Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика подготовки и проведения групповых упражнений




Для проведения группового упражнения разрабатываются учебно-методические материалы: замысел занятия, учебное задание, вводные, план проведения занятия или методическая разработка для проведения занятия.

Замысел группового упражнения представляет собой методический документ, в котором определяется тема, цели и содержание занятия, место и время его проведения, состав привлекаемых сил и средств. Замысел обычно содержит три раздела: исходные данные, общий порядок проведения занятия, исходная обстановка (тактическая, тыловая и медицинская) обстановка, а также тема и цели занятия; место и время проведения; метод проведения; состав привлекаемых сил и средств; учебно-материальное обеспечение.

Общий порядок проведения занятия: этапы занятия, их продолжительность; частные цели и учебные вопросы, отрабатываемые на каждом этапе; краткая характеристика действий сторон; динамика тактической, тыловой и медицинской обстановки; действия руководителя и обучаемых в ходе занятия.

Замысел группового упражнения разрабатывается на карте (в масштабе – полк – 1:50000, бригада – 1:100000), на которой указывается тема, исходная обстановка, замысел действий сторон, динамика в ходе боя (операции), тыловая, медицинская обстановка в различные периоды боевых действий. К замыслу разрабатывается пояснительная записка. В ней излагаются положения замысла, которые нельзя показать графически; детализируются исходные данные, содержание мероприятий, проводимых сторонами; справочные данные о боевом составе сторон, о возможности применения средств массового поражения; данные о размещении тыловых и медицинских подразделений и частей, их укомплектованности; о возможных санитарных потерях.

В пояснительной записке раскрывается содержание деятельности руководителя и обучаемых на различных этапах занятия.

После утверждения замысла разрабатываются учебное задание и вводные.

Учебное задание разрабатывается на основе замысла для отработки учебных вопросов первого этапа и включает следующие разделы:

тактическую (оперативную) обстановку;

тыловую обстановку;

медицинскую обстановку;

справочные данные;

задание на подготовку к занятию (обычно этот раздел формулируется термином «исполнить»);

перечень литературы.

Тактическая (оперативная) обстановка состоит из общей и частной обстановки. В общей обстановке излагаются сведения о противнике, своих войсках, характере боевых действий в данное оперативное время. В этом разделе приводятся данные, относящиеся к войсковым формированиям, состоящим на ступень выше тех, в которых обучаемые выполняют функции соответствующих должностных лиц медицинской службы.

В частной обстановке излагаются данные о боевой задаче своей части (соединения), ее составе, размещении и состоянии, о противнике, находящемся в полосе действия части, сроке готовности к выполнению боевой задачи. Общая и частная обстановка излагаются кратко, поскольку в реальных условиях начальник медицинской службы будет располагать ограниченными сведениями.

По тыловой обстановке в задании указываются состав тыловых подразделений, частей, их размещение, обеспеченность материальными средствами и пути подвоза.

В разделе «Медицинская обстановка» приводятся данные о состоянии здоровья личного состава, санитарно-эпидемическом состоянии своих войск, противника, района размещения и предстоящих боевых действий, о расположении медицинских подразделений, частей, загрузке их ранеными и больными, укомплектованности медицинской службы личным составом, медицинским имуществом и транспортом. В этом же разделе приводятся указания вышестоящего начальника медицинской службы по организации медицинского обеспечения войск в предстоящем бою (районы развертывания омедо), средства усиления, выделяемые вышестоящим начальником, порядок эвакуации из медицинских рот и др.).

В зависимости от учебных целей содержание медицинской обстановки должно меняться. Если, например, главной целью занятия является изучение планирования медицинского обеспечения войск, то в задании должна содержаться полная информация о всех сторонах деятельности медицинской службы.

При изучении организации лечебно-эвакуационных мероприятий более подробно излагаются сведения о состоянии и возможностях медицинских рот, медицинских пунктов, лечебных учреждений, санитарного транспорта, об условиях сбора и эвакуации раненых. В связи с изменением медицинской обстановки в этом случае дается и соответствующая тактическая и тыловая обстановка.

В справочных данных приводятся сведения о составе своих войск, противника, состоянии погоды, местности, проходимости дорог и т.д.

Вводные представляют собой частные задания, в которых приводится на определенное время или период боевых действий тактическая, тыловая и медицинская обстановка. Эта обстановка предназначается для отработки обучаемыми учебных вопросов по организации медицинского обеспечения войск в ходе боя.

При проведении группового упражнения по распоряжению руководителя обучаемые в часы самоподготовки получают учебное задание, карту, литературу. Изучив рекомендованную к первому занятию литературу и учебное задание, обучаемые наносят обстановку на карту, оценивают ее, принимают решение, разрабатывают необходимые документы (предложения командиру о медицинском обеспечении бригады, отрабатывают распоряжения по медицинской службе, донесение вышестоящему начальнику.

Групповое упражнение начинается вступительным словом руководителя, в котором он объявляет тему, цели и порядок проведения занятия. По времени вступительная часть занятия не должна занимать более 5-10 мин. Затем проводится проверка подготовленности обучаемых к занятию: знание обстановки – опрос 2-3 обучаемых, полнота и правильность нанесения обстановки на карту – во время опроса по знанию обстановки руководитель просматривает у обучаемых карты с нанесенной обстановкой, в первую очередь изучает нанесенную обстановку у отвечающих, обращая внимание на правильность надписей, нанесения условных знаков, соблюдение их масштаба. Подчеркивается необходимость соблюдения штабной культуры при ведении карты и оформлении документов. При необходимости показывается на доске правильность нанесения знаков на карту. После проверки карт ставятся контрольные вопросы по знанию обучаемыми теоретических положений изучаемой темы, нормативных показателей по организации медицинского обеспечения войск.

При проведении группового упражнения на местности знания теоретических положений могут не проверяться, но обязательно проводится топографическое и тактическое ориентирование.

Переходить к отработке основных учебных вопросов следует с заслушивания уяснения задачи медицинской службы в предстоящем бою, расчета времени, оценки обстановки и выводов, обращая внимание на условия, которые могут оказывать влияние на деятельность медицинских подразделений, сбор, вывоз раненых с поля боя, на развертывание медицинских воинских подразделений, частей, оказание медицинской помощи. Если по изучаемым вопросам обучаемые испытывают затруднения в обосновании отдельных положений, в формулировании выводов, решения, то руководитель дает возможность обучаемым записать варианты оценки обстановки, решения.

После докладов двух-трех обучаемых по одному вопросу, руководитель подводит итог, отмечает положительные варианты решений, формулировки, четкость задач, а также указывает на недостатки в оценке обстановки, в принятом решении, утверждает приемлемый вариант решения.

Обстановка для отработки следующего вопроса наращивается на основе замысла ГУ путем доведения распоряжений, уточняющих обстановку, вводных.

Обучаемые принимают решение и дальнейшая отработка учебного вопроса производится методом опроса и разбора принятого обучаемыми решения.

После отработки учебных вопросов по изучаемой теме руководитель проводит общий разбор занятия. В разборе кратко излагается замысел группового упражнения, цели занятия, анализируются решения, принятые обучаемыми, ошибки и недостатки в решениях, излагается с обоснованиями целесообразный вариант решения, дается задание на самоподготовку и порядок подготовки к следующему занятию, выдаются учебно-методические материалы, литература.

Продолжительность группового упражнения в классе – 4-6 часов, на местности – до 8 часов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...