смирно и не мешать.

Характерные черты французского общественного воспитания: внешний блеск, тщеславие и материальная польза.

Классические языки и классическая литература составляют основу французского общественного воспитания. Но француз прибавляет к древним классикам и своих собственных и изучает тех и других чаще всего на память. Он не углубляется в грамматические и филологические тонкости, слегка пробегает содержание древней литературы, но выучивает наизусть эффектные фразы, которые будет цитировать при всяком удобном случае. Так же поступает он со своими классиками, изучение которых занимает большую часть его школьной жизни.

Вся классная дисциплина основывается на принуждении, с одной стороны, и на развитии самолюбия, с другой. В самолюбии учеников французская педагогика нашла сильнейший рычаг и работает им беспощадно: французские наставники жалуют своих воспитанников орденами, производят их в чины и печатают их имена в газетах. Француз учится отчасти для того, чтобы приобрести технические познания, которые понадобятся ему в жизни, отчасти для того, чтобы получить известный лоск, необходимый образованному человеку в обществе, но более всего для того, чтобы отличиться на экзамене и прочесть свое имя в газете.

Однако если ученое образование, общее умственное развитие и воспитание нравственности и характера мало достигаются французским образованием, то французские технические учебные заведения процветают и служат примером для всей Европы.

Метод Жакото: основанный на запоминании текстов метод обучения родному и иностранному языкам. Как видим, Жакото не изобрел ничего нового, только соединил в своем методе все характерные черты французского воспитания: заучивание наизусть целых тирад из греческих, римских и французских классиков, словесные и письменные подражания им задолго до Жакото составляли главное занятие воспитанников французских колледжей и лицеев.

Аргументы Ушинского против этого метода: "лучше писать неловко, тяжело, да по-своему, чем чужими готовыми фразами... из собственного своего тяжелого слога вырабатывался слог великих писателей и даже просто дельных людей, а из чужих готовых фраз выйдут только фразы, которыми так обильна французская литература, и более ничего не выйдет" [с.216].

ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СЕВЕРО-АМЕРИКАНСКИХ ШТАТАХ:

Исторические особенности: общественное образование рассматривается на примере главнейших свободных штатов так называемой Новой Англии (историческая область США, образованная английскими эмигрантами-протестантами, штаты: Вермонт, Нью-гемпшир, Массачусетс, Коннектикут, Род-Айленд). Систему общественных учебных заведений американцы начали строить снизу, а не сверху, в противоположность историческому ходу европейского образования. Североамериканское общественное образование является дальнейшим развитием английского, происшедшим вследствие освобождения американского общества от тех исторических традиций, которые упорно соблюдает Англия. Вследствие чего в основе североамериканского общественного образования лежит мысль, совершенно чуждая Англии: государственная система общественных школ. Протестантское правило, по которому образование признавалось обязательным для членов общины и каждый отец семейства должен посылать своих детей в школу, было развито пуританами Новой Англии в государственную систему общего образования. Характерные черты североамериканского общественного образования: "...отказавшись от английского понятия об общественном образовании как о деле частном, североамериканцы нашли средство примирить строгость принудительного образования пуритан с отвращением североамериканских консерваторов от централизации. Обязанность заводить школы признана за каждой общиной, которая только имеет сто семейств или хозяйств, но зато и все управление школой, ее хозяйственная и педагогическая часть находится в руках самой общины" [с.220].

Децентрализация школ: если в Германии и Франции устройство, управление и вся учебная программа школ определена самыми подробными законами, то в Америке закон ставит только несколько основных условий, все остальное предоставив самим общинам. Новые меры проводятся особенным правительственным органом, через убеждение членов общин публичными лекциями, брошюрами, примером. Такой образ действия до сих пор был весьма успешен: новая педагогическая мера, полезность которой перешла в убеждение публики, быстрее распространяется, активнее проводится в жизнь, обладает значительной устойчивостью.

В Америке, в отличие от Германии, духовенство не принимает никакого участия в публичных школах, потому что религиозное воспитание отделено от светского. Единственное, что требуется - чтобы преподавание было основано на христианских началах.

Право инспекции точно так же, как и в Англии, покупается правительством штатов у общинных школ за определенную сумму финансирования.

Роль частной инициативы и добровольных пожертвований для организации общественных высших учебных заведений очень высока в Америке.

Наличие большого числа учительниц, преподающих как в низших и средних, так и в высших учебных заведениях - чисто американское явление.

Американская педагогика носит английский характер, хотя и сильно измененный демократизмом. Развитие характера также составляет одну из главнейших целей американского воспитания: патриотизм, привычка участвовать в политической жизни общины и общинное самоуправление рано развиваются у американских школьников.

Градация образовательной системы: обязанность общин учреждать школы не ограничивается лишь элементарными (как, например, в Германии). Несколько общин вместе составляют учебный округ, который обязан содержать школу более высокой ступени - английскую или латинскую, а также высшую школу (high school). В градации этих школ соблюдается постепенность: где останавливается курс элементарной школы, там начинаются курсы латинской или английской, для которых в свою очередь служит продолжением курс высшей школы. Эта градация не соблюдается в Германии или Англии, где разные школы предназначены для разных сословий. Подвижность общественого образования: содержание программ высших учебных заведений Америки поражает необыкновенным разнообразием. К историческому характеру заведения или жертвователя средств присоединяется еще та необыкновенная подвижность, которая отличает американцев во всех их начинаниях: в первую очередь они соображаются с обстоятельствами и требованиями минуты. "Подарил ли кто-нибудь коллегии несколько хороших астрономических инструментов - и открывается подписка (т.е. сбор частных пожертвований) на кафедру астрономии; поселился ли где-нибудь поблизости замечательный физиолог - и ближайшая коллегия, в которой до тех пор вовсе не читались естественные науки, устраивает кафедру физиологии, а кое-где вы с изумлением встречаете кафедры стенографии и даже френологии". "Судя по общему характеру американцев, мы думаем, что эта печать новизны и какой-то временности никогда не сотрется с их установлений. Они все спешат вперед и строят новое с уверенностью, что следующее за ними поколение опять все будет перестраивать. Здесь нет той английской прочности, которая рассчитывается на века и бережно сохраняет наследия столетий" [с.227].

НАРОДНЫЙ ИДЕАЛ ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ТЕОРИЯ В ГЕРМАНИИ

Народный идеал человека: в основании особенной идеи воспитания у каждого народа лежит особенная идея о человеке, о том, каков должен быть человек по понятиям народа в определенный период народного развития. "Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с его развитием, и выяснение его составляет главнейшую задачу каждой народной литературы" [с.228].

"Народный идеал человека, к какому бы веку он ни принадлежал, всегда хорош относительно этого века. Немногие в обществе бывают выше его (это исключения), большинство ниже его, но в глубине души каждого шевелятся его черты. Сознавая всю недоступность этого идеала для себя лично, человек тем не менее берет его за образец, когда начинает судить о других людях (на этом основана возможность общественного мнения)... Естественно, таким образом, что эти требования должны различаться по народам и изменяться в одном и том же народе с его историческим развитием" [с.229].

Притязания германской педагогики на общечеловеческую универсальность: германская педагогика думает строить свою теорию воспитания на основании общих свойств и потребностей человека, таким образом, превратив ее в универсальную, пригодную для любого абстрактного человека вообще. Нам не составляет никакого труда увидеть, что эта цель продиктована именно германским народным идеалом. Мы "видим в этих стремлениях к универсальности конкретнейшее выражение чисто германского характера, в этой универсальной науке - чисто немецкую систему воспитания, соответствующую как нельзя более немецкому характеру и совершенно противоречащую характерам других народов" [с.230]. Т.О., германская педагогическая теория напрасно претендует на звание универсальной.

Народные черты германского характера, отражающиеся в его педагогике:

"Раннее стремление к отвлечениям и общим выводам, занимающим в Германии место фактов, над наблюдением которых изощряется ум англичанина, действует, по замечанию г. Визе и других, чрезвычайно вредно на молодых людей и убивает в них охоту к дельному изучению, развивая привычку пользоваться скороспелыми плодами" [с.236-237].

Вредоносный элемент немецкой спекулятивности - "Философское направление общественного образования в этой стране... отражается в недоученой толпе пустейшей страстью к системе, которой не из чего выстроить, стремлением все подводить под одно отвлеченное и пустое начало и все объяснять этим спекулятивным началом, не принимая на себя труда основательного изучения" [с.239].

"Германская педагогика, увлеченная философским направлением, внесла его даже в элементарные школы, и если ранее умственное развитие детей невольно поражает в них наблюдателя, то он напрасно будет искать вне школы плодов этого развития. Развитие это было преждевременно, вызвано сообщением идей учителя ученику, а не самостоятельной работой над фактами, и потому редко приносит желаемый плод" [с.239].

Беда германской педагогики в том, что она слишком много копается в душе ребенка. "Творец не без намерения скрыл везде процессы жизни. Желая видеть растение, мы прячем семя его в землю, подготовленную для него заранее, и предоставляем природе, которая начинает свою тайную работу. Германская же педагогика с своими облегчающими методами хочет подглядывать действия природы и управлять ими: она не выпускает семени из рук и постоянно вытаскивает его наружу. Мудрено ли, что растение будет вяло, и если даст плод, то самый тощий. Такое наблюдение над развитием души полезно для науки (психологии), но вредно в деле практическом, каково воспитание" [с.240].

Русская и германская педагогика: зарождающаяся во времена Ушинского русская педагогика обратилась за материалом к педагогике германской. Здесь ее подстерегает опасность, увеличенная "необыкновенной восприимчивостью славянской натуры". Однако другие свойства нашей натуры - "наша славянская беспечность и наше богатство верных природных инстинктов не дадут у нас укорениться спекулятивной болезни, как укоренилась и распространилась она в философской Германии. Как бы ни прельстились мы немецкой системой, как бы ни овладела она нашим мышлением, мы никогда не перенесем ее в наш характер и в нашу жизнь. Наша славянская непоследовательность, основания которой иногда чрезвычайно глубоки, спасет нас" [с.241].

Роль народного характера в общественном воспитании:

Основания, формы и цель воспитания определяются у каждого народа его уникальным народным идеалом человека, поэтому всюду они различны. Но педагогические частности могут свободно переходить от одного народа к другому. Можно и должно заимствовать методы, средства изобретения, но нельзя заимствовать чужой характер и ту систему, в которой выражается этот характер.

"Система общественного образования у каждого народа запечатлена его характером и отражает достоинства и недостатки этого характера, которые иногда так соединены между собой, что их разделить невозможно. Одно и то же народное свойство является то достоинством, то недостатком, смотря по той сфере, в которой оно отражается" [с.244].

Типичный вопрос: "может быть, возможно, заимствуя из каждой народной системы воспитания то, что достойно в ней подражания, составить одну, общую, совершеннейшую?" Ответ: нет, потому что "школьное воспитание далеко не составляет всего воспитания народа. Религия, природа, семейство, предания, поэзия, законы, промышленность, литература - все, из чего слагается историческая жизнь народа, составляет его действительную школу, перед силой которых сила учебных заведений, особенно построенных на началах искусственных, совершенно ничтожна. Невозможно так изолировать воспитание, чтобы окружающая его со всех сторон жизнь не имела на него влияния. Она постоянно будет вносить свои убеждения и в учителей, и в учеников, придавать особенный оттенок лекциям первых и давать направление восприимчивости вторых" [с.244-245].

ХАРАКТЕР. ЭЛЕМЕНТ НАРОДНОСТИ В ХАРАКТЕРЕ ЧЕЛОВЕКА

Характер человека: состоит из двух взаимодействующих между собой элементов: природные задатки, темперамент, коренящийся в телесном организме человека. Влияет на образование характера человека.

Духовная сторона, вырабатывающаяся в жизни, под влиянием воспитания и обстоятельств: приобретаемые убеждения и привычки, образ мыслей и действий. Отражается в телесной стороне человека, т.о. идея характера чертятся во внешности человека.

Элемент народности в характере человека: "Но как ни разнообразны человеческие типы у образованных народов вследствие бесконечного разнообразия типов родовых, семейных и личных, природа всегда успевает в бесчисленном множестве характеристических черт в наружности человека выдвинуть на первый план черту народности. Эта черта по большей части бывает так ясна, что небольшого навыка достаточно, чтобы угадать по первому взгляду француза, англичанина, итальянца, немца или русского, хотя у всех этих народов царствует бесконечное разнообразие физиономий" [с.250].

ВОСПИТАНИЕ И ХАРАКТЕР. РОЛЬ НАРОДНОСТИ В ВОСПИТАНИИ

Два концептуальных подхода к воспитанию: "должно ли воспитание, изучив вверенный ему характер, принять его природные особенности в основание своих действий, или оно может, не обращая внимания на природные задатки, создавать по своему собственному образцу вторую природу для человека?" [с.250].

"Выполнение первой задачи весьма трудно, а для общественного воспитания, о котором мы говорим здесь, и вовсе невозможно. Оно требует такого глубокого изучения характера каждого воспитанника и такого умения пользоваться природными наклонностями, которого никто, конечно, не станет требовать от воспитателя в общественном заведении. Лучший воспитатель, посвятивший себя всего на свое дело (а много ли таких?), подметит только немногие, более выдающиеся черты и редко доберется до их корня. Обыкновенно же практика образует в голове вопитателя несколько рубрик, под которые он будет потом подводить все представляющиеся ему детские характеры... Но каждая из этих черт - тупость, леность, злость и пр. - может в двух различных натурах иметь совершенно различные корни и требовать от воспитателя совершенно различных мер" [с.250-251].

*XXI век. К вопросу о возможности организации массового образования на основе личностно-ориентированного подхода*

"Гораздо легче держаться одного принятого идеала воспитания и, не обращая особенного внимания на мелкие различия характера, стараться внести в них этот идеал: превратить его во вторую природу человека, искореняя все, что с ним не согласно" [с.251]. "Для того чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения - в привычки, а привычки - в наклонности. Когда убеждение так вкоренилось в человеке, что он повинуется ему прежде, чем думает, что должен повиноваться, тогда только оно делается элементом его природы" [с.251]. Однако такой характер, созданный воспитанием и жизнью, никогда не может иметь той крепости и силы, которыми отличается прирожденный характер.

Роль народности в общественном воспитании: сила характера черпается из природных источников души, и воспитание должно беречь эту силу как свою опору. Однако эта сила слепа, она одинаково готова разрушать и творить, смотря по направлению, которое ей дано. Все решается наклонностями человека и теми убеждениями, которые приобрели в нем силу наклонностей. "Воспитание должно просветить сознание человека, чтоб перед глазами его лежала ясно дорога добра. Но этого мало. Каждый из нас видит прямую дорогу, но многие ли могут похвалиться, что никогда не уклонялись от нее? Побеждать свои природные влечения каждую минуту - дело почти невозможное, если посреди этих влечений мы не находим себе помощника... Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями. Обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения, принятого одним умом, или привычки, вкорененной страхом наказаний" [с.252].

"...воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа" [с.253].

Народность до сих пор является единственным источником жизни народа в истории. В силу особенности (т.е. уникальности) своей идеи, вносимой в историю, народ является в ней исторической личностью. Особенность (уникальность) народной идеи есть принцип жизни народа. "Наука же, идеи которой общи для всех, не жизнь, а одно сознание законов жизни..." [с.253]

"Но если народность является единственным источником исторической жизни государства, то само собой разумеется, что и отдельные члены его могут черпать силы для своей общественной деятельности только в этом источнике" [с.253]. Воспитывая в человеке будущего члена общества нельзя оставить без развития именно ту сторону его характера, которая связывает его с обществом.

"Есть только один идеал совершенства, пред которым преклоняются все народности, - это идеал, представляемый нам христианством... за ним должно стремиться развитие всякой народности и всякое истинное воспитание, идущее вместе с народностью" [с.254-255].

Основы общественного воспитания каждого европейского народа: народность: что это такое мы можем видеть по приведенным Ушинским в начале этой статьи фактам, раскрывающим национальные особенности общественного воспитания у главнейших народов мира. Христианство: один из главнейших элементов образования у народов Европы и Америки. Наука: развитие сознания есть и одна из главных целей воспитания, и истины науки являются орудиями этого развития. Роль общественного мнения в воспитании: огромна. "Возбуждение общественного мнения в деле воспитания есть единственно прочная основа всяких улучшений по этой части: где нет общественного мнения о воспитании, там нет и общественного воспитания, хотя может быть множество общественных учебных заведений" [с.256]. Общественное воспитание только тогда оказывается действительным, когда его вопросы становятся общественными вопросами для всех и семейными вопросами для каждого. Система общественного воспитания, чтобы не быть бессильной, должна выходить из общественного убеждения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...