Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выполнение контрольных заданий




Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, должны быть изучены магистрантами в ходе самостоятельной работы. Контроль самостоятельной работы магистрантов над учебной программой курса осуществляется в ходе семинарских занятий методом устного опроса или ответов на контрольные вопросы тем. В ходе самостоятельной работы каждый магистрант обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме. Обучающийся должен готовиться к предстоящему практическому занятию по всем, обозначенным в методическом пособии вопросам. Не проясненные (дискуссионные) в ходе самостоятельной работы вопросы следует выписать в конспект лекций и впоследствии прояснить их на семинарских занятиях или индивидуальных консультациях с преподавателем.

 

Участие в дискуссии (подготовка докладов, тезисов выступления) по изученной теме

Подготовка к дискуссии включает самостоятельную работу, направленную на формирование собственной точки зрения, для чего следует глубже изучить первоисточники и дополнительную литературу, привлечь статистические данные, материалы предприятий и т.п. Целесообразно изучить различные литературные источники, в которых зачастую высказываются противоположные суждения, что поможет внести в дискуссию должную остроту.

Если по отдельным вопросам предусмотрены докладчики, целесообразно предоставить участникам дискуссии возможность заранее ознакомиться о тезисами или текстом доклада. Докладчик должен подчеркнуть в выступлении как главную мысль, защищаемую им, так и критикуемые положения и мотивы критики.

При проведении дискуссии уместны также различные методические приемы, которые применяются и в других формах занятий. Важную роль играет анализ конкретных примеров с привлечением местного материала. Это позволяет добиться большей доступности и одновременно органической связи преподаваемого предмета с практической деятельностью.

Большую роль в докладе играют средства наглядности, в особенности структурно-логические схемы, а, следовательно, и технические средства обучения. Для достижения необходимого эффекта схемы не должны быть излишне подробными и полностью законченными. Целесообразно также приводить на схеме различные точки зрения по одной и той же проблеме (например, основных направлений современной экономической мысли). Важно выбрать оптимальный момент демонстрации схем и привлечения к ним внимания аудитории.

 

Сбор, систематизация и оценка статистического материала по выбранной теме и его использование на семинарских занятиях

Сбор фактического материала является важнейшим этапом исследовательской работы. Любое экономическое исследование надо подтверждать фактами и статистическими материалами, расчетами и т.д. В ходе исследования необходимо в достаточном количестве собрать первичную информацию об изучаемом объекте.

Важным источником информации являются опубликованные данные (полученные другими исследованиями и доступные в ходе изучения литературы и документов). Однако, они не всегда дают достаточные или достоверные сведения об исследуемом объекте.

Вторую группу информационных источников образуют данные и факты, полученные исследователем в результате практической работы с предметом исследования. Правильно проведенные непосредственно на рынке или в организации наблюдения, мониторинг, сравнения, опросы также дают большие возможности для научных выводов, так как полученные данные зачастую содержат более полную информацию, и исследователю лучше известна их природа. К подобным информационным источникам относятся:

· сведения финансовой отчетности (данные о производстве и сбыте товара, ассортименте поставки и отгрузки, об оптовом и розничном товарообороте, себестоимости и цене, инвестициях, затратах и прибылях, материально-технической базе и т.д.) могут помочь при составлении всесторонней экономической и финансовой характеристики производственного/торгового потенциала фирмы;

· опросы потребителей, предпринимателей, специалистов, которые обычно производятся в форме интервьюирования или анкетирования.

· наблюдение – это обычно визуальное слежение за объектом наблюдения (например, подсчет времени, затрачиваемого на покупку). Оно может быть открытым, когда объект наблюдения знает, что за ним наблюдают, в частности, при опросах покупателей, и скрытым, когда изучаемый объект не ставится в известность о том, что за ним наблюдают.

Информация, собранная в результате исследования, может быть представлена в виде:

- текста, излагающего факты или описывающий какое-то явление/процесс;

- таблиц, обобщающих и систематизирующих потоки информации, в т.ч. числовых данных;

- графиков и диаграмм, отображающих состояние и развитие явлений, их размеров, динамики, структуры и взаимосвязей;

- статистических рядов (динамические и распределения), систематизирующих во времени и в пространстве числовые характеристики изучаемых явлений и процессов.

Третья группа источников информации – это нормативно-правовые акты. Нередко серьезные научные исследования бывают посвящены влиянию нормативно-правого режима на экономику. Например, влияние изменений в законодательстве об охране интеллектуальных прав собственности на создание новых фирм, специализирующихся на научно-исследовательской деятельности.

Собранную информацию необходимо систематизировать и структурировать таким образом, чтобы она была пригодна для дальнейшего анализа и обработки.

К собранной информации предъявляется ряд принципиальных требований, вытекающих из основополагающих принципов теории и практики исследования. Они представлены в следующей таблице.

 

Таблица – Требования, предъявляемые к информации

Принципы Обеспечение их соблюдения
Актуальность Представление реальных сведений в нужный момент времени
Достоверность Адекватность сведений, обеспечиваемая соблюдением научных принципов сбора и обработки информации, борьбой с любой тенденциозностью
Релевантность Обеспечивается получением информации в соответствии с поставленными задачами
Полнота отображения Обеспечивается составлением плана исследования, выявлением сущности явления, его иерархической структуры и связей
Целенаправленность Соответствие информации генеральной цели исследования
Информационное единство Подчинение методологии обработки данных требованиям теории информатики и статистической теории наблюдений

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...