Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Балыхина, Маёрова, Шаклеин

Упражнение 1.. Объясните написание выделенных слов; замените, где возможно, выделенные слова на синонимы.

I. 1. Он также ни о чем не знал. - Сегодня он вел себя так же странно, как и вчера.

2. Ростов тоже перетащился к огню. -Точно то же чувство испытываю я и теперь.

3. Он много работал, зато добился своей цели. - Спрячься за то дерево.

4. Чтобы я этого больше не видел. — Я не то что бы сердит, а просто озабочен.

5. Нужно идти, причем очень быстро. - Наше знакомство тут ни при чем.

6. Итак, нам все стало ясно. - Он говорил много и так громко, что утомил всех собравшихся.

7. Ты ушел один, притом не сказал куда. - При том училище есть база для практики.

8. Во что бы то ни стало мы должны довести начатое дело да конца.

 

II. 1. Казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько мог рассмотреть глаз, она все поднималась.

2. Мы сидели на углу бастиона, так что могли видеть всё.

3. По мере того как я рассказывал, равнодушное выражение его лица сменилось любопытством.

4. Дедушка просил не будить внучку до тех пор, пока она сама не проснется.

5. Я понял, что шел долго, так как, когда проснулся, была уже ночь.

6. Горе-рыбаки сидели на берегу, скрестив руки на груди, в то время как лодку относило по течению.

7. Это был Влас Иванович, то есть мой хозяин.

 

III. 1. Откуда-то тянуло сыростью, будто из погреба.

2. Неясно, будто бы сквозь туман, вырисовывались очертания стен и башен Кремля.

3. Море как будто молоко, песок сыроватый.

4. Мы затаились, как будто бы нас не было в комнате.

5. Я как-нибудь навещу ее.

 

 

Упражнение 2.. Раскройте скобки, объясните слитное - раздельное написание слов.

I. 1. (И)так, заседание окончено.

2. (От)того селения до нашего лагеря не больше десяти километров.

3. (По)чему так долго не звонила?

4. Что(бы) я делала без вашей помощи!

5. У нас тесно, за(то) весело.

6. Я пришел (за)тем, что(бы) узнать правду о случившемся.

7. Мы благодарны сестре (за)то, что она все годы помогала нам.

8. (За)чем ты пришел, не позвонив?

9. По-моему, мышь спряталась (за)тем шкафом.

10. (По)чему во время опыта нужно катить шар? - По наклонной плоскости.

11. Он возмутился (и)так резко встал, что нам стало не по себе.

12. (При)том учебном пособии есть небольшой орфографический словарь.

13. Я повторил только половину экзаменационных билетов, а (по)тому решил, что буду сдавать сессию с другой группой.

14. Вопрос интересный, (при)чем малоразработанный.

15. (От)того лагеря до ближайшего селения было не более километра.

16. (От)чего люди не летают, как птицы?

17. Мы сделали привал, что(бы) передохнуть.

18. Мы не могли никак дождаться такси, (от)того что при въезде во двор нашего дома заглох грузовик.

19. (За)чем стоит эта очередь?

20. (От)чего человек должен отказаться? - От ненависти к другим людям, населяющим нашу маленькую планету.

21. Движение (поэтому мосту запрещено, нужно ехать в объезд.

 

П. 1. Моя любовь никому не принесла счастья, потому(что) я ничем не жертвовал для тех, кого любил.

2. (С)тех(пор) как мы вошли, он первый раз поднял на меня глаза.

3. Все возы, так(как) на них лежали тюки с шерстью, казались очень высокими.

4. Перед (тем)как спуститься вниз, Крымов заглянул в комнату жены.

5. Штабс-капитан зашел в комнату в(то)время, когда я уже надевал шапку.

6. По(мере) того(как) бричка приближалась к крыльцу, глаза его делались все веселее и улыбка раздвигалась более и более.

7. Весь день Анна провела дома, (то)есть у Облонских, и не принимала никого.

8. Поздно вечером, (то)есть часов в одиннадцать, я пошел гулять по липовой аллее бульвара.

 

III. 1. Ее уста буд(то) розы.

2. Мы были буд(то)бы в лихорадке.

3. Доберусь как(нибудь) и до вас!

4. Жизнь как(буд)то река весной: одни переходят через реку, другие остаются.

5. Голос его звучал как(буд)то(бы) издалека.

6. Во все время обеда Полина сидела буд(то) на иголках.

7. В доме все оставалось прежним, как (буд)то(бы) я ушел из него три часа назад.

8. О Вере я бы сказал, что она как(буд)то весна на севере: розовая, серая и туманная.

9. И сладкий трепет, буд(то)бы струя, по жилам пробежал.

 

Упражнение 3. Раскройте скобки.

I. 1. Опять то(же) поле.

2. Луна взошла багровая и хмурая; звезды то(же) хмурились.

3. Секунду он молчал. Мать смотрела на него то(же) молча.

4. Ежедневно повторялось то(же) самое.

5. Дети повторяют то(же), что говорят взрослые.

6. Генерал рассмеялся... Чичиков разрешился то(же) междометием смеха.

7. Любящий мужчина скажет то(же), но все(ж) не то.

8. То(же) чувство к ней испытываю и теперь.

9. Заслышав шум брички, повара и кухарки то(же) забегали, засуетились.

10. От скамейки остались два столбика, на них то(же) можно было присесть.

11. В то(же) время я услышал глухой звук, похожий на выстрел.

12. Ты твердишь одно и то(же).

13. Не сговариваясь, в одно и то(же) время вышли на луг косцы соседних деревень.

14. Он сознавал, что в их отношениях он ищет то(же) самое - летучее и волную­щее.

15. Я подошел под благословение, Пушкин - то(же).

 

II. 1. По карте можно странствовать так(же), как и по земле. 2. И так(же) трогателен, как всегда, был домик няни. 3. Он так(же) учился в музыкальном училище. 4. Нынешнее лето мы проведем так (же), как в прошлом году.

5. Эта безлунная ночь, казалось, была все так(же) великолепна, как и прежде.

6. Ты жил - я так(же) мог бы жить.

7. Разные цветы точно по времени раскрываются в раннее утро и точно так(же) закрываются к вечеру.

8. Она так(же) подошла к Павлу и стиснула его руку.

9. Я решил пойти один на болото караулить - пошел на то(же) место и все сделал так(же), как тогда.

10. Следующий день прошел точно так (же), как и предыдущий.

11. Так(же) часы, подарок Марии Антуанетты, стояли на яшмовом столе.

12. В нашей палатке так(же) все спали.

13. Взор его был тверд так(же), как шаг.

14. И мысль свою Белкин так(же) старался запрятать в футляр.

15. Животное царство пустыни так(же) бедно, как и ее флора.

 

III. 1. Во что(бы)то(ни)стало надо было их дождаться.

2. Он встает и идет к двери, что(бы) задвинуть задвижку.

3. Что(бы) она ни делала, за что(бы) ни бралась, все у нее выходило красиво.

4. Нужно встретиться, что(бы) обсудить все вопросы.

5. Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, что(бы) успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору.

6. Он все боялся, что(бы) проказник не отшутился как(нибудь).

7. Я приказал, что(бы) подали тулуп и лошадь.

8. Что(бы) вы посоветовали мне почитать о Петре Первом?

9. Я хочу, что(бы) вы больше читали.

10. Нужно успеть во что(бы)то(ни)стало.

11. Что(бы) я этого больше не видел.

12. Я жить хочу, что(б) мыслить и страдать.

13. Что(б) в дверь - не стучалось, в окно - не кричалось, что(б) впредь - не случалось, что(б) ввек - не кончалось.

14. Но что(б) до истин этих докопаться, не стоит в преисподнюю спускаться.

15. Нет, нет! Решился я, что(б) мне ни обещали.

 

Упражнение 4. Раскройте скобки. Разграничьте слова и сочетания слов.

1. (И)так, она звалась Татьяной.

2. И верится, и плачется, (и)так легко, легко.

3. Ты замотаешься, начнешь слабеть (и)так нагнешься сиротливо, что жалко на тебя смотреть.

4. Неуж(ли) солнышку лишь только и заботы, что(бы) смотреть, как ты растешь и вянешь ты или цветешь.

5. С разбором выбирай друзей, когда корысть себя личиной дружбы кроет, она тебе лишь яму роет. Что(б) эту истину понять еще ясней, послушай басенки моей.

6. Что(б) ни сулило вам воображенье ваше; но верьте, той земли не сыщите вы краше, где ваша милая, иль где живет ваш друг.

7. Что(б) музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней.

8. Но только всякий шаг вы свой должны обдумать так, что(б) было не к чему злословью и придраться.

9. И в людях так(же) говорят: кто посмирней, так тот и виноват.

10. Как в людях многие имеют слабость ту(же): все кажется в другом ошибкой нам, а примешься за дело сам, так напроказишь вдвое хуже.

11. Невежда так(же) в ослепленье бранит науки и ученья, и все ученые труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды.

12. Что сходит с рук ворам, (за)то воришек бьют.

13. Те, кои без ума и даже без трудов тащатся вверх, держась за хвост вельможи; а надувают грудь, как(буд)то(б) силою их Бог снабдил орлиной: хоть стоит ветру лишь пахнуть, что(б) их унесть и с паутиной.

14. Какой-то смолоду Скворец так петь щегленком научился, как(буд)то(бы) щегленком сам родился.

15. Берись за(то), к чему ты сроден, коль хочешь, что(б) в делах успешный был конец.

16. Есть люди: будь лишь им приятель, то первый ты у них и гений, и писатель, за(то) уже другой... - в нем красоты они и чувствовать боятся.

17. За что(же), не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За(то), что хвалит он Кукушку.

Контрольные задания

Упражнение 5. Спишите. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Раскройте скобки, объясняя выбор слитного или раздельного написания слов.

 

В 1854 году на небосклоне рус..кой по..зии появилось новое имя - Козьма Прутков. Некрасовский журнал Современник открывший (к)тому времен., (не)мало дарований (не)просч..тался и (на)этот раз.

Особенно (по)душе новому автору были жанры способствующие и..правлению нравов. Это были..пиграм..ы к..медии а так(же) басни:

Мне, (в)размышлени.. глубоком, Сказал одна(жды) Лизимах: «Что зрячий зрит здоровым оком, Слепой (не)вид..т и в очках!»

Козьме Пруткову (не)были чужды философствования. Публикуется его Плоды ра..думья - свод чеканных афоризмов при(чем) многие знамениты и ныне: Смотри в корень!; (Ни)кто (не)обним..т (не)объятного; Не ходи по кос..гору, с..поги оттопчеш..; Вытапливай воск, но сохраняй мед; Болтун буд(то) маятник: одного так(же) как и другого надо останавливать; Если хочешь быть счастливым, будь им и другие.

За(тем) читатели узнали, что К. Прутков (до)служил-ся (до)высокого чина действительного статского советника при(том) создал правительствен..ые про..кты из которых знаменитейший - О введении единомыслия в России. Художники мечтали во что(бы)то(ни)стало увековечить по..та (в)жив..писи. Тургенев Герцен а так(же) Гончаров и Салтыков(Щедрин) ц..тировали сочинения Пруткова.

(И)так К. Прутков удивительное и яркое порождение рус..кой литературы и обществен..ой жизни. Придумали(же) его самого, его биографию а так(же) басни песни пьесы Алексей Толстой и его (двою)родные братья - Алексей и Владимир Жемчужниковы.

По книге «Русские писатели XI - начала XX века».

 

Упражнение 6. Раскройте скобки, объясните, как вы понимаете смысл приведенных пословиц,

1. Горе буд(то) море: не переплыть, не выпить.

2. Горе старит, за(то) радость красит.

3. Кто за(чем) пойдет, то и найдёт.

4. За(что) купил, за(то) и продал.

5. Не в том сила, что кобыла сива, а в том, что(б) воду возила.

6. Человек - тот(же) замок: к каждому ключик нужно подобрать.

7. Богатство так(же), как ра­зум, наживешь не сразу.

8. Без муки нет и науки, при(чем) без наук как без рук.

9. Хлеб-соль кушай, при(том) хозяина слушай,

10. То(же) слово, да не так(бы) молвил.

 

 

Упражнение 7. Напишите под диктовку н равоучительные четверостишия А.С.Пушкина

 

Удел гения

Змея увидела подснежник, ранний цвет,

Затем вдруг ядом облила прелестное растенье.

Вот так же гений, наглости завистника предмет,

Страдает без вины и терпит угнетенье.

 

Мстительность

Пчела ужалила медведя в лоб.

При том она за соты мстить обидчику желала;

Но в то же время умерла сама, лишившись жала.

Какой удел того, кто жаждет мести? - Гроб.

 

Сила и слабость

Орел бьет сокола, тогда как сокол бьет гусей;

Страшатся щуки крокодила;

От тигра так же гибнет волк, а кошка ест мышей.

Всегда имеет верх над слабостию сила.

 

Справедливость пословицы

Одна свеча избу лишь слабо освещала;

Зажгли другую, чтоб изба светлее стала,

Правдивы древнего речения слова:

Ум хорошо, зато уж лучше - два.

 

Закон природы

Фиалка в воздухе свой аромат лила,

А волк злодействовал в пасущемся народе.

Он кровожаден был, зато фиалочка - мила.

Всяк следует своей природе.

 

Мартышка

Мартышка, с юных лет прыжки свои любя,

И дряхлая все то ж сквозь обручи скакала.

Что ж вышло из того? - Лишь ноги изломала.

Поэт! на старости побереги себя!

 

Непоколебимость

«Познай, светлейший лев, смятения вину, -

Рек слон, - чтоб усмирить в народе бунт, и шум, и клики!»

«Смирятся, - лев сказал, - лишь только гривой я тряхну!»

Итак, опасность не страшна для мощного владыки.

 

Лебедь и гусь

Над лебедем желая посмеяться,

Гусь тиною его однажды замарал.

Но лебедь вымылся и снова белым стал.

Что делать, если кто замаран?

Как лебедь так же умываться.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...