Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Род неизменяемых существительных

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ОКОНЧАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

  1 скл. м.р.,ж.р.: –а-я страна,земля 2 скл. м.р. конь ср.р.:-о-е 3 скл. ж.р. ночь жизнь 1 скл. На –ия акация 2 скл. На –ие, -ий пение Разносклоня- емые на –мя + путь
Р.п. И   И И   И
Д.п. Е   И И   И
П.п. Е Е И И И И

ОСОБЕННОСТИ ОКОНЧАНИЙ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

сущ. на –мя Множественное число И.п. Множественное число Р.п.  
1. бремя 2. время 3. вымя 4. знамя 5. имя 6. пламя 7. племя 8. семя 9. стремя 10.темя + путь ПРАВИЛО: В косв.пад. суффикс -ЕН Пламени -А-Я адреса директора доктора кружева мастера прожектора (и прожекторы) профессора сорта шелка -И-Ы Арбы(Арбам) бухгАлтеры возЫ вОры вЫборы гербЫ гОды гОспитали инженЕры инспЕкторы кАбели кожухИ кОпны лЕкторы малярЫ мЕсяцы офицЕры Очереди плОскости пОдписи пОлисы (мед) пОлюсы(гео) пОхороны пОчерки призЫ прОстыни редАкторы сажЕни скИрды столярЫ тОрты трЕнеры шофЁры НУЛЕВОЕ арб- полотЕнец- басен- похорОн- дел- (на похоронАх) дынь- простЫнь- копён- (и простынЕй) крУжев- сАжен- макарОн- (и сажЕней) мест- скирд- ватт- метел- кочерёг- парные предметы ботинок- валенок- сапог- туфель- ЧУЛОК- ИСКЛ: НОСКОВ ГОЛЬФОВ люди ИСКЛ. армян- варягов болгар-! из варяг в греки грузин- инженеров гусар- киргизов молдаван- офицеров осетин- подмастерьев партизан- редакторов солдат- сапёров татар- таджиков цыган- тренеров     -ОВ-ЕВ возОв кожухОв ворОв (ворАм) рЕльсов годОв тОртов грАммов Устьев джИнсов платьев килогрАммов фрукты, овощи апельсинов ИСКЛ. бананов. груш- мандаринов. дынь- помидоров слив- томатов яблок-  
НУЛЕВОЕ (-ей,-ий в основе) -ЕЙ -ИЙ ударяемое -ьЯ безударное -ия,-ья -ьё -ие,-ье бадЕйколдУний ладЕйпарОдий полынЕйпевУний статЕйпечЕний судЕйплясУний рУжейгОстий(гостья) грАблей хохотУний (грАбель) запЯстий кАбелейзахолУстий ОтраслейснАдобий сенЕйолАдий слесарЕйхлопотУний судЕйшалУний ЯслейэскадрИлий дОлейсостязАний кЕглейкочЕвий пЕнейнадгрОбий прИгоршнейпоберЕжий сАклейпредмЕстий свечЕйугОдий  
ОДУШЕВЛЕННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ  
Правило: У одуш. сущ. во мн.ч. совпадает В и Р падеж, у сущ. неодуш. совпадает В и И пад. Различают: лицо (человека) и лицо (=человек): вижу лица (неодуш) – и вижу лиц (людей). Существ. Ср. рода - неодушевл.   ИСКЛ: млекопитающее дитя насекомое чадо ничтожество лицо страшилище божество существо беспозвоночное чудовище животное чудище ископаемое пресмыкающееся А ТАКЖЕ: валет матрешка робот туз король мертвец русалка кукла покойник ферзь  
ЧИСЛО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ  
Только ед. число 1.собирательные (детвора, молодежь, сырье, ельник…) 2.вещественные (асфальт,бензин, мёд, молоко, щавель, печенье…) 3.название качества или признака (злоба, свежесть, белизна…) 4.действие или состояние (косьба, чтение, удивление, горение…) 5.собственные имена (Москва) 6.сл. бремя, вымя, пламя, темя. Только мн.число 1.составные и парные предметы (ножницы, качели, перила, брюки) 2.материалы (духи, белила, тефтели, жалюзи­ –неизм.) 3.названия промежутков времени (сутки, каникулы, будни…) 4.названия игр (шахматы) 5.действие или состояние природы (хлопоты, заморозки…) 6.географич. названия (Карпаты)    
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕГО РОДА  
Правило: обозначают качества человека – забияка, задира. Правило:некоторые сущ. м.р. обозначают лиц и жен. пола. Глаг. ставят в ж.р., прил.-в м.р.: Дежурныйврач Иванова выписала рецепт.  
             

 

РОД НЕИЗМЕНЯЕМЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

СРЕДНИЙ РОД МУЖСКОЙ РОД ЖЕНСКИЙ РОД
ПРАВИЛО: слова, обозначающие неодушевленные предметы: Алиби конфеттИ платО алОэ крЕдо плиссЕ боА крем-брюлЕ попуррИ боржОми лассО ревЮ декольтЕ менЮ рЕгби джерсИ монпансьЕ сАмбо желЕ мулинЕ таблО интервьЮ палАццо трюмО какАо паннО фойЕ кафЕ папьЕ-машЕ харчО кЕпи парИ хОбби коммюникЕ пенснЕ эскимО ИСКЛ, (влияние родового понятия) бри (сыр) га (гектар) кофе макИ (заросль) пенАльти (удар) сирОкко(ветер) сулугУни (сыр) шИмми (танец) бенгАли, урдУ… (язык) ДВУРОДОВЫЕ: авто + м.р. (автомобиль) брЕнди, вИски + м.р. мОкко + м.р. (кофе) па-де-де, па-де-труа (танец) цИцеро (шрифт) эсперАнто (язык) бигудИ (мн.ч.) ИСКЛ. (влияние родового понятия) авенЮ (улица) кольрАби (капуста) брОкколи (капуста) салЯми (колбаса) ДВУРОДОВЫЕ: динАмо (машина) медресЕ (школа) СКЛОНЯЮТСЯ: акварель модель кадриль бандероль мозоль плесень бязь молодёжь ваниль обитель верфь паперть вуаль псалтырь гантель спесь герань тапка глазурь туфля гроздь фасоль дребедень фланель канитель форель мишень хоругвь
ПРАВИЛО: субстантивированные слова: вежливое «здравствуйте» всегдашнее «да» громкое «ура» наше завтра резкое «не хочу»
ИСКЛ. Жюри – ср.р.  
МУЖСКОЙ РОД склоняются
бюллетень путь скальпель валенок рельс бинокль вестибюль рояль картофель санаторий ковыль Севастополь лабиринт тюль лебедь шампунь недоросль пасквиль овощ каракуль

 

ПРАВИЛО: слова, обозна- чающие лиц м.р. атташЕ маЭстро дЕнди нЕдоросль импресАрио рантьЕ конферансьЕ рЕфери ДВУРОДОВЫЕ: визавИ инкОгнито парвенЮ протежЕ  
ПРАВИЛО: слова, обозна- чающие животных, птиц: зЕбу фламИнго какадУ шимпанзЕ кенгурУ колИбри + ж.р. ИСКЛ. (влияние родового понятия) ивасИ (сельдь) цецЕ (муха)   колИбри (птица)
ПРАВИЛО: Род определяется по нарицательному существительному, выступающему в роли родового понятия или по главному слову словосочетания. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ
полноводное Эри (озеро) ! Северное Борнео солнечный Тбилиси (город) живописный Капри (остров) ! пятиглавый Бештау, Машук глубокая Миссисипи (река) высокая Юнгфрау (гора)
НАЗВАНИЯ ОРГАНОВ ПЕЧАТИ
  «Фигаро» напечатал (журнал) «Таймс» опубликовала (газета)
АББРЕВИАТУРЫ И СЛОЖНЫЕ СЛОВА
местное сельпо (сельское потребительское общество) МГУ праздновал (Московский государственный университет) РТС отремонтировала (ремонтно-техническая станция)
         

ОСОБЕННОСТИ СКЛОНЕНИЯ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ

1. Русские фамилии на –ов(-ев), -ин(-ын) в Т.п. имеют окончание –ЫМ: с Пушкин ым.

Иностранные фамилии и названия поселений – окончание –ОМ: под Пушкин ом, с Герценом.

2. Русские и иностранные фамилии на согласный склоняются, если относятся к м.р., и не склоня-

ются, если относятся к ж.р.: студенту Кулику – студентке Кулик.

3. Не склоняются фамилии на –аго,-яго,-ых,-их,-ово и иностранные на гласную (кроме неударя-

емых –а,-я): Шамбинаго, Долгих, Дурново, оперы Бизе, пьесы Шоу, письмо Марины Чантури и.

Имя прилагательное

 

I. Обозначает признак предмета,

отвечает на вопросы какой? чей?

II. Постоянный признакразряд прилагательных

 

Качественные Относительные Притяжательные
Какой? Какой? Чей?
Обозначают признак, который может быть выражен в большей или меньшей степени Обозначают признак, который не может быть выражен в большей или меньшей степени Указывают на принадлежность какому-либо лицу или животному
Туфли чёрные Туфли бальные Туфли мамины
Характерные особенности прилагательных каждого разряда:
- сочетаются с наречием ОЧЕНЬ (очень весёлый) указывают - на материал (каменный) имеют суффиксы
- имеют краткую форму (весел) ЕЩё - на пространство (городской) - ов (-ев) (отцов)
- образуют степени сравнения (веселее) - на время (вечерний) - ин(-ын) (сестрин)
- имеют антонимичную пару (весёлый – грустный) - на количество (трёхэтажный) - ий (заячий) - й (заячья) Ь
- образуют прилаг. с приставкой НЕ (невесёлый) - на действие (нагревательный)  
Переход из одного разряда в другой разряд
Волчий харатер (переносное значение) Волчья шуба (материал) Волчье логово
Золотое сердце (переносное значение) Золотое кольцо  

 

Непостоянные признаки:

 

  1. Только качественные прилагательные имеют:

А) Степени сравнения

Сравнительная Превосходная
Простая Составная Простая Составная
Острее (острей) более острый острейший самый острый
выше(повыше) -Е, -ЕЕ, -ЕЙ, -ШЕ, менее высокий высочайший -ЕЙШ-, -АЙШ- наиболее высокий, выше всех
не изм. по РПЧ изм. по РЧП изм. по РЧП изм. по РЧП

 

Б) Полную и краткую формы

Форма Полная Краткая
Отвечает на вопрос Какой? Каков?
Изменяется по родам, числам и падежам по родам и числам
В предложении является определением сказуемым
ПРИМЕР Высокий клён Клён высок

 

  1. Для имён прилагательных всех разрядов определяй:

 

а) род, число и падеж прилагательного по существительному, с которым согласуется. (РПЧ)

Например: с человеком (каким?) умным – ед. число, муж. род, твор. падеж

 

б) падежное окончание имён прилагательных с помощью вопроса от главного слова.

Например: Туфли цвета (какого?) чёрного (после твёрдого согласного)

Туфли цвета (какого?) синего (после мягкого согласного)

Исключение: И.п. муж. рода – всегда –ИЙ (-ЫЙ) чёрн ый, син ий.

МЕСТОИМЕНИЯ

 

МЕСТОИМЕНИЯ НАРЕЧИЯ местоименные
РАЗРЯДЫ ПРИМЕРЫ РАЗРЯДЫ ПРИМЕРЫ
личные я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. указательные Здесь, там, тут, туда, оттуда, тогда.
возвратное себя вопросительно- относительные Где, куда, когда, зачем, как, почему, откуда, отчего, затем, потому.
вопросительно- относительные кто, что, какой, чей, который, каков, сколько.
неопределенные Относительные + не- или кое-, -то, -либо, -нибудь. Некто, кое-кто, кто-то… неопределенные Относительные + кое-, -то, -либо, -нибудь. Кое-как, куда-то, где-либо.
отрицательные Относительные + ни- Никто…некого, нечего. отрицательные Относительные + не-/ ни-. Нигде, негде, никогда…
притяжательные мой, твой, ваш, наш, свой, его, её, их. НАРЕЧИЯ (разряды) 1.образа действия (как?): быстро, вдребезги. 2.времени (когда?): сегодня, утром, вечером. 3.места (где?): вдали, наверху, домой, вблизи. 4.причины (почему?): сгоряча, сослепу. 5.цели (зачем?): нарочно, назло. 6.меры и степени (сколько?): очень, надвое.
указательные тот, этот, такой, таков, столько.
определительные весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой.

 

ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

Склонение

падеж         оба обе
  И. М.р. и С.р. Ж.р. Мн.ч. М.р. Ж.р.        
один одно одна одни двадве три четыре оба обе
Р. одного одной одних двух трёх четырёх обоих обеих
Д. одному одной одним двум трём четырём обоим обеим
В. один одно одного одну одни одних двадве двух три трёх четыре четырёх оба обоих обе обеих
Т. одним одной одними двумя тремя четырьмя обоими обеими
П. (об)одном одной одних двух трёх четырёх обоих обеих

Склонение

падеж от 5 до 20 и 30 От 50 до 80 От 500 до 900 200, 300, 400 40, 90, 100 полтораста полтора
И., В.п. Ьна конце слова пять Ьв середине слова пятьдесят двести триста четыреста сорок, сто,девяносто. полтораста полтора (полторы)
Р.,Д.,П. И в окончании пятипятидесяти Р. двухсот Д. двумстам Т. двумястами П. о двухстах сорока,ста, девяноста. полутораста полутора

ПРАВИЛА

1. В количественных числительных склоняются все слова и все корни: дв ум ст ам сем и десят и.

2. В порядковых числительных склоняется последнее слово (как прил.): две тысячи трет ий год.

3. Собирательные числительные образуются с помощью суффикса –ой-, -ер-: дв ое, пят ер о.

Сочетаются с: а) сущ., обозначающими лиц мужского пола, детей и детенышей животных:

Трое мальчиков, четверо медвежат.

б) сущ., употребляющимися только во мн.ч.: трое щипцов, четверо саней.

в) с личными местоимениями: нас было пятеро.

4. Числительные сочетаются с существительными в Р.п.: четыре ученицы, семь тракторов.

(1-4 + сущ. в Р.п. ед. ч.; остальные числ. + сущ. в Р.п. мн. ч.)

 

Грамматические ошибки

 

Не следует смешивать орфографические ошибки и грамматические. Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова. Такую ошибку можно только увидеть, ее нельзя услышать: на площадЕ, о синИм карандаше, небыл. В отличие от нее грамматическая ошибкаможет бытьдопущена как в письменной, так и в устной речи: ляЖь; беЖАТ; иду по тропинке, ведущУЮ к дому; уверенность в победУ.

 

Вид ошибки Примеры Исправление
1. Ошибочное словообразование. трудолюбимый надсмехаться подскользнуться трудолюбивый насмехаться поскользнуться
2. Ошибочное образование формы существительного. Многие чуда техники. Не хватает время. Многие чудеса техники. Не хватает времени.
3. Ошибочное образование формы прилагательного. Более интереснее. Красивше. Более интересно. Красивее.
4. Ошибочное образование формы числительного. С пятистами рублями. С пят ью стами рублями.
5. Ошибочное образование формы местоимения. Ихнего ребенка. Ихи дети. Их ребенка. Их дети.
6. Ошибочное образование формы глагола. Они ездиют, хочут. Пиша о жизни природы. Они ездят, хотят. Написав о жизни природы.
7. Нарушение согласования. Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. Я знаком с группой ребят, (каких?) серьезно увлекающихся джазом.
8. Нарушение управления. За молодежью принадлежит будущее. Молодежи принадлежит будущее.
9. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Большинство возражал и против такой оценки его творчества. Большинство возражал о против такой оценки его творчества.
10. Нарушение способа выражения сказуемого. Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые. Он написал книгу, которая является эпопеей. Все были рады, счастливы и веселы.
11. Ошибки в построении предложения с однородными членами. Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. Страна любила поэта и гордилась им. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и причинах моей любви к нему.
12. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом. Читая текст, возникает такое чувство… Когда я читаю текст, возникает такое чувство…
13. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом. Узкая дорожка была покрыта проваливающимсяснегом под ногами. Узкая дорожка была покрыта снегом, проваливающимся под ногами.
14. Ошибки в построении простого и сложного предложений. Эта книга научила меня ценить друзей, которую я прочитал еще в детстве. Мне показалось то, что это сон. Эта книга, которую я прочитал еще в детстве, научила меня ценить друзей. Мне показалось, что это сон.
15. Смешение прямой и косвенной речи. Автор сказал,что я не согласен с мнением многих. Автор сказал, что он не согласен с мнением многих.
16. Нарушение границ предложения. Когда герой опомнился. Было уже поздно. Когда герой опомнился, было уже поздно.

 

Речевые ошибки

Характер ошибки Пример Исправление
1. Нарушение смысловой точности. Жилые комплексы возникнутв новых районах. Жилые комплексы будут построены в новых районах.
2. Нарушение лексической сочетаемости слов. Успехи сына причинили матери радость. Успехи сына доставили матери радость.
3. Смешение паронимов. Он принимал желательное за действительное. Он принимал желаемоеза действительное.
4. Пропуск слова. Девочка нянчила младшего братишку, хотя шел только десятый год. Девочка нянчила младшего братишку, хотя ей шел только десятый год.
5. Плеоназм (употребление ненужных уточняющих слов). Катерина заранее предчув-ствуетсвою гибель. Катерина предчувствуетсвою гибель.
6. Тавтология (повторное обозначение другими словами уже названного понятия). Для работы в вузе, для обуче-ния студентов необхдимы преподаватели высокого класса. Для работы в вузе необходи-мы преподаватели высокого класса.
7. Повторение однокоренных слов (разновидность тавтоло-гии). Мальчик точнопересказалсодержание рассказа. Мальчик точно пересказал содержание прочитанного(услышанного).
8. Неправильное употребление иноязычных слов, неологиз-мов, устаревших слов. Я испытывал специфическиечувства. Новый дворовыйЖурдена отдавал приказания слугам. Я испытывал особенныечувства. Новый дворецкийЖурдена отдавал приказания слугам.
9. Неоправданное использова-ние речевых штампов. При встрече друзей на повестку дня выносилось будущее Алеши. При встрече друзья хотели поговорить о будущем Алеши.
10. Неоправданное изменение состава фразеологизма. Конта-минация различных фразео-логизмов. Эта роль стала для актера соловьиной песней.Необходимо уделить значе-ние образованию. Эта роль стала для актера лебединой песней. Необходимо уделить внима-ние образованию.
11. Ошибки в управлении. Поезда будут следовать согласно расписания. Поезда будут следовать согласно расписан ию.
12. Алогизм (соединение несовместимых понятий). Благодаря высокой темпера-туре я потерял сознание. Из-за высокой температуры я потерялсознание.
13. Неточный подбор синонима. На грядущей неделе начнем заниматься. На будущей (следующей) неделе начнем заниматься.
14. Неудачный оксюморон (соединение антонимов). Я в этом ничего плохого, кроме хорошего, не вижу. Я в этом ничего плохого не вижу. Это не плохо, а, наоборот, хорошо.
15. Неудачное использование омонимов. Футболисты ушли с поля без голов. Футболисты ушли с поля, не забив ни одного гола.
16. Неуместное употребление слов иной стилевой окраски, эмоционально окрашенных, просторечных слов. Автор пытается направить людей чуть в другую колею. Таким людям всегда удается объегорить других. Автор пытается направить людей в сторону. Таким людям всегда удается обманутьдругих.
17. Нарушение видо-времен-ной соотнесенности глаголь-ных форм. Замирает на мгновение серд-це и вдруг застучит вновь. Замрет на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
18. Неудачное употребление личных и указательных местоимений. Автор заставляет думать о последствиях своих поступ-ков. Автор заставляет думать о последствиях безответст-венных поступков.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...