Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Антропогенные факторы формирования экологической




Издание осуществлено за счет средств Республиканского (АРК) фонда охраны окружающей природной среды

Авторский коллектив: Н.В. Багров, Л.А. Багрова, Т.В. Бобра, В.А. Боков, Л.Г. Бокова, Л.Я. Гаркуша, Н.В. Горбатюк, В.М. Горбатюк, А.И. Дулицкий, Ал.В. Ена, Ан.В. Ена, В.Г. Ена, С.А. Карпенко, В.М. Кравчук, А.И. Лычак, Н.А. Орлов, Е.А. Позаченюк, Г.А. Прокопов, А.Н. Рудык, Д.Б. Старцев, B.C. Тарасенко, А.Н. Тетиор, В.М. Тимохин, И.Г. Черванев, В.М. Шумский

Рисунки: Д.Б. Старцев, А.В. Прокофьев

Рецензенты: Н.В. Апатова, д.п.н., проф., завкафедрой информационных систем в

экономике Таврического национального университета им. В.И. Вернадского; В. Г. Мишнев, д.б.н., проф. Таврического национального университета им. В.И. Вернадского

Э40 Экология Крыма. Справочное пособие I Под ред. Н.В. Багрова и
В
.А. Бокова. — Симферополь: Крымское учебно-педагогическое
государственное издательство, 2003. — 360 с: ил. — На русском языке.
ISBN 966-8025-18-0 ББК 20.1 (4Укр-6Крм)

В книге рассматривается широкий круг вопросов, связанных с различными аспектами экологии Крыма: природные и антропогенные предпосылки формирования экологических ситуаций, методы получения экологической информации, оценка состояния окружающей среды в регионе, Предлагаются пути улучшения экологической ситуации.

Книга рассчитана на широкий круг читателей: научных работников, студентов, учителей школ, учащихся старших классов, специалистов в области экологии и природопользования, а также всех тех, кто занимается экологическим самообразованием.

Э40

Еколопя Криму. Дов\дковий поабник I Пщ ред. М.В. Багрова та
В.О. Бокова. — Симферополь: Кримське навчально-педагопчне державне
видавництво, 2003. — 360 с: in. — Роайською мовою.
ISBN 966-8025-18-0 ББК 20.1 (4Укр-6Крм)

В книз1 розглядаеться широке коло питань, зв'язаних з р1зними аспектами екологм Криму: природж та антропогенн! передумови формування еколопчних ситуацм, методи одержання еколопчно! Ыформацм1,

еколопчною самоосв1тою.

© Багров Н.В., Боков В.А., научное редактирование, 2003 © Крымучпедгиз,2003

ISBN 966-8025-18-0

ii Пнуються шляхи покращення экол


Содержание

Предисловие................................................................................................................... 5

Введение........................................................................................................................... 7

Глава 1. Крым в современном мире: глобальные проблемы и их

отражение в регионе (Н.В. Багров, В.А Боков)..................................... 9

Глава 2. Природные предпосылки формирования экологической

ситуации в Крыму........................................................................................ 21

2.1. Экологическое пространство Крыма

(В.А. Боков, В.М. Тимохин)........................................................... 22

2.2. Геологическое строение (Л.А. Багрова)......................................... 28

2.3. Рельеф {Л.А. Багрова)....................................................................... '.35

2.4. Климат {В.А. Боков).............................................................................. 40

2.5. Поверхностные и подземные воды (Л.А. Багрова)..................... 52

2.6. Черное и Азовское моря (Л.А. Багрова, В.М. Горбатюк).......... 60

2.7. Почвенный покров (Т.В. Бобра)........................................................ 67

2.8. Растительность и животный мир (Л.А. Багрова)......................... 75

2.9. Ландшафты и экосистемы (Т.В. Бобра, В.А. Боков).................... 86

Глава 3. Антропогенные факторы формирования экологической

ситуации........................................................................................................ 99

3.1. Система хозяйствования: прошлое, настоящее, будущее

(Н.В. Багров, В.М. Шумский)..................................................... 100

3.2. Промышленность (Н.В. Багров, В.М. Шумский)........................ 104

3.3. Сельское хозяйство (Н.В. Багров, В.М. Шумский)..................... 114

3.4. Рекреационное хозяйство (Л.А. Багрова, В.М. Шумский)....... 119

3.5. Транспорт (Н.В. Багров, В.М. Шумский)...................................... 125

Глава 4. Методы изучения состояния окружающей среды в Крыму....... 131

4.1. Методы экологических исследований (А.И. Лычак).................. 132

4.2. Экологический мониторинг (С.А. Карпенко)............................... 136

4.3. Дистанционные методы (В.М. Тимохин)...................................... 145

4.4. Экологическая экспертиза и аудит (Е.А. Позаченюк).............. 150

Глава 5. Экологическое состояние региона..................................................... 157

5.1. Общая оценка экологической ситуации в Крыму (В.А. Боков,

С.А. Карпенко, А.И. Лычак)....................................................... 158

5.2. Природно-заповедный фонд (В.Г. Ена, Ал.В. Ена, Ан.В. Ена,

С.А. Карпенко)........................... 169

5.3. Состояние биологического разнообразия

(В.А. Боков, А.И, Дулицкий, В.Г. Ена, Ан.В. Ена)................. 182

5.4. Города (Е.А. Позаченюк).................................................................. 190

5.5. Сельскохозяйственные земли и агроландшафты

(В.М Горбатюк, В.М. Тимохин)................................................ 196


5.6. Водные ресурсы и экология

(Н.В. Горбатюк, Е.А. Позаченюк)............................................ 202

5.7. Прибрежные воды (Я А Багрова, В.М. Горбатюк)..................... 210

5.8. Леса горного Крыма (Л.Я. Гаркуша)................................................ 217

5.9. Твердые бытовые отходы (Г.А. Прокопов, B.C. Тарасенко).... 225

5.10..Чрезвычайные экологические ситуации в Крыму

(В.А. Боков, И.Г. Черванев)........................................................ 236

5.11. Экология и эстетика (Л.А. Багрова)............................................. 240

Глава 6. Пути улучшения экологической ситуации в Крыму....................... 245

6.1. Экологизация промышленности

(ГА. Прокопов, B.C. Тарасенко)................................................ 246

6.2. Энергетика и экология

(В.А. Боков, B.C. Тарасенко, И.Г. Черванев)......................... 251

6.3. Экологизация транспорта (Е.А. Позаченюк)............................... 256

6.4. Экологизация сельского хозяйства

(В.М. Горбатюк, В.М. Кравчук, В.М. Тимохин)...................... 259

6.5. Экологизация рекреационной деятельности

(Л.А. Багрова).......................................................................:....... 267

6.6. Оптимизация территории (В.А. Боков, В.Г. Ена,

Е.А. Позаченюк, B.C. Тарасенко, А.Н. Тетиор)................... 274

6.7. Экологическое образование, общественное экологическое

движение (АН. Рудык)................................................................. 287

6.8. Экологическое законодательство (Н.А. Орлов, А.Н. Рудык).... 293

6.9. Экономика и экология (В.А. Боков, И.Г. Черванев)..................... 297

6.10. Экология, мировоззрение и этика

(Л.Г. Бокова, А.Н. Тетиор)......................................................... 304

6.11. Смена образа жизни, переход к устойчивому развитию

(Н.В. Багров, В.А. Боков, В.Г. Ена, B.C. Тарасенко,

А.Н. Тетиор, И.Г. Черванев)..................................................... 309

Заключение.................................................................................................................. 317

Литература.................................................................................................................... 320

Приложения................................................................................................................. 325

Приложение 1. Международные акты в области охраны

окружающей среды, участником которых является

Украина (АН. Рудык)................................................................... 325

Приложение 2. Некоторые международные, российские,

украинские и крымские экологические общественные
организации (А.Н. Рудык).......................................................... 328

Приложение 3. Целебные и ядовитые растения Крыма

(Л.Я. Гаркуша).............................................................................. 334

Приложение 4. Опасные животные Крыма, Черного и Азовского

морей (Д.Б. Старцев)................................................................. 339

Предметный указатель............................................................................................ 347


Предисловие

Образование в период перехода к информационному обществу становится важнейшим элементом развития любого государства. Сейчас, когда мир подошел вплотную к глобальной экологической катастрофе, экологическое образование становится особенно важным.

Крым характеризуется сложным набором экологических проблем, которые продолжают усугубляться. Годы после распада СССР и развития в составе Украины не принесли ожидаемых улучшений ситуации: хотя производство товаров и продуктов сократилось, что повлекло за собой снижение производственной нагрузки на природную среду, состояние последней в целом не улучшилось. В большой степени это связано со сменой нашим обществом ценностных ориентиров: власти и значительная часть населения стали ориентироваться на жизненные стандарты Запада, на страны, которые стало модным называть цивилизованными. О том, что это, по меньшей мере, спорное утверждение, можно узнать из книг выдающихся мыслителей XX в.: А. Тойнби, Н.А. Бердяева, Ф. Броделя, Л.Н. Гумилева, К. Леви-Стросса.

Дух потребления вползает в наше общество через все щели, причем4 наиболее яркий пример тому дают представители власти. В этой атмосфере важно дать объективный анализ ситуации.

Существуют разные мнения о конкретных путях решения экологических проблем. Довольно многочисленную группу образуют так называемые технократы — специалисты, уповающие на могущество технологий. По их мнению, ввод в строй очистных сооружений, установка фильтров, внедрение новых технологий являются решающими факторами на пути улучшения состояния окружающей среды. При этом забывается, что весь комплекс проблем следует начинать рассматривать с фундаментальной экологии, занимающейся изучением организации экосистем.

В работе представлено понимание экологии как широкой комплексной науки, изучающей разнообразные аспекты взаимодействия природы и общества.

Авторы выбрали такую форму подачи материала, как справочное пособие. Издание рассчитано не только на получение информации и разъяснение терминов и понятий. Оно носит обучающий характер и позволяет раскрыть сущность и причины анализируемых проблем. Ключевые слова, передающие


ЭКОЛОГИЯ HPblMR


Введение


 


содержание основных понятий, даются не в алфавитном порядке, а в порядке, соответствующем логической последовательности изложения материала: от предпосылок и причин (гл. 1, 2, 3) к методам изучения (гл. 4), а затем — к анализу ситуации (гл. 5, 6, 7). Авторы считают, что такой способ подачи материала более естественен, позволяет увидеть взаимосвязь понятий и терминов. Эта взаимосвязь носит, с одной стороны, исторический характер, с другой — логический, с третьей — причинно-следственный.

В составе авторов — преподаватели Таврического национального университета им. В.И. Вернадского, Крымской академии природоохранного и курортного строительства, Крымского аграрного университета, члены Ассоциации поддержки биологического и ландшафтного разнообразия Крыма — Гурзуф-97, некоторых других организаций, а также учителя школ.

Авторы благодарят сотрудников Республиканского комитета АРК по экологии и природным ресурсам (председатель A.M. Лесов),.которые способствовали выделению средств на издание данного справочного пособия.

Авторы также благодарят:

рецензентов: доктора педагогических наук, профессора Н.В. Апатову и доктора биологических наук, профессора В.Г. Мишнева за ценные замечания;

сотрудниц кафедры геоэкологии ТНУ М.Г. Бобовскую и Л.Я. Твердоступ за помощь в оформлении работы, а также А.В. Прокофьева за компьютерную обработку карт;

В.М. Горбатюка, М.Ю. Никитина, A.M. Артова, Л.А. Багрову, СП. Иванова, И.М. Коваленко, А.Н. Рудыка, В.М. Тимохина, Е.Б. Фурман за предоставленные фотографии.


Введение

В течение многих тысячелетий Земля представлялась плоской, безграничной и неизменной. Открытия последних 100—150 лет, особенно 40—50 лет, заставили увидеть Землю в виде закрытой, ограниченной, перенаселенной, крошечной сферы, своего рода космического корабля, несущегося в космическом пространстве к неведомому пункту назначения. Эта перемена представлений еще по-настоящему не осознана: подавляющее большинство людей почти ничего не знает об экологическом кризисе, о том, что планета Земля уязвима и появились серьезные угрозы для биосферы и человека, а правительства все еще не включили проблемы выживания человечества в реальные программы развития своих стран.

В истории было много конфликтов между народами, природных и техногенных кризисов, но современная кризисная ситуация, обусловленная несоответствием типа природопользования человечества и устройством биосферы, поставила под угрозу саму возможность существования земной цивилизации. Ключ решения проблемы современные специалисты (Н.Ф. Реймерс, Н.Н. Моисеев, Е. фон Вайцзеккер, А. Гор, В.Г. Горшков, В.И. Данилов-Данильян, В.А. Зубако'в, К.С. Лосев, К.Я. Кондратьев, В.М. Котляков и др.) видят в отказе от природопокорительской идеологии и потребительской психологии человека, в следовании биосферным законам.

Базовой основой этого могло бы стать учение о биосфере и ноосфере. Оно зарождалось в Крыму, и у его истоков стоял В.И. Вернадский — один из основателей Таврического университета. Именно здесь, в Крыму, В.И. Вернадским овладели мысли о роли живого вещества в формировании приповерхностной оболочки Земли, которые в дальнейшем легли в основу его представлений о биосфере и ноосфере.

В.И. Вернадский (1863—1945)

Экология в современном ее понимании как междисциплинарная наука об отношениях природы и общества сформировалась в конце XX в. Этой науке предшествовала экология, возникшая в середине XIX в. в рамках биологии — сам термин «экология» появился в 1866 г., когда Э. Геккель назвал так науку,



ЭКОЛОГИЯ HiPblMR

изучающую отношения живых организмов и окружающей их среды. Именно такое содержание долгое время было у экологии, которая была одним из разделов биологии.

В экологии, в отличие от других наук, объекты научного анализа (обычно это природные системы) всегда рассматриваются в соотношении с субъектами — людьми, растениями, животными или их комплексами — социальными группами (и обществом в целом), биоценозами. Природные системы, рассматриваемые в соотношении с субъектами, образуют экосистемы.

Представление о содержании экологии быстро расширялось на протяжении последних 30 лет. Поэтому дать строгое единственное определение этой науки невозможно. Приведем несколько наиболее распространенных определений, взятых из книги Н.Ф. Реймерса [1992].

Экология — это:

1) дисциплина, изучающая общие законы функционирования экосистем
различного иерархического уровня;

2) комплексная наука, изучающая среду обитания живых существ, включая
человека;

3) область знаний, рассматривающая земные системы с позиции
субъектов (живых организмов и их сообществ, людей, в том числе общество в
целом, ландшафтов и даже технические сооружения). Земные системы
рассматриваются как среда жизни.

Экология Крыма изучает экологические проблемы данного региона, закономерности функционирования экосистем региона, определяет пути улучшения экологической ситуации. Для решения данных проблем большое значение имеет знание природных и антропогенных предпосылок формирования экологических ситуаций, методов их изучения. Необходимо также дать оценку экологической ситуации в регионе и наметить пути ее улучшения.

Авторы стремились рассказать об экологических проблемах доходчивым языком, ввести читателей в конкретные ситуации, по возможности сделать их участниками анализа событий и принятия решений.

Настоящее справочное пособие может быть использовано учителями школ, учениками старших классов, студентами вузов, а также всеми, кто занимается самообразованием в сфере экологии. Авторы надеются, что эту книгу прочитают также руководители разных уровней: Верховного Совета АРК, Совета министров АРК, районов и городов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, рекреационных учреждений.


Глава 1. Крым в современном мире: глобальные проблемы и их отражение в регионе


ЭКОЛОГИЯ KPblMR


Крым в совредленном мире


 


Конвенция об устойчивом развитии, периодизация взаимодействия человека и природы, экологический кризис, первый антропогенный экологический кризис, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, сельскохозяйственная неолитическая революция, формы взаимоотношений человека и природы, первобытное общество собирателей, земледельческое общество, промышленная революция, индустриальное общество, этап экологического развития, информационное общество, глобализация, коэволюция человека и природы, законы и правила природопользования: закон снижения энергети­ческой эффективности природопользования, правило меры преобразования природных систем, закон"|ограничен-ности (исчерпаемости) природных ресурсов, правило территориального экологического равновесия; саморегу­ляция, самоорганизация, хемотоксикация биосферы.

Крым занимает около 27 тыс. км2, то есть 0,02 % территории суши Земного шара, около 0,3 % территории Европы, 4,4 % территории Украины. На этом небольшом участке суши сконцентрировано много разных видов ландшафтов. Большая их часть значительно преобразована человеком.

Регион включен в мировое сообщество и должен соблюдать те конвенции, которые были подписаны Украиной (а до 1991 г. — СССР). В 1992 г. Украина, как и подавляющее большинство стран мира, подписала Конвенцию об устойчивом развитии — развитии, которое не ставит под угрозу благополучие последующих поколений. Важнейшим условием устойчивого развития является сохранение устойчивости биосферы.

Необходимость устойчивого развития стала очевидной после признания того обстоятельства, что мир находится в состоянии экологического кризиса. Для преодоления кризиса необходимо понять, чем он был вызван, подобно тому как врач для выбора путей лечения заболевшего человека должен определить источник или причину заболевания.- Хотя существует множество причин мирового глобального экологического кризиса, его истоки в конечном счете связаны с природопокорительской философией человека. Но в каждом регионе экологический кризис протекает по-своему, поскольку каждый регион имеет свои особенности развития природы, особенности истории, культуры, социальных отношений, хозяйства.

Экологические проблемы в любом регионе являются результатом:

1) событий, которые происходили в самом регионе на протяжении всей его истории: все, что происходило в регионе в течение исторического периода,


оставило след В природной среде;

2) событий, которые происходят в регионе в настоящее время;

3) событий, которые происходили и происходят в других районах мира,
прежде всего в Причерноморье, в Украине, в СНГ, в Европе. Природа не знает
границ. Радиоактивное загрязнение вследствие аварии на Чернобыльской
АЭС распространилось на территорию многих стран Европы.

Нельзя решать экологические проблемы, не понимая того, что происходило раньше, что происходит сейчас в пределах всей Земли, в масштабах всего человечества.

Обратимся к истории развития взаимодействия человечества и природы.

Периодизация взаимодействия человека и природы. Биосфера (географическая оболочка) в своем развитии прошла три основных этапа: добиогенный (этап развития до возникновения жизни), биогенный и антропогенный. Каждый из них включает большое число событий, означавших смену процессов и явлений, замену одних природных обстановок другими. Примерно 2 млрд лет назад имело место грандиозное по своим последствиям событие: геохимическая восстановительная среда сменилась окислительной. Это произошло благодаря деятельности цианобактерий, которые потребляли азот и выделяли кислород, являвшийся ядом для других бактерий. Когда содержание кислорода в атмосфере достигло одной тысячной доли от современного, безъядерные организмы — архебактерии на поверхности Земли вымерли, а их место занял новый ствол жизни — ядерные организмы.

Это был глобальный кризис, приведший к кардинальной смене природной ситуации на Земле.

Экологический кризис — это ситуация, характеризующаяся нарушением взаимоотношения живых организмов и окружающей среды, что сопровождается ухудшением их состояния.

Но для эволюции биосферы кризис, произошедший 2 млрд лет назад, был необходимым этапом ее развития, поскольку он открыл путь для появления более совершенных организмов, эволюция которых привела в конце концов к появлению человека.

В последующем на Земле неоднократно происходили оледенения громадных территорий, смена климатов, активизация вулканической деятельности, горообразовательные процессы, вымирание многих групп организмов и возникновение других. Уже после появления человека (род Homo возник 1,7—2 млн лет назад, вид Homo sapiens — человек разумный — появился примерно 40 тыс. лет назад) произошло много экологических кризисов, некоторые из них были вызваны деятельностью самого человека. Каждый из кризисов приводил к значительной смене характера жизнедеятельности, хозяйствования. Первый антропогенный эколо-


2


ЭКОЛОГИЯ КРЫМП


Крым в современном мире


 


гический кризис (начался 50 тыс. лет назад в верхнем палеолите и закончился примерно 10 тыс. лет назад) был связан с перепромыслом крупных животных. В течение десятков тысяч лет человек приспосабливался к новым условиям и постепенно нашел качественно новый способ добывания пищи — путем выращивания сельскохозяйственных культур, пастбищного и загонного содержания скота. Таким образом, общество собирателей и охотников, жившее за счет прямого потребления даров природы (такую форму жизни часто называют присваивающим хозяйством), преобразовалось в общество земледельцев и скотоводов. Новая форма хозяйствования получила название «производящее хозяйство».

Производящее хозяйство — это хозяйство, основанное на земледелии и скотоводстве, то есть на производстве собственных продуктов.

Переход от прямого потребления к производящему хозяйству получил название сельскохозяйственной неолитической революции.

Применительно к историческому периоду под экологическим кризисом понимают ухудшение состояния природной среды, происходящее вследствие возникновения несоответствия развития производительных сил и производственных отношений в обществе ресурсно-экологическим возможностям биосферы. Это антропоморфное, то есть с позиции человека, понимание экологического кризиса. Большую часть людей беспокоит именно ухудшение своей среды обитания. Если происходят нарушения жизнедеятельности биоценозов где-то далеко (в незаселенных районах Земли, например, что не затрагивает прямо интересы людей), это чаще всего не рассматривается как экологическая проблема. Если, правда, людям становится ясно, что неблагоприятные явления даже в незаселенных районах мира влияют на их жизнь и могут привести к экономическим, экологическим или социальным проблемам в их регионе и стране, то такая ситуация представляется как угрожающая и начинают говорить об экологическом кризисе. Таким образом, понятие «экологический кризис» довольно условно и связано с психологией человека, его эгоизмом. Для человечества (большей его части) собственные интересы затмевают все остальные. О проблемах экологической этики, психологии и идеологии более подробно будет идти речь в гл. 6.

С позиций современной экологии более предпочтительным является следующее определение: современный экологический кризис — это неразрешимое на сегодня противоречие между утвердившейся в истории цивилизации практикой природопокорительского отношения к окружающей среде и способностью биосферы поддерживать систему естественных биогеохимических циклов самовосстановления [Зубаков, 2000].

В целом можно выделить следующие формы взаимоотношений человека и природы (табл. 1.1).


 

 

<* ноосферное общество — этап экологического развития использование инфор­мационных технологий экогейское мировоззре­ние (человек есть часть природы) утилизация отходов, информация экополисы вписывание техноген­ных циклов в природные коэволюция с природой
го индустриальное общество промышленное разви­тие природопокорительское мировоззрение полезные ископаемые городские энергетические, био­геохимические разрушительная сверх­эксплуатация ресурсов биосферы
гч земледельческое общество оседлое земледелие плодородие почв сельские гидрологические выделение из природы, борьба с природой
  первобытное общество собирателей кочевое присваиваю­щее хозяйство анимистское мировоз­зрение (одушествление природы) биота природные вторичные биологические прямое потребление, гомеостаз с биосферой
Тип общества Господствующая фор­ма хозяйствования Отношение к природе Используемые ресурсы Ландшафты, создавае­мые человеком Биосферные циклы Тип взаимодействия с природой

ЭКОЛОГИЯ КРЫМА


Крым е современном мире


 


Первый этап — первобытное общество собирателей — длился от начала существования людей (человек выпрямленный) — 1—1,5 млн лет назад — до 50 тыс. лет назад. В качестве ресурсов использовались прежде всего растения и животные, господствующими были биосферные циклы, все ландшафты оставались природными, хотя и преобразованными.

Переход ко второму этапу — земледельческому обществу — происходил во время неолитической революции (50—10 тыс. лет назад). Для земледелия основным ресурсом являлось плодородие почв, возникли сельскохозяйственные ландшафты — поля и сельские населенные пункты, а поливное земледелие привело к резкой активизации гидрологических циклов — возникновению антропогенных круговоротов воды.

250—270 лет назад началась промышленная революция — человек перешел к использованию энергии пара, позже — электричества, атомной энергии, создал разнообразные виды машин. В качестве основных ресурсов стали выступать полезные ископаемые, доминирующими круговоротами стали биогеохимические и энергетические, что выразилось в металлизации и химизации биосферы, в возникновении техногенных электрических, вибрационных, акустических, тепловых, световых полей. Наибольшую роль в индустриальном обществе стали играть городские ландшафты — средоточие техники, культурного и интеллектуального потенциала и одновременно разрушительных общественных тенденций (преступность, терроризм, наркомания и проч.), колоссального загрязнения — введения в природную среду несвойственных ей концентраций химических элементов и искусственных соединений. В конце XX в. рост потребления природных ресурсов и производства товаров и продуктов питания достиг очень больших размеров (сейчас за один день производится товаров и услуг столько, сколько было произведено за целый 1900 г.), что привело к глобальному экологическому кризису. Неблагоприятные существенные изменения в природной среде возникли уже в начале XX в., однако долгое время человечество не фиксировало их. Лишь в самом конце XX в., когда масштаб нарушений стал громадным, об экологическом кризисе узнали все.

Следующий этап — этап экологического развития. На этом этапе основным материальным ресурсом должны стать отходы (их утилизация), природные ландшафты интегрируются с техногенными, а разнообразные антропогенные циклы вещества и энергии должны вписаться в природные биогеохимические циклы. В мире имеются тенденции в этом направлении развития, однако не вполне ясно, пойдет ли человечество по этому пути или выберет техносферный путь развития. В пользу последнего свидетельствует тот факт, что большинство стран мира строит свою деятельность в надежде на достижение экономического благосостояния, аналогичного благосостоянию


западных стран. Хотя принята концепция устойчивого развития, продолжается наращивание добычи полезных ископаемых (вместо ориентации на использование отходов), производства энергии, машин, товаров, истребление лесов, загрязнение океана и рек, деградация почв. Пока нет признаков вписывания техногенных циклов вещества и энергии в природные биогео­химические циклы.

Таким образом, этап экологического развития — это пока лишь желаемый путь развития, этап, в создании которого могут и должны принять участие и читатели этой книги. Будущее биосферы — в руках каждого!

Параллельно этому индустриальное общество в наше время сменяется информационным. Информационное общество характеризуется быстрым развитием информационных технологий, что приводит к кардинальным изменениям в способах существования человека и в его взаимодействиях с биосферой. Повышается эффективность производства (снижение ресурсе- и энергоемкости, миниатюризация изделий — от компьютеров, занимавших целые комнаты в 50—60-е гг., к персональным компьютерам, ноутбукам и компьютерам со спичечный коробок), находятся способы использования отходов (отходы одних предприятий становятся сырьем для других), открываются новые материалы, обладающие особыми качествами и т. д.

Быстро идет глобализация — формирование всепланетарного общества с единой информационной, коммуникационной, транспортной, экономической, культурной сетями. Этот процесс нельзя назвать благоприятным или неблагоприятным. Он так же естественен, как появление жизни (3,8 млрд лет назад), человека (около 2 млн лет назад), паровой машины (200 лет назад) или космического корабля (40 лет назад). Глобализация позволяет донести до самых отдаленных уголков Земли многие достижения цивилизации. Одновременно она увеличивает неравенство стран и регионов, навязывает всем странам и народам западные нормы жизни, что с точки зрения ноосферной этики не может считаться правильным.

Информационная революция охватывает преимущественно экономически развитые страны — страны Севера (несколько десятков стран Европы, США, Канаду, несколько стран Восточной Азии). Хотя страны Юга (подавляющая часть стран Африки, Азии, Латинской Америки) продолжают активно развивать свое хозяйство, их экономическое, информационное, технологическое отставание от стран Севера быстро увеличивается. В полярном мире с большими контрастами в уровнях развития стран построение устойчивого общества невозможно.

Задача человечества заключается во вписывании своих хозяйственных циклов в природные, достижении коэволюции с природой. Пока человек и природа развиваются параллельно с разными скоростями (медленный


6 ЭКОЛОГИЯ КРЫМЯ

природный эволюционный процесс и быстрое социально-экономическое развитие), это приводит к деградации природы. Коэволюция человека и природы — это достижение взаимосвязанной эволюции совместного развития, при котором темпы изменений обеих составляющих будут соответствовать друг другу и не вызывать деструктивных изменений. Другими словами, темпы техногенных изменений не должны быть выше скорости адаптации биосистем к окружающей среде.

Для понимания взаимоотношения человека и природы важно знать законы и правила природопользования.

1. Использование энергии человечеством растет по экспоненте, однако
одновременно растут и удельные затраты на единицу продукции — действует
закон снижения энергетической эффективности природопользования. В
табл. 1.2 и 1.3 показаны величины использованной энергии и затраты энергии
на единицу вырабатываемой продукции.

Таким ббразом, в течение истории человечества возросли не только общие затраты энергии, но и ее затраты на единицу продукции. Это очень важное обстоятельство. Оно свидетельствует о том, что существует некий верхний предел роста производства, поскольку неизбежно наступит момент, когда рост энергии по экспоненте превысит критический уровень, грозящий разрушением биосферы. Этот уровень оценивается в 1 % от природной энергии биосферы. Человечество уже приблизилось к этому уровню!

2. Правило меры преобразования природных систем: в ходе
эксплуатации природных систем нельзя переходить определенные пределы,
за которыми системы теряют свойства саморегуляции и самоорганизации.

Саморегуляция — способность природной системы (ландшафта, биоценоза и др.) к сохранению структуры и организации в условиях внешних воздействий.

Самоорганизация — способность природной системы к усложнению и

Таблица 1.2 Потребление энергии человеком на разных этапах истории, ккал в сутки

[Реймерс, 1992]

 

 

  Пища Быт Хозяйство Транспорт В целом
Первобытный человек    
Охотник      
Первобытный землепашец       _____  
Культурный землепашец        
Человек индустриальной эпохи          

Крым е современном мире

Таблица 1.3

Рост затрат энергии на выработку единицы продукции с повышением интенсивности производства [Реймерс, 1992]

 

Характер производства Количество продукции Коэффициент
  на единицу энергии энергетической эффективности
Подсечно-огневое земледелие   0,015
Выращивание кукурузы (Нигерия)   0,1
Выращивание кукурузы (США)   0,5
Выращивание хлеба 0,525 1,9
Производство молока 0,364 2,67
Выращивание бройлеров 0,10  

совершенствованию своей структуры и организации.

3. Закон ограниченности (исчерпаемости) природных ресурсов: на

ограниченной по размерам Земле не может быть ничего бесконечного, следовательно, для человека нет неисчерпаемых природных ресурсов.

В XX в. произошло исключительно неблагоприятное событие — переход возобновимых ресурсов биосферы — воздуха, чистой воды, почв и биоты — в невозобновим ые.

4. Правило территориального экологического равновесия — макси­
мальный

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...