Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отношения России и Афганистана в новейшей истории




Отношения России и Ирака.

 

Дипломатические отношения России с Ираком установлены 9 сентября 1944 года. В 1955 года они были прерваны иракским монархическим режимом и восстановлены в июле 1958 года после его свержения.

 

В августе 1990 года СССР осудил иракскую аннексию Кувейта, присоединился к международным санкциям против Ирака и принял участие в выработке резолюций СБ ООН по урегулированию последствий кризиса в Персидском заливе.

 

Россия выступала одним из ближайших иракских союзников в 90-е, когда Багдад жил в изоляции и под санкциями ООН. В этот период времени Москва часто оказывала Багдаду политическую поддержку, оказывая давление в принятии решения о снятии с Ирака нефтяного эмбарго и осуждая время от времени случавшиеся воздушные атаки США и Великобритании на иракские объекты. В тот период российские дипломатические увертюры иногда шли на пользу всему региону, что стало очевидно в 1994 году, когда Москва убедила Багдад публично признать независимость и территориальную целостность Кувейта.

 

Покровительство Москвы помогло российским компаниям выиграть лакомые коммерческие контракты в Ираке. Контракты в иракском энергетическом секторе, т как и целый блок менее заметных деловых «пограничных» сделок на границе между нефтяным эмбарго и торговлей оружием, стали главной наградой, к которой так сильно стремились российские подрядчики. Главным трофеем было нефтяное поле West Qurna-II. По оценкам экспертов, ожидаемая прибыль российских компаний от концессий с Ираком составляла порядка 70 миллиардов долларов – российские компании мечтали об этом со времен правления Саддама Хусейна.

 

В период резкого обострения ситуации вокруг Ирака в конце 2002 – начале 2003 года Россия вместе с другими государствами «лагеря мира» прилагала усилия по предотвращению силовой развязки затянувшегося конфликта.

 

После свержения режима Саддама Хусейна в мае 2003 года Москва проводила линию на необходимость всеобъемлющего решения иракской проблемы при обеспечении центральной роли ООН, выступала за сохранение территориальной целостности страны и восстановление ее суверенитета.

 

Приоритетной задачей Москвы в пост-саддамовский период стало заполучить обратно основные контракты в энергетическом секторе – те самые, которые так радовали Россию во времена Саддама, а если точнее – то непосредственно нефтяное поле West Qurna-II – проект, будущее которого стало предельно туманным, как только сформировалось новое, проамериканское иракское правительство. К 2005 году, тем не менее, после того, как Москва согласилась списать большую часть иракского долга, тянущегося еще с советских времен, вдруг стало известно, что West Qurna-II будет передана обратно в распоряжение России, и что основную прибыль с нее будет получать нефтяная компания «Лукойл». Нефтяное поле West Qurna-II содержит, по некоторым подсчетам, порядка 11,3 миллиардов баррелей нефти, а присутствие «Лукойла» в Ираке на данный момент подчеркивается частыми визитами президента компании Вагита Алекперова.

 

В декабре 2003 года Россию с кратким рабочим визитом посетила делегация Временного управляющего совета во главе с его действующим председателем, лидером Высшего совета исламской революции в Ираке Абдель Азизом аль-Хакимом. Она была принята президентом России Владимиром Путиным.

 

В июле 2004 года в Москве находился министр иностранных дел Временного правительства Ирака Хошияр Зибари, который провел переговоры с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и встретился с секретарем Совета Безопасности Игорем Ивановым.

 

В декабре 2004 года в Москве с рабочим визитом побывал премьер-министр Ирака Айяд Аляви. Главу Временного правительства и сопровождавших его министров приняли президент России Владимир Путин и председатель правительства Михаил Фрадков.

 

В сентябре 2005 года в Нью-Йорке состоялась встреча президента России Владимира Путина с президентом Ирака Джалялем Талабани.

 

Министр иностранных дел Ирака Хошияр Зибари был еще трижды принят в Москве 19‑21 ноября 2005 года, 18‑21 сентября 2007 года и 11‑13 февраля 2008 года.

 

Трагическая гибель от рук террористов в июне 2006 года пятерых сотрудников российского посольства в Багдаде в принципиальном плане не повлияла на подходы России к проблематике двусторонних отношений и настрой на всемерное укрепление и углубление взаимовыгодного сотрудничества с Ираком в различных сферах.

 

В ноябре 2007 года в Эрбиле (иракский Курдистан) было открыто генконсульство России.

 

Также Россия планирует восстановить консульство на юге Ирака – в городе Басра.

 

Россия, а до этого Советский Союз, на протяжении нескольких десятилетий была одним из главных экономических партнеров Ирака. В 2001 году Россия вышла на первое место по товарообороту с Ираком. С помощью российских специалистов в Ираке был реализован ряд крупных проектов в области электроэнергетики, нефтегазовой сфере, ирригации и сельском хозяйстве. В период действия экономических санкций (1991-2003) российские компании пользовались в Ираке особым приоритетом. Советский Союз был и основным поставщиком оружия для иракской армии.

 

С 1996 по 2003 год Россия участвовала в гуманитарной программе СБ ООН для Ирака «Нефть в обмен на продовольствие». В программе приняли участие российские компании «Зарубежнефть» (координация закупок иракской нефти), «Альфа-Эко», «Зарубежнетегазстрой», РАО «МЭС», «Машиноимпорт», ЛУКОЙЛ, ОНАКО, СИДАНКО, Татнефть, ТНК, Нафта-Москва, «Роснефть» и «Сибнефть».

 

За время действия программы российскими компаниями было закуплено более 1 млрд баррелей иракской нефти, что составляло (варьируясь в зависимости от фазы гуманитарной программы) порядка 30‑40% нефтяного экспорта Ирака. В рамках программы российские компании участвовали в поставках в Ирак гуманитарных грузов, продовольствия, медикаментов, оборудования, а также оказывали сервисные услуги.

 

По данным Минэнерго России, на момент начала военных действий российскими компаниями, представившими отчет в Минэнерго, было заключено с различными иракскими министерствами и ведомствами контрактов на сумму 2,2 млрд евро, из них одобрено СБ ООН – на 846,8 млн евро, находилось на одобрении – на 536,9 млн евро. Кроме того, эти компании уже исполнили контрактов на 763,5 млн евро. По некоторым оценкам, прямой ущерб этих компаний (без учета упущенной выгоды) в результате военных действий (офисы, машины, оборудование и т.п.) составил около 150 млн евро.

 

После прихода в Ирак американских войск и резкого ухудшения обстановки в стране в 2004 году российские фирмы и специалисты были выведены из страны, а все работы практически свернуты.

 

В первое послевоенное время усилия России были сосредоточены на защите интересов российских организаций на завершающем этапе гуманитарной программы ООН, реализации ранее заключенных в ее рамках контрактов. Российские компании объявили о готовности в случае подтверждения иракской стороной подписанных в предвоенный период крупных контрактов и коммерческих соглашений, инвестировать в нефтяные проекты в Ираке более 4 млрд долларов.

 

На сессии Парижского клуба 17‑21 ноября 2004 года Россия присоединилась к общему решению о списании большей части иракского долга. Соглашение об урегулировании задолженности Республики Ирак перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам было подписано в Москве 11 февраля 2008 года министром иностранных дел Ирака Хошияром Зибари и министром финансов России Алексеем Кудриным. Соглашение предусматривает списание 93% иракского долга, который составляет 12,9 млрд долларов. Списание будет проходить в несколько этапов. Первоначально будет списано 65% долга. Оставшиеся 4,5 млрд долларов будут погашены в два этапа в рамках последующих переговоров.

 

В ходе визита Хошияра Зибари в Москву в феврале 2008 года состоялось пятое (и первое за послевоенный период) заседание Российско-Иракской Комиссии по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). Был подписан Меморандум о намерениях по развитию торгово-экономического и научно-технического сотрудничества.

 

Отношения между Москвой и правительством Ирака постепенно нормализуются. В апреле 2009 года премьер-министр Ирака Нури аль-Малики (Nouri al-Maliki) одновременно встретился в Москве с российским премьер-министром Владимиром Путиным и президентом Дмитрием Медведевым и добился выхода на новый уровень сотрудничества между Ираком и Россией, особенно в области коммерческих отношений. Широко обсуждалось сотрудничество по проекту совместного возведения энергостанций, а также инженерных работ над другими проектами. Судя по всему, сейчас это сотрудничество продолжает укрепляться и расширяться, учитывая, что в мае российский министр иностранных дел уже посещал Багдад для проведения переговоров по вопросам поставок нефти и оружия, а также участия российских компаний в различных иракских проектах, в том числе в сельском хозяйстве, управлении водными ресурсами, транспортной отрасли, науке и других областях.

 

Проекты России в Ираке

 

На нынешнем этапе двусторонних экономических отношений между Россией и Ираком практическая работа ведется главным образом в области электроэнергетики. В августе 2003 года в Ираке возобновили работы «Технопромэкспорт» (ТЭС в г.Юсифия) и «Интерэнергосервис» (ТЭС в г.Насирии и пригороде Багдада). Однако в связи с резким ухудшением военно-политической обстановки в Ираке российское правительство в апреле 2004 года приняло решение об эвакуации из страны специалистов (около 900 чел).

 

Летом 2005 года ряд российских компаний («Интерэнергосервис» и «Энерго Инжиниринг Энтерпразиз») вновь возобновил работу в Ираке. В настоящее время реализуются контракты на восстановление теплоэлектростанции в пригороде Багдада («Южная ТЭС»). В стране находится несколько десятков российских специалистов.

 

Россия особенно заинтересована в развитии сотрудничества с Ираком в области ТЭК. Российские компании участвовали в проектах по геологоразведке и обустройству месторождений Субба, Лухейс, Северная Румейла (суммарные запасы нефти – 2,1 млрд тонн). На момент начала военных действий в марте 2003 года в Ираке российскими компаниями был заключен ряд контрактов на геологоразведку и обустройство еще целого ряда нефтяных месторождений – таких, как Нахр-Бен-Умар (6 млрд. баррелей), Рафидейн (100 млн тонн), Гараф (80‑100 млн тонн). Самый крупный среди них – контракт на обустройство и разработку месторождения Западная Курна – вторая очередь.

 

В настоящее время приоритетной задачей здесь является возобновление реализации соглашения консорциума российских компаний с Министерством нефти Ирака о разработке второй очереди крупнейшего нефтяного месторождения Западная Курна. Консорциум в составе ЛУКОЙЛа (68,5%), «Зарубежнефти» (3,25%), «Машиноимпорта» (3,25%) и министерство нефти Ирака (25%) в марте 1997 года подписали соглашение о разработке месторождения Западная Курна‑2 на условиях СРП. Срок действия СРП был установлен до 2020 года.

 

Для ЛУКОЙЛа этот контракт был стратегическим: он предполагал, что российская компания будет оператором разработки месторождения с запасами 8‑10 млрд баррелей нефти и при этом получит контрольную долю в проекте. Необходимые инвестиции в проект оценивались в объеме 3,7 млрд долларов.

 

Данный контракт в декабре 2002 года министерство нефти Ирака в одностороннем порядке объявило расторгнутым, ссылаясь на то, что ЛУКОЙЛ его не выполнял. Российская сторона не признает правомочности этого шага. После свержения режима Саддама Хусейна велись переговоры о необходимости признания прав российской компании на проект.

 

В ходе своего визита в Москву в августе 2007 года министр нефти Ирака Хусейн Аш-Шахристани заявил, что все действующие нефтяные месторождения страны, включая Западную Курну, будут переданы государственной нефтяной компании, которая сама решит, каких партнеров выбрать. Министр обозначил условия, которые иностранные компании должны соблюсти, чтобы победить в планируемых тендерах. По его словам, нефтяные контракты должны представлять наибольшую выгоду для иракского народа, признавать суверенитет Ирака и его права на владение недрами, обеспечивать охрану окружающей среды, способствовать подготовке иракских национальных кадров для работы в нефтегазовой сфере, а также предусматривать участие нефтяных компаний в развитии тех районов, в которых они действуют.

 

ЛУКОЙЛ имеет уже практически готовый проект разработки месторождения Западная Курна-2.

 

По просьбе иракского правительства и в надежде на новые контракты ЛУКОЙЛ подготовил на безвозмездной основе проект документации по реконструкции систем обводненности скважин на месторождении «Южная Румейла», в процессе работа над проектной документацией по оценке запасов месторождения «Северная Румейла».

 

На предприятиях ЛУКОЙЛа ежегодно проходят подготовку сотрудники структурных подразделений Министерства нефти Ирака. Стажировка специалистов и обучение студентов из Ирака осуществляются в соответствии с меморандумом о взаимопонимании и сотрудничестве, подписанным ЛУКОЙЛом и Министерством нефти Ирака в Багдаде в марте 2004 года. Также ЛУКОЙЛ неоднократно оказывал гуманитарную помощь народу Ирака.

 

В 2009 году консорциум в составе ЛУКОЙЛА и Statoll одержал победу в тендере на право разработки месторождения Западная Курна-2. Доля Лукойла- 56, 25%.

 

В аналогичной ситуации находятся и другие российские компании. Хотя не у всех дело дошло до подписания контракта, а ограничилось лишь меморандумами о намерениях, однако многие успели вложить деньги в разработку проекта. Среди них и возглавляемая председателем Делового совета по сотрудничеству с Ираком Юрием Шафраником компания «Союзнефтегаз».

 

«Союзнефтегаз» подписал с министерством нефти Ирака меморандум о намерении разрабатывать месторождение «Рафидейн» на юге страны с запасами около 100 млн тонн нефти. До начала войны компания успела составить ТЭО по освоению месторождения.

 

В апреле 2008 года ЛУКОЙЛ и "Газпром нефть" получили доступ к участию в тендерах на разработку недр Ирака. Всего в тендере участвовали 120 компаний. Из этого списка были выбраны 35, в том числе почти все крупнейшие мировые энергоконцерны. Российских компаний в нем только две.

 

Активность России на Ближнем Востоке в последние годы продолжает расти, и ее все большая вовлеченность в дела Ирака будет, в целом, хорошо принята арабами, которые привыкли рассматривать Россию как противовес Америке. Такое же отношение к стране и среди монархических государств Персидского залива, в последние пять лет улучшились отношения с Россией у всех стран региона.

 

Отношения России и Афганистана в новейшей истории

 

Истоки первых контактов Российской империи с афганской империей Дуррани уходят вглубь истории и насчитывают более 2,5 веков. В 1919 году между двумя странами не были установлены постоянные дипломатические отношения.

 

Наиболее плодотворный период в российско-афганских отношениях приходится на начало 50-х годов прошлого века. Именно в эти годы (1950-1979) с технико-экономической помощью СССР были заложены основы экономической инфраструктуры страны; построено свыше 140 объектов, среди которых магистральные дороги, связавшие ранее труднодоступные районы со столицей; создание в безжизненной пустыне Джалалабадского ирригационного комплекса, на фермах которого стали выращивать апельсины и оливки; создание строительной базы для возведения жилых домов для населения; организация Политехнического института и многое другое.

 

Согласно оценкам афганских экспертов, в 50-60 годах ХХ века Советский Союз предоставил Афганистану финансовую помощь на сумму более 1 миллиарда долларов.

 

Начиная с 1979 года в отношениях двух, тогда еще соседних, стран наступает самый трагический этап. 27 декабря 1979 года Советский воинский контингент вторгся в Афганистан, где на долгие 10 лет увяз в междоусобной войне. Споры о том, что это было: «интернациональная помощь коммунистическому режиму», или «политическая ошибка» продолжаются до сих пор. Ограничимся изложением мнения одного из афганских наблюдателей, достаточно логичного на наш взгляд. В книге «Афганистан в ХХ веке» ее автор, известный афганский журналист Захир Танин, пишет, что «поводом для вторжения Советского Союза в Афганистан, прежде всего, послужили опасения, что в Афганистане установится исламский и антикоммунистический режим, который будет угрожать позициям СССР в Средней Азии.

 

Завершение вывода советских войск из Афганистана в марте 1989 года не означало полного прекращения советского участия в афганских делах. В Кабуле оставалась группа советских военных советников, и, что еще важнее, правительство Наджибуллы продолжало получать советскую военную и экономическую помощь. После распада СССР Москва – под влиянием синдрома тяжелой 10-летней войны – фактически утратила интерес к Афганистану. Помощь Кабулу была прекращена в 1992 году, что неизбежно привело к падению Наджибуллы и приходу к власти коалиции моджахедов, воевавших в свое время против советских войск. Но интерес вскоре пробудился вновь: вначале как побочный результат гражданской войны в Таджикистане, когда разгромленные при помощи российских войск исламисты стали использовать афганскую территорию для действий против таджикских правительственных войск и российских пограничников, но уже с середины 1990-х годов – под влиянием успехов талибов.

 

В 1996 году талибы заняли Кабул и оттеснили моджахедов к таджикской и узбекской границам. Россия была вынуждена сблизиться со своими недавними противниками, ставшими буфером между еще не окрепшими странами СНГ и радикал-исламистами. Был страх, что если талибов не остановить, они «дойдут до Волги». Действительно, талибы не ограничивались одним Афганистаном. Они поддерживали Исламское движение Узбекистана, а также чеченцев, воевавших против федеральных сил. Практически никем в мире не признанный Исламский эмират Афганистан признал власти Ичкерии и разрешил создание на афганской территории боевых лагерей чеченцев. В 2000 году министр обороны РФ Сергей Иванов угрожал ударами по этим лагерям, но у России в то время не было реальных возможностей реализовать угрозу.

 

Ситуация резко изменилась после террористических актов 11 сентября 2001 года. Москва употребила свое влияние на то, чтобы вооруженный и поддерживаемый ею «Северный альянс» моджахедов встал на сторону США в борьбе против талибов и Аль-Каиды. Россия также помогла Соединенным Штатам разведывательной информацией, а после разгрома талибов отказалась от отправки в Афганистан своих войск и от политической конкуренции с США на афганской земле. Россия поддержала Боннские договоренности по политическому устройству Афганистана и установила контакт с правительством Хамида Карзая.

 

Россия четко определила направление своей внешней политики относительно Афганистана. Вековые добрые отношения между двумя странами не могут быть перечеркнуты трагическими событиями гражданской войны, в которую, не по своей воле, оказался втянутым Советский Союз.

 

В 2010 году Россия списала Афганистану долг на сумму 11,6 млрд долл.

 

Напомним одно высказывание правителя Афганистана – эмира Абдуррахман-хана (1880-1901): «…Россия держава великая и может когда-нибудь оказать Афганистану помощь и услугу в дни тревоги».

 

Именно в такое сложное время, президент ИРА Хамид Карзай в январе 2011 года отправился в Москву, где провел переговоры с президентом РФ Дмитрием Медведевым. В ходе визита обсуждался широкий спектр вопросов межгосударственных отношений. Карзай заручился согласием Москвы принять участие в восстановлении ряда жизненноважных объектов, созданных с советской помощью в 50-60 годах прошлого столетия; обеспечить поставки нефтепродуктов, в которых Афганистан испытывает нужду. Но самое главное, Москва, которая уже помогает силам коалиции, предоставив им воздушный и надземный коридор для поставки грузов в Афганистан, также согласна продолжить подготовку афганских специалистов в сфере безопасности, поставку для армии и полиции стрелкового оружия и вертолетов МИ-17. Российские специалисты совместно с американскими коллегами участвовали в совместных антитеррористических операциях. Также, Россия продолжает реализацию гуманитарных проектов, связанных с Афганистаном: на днях российские дипломаты сообщили об отправке в ИРА очередной партии муки.

 

Перечень возможностей восстановления взаимовыгодного технико-экономического сотрудничества можно продолжить: это реконструкция завода азотных удобрений; кабульского хлебокомбината, расширение домостроительной базы и строительство цементного завода, сотрудничество в энергетической сфере. На этот раз в деловом сотрудничестве могут принять участие не только государственные, но и частные предприятия, что намного расширит сферу сотрудничества.

 

Подчеркнем, что определяя свою внешнюю политику в отношении Афганистана, Россия исходит из того, что ее национальным интересам отвечает то, чтобы в Афганистане установился мир, чтобы страна развивалась экономически, сохраняя свою территориальную целостность и суверенитет.

 

В январе 2011 года в ходе визита президента Афганистана Карзая в Москву и его переговоров с его российским коллегой Дмитрием Медведевым, Россия вновь подтвердила свою приверженность подобной политике. Было подписано совместное заявление, в котором была зафиксирована главная принципиальная позиция России по отношению к Афганистану: «С российской стороны была подтверждена приверженность становлению Афганистана в качестве стабильного, независимого и процветающего государства, свободного от таких общих вызовов в регионе, как терроризм и наркопреступность».

 

В декабре 2011 года в Германии (Бонн) состоялась международная конференция, на которой были подведены десятилетние итоги (2001г.) и намечены перспективы мирного урегулирования афганского конфликта.

 

Центральный вопрос, который волнует многих, как в самой стране, так и за ее пределами, заключается в следующем: что произойдет в Афганистане в 2014 году после вывода основных сил международной коалиции? Поскольку с этим связаны геостратегические интересы России, здесь необходимо учитывать, что Россия, как евроазиатская держава, не может безучастно взирать на приход к власти в Афганистане исламистских радикалов, которые будут пытаться распространить свою воинствующую идеологию на республики бывшей советской Средней Азии и активизировать деятельность существующих в ряде среднеазиатских республик группировок радикальных исламистов. Россия будет использовать все возможные дипломатические, материально-технические и иные возможности, чтобы помочь правительству и народу Афганистана выстоять в это трудное для них время.

 

На Боннской конференции было решено осуществлять международную помощб Афганистану до 2024 года. За эти годы власти в Кабуле должны провести демократические реформы и построить полноценные государственные структуры.

 

К 2024 году Афганистан должен превратиться в полноценно функционирующее государство. На протяжении еще 13 лет международное сообщество будет осуществлять поддержку властям этой страны в проведении демократических реформ и борьбе с коррупцией. Таков основной посыл заключительного заявления, принятого на международной конференции по Афганистану 5 декабря, в Бонне.

 

В документе говорится о "десятилетии трансформации" после вывода международных сил из этой страны, который должен закончиться в 2014 году. Финансовая помощь должна быть направлена, среди прочего, на укрепление безопасности и развитие экономики. Ее конкретные размеры пока не уточняются, а окончательное утверждение программы поддержки ожидается на конференции в Токио в 2012 году, отмечает агентство.

 

В свою очередь правительство Афганистана обязуется провести реформы, направленные на борьбу с коррупцией в общественном управлении и создание жизнеспособной юстиции. Кроме того, международное сообщество поддерживает продолжение процесса примирения властей в Кабуле с повстанческими группировками, в частности талибами, говорится в заявлении.

 

Госсекретарь США Хиллари Клинтон подчеркнула, что условием поддержки Афганистана является исполнение им взятых на себя обязательств. Вместе с тем важно не повторять ошибок 1990-х годов и не оставлять Афганистан наедине с его проблемами, отметила она.

 

Президент Афганистана Хамид Карзай приветствовал итоги боннской конференции, назвав ее значительным моментом в афганской истории. Теперь у его страны есть "огромные надежды" на будущее, заявил Карзай после окончания форума. В конференции по Афганистану принимали участие около 1000 высокопоставленных представителей более 100 стран и международных организаций.

 

 

2 марта 2012 года в московском «Президент-Отеле» состоялось первое заседание российско-афганской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. По итогам заседания министр энергетики России Сергей Шматко и министр финансов Афганистана Омар Захелвал подписали протокол.

 

«Подписанный протокол – это, по сути, программный документ, фиксирующий основные направления и проекты в наших торгово-экономических взаимоотношениях», - заявил Сергей Шматко. Он выразил удовлетворение динамикой роста товарооборота между РФ и Афганистаном в минувшем году: «В 2011 году прирост товарооборота по сравнению с 2010 годом составил 72,5%, а по сравнению с 2004 годом этот показатель увеличился более чем в 12 раз». В 2010 году этот показатель составил 571,3 млн. долларов, а в 2011 году - 984,96 млн. долларов.

 

Министр энергетики России одним из ключевых направлений развития сотрудничества с Кабулом назвал энергетику. «Мы считаем магистральными направлениями экономического сотрудничества энергетическую сферу, в том числе формирование коридоров для транспортировки углеводородного сырья и электроэнергетику», - заявил Сергей Шматко. Он также отметил «транзитный потенциал» Афганистана, назвав интересным для России участие в реализации проектов ТАПИ и CASA-1000.

 

Днем ранее, 1 марта, российские афганские представители обсудили в Министерстве экономического развития России вопросы взаимодействия двух стран в сферах энергетики, торговли, инвестиций, промышленности, транспорта, инфраструктуры, сельского хозяйства, образования и здравоохранения.

 

Омар Захелвал в ходе пленарного заседания в «Президент-Отеле» сказал, что народ Афганистана приветствует участие России в восстановлении экономики страны, особенно в восстановлении объектов, построенных СССР. Одновременно Афганистан приветствует участие российской стороны и в реализации новых энергетических и транспортных проектов. Министр финансов Афганистана особо отметил в этой связи проект CASA-1000.

 

Омар Захелвал также отметил, что Афганистан заинтересован в реализации проектов, связанных с транспортом и строительством. «Мы готовы учитывать особые условия для участия российской стороны в восстановлении Кабульского домостроительного комбината и цементного завода Джабель-Серадж», - сказал Захелвал, отметив, что российские компании могу рассчитывать на облегченные условия в этих проектах.

 

Товарооборот между РФ и Афганистаном, зафиксированный по итогам 2011 года, стал рекордным за весь период постталибского Афганистана. В 2012 году афганская сторона прогнозирует увеличение этого показателя. Министр финансов Афганистана считает, что в этом большую роль сыграли предпринимательские круги: «Можно не сомневаться в том, что в случае повышения уровня поддержки со стороны государств, этот показатель удвоится».

 

Вместе с тем, по словам Омара Захелвала, уровень товарооборота между двумя странами ниже, чем имеющийся потенциал сотрудничества. Афганский министр финансов призвал Россию поддержать проекты регионального масштаба с участием Афганистана. «Реализация крупных региональных проектов без участия России невозможна», - отметил он, указывая на транзитные возможности своей страны и значение этого вопроса в развитии торговых связей между Южной и Центральной Азией.

 

Участники заседания межправительственной комиссии отметили важную роль для развития торгово-экономического сотрудничества двух стран благоприятной деловой среды, активность предпринимательских и общественных кругов. «Ключевую роль, помимо государственных ведомств, должны играть деловые сообщества – в первую очередь Торговые палаты обеих стран и Деловой совет по сотрудничеству с Афганистаном и Афганский деловой центр в Москве. Эти структуры призваны мобилизовать возможности предпринимателей в интересах продвижения взаимовыгодных торгово-экономических связей», - сказал Сергей Шматко.

 

 

Участники заседания межправительственной комиссии не оставили без внимания и гуманитарные проекты. По словам Сергея Шматко, в настоящее время в вузах России обучаются около 500 студентов из Афганистана. Он сообщил о готовности российской стороны увеличить количество стипендий для граждан Афганистана в российских университетах и институтах.

 

В рамках визита афганской делегации в Москву был подписан меморандум о сотрудничестве в деле восстановления и модернизации Кабульского домостроительного комбината.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...