Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литературный энциклопедический словарь 94 глава




 

==354 РУСС

 

В эпоху революции начался кризис символизма, в к-ром формируется новое течение — младосимволизм, противопоставившее декадентской замкнутости на собственном я, эстетизму и политич. индиферентизму — интерес к нац. истории, культуре, актуальным проблемам современности. В целом в философии и эстетич. взглядах “младших” символистов происходил сдвиг от субъективно-идеалистич. миропонимания к объективно-идеалистич. концепции мира. Однако стремясь преодолеть крайний индивидуализм и субъективизм “старших”, младосимволисты видели объект иск-ва все же не в самой действительности, а в выявлении ее потусторонней сущности. Худож. метод их определялся резко выраженным дуализмом, противопоставлением мира действительности и мира идей, рационального и интуитивного познания. Обращаясь к социальной реальности со всеми ее противоречиями, они мистифицировали ее, подменяли понятие социальной революции понятием революции “в духе”. Значит. влияние на формирование социальных, филос. и эстетич. взглядов младосимволистов (А. А. Блока, А. Белого, Вяч. И. Иванова и др.) оказала философия и поэзия В. С. Соловьева. Они восприняли у него идею эсхатологии, мысль о божественном единстве Вселенной (“душа” к-рой представлялась Соловьеву в образе “вечной женственности”), мотивы общей катастрофичности бытия, идею теургического преображения действительности. Эта идейная проблематика определяла и характер поэтич. образности первых книг Блока и А. Белого.

 

Историч. события вносили поправки как в эстетич. программы символистов, так и — главным образом — в их худож. практику. В годы революции, ставшей для поэта и “нечаянной радостью”, и стихией разрушения, отчаянием и надеждой, складывалось трагич. мироощущение Блока. В его творчестве все сильнее звучит тема обществ, ответственности художника за будущее страны и народа (циклы “Возмездие”, “На поле Куликовом”, “Родина”). Подлинной болью за судьбу России отмечена книга стихов А. Белого “Пепел”. В эти же годы попыткой выхода к историч. и социально-нравств. проблематике осложняются психологич. рефлексии лирич. героя поэзии И. Ф. Анненского.

 

В условиях революц. подъема, столкнувшись с возглавляемым М. Горьким широким фронтом реалистич. лит-ры, символизм обнаружил несостоятельность своих претензий овладеть худож. сознанием эпохи. Поражение революции отразилось в лит-ре активизацией всех антиреалистич. течений. Началом наступления реакции в. области идеологии стал выход сб-ков “Очерки по философии марксизма” (1908) и “Вехи” (1909). В. И. Ленин и критики-марксисты повели решительную борьбу с либеральным ренегатством в политике и идеологии, с попытками ревизии марксизма, “литературным распадом” (см. ст. Ленин В. И. и ст. “Литературный распад”). “Веховские” настроения отразились в декадентской лит-ре того времени, в к-рой, по словам В. В. Воровского, происходила своеобразная “ликвидация революции”: ее искаженное изображение сочеталось с картинами нравств. и духовных извращений, утверждением бессмысленности всякого стремления к социальному преобразованию жизни (“Творимая легенда” Ф. Сологуба, “Чертова кукла” Гиппиус, публицистика Мережковского). В “неонатуралистич.” прозе М. П. Арцыбашева, В. Ропшина и др. внешний антимещанский критицизм опирался на апологию “освобождения” человека от всех норм обществ. бытия.

 

В то же время в годы реакции продолжает развиваться прогрес. демократич. лит-ра. М. Горький пишет повесть “Лето” — произв. о деревне, разбуженной первой рус. революцией, о ее новых людях. Вслед за М. Горьким этой теме посвящают свое творчество писатели — выходцы из крестьян: С. П. Подъячев, И. Е. Вольнов и др. В годы нового революц. подъема

 

возникает массовое лит. движение рабочих и крестьян, к-рое организуют болыпевйст. органы “Звезда” и “Правда” (см. “Звезды” и “Правды” поэты). Пролет, поэты (Д. Бедный и др.) много сделали для эстетич. самоопределения социалистич. лит-ры. Говоря об отношениях лит-ры и действительности, они выдвинули идеал литератора нового типа, к-рый целиком отдает свой талант служению нар. делу, победе революции. Такая эстетич. установка объясняла ту романтич. окрашенность, к-рая так ярко проявилась в общей реалистич. тенденции пролет, поэзии.

 

1910-е гг. явились новым этапом в творчестве М. Горького и писателей критич. направления. М. Горький обратился к прошлому, как бы оценивая пути развития настоящего (произв. “окуровского цикла”), изображению становления эстетич., этич. и социальных идеалов человека из народа (“Детство”, “В людях”). Он создает три идейно связанных между собою цикла —“Сказки об Италии”, “Русские сказки”, “По Руси”, к-рые демонстрируют стилевое многообразие горьковского социалистич. реализма. Продолжает развиваться критич. реализм Бунина. Вслед за бескомпромиссным до жестокости показом рус. деревни, нар. характера (пов. “Деревня”), летописью умирания помещичьих усадеб (пов. “Суходол”) писатель обращается к социально-филос. проблематике (рассказы “Господин из Сан-Франциско”, “Братья”). Заявляет о себе и новое поколение писателей-реалистов: А. Н. Толстой (цикл “Заволжье”, роман “Хромой барин”), М; М. Пришвин, К. А. Тренев, В. Я. Шишков, А. П. Чапыгин, С. Н. Сергеев-Ценский и др. Творчество их, отличаясь гуманистич. настроенностью, верой в человека, в созидат. силы народа, противостояло лит-ре упадка. Не поднимаясь до конкретно-историч. понимания путей развития рус. социальной действительности, они чутко ощущали кризисный характер эпохи. Попыткой осмыслить и трансформировать традиции классич. рус. лит-ры в модернистскую систему отмечены романы Ф. Соло1 губа “Мелкий бес”, в образе главного героя к-рого персонифицирована эпоха глухой реакции 1880-х гг., и А. Белого “Петербург”, воплотившего историософские концепции писателя, его гротескное представление о российской государственности, о революц.? движении. На периферии противостоящих реализму течений развивалось; творчество А. М. Ремизова, Б. К. Зайцева. Настроения мелкобуржуазной интеллигенции предреволюц. десятилетия отразили сатира и юмористика, заметным явлением к-рых стали журналы “Сатирикона и “Новый сатирикон” (Саша Черный, А. Т. Аверченко, Н. Тэффи и др.). В поэзии на смену переживавшему кризис символизму пришли новые поэтич. течения: акмеизм и футуризм. Акмеисты (Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, М. А. Кузмин и др.) объявили своей задачей реформировать поэтику символизма. При этом в области теории они оставались на почве филос. идеализма, а обществ, их программа сводилась к безусловному принятию существующего миропорядка во всей его совокупности “красот и безобразий” (Городецкий). По словам Блока, “настоящим исключением” среди акмеистов была Ахматова, к-рая как поэт пошла самостоят, путем открытого ею нового худож. реализма, обогатила поэзию достижениями рус. психологич. романа. В 1910-е гг. неск. группами заявляет о себе футуризм (эгофутуристы во главе с И. Северяниным, “Мезонин поэзии”, “Центрифуга”). Самой активной из них была группа кубофутуристов, или “будетлян” (Д. Д. и Н. Д. Бурлюки, В. В. Хлебников, А. Е. Крученых, В. В. Каменский, Е. Г. Гуро, В. В. Маяковский). Вопрос об отношениях иск-ва и действительности футуристами решался в конечном счете так же, как и художниками др. декадентских течений. Декларировалась полная свобода иск-ва от содержания и идейности, культ неких “первооснов” жизни и “первооснов” слова. Заявленная “революция

 

23*

 

в иск-ве” приобретала характер нигилистич. отрицания культуры, реализма. К кубофутуристам формально принадлежал Маяковский. Но в сложной лит.-эстетич. борьбе своего времени он занял особую позицию, эволюционирующую к подлинно демократии. иск-ву, пронизанному чувством революц. ломки мира, гуманизмом, гражданственностью (поэмы “Облако в штанах”, “Человек”, “Война и мир”). В истории рус. поэзии 1910-х гг. значит, место заняло течение, представленное группой поэтов—выходцев из крестьян (С. А. Есенин, показавший и в ранних стихах “неизреченную” красоту крестьянской Руси, Н. А. Клюев, С. А. Клычков, П. В. Орешин). Лейтмотивом их творчества стала жизнь рус. деревни, родной природы. Вне течений формировалось творчество М. И. Цветаевой с его нравств. максимализмом, трагедийным напряжением чувств, В. Ф. Ходасевича, М. А. Волошина.

 

В борьбе идейно-худож. течений, эстетич. концепций в нач. 20 в. зарождались элементы сов. лит-ры. л.г. Соколов.

 

Русская советская литература как лит-ра социалистического реализма представляет собой принципиально новый этап в развитии мировой лит-ры. Она унаследовала все лучшее, передовое, что было создано в области духовной культуры рус. народом, др. народами СССР, всем человечеством. Сов. лит-ра творчески развивает традиции рус. классики и нар. творчества: реализм, народность, патриотизм, гуманизм. Проникнутая оптимизмом и жизнеутверждающими коммунистич. идеями, она воспитывает в сов. человеке качества строителя нового мира. Гл. линия в развитии сов. лит-ры — это “укрепление связи с жизнью народа, правдивое и высокохудожественное отображение социалистической действительности, вдохновенное и яркое раскрытие нового, передового и страстное обличение всего, что мешает движению общества вперед” (из новой редакции Программы КПСС, принятой XXVII съездом КПСС). Сов. лит-ра сочетает смелое новаторство в правдивом худож. воспроизведении жизни с использованием всех прогрес. традиций отечеств, и мировой культуры. Ей присуще многообразие реалистич. форм, стилей и жанров.

 

Вопрос о периодизации сов. рус. лит-ры дискуссионен. Наряду с традиц, периодизацией (лит-ра Окт. революции и Гражд. войны, 20-х гг., 30-х гг., Великой Отечеств, войны, послевоенная 1946 —нач. 50-х гг. и современная — с сер. 50-х гг.) все чаще предлагается выделение двух осн. периодов: от победы Октября до полной и окончательной победы социализма и современный этап. Нек-рые исследователи подразделяют второй этап на 50—60-е и 70—80-е гг., выделяют частные периоды и в лит-ре 1917 — нач. 50-х гг.

 

Общим для всей эпохи от Октября до построения основ социалистич. общества является идейная консолидация писателей на платформе Сов. власти, освоение новых тем, постепенное создание нового эстетич. идеала — человека-творца и революц. преобразователя жизни, переход большинства писателей на позиции социалистич. реализма и торжество принципов социалистич. реализма в выдающихся произв. рус. лит-ры, заложивших традиции новой, социалистич. лит-ры.

 

Отношение к Окт. революции определило резкое размежевание литераторов. Восторженно встретили Октябрь Маяковский, Д. Бедный, Серафимович и др. Огромную работу по строительству социалистич. культуры взял на себя М. Горький. На сторону революции встали Блок, Брюсов, Есенин, Вересаев, Пришвин, Тренев,, Шишков, Сергеев-Ценский и др. Часть писателей эмигрировала, в т. ч. Андреев, Бунин и др. Нек-рые из эмигрировавших впоследствии вернулись на родину: в нач. 20-х гг.— А. Толстой, в 30-е гг.— Куприн, Цветаева.

 

РУСС

 

==355

 

Художеств, летопись революции открывается преим. поэзией, выдержанной в осн. в предельно обобщенном героико-символич. стиле. Поэма Блока “Двенадцать” явилась естеств. завершением классич. рус. поэзии и первым достижением молодой сов. лит-ры; в емких и многозначных образах поэмы Блок запечатлел великий революц. перелом, “державный шаг” восставшего народа, разрушающего старый мир. Д. Бедный написал стихотворную повесть “Про землю, про волю, про рабочую долю”, в поэме “Главная улица” создал гиперболич. обобщенный образ революц. масс, впервые в художеств, форме сказал о междунар. значении Октября. Одой революции и беспощадным разоблачением старого мира была первая сов. пьеса “Мистерия-буфф” Маяковского.

 

Острая классовая борьба, революц. ломка обществ. отношений ярко отразились на лит. процессе первых послереволюц. лет и 20-х гг., в к-ром драматически сталкивались в идейно-художеств. борьбе многочисл. лит. течения и группы. Сов. лит-ра укрепляла свои позиции, выступая против враждебных идейных тенденций, находила художественно убедительную аргументацию своей идеологии, правоты.

 

Накануне Окт. революции был организован Пролеткульт, целью к-рого провозглашалась культ.-просвет. работа в среде пролетариата. После победы революции орг-ция фактически объединила талантливых представителей рабочего класса,крестьянства и части интеллигенции, стремившихся к худож. творчеству и созданию новой, пролет, культуры, облегчила им путь в лит-ру. Однако теоретики Пролеткульта ошибочно утверждали необходимость создания особой пролет, культуры, отрицали значение культурного наследия прошлого, проводили сепаратистские идеи по отношению к партии и гос-ву. Разрыв с культурными традициями отличает также эстетич. программы др. авангардистских течений того времени (футуризм, конструктивизм и др.).

 

Важную роль в истории идеологич. жизни общества сыграло письмо ЦК РКП(б) “О Пролеткультах” (1920), вскрывшее эти ошибки (см. Постановления коммунистической партии по вопросам советской литературы). Идейно-эстетич. ориентирами, имеющими * принципиальное значение для всего иск-ва, были выступления В. И. Ленина против пролеткультовских взглядов, его высокая оценка творчества М. Горького, неприятие формалистич. тенденций в поэме Маяковского “150 000 ООО” и положит, отзыв о стихотворении “Прозаседавшиеся”, указания на сильные и слабые стороны таланта Д. Бедного.

 

Лит-ра периода Гражд, войны наследовала революц. пафос поэзии Октября. Типологически новым явлением в истории мировой лирики стала поэзия Маяковского. Былинный размах революц. событий передан в поэмах Хлебникова. Поэты В. Д. Александровский, Гастев, М. П. Герасимов, В. Т. Кириллов воспевали Пролетария в условно-гиперболич. образах. Суровая патетика революц. подвига передана в романтич. стихах и балладах Н. С. Тихонова. Простотой, естественностью интонации отличались стихи о труде В. В. Казина.

 

В периодич. фронтовой печати работали Д. А. Фурманов, Б. А. Лавренев, Л. М. Леонов, К. А. Федин, А. С. Неверов. В условиях становления нового гос-ва, нового сознания формировались идейно-эстетич. принципы сов. иск-ва, накапливался материал для будущих произведений. Начиная с 1921 открываются “толстые” лит.-худож. журналы: “Красная новь”, “Печать и революция”, “Сибирские огни”, “Молодая гвардия”, -“Новый мир”, “Октябрь” и др.

 

Переход от Гражд. войны к мирной жизни, нэп, сложные вопросы социалистич. строительства ставили перед лит-рой новые проблемы” Романтизированное изображение стихии революции сочетается с попытками реалистически показать ее созидательное

 

==356 РУСС

 

начало, художественно осмыслить роль партии, с конкретным анализом классовой борьбы (“Два мира” В. Я. Зазубрина, “Партизанские повести” Вс. В. Иванова, “Перегной” Л. Н. Сейфуллиной, “Падение Дайра” А. Г. Малышкина, “Ветер” Лавренева, “Барсуки” Леонова). Преодолевается абстрактно-схематич. изображение революции и ее героев, натуралистич. излишества и формальное экспериментаторство, присущие романам Б. А. Пильняка (“Голый год”) и Артема Веселого (“Реки огненные”).

 

Большое значение для развития сов. лит-ры имел роман Серафимовича “Железный поток” — одно из первых классич. произведений лит-ры социалистич. реализма. В центре романа — обобщенный образ народных масс, пришедших к новому, социалистич. сознанию через муки и страдания беспримерной борьбы, показанной писателем в романтически приподнятом ключе. В жанре документально-психологич. повествования создал Фурманов в романе “Чапаев” образ легендарного комдива, в к-ром были персонифицированы типич. черты народа, разбуженного революцией к новой жизни, к творчеству. В этих произв. впервые обрели художеств, конкретность, жизненную достоверность образы большевиков-организаторов. Диалектика взаимоотношений руководителя и нар. масс, личности и общества нашла психологически глубокое воплощение в романе А. А. Фадеева “Разгром”. Особую важность для поисков героя нового типа имело создание образа В. И. Ленина (очерк М. Горького “В. И. Ленин”, поэма “Владимир Ильич Ленин” и ряд стих. Маяковского).

 

Завершающая часть автобиографич. трилогии М. Горького “Мои университеты”, рассказывающая о формировании революц. сознания человека, роман “Дело Артамоновых”, кн. “Воспоминания. Рассказы. Заметки” стали для сов. лит-ры образцом глубокого социально-филос. анализа действительности, историзма худож. мышления, открыли пути к решению сложных проблем социалистич. гуманизма. Нравств. коллизии, рожденные острой классовой борьбой, в т. ч. проблемы верности революц. долгу, получают различное воплощение в повестях Ю. Н. Либединского “Неделя”, Лавренева “Сорок первый”, в романах “Города и годы” и “Братья” Федина, “По ту сторону” В. Кина, в кн. М. А. Шолохова “Донские рассказы”, “Конармии” И. Э. Бабеля. Гл. тема творчества Неверова — человек в жестоких испытаниях разрухи, голода, Гражд. войны (повесть “Ташкент — город хлебный”). В романтико-фантастич. повести “Алые паруса” А. С. Грин показал торжество человеч. мечты о счастье.

 

Во 2-й пол. 20-х' гг. интенсивно развивается новеллистика (А. Толстой, Вс. Иванов, Федин, Леонов и др.). Рассказами и повестями заявили о себе И. И. Катаев, А. П. Платонов. Появляются первые крупномасштабные произв., стремящиеся запечатлеть рождение нового человека и новой нравственности в процессе сознательного творч. труда (“Цемент” Ф. В. Гладкова, “Доменная печь” Н. Н. Ляшко, “Лесозавод” А. А. Караваевой). Зарождаются большие эпич. произведения, ставшие классикой сов. лит-ры (“Жизнь Клима Самгина” Горького, “Хождение по мукам” А. Толстого, “Тихий Дон” Шолохова, “Последний из удэге” Фадеева). Одновременно писатели овладевали мастерством изображения внутр. мира человека, поставленного в сложную ситуацию нэпа. В романе “Вор” Леонов развернул перед читателем психологич. драму перерождения бывшего участника Гражд. войны в общественного отщепенца. Высокий мир революц. дел и идей сталкивался с обывательским нэповским мирком в повести А. Толстого “Гадюка”. В гротескно-иронич. романе Ю. К. Олеши “Зависть” решалась проблема соотношения материального и духовного начал в социалистич. обществе.

 

Пережитки капитализма в сознании людей — характерные мишени сатиры 20-х гг., наиболее значит. достижения к-рой связаны с именами Маяковского (пьесы “Клоп”, “Баня”, стихи), М. М. Зощенко, М. А. Булгакова, И. А. Ильфа и Е. П. Петрова, А. И. Безыменского.

 

В поэзии 2-й пол. 20-х гг. выделяются поэмы, осмысляющие социально-историч. значение революции: лирико-эпич. поэма Маяковского “Хорошо!”, заявившая о рождении нового лирич. героя — творца и хозяина жизни; поэмы Есенина (“Баллада о двадцати шести”, “Анна Снегина”), Э. Г. Багрицкого (“Дума про Опанаса”), Асеева (“Семен Проскаков”), Б. Л. Пастернака (“Девятьсот пятый год” и “Лейтенант Шмидт”), И. Л. Сельвинского (“Улялаевщина”), Страстная ораторская интонация поэзии Маяковского, народнопоэтическая образность и драматизм лирики Есенина, стремящегося “постигнуть в каждом миге коммуной вздыбленную Русь” (сб. “Русь советская”), ассоциативно-сложный строй стихов О. Э. Мандельштама (“Вторая книга”), экспрессивность “Столбцов” Н. А. Заболоцкого, героическая романтика и добрая ирония поэзии М. А. Светлова, экспериментаторство С. И. Кирсанова, комсомольский задор стихов и песен Безыменского, А. А. Жарова, И. П. Уткина — таков диапазон стилевых течений сов. поэзии этого периода.

 

Расширяет тематику и художеств, арсенал драматургия, воспроизводя общественно-нравств. конфликты как революц. лет (“Шторм” В. Н. Билль-Белоцерковского, “Любовь Яровая” Тренева, “Разлом” Лавренева, “Дни Турбиных” и “Бег” Булгакова), так и совр. жизни (“Человек с портфелем” А. М. Файко, “Рельсы гудят” В. М. Киршона).

 

Сложность классовой борьбы в переходный период отражалась в лит.-эстетич. борьбе: сталкивались реалистич. и модернистские тенденции, спорили разл. лит. орг-ции и группировки. Массовой лит. орг-цией была Росс. ассоциация пролет, писателей (РАПП; см. АПП). В первые годы своей деятельности она играла положит, роль, объединяя большинство пролет, писателей и борясь за классовость и партийность искусства. РАПП ”несла определ. вклад в теоретич. разработку проблемы взаимосвязи иск-ва с мировоззрением, в изучение лит. метода, в борьбу с проявлениями бурж. идеологии в лит-ре. Но к кон. 20-х — нач. 30-х гг. в ее работе усиливаются вульгарно-социологич. тенденции. РАПП стала тормозом в развитии сов. лит-ры. Противоречивостью отличались программы др. группировок. -“Перевал)·, во многом плодотворно исследуя проблему худож. образа, в то же время преувеличил роль интуитивного и подсознательного начал в творчестве. ЛЕФ и ЛЦК (см. ^Конструктивисты”), разрабатывая проблему “социального заказа”, теорию лит-ры как иск-ва слова, недооценивали идеологич. значение лит-ры, впадали в формализм. Творч. практика лучших писателей — представителей всех этих орг-ций, вбирая в себя верные стороны их теоретич. платформ, как правило, выходила за рамки сектантских требований.

 

Резолюция ЦК РКП(б) “О политике партии в области худож. литературы” (1925) подчеркивала, что в классовом обществе нет и не может быть нейтрального иск-ва, осуждала кастовую замкнутость нек-рых лит. группировок, призывала создать высокохудож. передовую лит-ру, свободную от бурж. влияния. ЦК партии, решительно предостерегая пролет, писателей как от капитулянтства перед бурж. идеологией, так и от “комчванства”, попыток монополизировать лит.-издат. дело, высказывался за “...величайший такт, осторожность, терпимость по отношению ко всем тем литературным прослойкам, которые могут пойти с пролетариатом и пойдут с ним” (“О партийной и советской печати”. Сб. документов, 1954, с. 346). Резолюция подготавливала почву для дальнейшей консолидации творч. сил на базе партийности и принципов социалистич. иск-ва. Весьма существенной была и та конкретная помощь, к-рую постоянно оказывали лит-ре деятели партии, в первую очередь Луначарский, разрабатывавший эстетич. принципы сов. лит-ры, творч. отношения к классич. наследию и др., горячо поддерживавший псе талантливое в иск-ве.

 

Героика первых пятилеток открывала перед писателями грандиозные творч. перспективы. Отличительная черта книг о социалистич. строительстве, о новых путях и судьбах отд. людей и всей страны — эпич. мироощущение, устремленность в будущее, ощущение единства автора, героя и народа.

 

Наступление на патриархальный уклад старой России, пробуждение человека к сознательной деятельности на благо общества (“Соть” Леонова), поэзия планового переустройства жизни страны (“Гидроцентраль” М. С. Шагинян), идея темпа, “решающего все”, невиданное ускорение событий, накал героич. дней (“Время, вперед!” В. П. Катаева), сотворчество человека с природой (“Жень-шень” Пришвина), сила человеч. творч. начала в этом “прекрасном и яростном мире” (рассказы Платонова), сжатая “биография” Сталинградского тракторного завода (“Большой конвейер” Я. Н. Ильина)—таковы гл. темы “трудовой библиотеки” сов. лит-ры нач. 30-х гг. Жизнь деревни в годы коллективизации, первые шаги колхозов отражены в многочисл. произв. этого периода: повесть “Разбег” В. П. Ставского, романы “Лапти” П. И. Замойского, “Ненависть” И. П. Шухова; роман Ф. И. Панферова “Бруски” рисовал духовный рост людей новой деревни.

 

Драматич. процесс рождения новых, социалистич. отношений в деревне получил наиболее полное худож. воплощение в 1-й книге романа Шолохова “Поднятая целина”, где ломка веками складывавшегося крест, уклада изображена как великий социально-историч. переворот, осуществленный нар. массами под руководством Коммунистич. партии. Эпич. осмысление действительности сочетается в романе с глубокими социально-психологич. характеристиками, яркой пейзажной живописью, стихией живого нар. языка.

 

Укрепление связей между нац. лит-рами СССР — существенная черта лит. развития 30-х гг. Жизнь братских народов стала важной темой в рус. лит-ре (“Стихи о Кахетии” Тихонова, “Путевой дневник” В. М. Инбер, “Кара-Бугаз” и “Колхида” К. Г. Паустовского, “Большевикам пустыни и весны” В. А. Луговского, “Человек меняет кожу” Б. Ясенского).

 

К нач. 30-х гг. большинство сов. писателей активно включилось в социалистич. строительство и овладело творч. принципами социалистич. реализма. Создались условия для объединения всех лит. сил страны в единую орг-цию — Союз писателей СССР, что было сформулировано в пост. ЦК ВКП(б) “О перестройке литературно-художественных организаций” (1932).

 

Исключит, роль в деле объединения писателей вокруг поставленных партией задач принадлежит М. Горькому, к-рый постоянно ориентировал молодую сов. лит-ру на пристальное изучение характерных явлений новой жизни. С этой целью по его инициативе и под его руководством были созданы журн. “Наши достижения” (1929), альманахи-ежегодники “Год XVI”, “Год XVII” и “Год XVIII” (1933—35), возникли коллективные труды “Истории фабрик и заводов”, “История Гражданской войны”, “День мира”. Сознавая необходимость целеустремленной работы с молодыми писателями, М. Горький возглавил журн. ^Литературная учеба” (с 1930), выступил инициатором создания Лит. ин-та (открыт в 1933). 1-й Всесоюзный съезд сов. писателей (авг. 1934) закрепил единство сов. лит-ры, направил ее развитие по пути социалистич. реализма. “Социалистический реализм,— говорил М. Горький на съезде,— утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого — непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами. природы, ради его здоровья и долголетья, ради великого счастья жить на земле, которую он сообразно

 

РУСС

 

==357

 

непрерывному росту era потребностей хочет обработать всю, как прекрасное жилище человечества, объединенного в одну семью” (Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет, М., 1934, с. 17). Многонац. лит-ра предстала на съезде единой по социалистич. содержанию, являющей собой пример творч. содружества народов в деле созидания социалистич. культуры, взаимопроникновения и взаимообогащения братских лит-р. Рус. лит-ра играет в этом процессе ведущую роль: худож. открытия М. Горького, его воздействие на мировоззрение и становление мастерства писателей всех народов, влияние Маяковского на формирование социалистич. поэзии в лит-рах мн. народов СССР, “Поднятой целины” Шолохова на романы о крестьянстве в союзных и авт. республиках.

 

В центре внимания рус. сов. лит-ры 30-х гг. находится процесс формирования нового человека в революц. борьбе, творч. труде, в тесной связи с коллективом, с обществ, жизнью страны. Образ молодого коммуниста, беззаветно отдающего свои силы и жизнь делу революции, был создан в романе Н. А. Островского “Как закалялась сталь” — ярком человеч. документе, обладающем огромной силой воздействия. Павел Корчагин, Соединяющий в себе нравств. максимализм и душевную красоту, стал образцом поведения для революционеров мн. стран. А. С. Макаренко в “Педагогической поэме” наполнил новым содержанием тему труда, раскрыл роль коллектива в воспитании нового человека. Писателю удалось добиться органич. соединения объективного и лирич. повествования, образов иск-ва и положений науки.

 

Роман Малышкина “Люди из захолустья” дал широкую и психологически подробную картину перестройки сознания крестьянства, мелких собственников и интеллигенции в процессе социалистич. строительства. В повести Ю. С. Крымова “Танкер „Дербент"” прослежено, как меняются люди в ходе социалистич. соревнования, создан получивший в дальнейшем широкое распространение в сов. лит-ре тип “делового человека”.

 

Сатира 30-х гг. — произв. Ильфа и Петрова, фельетоны М. Е. Кольцова, проза и драматургия Зощенко, пьесы Е.Л. Шварца и др. — также по-своему участвовала в воспитании человека социалистич. общества, помогая ему преодолевать пережитки бурж. собственнической психологии.

 

В 30-е гг. завершается создание ряда крупнейших произв. сов. прозы. В многоплановом, масштабном романе М. Горького “Жизнь Клима Самгина”, широкой панораме предоктябрьского сорокалетия жизни рус. общества, дается глубокий худож. анализ историч. и идейно-политич. предпосылок Окт. революции, раскрывается крах антисоциалистич. идеологии и бурж.-мещанского индивидуализма. Клим Самгин, воплощение безграничного эгоизма и морально-политич. двуличия, и Степан Кутузов, олицетворение ума, энергии и самоотверженности большевистской партии и рус. народа,— представители двух непримиримых лагерей, изображенных в романе. Эпопея “Жизнь Клима Самгина” с ее постановкой вопросов о смысле жизни, законах развития мировой истории, пределах и формах познания, о личности и государстве, человеке и народе, о творчестве стала одновременно и вершиной рус. сов. филос. романа, разл. модификации которого к концу 30-х гг. представляли романы Леоцова, Федина, Пришвина и др.

 

Историч. судьбы донского казачества в революции составляют содержание эпопеи Шолохова “Тихий Дон”. На материале жизни и быта казачества писатель раскрыл процессы широкого историч. масштаба, художественно обосновал закономерность прихода народа к революции. Герои, стоящие в центре

 

==358 РУСС

 

романа,— Григорий Мелехов, Аксинья, Михаил Кошевой и др.— написаны с исключит, силой и принадлежат к самым глубоким образам не только рус., но и мировой лит-ры. Неуклонное следование правде жизни, воплощение действительности в ее противоречиях и острых конфликтах, возникающих в сложном и трудном процессе рождения нового, коммунистич. мира, — таковы худож. принципы писателя, определившие особое значение “Тихого Дона” для лит-ры социалистич. реализма.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...