Раздел 2. Психическое развитие ребенка в младенческом и раннем возрасте
Общие сведения
1.
| Кафедра
| психологии
|
2.
| Направление подготовки
| 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования»
|
3.
| Дисциплина (модуль)
| Психология дошкольного возраста
|
4.
| Тип заданий
| Тест
|
5.
| Количество этапов формирования компетенций (ДЕ, разделов, тем и т.д.)
| 5
|
Перечень компетенций
- ПКПП-1: способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития;
- ПКПП-5: способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей;
· ПКПП-7: способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка.
|
Критерии и показатели оценивания компетенций
Знания:
· предмет, задачи детской психологии;
· закономерности, условия, движущие силы психического развития ребенка;
· возрастные показатели познавательного развития детей младенческого, раннего, дошкольного возраста;
· специфику развития различных видов деятельности в детстве;
· особенности развития личности дошкольника.
|
Умения:
· организовать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста;
· обеспечить соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в детских видах деятельности;
· обеспечить соблюдение педагогических условий общения и развития дошкольников в образовательном учреждении;
· осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и взаимодействии со взрослыми и сверстниками
|
Навыки:
· способностью реализовывать профессиональные задачи образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих программ;
· способностью осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников.
|
Опыт деятельности:
|
Этапы формирования компетенций ( Количество этапов формирования компетенций: ДЕ, разделов, тем и т.д.)
Раздел 1 Методологические основы детской психологии
| 8
|
Раздел 2. Психическое развитие ребенка в младенческом и раннем возрасте
| 8
|
Раздел 3. Развитие деятельности в дошкольном возрасте
| 8
|
Раздел 4. Познавательное развитие личности в дошкольном возрасте
| 8
|
Раздел 5. Развитие личности в дошкольном возрасте
| 8
|
Шкала оценивания (за правильный ответ дается 1 балл)
«2» – 60% и менее «3» – 61-80% «4» – 81-90% «5» – 91-100%
|
Типовое контрольное задание
ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ПСИХОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Вариант 1
Раздел 1. Методологические основы детской психологии
1. Детская психология изучает:
а) онтогенез психических функций и личностных структур в детские годы
| б) механизмы, закономерности и факты усвоения социального опыта человеком
| в) индивидуально-типологические особенности развития ребенка на каждом возрастном этапе
| г) психологические механизмы, побуждающие и регулирующие трудовую деятельность субъекта
|
2. В отечественной психологии считается, что социальная среда является:
а) предпосылкой психического развития
| б) условием и источником психического развития
| в) движущей силой психического развития
| г) фактором психического развития
|
3. Ведущая деятельность – это:
а) деятельность, которой ребенок занимается с удовольствием
| б) деятельность, которой ребенок посвящает все свое свободное время
| в) деятельность, в которой происходит освоение социального опыта
| г) деятельность, в которой формируются личностные и психические новообразования
|
4. Теоретический подход, рассматривающий развитие ребенка как созревание, развертывание наследственных данных – это:
а) социогенетический подход
| б) биогенетический подход
|
в) теория конвергенции двух факторов
| Г) теория рекапитуляции
|
5. Детская психология как наука возникла:
а) в середине Х1Х в.
| б) в конце Х1Х в.
| в) в начале ХХ в.
| г) в начале Х1Х в.
|
6. Представление о том, что обучение ведет за собой развитие, разработал:
а) Ж. Пиаже
| б) Э. Эриксон
| в) Л.С. Выготский
| г) З. Фрейд
|
7. Понятия «зона ближайшего развития» и «уровень актуального развития» ввел:
а) Д.Б. Эльконин
| б) Л.С. Выготский
| в) А.Н. Леонтьев
| г) А.В. Запорожец
|
8. Социальная ситуация развития – это:
а) место пребывания ребенка
| б) бытовые условия жизни ребенка
| в) отношение ребенка к себе
| г) система отношений ребенка с обществом
|
Раздел 2. Психическое развитие ребенка в младенческом и раннем возрасте
1. Непосредственное эмоциональное общение выступает в качестве ведущей деятельности в:
А) младенчестве
|
Б) раннем детстве
|
В) новорожденности
|
Г) дошкольном детстве
|
2. Зрительное и слуховое сосредоточение является психологическим новообразованием:
А) младенчества
| б) раннего детства
|
В) новорожденности
| г) дошкольного возраста
|
3. Личностным новообразованием раннего возраста является:
а) гордость за собственные достижения
| б) чувство взрослости
| в) активность
| г) иерархия мотивов
|
4. Период формирования наглядно-действенного и первичных форм наглядно-образного мышления
а) новорожденность
| б) раннее детство
| в) дошкольный возраст
| г) младенчество
|
5. Первая улыбка в ответ на разговор взрослого появляется в:
А) 2 мес.
| б) 1 мес
| в) 2,5 мес.
| г) 3 мес.
|
6. Период появления гуления:
а) 4-6 мес.
| б) 6-7 мес
| в) 1,5-4 мес.
| г) 9-11 мес.
|
7. Этап онтогенеза, сопровождающийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных новообразований у детей, и такими симптомами как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание взрослых, деспотизм, завершающийся переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими:
а) кризис новорожденности
| б) кризис 1 года
| в) кризис 3 лет
| г) кризис 7 лет
|
8. Основная потребность ребенка раннего возраста:
а) общение со сверстниками
| б) эмоциональное общение со взрослым
| в) потребность в безопасности
| г) познание окружающего мира через действия с предметами
|
Раздел 3. Развитие деятельности в дошкольном возрасте
1. Подражание детей взрослым в сюжетно-ролевых играх, имитация предметной, поглощенность процессом выполнения действий, несогласованность действий детей, сменяемость ролей характерны для содержания игр в возрасте:
а) 3-4 г.
| б) 4-5 л.
| в) 5-7 л.
|
|
2. Одной из особенностей развития бытовой деятельности в дошкольном возрасте является:
а) ребенок начинает осваивать правила поведения в бытовой деятельности
| б) формируется первое представление о бытовых процессах и первые их предпочтения
| в) формируется потребность выполнять бытовые процедуры, потребность в чистоте и опрятности
| г) формируется осознание необходимости выполнять бытовые процессы, исходя из их личной и общественной значимости
|
3. Характерной особенностью трудовой деятельности дошкольника является:
а) стремление к достижению результата своих действий и получение его оценки со стороны взрослых
| б) формирование простейших трудовых умений и навыков благодаря освоению орудийных действий
| в) складываются общественные мотивы труда
| г) цель оперирования орудиями труда скрыта в самих действиях
|
4. Главным мотивом внеситуативно-личностного общения ребенка со взрослым является:
а) личный
| б) познавательный
| в) деловой
| г) личностный
|
5. И митирование отношений между людьми, подчинение этому игровых действий, отодвигание действий с предметами на второй план, контроль за правилом выполнения роли отмечается в возрасте:
а) 3-4 г.
| б) 4-5 л.
| в) 5-7 л.
|
|
6. Особенностью отношения дошкольников к личности воспитателя является:
а) ролевой стереотип воспитателя в глазах детей характеризуется «ореолом роли», «ореолом непогрешимости», «ореолом сверхконтроля»
| б) в оценке педагога выделяют только внешние качества
| в) отношение детей к воспитателю не зависит от отношения к ним педагога
| г) оценка личности педагога имеет дифференцированный, часто критичный характер
|
7. Изобразительная деятельность дошкольника характеризуется следующими особенностями:
а) развитием умения создавать и воплощать замысел
| б) ограниченностью средств изобразительной деятельности
| В) содержание рисунка определяется лишь техническими умениями ребенка
| г) спонтанностью
|
8. Умение провести самостоятельный анализ образца или конструкции, выделить части, определить их назначение, пространственное положение характерно для конструктивной деятельности детей:
а) 3-4 лет
| б) 4-5 лет
| в) 5-7 лет
|
|
Раздел 4. Познавательное развитие личности в дошкольном возрасте
1. Способность к словотворчеству развивается у ребенка в
а) 2-3 г.
| б) 3-5 л.
| в) 5-7 л.
|
|
2. Эгоцентризм детского мышления – это:
а) объяснение происходящего в окружающем мире с собственной точки зрения
| б) понимание природных явлений по аналогии с деятельностью человека
| в) нечувствительность к противоречиям
| г) открытость ребенка мнению других людей
|
3. Память дошкольника характеризуется:
а) преобладанием произвольности
| б) одновременным развитием всех видов памяти
| в) формированием предпосылок для овладения логическими приемами запоминания
| г) отсутствием самоконтроля в запоминании на протяжении всего дошкольного детства
|
4. Особенностями сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте являются:
а) освоение сенсорных эталонов
| б) ведущая роль зрительного восприятия
|
в) возрастание целенаправленности, планомерности, управляемости, осознанности восприятия
| г) все ответы верны
|
5. Объяснительная речь ребенка получает свое развитие в:
а) 3-4 г.
| б) 4-5 л.
| в) 5-7 л.
|
|
6. Синкретизм детской мысли обнаруживается в:
а) отсутствии связи между суждениями
| б) тенденции связывать все со всем
|
в) всеобщем одушевлении предметов и явлений
| г) понимании природных явлений по аналогии с деятельностью человека
|
7. Произвольная память дошкольников начинает формироваться в:
а) 2-3 г.
| б) 3-4 г.
| в) 4-5 л.
| г) 5-6 л.
|
8. Объем внимания дошкольников составляет:
а) 1-2 предмета
| б) 2-3 предмета
|
в) 3-4 предмета
| г) 4-5предметов
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: