Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Технология разработки методической продукции учителя начальных классов (методическая разработка, методические рекомендации) Адаптация имеющихся методических разработок.




Тема: Технология разработки методической продукции учителя начальных классов (методическая разработка, методические рекомендации) Адаптация имеющихся методических разработок.

Методическая продукция включает:

 

1. Титульный лист.

2. Сведения об авторе (авторах): должность, квалификационная категория, почетное звание (ученая степень).

3. Название работы

3. Краткую аннотацию.

4. Пояснительную записку или введение.

5. Содержание.

6. Список литературы.

7. Приложения (при необходимости).

Памятка

по анализу методического материала

В анализе важно указать следующие моменты:

1. актуальность работы;

2. научная достоверность содержания;

3. доходность языка и качество стиля;

4. оригинальность преподнесения материала;

5. логичность изложения материала;

6. практическая значимость содержания;

7. широта использования данных материалов;

8. соответствие формы изложения и содержания той категории читателей, к которой данное пособие адресовано

9. возможность широкого распространения.

 

 Основные виды и назначение методической продукции

Методическая продукция — один из самых востребованных сегодня видов педагогической издательской продукции.

Создание методической продукции обусловлено функциональными обязанностями методиста и является одним из направлений его деятельности. Но и учитель, владеющий навыками создания методической продукции, быстро становится проводником передовых педагогических идей, лидером методико-педагогического процесса в образовательном учреждении.

Методическая продукция классифицируется следующим образом: по периодичности, адресату, характеру информации, инновационному потенциалу и функциональному назначению.

Продукция может быть:

1. По периодичности: периодическая и непериодическая.

2. По адресату: для взрослых (преподавателей) и для учащихся (студентов)

3. По характеру информации: текстовая, схематическая, плакатная или графическая.

4. По содержанию (в зависимости от специализации учителя, методиста):

5. По функциональному назначению:

  • информационная (методическое описание, комментарий, аннотация, листовка, бюллетень, рецензия, газета, реферат, справочник, справка, информация, анализ, положение);
  • организационно-методическая (инструктивно-методическое письмо, методическая записка, памятка, инструкция, методическая рекомендация, методическая разработка, тематическая папка);
  • прикладная (сценарий, картотека, каталог, график, наглядные пособия, тематическая подборка материалов, задачник, сборник упражнений).

Любой из видов методической продукции может быть представлен как типографское издание, публикация в периодическом издании, буклет, электронное издание (CD, DVD, публикация в сети Интернет) или печатный вариант, набранный на компьютере.

Преподаватели оформляют результаты своей деятельности в основных видах методической продукции: информационно-методической, образовательной, учебной, прикладной, информационно-пропагандистской.

1. К информационно - пропагандисткой относится методическая продукция: методическое описание; аннотация; комментарий; листовка; бюллетень; газета; газетное издание; вестник; реферат; справочник; информационно-методическая выставка.

2. К организационно-инструктивной методической продукции относится:

инструктивно-методическое письмо; инструкция; методическая записка; памятка; положение; методическая разработка; методические рекомендации.

3. Прикладная методическая продукция включает:

сценарии; график; диаграмма; тематическая папка; тематическая подборка материалов; сборник упражнений; картотека; каталог; плакат.

4. Учебная методическая продукция включает:

учебник; учебное пособие; учебно-наглядное пособие; учебно-методическое пособие; рабочая тетрадь; самоучитель; хрестоматия; практикум; учебная программа.

5. Образовательная методическая продукция:

образовательная программа; элективные курсы.

3. Классификация методической продукции.

Виды методических продуктов

3. 1. Информационно-пропагандистская методическая продукция

Информационно-пропагандистская методическая продукция содержит сведения, подлежащие распространению, разъяснения приемов и методов, анализ опыта, описания педагогических технологий, ориентирует в текущих событиях, пропагандирует наиболее важные и акту­альные направления педагогической деятельности. В основе данных изданий лежат факты, их оценки и методические выводы из педагогической практики.

Методическое описание содержит простое изложение проведенного воспитательного дела, увиденного события или средств его проведения. Часто повествование идет от первого лица, присутствуют личные впечатления, эмоции. Требование к методическому описанию - подробное описание и разъяснение события, действия.

Предположим, методист описывает ход интеллектуальной игры «Дебаты». Описывается подробно состав команд, игроков (название команд, возрастной состав, психологический настрой на предстоящую игру ит. д. ), затем поэтапное описание разминки-приветствия капитанов двух команд, личное впечатление методиста от увиденного приветствия, возможные замечания, корректировки и т. д. и далее, подробное описание технологических аспектов основного хода интеллектуальной игры «Дебаты».

Аннотация - это краткое изложение сути, содержания и главных особенностей книги, методического пособия, разработки, сведений об авторе.

Аннотация раскрывает назначение данного материала. В ней обязательно указывается, кем и где может быть использована эта методическая работа, книга. В методической службе, аннотация применяется и для самообразования, при подготовке к личной аттестации.

Методический комментарий может быть частью описания, анализа, рекомендации, если после изложения основного тезиса комментируются положительные и отрицательные стороны анализируемого события. Это очень неплохой способ получить методическую продукцию из простого общепедагогического описания. Более или менее объемные методические комментарии могут сопровождать практически любую педагогическую продукцию. Часто один автор описывает свой опыт (например, представляет конспект урока), а второй, обладая большим методическим опытом или просто чутьем, его комментирует. Создание таких пар очень полезно для методической работы образовательного учреждения. При этом учитель, описывающий свой опыт, имеет уникальную возможность повышать свою методическую культуру.

Интересен вариант методического комментария, при котором несколько комментаторов независимо друг от друга комментируют один опыт. Завершением такой работы может стать круглый стол автора опыта и всех комментаторов, материалы которого составят уникальный методический продукт.

Листок - периодическое или продолжающееся текстовое листовое издание объемом не более четырех страниц, содержащее общественно-политическую, научную или производственную информацию.

Листовка - непериодическое текстовое листовое издание объемом не более четырех страниц.

Бюллетень выпускается с целью оперативного и систематического оповещения педагогических работников о новинках литературы, об инновационных формах работы и т. д.

В бюллетене публикуются нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность учреждений. Специфической чертой этого вида методической продукции является официальный характер включаемых в бюллетень материалов.

Газета - периодическое текстовое листовое издание, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным вопросам образования и воспитания, а также литературные произведения, иллюстрации, фотоснимки, рекламу.

В газете могут быть использованы различные жанры.

Событийная информация публикуется в виде заметок, интервью, репортажей, отчетов, а аналитические произведения - в виде очерка, зарисовки, фельетона, памфлета.

Газета используется для обмена мнениями по вопросам организации образовательного и воспитательного процесса, совершенствования профессионального мастерства педагогических работников, повышения их квалификации.

Газетное издание - листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата, приспособленное к специфике данного издания. Во всех образовательных организациях получили распространение издания подобного рода, освещающие новые технологии, опыт учебно-исследовательской работы обучающихся и применение ее результатов в практической деятельности.

Вестник - выпускаемое организацией периодическое или продолжающееся издание, в котором публикуются материалы (статьи) научного, информационного, методического характера, нормативно-правовые акты. Например, «Вестник образования» - официальное справочно-информационное издание Министерства образования России, «Методический вестник».

Аннотация и реферат - это две распространенные формы методической продукции.

Аннотация — «краткая характеристика документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей». Обратите внимание, оба определения начинаются установлением размера данных продуктов. Там же даются и приблизительный объем аннотации и реферата: аннотация – может содержать около 500 печатных знаков, реферат — около 850 печатных знаков. Для наглядного представления достаточно сказать, что аннотация должна занимать один абзац в 7–8 строк, а реферат — два абзаца по 6–7 строк. Поэтому, необходимо различать методический реферат и учебный, который пишут учащиеся, и который подчас достигает размеров хорошей диссертации.

Вторым важным условием правильно составленных аннотации и реферата является отсутствие субъективной точки зрения их автора. Это бесстрастное изложение самой сути реферируемого или аннотируемого источника.

При правильном использовании эта форма методической продукции может оказать немалую услугу в распространении передовых методических идей, особенно при постоянном дефиците времени. Важно только не забывать, что сами методические идеи уже должны содержаться в источнике. Так, например, реферат простого конспекта урока бессмыслен, так как в самом конспекте методического наполнения почти нет. А вот реферативное изложение какого-нибудь интересного периодического методического издания — дело весьма перспективное. В этом случае каждая статья издания превращается в отдельный небольшой реферат.

В случае регулярного и многочисленного реферирования логично собрать все небольшие рефераты в реферативное издание (периодически издаваемый реферативный журнал или непериодический реферативный сборник).

Реферат - самая объемная из всех работ описывающего характера.

Реферат - это изложение в письменной форме содержания одной или нескольких тем, статей, научных работ, а также критический обзор источников. Это итог углубленной самостоятельной работы над определенной темой. Реферат должен отражать и точку зрения автора на рассматриваемую проблему, и накопленный результативный опыт. Реферат не содержит поучительных аннотаций, а описывает имеющийся материал.

По характеру информации он носит информационно-аналитический или пропагандистский характер, привлекает внимание к актуальным темам и проблемам. В реферате автор демонстрирует теоретические ипрактические навыки по определенной проблеме; показывает умение изучать, систематизировать и структурировать материал; обобщать и делать выводы.

Примерная структура реферата:

  • тема реферата, автор, занимаемая должность, место работы (организация);
  • введение (содержит краткий анализ избранной проблемы, обоснование актуальности; во введении определяются предмет, цели и задачи предстоящего исследования, описываются методики и технологии исследования);
  • теоретическая часть (содержит анализ концептуальных положений по избранной проблеме, анализ первоисточников; раскрывает научное состояние проблемы, ее новые аспекты, требующие дальнейшего углубленного изучения и т. д. );
  • практическая часть (включает авторские разработки, описание позитивных, негативных результатов самостоятельной исследовательской деятельности, педагогические технологии и т. д. ). Эта часть обычно бывает большой по объему и содержит ряд разделов.
  • заключение (содержит определенные выводы по результатам проведенного исследования);
  • библиография;
    • приложения (прикладная методическая продукция по итогам исследовательской и педагогической деятельности).

Методический информационный справочник - сборник вопросов и ответов на проблемы по организации и содержанию работы.

Рецензия это «произведение, содержащее анализ и аргументированную оценку авторского оригинала или вышедшего в свет издания». По сравнению с аннотацией и рефератом, здесь уже не только можно, но и нужно выразить свое субъективное отношение. Данное обстоятельство позволяет использовать и неметодическую продукцию, придавая ей с помощью рецензии методический характер.

Необходимо при этом помнить, что читатель методической рецензии может быть не знаком с источником рецензирования. Поэтому в рецензии нужно давать не только оценку первичного материала, но и фрагментарно представлять сам материал. Так не лишним будет указание на основную идею, структуру, главные положения исходного материала.

Автор хорошей рецензии всегда стремиться показать первичный материал с точки зрения общих процессов, проходящих в системе образования, общих проблем. Именно с точки зрения этих общих проблем и дается оценка авторского материала. При этом в методическую рецензию активно вводятся методические понятия, возможно и не присутствовавшие в первоисточнике.

И последняя рекомендация: стремитесь к краткости рецензии. Хорошая, добротная методическая рецензия должна занимать 1-2 страницы текста. И обязательно завершаться очень краткими методическими рекомендациями по сути процессов, описанных автором.

Информационно-методическая выставка - наглядная форма ознакомления читателей с новинками литературы, методических материалов, освещающих лучший педагогический опыт работы, педагогическую практику и других видов методической продукции. Обычно выставка посвящается определенной теме, в соответствии с которой подбираются методические материалы.

В зависимости от времени действия выставка может быть временная, если ее работа ограничена определенными временными рамками, и постоянной, если она предназначена для постоянной работы в течение длительного времени.

В зависимости от расположения выставка может быть стационарной, имеющей определенное место, и передвижной или выездной.

В структуру методической выставки входит заголовок, отражающий ее тему и назначение; адресат; разделы выставки (название, подзаголовок, эпиграф); аннотация литературы. Такие выставки пользуются большой популярностью в образовательных организациях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...