Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литературный энциклопедический словарь 63 глава




 

Н. зародился и программно оформился прежде всего во Франции. Огромную роль в формировании Н. сыграли успехи естеств. наук, прежде всего физиологии, противопоставившей эксперимент ненаучным методам познания. Его филос. основой был позитивизм О. Конта, а эстетической — теории И. Тэна. Лит. предшественники Н.— Шанфлери, Л. Э. Дюранти, Г. Флобер, бр. Э. и Ж. Гонкур. Э. Золя разработал теорию Н. (сб-ки < Экспериментальный роман”, “Романисты-натуралисты” и др.) и попытался применить ее в своем худож. творчестве. В сер. 70-х гг. вокруг Золя сложилась натуралистич. школа (Г. де Мопассан, Ж. К. Гюисманс, А. Сеар, Л. Энник, П. Алексис, Э. де Гонкур, А. Доде и др.), распавшаяся в кон. 80-х гг. С этих пор Н. утрачивает теоретич. четкость и сохраняется как общее назв. различных, но единых по происхождению лит. явлений. У ряда натуралистов усиливаются черты импрессионизма или возникает тяга к символизму; творчество аек-рых проникается мотивами декадентства.

 

Натуралисты ставили перед собой задачу — изучить общество с той же полнотой, с какой естествоиспытатель изучает природу; для них было характерно уподобление худож. познания научному. Худож. произв. рассматривалось ими как “человеческий документ”, а осн. эстетич. критерием считалась полнота осуществленного в нем познават. акта. Преим. интерес к быту, к физиологич. основам психики, недоверие ко всякого рода идеям вели к ограничению худож. возможностей натуралистич. лит-ры. Однако вторжение жизненной правды в натуралистич. произв. опрокидывало теоретич. построения и обусловило глубокое худож. воздействие лучших произв. Н. Изучение материального быта зачастую позволяло натуралистам выявить классовую природу сознания; мотив наследственности отступал в их произв. перед конкретным исследованием социальных отношений. Так, Золя, описав жизнь семьи Мае (“Жерминаль”), вскрыл истоки классовой борьбы, а в романе “Земля” обнажил социальные корни психологии крестьянинасобственника.

 

НАРО—НАТУ

 

==237

 

Представления о предопределенности судьбы человека его физиологии, природой и средой, о заведомой несвободе его воли преодолевались лишь нек-рыми писателями Н. Если Золя, веря в науку и социальный прогресс, исследовал механизм взаимодействия среды и человека, чтобы открыть способы воздействия на среду в целях более разумной организации общества, то у др. писателей (напр., позднего Мопассана и особенно Гюисманса) преобладали мотивы фатализма.

 

Натуралисты отказывались от морализирования, полагая, что изображенная с науч. беспристрастием действительность сама по себе достаточно выразительна. Они считали, что лит-ра, как и наука, не имеет права выбора материала, что для писателя нет непригодных сюжетов или недостойных тем — отсюда расширение тематики натуралистич. лит-ры, интерес к “простым” явлениям /жизни (“Жермини Ласерте” бр. Гонкур, “Западня” Золя). Однако подчинение материалу, стремление записывать “под диктовку жизни” часто приводили к бессюжетности (“Прекрасный день” Сеара, “По течению” Гюисманса), а бесстрастность — к обществ, индифферентизму.

 

В 60—80-х гг. 19 в. Н. сыграл положит, роль: он осваивал новые темы (в т. ч. тему борьбы рабочего класса), поднимал новые пласты действительности, показывал жизнь обездоленных и угнетенных, функционирование “социальных организмов” (шахты, рынка, магазина и т. д.), изучал взаимодействие личности и толпы, роль подсознательного в человеческой психике. Н. ввел в лит-ру новые приемы и средства худож. изображения жизни. Борясь с ложным офиц. оптимизмом, с мещанской идеологией и моралью, проявляя широкий демократизм и критич., разоблачит. тенденции, Н. содействовал прогрессу обществ, мысли и худож. видения.

 

В др. странах Н. стали называть сходные лит. явления, возникшие из нац. обществ, и эстетич. потребностей, но осмысленные в свете франц. опыта.

 

В Германии прологом Н. была критич. деятельность бр. Г. и Ю. Харт, а его воплощением — творчество А. Хольца и Г. Гауптмана. В Англии он повлиял на Дж. Мура и Дж. Гиссинга; в США приобрел острую социальную окраску у С. Крейна, Ф. Норриса, X. Гарлевда. В Италяи аналогичным движением был веризм. В Испании борьба с франц. лит. влиянием сочеталась с утверждением натуралистич. принципов в творчестве Эмилии Пардо Басав и А. Паласио Вальдеса. В Бельгии его представителем был К. Лемонье; нек-рое влияние Н. оказал на А. Стриндберга, Г. Ибсена, К. Гамсуна. В России термин <Н·> не был употребителен. Однако влияние Н. ощутимо в творчестве ряда писателей кон. 19 в., в частности Д. Н. Мамина-Сибиряка, П. Д. Боборыкива (см. также в ст. Натуральная школа).

 

Извлеченное из историко-лит. контекста, понятие “Н.” было перенесено на более общие явления бурж. культуры и лит-ры: оно стало обозначать антисоциальный, биологич. подход к человеку, свойственный нек-рым проявлениям декадентства, модернизма и особенно “массовой культуры”. Термином “Н.” обозначают также типологически противопоставленный реализму худож. метод, выражающийся в протокольном описании жизненных явлений без их критич. отбора, социально-филос. осмысления, худож. обобщения и оценки. В подобном понимании Н. подразумевает пассивную созерцательность обществ, позиции художника, взгляд на творч. акт как на простое подражание и бесстрастное копирование жизни, повышенный интерес к отталкивающим подробностям быта и физиологич., преим. низменным, проявлениям человеческой природы. Н. такого рода многократно подвергался критике как явление, чуждое подлинному иск-ву.

 

• История франц. лит-ры, т. 3, M.—Л., 1959, с. 106—32; История нем. яит-ры, т. 4, M., 1968, с. 233—68; Рус. лит-ра кон. XIX— нач. XX в. Девяностые гг., М., 1968, с. 142—88.

 

Г. С. Авессаломова.

 

==238 НАТУ — НАУЧ

 

НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА, условное название начального этапа развития критич. реализма в рус. лит-ре 40-х гг. 19 в. Термин “Н. ш.”, впервые употребленный Ф. В. Булгариным в пренебрежит. характеристике творчества молодых последователей Н. В. Гоголя (см. газ. “Северная пчела” от 26 янв. 1846), был утвержден в лит. критич. обиходе В. Г. Белинским, к-рый полемически переосмыслил его значение: “натуральное”, т. е. безыскусственное, строго правдивое изображение действительности.

 

Мысль о существовании лит. “школы” Гоголя, выражавшей движение рус. лит-ры к реализму, Белинский развил раньше (ст. <0 русской повести и повестях г. Гоголя”, 1835, и др.); развернутая характеристика Н. ш. и ее важнейших произв. содержится в его статьях <Взгляд на русскую литературу 1846 года”, <Взгляд на русскую литературу 1847 года>, “Ответ „Москвитянину"” (1847). Выдающуюся роль собирателя лит. сил Н. ш. сыграл Н. А. Некрасов, составивший и выпустивший в свет ее гл. издания — альманах “физиология Петербурга” (ч. 1—2, 1845) и “Петербургский сборник” (1846). Печатными органами Н. ш. стали журналы ^Отечественные записки* и ^Современник”. В 50-х гг. термин <Н. ш.” обозначал “гоголевское направление” в лит-ре (ср. ст. Н. Г. Чернышевского “Очерки гоголевского периода русской литературы”).

 

Для Н. ш. характерно преим. внимание к жанрам худож. прозы (“физиологический очерк”, повесть, роман). Вслед за Гоголем писатели Н. ш. подвергали сатирич. осмеянию чиновничество (напр.,в стихах Некрасова), изображали быт и нравы дворянства (“Записки одного молодого человека” А. И. Герцена, “Обыкновенная история” И. А. Гончарова и др.), критиковали темные стороны городской цивилизации (“Двойник” Ф. М. Достоевского, очерки Некрасова, В. И. Даля, Я. П. Буткова и др.), с глубоким сочувствием изображали “маленького человека” (“Бедные люди” Достоевского, “Запутанное дело” М. Е. Салтыкова и др.). От А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Н. ш. восприняла темы “героя времени” (“Кто виноват?” Герцена, “Дневник липшего человека” И. С. Тургенева и др.), эмансипации женщины (“Сорока-воровка” Герцена, “Полинька Сакс” А. В. Дружинина и др.). Н. ш. новаторски решала традиционные для рус. лит-ры темы (так, “героем времени” становился разночинец: “Андрей Колосов” Тургенева, “Доктор Крупов” Герцена, “Жизнь и похождения Тихона Тростникова” Некрасова) и выдвигала новые (правдивое изображение жизни крепостной деревни: “Записки охотника” Тургенева, “Деревня” и “Антон Горемыка” Д. В. Григоровича и др.). В стремлении писателей Н. ш. быть верными “натуре” таились разл. тенденции творч. развития — к реализму (Герцен, Некрасов, Тургенев, Гончаров, Достоевский, Салтыков-Щедрин) и к натурализму (Даль, И. И. Панаев, Бутков и др.). В 40-х гг. эти тенденции не обнаружили четкого разграничения, порой сосуществуя в творчестве даже одного.писателя (напр., Григоровича). Объединение в Н. ш. мн. талантливых писателей, ставшее возможным на почве широкого антикрепостнич. фронта, позволило школе сыграть важную роль в становлении и расцвете рус. лит-ры критич. реализма. Влияние Н. ш. сказалось также в рус. изобразит. (П. А. Федотов и др.), музыкальном (А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский) иск-вах.

 

• Ц е и т л и н А. Г., Становление реализма в рус. лит-ре, М., 1965; Кулешов В. И., Натуральная школа в рус. лит-ре XIX в., М., 1965; Манн Ю. В., Утверждение критического реализма. Натуральная школа, в кн.; Развитие реализма в рус. лит-ре, т. 1, М., 1972; Жук A.A., Сатира натуральной школы, Саратов, 1979.

 

В. И. Кулешов.

 

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА (нередко заменяется сокращением НФ; англоязычный аналог science fiction, соответственно SF), установившееся обозначение осн. части совр. фантастич. лит-ры (см. Фантастика). Термин утвердился в 30—50-х гг. 20 в., когда гл. задачу фантастики видели в пропаганде науки и техники. В наши дни функции фантастики неизмеримо расширились, а сами произв. приблизились к общим эстетич. нормам прозы, в связи с чем определение “научная” стало представляться нек-рым исследователям слишком узким, акцентирующим внимание не на самом существ, признаке. Тем не менее вполне естественно видеть связь совр. фантастики с успехами науч.-технич. прогресса. Подобные связи прослеживаются как

 

в “научной”, так и в “ненаучной” фантастике, использующей, напр., сказочно-мифол. мотивы. Границы между этими разновидностями зачастую стерты, так что классификацию “по материалу” едва ли можно считать корректной. Одна из идеологич. задач фантастики — средствами иск-ва готовить человеческое сознание к переменам, внесенным в жизнь НТР. Специфич. способ худож. постижения действительности, присущий фантастике вообще, оказался созвучным парадоксальности совр. науч. мышления.

 

Однако еще в большей степени бурное развитие Н.ф. в 20 в. определяется кардинальными социальными сдвигами, поэтому преимущественное внимание Н.ф. как части худож. лит-ры оказалось обращенным не на пауч.-технич.,- а на социальные, политич., нравств., психол. последствия той ломки, к-рую переживает человечество. Н. ф. предложила читателям множество вероятностных моделей будущего, в т. ч. и негативных (антиутопии, романы-предупреждения). Присущие Н. ф. приемы заострения и широкий угол зрения на глобальные обществ, явления дали ей возможность рассмотреть многие злободневные вопросы, в т. ч. ядерную угрозу, цели космич. исследований, политич. устройство грядущего мира. Проблематика современной Н. ф. превращает ее в арену ожесточенной идеологич. борьбы. Именно актуальность Н. ф. стала гл. причиной ее огромной популярности.

 

Н. ф. называют жанром (хотя она многожанрова), приемом, методом, несмотря на то что в мировой лит-ре к Н. ф. обращались как романтики, так и писатели критич. и социалистич. реализма. Совр. Н. ф. переплавила в себе элементы волшебной сказки, мифа, приключенч. лит-ры; у романтизма она позаимствовала интерес к исключит, ситуациям, у реализма — стремление к психологич. достоверности, к “правдоподобию необычайного” (А. Н. Толстой).

 

Истоки совр. Н. ф. обнаруживаются в классич. утопиях Т. Мора, Т. Кампанеллы, Сирано де Бержерака, у Ф. Рабле, Дж. Свифта, в произв. мн. писателей 19 в. —Э. По, Мэри Шелли, М. Твена, Р. Стивенсона, А. К. Доила и особенно в науч.-технич. фантазиях Ж. Верна. Произв. последователей Ж. Верна (произв. К. Э. Циолковского, В. А. Обручева, нек-рые рассказы А. Р. Беляева, И. А. Ефремова, А. Кларка), бесспорно, заслуживают названия Н. ф., однако это направление не занимает ныне ведущих позиций.

 

Объединение разнородных элементов, приведшее к появлению социально - филос. фантастич. романа, было осуществлено на рубеже 19—20 вв. Г. Уэллсом. В творчестве Уэллса, позднее А. Н. Толстого, К. Чапека реализовались осн. сюжеты Н. ф., широко варьируемые и в совр.?. φ.,— κосмич. полет, встреча с инопланетной цивилизацией, искусств, интеллект, необычные формы обществ, устройства.

 

В дореволюц. рус. лит-ре Н. ф. занимала сравнительно небольшое место: неоконч. роман В. Ф. Одоевского “4338-ой год”, повести О. И. Сенковского, А. И. Куприна, социально-утопич. “Четвертый сон Веры Павловны” из романа Н. Г. Чернышевского “Что делать?”.

 

Сов. науч. фантастика была рождена Октябрем 1917 и вдохновлена пафосом революц. преобразования мира. Ей отдали дань В. В. Маяковский, И. Г. Эренбург, М. С. Шагинян, В. П. Катаев, М. А. Булгаков. Выделяются худож. достоинствами романы А. Н. Толстого “Аэлита” и “Гиперболоид инженера Гарина”, повесть А. Грина “Крысолов”. В кон. 20—30-х гг. в Н. ф. возобладали сугубо популяризаторские тенденции, преодолевая к-рые А. Р. Беляев создал свои лучшие произв. (“Человек-амфибия”, “Голова профессора Доуэля”), Перед Великой Отечеств, войной усилилась оборонная тематика (“Тайна двух океанов” Г. Адамова, “Пылающий остров” А. П. Казанцева, <ГЧ> Ю. А. Долгушина).

 

Кон. 40— нач. 50-х гг. прошли под знаком т. н. фантастики “ближнего прицела” (В. И. Немцов, В. Д. Охотников). Новый этап в развитии сов. Н.ф. обозначила утопия И. А. Ефремова “Туманность Андромеды” (1957), в к-рой нарисован величественный мир восторжествовавшего коммунизма. В то же время увидели свет первые книги бр. А. Н. и Б. Н. Стругацких; в Н. ф. стали активно работать такие писатели, как Г. И. Гуревич, И. И. Варшавский, А. П. Днепров, Г. С. Мартынов, Е. Л. Войскунский и И. Лукодьянов, М. Т. Емцев и Е. И. Парнов, А. Г. Громова; неск. позже — Д. А. Биленкин, К. Булычев, В. Д. Колупаев. Проявился интерес к Н.ф. у писателей старшего поколения: Л.М. Леонова, Г. С. Гора, В. С. Шефнера и др.

 

За рубежом Н. ф. получила наибольшее развитие в США. После 2-й мировой войны 1939—45 выдвинулся Р. Брэдбери (роман “451° по Фаренгейту”, сб. “Марсианские хроники” и др.), сделавший Н. ф. средством борьбы с бездуховностью бурж. общества. В числе известных фантастов Америки— А. Азимов, К. Саймак, Р. Шекли, в последние годы — Урсулы Ле Гуин. При активном неприятии окружающей действительности, богатстве выдумки, совершенстве лит. формы амер. фантасты большей частью сохраняют в своих книгах обстановку сегодняшней Америки, лишь несколько гиперболизируя ее специфич. черты. Наряду с прогрес. Н. ф. в США и др. странах издается огромное количество псевдонауч. и псевдореалистич. „чтива", пропагандирующего мистику, эротику и зачастую антикоммунизм.

 

В совр. Н. ф. выделяются произв. А. Кларка и Дж. Уиндема (Англия), романы Веркора “Люди или животные”, Р. Мерля “Разумное животное” и “Малвилль” (Франция). Интересные образцы Н. ф. можно найти в Италии и Скандинавии, Японии.

 

Научно-фантастич. лит-ра социалистич. стран отличается оптимистич. взглядом на предназначение человека. Мировую известность приобрело творчество польск. фантаста С. Лема, для к-рого характерны филос. раздумья об ответственности людей за их космич. миссию.

 

Н. ф. занимает заметное место в кинематографе. В кон. 70-х гг. оформились междунар. орг-ции Н.ф.: “Всемирная организация профессионалов” и “Еврокон”.

 

• РюриковЮ., Через 100 и 1000 лет, [М.], 1961; Б? я я? ас Е., Дмитревский В., Через горы времени, М. — Л., 1963; Гуревич Г., Карта страны фантазии, М., 1967; Бритиков А., Рус. сов. научно-фантастич. роман, Л., 1970; Урбан А., Фантастика и наш мир. Л., 1972; Черная Н., В мире мечты и предвидения, К., 1972; Кагарлицкий Ю., Что такое фантастика?, М., 1974; Парнов Е., Фантастика в век НТР, М.', 1974; СмелковЮ., Фантастика—о чем она?, М., 1974; ХанютинЮ., Реальность фантастич. мира, М., 1977. В. А. Ревич.

 

НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, особый род лит-ры, обращенной преим. те человеческому аспекту науки, к духовному облику ее творцов, к психологии науч. творчества, к “драме идей” в науке, к филос. истокам и последствиям науч. открытий. Сочетает “общеинтересность” с науч. достоверностью, образность повествования с документальной точностью. Рождается на стыках худож., документалыюпублицистич. и научно-популярной лит-р. Н.-х. л.— термин новейшего времени, хотя ретроспективно ее образцы можно отыскать и в прошлом (напр., поэма Лукреция Кара “О природе вещей”).

 

В СССР Н.-х. л. начала складываться на рубеже 20—30-х гг.; широкую известность получили произв. М. Ильина, Б. С. Житкова, “Лесная газета” В. В. Бианки, “Кара-Бугаз” К. Г. Паустовского, Я. И. Перельмана; с кон. 50-х гг. начинается расцвет Н.-х. л., связанный во многом с успехами НТР,— творчество Д. С. Данина,?.Η. Οисаржевского, Я. К. Голованова, Н. Я. Эйдельмана, В. Л. Леви и др. С 1960 выходят ежегодно сб-ки “Пути в незнаемое”.

 

НАУЧ

 

==239

 

В заруб, лит-ре к Н.-х. л. относятся “Охотники за микробами” П. де Крайфа, -”Боги, гробницы, ученые” К. Керама, книги о животных Дж. Даррелла и др.

 

φ Τормулы и образы. Спор о науч. теме в худож. лит-ре, М., 1961. В. А. Ревич.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК, язык, являющийся средством письменного и устного общения нации. Н. я. складывается в период развития народности в нацию, т. е. в такую историч. общность людей, к-рая характеризуется общностью языка, терр., экономич. жизни и нек-рых особенностей характера и культуры. Н. я. наследует структуру языка народности. Как и последний, это язык общенародный, т. е. его образуют все разновидности речевых средств общения людей — местные диалекты, просторечие, литературный язык. Н. я. — совокупность разновидностей данного языка, объединяющихся общностью основного словаря, а также грамматич. и в определ. степени фонетич. систем.В реальной структуре Н.я. объединяются постоянные элементы языковой системы, существующие в любой разновидности Н. я., и подвижные элементы, присущие только одной или нек-рым разновидностям Н.я. Возможность взаимопонимания людей, говорящих на Н. я., обусловливается наличием постоянных элементов языка.

 

Отличие Н.я. от языка народности заключается, во-первых, в том, что в эпоху сложения нации развиваются процессы укрепления языкового единства, нивелировки местных диалектных особенностей, происходит становление единых норм для всех носителей языка (см. Норма языковая); во-вторых, в том, что в этот период складывается единый письменный и устный лит. язык на общенар. основе, призванный вытеснить и заменить собой все остальные разновидности Н. я.

 

Если в донац. период могли существовать разные типы письменнолит. языка, базирующиеся на разл. основах и обслуживающие узкие и определенные сферы письм. общения, а в ряде случаев письменный лит. язык мог быть вообще чужим языком (латинский — в ср.-век. Европе, арабский — в мусульм. странах, церковнославянский — в России), то в эпоху образования наций происходит, как правило, становление единого лит. языка на общенар. основе, обслуживающего все сферы письменного, а затем и устного общения. Развитие нового лит. языка сопровождается усилением функций письм. языка, развитием разл. форм устной речи, окончат, выделением худож. лит-ры среди др. форм письменности и т. д. Одновременно прекращается развитие новых диалектных особенностей в языке, диалекты постепенно утрачиваются под влиянием устно-разг. формы лит. языка. Подвергаясь регламентации и нормированию, лит. язык нации превращается в нац. эпоху в обработанный, нормированный высший тип Н. я., имеющий как письменную, так и устно-разг. форму.

 

Рус. Н. я. (в его устной и письм. форме) начинает формироваться в 17 в. Фонетич. система, грамматич. строй и осн. словарный состав рус. Н. я. определились еще в эпоху великорус, народности, к-рая начала образовываться в результате дробления ок. 14 в. др вост.-слав. народности на рус. (великорус.), укр. и белорусскую. Распространение в рус. Н. я. норм единой устно-лит. речи, сложившейся на базе народноразг. языка Москвы и под влиянием письм. делового языка центра, сопровождается процессом утраты диалектных черт, к-рый становится особенно активным после Окт. революции 1917, вызвавшей бурный рост культурного уровня народа. Основоположник национального рус. лит. языка—A.C. Пушкин. С нач. 19 в. рус. лит. язык развивает уже сложившуюся структуру, обогащая словарный состав и совершенствуя грамматич. строй. В этом процессе большую роль играли худож. произведения классиков рус. и сов. лит-ры (см. Язык художественной литературы). Современный рус. лит. язык является подлинно Н. я., который стал средством межнац. общения народов СССР, насчитывающих 130 разл. языков, и превратился в один из совр. мировых языков.

 

• Вопросы формирования и развития нац. языков, М., I960; БудаговР.А., Введение в науку о языке, 2 изд., М,, 1965; Реформатский A.A., Введение в языковедение, 4 изд., М., 1967; К о духов В. И., Общее языкознание, М., 1974.

 

В. В. Иванов.

 

“НАШ СОВРЕМЕННИК”, лит.-худож. и обществ политич. журнал. Выходил с 1956 как альманах и был органом СП СССР. С 1958 — орган СП РСФСР. С 1964 — ежемес. журнал. Издается в Москве. Является продолжением альманаха “Год..,”.

 

К оглавлению

 

==240 НАЦИ — НЕДР

 

“НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ”, журнал худож. очерка. Его основал и редактировал М. Горький. Выходил в Москве в 1929—36 (вначале — раз в два месяца, а затем ежемесячно; всего вышло 95 номеров). Стремясь осуществить связь лит-ры с новой социалистич. действительностью, журнал привлек к участию в нем мн. очеркистов, деятелей науки и культуры.

 

НЕБЫЛИЦА, небывальщина, небыль, жанр нар.-поэтич. творчества; разновидность сказки и прибаутки, где вымысел доведен до абсурда, чем достигается комич. эффект. Характерна Н. сказительницы М. Д. Кривополеновой “Летел медведь по поднебесью”, исполнявшаяся с припевом: “Небывальщина да неслыхалыцина ”.

 

“НЕВА”, лит.-худож. и обществ.-политич. иллюстрир. ежемес. журнал. Орган СП РСФСР и Ленингр. писательской организации. Выходит в Ленинграде с 1955. НЕВАРСКАЯ ЛИТЕРАТОРА, см. Непальская лите-

 

“НЕВСКИЙ АЛЬМАНАХ”, рус. ежегодный альманах. Изд. в Петербурге в 1825—33 и 1846—47 Е. В. Аладьиным (1796—1860). В 20—30-х гг. пользовался успехом. Среди авторов — А. С. Пушкин (отрывки из “Бахчисарайского фонтана”, 1827, “Бориса Годунова”, 1828, “Евгения Онегина”, 1829, здесь же впервые — иллюстрации к роману), Н. М. Языков,?.Α. Αаратынский,?.Α. Βяземский, И. И. Козлов, О. М. Сомов, Ф. Н. Глинка.

 

“НЕВСКИЙ ЗРИТЕЛЬ”, рус. ежемес. журнал. Изд. в Петербурге в 1820—21. Печатал статьи по вопросам истории, экономики, педагогики, переводные сентиментальные повести. В поэтич. разделе участвовали А. С. Пушкин (стихи, отрывок из “Руслана и Людмилы”), К. Ф. Рылеев (“К временщику”), Е. А. Баратынский, А. А. Дельвиг; в критике — В. К. Кюхельбекер, О. М. Сомов.

 

НЕГРИТ10Д (франц. negritude, от negre — негр), концепция национально-культурной обособленности, получившая распространение в ряде стран тропич. Африки, преим. франкоязычных. Возникла как выражение протеста против колон, угнетения и расовой дискриминации,как форма утверждения самобытности и самоценности афр. культур.

 

Термин “Н.” введен Э. Сезером в 30-х гг., теоретич. разработка принадлежит гл. обр. Л. С. Сенгору; однако мн. понятия, характерные для Н., в частности понятие “африканская личность”, были выработаны еще в нач. 20 в. зап.-афр. обществ, деятелями. В теории Н. сильно также влияние взглядов франц. бурж. философов (А. Бергсон, А. Бретон, Ж. П. Сартр). В сфере лит. творчества идеи Н, затронули исключительно поэзию франкоязычных стран Зап. и Центр. Африки (Сенгор, Б. Диоп, Ф. Чикайя У Тамси, Л. Ньянг, Л. Диакхате, М. Фалл). Проза этих стран почти не испытала влияния Н.

 

Н., возникший как реакция на расист, идеи о низшем положении африканцев в человеческом сообществе, в 60—70-х гг., когда мн. гос-ва Африки добились независимости и решают задачи конкретного культурного строительства, приобретает, в частности, в Сенегале, более отвлеченный лит. характер, черты, свойственные элитарной культуре.

 

^ ЕрасовБ. С., Тропич. Африка: идеология и проблемы культуры, М., 1972; Совр. лит-ры Африки. Сев. и Зап. Африка, М., 1973, с. 187—89; ГолденЛ., Негритюд, африканите... и жизнь, <ИЛ>, 1979, № 1. Л. Е. Куббель.

 

“НЕДРА”, 1) лит.-худож. сб-ки. Выходили в Москве в 1923—24 в изд-ве “Новая Москва”, в 1925—31—в изд-ве “Недра”. Всего вышло 20 сб-ков (периодичность—от 1 до 3 в год). Редактор—Н.С. Ангарский (Клестов). В сб-ках впервые опубл. “Железный поток” А. С. Серафимовича, роман В. В. Вересаева “В тупике”, произв. А. Н. Толстого, А. Неверова, И. Г. Эренбурга, А. Веселого, М. А. Булгакова, Вс. В. Иванова,?.Α. ренева, П. С. Романова, Б. А. Пильняка, поэмы и стихи М. П. Герасимова, В. Т. Кириллова, Н. С. Тихонова, В. Я. Брюсова,?.Α. Βолошина и др. 2) Кооперативное изд-во Мосполиграфа. Создано в 1924. Возглавлял его также Н. С. Ангарский (Клестов). Изд-во названо по одноим. сб-кам; многие опубликованные в них произв. изд-во затем выпускало отд. книгами; авторский актив

 

сб-ков одновременно был активом изд-ва <Н.”, печатавшего гл. обр. совр. худож. лит-ру. Издавались и соч. иностр. авторов. В нач. 1932 изд-во прекратило существование. 3) Науч.-технич. изд-во (Москва, с 1963); выпускает лит-ру по геологии, нефтяной промышленности и пр.

 

НЕКРОЛОГ (от греч. nekros — мертвый и logos — слово, речь), статья или заметка по поводу смерти к.-л. деятеля, содержащая сведения о его жизни и трудах. Н. восходит к записям в церк. книгах имен умерших подвижников и благотворителей. Факты, содержащиеся в Н., нередко делают их ценным источником в науч. разысканиях.

 

“НЕМАН”, лит.-худож. и обществ.-политич. ежемес. журнал. Орган СП БССР. Изд. в Минске с 1960. Преемник альманаха “Советская отчизна” (1945—59; в 1945—46 наз. “Отчизна”). НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТОРА, лит-ра нем. народа на нем. яз. (до 1945). Самым древним из дошедших до нас памятников Н. л. является героич. эпос на др.-верхненем. яз. — “Песнь о Хильдебранте” (записана ок. 810), в к-рой представлен конфликт между воинской честью и родовыми чувствами. В старейшей поэме “Гелианд” предпринята попытка осмыслить евангельский сюжет в образах феодально-героич. эпоса. К 9—10 вв. относятся стихотв. переложения евангельских мотивов, принадлежащих монаху Отфриду Вайсенбургско”у(первый известный по имени нем. поэт), пьесы (в подражание Теренцию), духовные стихи, жития святых, легенды (на лат. яз.) монахини Хросвиты Гандерсхеймской. Хранителями поэтич. традиций устного нар. творчества были бродячие певцы — шпильманы. С сер. 12 в. аскетич. проповеди уступают место поэмам (“Король Ротер”, “Герцог Эрнст” и др.), рыцарскому роману и рыцарской лирике, в целом носившим светский характер (кроме имеющего мистич.-религ. смысл романа “Парцифаль” Вольфрама фон Эшенбаха). В романе Готфрида Страсбургского “Тристан и Изольда” и в стихах миннезингеров (в политич. поэзии Вальтера фон дер Фогельвейде) прославляется рыцарский культ дамы. Роман в стихах Гартмана фон Ауэ “Бедный Генрих”(ок. 1195) сочетает поэтизацию куртуазно-светской и религ.-христ. морали. К 12—13 вв. относятся последние редакции древних героич. сказаний: <.Песни о Нибелунгах” (ок. 1200), отразившей историч. предания об уничтожении гуннами гос-ва бургундов (“нибелунгов”) в 436, придворный и рыцарский быт эпохи феодализма; “Кудруны” (нач. 13 в.), прославляющей женскую верность; поэм о борьбе великодушного Дитриха Бернского с кровожадным тираном, с карликами и великанами и др.

 

С 13 в. развивается жанр гор. хроник (Нюрнбергская и др.), бюргерская лит-ра, напр. рассказы — шванки, мастером к-рых был.Штриккер. Стихотв. новелла Вернера-Садовника “Крестьянин Хельмбрехт” противопоставляет честных тружеников разбойникамрыцарям. В 14—15 вв. популярны дидактич. и аллегорич. поэзия, мейстерзанг (см. Мейстерзингеры), фастнахтшпили (нар. фарсы).

 

В эпоху Возрождения (кон. 15—16 вв.) переживает расцвет гуманистич. лит-ра, принимающая яркое антицерк. направление: “Корабль дураков” С. Бранта, “Цех плутов” Т. Мурнера, “Письма темных людей”, написанные группой гуманистов (в т. ч. У. фон Гупеном), “Похвала глупости” Эразма Роттердамского (голландца по происхождению, тесно связанноro с нем. и всем сев. гуманизмом). Остроумны и беспощадны диалоги У. фон Гуттена. Лит-ра Реформации, начатая антикатолич. памфлетами радикальной бюргерской оппозиции, посланиями и проповедями вождей крестьянско-плебейских движений, нашла наиболее полное выражение у М. Лютера в его обличениях папского Рима. Своим переводом Библии он, осуществив реформу нем. языка, “...создал современную нем. прозу...” (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 346). Песни Крест.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...