Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Чешские и словацкие земли в Новое время

Общественная жизнь и национальное движение в чешских землях в первой половине XIX в. В конце XVIII – начале XIX в. в чешских землях зарождается национальное движение просветительского направления, пробуждается национальное самосознание чехов и словаков, интерес к собственной истории и культуре. Этот период был временем экономического подъема. Габсбурги поощряли создание мануфактур, предоставляли привилегии их основателям. Ведущей отраслью промышленности являлось текстильное производство. Расширялись стекольные, бумажные, горнодобывающие и железоделательные предприятия. Успешно развивалась торговля; большим спросом на европейском рынке пользовалось чешское стекло. Начавшаяся промышленная революция, первый этап которой продолжался до 30-х гг. XIX в., характеризовался распространением простейших машин. Второй этап длился до 1848 г. и привел к широкому распространению парового двигателя. В 1846 г. в Чехии работали 22 машиностроительных завода. Развивалась сеть железных дорог. В первой половине XIX в. промышленное производство Чехии сделало скачок в своем развитии.

Чешское и словацкое национальное Возрождение. В последней четверти XVIII в Чехии и Словакии начинается период национального Возрождения. Его начальный период (1775–1806 гг.) носил просветительский характер и был связан с развитием филологических и естественных наук. Формируется идеология земского патриотизма, обосновывающая роль чехов в прогрессе человечества. В это время появляются просветительские и патриотические организации, выступающие в защиту чешского языка – Чешское научное общество, кафедра Чешского языка в Пражском университете (1791 г.). Вацлав Матей Крамериус (1753–1808 гг.) основал издательство «Чешская экспедиция» (1791 гг.), распространявшее книги и периодические издания на родном языке. Деятели чешского и словацкого Возрождения вошли в историю как «будители». Развивая науку, литературу, театр, они стремились возродить национальное самосознание, раскрыть самобытность чешской и словацкой культуры. Среди известных деятелей Возрождения – Г. Добнер, Ф. М. Пелцл, Ф. Прохазка, Й. Добровский.

Со второго десятилетия XIX в. начинается второй период национального Возрождения. Ведущей идеей становится патриотический призыв к национальному единству. В Праге был создан Национальный музей (1818 г.), ставший центром изучения чешского языка и истории. Появляются труды по славянской истории и литературе (Й. Юнгман, П. Шафарик, Ф. Палацкий). Важную роль в общественной жизни стала играть концепция славянской взаимности – идея единения славянских народов, их культурное сближение, которое должно было способствовать возрождению их национальной независимости. Особенно отчетливо она отразилась в творчестве словака, писавшего на чешском языке, Яна Коллара (1793–1852 гг.), выдающегося деятеля Возрождения. Словацкие «будители» выступали против мадьяризации и главной задачей считали создание собственного литературного языка (в письменности господствовали латынь и чешский). Реализация этой задачи связана с деятельностью выдающегося словацкого общественного деятеля Людовита Штура (1815–1856 гг.), предложившего в качестве основы литературного языка среднесловацкий диалект. На этом языке, кодифицированном как общенациональный, издавались газеты, развивалась словацкая литература. Зарождается радикально-демократическое движение (К. Маха, К. Сабина), действует тайное политическое общество «Чешский рипил» (1845 г.). Его участники считали главной целью борьбу против абсолютизма и привилегий дворянства. Возникает национально-либеральное движение, идеологом которого стал Ф. Палацкий (1798–1876 гг.). В основе его программы лежала концепция австрославизма, предполагающая переустройство империи Габсбургов в федеративное государство с широкой автономией для чехов, словаков и других славянских народов Австрийской империи.

Чехия в революции 1848-1849 гг. Во второй половине 40-х гг. XIX в. монархию Габсбургов охватил экономический и общественно-политический кризис. В феврале 1848 г. радикальные демократы призвали чехов к изменению политического положения в стране. В марте 1848 г. народное собрание подало петицию императору. В ней содержались требования объединения земель Чешской короны, устранения феодальных пережитков, введения демократических свобод. Петиция было отклонена. Вскоре был создан Национальный комитет, ставший центральным политическим органом. Требование чешской национальной государственности выразил Карел Гавличек-Боровский: «Ни под каким предлогом мы не хотим оставаться далее австрийской провинцией. Чешская корона должна обладать полной самостоятельностью, чем больше, тем лучше, надо, чтобы Австрия... представляла собой федерацию самостоятельных стран и народов». Славянский съезд, собравшийся в Праге в июне 1848 г., разработал проект создания союза славянских народов. Был принят «Манифест к народам Европы», в котором выдвигался принцип равноправия в рамках империи. Съезд предложил созвать европейский конгресс для разрешения международных вопросов. Восстание в Праге, начавшееся 12 июня, прервало работу съезда.

Пражское восстание. Поводом к восстанию стал расстрел по приказу князя Виндишгретца, командующего пражским гарнизоном, демонстрации, организованной студентами и рабочими в знак протеста против действий правительства, стянувшего в город войска и артиллерию. В ответ пражане стали строить баррикады. У повстанцев, среди которых были и делегаты Славянского съезда, не было ни плана восстания, ни единого руководящего центра. Действия отдельных групп не были согласованы. Стремясь распространить восстание на все чешские земли, восставшие обратились к провинции. К Праге двинулись отряды на помощь восставшим, но им не удавалось пробиться в город, окруженный австрийскими войсками. Начались переговоры между правительством и восставшими. Они соглашались прекратить восстание при условии вывода войск из Праги, отставки Виндишгретца, создания Временного правительства. В Прагу была направлена правительственная комиссия для расследования причин восстания и переговоров, но они были сорваны Виндишгретцем, который начал бомбардировку Праги, угрожая разрушить город, если сопротивление не будет прекращено. 17 июня Прага капитулировала.

Итоги революции. Аграрная реформа. В августе 1848 г. был созванобщеимперский сейм, принявший решение об аграрной реформе. Отменялась барщина, крестьяне признавались юридически полноправными. Земля переходила в собственность крестьян за выкуп, местное управление поручалось государственным учреждениям. Эти меры способствовали развитию капиталистических отношений в чешских землях. После подавления восстания в Вене (октябрь 1848 г.) австрийское правительство разогнало общеимперский сейм, начались репрессии против участников выступлений. Славянские народы не получили национальных прав, шляхта сохранила земли и политические привилегии. Вместе с тем, революция 1848–1849 гг. уничтожила остатки феодальных отношений в Чехии. С 60-70-х г. XIX в. чешские земли стали экономически самыми развитыми и заняли ведущее место в экономике Австрийской империи. Вплоть до первой мировой войны чешские земли оставались «промышленной мастерской» Габсбургской монархии. На их долю приходилось около 3/4 ее промышленного производства.

Образование Австро-Венгрии. Внутренняя политика Габсбургов с конца 50-х гг. была направлена главным образом на умиротворение венгерской аристократии за счет некоторого ослабления австрийской буржуазии и политики централизации. Ф. Палацкий и чешская буржуазия протестовали против намечавшегося соглашения. В 1865 г. австрийское правительство начало переговоры не только с венграми, но и с чехами, поляками, хорватами о национальных требованиях. Однако были удовлетворены лишь требования венгров (1867 г.). Правительство и лидеры венгерских партий заключили соглашение, по которому Габсбургская империя превратилась в абсолютную дуалистическую монархию – Австро-Венгрию в составе Цислейтании (австрийская часть монархии) и Транслейтании (земли венгерской короны: Венгрию, Хорватию и Славонию). Была принята Конституция, по которой дуалистическое государство состоял из двух парламентских монархий.

Таборы. Декларация 1868 г. Фундаментальные статьи. Заключение австро-венгерского соглашения означало крушение планов по преобразованию Габсбургской империи в триединую Австро-Венгеро-Чешскую монархию. Начался новый этап в развитии чешского национального движения. Наряду с буржуазией и интеллигенцией в нем участвовал простой народ. В чешских землях проводились «народные таборы» (митинги). Они проходили под лозунгом борьбы за введение всеобщего избирательного права, независимой чешской государственности. Организаторы таборов преследовались. В 1868 г. чешский сейм принял Декларацию, в которой отмечалось, что создание Австро-Венгрии означает признание политического приоритета немцев и венгров над славянами. В знак протеста чешские депутаты отказались участвовать в работе сейма. Правительство вынуждено было начать переговоры с чешскими представителями. Их результатом стали «Фундаментальные статьи» (1871 г.), определяющие права чешского сейма и правительства. Они устанавливали должность министра Чешской короны, предусматривали генеральный сейм чешских земель. Чешские и моравские сеймы одобрили статьи, а император подтвердил намерение достичь соглашения с чехами. Против Фундаментальных статей выступили венгры и немецкие депутаты рейхсрата. Венское правительство и император отказались от обещаний чехам. Это свидетельствовало о провале чешского политического курса на федерализацию двуединой монархии.

Старочехи и младочехи. В начале 60-х гг. Австрия потерпела поражение в войне с Францией и Пьемонтом, что вызвало кризис в империи. Усилилось национально-освободительное движение. Так, была образована буржуазно-консервативная чешская Национальная партия (1860–1918 гг.), лидерами которой стали Ф. Палацкий и Л. Ригер. В основу ее деятельности легла сформулированная Ф. Палацким программа «исторического государственного права чешского королевства». Программа содержала требование предоставления Чехии, Моравии и Силезии автономии под верховной властью императора. В 1874 г. члены оппозиционного течения во главе с К. Сладковским и Э. Грегром вышли из Национальной партии, члены которой с этого времени стали называться «старочехами» и образовали Национальную свободомыслящую партию (1874–1918 гг.). Ее члены, называвшиеся «младочехами», требовали преобразования двуединой Австро-Венгрии в триединую австро-венгро-чешскую монархию с Габсбургами во главе. В 1890 г. «старочехи» согласились на создание «ограниченной немецкой территории» в Чехии, что означало расчленение Чехии на чешско-немецкую и чешскую части. Политика старочехов была воспринята как предательство национальных интересов. Руководство политической жизнью перешло к либеральной партии младочехов, которые возглавили борьбу за всеобщее избирательное право. В 1896 г. эта реформа была осуществлена.

Реализм. Новые политические партии. Большое влияние в обществе приобрело течение «чешского реализма», объединяющее политиков, ученых, деятелей культуры. Один из его лидеров – профессор Пражского университета Томаш Гарриг Масарик (1850–1937 гг.), будущий президент независимой Чехословакии и К. Крамарж (1860–1937 гг.) и др. создали печатные органы – журнал «Атениум» (1883 г.) и еженедельник «Час» (1886 г.), на страницах которых «реалисты» обсуждали экономику, социальную сферу, политику. В 1900 г. они объединились в Народную партию во главе с Т. Г. Масариком. Партия стремилась добиваться государственной самостоятельности или автономии только при наличии необходимых экономических предпосылок. В 1897 г. образовалась Радикально-прогрессистская партия, а ее правое крыло выделилось в Радикальную государственно-правовую партию (1899 г.). Чешские социал-демократы оформились в Чехославянскую социал-демократическую рабочую партию (1878 г.). В 1900 г. произошло ее организационное отделение от общеавстрийской. Интересы землевладельцев выражала Чешская аграрная партия (1899 г.). Сильные позиции католической церкви способствовали созданию Христианско-социальной партия Чехии и Моравии (1894 г.). Так к началу XX в. в основном завершается формирование партийно-политической структуры чешского общества.

Чешские земли в годы первой мировой войны. Создание Чехословацкого государства. В годы первой мировой войны в чешских землях развернулось национально-освободительное и антивоенное движение, чему способствовало резкое ухудшение экономического положения. В эмиграции деятели чешской (Т. Масарик, Э. Бенеш) и словацкой (М. Штефаник) буржуазии основали политический центр – Чехословацкий национальный совет (1916 г.). Они начали переговоры с представителями держав Антанты о признании после окончания войны независимого Чехословацкого государства. В условиях распада Австро-Венгерской монархии Национальный комитет взял на себя функции высшей государственной власти и объявил о создании самостоятельного Чехословацкого государства (28 октября 1918 г.).

Чешская и словацкая культура конца XIX – начала XX в. основывалась на достижениях чешских и словацких «будителей» и деятельности «Матицы Чешской» (с 1831 г.) и «Матицы Словацкой» (1863–1875 гг.), заложивших фундамент для развития национальных славянских культур. Чешская культура была на подъеме. Обучение на всех ступенях системы образования велось на чешском языке. Карлов университет был европейским учебным и научным центром, где работали историк Я. Голл, социолог Т. Масарик, филолог Я. Гебауэр. В 1881 г. был открыт Национальный театр, в 1890 г. – Чешская Академия наук, словесности и искусств. Основным направлением развития искусства и литературы в конце XIX – начале XX в. был реализм. Основоположником чешской национальной живописи был Й. Манес (1820–1821 гг.), создавший цикл картин для часов на Пражской ратуше. Традиции Й. Манеса продолжали М. Алеш (1852–1813 гг.), Й. Мыслбек (1848 – 1922 гг.). Яркими представителями чешской литературы были Я. Неруда (1834–1891 гг.), С. Чех (1846–1908 гг.). А. Ирасек (1851–1930 гг.) является основателем исторической романистики в Чехии. Всемирную известность получили оперы «Проданная невеста » Б. Сметаны (1841–1904 гг.) и «Русалка». Ф. Дворжака (1841–1094 гг.). Отличительной чертой этих произведений было использование народных мотивов. Словацкая культура развивалась в сложных условиях германизации и мадьяризации. Однако интеллигенция вела борьбу за возрождение национальной культуры. В 1893 г. было создано Музейное словацкое общество, деятельность которого была направлена на возрождение словацкой культуры и формирование национального самосознания. Словацкие историки подчеркивали национальную самоидентичность, разрабатывали концепцию словацкой истории (Ф. Сасинек, Ю. Ботто). Словацкая литература развивалась в русле реализма. Ее видными представителями были поэты С. Гурбан-Ваянский (1847–1916 гг.), Гвездослав (1849–1921 гг.), в произведениях которых преобладала народно-патриотическая и религиозная тематика. В это время появляются исследования в области естественных наук (медицины, ботаники, географии).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...