Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Этапы развития мирового рынка информационных услуг




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

Дисциплина:

«Мировые информационные ресурсы»

 

для специальности: 080802 «Прикладная информатика по отраслям (в экономике)»

 

 

2011 год


 

Одобрена предметной (цикловой) комиссией __________________ протокол № _________________ Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 080802
    Председатель комиссии   _____________________________     Заместитель директора по УР ______________________________

 

Автор программы: Завьялов Анатолий Михайлович,

преподаватель высшей категории

кандидат технических наук, доцент кафедры Математики и прикладной информатики

 

Рецензент Шевченко Юрий Дмитриевич, к.т.н., доцент ДФ РГТЭУ

 

_________________________________


Пояснительная записка

 

Рабочая программа учебной дисциплины “Мировые информационные ресурсы” предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080802 Прикладная информатика по отраслям (в экономике) среднего профессионального образования.

Учебная дисциплина “ Мировые информационные ресурсы ” является специальной дисциплиной по выбору, формирующей базовый уровень знаний и практические навыки использования мировых информационных ресурсов.

Преподавание настоящей дисциплины осуществляется в едином комплексе дисциплин учебного плана и ведется в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами: “Информационные системы”, «Информационная безопасность», «Компьютерные сети», «Программное обеспечение компьютерных сетей».

При разработке рабочей программы решением методического объединения были внесены изменения в содержание и последовательность изучения учебного материала, а также в перечень практических работ. Рабочая программа предусматривает изучение классификации мировых информационных ресурсов, структуры информационного рынка мировых ресурсов и источников различного вида информации.

Авторский вариант программы по данной дисциплине учитывает специфику профессиональной деятельности будущих выпускников по специальности 080802.

Настоящая рабочая программа учебной дисциплины рассчитана на 48 часов аудиторных занятий, в том числе 18 часов отводится на практические работы.

В соответствии с государственными требованиями после изучения учебной дисциплины студент должен:

иметь представление:

- о роли и месте знаний по учебной дисциплине при освоении смежных дисциплин по выбранной специальности из сферы профессиональной деятельности;

знать:

- классификацию мировых информационных ресурсов;

- структуру информационного рынка мировых ресурсов;

- информационные источники различного вида.

уметь:

- использовать различные виды информационных ресурсов в практической деятельности.

Изучение дисциплины заканчивается на 8 семестре дифференцированным зачетом.


Содержание дисциплины

 

Введение

Дисциплина «Мировые информационные ресурсы» предназначена для формирования у студентов представления о месте и роли информационных ресурсов в современном обществе, понимания основных принципов формирования и использования информационных ресурсов.

Цель изучения дисциплины: освоение студентами основ формирования, анализа, использования информационных ресурсов при рассмотрении и решении экономических, управленческих и других задач. Теоретическая и практическая подготовка студентов к новым условиям работы в информационном обществе.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

–изучение основных понятий информационных ресурсов и параметров информации;

–ознакомление с основными методами формирования, анализа, обработки и использования информации;

–знакомство с принципами формирования мировой информационной системы и ее основных сервисов;

–практическое изучение технологий и сервисов Интернет;

–получение навыков использования информационных систем с Web-интерфейсами.

Преподавание настоящей дисциплины

ведется в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами: “Информационные системы”, «Информационная безопасность», «Компьютерные сети», «Программное обеспечение компьютерных сетей».

Тема 1. Мировой рынок информационных услуг. Основные понятия

§ Студент должен знать:

§ сектор деловой информации;

§ сектор научно-технической и специальной информации;

§ сектор массовой потребительской информации.

Рынок информационных услуг может быть определен как совокупность экономических, правовых и информационных отношений по торговле (продаже и покупке услуг) между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями) и характеризуется определенной номенклатурой услуг, условиями и механизмами их предоставления и ценами.

Товаром на рынке информационных услуг является информация. Информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Информация, зафиксированная на материальных носителях и хранящаяся в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах), образует информационные ресурсы [1].Под информационной системой понимается организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. Информационный ресурс может принадлежать одному человеку или группе лиц, организации, городу, региону, стране, миру. Информационный ресурс является продуктом деятельности наиболее квалифицированной части общества.

Тема 2. Этапы развития мирового рынка информационных услуг

Студент должен знать:

  • Этапы развития мирового рынка информационных услуг.
  • группы информационных служб;

Рынок информационных услуг имеет многолетнюю историю. Качественные изменения он претерпел в середине 1960-х гг. с появлением вычислительной техники и ее использованием в области обработки и передачи информации. В этот период основными источниками информации являлись государственные информационные службы, учебные заведения, различные общественные организации, занимающиеся сбором информации в определенной области, библиотеки

Первые автоматизированные информационные системы получили название «Информационно-поисковые системы» (ИПС). В связи с крайне ограниченными возможностями первых ЭВМ — малый объем памяти, последовательный просмотр записей на магнитных лентах — в ИПС хранились вторичные документы — поисковые образцы документов.

Следующим шагом, который стал возможным в связи с развитием вычислительной техники, ростом объемов памяти и быстродействия, явилось возникновение фактографических информационных систем. Эти системы содержали уже формализованную информацию в виде значений свойств различных объектов (лиц, организаций, событий и т. д.).

Большое влияние на развитие сферы информационных услуг оказало создание национальных и мировых сетей передачи данных.

Становление рынка электронной информации сопровождалось также специализацией (разделением труда) организаций, занимающихся информационным обслуживанием. Сформировалось три группы информационных служб:

♦ центры-генераторы (производители информации) — специализируются на добыче информации, формировании баз данных и поддержании их в актуальном состоянии;

♦ центры распределения (поставщики информации, так называемые вендоры) — занимаются информационным обслуживанием пользователей на основе баз данных, поставляемых им на коммерческой основе центрами-генераторами;

♦ информационные агентства — помимо функции сбора информации, формирования и ведения баз данных осуществляют и функции обслуживания пользователей.

К концу 2000 г. в мире функции центров-геператоров выполняли 3520 компаний, а функции центров-поставщиков — 4220 компаний [12].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...