Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уровни анализа личности в системах:




· «роль-для-всех» («квазипсихологический» уровень анализа),

· «роль-для-группы» («интерпсихологический» уровень анализа),

· «роль-для- себя» («интрапсихологический» уровень анализа).

 

3. Человек как индивидуальность в системе персоногенеза

Жизненный путь личности — это путь становления ее индивидуальности (С.Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев). Персоногенез — процесс развития индивидуальности личности, в которой личность предстает как субъект выбора. Получается, персоногенез — это жизненный путь, состоящий из личностных выборов.

 

А. Н. Леонтьев об индивидуальности:

На ранних стадиях личность проделывает путь от индивида к элементу социума, которая усваивает ценности и нормы этого социума и культуры. Когда же наступает рубеж превращения личности, то механизмы формирования личности изменяются, и личность не просто интериоризирует все подряд: для субъекта с ростом возможностей растет проблема выбора следования тем или иным мотивам.

События, которые ранее присвоила личность – это теперь не просто ее накопленный опыт. Постепенно, в ходе деятельности наступает переоценка событий и опыта, что-то теряет свою ценность, а что-то приобретает новый смысл.

Индивидуальность: говорим не просто о социальных ролях и функциях Ч в обществе, а проблеме личностного выбора, личностного отношения к своим поступкам, качествам, мотивам, ценностям, способностям.

Уровень проблем индивидуальности: это проблема воли и характера, способностей и одаренности.

 

2 вида проявлений индивидуальности:

продуктивные проявления:

• выбор между различными мотивами, позициями и ролями,

• создание средств для овладения поведением

• использование защитных механизмов и средств для разрешения и перестройки приводящих к отклонению от нормативно заданной линии поведения ситуаций.

 

+ те преобразования, те «личностные вклады» (В.А. Петровский), с помощью которых личность преобразовывает себя и других

 

инструментальные проявления характер и способности.

характер – фиксированная форма смыслового опыта, смысловых установок личности, актуализирующихся в присущем данной личности индивидуальном стиле действования, посредством которого достигаются мотивы. Характер определяет ТАКТИКУ поведения.

Способности определяют меру успешности и эффективности деятельности, а тем самым и степень продуктивности проявлений личности как субъекта деятельности.

 

Индивидуальность в целом понимается как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые

• присваиваются в ходе жизни в обществе,

• обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей

• обеспечивают овладение поведением в ситуации БОРЬБЫ МОТИВОВ;

• воплощаются через ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ и ОБЩЕНИЕ в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существования образа жизни, являющегося ценностью для данного человека.

 

 

2. Проанализируйте проблему движущих сил и условий развития личности и вариант решения этой проблемы в культурно-деятельностном подходе.

Примерный план:

1. Теории развития (однофакторные и двухфакторные)-но в чем проблемка- как смотрел на это Выготский

2. Движущие силы: западные подходы (стремление к равновесию-напряжению) и отечественный (саморазвитие)

 

Развитие – процесс качественных преобразований некоторой системы.

Условие – обстоятельства, которые необходимы для наличия развития; исходная база, но не предопределяют. Независимы от субъекта, но при этом и сами они не будут активной действующей силой.

Источник – ресурс вовне; что-то, содержащее в себе необходимые нам для развития элементы (видимо, то же, что условие).

Фактор – сила, независимо от человека продвигающая развитие (АКТИВНОСТЬ НЕ УЧИТЫВАЕТСЯ). Факторные теории.

 

Движущая сила – сам процесс, в котором протекает развитие, исходящий от человека (АКТИВНОСТЬ УЧИТЫВАЕТСЯ). Деятельность, стимулирующая развитие.

 

Про теории развития. (однофакторные и двухфакторные). Сами факторы – среда и наследственность.

Однофакторные теории развития:

  1. Теории «среды» - эмпиризм

Теория чистой доски. Наследственность — то, с чем мы приходим в мир, а воспитание и среда делают нас теми, кто мы есть. Локк, Гартли и бихевиоризм (психическое развитие=процессы научения)

 

  1. Концепция «наследственности» - нативизм

Объяснение развитие и поведение личности врожденными задатками, конституцией человека и его генотипом. В более современных формах- «диспозиционные» подходы к личности, в которых различные внутренние факторы (врожденные и приобретенные) определяют индвидуальные различия в поведении человека.

Преформизм- все свойства и характеристики индивида в его зрелой форме заданы и предопределены с момента зачатия и присутствуют уже в клетках зародыша (метафора «гомункулуса)

Рекапитуляция -С.Холл: онтогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза и социогенеза).

Созревание -развитие детерминировано био созреванием структур ЦНС в соотв с врожденной наследственной программой.

 

Двухфакторные теории (взаимодействие наследственности и среды):

1. Теория конвергенции 2 факторов (В. Штерн)

личность – продукт и социальной среды, то есть соци­ального фактора, и наследственных диспозиций

2.Теория конфронтации 2 факторов (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни и др.)

Сверх-Я ( социальные нормы, усвоенные в ходе развития субъекта под давлением принципа реальности) конфронтирует с Оно (спрятанным в глубине орга­низма природное началом).

 

НО!

Фактор – сила, независимо от человека продвигающая развитие. То есть активность субъекта не учитывается.

 

ЛСВ: принципиально нельзя сравнивать три различных линии развития: фило, онто и социогенез. Для человека характерен принципиально иной тип жизнедеятельности, чем для животных, у жив - адаптивный, биологический, у чел-ка – культурно-исторический. Недопустимо отрицать значимую роль обучения и воспитания.

 

Социально-исторический образ жизни – источник развития личности в системе общественных отношений.

Образ жизни как «социальная ситуация развития» (ЛСВ).

Среда не есть «обстановка развития», а представляет собой именно условие осуществления деятельности человека и источник развития личности. Развитие личности происходит на пересечении двух осей в одной системе координат:

- оси исторического времени (в какое время родился, протяжённость детства, режим смены игры учёбой и работой, % времени досуга) и

- оси социального пространства («институты социализации»: семья, школа; большие и малые социальные группы).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...