Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностика в психосоматике




обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Помните, что в каждой строке должна быть зачеркнута только одна цифра!

Утверждения Почти никогда j Иногда i Часто Почти всегда
1. Я испытываю удовольствие        
2. Я обычно устаю        
3. Я легко могу заплакать        
4. Я хотел бы быть таким счастли-                
вым, как и другие        
5. Нередко я проигрываю из-за того,                
что недостаточно быстро прини-                
маю решения        
6. Обычно я чувствую себя бодрым        
7.Я спокоен,хладнокровен и собран        
8. Ожидаемые трудности обычно                
очень тревожат меня        
9. Я слишком переживаю из-за пус-                
тяков        
10. Я вполне счастлив        
11. Я принимаю все слишком близко к                
сердцу        
12. Мне не хватает уверенности в себе          
13. Обычно я чувствую себя в безопас-                
ности        
14. Я стараюсь избегать критических                
ситуаций и трудностей        
15. У меня бывает хандра        
16.Я доволен        
17. Всякие пустяки отвлекают и волну-                
ют меня        
18. Я так сильно переживаю свои раз-                
очарования, что потом долго не                
могу о них забыть        
19. Я уравновешенный человек        
20. Меня охватывает сильное беспо-                
койство, когда я думаю о своих де-                
лах и заботах        

Глава 2

Обработка результатов

При ответах на высокотревожные вопросы «1» означает отсутствие либо легкую степень тревожности, а отметка «4» означает высокую тревожность. При обработке результатов балльные оценки в этих вопросах имеют обратную направленность.

Уровень реактивной тревожности вычисляется по формуле:

Тр = Ерп — Еро + 50, где:

Тр — показатель реактивной тревожности;

Ерп — сумма баллов по прямым вопросам (3, 4, 6, 7, 9, 12, 14, 15, 17, 18);

Еро — сумма баллов по обратным вопросам (1, 2, 5, 8, 10, 11, 13, 16, 19,20).

Для исчисления уровня личностной тревожности применяется формула:

Тл = Елп — Ело + 35, где:

Тл — показатель личностной тревожности;

Елп — сумма баллов по прямым вопросам (22, 23, 24, 25, 28,29,31,32,34,35,37,38,40);

Ело — сумма баллов по обратным вопросам (21, 26, 27, 30, 33, 36, 39).

Показатель, не достигающий 30 баллов, рассматривается как свидетельствующий о низкой тревожности, от 31 до 45 баллов — об умеренной, свыше 45 баллов — о высокой.

Личностный опросник Айзенка

Данная методика используется для выявления особенностей характера, которые получили название «экстраверсия», «интроверсия» и «нейротизм».

Для экстравертов наиболее характерны такие черты, как общительность, отзывчивость, непринужденность, жизнерадостность, уверенность в себе, стремление к лидерству. Они имеют много друзей, оптимистически настроены, добродушно-веселы, но иногда бывают вспыльчивы, несдержанны.

Интроверты в большинстве своем спокойны, уравновешенны, рассудительны, осмотрительны, миролюбивы, контролируют свои поступки, действия их всегда продуманны, рациональны. Круг друзей небольшой, предпочитают книги, личные встречи, высоко ценят «эстетические нормы».

   
   

_____________________________ Диагностика в психосоматике

Нейротики отличаются нестабильностью, неуравновешенностью нервно-психических процессов, эмоциональной неустойчивостью, лабильностью вегетативной нервной системы, легко возбудимы. Для них характерны изменчивость настроения, сенситивность, а также тревожность, мнительность, медлительность, склонность к пессимизму, нерешительность.

Если показатель экстра-/интровертированности является достаточно стабильной характеристикой личности пациента и имеет значение лишь для выбора тактики поведения психотерапевта в процессе общения с ним, то показатель уровня ней-ротизма коррелирует с выраженностью его психоэмоциональной напряженности и помогает объективизировать эффективность психотерапии.

Бланк опросника и методика обработки и оценки результатов легко доступны во многих справочниках по психологии.

Опросник Сердюка

Для изучения самооценки социальной

Значимости болезни

Влияние любого хронического соматического заболевания на социальный статус больного, его положение в обществе и микросоциальной среде, круг интересов, уровень притязаний издавна не вызывает сомнений у клиницистов.

Естественно, что хроническое соматическое страдание приводит к ломке привычного образа жизни и деятельности больного человека, необходимости формирования нового жизненного стереотипа.

При этом не так важно, насколько существенную роль в возникновении и течении данного заболевания можно отвести психогенным факторам и можно ли его с уверенностью отнести к психосоматическим заболеваниям или нет.

Исследования, проведенные на достаточно презентабельном массиве больных полярными с точки зрения психосоматической природы заболеваниями: с одной стороны, классическим психосоматозом — язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки; а с другой стороны — таким заболеванием, которое никто из авторитетных специалистов не относит к психосоматическим — мочекаменной болезнью, показали, что, несмотря на абсолютно разную природу этих

   
   

Глава 2

заболеваний, их дезадаптирующее влияние на социальный статус больных ни по частоте, ни по степени выраженности практически ничем не отличается и отмечается почти в ста процентах случаев (Михайлов и др., 2002).

Самооценка больными влияния заболевания на их социальный статус является существенной частью «внутренней картины болезни», а следовательно, и важной «точкой приложения» психотерапевтического воздействия на больного в процессе его реабилитации, ибо изменение отношения больного к своему страданию наряду с купированием невротической симптоматики и воздействием на патогенетические механизмы психосоматического заболевания — одна из главных задач психотерапии в соматической клинике.

Вместе с тем клинические наблюдения показывают, что разные больные зачастую вкладывают в понимание такой самооценки совершенно разное содержание.

На основании опроса двух тысяч больных различными хроническими соматическими заболеваниями был разработан формализованный опросник, позволяющий выделить и подвергнуть количественной оценке влияние болезни на разные сферы социального статуса больных (Михайлов и др., 2002).

Бланк опросника

Инструкция: Вам предлагается 10 утверждений и 5 вариантов ответов. После каждого утверждения поставьте крестик в одной колонке, соответствующей вашему согласию или несогласию с этим утверждением.

Утверждения Наверняка нет Скорее нет Затрудняюсь ответить Пожалуй, да Безусловно да
1) Из-за болезни я не могу работать с прежней работоспособностью, стал(а) слабым(ой), немощным(ой), сам(а) себе неприятен(а)          
2) Болезнь осложняет взаимо-          
отношения в моей семье, чувствую, что надоел(а) родным со своей болезнью          

Утверждения Наверняка нет Скорее нет Затрудняюсь 1ответить Пожа-! луй,; да Безус- j ловно да i
3) Из-за болезни приходится себя во многом ограничивать, боюсь употреблять спиртное, ограничиваю себя в еде, избегаю ходить в гости, отказы-1 ваю себе в развлечениях                    
4) Из-за болезни ухудшились 1 отношения на работе, чувствую, что сотрудники стали ху-! же относиться ко мне, не | сочувствуют и даже придира-; \ ются                    
5) Считаю, что у меня меньше свободного времени, чем у здоровых людей, из-за болезни много времени уходит на лечение, больницы                    
6) Из-за болезни не могу работать там, где хочу. Моя болезнь мешает мне занять лучшее положение в обществе, сделать карьеру 1                    
t.! 17) После того как заболел (а), j замечаю изменения в своей внешности, стал(а) некраси-|вым(ой), неприятным(ой) для | окружающих                    
8) Моя болезнь сделала меня несчастным(ой), заставляет j чувствовать себя не та-ким(ой), как все                    
9) Моя болезнь мешает мне \ общаться с окружающими, чувствую, что отдаляюсь от людей                    
10) Болезнь наносит мне значительный материальный ущерб, вынуждает тратить средства на лечение, не дает возможности больше зарабатывать                    

Глава 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...