Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика.




Тема:№ 3. ДИАЛЕКТИКА КАК ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ

1. Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика.

2. Исторические формы диалектики. Диалектика как учение о развитии.

3. Принципы диалектики. Диалектика как метод.

4. Понятие «закон» в философии. Основные законы диалектики.

5. Сущность закона единства и борьбы противоположностей,

его мировоззренческое и методологическое значение.

6.Сущность закона взаимного перехода количественных и качественных

изменений; мировоззренческое и методологическое значение

данного закона.

7. Сущность закона отрицания отрицания. Синтез и цикличность в

развитии. Мировоззренческое и методологическое значение данного

закона диалектики.

8. Основные категории диалектики, их мировоззренческое и

методологическое значение.

Основная литература:

 

1. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. 4-е изд. – СПб.:

Питер, 2004. – С. 52-92.

2. Ермакова Е.Е. Философия. Учебник для техн. вузов. – 2-е изд-е. М.: Высш.

шк., 2004. С.123-130.

3. Основы философии в вопросах и ответах. / Под ред. Е.Е. Несмеянова. –

Ростов н/ Д: «Феникс», - 2002. – С. 125-130.

4. Петрушенко В.Л. Філософія: Курс лекцій. Навчальний посібник для студ.

вищ. закл. – К.: „Каравела”; Львів: „Новий світ – 2000”, 2002. – С.

263-284.

5. Философия: Учебное пособие для высш. уч. заведений. Отв. ред. В.П.

Кохановский. – Ростов н/Д: «Феникс» - 2003, - C.130-189.

6. Иванов А.В., Миронов В.В. Университетсктие лекции по метафизике. – М.:

«Современные тетради», 2004.- С. 258-303.

7. Мир философии: книга для чтения. В 2 ч. Ч.1. – М., 1991. – С..

8. Философия: Учеб.-метод пособие /Под ред Л.А Алексеевой, Р.А. Додонова,

Д.Е. Музы и др. – Донецк, 2004. – С. 58-71.

 

 

Понимание действительности в развитии – важнейший аспект диалекти-ческого воззрения на мир. Диалектика есть «учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонностей виде» (В.И. Ленин). Знание законов развития позволяет людям целенаправленно изменять мир в соответствии с объективными тенденциями и потребностями человеческой цивилизации. В чём состоят основополагающие идеи диалектики?

 

Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика.

Философским открытием стала мысль о том, что окружающий человека мир, да и он сам со временем претерпевают некоторые изменения, но находятся в развитии. Это открытие породило массу сложных проблем. Что такое развитие? В каком направлении оно происходит? Развивается ли мир в целом, или же развитие свойственно только отдельным объектам? В чём источник развития? Существуют ли какие-либо его всеобщие законы, и если да, то каковы они? В истории философии не было единодушия в ответах на эти и подобные им вопросы.

Диалектика раскрывает космический закон бесконечного развития, преобразования и взаимосвязи всего сущего.

Родоначальником диалектики считается древнегреческий философ Гераклит. «Все течет, все изменяется», - писал он. - «В мире нет неподвижного: холодное – теплеет, теплое охлаждается, влажное высыхает… Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель, бытие и небытие – связаны между собой, они связывают, обусловливают друг друга». Причем, переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей. Взгляды древнегреческих философов (Гераклит, Сократ, Платон) имели характер ценных, стихийных диалектических догадок. Само понятие «диалектики» впервые применил древнегреческий мыслитель Сократ. «Диалектикой» он именовал метод нахождения истины в диалоге путем столкновения противоположных суждений и обнаружения противоречий в мышлении.

В схоластической философии средневековья диалектика преимущественно трактовалась, как умение изощренно логически рассуждать в спорах.

Наиболее стройной теорией диалектики является идеалистическое учение Гегеля. Ведущим началом развития Гегель признавал принцип противоречия, он сформулировал главные законы развития и основные категории диалектики. Как объективный идеалист Гегель видит основу диалектики исключительно в противоречиях углубляющегося в самопознание абсолютного духа, демиурга.

Новое качество теория диалектики приобретает в философии марксизма. Маркс и Энгельс выработали материалистическое понимание диалектики. Диалектика предстает как «наука о всеобщей связи», «наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления ».

В современной западноевропейской философии воспроизводятся различные модификации иного понимания диалектики. Каждая из них акцентирует и абсолютизирует какое-то реальное качество бытия и сознания человека в его проекции на всю окружающую действительность. Такова, например, экзистенциалистическая версия диалектики. Ее приверженцы (С.Къеркегор, Ж.-П.Сартр и др.) в понимании диалектики исходят из субъективности человека. Диалектика рассматривается ими как атрибут только человеческого бытия и трактуется преимущественно в духе погружения одинокого индивида в область личного сознания. Погружение индивида в личные переживания связанные с пограничными ситуациями, которые вызывают страдание, чувство вины, ожидание смерти, страх; характеризуются сложной динамикой чувств, мыслей, действий. Т.о. экзистенциализм ограничивает диалектику только личностным существованием или узко интерпретируемой человеческой практикой.

Неотомисты (последователи учения религиозного философа Фомы Аквинского) Ж.Маритен, Э.Жильсон и др. видят диалектику в сосуществовании Бога и природы с момента акта творения мира.

В подобных концепциях содержатся ценные размышления над реальными проблемами диалектики бытия и познания, хотя, в общем, такого рода трактовки диалектики узки и односторонни.

Современная материалистическая философия под диалектикой понимает философское учение о развитиии взаимодействии противоположностей.

Понятие «развитие» предполагает направленные, качественные, необратимые изменения сложных системных объектов. В зависимости от направленности и характера (качества) развитие разделяют на две группы.

К первой группе относятся: прогресс, регресс, одноплоскостное и цикличное развитие.

Прогресс вид развития, при котором наблюдается переход от низших, малоорганизованных форм к высшим, высокоорганизованным формам.

Регресс – вид развития, при котором наблюдается переход от высших, высокоорганизованных форм к низшим, малоорганизованным формам.

Цикличное развитие осуществляется по замкнутому циклу, в котором могут быть фазы прогресса и регресса. Однако система возвращается в исходное состояние – в нулевую точку цикла.

Ко второй группе относятся эволюция и революция.

Эволюция – вид развития, который предполагает плавное, постепенное изменение системы в сторону совершенствования.

Революционный вид развития предполагает резкое, быстрое, скачко-образное изменение системы.

Диалектика исходит из того, что всё в мире находится во взаимной связи, в нем нет ничего в готовом виде, все предметы и явления беспрерывно изменяются, переходят из одного состояния в другое, возникают и исчезают, развиваются. Причем, развитие происходит как бы по разворачивающейся спирали, каждый виток которой повторяет предыдущий на более высоком уровне развития. Один из крупнейших представителей немецкой философии XIX в. Ф.Энгельс писал: «Для диалектической философии нет раз навсегда установленного, безусловного... На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней». Причем, под развитием здесь понимается непрерывный процесс возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Таким образом, мир, представляет собой бесконечный процесс движения, обновления, отмирания старого и возникновения нового. Источником развития, согласно диалектике, является борьба внутренних противоположностей, присущих самим предметам и явлениям.

Диалектика выступает как метод познания. Метод – это система правил и приемов, выработанных для познания и практики. Определенный метод в значительной степени обусловлен природой явлений и предметов, которые исследуются. Поэтому каждая область знания и сфера практики применяет свои специфические методы: одни методы в физике, другие в истории, третьи в медицине и т.д. Например, чтобы определить химический состав какого-либо вещества необходимо применить метод химического анализа; в физике этот метод применить уже нельзя.

Наряду с конкретными методами существуют всеобщие методы познания и преобразования мира. К таким методам познания относится диалектика. Она возникла в результате обобщения достижений различных наук и практики человечества. В отличие от методов познания конкретных наук, диалектика дает ключ к пониманию не отдельных областей действительности, а всех сфер природы, общества и мышления, к пониманию мира в целом.

Диалектика выступает как метод познания лишь по отношению к самой философии. По отношению к другим наукам она является методологией.

Методология – это наука о методах. Если естественные науки изучают саму действительность, то философия изучает процесс познания этой действительности. Таким образом, философия учит познавать, показывает, какими методами можно познать действительность.

Противоположным диалектическому методу является матафизический метод познания. Метафизический метод познания, который исходит из того, что все предметы и явления материального мира существуют независимо друг от друга, не связаны друг с другом; развитие происходит по замкнутому кругу, повторяя ранее уже пройденное. Метафизика признает механическое движение, а также простое увеличение и уменьшение чего-либо.

Итак, диалектика основана на нескольких фундаментальных идеях:

Все в природе, обществе, мышлении подлежит непрерывным изменениям и развитию.

Явления и процессы неизбежно обладают полярностью и противоречивостью.

Существует всеобщая связь и взаимовлияние вещей друг на друга.

2. ПОНЯТИЕ “ЗАКОН”. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ

Знание о том, что все в мире движется издавна вызывало у мыслящего человека вопросы: Как возникает движение? Вечно оно или вызвано первотолчком? В какой форме происходит развитие? Имеет ли оно определенную направленность или же сталкивающиеся друг с другом предметы в процессе движения препятствуют тому, чтобы развитие имело какое-то определенное направление?

Если присмотреться к развитию мира, можно заметить, что в процессе движения существует известная упорядоченность. Упорядоченно движутся звезды. Времена года следуют друг за другом в определенном порядке. Развитие растений и животных тоже имеет определенную последовательность. Между вещами и явлениями имеют место определенные взаимосвязи, отмеченные признаком повторяемости. Такого рода взаимосвязи называются законами.

Закон – это существенная, необходимая, устойчивая и повторяющаяся связь между предметами и явлениями существующего мира.

По сфере своего действия законы развития мира делятся на частные, общие и всеобщие.

Частные законы – это законы, выражающие связи и отношения, характерные для определенного круга однотипных явлений, их изучают конкретные науки. Это законы, которые исследуют такие науки, как физика, химия, биология…

Общие законы – законы, действующие в определенной форме движения материи (для природы в целом – закон сохранения и превращения энергии, закон всемирного тяготения).

Всеобщие законы – это законы, которые действуют во всем материальном мире. Это законы диалектики. Эти законы носят объективный и всеобщий характер. Это следующие законы:

Закон единства и борьбы противоположностей,

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные,

Закон отрицания отрицания.

Исследовать развитие – это, значит, дать ответ на три главных вопроса : как, почему и в каком направлении осуществляется процесс развития. Ответы на эти вопросы нашли свое отражение и в форме трех основных законов диалектики.

3. Сущность закона единства и борьбы противоположностей.

Закон взаимодействия противоположностей выражает самую суть процесса развития. На то есть несколько причин, Прежде всего, надо заметить, что противоположные свойства, тенденции и аспекты окружающего нас мира: свет и тьма, рождение и смерть, высокое и низкое, правое и левое, мужское и женское, прошлое и будущее, любовь и ненависть, свое и чужое, доброе и злое – играют фундаментальную роль в жизни природы, космоса и деятельности человечества, развивающегося общества. Анализ этих пар бинарных оппозиций, их своеобразное осмысление и разрешение составляют внутренний мотив развёртывания любого мифа и целых мифологических систем у различных народов. Во-вторых, научный анализ окружающего мира с самого момента зарождения рациональной человеческой мысли приводил к следующему важному выводу: вся структура и динамика как космического целого, так индивидуального человеческого существования с необходимостью выводят на фундаментальные пары противоположностей. Эти пары очерчивают крайние точки, как бы логические пределы того, что мы можем о различных формах и проявлениях бытия помыслить, к чему нам надо стремиться и чего избегать. Это противоположности плоскости и точки, покоя и движения, ассоциации и диссоциации атомов, ассимиляции и диссимиляции веществ, наследственности и изменчивости, личного и общественного, войны и мира, доброго и злого, достойного и недостойного. Здесь нетрудно видеть, что эти базовые пары категорий лежат в фундаменте всего спектра наук – от логики и физики до политологии и педагогики. В-третьих, философская мысль всегда обращала внимание на значение взаимодействия противоположностей в бытии и познании. Начиная с Платона, философский разум в отличие от рассудка связывался со способностью к диалектическому мышлению. Диалектическое мышление исследовало различные взаимоотношения, в которых могут находиться основополагающие противоположности мировой жизни. Не только борьба противоположностей, но их ритмическое чередование и взаимный переход друг в друга постепенно выдвигаются в центр философского внимания..

Учение о совпадении противоположностей станет одной из самых ярких черт философии Николая Кузанского, а их антиномическая интерпретация в «Критике чистого разума» принесут славу И. Канту. Наконец Гегель предпримет свою величественную попытку построить целую философскую систему на базе учения о диалектике противоположностей, их взаимоотрицании и синтезе. Философия не могла обойти проблему противоречий и ещё по одной причине. Дело в том, что возникновение и разрешение противоречий составляет самую суть движения нашего логического мышления.

Наконец, с Х1Х в., когда предметом научного изучения стали сложно-организованные развивающиеся системы, стало понятно, что их теоретическое познание невозможно без выявления источников и движущих сил их развития в виде тех или иных конституирующих противоположных систем и тенденций. Экономику нельзя понять без противоречий присущих самому товару. Историю любого общественного организма нельзя реконструировать без выявления противоборства политических сил и социальных групп, имеющих полярные общественные интересы.

Закон единства и борьбы противоположностей показывает, что все в мире находится в непрерывном движении и развитии, что основой развития является взаимопроникновение и борьба противоположных сторон, сил, находящихся в данном предмете или явлении. Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает и характеризует источник и внутреннее содержание развития в природе, обществе и мышлении. Он отвечает на вопрос: почему происходит развитие, в чем состоит источник развития.

Основные категории данного закона развития являются: тождество, различие, противоположность, противоречие.

Предметам и явлениям окружающего мира свойственна известная устойчивость, определенность. Без этого качества в мире ничто не могло бы существовать. Это фиксированное, пребывающее равенство предмета самому себе мы называем тождеством. Тождество отражает в понятии покоящееся бытие предмета, означает сохранение предмета в некотором постоянном виде (оно положительно по своему характеру, выражает консервативную сторону предмета). Но мы знаем, что каждый объект природы, общество и отдельный человек находятся в непрерывном изменении. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» – говорил Гераклит, выразив в афористической форме текучесть, подвижность, непостоянство всего существующего. Любой предмет в каждый данный момент уже не тот, чем он был прежде, следовательно, его устойчивость, равенство самому себе лишь относительны; предметам свойственно внутреннее различие.

Различие представляет собой как бы внутреннее беспокойство предмета, бесконечное стремление выйти за рамки самого себя, испепелить себя в изменчивости. Это постоянное убегание от себя не имеет какой-либо границы, Оно выражает, поэтому негативную, отрицательную природу предмета; оно стремится его сокрушить, разрушить установившееся тождество. Но поскольку предмет продолжает пребывать, сохраняться, то это бесконечное убегание от себя есть в то же время возвращение к тождеству с самим собой. Таким образом, тождество выступает как предел различия, как борющаяся, противоположная сторона предмета.

Тождество и различие – две стороны одного и того же отношения в предмете. Все предметы и явления существующего мира выступают как единство тождества и различия. Например, в живых организмах эта связь выражается в единстве наследственности и изменчивости.

Противоположности – это различные стороны одного и того же пред-мета, которые взаимопредполагают друг друга, не могут существовать друг без друга, взаимопроникают друг друга, и в то же время противоположны друг другу, взаимоотрицают, взаимоисключают друг друга. Например, противоположностями являются полюса магнита, процессы ассимиляции и диссимиляции, в историческом процессе антагонистические (непримиримые) классы, производительные силы и производственные отношения, производство и потребление, анализ и синтез, абстрактное и конкретное, логическое и историческое, возможность и действительность и т.д..

В вещах и процессах объективной реальности противоположности проникают друг в друга, образуют множество сочетаний и переходов. Стоит проявить одну из них, как тут же о себе даёт знать другая. Отношения между ними носят диалектический характер, они способны переходить друг в друга, меняться местами. Когда противоположности одновременно исключают, предполагают и обуславливают друг друга, тогда речь идёт о диалектическом противоречии, которое

Каждая противоположность предполагает «своё другое»состояние. Так, устойчивость предполагает изменчивость и, наоборот, изменчивость предполагает устойчивость. Усиление или ослабление одной из них ведёт к изменению её роли и таким образом меняет удельный вес и значение другой противоположности.

Противоречие – это взаимодействие противоположностей, характери-зующееся их единством и борьбой.

Противоречивость предметов и явлений носит всеобщий, универсальный характер. В мире не существует предметов и явлений материального мира, которые не раздваивались бы на противоположности.

Основными сторонами противоречия являются его противоположности. Противоположности образуют одну внутреннюю противоречивую сущность предмета или явления. Таким образом, сущность любой вещи противоречива, хотя и едина. Причем, противоположности существуют не рядом, а каждая содержит в себе свою противоположность. В этом суть диалектического единства противоположностей.

Единство противоположностей – это их закономерная связь, выражающая обоюдную принадлежность к одной и той же сущности. Единство противоположностей выступает условием существования предмета как целостного материального образования. В единстве противоположностей выражена функция качественной определенности данного предмета или явления.

С другой стороны, противоположности постоянно находятся в состоянии борьбы, так как они противоположны.

Источником самодвижения, саморазвития всего сущего является борьба внутренних противоположностей. Подтверждением этому служит открытие в естествознании энергии ядра. Источником общественного развития является борьба противоположных классов, противоречия между производительными силами и производственными отношениями.

В своем развитии противоречие проходит следующие этапы:

1. Становление противоречия (этап тождества). На этом этапе развития преобладает единство противоположностей, борьба только намечается, находится в не проявленном состоянии.

2. Развитие или развёртывание противоречия (этап различия). На этом этапе развития противоречия борьба противоположностей развёртывается и обостряется.

1. Разрешение противоречия (этап противоположности). Разрывается единство противоположностей (происходит скачок), борьба же не прекращается, а достигает наивысшей степени и предмет переходит в другое качественное состояние.

Таким образом, главную, ведущую роль в процессе развития и в диалектической взаимосвязи единства и борьбы противоположностей играет борьба. В.И.Ленин по поводу этого писал: «Единство противоположностей условно, временно, преходяще. Борьба взаимоисключающих противопо-ложностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение». (Полн. собр.соч. т.29, с. 317).

Возникновение противоположностей свидетельствует о том, что различие уступает место противоречию. Противоречие развивается до конфликта. Конфликт – это та стадия развития противоречия, где оно должно разрешиться. Развитие различия, противоположности, противоречия на разных уровнях бытия в мире имеет свою специфику, отличается по времени своего развития, а также по остроте конфликта.

В настоящее время существуют многочисленные классиыикации противоречий в бытии и в познании. Выделяются внешние и внутренние; формально-логические от которых надо избавляться, ибо из них следует всё, что угодно). И диалектические (которые надо всесторонне анализировать и конструктивно разрешать); основные и производные; антагонистические и неантагонистические противоречия и т.д.

К внутренним противоречиям относятся: внутривидовые, внутриго-сударственные, внутрисемейные, внутрисистемные противоречия. Их особенность заключается в том, что они имеют единое основание. К внешним противоречиям относят те, которые возникают между явлениями разной природы, где каждое располагает своим основанием. Например, противоречия между природой и обществом, обществом и человеком, человеком и другим человеком.

Основное противоречие характеризуется тем, что его временный интервал равен времени существования носителя или носителей этого противоречия. Примером основного противоречия является противоречие жизни и смерти, раба и господина, рабочего и капиталиста, производства и потребления.

Однако главным в т исследовании противоречий развития являются не классификации, которых может быть огромное количество, а прежде всего сами механизмы разрешения противоречий.

Сформулируем основные ключевые тезисы относительно сущности и механизмов разрешения диалектических противоречий:

1. Под диалектическим противоречием следует понимать взаимодействие противоположных свойств, сторон, процессов в системе. Они-то и выступают источником и движущей силой её развития.

2. Противоречия действуют на всех структурных уровнях бытия, как в его материальных, так и в духовных измерениях, причем нигде и никогда не существуют в единичном виде(разве что в голове познающего субъекта!). Они представляют собой генетическое и функциональное единство, где разрешение одних противоречий может быть средством-основанием для разрешения других, более общих системных противоречий.

3. Диалектические противоречия могут разрешаться различными путями. Возможна победа одной из противоположностей над другой, что, впрочем, никогда не оставляет неизменной и саму победившую противоположность, ибо вся система переходит в новое качество., Типичный пример – победа в военном конфликте какой-то одной из сторон. Друго весьма типияный способ разрешения противоречий – диалектическое снятие обеих сторон противоречия в рамках новой системы.(или нового качественного состояния системы, возникшей в результате разрешения противоречия. Борьба рабов и рабовладельцев завершилась крахом рабовладельческой системы и появлением новых субъектов исторического творчества в рамках феодальных отношений. Волновая и корпускулярная теории света, долго время боровшиеся друг с другом, оказались снятыми в рамках единой корпускулярно-волновой теории.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...