Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игра «Про котика и про котище»

Словоизменение

 

Имена сущест­вительные Суффиксы: зуб — зубки Мн. ч. котята Ед. и мн. ч. В. п.: час­тичного объекта: еще молока Т. п.: карандашом Согласование в роде и числе с числительны­ми: две ромашки, два теленка В. п. и Т. п. без пред­лога/дети рисуют дом; карандашом, водой Д. п. без предлога с глаголом со словами: можно, нельзя, нужно Р. п. с числительны­ми: я съел одну грушу Предлоги: в, на, у, с, к, под, над, от Мн. ч.: автомат — ав­томаты Изменение по паде­жам Существительные не­склоняемые: кофе, пальто, кино, пианино, какао Изменение по паде­жам (с предлогами и без предлогов) и по числам Согласование с прила­гательными в роде
Глаголы Изменение по чис­лам: грызет — грызут, лакает — лакают Повелительное на­клонение: стой, иди Неспрягаемые формы во 2 л. ед. ч. Повелительное на­клонение: иди, дай Приставочные, беспри­ставочные, возвратные Повелительное накло­нение 2 л. ед. ч. Инфинитив наст. вр. Наст, и пр. вр. Глаголы м. и ж. р. наст, и пр. вр. Согласование с други­ми частями речи во всех косвенных падежах
Имена прилага­тельные Согласование с су­ществительными в роде и числе: желтый бантик Согласование с су­ществительными мн. ч. в И. п.: пушистые кро­лики Согласование с суще­ствительными в косвен­ных падежах Сравнительные степени Согласование с суще­ствительными в ср. р.  
Числительные Согласование с суще­ствительными в косвен­ных падежах Согласование с существительными в роде и числе

 

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ


 

Года

(1 младшая группа)


Игра «Киска в гости к нам пришла»

Чему учится ребенок: узнавать изображение на картинке, называть облегченным сло­вом кошку; произносить звукоподражание «мяу»; выделять и показывать части тела кошки (голова, уши, глаза, нос, рот, усы, лапы, хвост).

Оснащение: игрушечная кошка; картинка с изображением кошки (см. вклейку, рис. 1).

Ход игры: спрячьте игрушечную кошку за ширму. Помяукайте. Спросите у ребенка: «Кто это мяукал?» Если ребенок не может ответить, ответьте на вопрос сами: «Это киска мяукала!» Покажите ребенку игрушечную кошку. Прочтите потешку, показывая по ходу чтения пальчиком ребенка на части тела кошки:

Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы, Глазки смелые, Зубки белые.

Предложите ребенку рассмотреть картинку с изображением кошки и попросите пока­зать части тела, которые вы назовете. Спойте вместе с ребенком песенку кошки: «Мяу!»

Игра «Котятки — кошечки ребятки»

Чему учится ребенок: узнавать на картинке котят, называть их облегченным словом; выделять, показывать и называть части тела кошки; понимать значение множественного числа существительного «котята».

Оснащение: сюжетная картинка (см. вклейку, рис. 2).

Ход игры: подготовьтесь к игре заранее. Откройте вклейку, рис. 2. Вырежьте ставни и наклейте их на окна так, чтобы можно было отогнуть. Рассмотрите вместе с ребенком картинку. Расскажите, что изображено на картинке. «Это дом. Около дома сидит мама кошка. Она громко мяукает: "МЯУ!". Она зовет своих котят». Прочтите рифмовку:

Серенькая кошечка

Села на окошечко.

Хвостиком махала,

Деток подзывала: «Мяу, мяу!»

Предложите ребенку по очереди открывать ставни на окнах дома. Каждый раз с удивле­нием спрашивайте: «Кто это?» Если ребенок не может ответить, скажите: «Это котенок». Когда все ставни будут открыты, закройте их и попросите ребенка позвать котят, произно­ся звукоподражание «Мяу!» при этом открывайте ставни по очереди.

 

Игра «Где собачка Жучка?»

Чему учится ребенок: использовать в активной речи слово «вот»; звукоподражание «ав-ав»; строить предложение из 2 слов: указательное слово + имя существительное — («Вот ав-ав» — собака).

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 3).

Ход игры: подготовьтесь к игре заранее. Вырежьте в нижней части рисунка круг, при­клейте его к будке так, чтобы можно было его отогнуть. Закройте будку приклеенным кружком. Покажите ребенку картинку.

Возьмите ручку ребенка, вычлените его указательный пальчик, укажите им на будку и скажите: «Это будка». Прочтите рифмовку:

Кто в будке сидит, Дом хозяйский сторожит, Громко, громко лает, Чужих на пускает?

Предложите ребенку открыть будку. Спросите: «Кто сидит в будке?» Прочтите вторую часть рифмовки, отвечая на свой вопрос. Показывайте пальчиком ребенка на те части тела собаки, о которых говорится в рифмовке:

Это наша Жучка. Хвостик — закорючка, Шерстка пестрая, Зубки острые.

Закройте окошечко будки. Спросите ребенка: «Где собачка?» Откройте окошечко буд­ки. Стимулируйте произнесение ребенком фразы: «Вот собачка (или ав-ав)».

Игра «Большие и маленькие»

Чему учится ребенок: понимать значение имен существительных, образованных с по­мощью суффикса -чк- (собака — собачка, кошка — кошечка).

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 4).

Ход игры: вырежьте большую собаку и маленькую собачку, большую кошку и малень­кую кошечку. Рассмотрите картинку вместе с ребенком. Предложите ребенку найти в за­боре дырку, через которую большая собака полезет за лакомством — косточкой (анало­гично поступите с маленькой собачкой).

Скажите: «Большая собака полезет в большую дырку, а маленькая собачка — в малень­кую дырочку».

Попросите ребенка взять большую собаку и найти для нее большую дыру в заборе (вложить вырезанную картинку в силуэт большой собаки в заборе).

Игру с остальными вырезанными картинками проведите по аналогии.

Предложите ребенку угостить собак лакомством — большой собаке дать большую кость, а маленькой соба чк е — маленькую косто чк у.

Перед началом выполнения задания можно прочесть рифмовку.

Начинается игра. Вот в заборе дыра. Ты в нее полезай И подарок получай.

 

Игру с кошкой и кошечкой проведите по аналогии.

Предложите большой кошке дать большую миску с молоком, а маленькой коше чк е — маленькую мисо чк у с молоком.

 

Игра «Заводные животные»

Чему учится ребенок: узнавать и называть домашних животных и совершаемые ими действия; использовать в активной речи глаголы единственного числа, повелительного на­клонения (иди, сиди, стой).

Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 5); лист белой бумаги; игрушечный заводной ключ.

Ход игры: предложите ребенку завести нарисованные игрушки (имитировать движе­ние — поворот кисти руки). Прочтите двустишие:

Ключик я покручу. — Все идите,— кричу.

Предложите ребенку приказать животному: «Собака, лежи! Кошка, лежи! Собака, стой! Кошка, стой! Собака, иди! Кошка, иди!»

Из белой бумаги вырежьте четыре квадрата. Согните их по диагонали и наклейте над изображением животных. Скажите: «Собачка спряталась. Найди собачку». Помогите ре­бенку отогнуть приклеенный квадрат и обнаружить под ним спрятавшуюся собачку: «Вот собачка!»

Продолжите игру с остальными спрятавшимися животными аналогично.

Игра «Дрессировщик»

Чему учится ребенок: употреблять инфинитив глаголов сидеть, бежать, стоять.

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 6).

Ход игры: предложите ребенку поиграть в цирк. Покажите ему картинку. Скажите: «Это дрессировщик. Он дрессирует животных и выступает с ними в цирке.

Для того, чтобы животные слушались, нужно строго приказать: "Сидеть!"»

Предложите ребенку поиграть и цирк — стать дрессировщиком и отдавать команды дрессированным собачкам, кошкам: «Иди, сиди, лакай...»

Над каждым животным приклейте окошки из белой бумаги таким образом, чтобы можно было, отогнув обе половинки, увидеть картинку. Предложите ребенку найти спря­тавшихся животных.

Игра «Волшебный пальчик»

Чему учится ребенок: употреблять единственное и множественное число имен сущест­вительных; определять по грамматической форме глагола, кому принадлежит совершае­мое действие — одному животному или нескольким.

Оснащение: сюжетная картинка (см. вклейку, рис. 7).

Ход игры: прочтите рифмовку.

У наших питомцев родились ребята — У кошки... (котята), У Жучки —... (щенята).

Предложите ребенку найти на картинке, показать и назвать детенышей кошки (котята), собаки (щенки).

Любят детки скакать, Прыгать, лазать и играть.

 

Предложите ребенку показать, где котенок лезет на дерево, а где котята лезут на забор, где щенок грызет кость, а где щенки грызут кости.

Примечание: на первом занятии учите ребенка различать грамматические формы един­ственного и множественного числа глаголов настоящего времени. Предложите ребенку найти и показать, где щенок грызет, а где щенки грызут. На втором занятии учите употреб­лять в активной речи существительные единственного числа (мужского и женского рода) и множественного числа.

Игра «Строгая мама»

Чему учится ребенок: употреблять местоимение «я».

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 8).

Ход игры: покажите ребенку игрушечную собачку. Прочтите рифмовку от имени мамы-собаки:

Что за визг,

Что залай!

Ну, скорее отвечай!

Предложите ребенку стать щенком. Наденьте на него шапочку собачки (или ободок с прикрепленной картинкой с изображением щенка). Попросите ребенка выполнять раз­личные действия и называть их: «Я прыгаю. Я иду. Я лаю».

Расскажите ребенку, что у мамы-собаки есть фотографии ее щенка. Предложите ре­бенку рассмотреть картинки-фотографии и рассказать о том, что делает щенок.

Показывайте ребенку по одной предметной картинке.

Ответы ребенка: «Я лаю. Я прыгаю. Я иду».

Игра «Помоги котенку найти корзинку»

Чему учится ребенок: различать и называть два основных цвета (желтый, синий); разли­чать предметы по форме.

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 9).

Ход игры: рассмотрите вместе с ребенком картинку. Прочтите рифмовку:

Мама котяток очень любила, Бантики разные им подарила. Бантик желтый — Мурке, Бантик синий — Шурке.

Покажите ребенку сказочных котят на картинке и назовите их по именам. Попросите ребенка подарить каждому котенку по одному бантику. Мурке — желтый бантик, Шур­ке — синий.

Прочтите вторую часть рифмовки:

Прыгали, бегали и веселились. К вечеру очень они утомились. Спать будет Мурка в желтой корзине, Шурка же — в синей!

Положите перед ребенком два фломастера — синий и желтый. Попросите его показать вам синий фломастер, затем желтый.

Спросите ребенка, указывая на фломастер: «Какого цвета этот фломастер?»

Попросите ребенка провести линию желтым фломастером от котенка с желтым банти­ком до желтой корзинки, от котенка с синим бантиком до синей корзинки.

 

Игра «Машин, Машенькин...»

Чему учится ребенок: образовывать слова с помощью суффиксов; правильно согласо­вывать имена существительные с прилагательными в мужском и женском роде единствен­ного и множественного числа.

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 10).

Ход игры: вырежьте картинки в нижней части листа. Положите их перед ребенком в два ряда: в верхнем ряду — собака, кошка, коза; в нижнем — соба чк а, коше чк а, козо чк а. Объясните, чем они отличаются друг от друга: собака — большая, а собачка — малень­кая.

Проверьте, правильно ли понял ребенок ваши объяснения. Предложите ему показать: собаку и собачку; кошку и кошечку; козу и козочку.

Затем предложите ребенку поиграть. Разложите перед ним вперемешку все картинки с изображением больших и маленьких животных. Покажите ему на картинке двух девочек, скажите: «Маленькую девочку зовут Машенька, а большую — Маша». Расскажите, что у них из корзин разбежались домашние животные. Предложите ребенку помочь девочкам собрать потерявшихся домашних животных (больших привести к Маше, а маленьких — к Машеньке). Когда ребенок выполнит задание, предложите ему назвать животных, кото­рых нашла Маша, а затем попросите его назвать, кого нашла Машенька.

 

Года

(2 младшая группа)


Игра «Животные в стране лилипутов и великанов»

Чему учится ребенок: образовывать слова с помощью суффиксов; правильно согласо­вывать имя существительное с прилагательным в мужском и женском роде единственного числа и во множественном числе.

Оснащение: лото «Домашние животные»; картинки (см. вклейку, рис. 11).

Ход игры: вырежьте картинки с изображением животных. Расскажите ребенку неболь­шую сказку: «Плыл по морю корабль. Вез он животных в волшебные страны — лилипутов и великанов. На корабле было два трюма. Домашних животных разместили в разных трю­мах — в один поместили больших животных, а во второй — маленьких.

Больших животных капитан вез в страну великанов — в этой стране все было большим: коровы, лошади, козы. Во втором трюме находились маленькие животные. Их капитан вез в страну лилипутов. В этой стране все было маленьким — коровки, лошадки, козочки.

Вдруг раздался шум: мычание, блеяние, ржание — животные захотели есть. Капитан приказал выгрузить всех животных на берег и накормить».

Предложите ребенку разложить карточки лото с изображенными на них домашними животными на листе — лугу. (Карточки разложите вперемешку.)

«Лошади, коровы, козы паслись на лугу. Пароход загудел. Все животные пошли обрат­но на корабль».

Попросите ребенка помочь животным найти свой трюм на корабле и предложите ему разместить животных в трюмах по признаку размера, назвать каждое животное: коро­ва — коровушка; лошадь — лошадка; коза — козочка.

Игра «Водопой»

Чему учится ребенок: различать, находить и называть по просьбе взрослого предметы четырех основных цветов (желтый, синий, зеленый, красный); согласовывать имена суще­ствительные мужского и женского рода с прилагательными в роде и числе.

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 12).

Ход игры: рассмотрите вместе с ребенком сюжетную картинку. Прочтите рифмовку:

Знаешь, мама, где я был? Лошадей поить водил. За узду я вел лошадку, Напоил водичкой сладкой!

 

Предложите ребенку помочь мальчику найти ведро с водой для каждой лошадки. По­просите его провести карандашом линии, соединяющие лошадку с ведром. (Карандаш должен быть такого же цвета, как ведро и уздечка.)

Предложите ребенку рассказать о том, куда пошла пить лошадка с желтой уздечкой. Дайте образец правильного ответа ребенка: «Лошадка с желтой уздечкой будет пить из желтого ведра».

 

Игра «Гроза, все по домам!»

Чему учится ребенок: использовать в речи имена существительные с предлогом «в»; соотносить числительные «один», «два» с соответствующим количеством предметов.

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 13).

Ход игры: вырежьте в нижней части листа домашних животных (при усложнении — детенышей домашних животных).

Выкладывайте перед ребенком по одной картинке. Предложите ему называть каждое домашнее животное (или его детеныша).

Рассмотрите вместе сюжетную картинку. Попросите ребенка назвать изображенные на ней жилища домашних животных (будка, хлев, конюшня, свинарник, дом).

Прочтите рифмовку:

Дождь, дождь! Надо нам Разбегаться по домам! Гром гремит и всех пугает —Каждый в домик убегает!

Предложите ребенку спрятать домашних животных и их детенышей от грозы в их домах.

После выполнения задания спросите ребенка: «Кто и где спрятался?»

Лошадь и жеребенок спрятались в конюшне. Собака и щенок — в будке. Корова и теле­нок — в хлеву. Кошка и котенок — в доме. Свинья с поросенком — в свинарнике.

Усложнение: сначала предложите ребенку найти дом только для больших животных. Спросите: «Сколько домашних животных в каждом жилище?» (Одна корова, одна ло­шадь.) Затем предложите ребенку спрятать от грозы мам и их детенышей.

Спросите ребенка: «Сколько животных в будке?» (В будке две собачки.)

Игра «Котенок-привереда»

 

Чему учится ребенок: использовать в речи предлоги «на», «под».

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 14).

Ход игры: вырежьте в нижней части листа двух котят. Предложите ребенку во время чтения рифмовки укладывать котенка там, где он должен находиться по тексту:

Расскажи, котенок, чем ты недоволен? Может, на подушку?

Не ловил ты рыбку с мамой в синем море, Может быть, под шкаф?

Не косил ты травку с папой в чистом поле. Может быть, на стульчик?

Бегал ты по дому, прыгал и скакал. Может, на сундук?

Наигрался вволю и искать ты стал, Лёг малыш на коврик...

Где ж тебе, малютке-котеночку, поспать? Спит котенок сладко!

Может, лечь клубочком прямо на кровать? У него под щечкой лохматенькая лапка.

Спросите ребенка: «Где же уснул котенок?» (На коврике.) Предложите ему взять кар­тинку с изображением спящего котенка и положить на коврик.

Игра «Корова с телёнком»

Чему учится ребенок: соотносить имена числительные «один», «два» с соответствую­щим количеством предметов; использовать глаголы совершенного и несовершенного вида.

Оснащение: игрушки (корова, два теленка); предметные картинки с изображением луговых цветов (ромашка, клевер).

Ход игры: покажите ребенку игрушки. Прочтите рифмовку;

Жила-была корова, ходила на луга. Траву жевала, теляток приглашала. «Слышишь, детка: Му-у-у да Му-у-у! Я тебя в луга зову.

Ты скорее приходи и сестренку приводи. Пожуем мы травку, кашку и ромашку!»

Возьмите в руки игрушечную корову. Спросите ребенка: «Что делает корова?» (Мычит, жует травку, пасется.) Дайте ребенку игрушечных телят. Спросите: «Кто это?» (Телята.)

Предложите ребенку угостить телят — положить предметные картинки с изображени­ем угощения перед каждым теленком. Попросите его предложить теленку угощение, сказав: «Съешь, теленок, две ромашки.» (Съешь одну ромашку. Съешь одну кашку. Съешь две кашки.)

Игра «Кролики»

Чему учится ребенок: использовать в речи с предлоги «в», «на», «из»; соотносить количество предметов с цифрой, их изображающей; согласовывать имя существительное с числительным «пять» в роде.

Оснащение: игрушечный кролик; фломастер; нарисованные цифры от 1 до 5.

Ход игры: положите перед ребенком вырезанную картинку, изображающую кролика. Предложите ребенку его рассмотреть, назвать части тела (лапы, коротенький хвост, мор­дочка, глаза, рот, нос, усы, длинные уши). Прочтите стихотворение 3. Александровой:


В старой корзине

на кухонном столике Смирно сидели пушистые кролики. Мама сказала: — Их трогать не нужно.—

Только, наверно, им,

Бедненьким, душно, Маленьким кроликам

Жарко и тесно. Сколько их там —

Посмотреть интересно. Крышку слегка приоткрыла

Танюшка,

пальцем потрогала серое ушко. Мамы не слышно, не видно

в квартире — Таня корзинку открыла

пошире...


Может налить молочка им

На блюдце?..

Но не успела она оглянуться, Кролики, выгнув пушистые

Спинки,

Начали прыгать на стол

Из корзинки.

Таня назад посадить их

не может,— Кролик морковку на ящике

гложет,

Этот грызет на окошке цветок, Этот забрался в братишкин сапог...

Ведь не могли они выпрыгнуть

сами!

Что она скажет Вернувшейся маме?


Предложите ребенку вспомнить и сказать, где спрятались кролики. Предложите ребен­ку вспомнить, сколько кроликов было в корзинке. Попросите его найти цифру, обозначаю­щую количество кроликов в корзинке, и обвести ее фломастером по пунктирным линиям.

Игра «На ферме»

 

Чему учится ребенок: отвечать на вопрос кому?

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 15).

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть картинку и назвать изображенных домаш­них животных. Если ребенок легко справляется с этим, можно попросить его найти харак­терные части тела у каждого животного, назвать их.

Прочтите стихотворение В. Берестова «Коза»:

В дверь вошло животное Занавеску на окне

До того голодное: И картинку на стене,

Съело веник и метлу, Со стола слизнуло справку

Съело коврик на полу, И опять пошло на травку.

Спросите ребенка, почему коза все съела? (Она была голодна.)

Попросите ребенка покормить козу.

Предложите ребенку показывать по очереди на картинки и называть лакомство, находя­щееся под ней. Попросите его найти животное, которое любит это лакомство больше всего. Предложите ребенку провести пальчиком по дорожке, идущей от лакомства к жи­вотному. Попросите его сказать, кто из животных что любит есть. (Корова любит сено. Коза любит травку. Кролик любит морковку. Собака любит косточку. Кошка любит рыбку.)

Игра «Идем на прогулку»

Чему учится ребенок: подбирать и называть величину каждого предмета; согласовы­вать существительные (мужского и женского рода) с прилагательными, обозначающими их величину; использовать в активной речи превосходную степень прилагательных.

Оснащение: игрушечные собаки разной величины; вырезанные из цветной бумаги ошей­ники (широкий, узкий) и поводки (длинный, короткий).

Ход игры: спросите у ребенка: «Что нужно собаке для того, чтобы хозяин повел ее на прогулку?» (Ошейник, поводок.)

Предложите ребенку рассмотреть поводки разных величин (длинный, короткий).

Попросите его определить и назвать размер поводков. (Длинный поводок, короткий поводок.)

Предложите сравнить величину путем наложения одного поводка на другой. Спросите: «Какой поводок длиннее, а какой короче?» (Синий поводок длиннее, а желтый поводок короче.)

Аналогично проведите обследование ошейников (широкий и узкий).

Предложите ребенку провести карандашом линию, соединяющую ошейник с повод­ком. Варианты: широкий ошейник с длинным поводком; широкий ошейник с коротким поводком; узкий ошейник с коротким поводком; узкий ошейник с длинным поводком.

Игра «Мой — моя»

Чему учится ребенок: употреблять в речи местоимения «мой», «моя».

Оснащение: лото «Домашние животные».

Ход игры: положите перед ребенком и перед собой по одной карте лото. Попросите ребенка назвать изображенных на ней детенышей домашних животных. Перед собой раз­ложите предметные карточки, изображающие домашних животных.

Возьмите одну из предметных карточек и спросите: «Чья собака?» Ответ ребенка: «Моя собака?» «Чей котенок?» «Мой котенок.»

Игру продолжайте до тех пор, пока у кого-нибудь из играющих карта лото не будет полностью закрыта предметными карточками.

 

Лет

(средняя группа)


Игра «Он, она, они»

 

Чему учится ребенок: изменять грамматическую форму числа и лица глагола.

Оснащение: подберите соответствующие картинки.

Ход игры: предложите ребенку поиграть. Скажите, что вы будете читать загадку, а ребенка попросите досказать пропущенное слово.

Она в хлеву зимой стоит, Бородой он... (метет),

Сено... (жует), Сено медленно... (жует),

Молочко нам... (дает). Молока нам не... (дает).
(Корова) (Козел)

Затем попросите его назвать животное, о котором была загадка.

Попросите ребенка самостоятельно изменить грамматическую форму числа и лица глаголов. Предложите ему сказать, что делают корова и козел, заменив названия живот­ных местоимением: «Корова... (она) жует, козел... (он) жует, (они) жуют».

Игра «Что ты будешь делать!»

Чему учится ребенок: самостоятельно подбирать и называть глагол (неопределенную форму); образовывать прошедшую форму глагола при помощи приставок «на», «по».

Оснащение: игрушки, изображающие домашних животных; игрушечное ведерко; щет­ка; трава, вырезанная из зеленой бумаги.

Ход игры: предложите ребенку рассказывать о том, что он будет делать.

«Я буду... кормить... (корову, козу, лошадь).

Я буду... поить... (собаку, кошку...).

Я буду... чистить... (лошадь, корову).

Я буду гладить... (кошку)».

Предложите ребенку подобрать предметы, соответствующие действиям:

— кормить (травка из бумаги);

— поить (ведерко);

— чистить (щетка);

— гладить.

В игру можно играть вдвоем - выполнять действия и называть по очереди.

Спросите ребенка: «Что ты сделал?» На кормил, на поил, по чистил, по гладил.

Игра «Бабушкин помощник»

 

Чему учится ребенок: образовывать глаголы с помощью приставок на-, под-, вы-, до-, пере-.

Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 16).

Ход игры: предложите ребенку прослушать рифмовку:

Я сам на колодец сегодня ходил, Воды для животных в ведро я на лил. Корове-Буренке воды пере лил, Барбосу я в миску воды не до лил, Котятам — я только немного под лил. Всю воду я вы лил любимцам моим.

Задайте ребенку вопросы.

«Сколько воды мальчик налил Буренке?» (Перелил.) «Найди и покажи картинку, где мальчик переливает воду в поилку».

«Сколько воды налил мальчик Барбосу?» (Недолил.) «Найди и покажи картинку, где мальчик недолил в миску воды».

«Что сделал мальчик у миски котят?» (Подлил воды.) «Найди и покажи картинку, где мальчик подливает в миску воды».

«Найди и покажи картинку, где мальчик вылил всю воду из ведра».

Игра «Едем в деревню»

 

Чему учится ребенок: употреблять в речи предлоги «за», «перед», «рядом», «между».

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 17).

Ход игры: подготовьтесь к игре заранее. Вырежьте животных, которые будут садиться в вагоны. Предложите ребенку рассмотреть паровоз и разноцветные вагоны. Скажите: «Красный, за красным — зеленый, за зеленым — желтый».

Попросите ребенка повторить, в какой последовательности вагоны прицеплены друг к другу. Задайте ему вопросы: «Какого цвета вагон перед вагоном желтого цвета? Какого цвета вагон перед вагоном зеленого цвета?»

Предложите ребенку отгадать загадки. Перед каждой загадкой прочтите рифмовку:

Ты загадку отгадай, В путь меня отправляй.

Прочтите загадку и попросите ребенка посадить в вагон то животное, которое спрята­лось в отгадке.

Он на улице визжит, — Бэ-бэ-бэ, я рогатый,

Вместо хвостика крючок, Бэ-бэ-бэ, я хвостатый,

Вместо носа пятачок, Бэ-бэ-бэ, я ушастый,

Пятачок дырявый, Бэ-бэ-бэ, очень страшный,

А крючок— вертлявый! Бэ-бэ-бэ, забодаю!

(Поросенок) (Козел)

Он сказать не может: «Мама,

Есть хочу». А потому

Целый день мычит упрямо:

«Му-у!»

Это вовсе не ребенок,

Это — маленький теленок.

Предложите ребенку посадить каждого из животных в вагон, который находится между... вагоном и... вагоном, рядом с... вагоном, перед... вагоном.

 

Игра «По порядку становись!»

Чему учится ребенок: определять и называть имена прилагательные, обозначающие высоту; употреблять сравнительную степень прилагательных (выше, ниже).

Оснащение: лото «Домашние животные».

Ход игры: положите перед ребенком предметные картинки с изображением домашних животных, разные по размеру. Перемешайте их.

Предложите ребенку прослушать рифмовку и расположить домашних животных по возрастающей. Попросите его назвать величину каждого животного. (Большой теленок, теленок поменьше, теленок еще меньше, самый маленький теленок.)

Вот корова на лугу, Замычала громко: — М-у-у-у! За мной мои ребятки, Рыжие телятки.

Задание по созданию сериационных рядов со щенками и котятами выполняется по ана­логии.

Жучка лает громко: Мама-кошка,

— А-ф-ф-ф! Котяток зовет,

Бегут за ней ребятки, Мяукает громко

Рыжие щенятки! И мышку несет!

Игра «Кормушка»

Чему учится ребенок: согласовывать имена прилагательные «круглый», «овальный», «квадратный» с именами существительными в роде и числе.

Оснащение: лото «Ферма», предметные картинки с изображением угощения.

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть предметные картинки и назвать изобра­женных животных. Попросите его поставить перед каждым животным угощение и сказать, что и в чем находится. Можно прочесть рифмовку:

В деревне у бабушки много забот: Большая семья у старушки живет. Чуть свет будят бабушку песней своей И просят еды принести поскорей. И к каждому бабушка сразу спешит, Погладит и вкусной едой угостит. Сена охапку — корове Бурёнке, В лохани ботвы принесет поросенку, Котятам в тарелку нальет молока, В миску положит костей для Дружка.

Игра «Кто как говорит...»

Чему учится ребенок: активизирует словарь за счет глаголов, обозначающих действия, производимые домашними животными.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку прослушать отрывки нескольких стихотворений и сказать, что делало каждое домашнее животное. (Мычало, мяукало.)

 

Пришла во двор корова: Ножками пляшет,

«Му! Я здорова, Хвостиком машет...

Раздутые бока — Сосет — то мимо, то в рот.

Кому молока?» Недовольна корова,

Прибежал теленок, Обернулась к нему

Совсем как ребенок. И смотрит сурово:

Лбом вперед, «Му-му! Куда ты спешишь,

Мордой в живот, Глупыш?...

Задайте ребенку вопрос: «Что делала корова?» (Мычала.)

Чучело-Мяучело

Чучело-мяучело

На трубе сидело,

Чучело-мяучело

Песенку запело.

Чучело-мяучело

С пастью красной-красной —

Всех оно замучило

Песенкой ужасной —

(М. Ясное)

Задайте ребенку вопросы.

«О ком это стихотворение? (О кошке.)

Что делала кошка? (Мяукала.)

Как зовет собака щенков? (Лает.)

Как подзывает коза козленка? (Блеет.)

Как зовет жеребенка мама-лошадь? (Ржет.)»

 

Игра «Докончи предложение»

Чему учится ребенок: образовывать имена существительные мужского и среднего рода множественного числа; правильно употреблять их в речи.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку прослушать начало предложения и попросите правиль­но его закончить:

«На лошади — седло; на лошадях... (седла).

У коровы четыре копыта; у коров много... (копыт).

У козы сломался один рог; у козы острые... (рога)».

Игра «Рассади гостей за столом»

Чему учится ребенок: совершенствовать пространственное представление; активизи­ровать в речи наречия «справа», «слева»; предлог «между».

Оснащение: игрушки, изображающие домашних животных; набор строительного ма­териала.

Ход игры: предложите ребенку послушать рифмовку:

К нам гости пришли,

Дорогие пришли!

Уж как мы гостей дорогих

За стол сажали!

Уж как мы гостей дорогих

Потчевали, угощали!

Выкладывайте перед ребенком по одной игрушке. Попросите его назвать и посадить за стол по вашей просьбе: «Посади на лавку... (корову). Справа от коровы... (козу). Слева от коровы... (лошадь). Между лошадью и козой посади... (кошку)».

Попросите ребенка сказать, кто и где сидит.

Игра «Прятки»

Чему учится ребенок: соотносить изображение животных с их названиями; употреб­лять их в единственном числе и в родительном падеже множественного числа.

Оснащение: подберите предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей; лист белой чистой бумаги.

Ход игры: положите перед ребенком предметные картинки. Попросите его назвать изображенных детенышей домашних животных. Предложите ребенку поиграть с живот­ными в прятки. Прочтите рифмовку:

В прятки будем мы играть, Крепко глазки закрывать! Глазки быстро открывай, Кто пропал, угадай!

Чистым листом белой бумаги прикройте картинки, оставьте только одну пару. Предло­жите ребенку назвать детенышей домашних животных. Попросите ребенка постараться их запомнить. Прикройте вырезанным из зеленой бумаги лопухом любого детеныша. Пред­ложите ребенку открыть глаза и сказать, кто спрятался.

Лексический материал: котенок — котята — нет котят; щенок — щенята — нет щенят; теленок — телята — нет телят; жеребенок — жеребята — нет жеребят; поросенок — по­росята — нет поросят.

Игра «Волшебник-недоучка»

Чему учится ребенок: употреблять имена существительные единственного и множест­венного числа родительного падежа.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 18).

Ход игры: расскажите ребенку о том, что маленький волшебник только начал учиться колдовать, поэтому у него не всегда все правильно получается. Попросите ребенка найти ошибки, допущенные волшебником, и исправить их.

Выкладывайте перед ребенком по одной картинке. Предложите ему внимательно рас­смотреть каждую картинку и сказать, что волшебник сделал неправильно (или забыл сде­лать). Предложите ребенку исправить ошибки волшебника: «У коровы нет рогов. У лошади нет копыт. У собаки нет ушей. У кошки нет хвоста».

Игра «Что делает? — Что сделала!»

Чему учится ребенок: различать настоящее и прошедшее время глаголов. Оснащение: парные картинки (см. вклейку, рис. 19).

Ход игры: попросите ребенка, глядя на картинку, подобрать глагол прошедшего вре­мени к предложенному вами глаголу настоящего времени.

«Собака грыз ет кость. — Собака сгрыз ла кость.

Кошка лака ет молоко. — Кошка вылака ла все молоко.

Корова жу ет пучок сена. — Корова сжева ла сено.

Лошадь прыга ет через барьер. — Лошадь перепрыгну ла через барьер».

Пет

(старшая группа)

 


Игра «Любимые детки»

Чему учится ребенок: образовывать слова с помощью суффикса -ок- (щенок, котенок, жеребенок, верблюжонок); использовать их в активной речи; образовывать звукоподра­жательные глаголы.

Оснащение: подберите предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Ход игры: предложите ребенку поиграть с картинками. Прочтите рифмовку:

У мамочки каждой Есть свой ребенок. Мохнатый, пушистый, Горбатый, рогатый... Имя мамы скажу. Ну, давай, Имя ребенка ты угадай!

Положите перед ребенком на стол (слева) картинку, на которой изображена верблюди­ца. Предложите ребенку закончить фразу, назвав детеныша. Попросите его найти картин­ку с его изображением, назвать его и положить слева от мамы.

Прочтите рифмовку:

У мамы двугорбой есть милый ребенок.

Зовут его просто — степной... (верблюжонок).

У рыжей лошадки с пушистою гривой

Есть тоже ребенок, смешной и игривый —

Смешной... (жеребенок).

У кошечки нежной

С пушистою шерсткой

Родился ребенок —

Малютка... (котенок).

У нашей коровы

Есть тоже ребенок,

Как мама, такой же

Подлиза... (теленок).

Свинья вся в щетинке, дождалась ребят —

Розовых, толстых детей... (поросят).

Собака ласкает малышку... (щенка),

Ну, а у крошки видны два клыка.

 

 

Игра «Скажи наоборот»

 

Чему учится ребенок: подбирать слова с противоположным значением; согласовывать имена существительные с прилагательными в роде и числе.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 20).

Ход игры: выкладывайте на стол перед ребенком по одной картинке. Назовите живот­ное и его состояние. Попросите ребенка найти картинки с противоположным значением.

Лексический материал: мокрый —... (сухой); веселый —... (грустный); добрый —... (сердитый); толстый —... (тонкий); чистый —... (грязный).

Игр

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...