Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел I. Предмет, система и источники российского административного права




УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ПО АдминистративноМУ правУ рОССИИ В СХЕМАХ

Содержание

Введение  
Раздел I. Предмет, система и источники российского административного права
Раздел II. Субъекты административного права
Раздел III. Формы и методы управленческой деятельности (реализации компетенции) субъектов исполнительной власти
Раздел IV. Организационно-правовые способы обеспечения законности и дисциплины в деятельности субъектов административного права как часть системы правоохранительной деятельности государства
Раздел V. Административно-правовое регулирование в области экономики
Раздел VI. Административно-правовое регулирование в социально-культурной области
Раздел VII. Государственное управление в сфере охраны и защиты безопасности личности, общества и государства
Приложения:
1. Структура федеральных органов исполнительной власти
2. Образцы процессуальных документов

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В учебном пособии дана ёмкая, хотя и предельно краткая, системная характеристика содержания предмета современного российского административного права и административно-правового регулиро­вания. Учебное пособие состоит из 7 разделов, каждый из которых посвящён рассмотрению конкретных тем вузовской программы по админи­стративному праву в соответствии с государственным образовательным стандартом по этой дисциплине. В приложениях показана нынешняя структура федеральных органов исполнительной власти и даны образцы процессуальных документов.

Первый раздел — Предмет, система и источники российского ад­министративного права — посвящен общей характеристике админист­ративного права как одной из фундаментальных отраслей публично­го права, представляющей собой огромную совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере реализации исполнительной власти. Основной и определяющей формой реали­зации государственной исполнительной власти в современных усло­виях является государственное управление, выступающее в качестве важнейшего самостоятельного родового вида государственной дея­тельности и сферы действия норм административного права.

Государственное управление представляет собой деятельность государственной администрации (органов государственной испол­нительной власти, их структурных подразделений и государствен­ных служащих) по организации системы, структуры и процесса управления и регулирования всех областей, отраслей и сфер жиз­недеятельности гражданского общества. Однако односложное оп­ределение предмета административного права как отношений, складывающихся в сфере государственного управления, не может быть достаточно точным и определенным, потому что, во-первых, руководители государственных органов как управляющие субъек­ты в сфере государственного управления одновременно (но не одномоментно) выступают в трех качественно различных ипоста­сях: как представители нанимателя — государства, как государст­венные служащие и как представители органа юридического лица и поэтому могут выступать субъектами не только административ­но-правовых, но и многих других правоотношений (граждан­ско-правовых, трудовых и др.); во-вторых, административно-пра­вовое регулирование иногда выходит за пределы собственно госу­дарственного управления как основной формы реализации исполнительной власти и опосредует отношения соответствующих субъектов в других видах государственной деятельности. В этой связи в данном разделе рассматриваются четыре области общест­венных отношений, составляющих предмет административно-пра­вового регулирования. Кроме того, в качестве самостоятельных тем анализируются характерные черты и особенности админист­ративно-правовых норм и отношений как важнейших элементов механизма административно-правового регулирования, а также сис­тема и источники административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины.

Во втором разделе — Субъекты административного права — рас­сматривается административно-правовой статус всех возможных уча­стников административно-правовых отношений. Административное право — это управленческое право, и его нормы регулируют взаимо­отношения участников (субъектов) управленческих административ­но-правовых отношений. При этом одни субъекты управляют соот­ветствующими объектами, а другие или сами участвуют в управле­нии объектами, или их деятельность (как правомерное, так и неправомерное поведение) выступает в качестве объекта управле­ния. Однако не все объекты государственного управления являются субъектами управленческих административно-правовых отношений. Так, отрасли, сферы государственного управления, комплексы взаи­мосвязанных отраслей (например, агропромышленный комплекс, образовательный комплекс и др.), целые области государственного управления и административно-правового регулирования (область экономики, социально-культурная область, область обеспечения без­опасности личности, общества и государства), разнообразные терри­ториальные образования, будучи объектами государственного управ­ления и административно-правового регулирования, не являются субъектами административно-правовых отношений. Участниками (субъектами) складывающихся в процессе и по поводу их деятель­ности управленческих административно-правовых отношений высту­пают Правительство РФ, министерства и ведомства, главы админи­страций субъектов РФ и муниципальных образований и т. д.

Субъектами административного права выступают физические лица (граждане Российской Федерации, иностранцы, лица без гражданства, должностные лица и другие государственные и му­ниципальные служащие), организации или юридические лица, кото­рые делятся на государственные (органы государственной власти, государственные (казенные) предприятия, социально-культурные учреждения и пр.) и негосударственные организации (обществен­ные объединения граждан, кооперативные, религиозные и другие их объединения, разнообразные фирмы, акционерные общества, холдинги, различные ассоциации негосударственных организаций и многие другие их разновидности).

В рамках этого раздела рассматриваются основы общей и спе­циальной административной правосубъектности (административ­ная правоспособность и дееспособность) каждой разновидности субъектов административного права.

В третьем разделе — Формы и методы управленческой деятель­ности — дается содержательная характеристика процесса реализа­ции компетенции субъектов исполнительной власти. Администра­тивная правосубъектность участников управленческих админист­ративно-правовых отношений реализуется в определенных организационно-правовых формах и различными методами, что составляет двустороннюю содержательную характеристику процес­са реализации компетенции различных субъектов исполнительной власти.

Формы управленческой деятельности структурно организуют и выражают вовне различные функции управления и их внутрен­ние элементы — управленческие действия. Содержание процесса управления реально, объективно проявляется лишь тогда, когда управленческие действия соответствующим образом оформлены и превращены в результате этого из отвлеченного в определенное содержание. При этом следует иметь в виду многозначность тер­мина «формы управления». Формы управления как средство орга­низации и выражения его содержания — это система и структура аппарата государственного управления, т. е. организационные формы, внутри и в рамках которых осуществляется управленче­ский процесс, а также все то, в чем закрепляются, фиксируются, выражаются те или иные действия аппарата управления (органов управления, их структурных подразделений и служащих). В дан­ном разделе речь пойдет лишь об организационно-правовых фор­мах управленческих действий, из которых складывается и в кото­рых проявляется процесс реализации государственной исполни­тельной власти, связанный с осуществлением определенных управленческих функций.

Другим элементом содержательной характеристики процесса управленческой деятельности выступают различные методы реа­лизации управляющими субъектами своих функций и полномо­чий. При этом следует различать понятия «методы решения управленческих вопросов» (коллегиальные, единоначальные, науч­но-технические методы принятия управленческих решений — ме­тоды математического моделирования, сетевого планирования и управления и др.), показывающие, с помощью каких организа­ционных и научно-технических средств решаются те или иные вопросы в процессе принятия управленческого решения, и «мето­ды управленческого воздействия» управляющего субъекта на управляемые объекты и подчиненных лиц (убеждение, принужде­ние, стимулирование и др.), определяющие, как управляющий субъект может влиять и воздействовать на поведение руководимых объектов. В данном разделе освещается именно этот аспект организационно-правовой характеристики применяемых при реа­лизации исполнительной власти методов осуществления управ­ленческих функций.

В четвертом разделе — Организационно-правовые способы обес­печения законности и дисциплины в деятельности субъектов админи­стративного права — рассматриваются некоторые особенности обеспечения режима законности и дисциплины в сфере административно-правового регулирования, дается описание всей системы конкретных видов и форм обеспечения законности и дисцип­лины в сфере реализации исполнительной власти (управленче­ской деятельности).

Законность как принцип организации и деятельности всех звеньев государственного механизма является всеобщим обязательным требованием функционирования любых организаций и органов всех ветвей государственной власти, Делу всемерного обеспечения режима законности и дисциплины в деятельности различных субъектов правоотношений служит правоохранительная деятельность государства, которая осуществляется в различных формах, предусмотренных законодательством, многочисленными органами.

Режим законности и дисциплины как основа правопорядка в обществе и государстве обеспечивается правоохранительной деятельностью органов всех ветвей государственной власти, а частично и негосударственных органов — адвокатуры, частного нотариата и др. При этом в системе правоохранительной деятельности как средстве поддержания режима законности и дисциплины в жизне­деятельности гражданского общества и государства важная роль принадлежит специфическим организационно-правовым способам обеспечения законности и дисциплины между субъектами админи­стративно-правовых отношений в сфере реализации исполнитель­ной власти (управленческой деятельности).

В пятом разделе — Административно-правовое регулирование в области экономики — последняя рассматривается как область социальной деятельности и объект государственного регулирования и управления, который включает в себя, во-первых, сложную и разветвленную систему субъектов экономической деятельности — юридических и физических лиц и, во-вторых, совокупность разнообразных экономических взаимоотношений этих хозяйст­вующих субъектов в сферах производства, распределения и обме­на экономическими результатами их деятельности. Установление правового статуса хозяйствующих субъектов экономической дея­тельности, а также организация и правовое регулирование скла­дывающихся в процессе и результате их хозяйственной деятельно­сти экономических связей и отношений выражают суть государственного регулирования и управления в области экономики. Организации и управлению всеми областями экономики должно придаваться первостепенное значение и уделяться особенное внимание со стороны общества и государства, потому что именно здесь создаются фундаментальные материальные предпосылки и необходимые условия для всестороннего социально-культурного развития личности и общества, а также обеспечения должного уровня безопасности личности, общества и государства от любых внешних и внутренних посягательств.

В шестом разделе — Административно-правовое регулирование в социально-культурной сфере — констатируется, что область соци­ально-культурной деятельности общества и государства характеризует социально-культурный облик общества, указывает на состоя­ние в нем образования, науки, искусства, культурно-просветитель­ной работы, на качественный уровень развития телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, книгопечатания, на состояние здравоохранения и социальной защиты нуждающихся в ней групп нетрудоспособного населения, на развитие физической культуры, спорта и туризма.

В социально-культурной области жизнедеятельности общества и государства формируется человек как личность, его нравственные и моральные качества. От уровня образования населения, уровня его культуры зависят, как известно, прогресс техники и уровень организации общественного производства, развитие демократических основ самовыражения человека как личности и гражданина. Этим определяются важность и значимость правильной и эффективной государственной организации развития социально-культурной области жизнедеятельности общества.

Область социально-культурной деятельности общества и госу­дарства включает в себя три крупных интегрированных комплекса взаимосвязанных отраслей — образование и наука, социально-культурный и здравоохранение. Все они рассмотрены в данном разделе.

В седьмом разделе — Государственное управление в сфере охра­ны и защиты безопасности личности, общества и государства — по­казано, что эта отрасль управления в целом представляет собой область административно-политической деятельности российского государства, которая включает в себя государственное управление организацией внешних политических и социально-культурных связей нашей страны с иностранными государствами, обороны страны, борьбы с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, охраны государственной границы, работы органов разведки, контрразведки и других спецслужб, деятельности МВД, милиции, внутренних войск, а также управление в области юстиции.

Цель деятельности и социальное предназначение всех входящих в область административно-политической деятельности государства конкретных отраслей и сфер государственного управления, возглавляемых соответствующими министерствами и некоторыми другими федеральными органами исполнительной власти, — обеспечение должного (или хотя бы приемлемого в данных конкретных условиях) уровня охраны и защиты безопасности личности, общества и государства от всевозможных потенциальных и реальных внеш­них и внутренних угроз и посягательств.

Обеспечение безопасности личности, общества и государства включает в себя в качестве тесно взаимосвязанных элементов их охрану и защиту. При этом охрана предполагает наличие системы определенных сил и средств противодействия тем или иным угро­зам и чаще всего потенциально возможным посягательствам, го­товность к их адекватному применению, правильному и профес­сионально грамотному использованию в деле обеспечения безопас­ности личности, общества и государства. Защита же предполагает отражение реальной угрозы, а чаще всего уже начавшегося посяга­тельства на безопасность личности, общества и государства, имею­щимися в соответствующей отрасли административно-политиче­ской деятельности государства силами и средствами.

 

 

 

Учебные схемы [*]

Раздел I. Предмет, система и источники российского административного права

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...