Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Назначение, ротация и усовершенствование сотрудников психолого-акмеологической службы.




· На должности специалистов психолого-акмеологической службы принимаются лица с высшим базовым психологическим образованием, а также лица с высшим образованием, прошедшие специальную переподготовку в области практической психологии, акмеологии на факультетах и курсах переподготовки, подтвержденную документом государственного образца, с соответствующим опытом практической работы, и аттестованные на эту должность.

· Штатное расписание формируется, исходя из уровня психолого-акмеологической службы и численности личного состава организации.

· Вновь назначенные специалисты, в целях адаптации к условиям работы, проходят 2-х недельную стажировку у опытных психологов-акмеологов по месту работы или в научно-методическом Центре.

· Служебное время специалистов ПАС организуется в соответствии с правилами внутреннего распорядка и с учетом норм продолжительности основных видов работ специалиста.

· Должностные обязанности, права и ответственность специалиста определяются "Типовой должностной инструкцией специалиста психолого-акмеологической службы".

· Использование специалиста ПАС по вопросам, не определенным его должностной инструкцией, запрещается.

· Нарушение специалистом психолого-акмеологической службы этических норм работы несовместимо с исполнением обязанностей согласно занимаемой должности.

· Повышение квалификации специалистов психолого-акмеологической службы осуществляется в соответствии с учебными планами отделов подготовки кадров той структуры, в которой работает психолого-акмеологическая служба. Каждые пять лет специалисты службы должны пройти через систему повышения квалификации. (Методическим центром подготовки акмеологов для системы ПАС является Российская академия государственной службы при Президенте РФ).

· Методические сборы, семинары специалистов ПАС проводятся не реже одного раза в год.

Содержание деятельности специалиста ПАС, его права, ответственность, продвижение по службе закрепляются в Положении о психолого-акмеологической службе, которое обязательно разрабатывается для конкретной психолого-акмеологической службы на основе проекта Положения о государственной (гражданской) психолого-акмеологической службе РФ, который представлен в Приложении 1.

Вопросы для самопроверки:

 

1. Продолжите дальше: психолого-акмеологическая служба – это ……..

 

2. Раскройте правовые основы деятельности психолого-акмеологической службы.

 

3. Перечислите цели и задачи деятельности ПАС.

 

4. Раскройте содержание основных направлений деятельности ПАС. Охарактеризуйте общее и специфическое в деятельности служб различных типов.

 

5. Обозначьте общее и различия в принципах организации и способах функционирования служб, решающих задачи психолого-акмеологического обеспечения кадровой работы и личностно-профессионального развития человека за рубежом.

 

6. Охарактеризуйте структуру ПАС в соответствии с объемом и содержанием выполняемых ее задач.

7. Раскройте содержание деятельности основных подразделений ПАС.

8. Охарактеризуйте взаимосвязь различных подразделений ПАС.

9. Дайте характеристику профессионального пространства деятельности акмеолога.

10. Перечислите необходимые для реализации деятельности знания и умения специалиста ПАС.

11. Проведите анализ содержания проекта Положения о ПАС, оцените достоинства и недостатки проекта.

 

Литература

1. Акметехнологическое обеспечение личностно-профессионального развития человека акмеологической службой..//Акмеология. Учебник /Под общ. ред. А.А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2006.

2. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: Учебное пособие /А.Деркач, В.Зазыкин. – СПб.: Питер, 2003.

3. Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология. – СПб.: Питер, 2006.

4. Катаева Л.И. Психолого-акмеологическая служба в системе федерального и регионального управления //Лекции к изучению курсов по специальности «Психология». Выпуск 1 /Под ред. А.А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2004. С.37-57.

5. Катаева Л.И. Психолого-акмеологическая служба в системе федерального и регионального управления. Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2005.

6. Носс И.Н., Носс Н.В. Психология управления персоналом предприятия. Профессиологический аспект. – М.: «КСП+», 2002.

7. Положение о государственной психолого-акмеологической службе РФ (проект).- Материалы кейса Л.И.Катаевой.

8. Практическая психология образования. Учебное пособие. 4-е изд. /Под редакцией И.В. Дубровиной – СПб.: Питер, 2004.

9. Психология управления персоналом: Пособие для специалистов, работающих с персоналом /Под ред. А.В. Батаршева, А.О. Лукьянова. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.

10. Психолого-акмеологическая служба. Настольная книга практического психолога. Методическое пособие. М.,2001.

11. Региональная акмеологическая служба в системе управления. - Спб, 1991.

12. Региональная амеологическая служба в системе образования. Материалы для работников образования. - Спб, 1995.

 

Раздел II. Основные направления деятельности психолого-акмеологической службы

 

II.1. Содержание, формы и методы работы психолого-акмеологической службы по моделированию профессиональной деятельности

Моделирование профессиональной деятельности является одним из важных направлений работы психолого-акмеологической службы. Значимость этого направления определяется рядом причин. Прежде всего качественное выполнение кадровой службой организации своих функций по работе с персоналом основывается на наличии таких четких и содержательных источников знания о должностных обязанностях специалистов того или иного профиля, уровня деятельности, которые не укладываются в должностные инструкции, а требуют профессиографического и акмеграфического описания субъекта деятельности, что предполагает наличие профессиограмм и акмеограмм специалистов. Разработка подобных материалов проводится специалистами психолого-акмеологической службы, которые должны владеть соответствующими умениями. Кроме того, наличие профессиограммы и акмеограммы субъекта деятельности позволяет психологу-акмеологу грамотно сопровождать процесс личностно-профессионального развития сотрудника в организации, осуществлять мониторинг такого процесса, определять перспективы роста специалиста, таким образом использовать процесс моделирования для реализации исследовательских, диагностических, корреляционных и обучающих функций работы службы.

В целях постижения основ моделирования профессиональной деятельности осуществим попытку привлечь знания из курса психологии труда и акмеологии. В современных исследованиях профессиональной деятельности моделирование последней рассматривается как «процесс синтеза аналитических единиц и формирование идеальной или реальной системы в виде модели данной деятельности».[1]

Подробнее о моделировании профессиональной деятельности, ее психологических параметров, эмпирических аспектах психологического моделирования смотри в работе (с.32-55), указанной в сноске 1 на стр. 25 данного учебно-методического пособия.

Специалиста, занимающегося моделированием профессиональной деятельности, должны прежде всего интересовать психолого-акмеологические составляющие такой деятельности. Существуют различные подходы к психологическому и акмеологическому анализу самой профессиональной деятельности. Обратимся в связи с этим к подходу Б.Ф. Ломова, который рассматривал деятельность как систему психологических составляющих, и в психологическом анализе деятельности усматривал «изучение закономерностей формирования и развития системы психического отражения как «внутреннего условия» (в том смысле, в котором употреблял этот термин Рубинштейн), как одной из важнейших характеристик субъекта деятельности и в этом плане как необходимой «составляющей» деятельности. Деятельность, рассматриваемая безотносительно к ее субъекту (например, при ее алгоритмическом описании), никакими психологическими характеристиками, конечно, не обладает. Ими обладает только субъект деятельности» [2].

К важнейшим составляющим деятельности Б.Ф. Ломов относит мотивы, принадлежащие к потребностной сфере и побуждающие к деятельности, и цели деятельности, относящиеся к ее предмету, что в своей сопряженности образует вектор деятельности, определяющий строение и динамику всех составляющих деятельности. Другим аспектом изучения деятельности Б.Ф. Ломов считает динамику «сенсомоторных, перцептивных, мнемических, интеллектуальных и других психических процессов (в особенности из взаимотношений) в реальной деятельности ее индивидуального субъекта, а также его психических состояний».[3] К психологическим составляющим деятельности Б.Ф. Ломов относит тесно связанные между собой: мотив, цель, планирование деятельности, переработку текущей информации, оперативный образ (и концептуальную модель), принятие решения, действия, проверка результатов и коррекция действий.

Согласно концепции В.Д. Шадрикова профессиональная (трудовая) деятельность рассматривается в единстве трех аспектов: предметно-действенного, физиологического, психологического. При этом в психологическом аспекте в качестве основных функциональных блоков выделяются мотивы, цели, программа деятельности, информационная основа, принятие решений, подсистема деятельностно важных качеств.

В психолого-акмеологическом анализе деятельности представлен подход А.А. Деркача и Н.В. Кузьминой, выделяющих гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организационный компоненты профессиональной деятельности.[4]

Инструментальная реализация процесса моделирования профессиональной деятельности начинается с определения содержательного и операционального пространства такой деятельности, и здесь прежде всего встает вопрос о методах изучения профессиональной деятельности. Выбор методов для специалиста психолого-акмеологической службы - вопрос далеко не праздный. Конечно же, специалист службы основывается на знании методов исследования, и здесь полезно вспомнить одну из первых классификаций, предложенную С.Л. Рубинштейном[5], который выделял основные методы: наблюдение (внешнее - объективное, прямое – непосредственное, косвенное – наблюдение за продуктами деятельности человека); эксперимент (естественный – проведение исследований непосредственно в профессиональной деятельности; лабораторный – моделирование профессиональной деятельности; психолого-педагогический – обучающий эксперимент; вспомогательный - предполагающий использование анкетирования и беседы в процессе профессиональной деятельности) и особые – сравнительный метод (установление сравнения между нормой и патологией) и генетический метод (сравнение между различными возрастными группами). В процессе выбора методов исследования профессиональной деятельности целесообразно обратиться и к классификации методов Б.Г. Ананьева[6], выделившего в отдельные группы организационные, эмпирические, методы обработки данных и интерпретационные методы.

Специалист ПАС, занимающийся моделированием профессиональной деятельности, должен выбрать прежде всего направление ее исследования. В моделировании пространства профессиональной деятельности выделяются, по-крайней мере, два направления: натуралистическое и прогнозное (прогностическое). Натуралистическое направление предполагает исследование реально существующей деятельности, на основе предварительного определения цели такого исследования. Целью исследования могут быть: разработка профессиограммы и акмеограммы (если таковые отсутствуют для специалиста, выполняющего данную деятельность); уточнение и последующая коррекция содержания деятельности в случае неудовлетворенности предыдущим представлением о ее содержании.

Натуралистическое направление моделирования профессиональной деятельности может включать и разработку модели профессиональной деятельности конкретного ее субъекта по критерию успешности – не успешности. Такая модель скорее всего будет иметь поисковый характер, где задачей специалиста ПАС будет определение условий: явлений, процессов, связанных с протеканием профессиональной деятельности, которые предопределяют тот ее результат, который является причиной построения модели. Так, в отличие от профессиограммы, которая должна содержать типовую модель успешной профессиональной деятельности, специально разработанная модель для конкретного специалиста учитывает возможности его оптимальной самореализации в процессе деятельности, его акмеологический потенциал, и включает в себя отличные от типовой деятельности элементы, позволяющие достичь успешности не только по объективированному, но и субъективированному критерию. Такая модель относится к акмеориентированным.

Прогностическое направление связано с определением содержания новой деятельности, не осуществлявшейся ранее, или отдельных элементов деятельности, которые вводятся в уже существовавшую. Основой для разработки таких моделей может служить введение новых должностей, специальностей, новых должностных функций. Разрабатываемая в рамках прогностического направления модель профессиональной деятельности опирается на образно-концептуальную модель и требует использования лабораторного метода для своей проверки и корректировки.

Модели профессиональной деятельности могут подразделяться на функционально-деятельностные, диагностические, коррекционные и развивающие в зависимости от задачи, которая решается специалистом, разрабатывающим ту или иную модель профессиональной деятельности. Функционально-деятельностная модель описывает психолого-акмеологическое содержание деятельности, диагностическая преследует цель дать оценку профессиональной деятельности в аспекте представленности психолого-акмеологических составляющих в данной деятельности, коррекционная модель определяет конкретные элементы деятельности, требующие изменения в направлении приведения модели профессиональной деятельности субъекта к нормативной (типовой) или акмеориентированной, развивающая описывает пространство совершенствования психолого-акмеологических составляющих профессиональной деятельности. Все модели профессиональной деятельности могут быть целостными, отражающими все психолого-акмеологическое пространство деятельности субъекта, или фрагментарными, в случае, когда модель разрабатывается с целью уточнения или дополнения какой-то части пространства деятельности (см. схему 1).

 

 

ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ

 

 

 
 

 

 


Схема 1. Характеристика взаимосвязей моделей и направлений моделирования профессиональной деятельности

 

В целях выработки практических умений моделирования профессиональной деятельности предлагается выполнить следующие творческие задания, при условии соблюдения методических указаний по их выполнению.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...