Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Американский тип рынка




МИРОВЫЕ ТОВАРНЫЕ РЫНКИ

Тема 1: Характеристика мировых рынков

Лекция 02.09.2011

Мировой рынок (МР): сущность и основные этап развития.

МР – это совокупность национальных рынков отдельных стран, связанных друг с другом товарно-экономическими отношениями. МР охватывает все основные направления МРТ (международную специализацию и кооперацию).

Степень развития МР характеризует уровень интернационализации общественного производства. Сегодня она носит всеохватывающий характер, занимая практически все сферы.

Основные акторы – крупный бизнес, ТНК.

Категории интернационализации - глобализация (вширь) и интеграция (вглубь, ЗСТ (все внутри одинаково)– ТС (единое таможенное пространство, т.е., все внутри одинаково + одинаковая таможенная политика на границах) – общий рынок – ЭС – ЭВС):

 
 

 

 


1 – глобализация; 2 – интеграция.

· В ЕС начали с конкретных товарных рынков (ЕОУС, ЕврАтом, с/х и тд).

В интеграции должны участвовать (д.б. учтены их интересы):

- государство

- бизнес

- общество

Иначе – торможение.

· СНГ: бизнес продавливает политику.

Точка зрения ЕС: краткосрочный характер рынка газа, регулир. – биржевая торговля.

Точка зрения РФ: характер долгосрочный.

· Яркий пример глобализации – рынок бананов. В течение 20 лет из регионального стал глобальным. Роль ТНК! (в выращивании, транспортировке, хранении бананов – современные технологии). Итог: этот продукт стал доступен и дешев. Еще лет 30 назад это был сезонный продукт.

· Еще пример: рынок компьютеров.

Исторически, МР сформировался на базе капиталистического способа производства как мировой капиталистический рынок.

 

Этапы развития мирового рынка

I. Зарождение МР: XVI в., мануфактурная стадия развития капитализма. МР стал одним из решающих факторов процесса первоначального направления капитала.

Зарождение МР неразрывно связано с торговой и колониальной экспансией европейской буржуазии:

- английской;

- французской;

- голландской;

- испанской.

Преобладающий капитал – ТОРГОВЫЙ.

1-я компания – Ост-Индская. Ярко проявила себя при экспансии в Индонезию.

XVII, XVIII вв. торговый капитал в России играл меньшую роль, у нас был купеческий торговый капитал. А торговые поставки в Россию контролировали британские и голландские компании. Ближе к России был голландский капитал (менее политизированный, чем британский). Т.к. у Британии политические интересы.

До сих пор в ряде торговых держав называют Нидерланды.

Например, для российских импортеров выгоднее осуществить покупку через Голландию, а не от производителей (больше гарантий) – следовательно, таким образом, рынок специй контролируется.

Голландцы – коммерсанты «на генетическом уровне» (одни из самых лучших).

 

Факторы развития на первом этапе:

1. Торговая и колониальная экспансия.

2. Быстрое развитие мореплавания и средств сухопутного сообщения.

Один из первых глобальных товаров – рабы.

На I этапе МР создал серьезнейшие предпосылки для победы капитализма над феодализмом. (Особая роль – европейская торговая буржуазия. Плюс: втягивали огромные районы Востока в экономический мировой товарообмен, превращали их в аграрно-сырьевые придатки).

*А.Матросов – ряд работ по тому, как голландский капитал работал в Индонезии (экономико-историческое исследование, основано на источниках).

II. Этап перехода ведущих капиталистических стран к крупному промышленному производству.

Осуществлялся в ходе промышленных революций XVIII – XIX вв.

Характерные черты:

- формирование МР на более высоком уровне;

- формирование и развитие крупной промышленности;

- высокая степень зависимости национальной промышленности от ВТ (от колоний – у метрополии!).

Начиная с 1825 г. МР стали потрясать экономические кризисы.

III. Этап развития МР на стадии империализма

Характерные черты:

- высокие темпы роста объемов международной торговли. (Только за последнюю четверть XIX века объем международной торговли вырос почти в 2 раза);

- высокая степень концентрации стран-экспортеров промышленной продукции (более 80% всего мирового экспорта промышленной продукции обеспечивало 4 страны: США, Великобритания, Франция, Германия). Т.е., те, в которых быстрее всего развивался монополистический капитализм.

!!Уже в этот период времени резко возрастает роль экспорта капитала в качестве экономической экспансии ведущих стран. Экспорт капитала становится ведущим фактором развития. (В т.ч. – на территории России. Например, более 80% ж/д до 1900 были построены на деньги иностранцев). Постепенно экспорт К стал преобладать над экспортом товаров. И сегодня он играет значительно большую роль, чем Э товаров. Плюс экспорта капитала: возможность получения прибавочной стоимости многократно. А также: можно играть на факторных условиях.

· В этот период времени происходит экономический раздел и территориальный передел мира. (пример: англо-бурская война, и даже I Мировая война = империалистическая). В конечном счете – крах империй.

 

IV этап. МР перестал быть всеобъемлющим [после I Мировой войны]; зарождение социалистического мира (особое развитие – после II Мировой войны).

В конечном счете возник т.н. социалистический рынок с собственной:

- институциональной (существование СЭВ, который аккумулировал функции этого рынка);

- идеологической (военной) – создание ОВД, объединение вооруженных сил стран Варшавского договора;

- функциональной окраской.

Характерные черты социалистического рынка:

- достаточно высокая степень экономической и политической консолидации. Экономическая: цены. СССР «субсидировал» соц.страны: закупка по мировым ценам, продажа – дешевле. Политическая: (не)отправление спортсменов стран соцлагеря на олимпиады и т.п.;

- наличие собственных меновых пропорций, отличных от мировых (фактически, более сильный (=СССР) «финансировал» более слабого, чтобы удержать).

Объем МТ снизились в годы мировых войн и Великой американской депрессии. Но после каждого периода они снова росли.

V этап. Связан с началом 90-х гг. Тотальный характер мирового рынка по причине распада системы социализма.

Следовательно, мировой капиталистический рынок снова стал всеохватывающим.

Социалистические республики: Вьетнам, Куба, [КНР] - НО: они активно привлекают иностранный капитал и эффективно! Там тоже начинаются рыночные отношения.

 

Национальные особенности мирового рынка.

Как правило, специалисты выделяют следующие национальные типологии мирового рынка:

1) Американский (англо-американский) тип рынка;

2) Европейский;

3) Японский;

4) Латиноамериканский;

5) Африканский;

6) Китайский;

7) Исламский.

АМЕРИКАНСКИЙ ТИП РЫНКА

· Построен на рыночных механизмах саморегулирования экономики и принципах либерализма (индивидуализм – компания не создает собственные кадры (берет с рынка труда), человек меняет десяток рабочих мест, свобода предпринимательства) – «американская мечта»;

· Низкая доля государственной собственности (в США гос. собственность – антагонизм настолько, что гос. функции нередко выполняют частные структуры);

· Незначительное прямое вмешательство государства в экономику (с помощью законов, которые очень развиты, и развитой правоприменительной практики, государству удается регулировать и так);

· Высокий уровень конкуренции («правило вытянутой руки», т.е., создание конкурентных условий на внутреннем американском рынке – все конкурируют). Высокий уровень конкуренции поддерживается за счет:

- программ поддержки малого бизнеса;

- существования ряда фондов;

- сильного антимонопольного законодательства.

 

Достоинства американского типа рынка:

1. Большая гибкость экономического механизма, который быстро реагирует на изменение конъюнктуры (это показал, например, кризис 2008 – 2009 гг., американцы выскочили быстрее всех).

2. Высокая степень предпринимательской активности и ориентация на инновации (в широком плане). Более 50% мирового рынка НИОКР – США.

Лекция 09.09.2011

Выгодность вложения предпринимательского капитала, т.к. есть широкие возможности:

- большие пространства;

- конкуренция;

- диверсифицированная структура бизнеса;

- развитая деловая инфраструктура;

- техническая инфраструктура.

 

3. Высокая роль государства в создании и поддержке малого бизнеса (особенно – малые инновационные фирмы).

Американская модель венчурного инновационного бизнеса является самой развитой и конкурентоспособной. Причины:

1) …

2) Триада «капиталисты – ученые – государство»: капиталисты – и крупный бизнес (его поддержка), и малый бизнес. Десятки благотворительных фондов у крупных организаций – следовательно, есть базис для предпринимательского капитала; государство – благотворительные фонды, благотворительные организации, оказывающие поддержку малому бизнесу.

Роль неформального общения! (отличие даже от Европ, где больше роль чиновников)

* России была навязана европейская модель (в ключевых местах через ЕБРР созданы фонды, следовательно, чиновники искали средства, занимались отчетностью. Следовательно – бюрократизация.

+ в РФ не было высокотехнологичных сфер бизнеса/новых, куда вложили бы деньги.

(характерные черты американского типа рынка – продолжение):

1) Сочетание массового производства и массового потребления (общество потребления);

2) Создание общества потребления (60-е: термин «потребительский суверенитет»)

3) Возникновение и широкое развитие сервисной экономики (деловые условия!) – колоссальный эффект мультипликатора, т.е., оказание воздействия на смежные сферы)

* РФ: эффект мультипликатора ≈ 1,5 (очень мало).

4) Создание и широчайшее использование «второй экономики» (зарубежная филиальная сеть американских корпораций) при формировании и расширении конкурентных преимуществ США в мире.

Основной акцент американцы делают не на экспорт товаров, а на экспорт капитала (1:10). Товары больше производятся на американских заводах в странах пребывания.

 

Родственный с американским типом – АНГЛО-САКСОНСКИЙ (БРИТАНСКИЙ) ТИП РЫНКА:

Это экономика предложения. Развитие её тесно связано с Марагарет Тэтчер. С точки зрения Британского типа рынка с именем Тэтчер связано:

1) Отмена прямого государственного контроля;

2) Стимулирование конкуренции на внутреннем рынке (в отличие от США, «междусобойчики» бывают);

3) Минимальное гос. регулирование;

4) Селективная поддержка государством тех сфер экономики, где рыночные механизмы оказались неэффективны (при Тэтчер это – угольная промышленность: закрытие нерентабельных шахт; судостроение).

Итак: важнейший фактор развития – приверженность либеральной традиции.

Благоприятные черты для развития британской экономики:

- сравнительно низкий уровень безработицы;

- достаточно благопр. ….

- достаточно благоприятный инвестиционный климат;

- приоритет наукоемких отраслей (машиностроение, телекоммуникации);

- финансовые услуги (всё ещё велика роль), Лондон – 1й – 2й в мире финансовый центр (банковское дело, страхование, рынок деривативов).

Когда эффективна американская, британская модель?

- высокий уровень развития производительных сил;

- большая емкость внутреннего рынка (РФ: концентрация в крупных городах, а сельское население либо имеет очень маленький доход, либо ведет натуральное хозяйство);

- высокий жизненный уровень населения (РФ: гетерогенный рынок. Москва – не тот средний класс, что в более мелки городах).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...