Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации по составлению комплекта методик




При составлении комплекта методик необходимо учитывать возможности и ограничения каждой методики, прежде всего, в точности и надежности измерения исследуемых личностных качеств.

При этом методики следует подбирать так, чтобы исследуемые аспекты личности в получаемых данных были представлены объемно: в качественных и количественных характеристиках, в сопоставлении актуального статуса и общих тенденций изменения и развития, в объединении данных самонаблюдения, субъективных оценок и объективных данных.

Подбирая методики, полезно также учитывать сложности, которые возникают при использовании личностных опросников и включать в комплект специальные контрольные шкалы (Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., 1989) для выявления разного рода искажений экспериментальных данных.

 

Основные проблемы использования личностных опросников связанны:

o с возможностью фальсификации ответов;

o со снижением достоверности полученных данных из-за влияния факторов, которые имеют установочную природу;

o расхождениями в понимании вопросов (утверждений) испытуемыми.

 

Фальсификация ответов, о вероятности которой следует помнить при проведении некоторых обследований (например, в случае психологической экспертизы), типична не для всех диагностических ситуаций. Накоплено немало данных, которые свидетельствуют о стремлении испытуемых быть искренними. Если же ситуация тестирования такова, что у испытуемых есть мотивация к фальсификации ответов, для ее выявления применяют так называемые "шкалы лжи".

Более сложной является ситуация с установками, которые реализуются в процессе ответов на вопросы. Влиянию установок при ответах, их видам, минимизации влияния посвящены многочисленные исследования.

Большинство исследователей, которые разрабатывают тесты, считают, что с помощью инструкций необходимо обеспечить, чтобы опрашиваемые давали первые ответы, которые приходят им на ум. Считается, что как только испытуемые начинают размышлять над вопросами, включаются не только защитные процессы, но и сознательные искажения, такие как желание произвести впечатление, угодить экспериментатору и др., что отрицательно влияет на результаты теста.

Основные типы установок на ответы:

1. Установка на согласие: тенденция испытуемого соглашаться с утверждениями или отвечать на вопрос "да" независимо от их содержания. При конструировании тестов данный тип установок нивелируется использованием в тесте приблизительно равного количества заданий с ключевыми ответами "да" и "нет" (так называемые сбалансированные шкалы);

2. Установка на социально одобряемые ответы (американские исследователи, например, показали, что эта установка существенным образом влияет на результаты теста ММРІ). Оказывается, с помощью "шкал лжи" и других контрольных шкал (например, шкалы социальной желательности Кроуна-Марлоу) ее влияние уменьшится, если при разработке теста автор избегает вопросов с социально желательным содержанием;

3. Установка на неопределенные ответы ("не знаю", "не уверен").

При конструировании опросника влияние этой установки минимизируется путем формулирования наиболее корректных, понятных вопросов, а также выявление и отсеивание вопросов в процедуре анализа заданий и валидизации теста;

4. Установка на крайние варианты ответов, особенно при использовании многобалльных или многоэлементных рейтинговых шкал. Уменьшение ее влияния достигается при конструировании теста теми самыми приемами, что и в предыдущем случае.

Для опросников, которые служат инструментами измерения свойств личности, интересов или установок, в рекомендации должно быть указано, насколько их показатели чувствительны к попыткам испытуемых представить социально желательную (конформную) картину своей личности, к другим особенностям ответов, которые искажают результаты. Такие виды ответов должны изучаться в первую очередь для определенной, а не для более общей генеральной выборки.

Кроме факторов, которые имеют установочную природу, на достоверность ответов в личностных опросниках существенным образом влияет интеллектуальная оценка вопросов испытуемыми (особенности понимания вопросов). Было показано, что неясность вопросов приводит к изменчивости ответов при повторном обследовании, а это свидетельствует о малой надежности методики. В то же время оказывается, что вопросы, ответы на которые остаются неизменными при повторном обследовании, нередко имеют низкие дискриминативные возможности (так называемый психометрический парадокс).

Во избежание указанных выше проблем, необходимо использовать методики с понятными, недвусмысленными вопросами (утверждениями), а главное - рассчитанные именно на ту категорию опрашиваемых, для которых создавался тест (по возрасту, полу, уровню образования и интеллектуального развития и т.п.).

Итак, тесты, а среди них, прежде всего, опросники из-за их кажущейся простоты вызывают интерес не только у специалистов. Этот интерес поддерживается публикациями в периодической печати. На сегодня сложилась такая ситуация, что распространяются и широко используются тесты (большей частью переведенные из иностранных языков), которые не прошли необходимую психометрическую апробацию. К сожалению, нет достоверных данных о валидности и надежности большинства опросников, которые используются исследователями. Можно утверждать, что только для небольшого количества переведенных заграничных тестов частично соблюдены психометрические требования. Попытки же отечественных авторов создать собственные опросники остановились на том этапе, когда разработчик составил определенный перечень вопросов (утверждений), что, по его мнению, должен выявлять измеряемую черту. В лучшем случае эти вопросы проверены на группе с 50-60 опрашиваемых, но дальнейший анализ вопросов не проводится (хотя это лишь начальная стадия психометрической процедуры конструирования тестов). Неадаптированные и нестандартизированные тесты используются не только в научных исследованиях, но, например, и в практике консультирования и профессиональной ориентации, где, опираясь на полученные по тестам результаты, делаются значимые выводы об индивидуальных особенностях клиента.

Будучи средством исследования сложных психических явлений, тест не может толковаться упрощенно, как предложение задания и регистрация его решения. Профессиональное использование тестов возможно лишь при условии опоры на общепсихологические знания, компетентность в области теории и практики психодиагностических исследований.

 

Вопрос для самоконтроля

1. В чем проявляются недостатки и преимущества использования тестов?

2. Назовите основные психометрические свойства тестов, дайте их определение и характеристику.

3. Как соотносятся валидность и надежность методики?

4. Что такое стимульный материал? Назовите виды стимульного материала.

5. Назовите виды тестовых заданий.

6. Каким образом осуществляется проверка надежности и валидности теста?

7. Как обеспечивается достоверность тестовых данных в ситуации клиента и ситуации экспертизы?

 

.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...