Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие механизма государства и его структура




КУРСОВАЯ РАБОТА

по теории государства и права

Тема: «Механизм государства»

 

Выполнил студент:

Кильдеев Рустам Камилевич

Группа 5-ЭБ-1, 1 курс

Очная форма обучения

Проверил:

Оганисян Степан Михайлович

 

Санкт-Петербург
2016г.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И ЕЁ МЕХАНИЗМ………………………4

1.1. ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА И ЕГО СТРУКТУРА……...4

1.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ…….11

2. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………………13

3. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ГОСУДАРСТВЕ………..16

3.1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ………………………………………….20

3.2. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ…………………………………………...21

3.3. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ………………………………………………………22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………...25

 

ВВЕДЕНИЕ

В своей курсовой работе я рассмотрю одну из важнейших тем государства, а конкретно механизм государства.

Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, с помощью которой государство осуществляет власть, проводит ту или иную политику. Он интегрирует структуры государства и использует возможности общества для решения проблем государственного управления.

 

Исследование механизма государства позволяет выявить как системообразующие иерархические связи между его основными структурными элементами, так и функциональные особенности, автономное своеобразие каждого из этих элементов, что дает возможность установить их наиболее оптимальную управленческую структуру, полномочия, материальную и кадровую обеспеченность и т.д. применительно к потребностям сегодняшнего дня. Оптимальное сочетание общих целей и принципов деятельности с функциональными возможностями каждого элемента государственного механизма позволяет эффективно решать стоящие перед обществом задачи.

 

Механизм государства находится в постоянном развитии и совершенствовании. Структура и методы его деятельности зависят от своеобразия экономического развития и соотношения политических сил, от особенностей исторического развития государства, национальных традиций, территориальных размеров и т.д. На деятельность государственного механизма оказывают влияние и внешнеполитические факторы: реальная международная обстановка, особенности межгосударственных отношений конкретных стран и др.

 

Цель работы заключается в том, чтобы уяснить все основные понятия, институты, процессы этого вопроса.

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И ЕЁ МЕХАНИЗМ

ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА И ЕГО СТРУКТУРА

Механизм государства - это система государственных органов, призванных осуществлять задачи и функции государства.

 

В юридической науке понятия " механизм государства " и " государственный аппарат " обычно употребляются как синонимы. Однако существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие "механизм государства" включается также "материальные придатки" государственного аппарата (вооружённые силы, полиция, исправительно-трудовые учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность.

 

Характерные черты механизма государства:

1) он представляет собой систем, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов;

2) его целостность обеспечивается единым целями и задачами;

3) основным элементом механизма государства выступают государственные органы;

4) он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.

 

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем.

 

 

Структура механизма государства включает в себя:

1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчинённости при осуществлении своих непосредственных властных функций;

2) государственные учреждения и предприятия, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, культуры, науки и т.д.;

3) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением;

4) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

 

 

Власть – одно из важнейших начал человеческого бытия. Она присутствует повсюду, где возникает устойчивое объединение людей. Отсюда её широкие разновидности, такие как власть божественная, родительская, хозяйская, законов природы, корпоративная, красоты, ума и таланта и т.п.

Энциклопедические словари определяют власть как способность и возможность оказывать воздействие на поведение людей посредством определенных средств (воли, авторитета, убеждения, принуждения, насилия).

Если же акцентировать внимание на государствоведческих аспектах проблемы, то следует подчеркнуть, что власть выступает как средство осуществления политики. Борьба за власть может проходить мирно, путем назначений, перемещений, отставок, снятий, выборов. Однако нередко такая борьба перерастает в захват власти, её завоевание, удерживание и т.п. Её содержательная характеристика включает в себя различия:

(1) по субъекту властвования (классовая, партийная, народная и т.п.);

(2) объему полномочий (локальная, местная, региональная, государственная, межгосударственная);

(3) структуре правящего субъекта (монократическая, элитарная, полиархическая);

(4) режиму властвования (деспотичная, тоталитарная, авторитарная, бюрократическая, демократическая);

(5) методам властвования (авторитет, убеждение, харизма, господство, насиление).

 

Государственная власть - политико-правовое руководство обществом посредством специального механизма управления.

 

Такая власть эксклюзивна, поскольку носит всеобъемлющий характер и способна функционировать во всех структурах общественных отношений.

Государственная власть также и инклюзивна по причине своей вовлеченности во все процессы общественной жизни.

Государственную встать также отличают:

(1) публичность (выступает от имени народа);

(2) единство (объединяет всех как цельность);

(3) универсальность (государственные веления распространяются на все общество);

(4) верховенство (считается высшей по значению в государственно-организованном обществе);

(5) независимость (обладает исключительными правами на ведение государственных дел, в том числе и в международных отношениях);

(6) легальность (представляет общество на законных основаниях);

(7) формализованность (её деятельность и организацию определяют нормативные правовые акты);

(8) централизованность (сложившееся иерархия государственных организация).

 

В силу этого важнейшей из особенностей, дающей государственной власти в обществе организованную силу, является её аппаратная составляющая - государственная власть практически и целенаправленно осуществляется посредством иерархической структуры государственных органов и учреждений, т.е. через механизм государства и тесно связанный с ним государственный аппарат.

 

Механизм государства и его структура

 

В государствоведении сложились неоднозначные оценки соотношения механизма государства. Прежде доминировавшее понимание о механизме государства как целом и аппарате как его части ныне не столь единодушно поддерживается в учебной юридической литературе. Приводятся доводы в пользу идентичности таких понятий, поскольку выходящие за рамки аппарата и дополняющие государственные органы структуры реализуются на основе общих принципов организации и деятельности, единых целей и задач в осуществлении государственных функций. Те не менее организационные, функциональные, и иные различия, в частности, между государственными органами и учреждениями явно прослеживаются, что и отражено во введении в научный оборот обоих понятий.

 

Механизм государства представляет собой совокупность специальных организаций, являющихся средствами государственного воздействия на общественные процессы и поведение его субъектов.

Для государственного механизма характерным является целостность его структуры, оформленной на основе подчинённости входящих в неё следующих звеньев:

1. Государственные органы (собственно они и составляют государственный аппарат), обладающие властными полномочиями и самостоятельностью в определенной области государственной деятельности, что даёт им возможность устанавливать общеобязательные правила поведения и с помощью легальных средств воздействия реализовывать их. Государственные органы могут быть представлены лицом (в частности, главой государства) либо организованной группой лиц (законодательные органы власти, правительство или судебные органы), осуществляющих функции государства.

Признаками государственных органов являются:

(1) их формирование непосредственно государством или населением страны;

(2) осуществление управленческих функций от имени государства;

(3) издание обязательных для исполнения правовых актов;

(4) обеспечение выполнения правовых актов путём специальных средств воздействия, в том числе методов легального принуждения;

(5) профессиональные основы деятельности государственных служащих;

(6) наличие иерархических связей между различными уровнями государственных органов;

(7) наличие иных структур, обеспечивающих реализацию полномочий государственных органов, а также материальной базы и бюджетных источников финансирования.

2. Государственные учреждение, являющиеся организациями, призванными обслуживать под руководством государственных органов интересы общества в различных сферах (охрана здоровья, образования, науки, культуры и т.п.). Их администрация осуществляет управленческие функции исключительно в установленных для неё параметрах деятельности в рамках данного учреждения. Государственные учреждения не являются носителями государственной власти, финансируются полностью или частично за счёт государственного бюджета, обладают специфической организационной структурой.

3. Государственные предприятия, предназначенные также для обеспечения процесса осуществления государством своих функций в сфере производства, выполнения различных работ, оказания услуг. Они основаны на государственной собственности, являются самостоятельными уставами организациями с правами юридического лица.

4. Государственные корпорации как организационно-правовая форма некоммерческих организаций, законодательно учрежденные для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Руководитель корпорации назначается главой государства, а контроль за её деятельностью осуществляется правительством. Иные органы не вправе вмешиваться в деятельность государственной корпорации.

Специфика обслуживающих и обеспечивающих структур в механизме государства подробнее излагается в государствоведческих учебных курсах.

 

Государственный аппарат

Принципы работы

Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата:

- Представительство интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата.

- Гласность и открытость в деятельности государственного аппарата.

- Высокий профессионализм и компетентность.

- Законность.

- Субординация и четкое взаимодействие между центром и государственной властью членов федерации (в федеративных государствах).

 

Государственный аппарат в современных странах представлен различными моделями построения. В их числе:

(1) моноцефальная (от греч. monos – один, единственный и rephale – голова), которая отражает централизацию властных полномочий, сосредоточенных в руках главы государства или коллективного государственного органа и распространяющихся на все без исключения органы власти, включая местные;

(2) теократическая, представленная государствами, в которых их глава осуществляет светское и духовное единовластие;

(3) поликратическая, включающая в себя государственные органы как центральные, осуществляющие свои полномочия в рамках всей страны (глава государства, парламент, правительство). Остальные властные структуры функционируют как органы местного самоуправления, избираемые населением;

(4) децентрализованная, при которой государство практически разделяется на части, управляемые создаваемыми властными структурами на правах автономии и партикулярности.

В структуре государственного аппарата возможны классификации государственных органов по следующим основаниям.

1. По порядку возникновения:

(1) выборные (первичные, представительные) органы государственной власти, которые создаются народом либо его избираемыми представителями (президент, парламент) и соответственно от них получающие свои полномочия;

(2) наследуемые (первичные в государствах с монархической формой правления), способ образования которых связан с порядком наследования высшей власти в стране;

(3) назначаемые (производные), которые формируются первичными органами, наделяющими их властными полномочиями (правительство, судебные органы, контрольно-надзорные структуры).

2. По пространственному действию:

(1) общие (высшие) органы государственной власти, распространяющие её на всю территорию страны;

(2) региональные (в федерации и сложном унитарном государстве), функционирующие в государственных образованиях в составе страны и распространяющие свою власть на эти регионы;

(3) местные, действующие в административно-территориальных единицах государства.

3. По времени действия:

(1) постоянные, функционирующие без каких-либо временных ограничений (президент, парламент, правительство, суды), с учетом возможности избрания или назначения на должности новых лиц, персонифицирующих эти органы;

(2) временные, создаваемые в связи с возникновением определенных обстоятельств, которые требуют своего разрешения на государственном уровне.

4. По объему и содержанию властных полномочий:

(1) учредительные органы, формируемые народом путем референдума или выборов для сознания высших органов власти в государстве или принятия новой конституции, призванной утвердить новые государственные органы (учредительное (конституционное) собрание);

(2) универсальный орган – институт главы государства, официально представляющего страну и прерогативы которого варьируются от конкретных видов формы правления в государстве (абсолютная или ограниченная монархия, президентская или парламентская республика);

(3) органы законодательной власти (парламент);

(4) органы исполнительной власти, создаваемые «на основе и во исполнение законы»;

(5) органы судебной власти как арбитра в разрешении юридических споров;

(6) контрольно-надзорные органы (прокуратура, омбудсман, государственные инспекции, счетная палата).

 

5. По объему компетенции:

(1) органы общей компетенции, правомочные решать комплексные вопросы самого шикарного профиля (правительство);

(2) органы специальной компетенции, созданные для решения определенных вопросов отраслевого значения (министерства и ведомства).

6. По форме осуществления компетенции:

(1) коллегиальные (парламент, суды высшей инстанции);

(2) единоначальные (глава государства).

Возможны и иные трактовки составных частей в структуре государственных органов (например, по значимости или на основе правовых форм их деятельности).Однако если выстраивать иерархическую схему разновидностей органов государственной власти, то приоритет в выборе критериев несомненно следует отдать принципу разделению властей, оказывающему первостепенное регулирующее воздействие на построение механизма современного государства. Важнейшая цель разделения властей – быть гарантией недопущения одновластия, сосредоточения всей государственной власти в одних руках и в конечном счете – содействовать выбору и закреплению демократических основ существования и построения государственного механизма.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...