Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О всеобщих связях и развитии

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

профессор __________П.Б. Акмаров

«25» июня 2013 г.

 

ФИЛОСОФИЯ

Методические указания для студентов заочной формы обучения

 

 

 

Ижевск

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

2013


УДК 1 (075.8)

ББК 87 я 7

Ф 54

 

Методические указания составлены на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол № 2 от 25 июня 2013 г.

 

Рецензенты:

С.Д. Батанов – докт. с.-х. наук, профессор ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА;

С.Н. Уваров – канд. ист. наук, доцент ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

 

 

Составители: В.К. Трофимов, Ф.Н. Поносов,

С.И. Платонова, А.А. Сергеев, А.А. Баранчук

 

Ф 54 Философия: метод. указ. Сост. В.К. Трофимов [и др.] – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013. – 25 с.

 

Методические указания включают методические рекомендации для самостоятельной работы студентов, тематику лекций, планы семинарских занятий, тематику контрольных работ, упражнения, список необходимой литературы, вопросы к экзамену.

Предназначены для студентов заочной формы обучения, обучающихся по программам подготовки бакалавра и специалиста.

 

УДК1 (075.8)

ББК 87 я 7

 

© ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013

© Трофимов В.К. [и др.], сост., 2013


СОДЕРЖАНИЕ

1. Цель дисциплины «Философия»………………………………………………. 4
2. Методические рекомендации студентам  для самостоятельной работы........ 4
3. Тематика лекционного курса …………………………………………………... 5
4. Планы семинарских занятий……………………………………………………. 6
5. Методические рекомендации для самостоятельной работы при написании контрольных работ………………………………………………………………….   11
6. Темы контрольных работ……………………………………………………….. 12
7. Литература для написания контрольных работ……………………………….. 14
8. Вопросы для экзамена…………………………………………………………... 15
9. Литература для самостоятельного изучения философии и подготовки к экзамену……………………………………………………………………………..   18
10. Приложение…………………………………………………………………….. 23
 10.1 Образец оформления титульного листа…………………………………….. 23
 10.2 Образец написания оглавления……………………………………………... 23
 10.3 Образец оформления списка литературы…………………………………... 24

ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель изучения дисциплины «Философия» состоит в формировании у студентов следующих общекультурных компетенций:

· владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

· способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

· способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, события и процессы экономической истории, место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире;

· способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;

· готовность к кооперации с коллегами при работе в коллективе;

· способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

· способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков.

Методические рекомендации студентам

Для самостоятельной работы

Для того чтобы хорошо подготовиться к семинарским занятиям и экзамену по философии, рекомендуется:

1. Рассмотреть, как освещён вопрос семинарского занятия и экзамена в лекции пре­подавателя и в учебнике.

2. Изучить основную и дополнительную литературу (по указанию преподавателя).

3. Обязательно уяснить смысл основных понятий, указанных в каждой теме.

4. Выполнить рекомендованные к семинарскому занятию упражнения.

5. С самого начала занятий добиваться глубоких и ясно осознанных знаний.

6. Философия требует регулярного и систематического изучения. Её можно понимать только тогда, когда вникаешь в смысл философских рассуждений, размышлений, обобщений.

7. Активность студента на семинарском занятии может быть проявлена не только в виде подготовленных по требованию преподавателя сообщений, но и в виде добровольных выступлений, дополнений, вопросов преподавателю и студентам.

8. При подготовке к семинарскому занятию и экзамену следует руководствоваться программой курса философии для вузов, использовать учебники, учебные пособия, словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы, журналы «Вопросы философии», «Философские науки» и другие. Эти издания имеются в библиотеке ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА.

  3. ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА Тема 1. Философия, круг её проблем и роль в жизни человека и общества.
Тема 2. Бытие и материя.
Тема 3. Душа человека как форма бытия.
Тема 4. Диалектика: философское учение о всеобщих связях и развитии.
Тема 5. Гносеология: философское учение о познании.
Тема 6. Антропология: философское учение о человеке.
Тема 7. Социальная статика: сущность общества и его структура.
Тема 8. Социальная динамика: развитие общества.  

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМА 1. Диалектика: философское учение

о всеобщих связях и развитии

1. Диалектика и ее исторические формы. Структура диалектики: объективная и субъективная диалектика; принципы, законы и категории диалектики. Метафизика как альтернатива диалектики.

2. Закон единства и взаимоисключения противоположностей. Противоречие, его структура и типы. Специфика социальных противоречий.

3. Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений. Качественные и количественные характеристики вещей. Понятие меры. Скачок и его формы.

4. Закон отрицания отрицания. Диалектическое и метафизическое понимание отрицания. Цикличность и поступательность прогрессивных изменений. Повторяемость в процессе прогрессивного развития.

5. Категории диалектики: единичное и общее; сущность и явление; содержание и форма; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность.

6. Системность и нелинейность бытия. Синергетика и глобальный эволюционизм как современные формы диалектического миропонимания

Основные понятия: диалектика, метафизика, догматизм, со­фистика, эклектика, релятивизм, закон, категория, противоречие, свойство, мера, эволюция, революция, прогресс, регресс, детерминизм, индетерминизм, сущность, содержание, форма, причина, необходимость, случайность, возможность, действительность, система, структура, элемент, волюнтаризм, фатализм, отрицание, синергетика, бифуркация, глобальный эволюционизм.

Литература для подготовки к семинарскому занятию

Основная

1. Трофимов, В.К. Основы философии: учебное пособие / В.К. Трофимов. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013. – С. 118–192.

2. Философия: учебник / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – С. 295-300.

 

Дополнительная

1. Введение в философию: учеб. пособие для вузов / Авт. колл. И.Т. Фролов [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2002. – С.138-146.

2. Горбачев, В.Г. Основы философии: курс лекций: учебное пособие / В.Г. Горбачев. –2-е изд., перераб. и доп. – Брянск: Курсив, 2000. – С. 165-179.

3. Лешкевич, Т.Г. Философия науки: учеб. пособие / Т.Г. Лешкевич. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С.180-187.

4. Родчанин, Е.Г. Философия для техн. вузов (исторический и систематический курс): учебник / Е.Г. Родчанин, В.И. Колесников. – М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К°»; Ростов н/Д.: Наука-Пресс, 2007. – С.139-161.

5. Стрельник, О.Н. Философия: учебное пособие / О.Н. Стрельник. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – С. 113-118.

6. Трофимов. В.К. Общие проблемы философии науки. Курс лекций: учебное пособие / В.К. Трофимов. – Ижевск: ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2009.– С. 79-84.

7. Философия: курс лекций: учеб. пособие для студ. вузов / под общей ред. В.Л. Калашникова. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – С. 58-89.

8. Философия: учеб. пособ. для студ. вузов / В.Ф. Берков, П.А. Водопьянов, Е.З. Волчек [и др.]; под общей ред. Ю.А. Харина. – 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – С. 125-137.

9. Философия: учеб. пособие / Под ред. Н.И. Жукова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Мн.: НТЦ «АПИ», 1999. – С. 190-194.

10. Философия: учеб. пособ. для высш. учебн. завед. – (2-е изд., перераб. и доп.) – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – С. 130-133.

Упражнения

1. Учение о развитии в его наиболее полном виде – ###.

2. Ключевым моментом диалектической концепции является принцип – ###.

3. Источник развития, с точки зрения диалектики, - становление и разрешение – ###.

4. Необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями в природе и обществе – ###.

5. Укажите законы, относящиеся к диалектической концепции развития:

а) Закон сохранения массы и энергии;

б) Закон единства и взаимоисключения противоположностей;

в) Закон всемирного тяготения;

г) Закон сохранения импульса;

д) Закон перехода количественных изменений в качественные;

е) Закон отрицания отрицания.

6. Из приведенного перечня философских понятий выделите основные категории диалектики: материя и сознание; бытие и небытие; единичное, особенное, общее; содержание и форма; чувственное и рациональное; субъект и объект; причина и следствие; ощущение и понятие; необходимость и случайность; возможность и действительность; имманентное и трансцендентное; содержание и форма; пространство и время; человек и природа; часть и целое; сущность и явление.

5. Назовите философа, который впервые в истории европейской философии сформулировал законы диалектики как теорию развития: а) Аристотель,

б) Ф. Аквинский, в) И. Кант, д) Г. Гегель, е) Ф. Ницше, ж) Ф. Шеллинг.

6. Назовите область современного научного знания, связанную с изучением явлений самоорганизации и претендующую на роль основания новой научной картины мира: а) дианетика, б) теософия, в) синергетика, г) постмодернизм.

7. Как отражена в данном стихотворении идея причинности? Неизвестный английский поэт XVIII века писал:

«Все в мире связано вокруг,

Примеры мы не будем множить,

Цветка ты не заденешь вдруг,

Чтобы звезды мог не потревожить?»

8. Скажите, о каком отрицании идет речь в следующем стихотворении:

«Мы во власти мятежного страстного хмеля,

Пусть кричат нам: «Вы палачи красоты».

Во имя нашего Завтра – сожжем Рафаэля,

Разрушим музеи, растопчем искусства цветы».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...