Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система образования лиц с нарушением зрения. Профессиональное образование и трудовая деятельность слепых и слабовидящих.




Развитие высших познавательных процессов (внимание, логическое мышление, память, речь) у слепорожденных протекает нормально. Вместе с тем нарушение взаимодействия чувственных и интеллектуальных функций проявляется в некотором своеобразии мыслительной деятельности с преобладанием развития абстрактного мышления.

Отличие ослепших детей от слепорожденных зависит от времени потери зрения: чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него объем зрительных представлений, который можно воссоздать за счет словесных описаний. Если не развивать зрительную память, частично сохранившуюся после потери зрения, происходит постепенное стирание зрительных образов.

Слепой ребенок имеет все возможности для высокого уровня психофизического развития и полноценного познания окружающего мира с опорой на сохранную анализаторную сеть. В условиях специального обучения формируются адекватные приемы и способы использования слухового, кожного, обонятельного, вибрационного и других анализаторов, представляющих сенсорную основу развития психических процессов. Благодаря этому развиваются высшие формы познавательной деятельности, которые являются ведущими в компенсаторной перестройке восприятия.

Система компенсаторной перестройки на первоначальном этапе обучения создает условия для правильного отражения окружающего мира в наглядно-действенной форме, а по мере накопления социального и бытового опыта и в словесно-логической форме при помощи сохранных анализаторных систем в организме слепого ребенка.

Компенсаторная перестройка во многом зависит от сохранности зрения. Даже незначительные остатки зрения важны для ориентации и познавательной деятельности лиц с глубокими зрительными нарушениями.

Воспитание учащихся. Образование детей и подростков с нарушениями зрения включает в себя процесс нравственного, физического, эстетического, трудового воспитания, социально-психологическое адаптирование учащихся, формирование активной жизненной позиции. Сохранность речи и мышления, достаточный уровень компенсаторного развития у большинства слепых и слабовидящих школьников позволяют овладеть высоким уровнем образования, относительно легко усваивать основные нормы морали и правила поведения.

Однако практическое овладение этими нормами для них осложнено, так как им трудно наблюдать за поведением людей в различных жизненных ситуациях и подражать их действиям.

На формирование личностных качеств у слепых и слабовидящих значительное влияние оказывает социально-психологический микроклимат (в семье, школе, ближайшем окружении), который часто характеризуется излишне сочувственным отношением, созданием щадящего режима, ограничением их деятельности и активности. Это приучает детей к пассивности, инертности, зависимости, неверию в свои силы, осознанию себя инвалидами. Следствием этого становятся неадекватная требовательность к обществу, школе, семье, иждивенческие настроения. Поэтому весь комплекс воспитательных мероприятий направляется на раскрытие широких возможностей лиц с нарушением зрения, формирование у них активной жизненной позиции, предполагающей возможно более полное участие в социальной и культурной жизни, полноценный труд, независимую жизнь.

Особую заботу проявляет школа в решении проблемы эстетического воспитания. Слепые и слабовидящие с различными способами восприятия окружающей действительности в разной мере способны к эстетической оценке предметов и объектов учебной, игровой и трудовой деятельности.

Познавательно-образное мышление, художественно-эстетическое чувство материализуются в различных видах деятельности. Поэтому игру, учение, труд можно рассматривать как познавательно-оценочную, преобразующую деятельность, в которой отображается взаимодействие с окружающей действительностью. В процессе обучения музыке, графике, скульптуре, художественному моделированию и конструированию, декоративно-прикладному искусству дети знакомятся с содержательными элементами эстетического (формой, ритмом, гармонией, симметрией, пластикой, цветосочетанием и др.), у них формируются эстетические потребности, эмоциональная отзывчивость, предрасположенность к восприятию эстетических и художественных ценностей. Важное внимание уделяется физическому воспитанию, которое имеет чрезвычайно важное значение для улучшения состояния здоровья и физического развития слепых и слабовидящих. Для них проводятся специальные коррекционные занятия по физическому воспитанию, лечебной физкультуре, ритмике, включающие развитие силовых, пространственно-временных компонентов моторных действий, координации, точности, ловкости движений. Тифлопедагоги строят образовательный процесс таким образом, чтобы обеспечить возможно большую двигательную активность учащихся за счет постановки всех видов физкультурно-оздоровительной работы: гимнастики до занятий, физкультурных минуток, подвижных перемен, ежедневных спортивных часов, ежемесячных дней здоровья и спорта и др.

В программах по физической культуре многие виды упражнений имеют специфическую коррекционную направленность, изменены нормативы и качественные характеристики выполняемых движений с учетом показанных и противопоказанных факторов к физическим нагрузкам, формированию навыков пространственной ориентировки и коррекции движений, обусловленных слабовидением и слепотой.

Средства обучения слепых и слабовидящих. Для учащихся школ III вида выпускается весьма разнообразная литература, издаваемая по системе Брайля. Это учебники, учебные пособия, социально-экономическая, политическая, художественная, научно-популярная, музыкальная литература. Все выпускаемые учебники по Брайлю иллюстрируются рельефными рисунками, чертежами, схемами.

Для слепых, имеющих остаточное зрение, выпускаются пособия, сочетающие рельефную и цветную печать. В школах для слабовидящих широко используются специальные учебники с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями.

Для подбора, построения и реконструкции изображений для слепых и слабовидящих разработаны специальные методики, учитывающие зрительные и осязательные возможности детей (В.П. Ермаков).

Понятие тифлотехника включает в себя как теоретическое обоснование технических устройств и методов помощи людям со зрительной недостаточностью, так и практическое приложение этих устройств и методов применительно к условиям деятельности слепых и слабовидящих с учетом структуры нарушенных зрительных функций.

Учебная тифлотехника совершенствует и развивает учебную материально-техническую базу, обогащает содержание и методы обучения, оптимизирует обучение учащихся с нарушениями зрения в общеобразовательных школах, высших и средних специальных учебных заведениях, а также в процессе политехнической и производственной подготовки. Специальные технические средства и приспособления, используемые для трудового и профессионального обучения и на рабочих местах производственных предприятий, позволяют осуществлять слепым и слабовидящим сборку электротехнических и радиоэлектронных изделий, производить механическую обработку различных материалов, холодную штамповку и другие операции.

7. Обучение специальной графике. Специальная графика- это графика, преобразованная для слепых и слабовидящих, удовлетворяющая их потребности в различных видах деятельности. По способам выполнения она предназначена для тактильного, зрительно-тактильного и зрительного восприятия. Ею могут пользоваться слепые и слабовидящие. Графика выполняет в жизни слепых и слабовидящих ряд важнейших функций, основными из которых являются: познавательная, воспитательная, коррекционно-развивающая, информационная, коммуникативная, профессиональная.

Познавательная информация, содержащаяся в графике, пополняет знания слепых и слабовидящих в сфере науки, культуры, техники. С помощью изображений они проникают в суть вещей и явлений.

Для преодоления стихийного подхода к процессу овладения графикой в дошкольных и школьных учреждениях для слепых и слабовидящих детей введены специальные занятия по обучению их чтению и выполнению изображений.

Обучение чтению изображений преследует цель научить детей представлять по изображе­ниям предметы, процессы и явления, понимать и уметь выражать с помощью изобразительных средств их суть, общее и внутренне строение. Это способствует использованию графических знаний и умений в познании, социальной коммуникации и трудовой деятельности слабовидящих и слепых.

Чтение и выполнение изображений связано с развитием восприятия, речи, мышления, с осознанием детьми символической функции графики. По своему содержанию чтение рисунков, чертежей, схем представляет собой сложную психическую деятельность, которая связана с ориентировочно-поисковыми, перцептивно-опознавательными и логическими операциями.

Процесс чтения изображений имеет сложную структуру и складывается из нескольких уровней и этапов. По мере обучения сокращаются и модифицируются переходы от одного уровня к другому, снижается неопределенность, возрастает объем получения семантической и эстетической информации. Кроме того, чтение изображений предполагает активизацию смыслового восприятия, формирование представлений и развитие мышления.

Процесс обучения чтению рисунков детей с нарушением зрения начинается с ознакомления с приемами ориентировки на изобразительной плоскости и формообразующими элементами. Вначале они должны научиться ориентироваться на изобразительной плоскости, различать точки по величине, определять типы линий, дифференцировать их по длине, ширине и форме (прямые, ломаные, дугообразные, волнистые, спиральные, замкнутые).

На следующем этапе обучения дети знакомятся с формами плоских основных геометрических фигур (треугольником, четырехугольником, окружностью и др.). Изображения, выполненные на их основе (флажок, значок, циферблат часов и др.), воспринимаются с помощью остаточного зрения и осязания. Далее дети знакомятся с сочетанием геометрических фигур и переходят к пониманию более сложных изображений (ножниц, ключей, ракетки, портфеля и т.п.).

После овладения процессом чтения изображений плоских предметов приступают к изучению изображений объемных предметов, чертежей и схем. Для их чтения необходим высокий уровень представлений и способностей пространственного изображения в объемную форму.

При графическом воспроизведении пространственных свойств и отношений предметов дети должны овладеть наблюдением, измерением и построением. В этой связи важно организовать наблюдение предметов детьми на тактильной, визуальной и визуально-тактильной основе; сформировать знания о системе мер, научить производить сенсорную и инструментальную оценку величины предметов, а также осуществлять самоконтроль и регуляцию графических движений.

Графика учит познавать и понимать прекрасное, помогает раскрытию положительных сторон окружающего мира. В обучении слабовидящих и слепых специальной графике превалирует познавательная сторона и мало представлена чувственно-эмоциональная, эстетическая. Считалось, что слепым и слабовидящим трудно передать эстетическое содержание графики. Однако исследования и наблюдения показывают, что позитивное отношение слепых и слабовидящих к ритмической стройности формы, цвету, различным способам выполнения изображений оказывает большое влияние на познание окружающей действительности.

Слабовидящие и слепые должны быть приобщены ко всем доступным им сферам жизнедеятельности, в том числе и к сфере искусства. Эстетическое восприятие изобразительной формы слепыми и слабовидящими детьми изучено сравнительно мало. Между тем наблюдения показывают, что положительное отношение ребенка к ритмической стройности формы, цвету, различным способом и характеру изображения предмета на картинке оказывает большое влияние и на смысловую сторону восприятия. Графические знаки используются для передачи, хранения и преобразования информации. К графическим знакам относятся рисунки, чертежи, схемы, обозначения на географических и исторических картах и др. Они имеют познавательную, эстетическую и практическую ценность. Знаковые средства наиболее эффективно используются в тех случаях, когда с помощью речи не удается достаточно полно описать предметы и явления окружающей действительности. Коррекции должны быть подвергнуты не только элементарные, но и сложные движения, требующие осмысления и регуляции, а эффективность коррекционно-воспитательной работы повышается при словесном опосредовании двигательных действий, развитии познавательной активности и качеств личности.

В процессе физического воспитания необходим индивидуальный и дифференцированный подход к детям, учитывающий клинические формы и характер нарушений зрения, а также необходимым условием эффективности процесса физического воспитания этих детей является обеспечение систематического комплексного медицинского контроля и соблюдения мер по предупреждению травматизма на занятиях физкультурой и во время перемен.

Таким образом, под влиянием направленного физического воспитания и применения системы коррекционных занятий происходит перестройка в двигательном анализаторе, улучшается мышечная работоспособность, нормализуется деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем и, что не менее важно, улучшается функциональное состояние зрения у детей.

8. Некоторые гигиенические требования к учебной работе. При сниженном зрении у детей наблюдается повышенная утомляемость. Это, в свою очередь, отрицательно сказывается на их работоспособности. Для того, чтобы предупредить утомляемость и повысить работоспособность детей, необходимо создать соответствующие гигиенические условия. Особенно важное значение для успешного обучения слабовидящих школьников имеет правильное сочетание умственной работы детей с практической деятельностью, занятиями физкультурой, спортом и отдыхом.

Вот некоторые гигиенические условия обучения:

· соблюдение режима зрительной работы. Учебный процесс следует строить таким образом, чтобы средством чувственного восприятия учебного материала было не только зрение, но и слух, осязание, обоняние и другие органы чувств. Поэтому следует выполнять такие виды практических и опытнических работ, которые способствуют активизации разных сенсорных систем и развитию у детей зрительно-пространственной ориентации при опоре на практический опыт, формирующийся на основе взаимодействия зрения с другими видами чувствительности.

В целях рационального использования и развития неполноценного зрения необходимо создать условия, которые бы обеспечивали наиболее эффективное восприятие иллюстративных средств наглядности. К этим условиям относятся: яркость, контрастность, четкость воспринимаемых изображений. Яркость воспринимаемых в процессе работы объектов зависит от освещения.

Установлено, что при пониженной освещенности (70-150 люкс) острота центрального зрения резко снижается, снижается также работоспособность и повышается утомляемость. При утомленном зрении слабовидящие начинают испытывать трудности в процессе чтения и письма. Буквы начинают казаться расплывчатыми, их форма и конфигурация кажутся размытыми. Во время чтения и письма учащиеся напрягают зрительно-мышечный аппарат глаза. Из-за этого нарушаются функции адаптации зрения, страдает зрительная фиксация, нарушаются следящие функции глаза.

В целях повышения естественной освещенности классы для слабовидящих должны иметь ориентацию на юг. Свет должен падать с левой стороны или прямо. В классах необходимо иметь специальные светильники, способствующие рассеиванию света и равномерному освещению помещения.

Для слабовидящих детей изготавливаются специальные парты, при которых сохраняется правильная поза во время учебной работы. В результате предупреждается развитие физических недостатков (искривление позвоночника, плоскостопие, нарушение осанки и т.д.).

Когда слабовидящие школьники сидят за предназначенными для нормально видящих партами, рекомендуется использовать пюпитры или специальные подставки для книг. Для обучения этих детей используются доски больших размеров. С верху классной доски размещаются софиты для подсвета. Благодаря этому обеспечиваются оптимальные условия для восприятия. Слабовидящие дети пользуются тетрадями с особой разлиновкой, облегчающей им зрительную ориентацию для выполнения письменных работ. При письме лучше всего пользоваться черными чернилами.

Если коррекция стеклами не обеспечивает нормального видения, детей обучают по специальным учебникам с крупным шрифтом. В целях охраны зрения слабовидящих детей используются различные средства оптической коррекции: специальные настольные отоскопические лупы, транспаранты с подсветами, специальные измерительные инструменты с оптическими насадками (логарифмическая линейка, штангенциркуль, угломеры и т.д.). Благодаря этому значительно облегчается микроорентировка при рассматривании делений на шкалах измерительных инструментов.

Большие трудности возникают у детей при чтении. Расстояние книг от глаз при чтении зависит от остроты центрального зрения. Использование технических средств дает неодинаковый эффект при разной остроте зрения и разной структуре нарушенных функций. Более всего повышает эффективность чтения использование ортоскопических строчных луп от 0,05 до 4-кратного увеличения. Многие слабовидящие должны пользоваться специальными читающими станками (конструкция А.В. Рославцева) с лупой 2-кратного увеличения. Эти лупы могут быть рекомендованы для использования при подготовке домашних заданий. В школах с продленным днем рекомендуется оборудовать специальную комнату с хорошей естественной и искусственной освещенностью, где слабовидящие дети могли бы готовить уроки. Во время уроков чтения, письма и рисования следует через 20-25 минут после начала урока давать отдых глазам. Время отдыха (1-2 минуты) следует посвящать гимнастике глаз -5-6 раз поднять глаза вверх, опустить вниз, отвести вправо и влево, посмотреть вдаль. Эти упражнения способствуют улучшению деятельности функции адаптационного аппарата глаз и в некоторой степени снижают их утомление. Во время выполнения контрольных работ учащиеся могут непрерывно писать 45 минут. Во время экзаменов и выполнения длительных (два урока) контрольных работ следует делать пятиминутные перерывы.

Учитель должен применять дифференцированную дозировку зрительной работы в отношении разных групп слабовидящих детей на основе учета работоспособности и степени утомляемости зрительных функций. Работоспособность постепенно снижается не только в течение учебного дня, но и в течение недели. Наиболее низкий уровень работоспособности отмечается в конце недели, особенно в субботу.

В целях повышения работоспособности рекомендуется наряду с повышением искусственной освещенности окрашивать классные и другие учебные помещения в светлые матовые тона (светло-зеленый, молочный, серовато-голубой и др.). Особенно важное значение для предупреждения утомляемости имеет использование таких методов обучения, которые предполагают опору на разные анализаторы и активное участие в процессе усвоения учебного материала разных форм познавательной деятельности: мышления, речи, воссоздающего воображения, ло­гической памяти, произвольного внимания и т.д. В процессе обучения особое внимание обращается на формирование этих функций и на правильное сочетание умственного, физического и трудового воспитания слабовидящих детей.

Л0дитература

1. Басилова Т.А. Условия формирования первоначальных жестов у слепоглухонемого ребенка // Дефектология. - 1987. - № 1.

2. Бертынь Г.П. Этиологическая классификация слепоглухоты // Дефектология. - 1985. -№ 5.

3. Блюмина М.Г.Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов // Дефектология. - 1989. - № 3.

4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.

5. Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. – Л., 1982.

6. Ван Дайк Ян,Обучение и воспитание слепоглухих как особой категории аномальных детей // Дефектология. - 1992. - № 4.

7. Гончарова Е.Л.Формирование базовых компонентов читательской деятельности у детей с глубокими нарушениями зрения и слуха // Дефектология. - 1995. -№4.

8. Жохов В.П., Плаксина Л.И.и др. Реабилитация детей, содружественным косоглазием и амблиопией. – М., 1989.

9. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушением зрения. – М., 1973.

10. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты. – М., 1956.

11. Зинченко В.П., Рузская А.Г. Взаимоотношение осязания и зрения у детей дошкольного возраста: Развитие восприятия в раннем и дошкольном возрасте. – М., 1966.

12. Каплан А.И. Детская слепота (цветовое остаточное зрение). – М., 1979.

13. Литвак А.Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих. – Л., 1972.

14. Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. – М., 1992.

15. Наша любовь и забота о детях, имеющих проблемы со зрением /Под ред. Л.И. Плаксиной. – М., 1998.

16. Основы ортопедагогики / Под общ. науч. р.ед. Э.Брукарта. - Бельгия (на русском языке), 1999.

17. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. – Калуга, 1998.

18. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М., 1998

19. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. – М., 1980.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...