Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы и приёмы обучения графическим навыкам и умениям.




1. Обследование (чтобы у детей были ясные представления о тех пред­метах, которые они будут изображать). Необходимо провести связь с требуемой техникой рисунка: при рассмотрении дома — прямизну стен, ровный ряд окон; при рассмотрении предметов овальной формы — ее неко­торую вытянутость по сравнению с округлой и т.д. Воспроизвести движения, выделяющие контур предме­та. Затем это же движение предлагается произвести в воздухе всем детям: «А теперь все вместе покажите, какой шарик круглый». Целесообразно обследование выносить за пределы занятия (накануне или утром в день занятия).

2. Овладение определенными движениями, позволяющи­ми передать различные формы (округлые, прямоугольные). Обучая детей рисованию этих форм, важно подчерки­вать различия в движении руки, фиксируя внимание на положении руки и на двигательных ощущениях. Однако и внутри одной и той же группы форм есть отличия. Так, в группе округлых предметов выделяются пред­меты круглой формы (шар, мяч и т.д.) и предметы оваль­ной и эллиптической формы (лимон, яйцо, огурец и др.). Обучая детей изображению округлых форм, следует под­черкивать различный способ движения руки при рисовании форм, разных по пропорциям. Круг рисуется плавным, не­отрывным, постепенно закругляющимся движением, а при рисовании предметов овальной формы нужно изменять на­правление движения — переходить от движения по одной дуге к движению по другой дуге (вначале идет равномерное закругление, затем закругление приостанавливается, дуга несколько выпрямляется, потом снова следует равномерное закругление и снова выпрямление). Такое расчленение дви­жения и объяснение помогают детям в. его освоении.

Дети быстрее осваивают различие в движении при ри­совании круга и эллипса, если вначале давать изображение круглого и эллиптического предметов, резко различающихся по пропорциям: предмет эллиптической формы должен быть более удлиненным и равномерно утолщающимся. Предметы эти нужно давать на одном занятии, и фор­мообразующие движения отрабатывать в сравнении, но тогда, когда дети хорошо освоят рисование предметов круг­лой формы.

Обучая детей способу изображения в рисунке предме­тов круглой и овальной формы, важно развивать разнона­правленные движения руки: слева направо и справа нале­во. Движение при рисовании предметов округлой формы различного характера должно быть плавным.

Рисовальные движения нужно отрабатывать не изоли­рованно, а в процессе рисования, направленного на со­здание образа предмета или явления.

3. Для образования навыка правильного владения инстру­ментом очень важно, когда дети впервые получают тот или иной инструмент, проследить, как держит карандаш или кисть каждый ребенок, и в случае надобности испра­вить. При этом важны не только словесные указания: «Оля, возьми карандаш правильно», но и исправление действен­ным путем: показать, как надо держать, а иногда подойти к ребенку и правильно вложить карандаш в его руку.

Так, обучая детей способам рисования прямых линий, следует подчеркивать, что по­ложение руки различно при рисовании вертикальных, горизонтальных и наклонных линий. Показывая способы закрашивания рисунков, сопровождать их следующими за­мечаниями: чтобы не перейти за контур, движения у ли­нии контура должны быть медленными, осторожными, они должны производиться пальцами руки; при закрашива­нии середины«рисунка они могут быть более быстрыми, размашистыми. Надо обращать внимание детей на то, что при рисовании мелких изображений двигаются только одни пальцы руки, а при рисовании крупных изображений в движение включается вся кисть руки.

4. При обучении графическим навыкам и умениям детей старшего дошкольного возраста наиболее эффективным оказывается метод подражания. Однако в тех случаях, когда дети приходят в старшую группу, не овладев навыками рисования в предшествовав­ших группах, использование метода пассивных движений также дает положительные результаты.

Показ рукой ребенка используется в этой группе и при обучении рисовальным формообразующим движениям. Показ производится на отдельном листе бумаги или жес­том с фиксированием внимания на характере движения и состоянии руки.

Случаи применения метода пассивных движений на этом этапе обучения нечасты, и наибольший эффект дает метод подражания.

Используя подражание как способ обучения техниче­ским навыкам и умениям, нужно как можно больше ак­тивизировать детей, развивая их самостоятельность в усво­ении двигательного опыта. В связи с этим педагог должен показывать тот или иной прием выполнения движения толь­ко в том случае, если этот прием дается детям впервые. Если же он знаком и его следует только напомнить, то нужно предложить вспомнить движение, необходимое для изображения, всем детям, а уж потом вызвать кого-то к доске. Лучше, чтобы это были дети, которые хорошо усво­или движение, могли сразу безошибочно воспроизвести его после показа педагога. Когда же движение более знакомо, можно вызывать разных детей. В ряде случаев полезно, предлагая детям нужный способ действия, показать его в воздухе рукой с карандашом или кистью (например, по­казать, подняв руку с инструментом, как они его держат, или показать в воздухе способ движения руки, необходи­мый для рисования предмета круглой формы и т.д.). Такие приемы активизации детей эффективно сказываются на усвоении ими движений: проделав движение в воздухе, дети увереннее действуют на листе бумаги.

5. Сложные двигательные навыки (к ним мы относятся графические навыки) усваиваются путем целенаправ­ленного обучения в условиях специально организованных упражнений.

Но упражнения не должны носить формального, меха­нического характера. Их содержание должно быть разно­образно. Надо так построить занятия по рисованию, что­бы на каждом из них дети упражнялись в том или ином действии и у них отрабатывался тот или иной навык.

Иногда упражнения могут носить образный характер («паутинка», «волны», «дым» и т.д.).

Иногда результату упражнения можно придать разное значение — декоративное, предметное или сюжетное: «Вот какие красивые вышли коврики, полосочки на них ров­ные, прямые»; «Вот как много извилистых ручейков течет у нас» и т.д. Такому упражнению может быть отведено 3—4 минуты в начале занятия. Отрабатываемый в упражнении навык должен входить в решение последующей изобрази­тельной задачи.

В специальных упражнениях могут отрабатываться на­выки рисования прямых линий — вертикальных и гори­зонтальных, различные способы действия кистью (всем ворсом, примакиванием и т.д.), способы создания различ­ных форм и др. Например, в начале занятия педагог гово­рит детям, что они будут рисовать сказочные домики трех поросят (тема занятия может быть другой: рисование кра­сивой тележки, дома и т.д., важно лишь, чтобы изображе­ние создавалось прямыми линиями), но чтобы нарисо­вать домик красиво, нужно уметь правильно рисовать линии сверху вниз и слева направо. Педагог предлагает де­тям поучиться этому.

Если упражнение проводится впервые (когда у детей не сформированы технические навыки), воспитатель пока­зывает и объясняет, как это нужно делать.

Повторность изображений на одном занятии легче обес­печить в младшей и средней группах детского сада, так как этому способствует относительная простота изобра­зительных задач, выделенных в программе этих групп. Необходимо искать возможности такого повторения и на некоторых занятиях в старшей и подготовительной груп­пах (рисование на тему «Зайчиха с зайчатами» по песенке «Много зайчиков приходит, и больших и маленьких», «Машины едут по улице и везут разные грузы», «Дома на улице», «Птицы» и т.д.).

 

Далее пример

Рисование цветными карандашами на тему «Разноцвет­ные колечки» (вторая младшая группа).

В начале занятия воспитательница показала детям ко­лечки и сказала: «Посмотрите, дети, какие красивые раз­ноцветные колечки. Вы вчера играли с этими колечками, а сегодня вы их нарисуете. И у каждого будет много краси­вых разноцветных колечек. Колечко круглое по форме (при этом воспитательница обводит его пальцем по контуру).

— Оля, покажи, какое круглое колечко сначала одной,, затем другой рукой (девочка обводит кольцо). Теперь Але­ша покажет пальчиком всем детям, какой формы это ко­лечко (дает ребенку в руки другое колечко)».

Увидев, что движение руки мальчика неточное, тороп­ливое, воспитательница взяла его палец в свою руку: «Давай хорошо покажем, чтобы всем было видно» — и вместе с рукой ребенка (одной, потом другой) неторопливо обве­ла предмет по контуру. «Колечко круглое. Покажите все пальчиком, какое оно круглое», — предложила воспита­тельница и сама показала жестом в воздухе. Затем пока­зывает на доске, как надо рисовать круглое колечко. Об­ращается к детям: «Кто хочет показать, как надо нарисо­вать колечко? Иди, Миша, покажи».

Мальчик выходит к доске и рисует колечко на листе бумаги, приколотом к мольберту. Воспитательница обра­щает внимание детей на то, как правильно держит каран­даш Миша, напоминает, что рисовать колечко надо, не останавливая руки, сразу.

«Теперь будем рисовать колечки красного цвета. Возьми­те все красные карандаши, покажите, как вы держите карандаш». Воспитательница проверила, поправила тех, кто ошибался, вкладывая карандаш в руку ребенка, на­помнила, что рисовать нужно сразу, не останавливаясь. Затем она предложила положить красный карандаш и взять синий, чтобы нарисовать колечки синего цвета: «Возьмите карандаш правильно, покажите, как вы его держите».

Дети рисовали колечки, а воспитательница проверяла, отмечала, как много колечек рисуют дети. В тех случаях, когда дети затруднялись или у них получалось неправиль­но, воспитательница поправляла, иногда брала руку ребен­ка в свою и, рисуя на отдельном листе бумаги, показывала, подчеркивая, как надо держать карандаш и вести руку, не отрывая карандаша от бумаги. В конце занятия все рисун­ки были выставлены на доску. Воспитательница привлекла к ним внимание детей: «Посмотрите, дети, как много раз­ноцветных, красивых колечек вы нарисовали». Детям нра­вится учиться рисовать, они испытывают чувство удовлет­ворения, когда получается красиво.

Другое занятие. Рисование цветными карандашами на тему «Тележки едут по дороге» (средняя группа).

Воспитательница сказала детям, что они будут рисо­вать тележки, которые едут по дороге, напомнила, что те­лежки бывают разные: большие, маленькие, высокие, низ­кие, длинные, короткие, разных цветов. «Чтобы хорошо нарисовать, — обратилась она к детям, — давайте рассмот­рим эту тележку (показывает игрушку) и вспомним, ка­кой формы борт у тележки» (вызвала одного из детей, поднявших руку).

«Синий», — ответил ребенок.

«Синий — это цвет, — поправила воспитательница. — А форма?» «Прямоугольная», — вспомнил ребенок.

Воспитательница вызвала другого и предложила обвес­ти по контуру борт тележки. Ребенок обвел пальчиком, называя длину сторон: длинная, короткая, длинная, корот­кая. «Прямоугольная», ~ подтвердила воспитательница.

Затем она спросила, какой формы колеса. Получив пра­вильный ответ, вызвала ребенка, предложила обвести по контуру колеса. Уточнила, где они расположены.

После этого воспитательница взяла такой же (удлинен­ный), как у детей на столах, листок бумаги, показала его всем и сказала:

«Вот у вас такие же листочки — это дорожка. На ней вы нарисуете много разных тележек, которые едут по дороге. С чего вы начнете рисовать тележки?» Получив правиль­ный ответ, предложила всем детям взять карандаш, пока­зать, как они его держат (проверила, поправила тех, кто ошибся), посоветовала подумать, где поедет первая тележ­ка, и начать рисовать ее с борта.

Дети рисовали, а воспитательница проверяла, все ли правильно держат карандаш, слитно ли ведут линии; тем, кто ошибался, напоминала, что линию надо вести прямо и все время смотреть, куда ведешь, чтобы вовремя оста­новиться и повернуть линию в другую сторону, а то те­лежка получится некрасивая. В ходе работы она уточни­ла, что сначала нужно нарисовать несколько тележек, а потом их закрашивать.

Увидев, что некоторые дети уже нарисовали одну те­лежку, она сказала: «У Веры, Сережи, Маши одна тележ­ка уже едет по дороге, сейчас другая поедет». Тем, кото­рые долго рисовали первую, предлагала поторопиться и начинать рисовать другую.

Когда было нарисовано несколько тележек, воспита­тельница напомнила: «А теперь аккуратно закрасьте свои тележки, чтобы они были красивые, как новые. Помните, что закрашивать нужно в одну сторону, как начали, не меняя направления: сверху вниз или слева направо; не спешите, у краев двигайте карандашом помедленнее, что­бы не выйти за линию, иначе получится некрасиво; не нажимайте на карандаш очень сильно».

Воспитательница следила, как дети закрашивают свои рисунки. Если она замечала, что кто-нибудь изменяет на­правление штрихов или спешит и выходит за линии конту­ра, или неравномерно нажимает на карандаш, напоминала, как надо правильно закрашивать, а иногда, беря руку ребен­ка в свою, производила движения в нужном направлении, темпе и с определенной силой, чтобы ребенок почувство­вал, каким должно быть движение при закрашивании. Часть детей увлеклась, забыла, как нужно действовать правильно, и воспитательница вновь напомнила им.

Увидев, что одни дети закончили рисование тележек, а другие еще нет, но до конца занятия есть некоторое вре­мя, воспитательница предложила: «Кто уже нарисовал те­лежки, подумайте, какой груз они везут».

Постепенно готовые рисунки выставлялись на доску.

В конце занятия воспитательница обратилась к детям: «Вот какие длинные дороги получились (проводит рукой по рядам), а по ним едет много-много разных тележек: и больших, и маленьких, и длинных, и коротких, с высоки­ми бортами и с низкими (при этом показывает разные тележки), и все они разного цвета. Затем воспитательни­ца подчеркнула, что некоторые дети очень хорошо нари­совали тележки (ровные, с прямыми бортами, с одинаковыми круглыми колесами) и правильно их закрасили: те­лежки получились красивые, как новые. Предложила детям найти такие рисунки.

 

Приведенные примеры показывают, как повторение изображения одних и тех же предметов в рисунке может способствовать упражнению детей, отработке определен­ных графических навыков и умений. В обоих случаях тех­ническая задача была тесно связана с изобразительной, хорошее техническое исполнение обеспечило и хорошее решение изображения в целом, что вызвало чувство удов­летворения у детей.

 

6. Слово, словесная инструкция в формировании двигатель­ных навыков. Дети младшего возраста еще не могут повторить объяс­нение, но в старшей группе целесообразно вслед за пока­зом и объяснением движений вызывать для повторения инструкции детей к доске.

Роль словесной инструкции в правильном выполнении движений значительно повышается на протяжении до­школьного возраста. Вначале это будет слово, сопровождающее действие пе­дагога. Затем ребенок сопровождает словом собственные рисовальные движения, показывая их у доски. Потом слово отделяется от действия: ребенку предлагается вначале объяснить, как надо действовать и почему именно так, и только после этого приступать к работе. Например; в младшем возрасте слова опреде­ляют ритм кругообразного движения руки ребенка, не дают задерживать движение, организуют его во времени («Еще шарик, еще шарик, еще шарик».).

7. Индивидуальный подход в обучении технике рисова­ния уже на первых этапах овладения детьми деятельно­стью способствует успешному формированию ее у всех детей группы: все дети получают равные возможности изображения окружающих предметов и явлений. При этом овладение одними и теми же техническими приемами не ведет к однообразию рисунков. И дальше развитие техни­ки изображения идет с индивидуальными различиями.

Таким образом, при формировании технических навыков рисования используются следующие пути обучения: организа­ция ориентировочно-исследовательской деятельности, обучение навыкам на основе подражания (организация показа двигательного образца), проведение упражнений в целях отработки движений руки, их качеств, слово пе­дагога, повторение детьми словесной инструкции, запо­минание правил и регуляция с их помощью движений руки. Все эти способы должны использоваться в единстве.

 

 

 

Исходя из разнообразия рисовальной техники в изобразительном искусстве и учитывая возможности детей дошкольного возраста, целесообразно обогатить техническую сторону детского рисования. Этого можно достичь, разнообразя способы работы уже известными в широкой практике красками и карандашами и используя новые материалы (цветные восковые мелки, акварель и т.д.), а также сочетая в одном рисунке разные материалы и технику. Сочетание разных материалов в одном рисунке позволяет добиваться большей выразительности изображения.

Нетрадиционные техники рисования позволяют использовать различные материалы для создания художественного образа.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольни­ков. Так, например, начинать работу в этом направле­нии следует с таких техник, как рисование пальчика­ми, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят худо­жественный образ, создаваемый с помощью более слож­ных: кляксографии, монотипии и т.п.

 

Это не весь перечень нетрадиционных техник. Его можно продолжать.

 

 

НЕТРАДИЦИОННЫЕ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИЕ

ТЕХНИКИ

Года

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...