Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

V. Подведение итогов занятия.




Логопед задает вопрос: «Какой звук мы сегодня учили?» (Звук щ.) Затем он просит придумать по одному слову со звуком щ.

В связи с закреплением правильного произношения звуков ч, ц, щ и дифференциации их от звуков т’, с’, с могут быть проведены и другие упражнения (кроме включенных в занятие).

I. Образование с помощью суффиксов слов, обозначающих названия лиц по признаку их занятий.

Для того чтобы обратить внимание детей на изменение смыслового значения слов в результате присоединения тех или иных морфем проводятся различные упражнения. Во всех случаях, после того как дети образуют слова от исходных, тщательно отрабатывается их произношение.

Перечислим некоторые упражнения.

1. Детям задается вопрос: «Кто продает разные вещи?» Дети отвечают: «Продавец, продавщица». С этими словами составляются предложения. Слова продавать, продавец, продавщица сравниваются по значению и звуковому составу. Это родственные слова. Слова включаются в небольшие тексты.

Аналогично: «Кто убирает помещение?» (Уборщица.) «Кто воспитывает детей?» (Воспитательница, воспитатель.) «Кто пишет книги?» (Писатель, писательница.) «Кто ухаживает за телятами?» (Телятница.) «А за птицами?» (Птичница.) «Кто работает на подъёмном кране?» (Крановщик, крановщица.) «Кто охраняет границу?» (Пограничники.)

2. Заучиваются слова велосипед, мотоцикл, трактор, парашют. Затем детям предлагается добавлять в конце этих слов слог ист, чтобы получилось новое слово (велосипедист и др.). Внимание детей привлекается к тому, что начальное слово обозначало вещь, а образованное с помощью добавления слога – человека. Составляются предложения.

Логопед по своему усмотрению отбирает материал в зависимости от цели того или иного занятия, так, например, слова воспитательница и писательница могут быть включены в занятие на дифференциацию ц – с; слова крановщик, крановщица – в занятие на звук щ и т.д.

Приведем фрагмент занятия (звуки ч – т’).

1. Детям предлагается самостоятельно подобрать родственные слова к слову учить. При затруднении задаются наводящие вопросы: «А тот, кого учат? А как называются книжки, по которым учатся?» И т.п. Так подбираются слова учитель, учительница, ученик, ученица, учебник. Затем вывешиваются три картинки с изображением учителя, учительницы и ученика. Дети называют картинки. После этого детям предлагается «угадать», какая из трех картинок задумана. Логопед произносит только последнюю часть слова (тель, ник). Дети должны догадаться, какая из трех картинок задумана, и сказать, как они догадались. («Я догадался потому, что в слове учитель последний слог тель.) Еще раз проговариваются все слова, образованные от слова учить. Делается вывод – все эти слова сходны по звуковому составу и близки по значению – это родственные слова.

2. Детям зачитывается небольшой текст: Это школа. У доски стоит учительница. Учительница учит детей. За партами сидят ученики. Учительница раздаёт детям книжки – это учебники.

Дети выбирают из текста слова, похожие на слово учить, дают полные ответы на вопросы по тексту («Кто стоит у доски? Что делает учительница?» и др.), выделяя слова, сходные со словом учить. Эти слова перечисляются еще раз. Затем текст заучивается (заучивание текста может быть заданием на вечер).

II. Образование глагольных форм с чередующимися звуками в настоящем и прошедшем времени.

В одно из занятий этого периода обучения включаются глаголы ищет – искал (Дети ищут грибы. – Дети искали грибы); скачет – скакал (Всадник скачет на коне. – Всадник скакал на коне).

III. Упражнения в образовании слов с уменьшительно-ласкательным значением.

Кроме образования отдельных слов с уменьшительно-ласкательным значением, как это показано в приведенном выше занятии на звук ч, детям предлагается самостоятельно преобразовывать, а затем заучивать специально подобранные тексты. Приведем примеры.

Синица, синица, воробью сестра. (Синичка, синичка, воробью сестричка.) Солнце, солнце, выгляни в окно: твои дети плачут, по камням скачут. (Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко: твои детки плачут, по камушкам скачут.)

Три синицы, три сестры мыли в реке рукавицы.(Три синички, три сестрички мыли в речке рукавички.) Катились к реке мячи с крутого берега. За ними, будто зайцы, скакали два друга. (Катились к речке мячики с крутого бережка. За ними, будто зайчики, скакали два дружка.)

При закреплении правильного произношения звука щ внимание детей привлекается к словам с увеличительным суффиксом: дом – домище; нога – ножища; нос – носище. Заучивается загадка: Усищи, когтищи, хвостище, а моется всех чище.

Заучивается небольших текстов с целью закрепления правильного произношения усваиваемых звуков может сочетаться с постановкой какой-либо второй цели. Так, например, детям может быть предложен для заучивания рассказ «Зайцы»: Похвалялся зайка: «И волка не боюсь. И лисицы, и медведя не боюсь». Собрались старые зайцы. Собрались молодые зайчики. Приплелись старые зайчики с зайчатами. Все слушают, как хвастается заяц.

Этот текст может быть использован для выделения слов, сходных со словом заяц.

Можно также предложить детям придумать конец к этому рассказу.

Для самостоятельного составления рассказа из отдельных предложений используется в это время примерно такой материал (на звук ч): Застучали частые капли дождя. Дети побежали домой. Вдруг набежала туча. Дети собирали в лесу чернику. Ветер закачал деревья.

Составляется и заучивается рассказ: Дети собирали в лесу чернику. Вдруг набежала туча. Ветер закачал деревья. Застучали частые капли дождя. Дети побежали домой.

После того как будут отработаны все звуки речи, логопед (в зависимости от конкретных затруднений, которые испытывают дети) может планировать занятие на какую-либо определенную группу звуков или включить в материал занятия все звуки.

Ниже приводится словарный, фразовый и текстовый материал, который может быть использован при закреплении правильного произношения ч, ц, щ.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков ц, ч, щ

Буква ц

Цепь, цапля, цифры, цветок, цветник, заяц, кузнец, конец, палец, птенец, молодец, колодец, овца, улица, курица, огурцы, акация, кузница, таблица, пуговица, конница, крыльцо, мельница, мыльница, хлебница, одиннадцать (12, 13, 14, 15, 19, 20), милиционер, мотоцикл.

Яйцо – яйца; кольцо – кольца; блюдце – блюдца; цыпленок – цыплята.

Звуки с, ц

Скворец, синица, сахарница, салатница; воспитательница, писательница, мотоциклист.

Звук ц

Кузнец кует цепь. На пальце кольцо. В цветнике цветут цветы. В конце улицы колодец. На блюдце леденцы. У курицы одиннадцать цыплят.

Звуки ц, с, т’

На стене висит таблица. У леса пасутся овцы. Синицы питаются насекомыми. Птицы летят на юг. Цыбик сидит на цепи. Заяц к зиме не готовится.

Цветы

В детском саду на окнах стоят цветы. Они и зимой цветут. Дети сами поливают цветы. Летом в саду будет цветник.

Цыбик

У нас есть собака. Ее зовут Цыбик. Цыбик кусается. Весь день Цыбик сидит на цепи. Цыбика все боятся.

Заяц

Заяц к зиме не готовится. Он зимой сидит в снегу под кустом. Лисицы, совы, люди – все охотятся за зайцем. Заяц всех боится. Зайца спасают его длинные ноги.

Забрели к нам в детский сад Двенадцать маленьких цыплят. Привела их с улицы Пестренькая курица. Звуков много мы узнали, Добрались до звука ц. Есть слова, где ц – в начале, Есть слова, где ц – в конце… Цапля ходит по болоту, Ждут в гнезде ее птенцы; Курица, курица! Ты ошиблась улицей. Это детский сад. Но не для цыплят. Цирк откроется в субботу, Уж приехали борцы; В цех явились на работу Молодые кузнецы. – Где слова, где ц – в начале? Где слова, где ц – в конце?

Звук ч

Чай, чайник, чайка, чашка, чулки, чемодан, черепаха, кирпичи, качели, учитель, тачка, очки, бочка, удочка, бабочка, девочка, почтальон, ручка, перчатка, пчелы, летчик, мальчик, речка, пчела, грач, врач, мяч, обруч, ключ, пограничник, ткачиха.

Звук щ

Щенок, щетка, щегол, щавель, щепки, щит, щека, щука, пещера, овощи, вещи, ящик, плащ, лещ, пильщик, каменщик.

Звуки с, щ, ц

Носильщик, стекольщик, часовщик, уборщица, продавщица.

Звуки ч, с

Часы, спички, чеснок, свечи, расческа, кисточка, сачок, снегурочка, ласточка, скворечник, стрелочник, кусачки.

Звуки ч, ц

Горчица, буфетчица, летчица, учительница, яичница, цепочка, чернильница.

Звуки с, с’, ц, ч, щ

Стакан – стаканчик, миска – мисочка, стул – стульчик, сани – саночки, лиса – лисичка, коса – косичка, коляска – колясочка, замок – замочек, коза – козочка, звезда – звездочка, кольцо – колечко, пуговица – пуговичка, цветок – цветочек, палец – пальчик, шапка – шапочка, кувшин – кувшинчик, шкаф – шкафчик, щенок – щеночек, ящик – ящичек.

Звуки ч, щ

Предметы черного цвета
мужской род грач плащ выключатель женский род чернильница авторучка щетка множественное число ручки перчатки щенята
Предметы коричневого цвета    
чемодан чайник мяч тачка бабочка черепаха плащи чулки качели

Звук ч

Девочка пьет чай. Девочка играет в мяч. Мальчик учит уроки. Леночка качается на качелях. У мальчика новая удочка. Миша чинит тачку. Мальчик идет на почту. На тачке лежат чемоданы. Печник кладет печь. Девочка идет с чайником за водой. Девочка купила чайник и чашки. Учитель учит учеников.

Звуки ч, с

Девочка ловит бабочку сачком. Мальчик стучит в окно. Ласточка чистит клюв. Стрелочник вышел навстречу поезду. Девочка включила электрический свет.

Звуки ч, ц

Ученица читает стихи. У курицы четыре цыпленка. Птичница кормит птиц.

Звук щ

Овощи лежат в ящике. В ящик положили щенка. Из щетины делают щетки. Щенок тащит щетку. Щегол летает над клеткой.

Звуки щ, ш

На площади продают шары. На вешалке висит плащ. Миша вытащил клещами из ящика гвоздь.

Звуки щ, с

Рыбаки тащат сети. Носильщик несет вещи. Стекольщик вставляет стекло.

Звук ч

Потешки, загадки, стишки

Что это у Галочки? Ниточка на палочке, Палочка в руке, Ниточка в реке. (Удочка.) Подогрела чайка чайник, Пригласила восемь чаек. Прилетели все на чай! Сколько чаек – отвечай? Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу. Ой, доска кончается, Сейчас я упаду. Закопченную кастрюлю Юля чистила песком. Два часа мочалкой Юлю Мыла бабушка потом. Колокольчик голубой Поклонился нам с тобой. Колокольчики-цветы Очень вежливы, а ты? Нам шагать по лестнице Незачем с тобой, Лестница-чудесница Бежит сама собой. Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. - Тише, Танечка, не плачь: не утонет в речке мяч. На сучках, сучочках, На пеньках, пенечках Воробышки сидят. Чирик-чирик! Чирик-чирик кричат. Если мальчик плачет, Значит, есть причина. Если слезы прячет, Значит, он – мужчина. Четыре в комнате угла, Четыре ножки у стола. И по четыре ножки У мышки и у кошки.

Мячик

Мальчик играл в мячик. Мячик упал на чайник. Чайник разбился.

Разбитая чашка

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришел и спросил: «Кто разбил?» Мальчик сказал: «Я». Отец сказал: «Спасибо, что правду сказал».

Лодочка

Наступила весна, потекла вода. Дети сделали из бумаги лодочку. Они пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за лодочкой. Они ничего не видели и в лужу упали.

Очки

Дедушка надел очки. Он стал читать книжку. Внучек подошел к дедушке и сказал: «Дедушка, купи мне очки. Я очень хочу читать книжки».

Посылка

Олечка пошла на почту. Почта была далеко. Олечка получила на почте посылку. В посылке были чулки и шапочка. На шапочке была вышита бабочка. Вот какую посылку получила Олечка.

Летом на даче

Наша дача у речки. Мы часто ходили на речку и в лес. В лесу мы видели зайчика и чижа. Чиж сидел на веточке и пел. Зайчик прыгал по кочкам. Мы захлопали в ладоши. Чиж улетел, а зайчик скрылся в кустах.

Звук щ

Потешки

Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке. Ты нас, мама, не ищи, Щиплем мы щавель на щи.

Щенок

Леша и Миша нашли щенка. Щенок пищал. Дети пожалели щенка. Они потащили щенка домой. Леша напоил щенка молоком, а Миша положил его в ящик.

Роща

К Мише пришел товарищ. Они пошли в рощу. С ними побежал щенок. В рощу прилетели щеглы. Щенок залаял на щеглов. Щеглы улетели.

Звуки ч, щ

Потешки, скороговорки, загадки

Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока. Этой щеткой чищу зубы, Этой щеткой – башмаки, Этой щеткой чищу брюки, Все три щетки мне нужны. Глазищи, усищи, когтищи, хвостище, А моется всех чище. (Кот.) Черной ночью черный кот Прыгнул в черный дымоход. В дымоходе чернота. Отыщи-ка там кота.
Часовщик, прищурив глаз, Чинит часики для нас.  

Курицы и цыпленок

Не кричи, не пищи, Червячка поищи, А под старым кирпичищем Мы с тобой вдвоем поищем.
Я по травке на лугу В белых тапочках бегу, А трава хорошая, Ну-ка, тапки сброшу я. Ой, трава щекочется, Мне смеяться хочется!

Весной

Сильно греет солнце. В роще кричат грачи. Стучат дятлы. В кустах трещат сороки. Весело поют чижи. В гнездах пищат птенцы.

Кот и мышка

Лежит кот и чутко дремлет. В чулане запищали мышки. Почуял кот добычу. Вот бежит мышка. Кот цап её.

Саша и Серёжа

Саша и Серёжа взяли гвозди и дощечки. Они сделали ящик и полочку. Щепки они сложили у печки. Саша и Серёжа товарищи. Они часто работают вместе.

Звуки ч, щ, с’, с, т’, ш

Мальчик и часы

Мальчик. Нельзя ли, часики, сказать – Мне очень хочется узнать, Какой зверек внутри сидит И все «тик-так, тик-так» твердит?
Часы. Узнаешь скоро, мой дружок, Что тут совсем и не зверек. Меня уж в давний-давний век Придумал умный человек. И всех заставил повторять: «Не надо времени терять».

Птичий домик

У нас такой обычай: Чуть выпадет снежок, Дощатый домик птичий Повесить на сучок. И здесь, в саду, за домом, Среди седых ветвей, Готов обед веселый Для птичек у детей.

Девочка и щенок

Девочку-крошку щенок увидал, Хвост-закорючку от страха поджал, Глупенькой мордочкой тянется, тянется – Страшно, да очень уж девочка нравится. Девочка видит: ушки торчком. Шкурка пушистая, хвостик крючком. Глаз не спускает и мнется, и топчется. Как бы погладить? – И страшно, и хочется. Долго тянула ладошку несмелую, Вот и погладила мордочку белую.

Заяц-портной

Серый заяц под сосной Объяснил, что он портной. И портному через час Медвежонок сдал заказ. - Будет ваш заказ готов До январских холодов. Заяц режет, заяц шьёт. А медведь в берлоге ждет, Срок прошел. Пришел медведь, А штаны нельзя надеть.

В школу

Листья желтые летят. День стоит веселый, Провожает детский сад Ребятишек в школу. Отцвели цветы у нас, Улетают птицы. Вы идете в первый раз В первый класс учиться.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...