Как я отдаю себя или помогаю другим? 8 глава
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Есть еще один способ, правда совсем неэффективный, признать свою ошибку: согласиться, что мы были не правы, а потом немедленно начать выяснять, что именно этот другой человек сделал такого, что заставило нас действовать именно так, как мы действовали. Например, кто-то из наших детей продемонстрировал дурные манеры, и мы тут же на него рассердились и обозвали его. А теперь, когда мы признаем свою ошибку и говорим ему, что это его поведение заставило нас действовать подобным образом, то этим мы просто оправдываемся перед ним за нашу первую ошибку и становимся не правы вдвойне. Это не похоже на процесс, происходящий в Шагах с Четвертого по Девятый, в которых мы рассматриваем события из прошлого. Шаг Десятый предназначен для нашего сегодня. Мы не хотим допускать ошибки одну за другой. Нам нужно попытаться сделать все возможное, чтобы не потерять контроль над тем, что мы делаем. Чтобы добиться этого, нам нужно постоянно быть настороже. Если мы понимаем, что начинаем страдать негативизмом и постоянно жаловаться, то нам следует какое-то время поразмышлять о вещах, которые нам приятны. Нам следует обратить внимание на то, как мы себя ведем после того, как совершили ошибку. Каков наш первый порыв – извиниться? Или мы оправдываемся тем, что на нас кто-то дурно влияет, а может это наша болезнь? Несмотря на все извинения, мы ответственны за то, что мы делаем. Очень может быть, что недостатки нашего характера поглотили все самое лучшее в нас, но это не оправдывает наше поведение. Нам следует принять на себя ответственность и продолжать сохранять готовность расстаться с ними. “Когда мы допускали ошибки, мы сразу признавали это” – Что это означает для меня лично?
Десятый Шаг еще раз подчеркивает необходимость продолжать наш персональный самоанализ и вроде бы утверждает, что мы занимаемся этим только лишь для того, чтобы понять, в чем именно мы не правы. Но по каким эталонам мы можем определить, где мы правы и где ошибаемся? Идентификация нашей правоты и последующее осознание собственной значимости – это все равно что персональный анализ и последующее признание своих ошибок. У многих из нас большие сложности с концепцией признания своей правоты. Мы вспоминаем ситуации, когда мы бесстрашно отстаивали свою позицию просто потому, что знали – мы были правы, но в свете нашего выздоровления мы приходим к пониманию того, что пренебрегать чьим-то мнением в дискуссии – это заблуждение. Или мы задумываемся о собственной значимости. Мы знаем себе цену, но если мы начинаем требовать от других, чтобы и они стали такими же, то мы тут же перестаем быть правыми и превращаемся в самоуверенных моралистов. Так как же нам привыкнуть быть правыми? Во-первых, и главным образом: работать по Шестому и Седьмому Шагам так, чтобы недостатки нашего характера не позволили нашим положительным поступкам перерасти в отрицательные. Кроме того, нам нужно понять, что, видимо, должно пройти какое-то время, пока мы методом проб и ошибок научимся чувствовать себя комфортно в нашей новой жизни на пути к выздоровлению. Были ли в период моего выздоровления такие моменты, когда я чувствовал себя некомфортно из-за того, что понимал, что я поступил правильно? Описать.
В книге “Это работает. Как и Почему?” сказано, что поскольку нашей целью является умение сохранять постоянный контроль над собой в течение всего дня и каждый день, то для нас очень полезно в конце каждого дня посидеть и поработать над этим шагом. Нам необходимо делать что-то постоянное и последовательное изо дня в день, чтобы это вошло в привычку и чтобы мы впитали в себя духовные принципы этой деятельности. Когда мы остаемся чистыми, а наши чистые дни складываются в недели, месяцы, а потом в годы, то мы начинаем понимать, что наш персональный самоанализ стал нашей второй натурой. Мы понимаем, что наша приверженность к здоровой духовности сохраняется естественно, без лишних усилий с нашей стороны. Мы сразу же начинаем чувствовать, если вдруг нас повело не туда, куда надо, если наше поведение может причинить вред кому-то. И мы уже в состоянии исправить это. Итак, наш опыт выздоровления определяет частоту нашего обращения к процедуре персонального самоанализа. В самом начале для кого-то из нас день начинался или заканчивался (или и то, и другое) брошюрой IP № 9 “Жить в программе”, или чем-то похожим воимя “сохранения силы духа”. Суть в том, что нам приходится заставлять себя сохранять силу духа, пока это не вошло в привычку и не стало нашей второй натурой, способствуя нашему выздоровлению и улучшая наше духовное состояние, останавливая нас в нужный момент и помогая нам что-то исправить. Почему это так важно – продолжать свой персональный анализ до тех пор, пока он не станет второй натурой? Персональный самоанализ Следующие ниже вопросы охватывают обычные стороны нашей жизни, на которых мы хотим сосредоточиться в персональном самоанализе. Может быть, когда-то наш спонсор захочет предложить нам проанализировать какие-то специфичные стороны нашей жизни, такие как романтические отношения или наше отношение к работе, или у него могут возникнуть особые вопросы для нас, которые он захочет добавить к этим. Нам следует всегда консультироваться со спонсором, какой бы шаг мы ни прорабатывали. Подтвердил ли я вновь сегодня свою веру в любящего, заботливого Бога?
Духовные принципы В Десятом Шаге мы обратим внимание на самодисциплину, честность и прямоту и чистосердечие. Самодисциплина естественна для нашего выздоровления. Когда мы употребляли наркотики, мы были эгоистичны и занимались своими собственными мыслями. Мы всегда изыскивали легкий путь и шли на поводу у своих импульсов, игнорируя любую возможность личностного развития. Если в нашей жизни встречалось что-либо, требующее обычного обязательства, то, как правило, мы доводили дело до конца, если это было не очень сложно, если это не противоречило нашим желаниям или случайно с нашими желаниями совпадало. Самодисциплина выздоровления призывает нас делать определенные вещи, независимо от того, как мы себя чувствуем. Нам нужно ходить на собрания, несмотря на усталость, занятость на работе, веселое настроение или чувство безысходности; нам нужно регулярно ходить на собрания, даже если (особенно если!) мы неприязненно относимся к требованиям, которые предъявляет к нам выздоровление. Мы ходим на собрания, звоним спонсору и работаем вместе с другими, потому что мы так решили – мы хотим выздоравливать в АН, а все те действия помогут нам в нашем выздоровлении. Иногда мы с энтузиазмом смотрим на все эти дела. Иногда на это уходит вся наша воля, какая только у нас имеется. Иногда они так сливаются с нашим ежедневным существованием, что мы даже не замечаем, как делаем все это. Почему принцип самодисциплины так необходим в этом шаге? Принцип честности, заложенный в Первом Шаге, дает свои плоды в Шаге Десятом. Обычно мы просто удивляемся, насколько сильно развивается наша честность к этому моменту выздоровления. Если раньше мы бывали “непредусмотренно” честны и могли разглядеть истинные мотивы честности лишь спустя много времени после случившегося, то сейчас мы можем быть честными сами с собой и относительно себя самих, когда событие еще в полном разгаре. Каким образом осознание моих ошибок (честность перед самим собой) помогает мне изменить свое поведение? Принцип прямоты и чистосердечия может быть довольно сложным, но именно прямота и чистосердечие более чем что-либо контролирует нашу способность соблюдать другие принципы. Действительно, если говорить прямо и чистосердечно, то мы всегда знаем, какому именно принципу нам нужно следовать в конкретной ситуации и в какой мере. Например, однажды вечером мы не пошли на собрание и случайно оказались в группе людей, которые начали сплетничать о ком-то другом, тоже работающем по программе. Скажем, они обсуждали любовную связь жены нашего лучшего друга, а мы знали об этом всю правду, потому что слышали ее вчера из уст самого друга. Чтобы решить, что делать в этой ситуации, наверное придется привлечь всю прямоту и чистосердечие, какими мы располагаем. Итак, какие духовные принципы нам следует призвать на помощь в этой ситуации? Честность? Терпимость? Уважение? Сдержанность? Наверное, первым порывом будет наша попытка вмешаться и осудить сплетников, потому что мы знаем, как сильно переживал бы наш друг, узнав, что такая личная тема стала предметом публичной дискуссии. Но, поступив подобным образом, мы сможем лишь удостоверить, что сплетня имеет под собой почву, отчего нашему другу станет еще больнее. Или мы можем урезонить сплетничающих моралистов и заставить их замолчать. В большинстве случаев нет необходимости убеждать себя в том, что в нас достаточно прямоты и чистосердечия, чтобы суметь противостоять ситуации, в которой мы оказались. Вот, как например, мы могли бы повести себя в этой ситуации. Мы могли бы сменить тему разговора или просто извиниться и уйти прочь. Любой из этих двух вариантов нашего поведения явно обозначит наши чувства, но в то же время позволит нам не изменить нашим собственным принципам и пощадить, насколько это возможно, нашего друга.
Какие ситуации в период моего выздоровления требовали от меня соблюдения принципа прямоты и чистосердечия? Идем дальше Что самое удивительное в Десятом Шаге, так это то, что чем больше мы по нему работаем, тем меньше нам нужна его вторая половина. Другими словами – тем реже мы заблуждаемся. Когда мы только приступаем к программе выздоровления, то в это время большинство из нас еще просто не способно на какие-то продолжительные отношения, по крайней мере на такие, при которых мы наши конфликты разрешали бы здоровым и по-взрослому уважительным образом. Некоторые из нас участвовали в жутких драках, но потом, когда всё улаживалось, никогда не рассказывали об истинных проблемах, послуживших причинами тех драк. Некоторые из нас бросались в другую крайность, совсем никогда не споря с людьми, приходящимися нам ближайшими друзьями или родственниками. Нам казалось проще отстать от них, чем идти на конфликт, который потом нам же пришлось бы регулировать. В конце концов некоторые из нас просто отказывались от любых отношений, чреватых конфликтами. И нам было все равно, насколько сильно от этого страдали другие люди; так было проще, чем работать над проблемой до конца и укреплять свои отношения. Десятый Шаг делает для нас возможными продолжительные отношения – а нам очень нужны продолжительные отношения, особенно в АН. Кроме всего прочего, мы жизненно зависим друг от друга. Многие из нас чувствуют глубокую привязанность к тем, кто пришел к АН вместе с нами и вместе с нами остался здесь. С кем-то мы вместе принимали участие в служении, с кем-то мы делили кров, с кем-то мы вступали в брак, с кем-то расставались. Мы праздновали знаменательные вехи в жизни друг друга: рождение детей, завершение образования, покупку дома, продвижение по службе и годовщины выздоровления. Мы вместе оплакивали наши потери и помогали друг другу пережить трудные времена. Мы равнялись друг на друга и влияли друг на друга в нашей жизни, творя общую для нас историю. Теперь мы – сообщество. Но по мере того, как мы учимся признавать свои ошибки, к нам приходит мир и покой, какого раньше никогда не было. Для нас признание своих ошибок становится настолько естественным, что мы начинаем удивляться – почему же раньше это вселяло в нас такой ужас. Может быть потому, что мы так по-разному переживали свое “хуже не бывает”; признание своей ошибки для нас было все равно что разоблачение нашего самого большого секрета – нашей неполноценности. Но когда, работая по шагам, мы обнаружили, что не такие уж мы неполноценные, что мы, как и все другие, представляем собой что-то ценное, вот тут-то нам перестала казаться невыполнимой задача признания своей ошибки. И мы вздохнули всей грудью. Как Десятый Шаг помогает мне жить сейчас? Работа над Десятым Шагом привносит в нашу жизнь определенную устойчивость и гармонию. Мы видим, что сейчас мы счастливы и спокойны, чего не бывало раньше. Ощущение выброшенности из жизни появляется уже настолько редко, что если это и случается, то означает лишь, что просто что-то не так. Мы можем без труда определить причину дискомфорта, прибегнув к персональному самоанализу. Личная свобода, которая начала появляться, когда мы приступили к работе над шагами, стала предопределять наш выбор и позицию. Мы свободны строить для себя такую жизнь, какую хотим. Мы начинаем видеть смысл и цель нашей жизни. Мы спрашиваем себя: поможет ли тот образ жизни, который мы выбрали для себя, другому наркоману? Или это как-то по-другому сможет улучшить наш мир в целом? Ответ, который мы ищем, находится в Одиннадцатом Шаге. Шаг 11
Одиннадцатый Шаг говорит о том, что у нас уже есть осознанный контакт с Богом, как мы его понимаем, и перед нами задача – улучшить этот контакт. Мы начали развивать наше представление о Высшей Силе во Втором Шаге, научились доверять этой руководящей нами Силе в Третьем Шаге и много раз в разных ситуациях полагались на нашу Высшую Силу в процессе работы над шагами. Всякий раз, обращаясь за помощью к Высшей Силе, мы укрепляли наш контакт с ней. Шаг Одиннадцатый отдает должное нашему общению с Богом, как мы его понимаем, выраженному по большей части в простых молитвах, ибо это один из наиболее эффективных способов построения наших отношений с Богом. Другой способ продвинуться в этом шаге – это медитация. В этом шаге нам придется выявить нашу собственную концепцию молитв и размышлений и удостовериться, что они отражают наш духовный путь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|