Тема 1. Педагогика как наука.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ МЧС РОССИИ САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной дисциплины ПЕДАГОГИКА По специальности 020400 «Психология»
Санкт – Петербург 2004 г.
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
УТВЕРЖДАЮ Начальник Санкт-Петербургского института Государственной противопожарной службы МЧС России полковник внутренней службы
В.С. Артамонов «__30___»___июня___________ 2004 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ПЕДАГОГИКА
по специальности 020400 «Психология»
Санкт – Петербург 2004 г. Коновалова Л.И., Трофимов А.Б., Солнцев В.О. Педагогика: Учебная программа по специальности 020400 – «Психология» Под общей ред. В. С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургский институт Государственной противопожарной службы МЧС России.
Учебная программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 020400 "Психология", квалификационных характеристик психолог, преподаватель психологии и опыта преподавания аналогичных дисциплин в вузах России. Учебная программа обсуждена и одобрена на заседании Ученого совета института «30» июня 2004 г. (протокол №10).
Рецензенты: С.П. Безносов – доктор психологических наук (Санкт-Петербургский университет МВД России) А.В. Шленков – кандидат психологических наук (Санкт-Петербургский институт ГПС МЧС России)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Педагогика» разработана с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020400 – «Психология», квалификационных характеристик и Методических рекомендаций по разработке учебных планов и программ учебных дисциплин для образовательных учреждений ГПС МЧС России. Практика воспитания и обучения своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилась она вместе с первыми же людьми. Детей воспитывали без «всякой педагогики», даже не подозревая о ее существовании. Наука о воспитании и обучении сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например, науки, как геометрия, астрономия и многие другие. Она по всем критериям принадлежит к числу молодых, развивающихся отраслей знания. Первичные обобщения, эмпирические сведения, выводы из житейского опыта не могут считаться теорией, они лишь истоки, предпосылки последней. Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей – потребности жизни. Наступило время, когда образование стало играть все более заметную роль в жизни социума. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений и на какой основе это происходит. Настоящая программа разработана на основе требований государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускников института в области гуманитарных и социально-экономических дисциплин. В основу содержания программы положена идея предметной интеграции. Она способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте и предмете, усилению развивающей и культурной составляющей курса, а также рациональному использованию учебного времени.
Специальный раздел курса «Педагогика» посвящен изучению общих основ педагогики, где главное внимание уделяется знакомству с основными разделами теории обучения и воспитания, дидактическими приемами развития и формирования личности, овладению навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, решения педагогических задач, как в семье, так и в коллективе. Рабочая программа учебной дисциплины направлена на формирование у обучаемых педагогических знаний, умений и навыков, профессионально-важных качеств организатора, педагога, исследователя, педагогической культуры, что в дальнейшем должно помочь им в личной жизни, в воспитании детей, в профессиональной деятельности и общении с разными людьми. Основной целью дисциплины является повышение эффективности профессиональной деятельности специалистов на основе развития гуманитарного мышления и формирования профессионально-важных психолого-педагогических качеств и умений. Достижение цели курса достигается при правильной постановке лекционной части, адекватной организации семинарских и практических занятий, применении современных методик активного обучения в высшей школе, постоянном и объективном педагогическом контроле, сочетании групповых, коллективных методов обучения и индивидуального подхода, а также при глубокой личностной включенности в учебный процесс слушателя (курсанта). Основные задачи дисциплины: 1. Содействовать формированию психолого-педагогического мышления, его гуманизации, что, в частности, предполагает: а) усвоение идеи уникальности и неповторимости каждого человека, его психологического склада; б) отношение к личности как к высшей ценности, исключающее манипулирование человеком и использование его как средство достижения других целей; в) формирование представлений об активном, творческом характере человеческой психики. Следствием этого является отрицание прямого вмешательства или непосредственного изменения ее атрибутов и составляющих. Любые навыки, знания, умения, черты и качества личности, ее идеалы и интересы могут быть сформированы или изменены только в результате деятельности, инициированной самим человеком. Внешние воздействия могут лишь стимулировать или тормозить эти процессы, но никак не подменять. Всякое прямое внешнее вмешательство в психику в обход собственной активности личности может оказаться губительным для психики, и даже жизни человека;
г) признание отношения человека с другими людьми в качестве главной движущей силы и, одновременно, источником новообразований индивидуальной психики; д) принятие идеи единства органической и духовной жизни человека с утверждением ведущей роли в развитии человека духовного начала. 2. Сформировать установку на постоянный поиск приложений философской, социально-экономических, психологических, педагогических и других знаний к решению психологических и педагогических проблем профессиональной деятельности. 3. Способствовать глубокому усвоению норм профессиональной этики. В соответствии с поставленной целью и задачами обучаемые должны знать: · историю развития педагогики, основных направлений, современных тенденций развития педагогики; · место и значение отраслей педагогики в профессиональной деятельности; · основные понятия и категории педагогики; · структуру и особенности образовательного процесса, профессиональной подготовки, профессионального обучения и воспитания сотрудников и работников МЧС; · методы обучения и воспитания работников пожарной охраны, рабочих, служащих и населения; · методы самовоспитания и самосовершенствования; · теоретические основы педагогической диагностики и педагогического прогнозирования; · методологические аспекты и методические принципы организации различных видов подготовки и их месту в системе профессиональной подготовки сотрудников; · методологические основы формирования и самоформирования профессионально-важных качеств сотрудника МЧС. В результате изучения учебной дисциплины «Педагогика» обучаемые должны уметь: · на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска уметь ориентироваться в современных научных концепциях; · грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи;
· участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования; · владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях. · организовать и проводить индивидуальную воспитательную работу с сотрудниками (работниками) МЧС, служащими и населением; · использовать в работе приемы педагогического воздействия на личность; · применять современные методы обучения личного состава; · применять методы самовоспитания и самосовершенствования; владеть приемами профилактики и самопрофилактики профессиональных деформаций, · проводить публичные выступления, дискуссии и переговоры. В соответствии с целью и задачами учебной дисциплины разработано содержание настоящей программы и тематические планы для обучаемых очной и заочной форм обучения. Вариативность образовательного процесса реализуется посредством изменения количества часов, отводящихся на изучение отдельных тем, их объединением, а так же выполнением самостоятельных работ по тематике, предусмотренной в данной программе. Практические занятия проводятся двумя преподавателями. Самостоятельная работа студентов, слушателей и курсантов предусматривает овладение материалом некоторых разделов при помощи реферирования и конспектирования отдельных вопросов дисциплины «Психология и педагогика», которые не прозвучали в лекционно-практических занятиях. На изучение дисциплины обучения отводится 100 часов. По очной форме обучения предусматривается 50 ч. аудиторных занятий (лекций – 16 ч., семинаров – 16ч., практических занятий – 18 ч.) и 50 часов самостоятельной работы. По заочной форме обучения предусматривается 12 часов аудиторных занятий (лекций – 6 часов, практических занятий – 6 часов) и 88 часов самостоятельной работы. Формами итогового контроля изучения дисциплины являются: по очной форме обучения - экзамен по окончании 4 семестра; по заочной форме обучения написание контрольной работы и экзамен. Распределение часов по темам приведено в тематических планах. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №1 по дисциплине «ПЕДАГОГИКА» для очной формы обучения. Общее количество часов — 100, аудиторных занятий — 50 ч., самостоятельная работа — 50 ч
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №2
по дисциплине «ПЕДАГОГИКА» для заочной формы обучения Общее количество часов — 100 ч, аудиторных занятий — 12 ч., самостоятельная работа — 88 ч.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Педагогика как наука. Определение педагогики как науки о воспитании, воспитании подрастающего поколения, воспитании человека. Понятие «педагогика» и изменение его смысла в связи с развитием общества. Из истории возникновения педагогической науки. Определение педагогической науки как категории. Предмет педагогической науки как науки о воспитании и педагогической системы. Задачи, функции и методы педагогической науки. Основные категории педагогической науки: воспитание, обучение, образование, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Категория «воспитание», основные параметры характеристики воспитания. Воспитание как целенаправленный и организованный процесс. Категория воспитания в широком и узком социальном смысле, в широком и узком педагогическом смысле. Категория «обучение», определение категории обучения разными авторами, основные составляющие категории обучения - знания, умения, навыки, связь обучения и воспитания. Категория «образование» как результат обучения, прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее, связь педагогического прогнозирования с футурологией. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Система педагогических наук о воспитании и образовании детей и взрослых. Отражение новых знаний, научной мысли, фундаментальных и прикладных закономерностей в системе педагогических наук. Семинарское занятие. Педагогика как наука. Примерные темы рефератов: 1. Понятие «педагогика» и изменение его смысла в связи с развитием общества. 2. Воспитание как целенаправленный и организованный процесс. 3. Образование как общечеловеческая ценность. Самостоятельная работа. Изучение рекомендованной литературы. Подготовка к предстоящим занятиям. Рекомендуемая литература: Основная литература: [1, 2, 3, 5, 6]. Дополнительная литература: [17, 18, 28, 43, 44, 46, 47].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|