Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кризисные ситуации на предприятии в состоянии банкротства

ВВЕДЕНИЕ

Данная курсовая работа посвящена теме банкротства, а именно кризисным ситуациям, возникающим на предприятиях в состоянии банкротства, это тема актуальна особенно в наше время так, как многие предприятия сейчас испытывают трудности и находятся в кризисных ситуациях сформировавшейся под влиянием рыночной российской экономики переходного периода, которая на современном этапе развития характеризуется неоднозначной и динамично меняющейся экономической средой. Переход страны к рыночной экономике обусловил появление в сферах политики и экономики новых формирований и понятий. А если учесть, что переход от одной формы общественного развития и управления государства к другой, даже более прогрессивной, всегда болезнен и отличается нестабильностью, где появляется хаос становления новых организационных форм и таких понятий, как рынок и борьба за него, конкуренция, выживание в сфере бизнеса, естественно появляется угроза банкротства предприятий и вероятность их ликвидации.

В современных условиях экономической и социально-политической нестабильности в России возможность попасть в число неплатежеспособных предприятий весьма велика, поэтому очень важно разобраться в причинах возникновения возможности таких ситуаций, чтобы в нужный момент их предотвратить и не оказаться в худшем случаи банкротом.  По данной проблематике с каждым годом выходит большое количество теоретического материала: учебников, статей (Витрянский В. - «Мифы и реальность банкротства»; О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций: Федеральный закон Российской Федерации от 25.02.99 г. №40 // Вестник Высшего Арбитражного суда Российской Федерации; Шершневич Г.Ф. - «Учебник русского гражданского права»).     

В настоящее время опубликовано большое количество постановлений, распоряжений, указов по вопросам несостоятельности (банкротства) предприятий по антикризисному управлению. Основной внешней причиной частого возникновения кризисов предприятий и организаций, их короткого жизненного цикла является высокая нестабильность условий среды, в которой они действуют. Изменения факторов внешней среды приводят к необходимости изменения существующих и созданию новых стратегий организаций.

 Целью данной работы является выработка рекомендаций по разработке антикризисной стратегии предприятия в состоянии возможного банкротства. Следовательно, задачи курсовой работы включают в себя:

1. Сбор и анализ теоретического материала;

2. Обобщение материала и формулировка основных теоретических положений по состоянию предприятий оказавшихся в кризисных ситуациях банкротства;

3. Изучение теоретических вопросов управления предприятием в условиях кризиса;

4. Анализ финансового состояния предприятия и констатация факта возможного кризисного положения;

5. Выяснение причин и факторов, обусловивших появление возможного кризисного состояния;

6. Определение путей улучшения финансового состояния предприятия;

7. Определение содержания и обоснование стратегии выхода предприятия из кризиса.

8. Объектом исследования выбрано коммерческое предприятие ОАО «ТрансКредитБанк».

Обследуемое предприятие в настоящий момент не находится в кризисной ситуации, но тем неменее такая ситуация возможна в целом, поэтому исследования всех возможных кризисных моментов на данном предприятии, позволят решить проблему антикризисного управления предприятием, выявить резервы для совершенствования системы управления, выяснить причины возможного банкротства, и для будущего компании разработать методику предотвращения «несостоятельности».

В ходе курсовой работы применялись методы сравнения, статистического и финансового анализа.

КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ В СОСТОЯНИИ БАНКРОТСТВА

1.1. ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ БАНКРОТСТВА

Институт банкротства известен очень многим странам. Исторически складывающиеся отношения к банкротству было неоднозначным. В Древнем Риме было время, когда право разрешало казнить несостоятельного должника. Банкрота приравнивали к вору, надевали на него ошейник и помещали у позорного столба. Несостоятельность ассоциировалась с позором.

Интересно, что по терминологии дореволюционных юристов различалась несостоятельность «несчастная», «неосторожная», и «злостная или злонамеренная». Уголовное законодательство дореволюционной России выделяло банкротство «корыстное», или тяжкое, и «расточительную несостоятельность», или простое банкротство [20].

Законодательство о банкротстве в России было трудно не только создавать, но и применять. По свидетельству известного российского цивилиста Г.Ф. Шершневича, многие статьи были построены настолько сложно, что затрудняли не только торговых лиц, но и опытных юристов [19].

В советский период в России процедура банкротства, как способ прекращения предпринимательской деятельности, практически не применялась. Первый Гражданский Кодекс РСФСР 1922 г. содержал нормы, регулирующие отношения, возникающие при несостоятельности гражданских и торговых товариществ и физических лиц.

На практике положения, регулирующие отношения, возникающие при несостоятельности гражданских и торговых товариществ, не получили широкого распространения. В законодательстве не был установлен четкий порядок осуществления этих правил. К тому же по мере свертывания «Новой экономической политики», увеличения, а затем и монополии государственной собственности, на средства производства, усиления плановых начал в экономике, институт банкротства утратил свое значение. В начале 60-х годов нормы о банкротстве были исключены из гражданского законодательства.

Неплатежеспособность должника может быть обусловлена различными причинами. Это и неполучение средств за полученные товары, и затоваривание собственного продукцией, не имеющей сбыта, неэффективная финансовая деятельность и прямые злоупотребления администрации. Необходимо учитывать и объективные причины, в частности, что государственные предприятия в России очень долгое время действовали на основе централизованного планирования при низкой оплате труда, низких транспортных и энергетических тарифах, в условиях монополизма, возможности произвольно повышать цены в зависимости от конкретных затрат. Когда на рынок стали поступать импортные товары, многие коммерческие организации России стали неконкурентоспособными. Нельзя не учитывать и недостатки налогообложения, и острую нехватку оборотных средств, что побуждает предприятия брать дорогие кредиты [5].

Банкротство сегодня, с позиций законодателя – это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

После вступления Закона в силу 1 марта 1998 г. в пять раз увеличилось количество дел о банкротстве, рассматриваемых в суде. С июня по декабрь 2000 г. в арбитражные суды поступило 6050 заявлений о признании организации банкротом. Если в 2006 г. в среднем по стране ежемесячно возбуждалось около 550-600 дел, то за 2009 г. эта цифра возросла до 711 дел.

Основные задачи банкротства состоят:

q В возврате долга кредиторам;

q В реабилитации должника (после списания долгов он должен получить возможность сохраниться и продолжать свой бизнес).

Сейчас большинство руководителей считают положение своей организации тяжелым, причем более 10% из них оценивают его как близкое к банкротству [12].

В законодательстве Российской Федерации институт банкротства получил правовое закрепление в Законе Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 10.11.1992 г., а затем в статьях 61 и 65 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Было принято также много других законов «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Усложнился и расширился понятийный аппарат, внесено много уточнений процессуального характера, появилось много принципиально новых норм материального права. По существу этот закон вводит новую идеологию процесса банкротства. Новая редакция закона отметает главный аргумент должника – «Я не плачу потому, что не заплатили мне». Законодатель не принимает во внимание дебиторскую задолженность перед должником.

Новый закон в отдельных параграфах отразил особенности процедуры банкротства для сельскохозяйственных организаций, страховых организаций, профессиональных участков рынка ценных бумаг, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств. Однако с нашей точки зрения – все же вызывает некоторое сомнение квалификационное основание, положенное в основу выделения именно этих групп субъектов.

Достаточно подробно регулируется и осуществление внешнего управления, которое может быть установлено на срок до 12 месяцев с возможностью продления еще на полгода. Здесь руководитель должника отстраняется от должности и назначается внешний управляющий, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов. В отношении действий по распоряжению имуществом вводятся еще более жесткие ограничения. Например, ст. 76 закрепляет, что крупные суммы (с недвижимостью и имуществом, превышающим по стоимости 20% активов должника, а также суммы, в которых имеется заинтересованность) должны заключаться внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов. Внешний управляющий в этот, так называемый период «подозрительности» наделяется правом возбуждения хозяйства в арбитражный суд о признании суммы должника недействительной, если эта сделка может причинить убытки или влечет предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими [11]. Думаю, что новый Закон довольно удачно воплотил здесь такую тенденцию развития гражданского законодательства, как усиление роли и значения средств и процедур, предназначенных не для ликвидации имущества должника, а для предоставления ему возможности поправить свои дела, в том числе путем реализации плана внешнего управления.

Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику – юридическому лицу – составляют не менее 500 минимальных размеров оплаты труд [16]. Таким образом, российский закон кроме факта неплатежей и временного их отрезка устанавливает и минимальную задолженность. Аналогичный подход содержит и законодательство Англии (там минимальная задолженность составляет 750 фунтов стерлингов), в отличие от права Франции, где достаточно формального признака несостоятельности – прекращения платежей [17]. Думаю, что отделение в тексте закона понятия от признаков – не совсем удачный прием законодательной техники. Понятие традиционно вводится из признаков. Если обратиться к формулировке российского дореволюционного права, то они явятся подтверждением этого пути. В них имеется упоминание не только о факте неоплатных долгов, но и об их минимальной сумме, которая в начале ХХ столетия составляла 1500 руб. [18].

  Исключения Законом «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрены для ликвидируемого должника и для отсутствующего должника, в делах о банкротстве остается опираться на имеющиеся разработки экономистов по определению возможности восстановления платежеспособности. Жизнь всегда предлагает разнообразные варианты: у должника могут отсутствовать оборотные средства, но его бухгалтерский Баланс может свидетельствовать о наличии большой дебиторской задолженности; у должника может быть большой долг по кредитам, но имеются современные производственные мощности, которые могут принести прибыль в будущем и т. д. Оценка возможности восстановления платежеспособности может предполагать, что будет определено, возможно, ли оплатить долги только за счет продажи имущества, хотя такой обязанности нет [15].

Необходимо заметить, что понятие и критерии банкротства – это ключевые характеристики законодательства о банкротстве, которое является неотъемлемой частью рыночного механизма, служит мощным стимулом эффективной работы коммерческих и некоммерческих предприятий и организаций, гарантируя одновременно экономические интересы кредиторов, а также государства как общего регулятора рынка.

 

1.2. ОСОБЕННОСТИ БАНКРОТСТВА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ДОЛЖНИКОВ

 

1.2.1.  БАНКРОТСТВО ГРАДООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

1) Процедура наблюдения в отношении должника – градообразующей организации вводится с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника несостоятельным (банкротом). Ее цель – поставить заслон практике «растаскивания» имущества предприятия, проведение анализа финансового состояния должника.

Арбитражный суд назначает временного управляющего (наблюдателя), кандидатуру которого представляет тот кредитор, который подал заявление в суд. Введение наблюдения не служит основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления такой градообразующей организации, однако осуществление их полномочий ограничено законом.

Последствие введения наблюдения состоят, прежде всего, в том, что органы управления градообразующего предприятия могут совершать сделки, перечисленные в п. 2 ст. 58 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» исключительно с согласия временного управляющего (крупные сделки, а также сделки, связанные с распоряжением недвижимостью, получением и выдачей займов, кредитов, поручительств, переводов и некоторые другие). Кроме того, п. 3 ст. 58 Закона установлено, что органы управления должника (главным образом, на таком крупном предприятии органом управления является совет директоров) не вправе принимать решения: о реорганизации и ликвидации должника; создании юридических лиц, филиалов, представительств; выплате дивидендов; размещение должником эмиссионных ценных бумаг и другие. Такие ограничения направлены на пресечение наиболее популярных случаев сокрытия имущества от кредиторов. Если временный управляющий приходит к выводу о невозможности восстановления платежеспособности, он определяет мероприятия, которые могут привести к достижению данной цели, необходимые для этого затраты, а также суммы, которые кредиторы смогут получить. На первом собрании кредиторов временный управляющий информирует их о своих выводах и предлагает обратиться в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления, либо об открытии конкурсного производства, определяет состав комитета кредиторов.

Данная процедура вводится на срок до трех месяцев и может быть продлено на два месяца (ст. 36) [2].

Примером процедуры наблюдения может служить введение процедуры на таком градообразующем предприятии как Ачинский глиноземный комбинат.

Определением арбитражного суда Красноярского края на АТК была введена процедура наблюдения и назначен временный управляющий – работающий в группе «Альфа» Г. Фетисов, за которым стоял небезызвестный Краз. Задачей наблюдения на таком многотысячном предприятии является анализ финансового состояния должника, обеспечение сохранности его имущества, а главное – определение возможности восстановления платежеспособности. После предпринятых для этого действий временный управляющий АГК, на первом собрании кредиторов выступил с предложением об обращении с ходатайством в арбитражный суд о введении на комбинате внешнего управления, поскольку, ранее предпринятые действия положительного результата, по восстановлению платежеспособности, не принесли.

Наблюдение на АГК было прекращено после введения арбитражным судом внешнего управления.

2) Внешнее управление.

Внешнее управление на градообразующем предприятии вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Если собрание кредиторов градообразующего предприятия не приняло решения о введении внешнего управления, арбитражный суд вправе ввести внешнее управление по основаниям, предусмотренным Законом «О несостоятельности (банкротстве)», а также по ходатайству органа местного самоуправления или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти субъекта РФ при условии предоставления поручительства по обязательствам должника.

Такое поручительство может быть дано Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием, в лице их уполномоченных органов. Поручитель, в этом случае, несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника – градообразующей организации. Поручителю предоставляется право предложить кандидатуру внешнего управляющего.

Еще одной особенностью внешнего управления должника градообразующей организации является увеличение срока внешнего управления. Пункт 3 статьи 135 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» регламентирует продление срока внешнего управления на срок более 1 года - до 10 лет по ходатайству органа местного самоуправления или привлеченного к участию в деле соответствующего федерального органа субъекта РФ при условии предоставления поручительства по обязательствам должника. Такой же порядок предусмотрен п. 2 ст. 14 Федерального Закона «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливного энергетического комплекса» в случае несостоятельности градообразующей организации топливно-энергетического комплекса.

Необходимо отметить такую особенность банкротства градообразующей организации (ст. 136 Закона), как то, что Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование, в лице их уполномоченных органов, вправе, в любое время, до окончания внешнего управления градообразующей организации рассчитаться со всеми кредиторами, либо погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам, независимо от того, кто выступил поручителем по делам градообразующей организации.

В этом случае производство по делу о банкротстве подлежит прекращению.

В соответствии, с планом внешнего управления, удовлетворение требований кредиторов может быть осуществлено путем продажи предприятия – должника градообразующей организации. По общему правилу продажа предприятия осуществляется на аукционе, в соответствии с правилами, установленными ст. 86 «Продажа предприятия (бизнеса) должника» Закона «О несостоятельности (банкротстве)». Продажа предприятия градообразующей организации осуществляется в соответствии с требованиями ст. 137 Закона, а не по правилам Положения о порядке отнесения предприятий к градообразующим.

По ходатайству органа местного самоуправления или привлеченного к делу о банкротстве федерального органа исполнительной власти субъекта РФ, продажа градообразующей организации может осуществляться путем проведения конкурса. Основной задачей данного конкурса является решение социальных вопросов. 

Собрание кредиторов может дать согласие на проведение конкурсов и на иных условиях.

При продаже предприятия на торгах, оно выставляется на первых торгах в качестве единого имущественного комплекса. Если на первых торгах не удалось реализовать предприятие должника как единый имущественный комплекс, в дальнейшем предприятие должника может быть продано по частям. Имущество должника – градообразующей организации, не проданное на повторных торгах, может быть реализовано внешним управляющим на основании договора купли-продажи, заключенному без проведения торгов.

Необходимо отметить, что при проведении конкурса, при продаже предприятия, предусматриваются дополнительные меры, способствующие сохранению кадрового состава организации, подлежащей банкротству. К таким мерам относятся: сохранение рабочих мест для не менее чем 70 % работников, занятых на предприятии на момент его продажи, а также обязанность покупателя в случае изменения профиля деятельности предприятия переобучить или трудоустроить указанных работников.

Так, определением арбитражного суда Красноярского края от 20.03.04 г. на Ачинском глиноземном комбинате процедура внешнего управления была введена по ходатайству администрации Красноярского края, привлеченной к участию в деле о банкротстве, поскольку собранием кредиторов предприятия не было принято решение о введении данной процедуры.

Администрацией Красноярского края было предоставлено поручительство по обязательствам АГК. За 60 % суммы кредиторской задолженности поручилась краевая администрация, за 40 % - власти Красноярска.

15.04.04 г. на утверждение собранию кредиторов был представлен, разработанный внешним управляющим, план, содержащий меры по восстановлению платежеспособности АГК и предусмотрен срок внешнего управления в 2 года. Данный план был утвержден и определением арбитражного суда Красноярского края, и срок внешнего управления был продлен до двух лет.

В марте 2006 г. внешним управляющим был предоставлен отчет о внешнем управлении АГК собранию кредиторов комбината и арбитражному суду, которым данный отчет утвержден не был ввиду отсутствия признаков восстановления платежеспособности комбината-должника.

Поэтому арбитражным судом Красноярского края, на основании ходатайства собрания конкурсных кредиторов о признании АГК банкротом и об открытии конкурсного производства, в связи с тем, что судом установлены все признаки банкротства должника, в соответствии со ст. 48, 49 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» было вынесено решение о признании его несостоятельным (банкротом) и открыто конкурсное производство, а также назначен конкурсный управляющий.

3) Конкурсное производство.

В том случае, когда платежеспособность восстановить невозможно, собрание кредиторов принимает решение о необходимости признания арбитражным судом, должника, банкротом и открытии конкурсного производства.

Конкурсное производство открывается принятием, арбитражным судом, решения о признании должника банкротом. Срок конкурсного производства не может превышать одного года. Но арбитражный суд вправе продлить его еще на 6 месяцев, а в некоторых случаях и более. Все требования к должнику могут быть предъявлены только в течение этого времени в рамках конкурсного производства. Они удовлетворяются в пределах конкурсной массы, то есть всего имущества должника, имеющегося на момент открытия конкурсного производства и выявленного в ходе его проведения. Именно формирование конкурсной массы является основной обязанностью конкурсного управляющего. Для этого он: проводит инвентаризацию и оценку имущества должника; принимает меры к обеспечению их сохранности; предъявляет к дебиторам должника требования о дебиторской задолженности; заявляет возражения на требования кредиторов должника и отказ от исполнения договоров, если их исполнение повлечет убытки для должника; принимает иные меры для защиты его имущественных интересов, а также уведомляет работников должника о предстоящем увольнении.

Конкурсный управляющий назначается арбитражным судом при принятии решения о признании должника банкротом. Его кандидатура утверждается большинством голосов собрания кредиторов по предложению любого из конкурсных кредиторов, налогового или иного уполномоченного органа, должника или лица, уполномоченного собственником унитарного предприятия, а при их отсутствии – арбитражного суда.

С одобрения собрания кредиторов или комитета кредиторов, арбитражный суд может назначить несколько конкурсных управляющих. Тогда суд распределяет между ними обязанности и определяет ответственность каждому из них. Для осуществления полномочий конкурсному управляющему в течении 3-х дней после его назначения, органы управления должника, передают бухгалтерскую и иную документацию, печати, штампы, материальные и иные ценности. При осуществлении своих полномочий конкурсный управляющий вправе предъявлять требования к третьим лицам, которые по закону, несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением до банкротства.

Так, с момента принятия арбитражным судом решения о введении конкурсного производства и назначении на АГК конкурсного управляющего, к нему перешли все полномочия по управлению делами комбината и распоряжению его имуществом.

Он принял во введение имущество должника, провел его инвентаризацию и оценку имущества, а также принял меры по обеспечению его сохранности. Конкурсный управляющий АГК уведомил работников о предстоящем увольнении в соответствии с КТ РФ; принял меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества АГК, находящегося у третьих лиц; передал на хранение документы АГК, подлежащие обязательному сохранению.

Конкурсная масса АГК составила 48 273 000 рублей. В соответствии с реестром требований кредиторов, конкурсным управляющим производилось удовлетворение требований, в соответствии с установленной очередностью.

4) Мировое соглашение.

Мировое соглашение при процедуре банкротства градообразующих организаций – добровольное соглашение должника с конкурсными кредиторами о прекращении дела о банкротстве на основе взаимных уступок. Оно заключается по общим правилам для всех категорий должников, предусмотренным главой 7 Закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Примером заключения мирового соглашения может служить мировое соглашение между должником – Ачинским глиноземным комбинатом и его кредиторами, заключенный не без участия поручителей АГК.

В случае ликвидации АГК само существование г. Ачинска стало бы под угрозой. Поэтому было принято единственное правильное, в данном случае, решение о заключении мирового соглашения, которое было утверждено арбитражным судом Красноярского края 05.02.07 г. Производство по делу о банкротстве АГК было прекращено.

    

1.2.2. БАНКРОТСТВО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

1) Наблюдение:

В соответствии с п. 1. ст. 140 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» в ходе наблюдения, при анализе финансового состояния сельскохозяйственной организации должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ [12].

Так, в отношении СПК колхоз им. Чапаева Шпаковского района процедура наблюдения была введена в 2007 г. через 2 месяца после возбуждения производства по делу. Арбитражный суд откладывал рассмотрение вопроса о введении процедуры наблюдения, предлагая должнику погасить сумму долга, послужившую основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве и только после того, как должник в заседании суда подтвердил невозможность погашения долга, ввел процедуру наблюдения.

Временным управляющим были установлены кредиторы колхоза и определен объем их требований, проведено первое собрание кредиторов, на котором был поставлен вопрос о введении внешнего управления.

В тоже время, в 2007 году арбитражный суд прекратил производство по 5 делам о банкротстве сельскохозяйственных предприятий в связи с оплатой должником долга в ходе рассмотрения вопроса об обоснованности требований заявителя и вопроса о введении наблюдения. Например, колхоз «Красный Буденовец» Левокумского района, МУП СХП «Радужный» Андроповского района погасили задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, послужившую основанием для обращения налогового органа с заявлениями о банкротстве, восстановило платежеспособность в результате процедуры внешнего управления, погасило все требования кредиторов, в связи, с чем арбитражный суд прекратил производство по делу о банкротстве [21].

2) Внешнее управление:

Особенность внешнего управления сельскохозяйственной организацией состоит в том, что оно вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации возвращенной (произведенной, произведенной и переработанной) сельскохозяйственной продукции. Указанный срок не может превышать сроки, установленные п.4 ст. 68 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» более чем на три месяца.

Продление срока внешнего управления на 1 год разрешается в случае стихийных бедствий с эпидемиями (массовым распространением среди скота и других животных заразных болезней), и другими крайне неблагоприятными условиями, которые повлекли спад и ухудшение финансового состояния предприятия в период внешнего управления [12].

Так, на основании решения собрания кредиторов процедура внешнего управления продолжается в отношении СПК «Величаевский», в колхозе было введено внешнее управление и назначен внешний управляющий, кандидатура которого была предложена кредиторами должника. По ходатайству внешнего управляющего, арбитражный суд продлил срок внешнего управления на 3 месяца.

С момента введения внешнего управления, директор колхоза был отстранен от должности и его полномочия возложены на внешнего управляющего; введен мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам колхоза-должника.

В течение месяца после назначения, внешним управляющим был разработан план внешнего управления, предусматривающий меры по восстановлению платежеспособности должника. В частности, внешним управляющим колхоза «Величаевский» была предложена ликвидация дебиторской задолженности, уступка прав требования должника. Данный план был утвержден собранием кредиторов и представлен в арбитражный суд [21].

3) Конкурсное производство:

Конкурсное производство, в отношении сельскохозяйственных организаций, открывается принятием арбитражным судом решения о признании должника несостоятельным (банкротом) по общим правилам и конкурсном производстве[12].

Примером процедуры конкурсного производства может служить данная процедура, введенная решением арбитражного суда в колхоз им. Чапаева Шпаковского района, процедура конкурсного производства была открыта только после того, как суду были представлены документы, подтверждающие, что средства продолжения сельскохозяйственного производства, в том числе земельные участки сельскохозяйственного назначения, отсутствуют. С момента принятия арбитражным судом решения об открытии конкурсного производства срок исполнения всех денежным обязательств должника, а также отсроченных обязательных платежей считается наступившим, прекратилось начисление неустоек и других санкций по всем видам задолженности; сведения о финансовом состоянии должника прекратили относиться к категории сведений носящих конфиденциальный характер и относящихся к коммерческой тайне; совершение сделок с имуществом должника производится после инвентаризации и оценки путем продажи на торгах, ранее наложенные аресты имущества были снят, все требования к должнику предъявлялись только в рамках конкурсного производства.

Конкурсные управляющие не была выявлена конкурсная масса колхоза – должника.

Требования кредиторов не были удовлетворены согласно очередности, в соответствии с реестром требований, в связи, с чем продлена процедура конкурсного производства.

Среди причин длительного проведения конкурсных производств необходимо отметить в первую очередь неурегулированность отношений прав собственности на имущество должников, вследствие чего конкурсные управляющие вынуждены осуществлять государственную регистрацию самостоятельно, в том числе путем обращения с исками о признании права собственности на недвижимое имущество.

Иначе, когда кредитор обратился с заявлением о банкротстве СППК (колхоз) «Путь Ленина» Изобильненского района с суммой требований в размере 1 430 102 руб., требования кредиторов были удовлетворены и все меры по истребованию имущества конкурсным управляющим исчерпаны, им сдан отчет и ходатайство о завершении процедуры конкурсного производства [21].

4) Мировое соглашение:

Мировое соглашение в данном случае, равно как и при банкротстве других должников, может быть заключено на любой стадии процесса банкротства и утверждено арбитражным судом, что влечет прекращение производства по делу [12].

Так, мировое соглашение было заключено между должником АОЗТ «Дальгеотехника» и его кредиторами. Данное соглашение было утверждено арбитражным судом Хабаровского края, и производство по делу о банкротстве прекращено. Решение о заключении мирового соглашения было принято большинством голосов от общего числа конкурсных кредиторов на общем собрании. Мировое соглашение содержало положение о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника [21].

 

1.2.3.  БАНКРОТСТВО КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1) Наблюдение:

Наблюдение как процедура банкротства кредитной организации осуществляется по общим правилам проведения данной процедуры, которые установлены Законом «О несостоятельности (банкротстве» с учетом особенностей, установленных ФЗ «О несостоятельности (банкротстве» кредитных организаций» - процедура наблюдения применяется лишь после отзыва лицензии на осуществление банковских операций [3].

В отношении отсутствующих и ликвидационных кредитных организаций процедура наблюдения не вводится.

Примером может служить процедура наблюдения, введенная в ЗАО «Акционерный банк «Сибсевербанк», определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа 20 ноября 2006 года. Этим же определением был назначен временный управляющий.

Временным управляющим был проведен анализ финансового состояния должника в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности банка, установлен размер требований кредиторов. Однако, в связи с выявленной невозможностью выявления платежеспособности, созванное временным управляющим первое собрание кредиторов приняло решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством об открытии конкурсного производства [20].

2) Конкурсное производство:

Глава 6 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» устанавливает особенности конкурсного производства кредитной организации, признанной банкротством [3].

В соответствии со ст. 46 указанного Закона конкурсный управляющий обязан использовать в ходе конкурсного производства только корреспондентский счет кредитной организации, признанной банкротом, открытый в учреждении Банка России. Порядок открытия такого счета и осуществление по нему расчетов определяется нормативными актами Банка России.

В течение 10 дней с момента представления конкурсным управляющим в Банк России документов, подтверждающих право конкурсного управляющего совершать операции по корреспондентскому счету кредитной организации, признанной банкротом, на указанный счет в порядке, определяемом нормативными актами Банка России, перечисляются остатки денежных средств с корреспондентских счетов кредитной организации, открытых в иных кредитных организациях, а также иные денежные средства кредитной организации, включая обязательные резервы, депонированные кредитной организацией в Банке России.

Конкурсный управляющий кредитной организации в течении 15 дней с момента представления им в Банк России документов, подтверждающих право конкурсного управляющего совершать операции по корреспондентскому счету кредитной организации, признанной банкротом, направляет для опубликования в «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», «Вестник Банка России», а также опубликовывает в местной печати по месту расположения кредитной организации за счет ее средств объявление о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства.

Согласно ст. 48 Закона Банк России вносит запись о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства в Книгу государственной регистрации кредитных организаций.

Конкурсный управляющий ежемесячно представляет в Банк России бухгалтерскую и

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...