Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Действие и применение договоров




Вступление договора в силу. Международный договор начинает действовать, т.е. порождать права и обязательства, с момента вступления в силу. Этот момент определяется сторонами в самом договоре. Если прямые указания отсутствуют, то договор, не предусматривающий ратификации или утверждения, вступает в силу с момента подписания, а требующий их — с момента обмена или сдачи на хранение ратификационных грамот или документов об утверждении.

Стороны могут согласиться о временном введении в действие или о временном применении договора либо его Части.

Договор обратной силы не имеет: он применяется лишь к тем событиям, фактам и действиям, которые наступят после вступления его в силу. Однако стороны по взаимному согласию могут распространить действие договора на события и факты, существовавшие до вступления его в силу.

Действие договора во времени и пространстве. Срок действия договора определяется в самом договоре. Бывают договоры срочные и бессрочные. Большинство договоров — срочные. К бессрочным относятся договоры, создающие общие нормы международного права, кодифицирующие конвенции, уставы международных организаций, а также договоры о границах, мирные договоры, договоры по космосу. В качестве примера приведем Договор о запрещении испытаний ядерного оружия 1963 г., Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.

Пролонгация. Если срок договора истекает, то он может пролонгироваться. Пролонгация есть продление действия договора, осуществляемое до истечения срока. Пролонгация осуществляется на условиях, предусмотренных в договоре, или иным образом по согласованию между сторонами. Возобновление договора (в отличие от пролонгации) есть восстановление в действии уже прекращенного договора.

Территориальная сфера действия договора. Если иное намерение не явствует из договора или не установлено иным образом, то он обязателен для каждого государства-участника в отношении всей его территории.

Международные договоры и третьи государства. Из юридической природы договора вытекает, что действие международного договора ограничивается его участниками, объектом его не могут быть права и интересы третьего государства, он не создает прав и обязанностей для третьего, т.е. не участвующего в нем, государства без его на то согласия.

Принцип нераспространения действия международного договора на третьи государства — один из общепризнанных принципов международного права, являющийся основой права международных договоров.

Существенный аспект содержания этого принципа заключается в том, что международный договор не должен вторгаться в сферу интересов третьего государства и распоряжаться его правами. Права и интересы третьего государства не могут быть объектом международного договора. Договор, нарушающий права третьих государств, считается недействительным. К числу таких договоров следует отнести соглашения о разделе третьих стран, о включении их в сферы влияния и т.п. Так, Мюнхенское соглашение 1938 г. решило судьбу Чехословакии без ее участия.

Принцип нераспространения действия международного договора на третьи государства не отрицает того факта, что многие договоры имеют значение и для не участвующих в них государств. Нередки договорные постановления, которые затрагивают интересы третьих государств, а по отношению к общим многосторонним договорам заинтересованным является каждое неучаствующее государство.

Последствия правового характера, которые могут возникнуть для неучаствующего государства из международного договора при определенных условиях, следует отличать от неправовых последствий. Если первые создают для неучаствующего государства права и обязанности, то неправовые последствия — это всего лишь выгодное или невыгодное влияние договора на третье государство.

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. в ст. 34 формулирует общее правило, касающееся третьих государств, а в ст. 35 и 36 закрепляет принципиальное положение о том, что только согласие государства может быть основой прав и обязанностей из чужого соглашения, когда в договоре фиксируется намерение сторон, обращенное к третьим государствам. В ст. 38 Конвенция подтвердила возможность выражения согласия неучаствующего государства с нормой, содержащейся в договоре, вследствие возникновения обычной нормы международного права, признаваемой как таковой.

Конвенция различает договоры, предусматривающие обязательства для третьих государств (ст. 35) и предусматривающие их права (ст. 36). В отношении обязательств Конвенция требует выражения ясного согласия в письменной форме. Исключением из этого правила являются договоры, налагающие обязательства на государство-агрессора, заключенные без его участия (ст. 75), как, например, соглашения по Германии между СССР, США и Англией, заключенные в период и после Второй мировой войны. Обязательность таких постановлений договора для неучаствующего государства вытекает из норм международного права об ответственности за агрессию. В отношении прав согласие предполагается до тех пор, пока не будет доказательств противного, т.е. того, что государство отказывается от прав, предоставляемых договором. Таковы договоры, устанавливающие для всех государств право пользования международными каналами и проливами, свободу торгового судоходства на международных реках.

В современных условиях особое значение приобрела проблема последствий правового характера, возникающих из содержания общего многостороннего договора (договоры по регулированию глобальных проблем современности, кодифицирующие конвенции и т.д.). Заинтересованность неучаствующих государств в общем многостороннем договоре несомненна, степень правового воздействия на них такого договора наиболее высокая. Согласие с положениями договора в этом случае формируется чаще всего как дополнительная обычная норма, возникающая путем применения в практике неучаствующим государством положений договора.

Сам факт существования действительного договора создает для неучаствующих государств обязанность уважения к тому положению или результату, который явился следствием договора (ярким примером являются договоры о территориальных статусах: об установлений и изменении границ, о признаний статуса нейтралитета, о нейтрализации и демилитаризации территории). Но в данном случае речь идет не об обязательной силе договора для третьих государств, а об обязанности государств, вытекающей из основных принципов международного права, уважать чужие правомерные договоры. Эта обязанность государств является одним из аспектов содержания принципа строгого соблюдения международных договоров, стоящего на страже их стабильности и эффективности.

Принцип относительности договоров, выражающийся в правиле «договоры не могут причинять ущерб, равно как приносить пользу третьим государствам», распространяется и на договоры с участием международных организаций (ст. 34 Венской конвенции 1986 г.). Однако то обстоятельство, что международная организация не является суверенным образованием, в ряде случаев ведет к модификации положений Конвенции 1986 г. по сравнению с Конвенцией 1969 г. Например, в отличие от суверенного государства согласие международной организации никогда не может предполагаться (быть молчаливым). Вот почему ст. 36 Конвенции 1986 г. не предусматривает презумпции согласия с правом в отношении международных организаций, как это имеет место в отношении государств.

Обеспечение выполнения международного договора. Отсутствие единой централизованной власти над государствами, способной совершать действия с целью обеспечения выполнения международных договоров, заставляет эти государства прибегать к специальным, дополнительным мерам, обеспечивающим их реализацию.

К таким мерам относятся различные международные гарантии, международный контроль и другие международные и внутригосударственные меры.

Международные гарантии состоят в том, что одно или несколько государств обязуются в случае необходимости предпринять определенные действия, чтобы заставить другое государство или государства выполнять договор. Это своеобразный вид гарантии-поручительства со стороны третьего государства или государств.

В послевоенное время большую роль в обеспечении международных договоров приобретают международные организации и международные конференции. Так, регулярно собираются конференции государств — участников Договора о нераспространении ядерного оружия на предмет его соблюдения. В Международной организации труда все государства — участники конвенций МОТ периодически представляют доклады о мерах, принимаемых ими для реализации конвенций о труде. Такие доклады рассматриваются комитетом экспертов, который направляет свое заключение Генеральной конференции МОТ.

Чтобы обеспечить выполнение международных договоров, в них нередко предусматривается создание специальных органов или смешанных комиссий. Специальные органы предусмотрены в Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Международном пакте о политических и гражданских правах 1966 г., конвенциях о наркотических средствах и др.

Широкое применение приобретают различные формы международного контроля, в том числе применительно к соглашениям в области разоружения и ограничения вооружений и мирного использования атомной энергии.

Наконец, важным средством обеспечения и осуществления (имплементации) международных договоров являются внутригосударственные меры. Эти меры условно можно разделить на:

мероприятия организационного характера;

принятие государством соответствующих законодательных и других нормативных правовых актов.

В целях имплементации международных договоров внутри государства зачастую издают специальные законы и другие нормативные акты. Иногда это предусматривается в самом договоре. Например, Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации предусматривает обязательство государства принимать эффективные меры для изменения, отмены или аннулирования любых законов и постановлений, ведущих к возникновению или увековечению расовой дискриминации, и использовать все средства, в том числе законодательные, для ее запрещения.

 

15. Характеристика принципа сотрудничества государств. Основные формы сотрудничества государств в международной жизни.

Идея международного сотрудничества государств независимо от различий в их политическом, экономическом и социальном строе в различных сферах международных отношений в целях поддержания международного мира и безопасности является основным положением в системе норм, содержащихся в Уставе Организации Объединенных Наций.

После принятия Устава ООН принцип сотрудничества был зафиксирован в уставах многих международных организаций, в международных договорах, многочисленных резолюциях и декларациях.

Представители некоторых школ международного права утверждают, что обязанность государств сотрудничать носит не правовой, а декларативный характер. Подобные утверждения уже не соответствуют реальной действительности. Ранее сотрудничество представляло собой добровольный акт государственной власти, однако впоследствии требования развивающихся международных отношений привели к превращению добровольного акта в правовую обязанность.

С принятием Устава ООН принцип сотрудничества занял свое место в ряду других принципов, обязательных для соблюдения согласно современному международному праву. В соответствии с Уставом ООН государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры».

Принцип сотрудничествакак правовая категория вытекает и из других положений Устава ООН – статья 55 Устава закрепляет положение о двух видах обязанностей членов организации Объединенных Наций: 1) обязанности государств сотрудничать друг с другом в достижении целей, предусмотренных Уставом; 2)обязанности государств сотрудничать с Организацией Объединенных Наций для достижения тех же целей.

Конкретные формы сотрудничества и его объемы зависят от самих государств, их потребностей и материальных ресурсов, внутреннего законодательства и принятых на себя международных обязательств. Анализ политико-правовых документов, отражающих намерения государств (Декларация 1970 г. и Декларация принципов Заключительного акта Совещания безопасности и сотрудничества в Европе), показывает стремление государств придать принципу сотрудничества универсальный характер.

Обязанность всех государств действовать в соответствии с принципами Организации Объединенных Наций со всей очевидностью вызывает необходимость сотрудничать в решении различных международных проблем, «поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности».

Обязанность государств сотрудничать друг с другом предполагает добросовестное соблюдение государствами норм международного права и Устава ООН. Если же какое-либо государство игнорирует свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, то своими действиями это государство подрывает основу сотрудничества.

16. Понятие международной правосубъектности. Понятие, классификация субъектов международного права.

Субъект международного права – это участник правоотношений, регулируемых международно-правовыми нормами, который обладает необходимыми для этого правами и обязанностями.

К субъектам международного права, как правило, относят: государство, международные межправительственные организации, и нации и народы, борющиеся за независимость, государствоподобные образования.

Традиционно выделяют две основные категории субъектов международного права: первичные и производные.

Первичные субъекты международного права – это государства и нации и народы, борющиеся за независимость. Они являются таковыми в силу факта своего существования.

Производный субъект международного права – это субъект международного права, который образовывается первичным субъектом международного права, основой его правосубъектности является учредительный договор.

Международная правосубъектность – это совокупность прав и обязанностей субъектов международного права, предусмотренных нормами международного права.

Международная правосубьекность государств.

Государство как основной субъект международного права обладает тремя основными признаками, такими как территория, население, суверенитет. Выделяют международный и внутренний аспект суверенитета. Международный аспект означает, что на международном уровне все действия государственных органов и должностных лиц рассматриваются как действия государства в целом. Основные права государства: право на суверенное равенство, право на самоопределение, право на участие в международных организациях, право на создание норм международного права. Основные обязанности государства: уважение суверенитета других государств.

Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость, носит объективныйхарактер. Нации и народы, борющиеся за независимость, обладают правом на защиту со стороны международного права, вправе применять меры принуждения в отношении субъектов, препятствующих обретению народом независимости, вправе участвовать в международных организациях, заключать международные соглашения.

Международная правосубъектность международных межправительственных организаций. Учредительным документом международной межправительственной организации, как правило, является устав, который устанавливает определенную организационную структуру, определяет цели, задачи, компетенцию. Общий международный правовой статус международной межправительственной организации составляет право участвовать в создании норм международного права, право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями.

 

17. Особенность международной правосубъектности производных субъектов международного права (государственно-подобные образования: вольные города, Ватикан, ММПО).

Международно-правовым статусом пользуются и некоторые политико-территориальные образования. В их числе были т.н. "вольные города", Западный Берлин. В настоящее время к данной категории субъектов относятся Ватикан и Мальтийский орден. Поскольку данные образования больше всего походят на мини-государства и имеют почти все признаки государства, они получили название "государство-подобных формирований". Немного истории. Правоспособность вольных городов определялась соответствующими международными договорами. Так, согласно положениям Венского трактата 1815 г., вольным городом был объявлен Краков (1815-1846 гг.). По Версальскому мирному договору 1919 г. статусом "свободного государства" пользовался Данциг (1920-1939 гг.), а в соответствии с мирным договором с Италией 1947 г. предусматривалось создание "территории Триест", которая, впрочем, так и не была создана. Особым статусом, предоставленным Четырехсторонним соглашением по Западному Берлину 1971 г., обладал Западный Берлин (1971-1990 гг.). В соответствии с этим Соглашением западные сектора Берлина были объединены в особое политическое образование со своими органами власти (Сенатом, прокуратурой, судом и т.д.), которым была передана часть полномочий, например, издание нормативных актов. Ряд правомочий осуществлялись союзными властями держав-победительниц. Интересы же населения Западного Берлина в международных отношениях представлялись и защищались консульскими должностными лицами ФРГ. Ватикан - государство-город, расположенный в пределах столицы Италии - Рима. Здесь располагается резиденция Папы Римского. Правовое положение Ватикана определено Латеранскими соглашениями 1929 г. между Италией и "Святым престолом" (так Ватикан именуется в официальных документах). В соответствии с этим документом Ватикан пользуется некоторыми суверенными правами: имеет свою территорию, законодательство, гражданство и т.д. Кроме того, Ватикан активно участвует в международных отношениях, учреждает в других государствах постоянные представительства (представительство Ватикана есть и в России), возглавляемые папскими нунциями (послами), участвует в международных организациях, в конференциях, подписывает международные договоры и т.д. Мальтийский орден представляет собой религиозное формирование с административным центром в Риме. Мальтийский орден активно участвует в международных отношениях, заключает договоры, обменивается представительствами с государствами, имеет миссии наблюдателей в ООН, ЮНЕСКО и ряде других международных организациях.

Ватикан

В 1929 г. на основании Латеранского договора, подписанного папским представителем Гаспари и главой правительства Италии Муссолини, было искусственно создано «государство» Ватикан (договор пересмотрен в 1984 г.). В преамбуле Латеранского договора определен международно-правовой статус государства «Город Ватикан» следующим образом: для обеспечения абсолютной и явной независимости Святейшему престолу, гарантирующей бесспорный суверенитет на международной арене, выявилась необходимость создания «государства» Ватикан, признавая по отношению к Святейшему престолу его полную собственность, исключительную и абсолютную власть и суверенную юрисдикцию.

Главная цель Ватикана – создать условия независимого правления для главы католической церкви. Вместе с тем Ватикан является самостоятельной международной личностью. Он поддерживает внешние связи со многими государствами, учреждает в этих государствах свои постоянные представительства (посольства), возглавляемые папскими нунциями или интернунциями (ст. 14 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.). Делегации Ватикана участвуют в работе международных организаций и конференций. Он является членом ряда межправительственных организаций (МАГАТЭ, МСЭ, ВПС и др.), имеет постоянных наблюдателей при ООН, ФАО, ЮНЕСКО и других организациях.

Согласно Основному закону Ватикана право представлять государство принадлежит главе католической церкви – папе. При этом следует отличать договоры, заключаемые папой как главой церкви по делам церкви (конкордаты), от светских договоров, которые он заключает от имени государства Ватикан.

 

18. Международно-правовое признание: понятие, правовая основа, виды, подход (теории).

Признание в международном праве – это односторонний юридический акт государства или иного субъекта международного права, посредством которого констатируется наличие определенного юридически значимого факта или ситуации в международном обществе и признается его правомерность.

Акт, противоположный признанию, именуется протестом. Он выражает несогласие с правомерностью того или иного действия. Существенное юридическое значение приобретают признание или протест в отношении таких событий, как появление национально-освободительного движения, движения и сопротивления агрессоров, признание статуса воюющей и статуса восставшей стороны во внутригосударственном конфликте.

Признание государств имеет место в случае появления нового независимого государства в результате революции, войны, объединения или разъединения государств и т. д. Основные критерии признания: независимость нового государства и самостоятельность в осуществлении государственной власти. В теории международного права существуют две основные концепции о признании института признания государств:

1) конститутивная, предполагающая, что признание обладает правообразующим значением;

2) декларативная, предполагающая, что признание лишь подтверждает факт появления нового субъекта.

Существуют три основные формы признания государств:

1) де-юре – полное окончательное признание, влекущее за собой установление дипломатических отношений и выражающееся в форме официального заявления либо в совершении какого-либо конклю-дентного действия;

2) де-факто – неполное предварительное признание;

3) ad hoc – как специфический вид признания.

Международное право не устанавливает обязанности признания. Признание всегда является актом доброй воли со стороны признающего государства.

Международному праву известны случаи отказа от признания. В некоторых случаях признание вообще недопустимо.

Признание правительств происходит одновременно с признанием нового государства. Вопрос о самостоятельности признания правительств возникает в случае смены власти в государстве неконституционным путем. Основными критериями являются эффективность правительств, т. е. действительное фактическое обладание государственной властью на соответствующей территории и независимое ее осуществление, а также соблюдение прав и свобод человека, готовность разрешить споры мирными средствами и выполнять международные обязательства. Особым видом признания правительств является признание правительств в изгнании. Признание правительств не может истолковываться как одобрение правительств.

Также признаются национальные освободительные движения в лице их органов, а также признание восставшей стороны.

 

20. Характеристика принципа мирного разрешения международных споров. Особенность мирных средств, используемых для разрешения международных споров.

Согласно Уставу ООН государства – члены ООН приняли на себя обязательство «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права улаживание или разрешение международных споров и ситуаций, которые могут привести к нарушению мира» (п. 1 ст. 1). Согласно ст. 33 Устава ООН государства, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стремиться разрешить спор путем «переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору».

Переговоры – это мирное средство разрешения спора с помощью представителей между государствами по существу достижения договоренности о применении иного мирного средства для разрешения спора. Цели, состав участников, уровень представительства на переговорах, их организационные формы согласовываются самими спорящими сторонами. Переговоры по разрешению спора должны вестись на равноправной основе, исключающей нарушение суверенной воли заинтересованных сторон.

Консультации сторон – это периодические встречи спорящих сторон, направленные на поиск компромиссных решений.

Обследование – это средство мирного урегулирования, к которому прибегают в случае, когда спорящие стороны расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор или приведших к спору. Для того чтобы провести обследование, создается следственная комиссия, иногда во главе с представителем третьего государства или международной организации. Результаты работы следственной комиссии закрепляются в докладе, который устанавливает только фактическую сторону спора.

Примирение – это выяснение фактических обстоятельств спора и выработка конкретных рекомендаций для сторон.

Добрые услуги – это действия не участвующей в споре стороны, направленные на установление контактов между спорящими сторонами. Субъекты, оказывающие добрые услуги, в самих переговорах по разрешению спора непосредственного участия не принимают. В качестве субъектов могут выступать государства, международные организации, известные общественные или политические деятели.

Посредничество – это непосредственное участие третьей стороны в мирном разрешении спора.

Международный арбитраж – это добровольно выраженное согласие спорящих сторон передать свой спор на рассмотрение третьей стороне, решение которой является обязательным для сторон в споре.

Судебное разбирательство – это рассмотрение и разрешение спора международными судами.

 

21. Понятие, кодификация права международных договоров.

Право международных договоров представляет собой совокупность международно-правовых норм (договорных и обычных), определяющих порядок заключения, условия действительности, действия и прекращения международных договоров. Это одна из наиболее важных отраслей международного права.

До сих пор большую роль в качестве источника рассматриваемой отрасли играет международно-правовой обычай. В 1969 г. на Конференции ООН в Вене была принята Конвенция (Венская конвенция 1969 г.) о праве международных договоров, которая подробно регламентирует порядок заключения договоров между государствами, вступления их в силу, толкования, применения и прекращения, а также условия их действительности.

В процессе создания норм права международных договоров важное место занимают конституции и другие внутренние нормативные акты государств. Они устанавливают, какие органы и в каких случаях имеют право заключать международные договоры, определяют органы и процедуру ратификации, перечень договоров, подлежащих обязательному предварительному парламентскому одобрению и ратификации, последовательность осуществления этих актов и т.д. В отношении договоров, заключаемых международными организациями, такую роль играют их уставы и практика заключения и применения договоров.

В некоторых государствах действуют специальные законодательные акты в области международных договоров. Они подробно определяют порядок заключения, исполнения и прекращения действия международных договоров государств с другими государствами и международными организациями.

Право международных договоров распространяет свое действие на все виды международных договоров независимо от их формы и наименования, регулируемого ими объекта, процедуры их заключения, а также от видов их участников — основных субъектов международного права (государств, международных организаций или народов, борющихся за государственную независимость).

Международный договор — соглашение между основными субъектами международного права, прежде всего между государствами, призванное регулировать их отношения друг с другом путем создания взаимных прав и обязанностей.

В Венской конвенции 1969 г. (ст. 2) международный договор определен как «международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования». Сущность международного договора составляет соглашение, т.е. согласование воль субъектов международного права.

Россия первой в истории международных отношений расторгла все тайные, неравноправные и насильнические договоры, положив начало признанию в международном праве принципа абсолютной недействительности таких договоров.

Характерная особенность неравноправных договоров состоит в том, что они нарушают суверенитет государств и народов и открывают простор для широкого вмешательства в их внутренние дела. К другим чертам неравноправных договоров относится резкая диспропорция в распределении прав и обязанностей между участниками этих договоров, обеспечение незаконных выгод для отдельных контрагентов.

Международный договор является равноправным, если он заключен в соответствии с принципами суверенного равенства, добровольности и невмешательства во внутренние дела его участников.

Участвовать в международных договорах могут все основные субъекты международного права, т.е. государства, борющиеся за независимость нации и межгосударственные организации. Под участниками международного договора понимаются те субъекты международного права, которые окончательно оформили свое участие в договоре и обладают правами и обязанностями, из него вытекающими, и для которых договор находится в силе. Нередко в дипломатической практике участником договора именуют правительство. Но правительство лишь представляет государство, а само международной правосубъектностью не обладает. Кроме правительства, государство могут представлять при заключении договоров другие органы и лица: глава государства, министр иностранных дел, различные министерства и ведомства. В зависимости от уровня, на котором заключен международный договор, различаются договоры межгосударственные, межправительственные и межведомственные.

Все чаще участниками международных договоров становятся международные (межгосударственные) организации. Поскольку международная организация, в отличие от государства, обладает производной и специальной правосубъектностью, возможности ее участия в качестве стороны в договорах неизмеримо более ограниченны, чем возможности государства. При заключении международных договоров международную организацию представляют ее органы: пленарные, исполнительные, высшие должностные лица и др., предусмотренные в уставе данной организации.

В системе международных договоров с участием международных организаций различаются две их разновидности: договоры международных организаций с государствами и договоры международных организаций друг с другом. Все эти договоры обладают рядом особенностей, связанных с согласованием воль, порядком заключения, применения и прекращения договора. Ввиду этого кодификация норм, относящихся к таким договорам, стала предметом специальной конференции, которая состоялась в 1986 г. и на которой, хотя и не полностью, были учтены названные особенности. Итогом конференции стало принятие Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. на указанные договоры не распространяется.

В зависимости от числа участников различаются двусторонние и многосторонние договоры. Основную массу договоров составляют двусторонние акты. Но с развитием международного сотрудничества значительно возрастают удельный вес и роль многосторонних договоров. В создании общеобязательных международно-правовых норм им уже сегодня принадлежит первое место.

Среди многосторонних договоров различают договоры с ограниченным числом участников и общие (универсальные) договоры.

Примером ограниченных многосторонних договоров может служить Римский договор об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 г. Участие в нем новых государств зависит от согласия всех участников этого договора. Вот почему такие договоры иногда называются закрытыми.

Общие многосторонние договоры, по определению Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., представляют собой договоры, касающиеся кодификации и прогрессивного развития международного права или объект и цели которых представляют интерес для международного сообщества в целом. К ним относятся договоры, касающиеся обеспечения международного мира и безопасности, например Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г., договоры по космосу, а также конвенции, кодифицирующие международное право, в частности: Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Венские конвенции по дипломатическому, консульскому, договорному праву. Общие многосторонние договоры, как подчеркивается в Венской декларации 1969 г., «должны быть открыты для всеобщего участия».

Включение всякого рода ограничений на этот счет в общие многосторонние договоры недопустимо.

Принцип универсальности, однако, автоматически не распространяется на международные организации. Они могут становиться участниками общих многосторонних договоров только в том случае, если это прямо предусмотрено в договоре. Примерами открытия многостороннего договора для участия международных организаций могут служить Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. и Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., в которых предусмотрены для этого определенные условия. Так, в Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (ст. 86) сказано, что к ней может присоединиться любая международная организация, которая обладает правоспособностью заключать международные договоры, о чем должно быть указано в документе о присоединении.

Объекты международных договоров могут быть самыми разнообразными. В зависимости от этого различаются три вида договоров: политические договоры, экономические договоры и договоры по специальным вопросам.

К политическим договорам относятся договоры о союзе, взаимной помощи, ненападении, нейтралитете, мирные договоры, договоры по территориальным и пограничным вопросам, в области разоружения и др. В качестве примеров политических договоров можно назвать Устав ООН, мирные договоры 1947 г., Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах 1963 г., Договор об Антарктике 1959 г., Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности 1987 г., Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии 1990 г.

К экономическим договорам относятся торговые договоры, соглашения о поставках товаров и товарообороте, соглашения об экономическом и научно-техническом сотрудничестве, соглашения о займах, кредитах и др. К этому виду договоров относится Римский договор о Единой энергетической системе 1957 г. и др.

Среди договоров третьего вида находятся многочисленные соглашения по самым различным специальным вопросам: в области транспорта, связи, по сельскому хозяйству, здравоохранению, образованию, научному сотрудничеству, о правовой помощи

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...