Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образование языка сферы сакрального.

В древних цивилизациях сакральное пропитывало все уровни жизни - от обрядов и культов до политики, ведения хозяйства и быта. Сакральное смотрело на древнего человека со всех сторон - звездными глазами ночного неба, водами ручьев и ключей, травами и деревьями, предметами культа и повседневной жизни. Сакральное внушало ужас и восторг, трепет и нежность, увлекая человека в многомерные миры интенсивного внутреннего бытия, с виражами и пропастями, с парением и падением.

Сакральное (от лат. sacrum — священное, посвященное богам) — в широком смысле всё имеющее отношение к Божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений. Сакральные объекты имеют не только материальное измерение, но и духовное, связаны с высшим миром. Термин получил широкое распространение в гуманитарных науках, в частности, благодаря работам М. Элиаде: «Священное и мирское – это два образа бытия в мире, две ситуации существования, принимаемые человеком в ходе истории».

Сакральное время не подчиняется установленным физическим законам, предполагает особое исчисление, определяет порядок ритуалов. Вспомните о современном резонансе календаря майя …(попросить продолжить) Сакральное пространство — среда общения человека с высшим миром, Божественным и потусторонним: у реки, под дубом (язычество), у креста, в храме (христианство (попросить продолжить). Сакральные действия — это, как правило, богослужение и религиозные обряды и ритуалы: катание по свежевспаханной земле, обсыпание цветами и зернами… (попросить продолжить). Сакральное включает не только сферу религиозного, но и широкий спектр представлений, относящихся к магии, эзотерике, мистике и холистическим учениям.

Сакральнoе лежит в основе всех религий, включая язычество, и совр религ системы (основные – христианство, мусульманство, буддизм), фольклор, мифологию, художественной литературы, особенно поэзии и резонирует в современных текстах: политики, рекламы, виртуальной коммуникации.

Начиная с 20в. мифологические данные рассматриваются с двух позиций:

1. с позиции описания мифа, как сказки (представлено в энц-мифолог. словарях – энциклопедическая линия.

Напр. «Легенды и мифы Древней Греции» – перевод фрагментов книга А.Куна.

2. Лингвистическая линия оформлялась долго, поскольку не было четкой и установленной традиции, словарей, в которых отражена сакральная ипостась языка (представлена словарями символов Купера, Керлота, Тресиддера) и др.

Сегодня мы рассмотрим энциклопедическую линию

Объектом толкования в словарях энциклопедического типа являются слова и реалии в широком смысле (предметы и явления внешнего мира, лица, действия, животные, растения, их свойства и отношения), в единстве их «реальной» формы и «ирреального» содержания).

Мифологических энциклопедий в последнее время появляется очень большое количество, многие из них соотносятся с определенной этнической системой, однако их уровень оставляет желать лучшего.

 

«Иллюстрированная полная популярная Библейская энциклопедия» архимандрита Никифора (1891).

В энциклопедию включены около 7500 объяснений различных понятий из книг Ветхого и Нового Заветов. При этом богословские термины, за исключением терминов строго библейского значения, опущены. Целью издания являлось дать ответы «почти на большую часть вопросов библейской археологии, архитектуры, астрономии, географии, биографии библейских деятелей, ботаники, священной библиографии, военной науки, зоологии, земледелия, искусств, минералогии, метеорологии, медицины, математики, нумизматики, педагогики, физики, этнографии и др».

Пример словарной статьи «Кошка», «Крапива»:

Кошка (Посл. Иерем. ст. 21) — слово встречается только однажды в Библии, именно в указанной цитате. Им обозначается хорошо известное домашнее животное, искусное в ловле крыс и мышей, ради чего их и держат в домах и лавках.

Крапива (Притч. XXIV, 31, Соф, II, 9) — хорошо известное дикое растение, листья которого усеяны колючками, производящими острый зуд и нечто вроде ожога, если до них дотронуться рукой.

В начале каждой статьи помещается объяснение каждого слова, цитата или несколько цитат, строго проверенных с Русскою Библиею, которой преимущественно пользовался составитель, и, наконец, изложение содержания статьи. Источниками и пособиями при составлении «Библейской энциклопедии» служили: Библия на славянском языке и в русском переводе, «Богословие» преосвящ. Макария и Антония, «Пространный христианский катехизис и начатки православного христианского учения» м. Филарета, «Словарь православного церковно-служебного языка и священных обрядов» пр. Михайловского, «Библейский словарь» А. Верховского, «Опыт библейского словаря» и др.

С 30х гг. 20 в. энциклопедическая линия развивалась ровно и последовательно относительно зарубежных мифов. О славянских мифах присутствовало не много материалов, которые не давали полной картины.

 

Мифы народов мира в 2 т. (под ред. Сергея Александровича Токарева) -изданная впервые в 1980 году издательством «Советская энциклопедия», энциклопедия неоднократно переиздавалась. В 1990 году ряд её авторов и научных консультантов были удостоены Государственной премии СССР.

В энциклопедии изложены мифологические представления различ-ных народов мира. Статьи энциклопедии предоставят читателю подробную информацию о богах, духах, полубожественных и демонических персонажах, эпических героях, а также об основных мифологических мотивах и образах. В ряде статей раскрывается содержание научных теорий в изучении мифологии и роль мифологии в истории культуры, рассказывается об отражении мифологических образов и сюжетов в литературе и искусстве.

Авторский коллектив: Алексей Фёдорович Лосев, Елеазар Моисеевич Мелетинский, Борис Львович Рифтин, Владимир Николаевич Топоров и др.

Давайте в качестве примера рассмотрим статью «Баба-Яга»:

Сначала дается этимология слова «Баба-Яга (польск. jedza, чеш. jezinka, "лесная баба", ср. старосерб. jeza, "болезнь", "кошмар" и т.п.), в славянской мифологии лесная старуха-волшебница»

Затем, ссылаясь на источники, дается ее описание, характеристика внешнего вида:

«Согласно сказкам восточных и западных славян, Баба-Яга, живёт в лесу в "избушке на курьих ножках", пожирает людей; забор вокруг избы - из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова - человеческая нога, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами. В печи Баба-Яга, старается изжарить похищенных детей»

Затем рассматривается исполняемая функция образа Бабы-Яги:

«Кроме образов Бабы-Яги воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя».

Кик видим, авторами даются общие сведения об образе Бабы-Яги, ее описание, взятое из русских сказок.

В словарной статье «ОГОНЬ» говорится о том, что огонь – это самый наглядный и универсальный признак выделения человека из животного царства. Чаще всего в мифах присутствует мотив похищения огня: некое существо похищает его у другого существа и передает людям.

Затем автор повествует о легендах происхождения огня (во всех трех легендах огонь приносит людям птица – сокол, голубь или просто маленькая птичка). В некоторых австралийских мифах происхождение огня связывается с солнцем: люди отбили от него кусочек и так получили огонь. В других мифах похищение заменено поисками огня где-то в отдалённой стране, или добыванием огня с луны, от грома и пр., или получением огня в виде выкупа за похищенного ребёнка. Во всех мифах о происхождении огня - от Австралии до Америки - главным действующим лицом является какое-нибудь животное (преимущественно птица). Автор объясняет это тем, что перед нами - яркий пример характерной черты мифологического мышления: выведение теперешней ситуации из ситуации прямо ей противоположной, существовавшей «некогда». Если в реальной действительности обладание огнем - один из самых существенных признаков, отличающих человека от животных, то в мифах предполагается, наоборот, что было время, когда огнем владели животные, а люди его не имели.

Мало внимания уделяется значению образа огня, его символике: В зороастрийской религии огонь выступает как сугубо священная стихия, как воплощение божественной справедливости. Олицетворение огня и культ его несомненно вырастали из разных корней: огонь как спутник и помощник человека в борьбе с хищными зверями; огонь как очищающая и целительная сила; огонь как грозная и опасная стихия; домашний очаг, символ и покровитель семьи.

 

Мифологический словарь Елеазара Моисеевича Мелетинского содержит сведенья о славянской и русской мифологии. Автор обращается к различным фольклорным жанрам, иллюстрируя каждый образ примерами. Так, например, в словарной статье о Жар-Птице:

ЖАР-ПТИЦА – в восточнославянской сказке чудесная птица.

Согласно русской волшебной сказке, каждое перо её «так чудно и светло, что ежели принесть его в тёмную горницу, оно так сияло, как бы в том покое было зажжено великое множество свеч». Кроме того, в статье представлен комментарий и функция данного образа: Золотая окраска Жар-Птицы, её золотая клетка связаны с тем, что птица прилетает из другого («тридесятого») царства, откуда происходит всё, что окрашено в золотой цвет. Жар-Птица может выступать в роли похитителя, сближаясь в этом случае с Огненным Змеем: она уносит мать героя сказки «за тридевять земель».

Сравнительный анализ позволяет предположить древнюю связь Жар-птицы и словацкой «птицы-огневика» с другими мифологическими образами, воплощающими огонь, в частности с Рарогом, огневым конём-птицей.

Определенная специфика в развитии лексикографии о славянском мифе обусловлена тем, что наука практически не располагает аутентичными записями древних славянских мифов; славянским ученым приходилось не столько изучать мифы, сколько воссоздавать их на основании фольклора и других косвенных источников. В словарях славянского мифа содержится описание образа (облика героев), толкование и выполняемая функция в конкретном фольклорном жанре.

 

Мифы и легенды народов мирав 3 т. (под ред. Немировского, 2004 год). Это попытка ознакомить читателя с историей и культурой многочисленных племен и народов, населявших в древности все континенты нашей планеты (Древней Греции, Египта, Италии, Рима, Месопотамии). В качестве примера рассмотрим статью «Рождение и предсказание судьбы» в Т. 3 «Древний Египет, Месопотамия»:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...