Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система наук об управлении




Часть I. ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ ЗАРУБЕЖНОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ

МЫСЛИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX В.

Глава 2. ИСТОКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ

(4-е тыс. до н.э. —V в.).........................................….................... 70

2.1. Истоки и источники управленческой мысли........................70

2.2. Идеи управления в трудах мыслителей Древнего Египта

и Передней Азии.......................................................................... 86

2.3. Разработка проблем управления в Древнем Китае............ 94

2.4. Взгляды на управление государственным хозяйством

в Древней Индии..........................................................................125

2.5. Разработка проблем управления в античных государствах

(Древняя Греция, Древний Рим).........................................…......143

2.6. Управленческая мысль в Ветхом Завете и Новом Завете....... 163

Контрольные вопросы........................................................................ 169

Список литературы.............................................................................. 170

Глава 3. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЭПОХУ ФЕОДАЛИЗМА,

ГЕНЕЗИСА И СТАНОВЛЕНИЯ КАПИТАЛИЗМА (У-Х1Х вв.)........... 172

3.1. Истоки и источники управленческой мысли

в У-ХУП вв.................................................................................... 172

3.2. Управленческая мысль в Византии.....................................

3.3. Управленческая мысль в феодальной

Западной Европе и Англии (У-ХУ1 вв.)............................................

3.4. Истоки и источники ИУМ в ХУ111-Х1Х вв..............................

3.5. Идеи предпринимательства в Западной Европе...............

3.6. Классики политической экономии об управлении

(ХУ111-Х1Х вв.)........................................................................

3.7. Р. Оуэн и социальная ответственность бизнеса................

3.8. Ч. Бэббидж о специализации и разделении физического

и умственного труда............………………………………………...

3.9. Э. Юр о замещении труда капиталом........

3.10. «Учение об управлении» Л. фон Штейна.

Контрольные вопросы..............................................

Список литературы.................................................

Часть II. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ (1Х-Х1Х ВВ.)

Глава 4. ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ

В РОССИИ (1Х-ХУШ вв.)..………………....................................252

4.1. Источники и истоки зарождения ИУМ в России..............252

4.2. «Русская Правда»..............................................................271

4.3. Идеи организации местного управления в Московском

централизованном государстве...........................…….............275

4.4. О методах управления частным хозяйством

в «Домострое»................................................……...................281

4.5. Важнейшие факторы развития управленческой

мысли в России XVII в............................……..........................285

4.6. Ю. Крижанич......................................................................290

4.7. А.Л. Ордин-Нащокин..........................................................303

4.8. Реформы Петра I как этап развития

управленческой мысли.........................…….............................311

4.9. И.Т. Посошков.....................................................................315

4.10. М.В. Ломоносов................................................................ 324

4.11. Екатерина II, другие русские императоры

и российское предпринимательство.........................................327

Контрольные вопросы......................................................................

Список литературы.........................................................................

Глава 5. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ XIX в.

5.1. Основные направления ИУМ в России XIX в...................342

5.2. Характеристика и достижения дворянской

управленческой мысли..........................................……............345

5.3. Управленческие идеи революционных демократов

и народников........................................................……...............362

5.4. Обсуждение вопросов управления производством

на торгово-промышленных съездах...................…….............390

5.5. Учебные курсы по управлению в университетах России…400

5.6. Вклад государственных деятелей России

в развитие идей управления.....................…….........................424

Контрольные вопросы.....................................................................

Список литературы........................................................................

Часть III. НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Глава 6. ЗАПАДНЫЕ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ XX в.......….....436

6.1. Школа научного менеджмента Ф. Тейлора................…......439

6.2. Организация и принципы эффективности X. Эмерсона.….449

6.3. Административная школа А. Файоля...........................….....454

6.4. Школа человеческих отношений..................................….....461

6.5. Эмпирическая школа, или Наукауправления.............….... 470

6.6. Школа социальных систем...........................................…......480

6.7. Новая школа науки управления........................................511

6.8. Ситуационный подход в управлении..........................…...521

Контрольные вопросы....................................................................

Список литературы......................................................................

Глава 7. РАЗРАБОТКА НАУЧНЫХ ОСНОВ

УПРАВЛЕНИЯ В СССР............................................................ 534

7.1. Становление советской управленческой мысли в 20-е годы XX в. ……….534

7.2. Советская управленческая мысль в 30-50-е годы XX в……………………...562

7.3. Г.Х. Попов о развитии советской управленческой мысли в 1960-е годы...571

7.4. Разработка проблем управления в 70-90-е годы................................…… 620

Контрольные вопросы.............................................................................. 632

Список литературы................................................................................. 633

Глава 8. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ........... 637

8.1. Мотивация — как содержание и как процесс........................637

8.2. Концепции лидерства: от лидерских качеств к обучению... 651

8.3. Инструментальные концепции управления...........................681

8.4. Организационная культура: измерение и управление........ 694

Контрольные вопросы.............................................................................. 720

Список литературы.................................................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Перечень направлений научных исследований, тем курсовых и

дипломных работ и научных рефератов-докладов по ИУМ ……...724

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Характеристика процесса разработки и принятия решения о «Положении о губернских и уездных земских учреждениях…………………………..727

 

Глава 1

ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

1.1. Система наук об управлении.

1.2. Проблемы исследования истории наук.

1.3. Специфические проблемы истории управленческой мысли.

1.4. Основные течения управленческой мысли с 4-го тыс. до н.э. по XX в.

 

СИСТЕМА НАУК ОБ УПРАВЛЕНИИ

Во все времена управление организациями было сложным процессом, сочетавшим в себе элементы научности и искусства. Сегодня этот процесс еще более усложнился, прежде всего в связи с резкими, часто непредсказуемыми изменениями, происходящими как в самих организациях, так и во внешней среде. Рост объема знаний о поведении индивидуума в организациях и общественных процессах, временная и пространственная протяженность бизнес-процессов, постоянное расширение информационного поля и возможностей информационных технологий в управлении организациями, много­вариантность управленческих решений и объективная отдаленность их результатов — все эти факторы характеризуют современную деловую среду. Они, с одной стороны, расширяют возможности в направлениях деятельности организаций, а с другой — подчерки­вают необходимость повышения научной обоснованности выбора и оценки последствий и последействия принимаемых решений. Таким образом, несмотря на лозунг «Менеджмент мертв», роль научной составляющей в управлении организацией по-прежнему остается весьма значимой. Эпиграф к данной главе подчеркивает важность минимизации ошибок в принимаемых сегодня управ­ленческих решениях, что во многом обеспечивается их научным обоснованием.

Это обстоятельство, в свою очередь, требует как дальнейшего развития методологических основ науки управления, так и реше­ния фундаментальных проблем собственно науки управления. К ним относятся, например, спорный до сих пор вопрос о пред­мете науки, о ряде категорий и понятий науки; проблема соотно­шения науки управления с другими науками; проблемы методов организации комплексных научных исследований, соотношения искусства и научности в управлении; проблема измерений в управ­лении социально-экономическими объектами. Даже беглый анализ научных работ и учебников по менеджменту позволяет убедиться в наличии различных интерпретаций категории «предмет науки управления», определений терминов «управление», «менеджмент», «организация», «система управления», «функции управления», «организационная структура», «механизм управления», «лидерство», «организационная культура», «стратегическое управление», «органи­зационное поведение», «организационное развитие», «управление изменениями», «эффективность управления».

Можно указать несколько причин, объясняющих существова­ние такого многоликого состояния науки управления, которое, естественно, не способствует ее развитию и порождает полную сумятицу в умах пользователей ее рекомендациями. Укажем только на одну, но наиболее важную, на наш взгляд, методологическую причину. Это — отсутствие налаженных (реальных и эксперимен­тальных) процедур проверки истинности научных гипотез и идей в науке управления. Указанная причина, в свою очередь, обоснована методологической спецификой науки управления — это сложность (а иногда и невозможность) проведения специальных многократ­ных управленческих экспериментов, принципиальная неповтори­мость, уникальность конкретных реальных условий, трудность измерений характеристик и результатов экспериментов.

Такое положение наблюдается в большинстве общественных наук. Однако выход из этого положения есть, он обнаружен давно и его довольно успешно используют некоторые науки (политэко­номия, история, демография, правоведение и др.). Он заключается в следующем. В научных исследованиях по управлению следует рассматривать реальный жизненный процесс как материал для экс­перимента, как эмпирический материал, подлежащий специальной научной обработке с целью использования при формировании науки. При этом мы не отождествляем реальный жизненный про­цесс, т. е. общественную практику, и управленческий эксперимент. Соотношение здесь такое же, как и между «данными» и «информа­цией» (или между «наследством» и «наследием»). Иными словами, не всякая общественная практика («данные», «наследство») явля­ется управленческим экспериментом («информацией», «насле­дием»), но всякий эксперимент есть целенаправленно отобранная и научно обработанная часть общественной практики.

Управленческий эксперимент требует проведения специфи­ческих процедур над имевшей место в прошлом общественной практикой. В этом случае на основе определенных научных кон­цепций (или схемы рассуждений) и для решения поставленной научной задачи исследователь осуществляет выбор определенных эпохи и региона для «проведения» управленческого эксперимента, т. е. для сбора определенных данных об общественной практике, об управленческой деятельности с целью получения научных или научно-практических результатов. При этом необходимая «много­кратность» подобного рода эксперимента реализуется, во-первых, за счет уникального свойства управления как деятельности — свой­ства постоянного воспроизводства во все времена, а во-вторых, путем соответствующего специального изучения реальных фактов и процессов, относящихся к предмету науки управления и имевших место в различные конкретные периоды времени и в конкретных исторических условиях.

Поскольку управление как сознательная человеческая деятель­ность по организации производства в целях удовлетворения раз­ного рода потребностей имеет давнюю историю, то, очевидно, столь же продолжительную историю имеют знания, идеи, взгляды и представления об организации управления, которые постоянно сопровождали эту деятельность. Изучение истории как реального управления, так и идей управления необходимо и актуально всегда, когда речь идет о формировании науки управления, об оценке уровня ее достижений, о тенденциях ее дальнейшего развития.

К сожалению, приходится признать, что наука управления — это, пожалуй, единственная из общественных наук, которая до сих пор не осуществляет целенаправленных историко-управленческих исследований. Вы не найдете «исторические» разделы ни в одной классификации научных основ управления организацией. В связи с этим мы считаем, что в силу уникальности предмета и объектов исследования историко-управленческие исследования — это один из наиболее важных и богатейших источников формирования науки и эффективной практики управления. Важнейшая задача историков управления — постоянно превращать управленческое наследство, т. е. накопленный человечеством многовековой бога­тейший и во многом нетронутый эмпирический и теоретический материал в области управления организациями и хозяйственной деятельностью, в теоретическое наследие, т. е. в осмысленное систематизированное завершенное историко-научное представ­ление (под названием «история управленческой мысли», ИУМ).

В табл. 1.1 приведена классификация научных основ управ­ления, в которой учтены изложенные выше представления об историко-управленческих исследованиях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...