Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы аудиторской проверки




В общем виде метод - это способ исследования явлений, сис­тем, процессов, созданных человеком. Основой исследования сложных систем является диалектический метод, в пределах которого существуют дедуктивный и индуктивный методы. В первом случае объект сначала изучают, исходя из общих положений, ин­тересов системы высшего уровня, и лишь после этого приступают к изучению его свойств и других характеристик, определяющих место объекта в целостной системе, его сложность, цели функци­онирования, состояние, другие особенности. Следовательно, де­дукция - это методический прием, позволяющий делать выводы постепенно переходя от общих законов, положений и понятий к частным, даже единичным.

Согласно индуктивному методу объект изучают, постепенно переходя от частного к общему. Общие положения при этом осно­вываются на многочисленных наблюдениях, локальных выводах, обобщениях.

В аудите важное значение имеют оба метода. Они используются при изучении финансово-хозяйственной деятельности предприя­тия, оценке направленности и эффективности системы управле­ния, в рамках которой действует предприятие, а также характе­ристике отдельных разделов бухгалтерского учета и его системы в целом. Дедуктивный метод используется для определения места управления бухгалтерским учетом, его целей и задач в общем процессе управления, принципов, на которых оно должно стро­иться и взаимодействовать с другими функциями. На этой основе изучаются современная организация бухгалтерского учета, обес­печенность руководства информацией, эффективность взаимо­действия в сфере планирования, контроля, анализа, внутреннего аудита.

Индуктивный метод экономического анализа деятельности предприятия позволяет с самого начала сосредоточить внимание на отдельных группах процессов, особенно на уязвимых, местах. Повторяемость недостатков в управлении, в том числе управлении бухгалтерским учетом, позволяет сделать определенные обобще­ния, выводы, предложения. Для оценки отдельных хозяйственных операций, решения различных локальных задач используют пре­имущественно индуктивный метод, что объясняется характером, размером объектов и некоторыми другими причинами.

Метод аудита - это совокупность приемов, с помощью которых оценивается состояние изучаемых объектов. Многообразные при­емы можно объединить в три группы: определение реального со­стояния объектов, анализ, оценка.

Приемы первой группы - это осмотр, пересчет, измерение, по­зволяющие определять количественное состояние объекта; лабо­раторный анализ, цель которого - определение качественного со­стояния объекта; запрос; документальная проверка. Проверка аудитором фактического наличия (инвентаризация) отдельных наименований или всех материалов и готовой продукции позволя­ет не только убедиться в наличии, но и определить состояние учета в местах хранения, порядок составления приходно-расходных документов.

Для сравнения отдельных показателей отчетности используют­ся аналитические процедуры (приемы второй группы).

На стадии планирования анализ помогает аудитору планиро­вать характер, время и объем других аудиторских процедур, на стадии проведения существенных проверок - обрабатывать зна­чительную детализированную информацию (например, если-план счетов компании включает 20 счетов затрат, то аудитору проще вывести тенденции изменения этих затрат по месяцам, чем выбо­рочно проверять некоторые суммы, чтобы обнаружить нетипич­ные затраты или проводки), на финальной стадии - делать об­щий обзор финансовой информации.

Результаты аналитических процедур могут быть:

- убеждающими (если аудитор может разумно оценить правиль­ность остатка по счету после проведения анализа, то ему не надо проводить другие процедуры);

- подтверждающими (если анализ должен только подтвердить информацию, полученную от клиента, или выводы, сделанные аудитором, то перед аналитической процедурой ему необходимо выполнить дополнительные проверки);

- неприменимыми (если результаты анализа не могут служить доказательством выводов аудитора, то ему необходимо разрабо­тать другие процедуры проверки).

Приемы третьей группы - это оценка прошлого, настоящего и будущего состояния объектов аудита, логическое завершение про­цесса сопоставления. Оцениваются состояние ресурсов, целесооб­разность и законность хозяйственных операций, достоверность экономической информации, касающиеся событий и, соответ­ственно, не отраженные в бухгалтерском учете. Методом учетной оценки обычно определяются размеры резервов по гарантийным обязательствам, резервов по сомнительным долгам, стоимость ценных бумаг и т.д.

Помимо указанных приемов аудитор может привлекать внеш­ние по отношению к проверке методические положения, заим­ствованные из других наук:

математические теории (формальные выборки, регрессионный и кластерный анализ);

экономические теории (ценность денег во времени, теория оценки капитала);

теории бухгалтерского учета и финансов (теория процентов, финансовый анализ и прогнозирование банкротств);

теории информации и коммуникации (способность аудитора вступать в контакт с третьими лицами, составление заключения);

информационные технологии (экспертные системы, компью­терные системы, технология баз данных);

управление (планирование и контроль, организационные тео­рии и теории мотивации);

вопросы права и налогообложения.

К технике аудита относится также оказание консультационных услуг (контроль, банковское обслуживание, оплата труда работ­ников и т.д.).

Аудиторы самостоятельно определяют приемы и методы своей работы. Все методы аудита условно можно разбить на две группы: методы организации аудита в целом и конкретные методы провер­ки операций, сальдо счетов и т.п.

Методы организации аудита в целом:
сплошная проверка;
выборочная проверка;
документальная проверка;
фактическая проверка;
аналитическая проверка;
комбинированная проверка.

Первые четыре метода широко известны, применялись и при­меняются в России в ревизорской работе. Естественно, что сплошная или выборочная проверка может быть и документаль­ной, и фактической.

Аналитическая проверка - это использование различных ме­тодов и приемов анализа хозяйственной деятельности, математи­ки, статистики для выявления проблем и противоречий в учете и отчетности клиента с тем, чтобы уделить этим вопросам внима­ние в ходе аудита. В некоторых случаях (длительное сотрудниче­ство аудиторов с данным клиентом, доверие к руководству прове­ряемой компании и т.д.) аудит может быть ограничен только ана­литической проверкой.

Комбинированная проверка - это сочетание различных мето­дов организации аудита.

Конкретные методы проверки операций, счетов, документов.

Правилом (стандартом) аудиторской деятельности в Россий­ской Федерации «Аудиторские доказательства» предусматривается перечень основных конкретных методов получения аудиторских доказательств, методов проверки операций, счетов, документов.

Собирая аудиторские доказательства, аудитор может приме­нить одну процедуру или несколько процедур вне зависимости от того, проверяется ли одна хозяйственная операция или их группа. Рассмотрим наиболее распространенные методы проверки, кото­рые аудиторские организации могут применять на конкретных участках аудита.

Проверка арифметических расчетов клиента (пересчет).

Пересчет - это проверка арифметической точности источни­ков документов и бухгалтерских записей и выполнение независи­мых подсчетов; как правило, осуществляется выборочно.

Если экономический субъект ведет бухгалтерский учет с при­менением компьютерных средств, аудиторская организация может осуществлять проверку расчетов, применяя ЭВМ.

Инвентаризация.

Инвентаризация позволяет получить точную информацию о наличии имущества экономического субъекта и ориентировочную информацию о состоянии и стоимости такого имущества. Инвен­таризации подлежат имущество клиента и его финансовые обяза­тельства.

В ходе аудиторской проверки аудиторы могут наблюдать за про­ведением инвентаризации, что может помочь им правильно оце­нить надежность системы бухгалтерского учета и действенность СВК. Если аудиторская организация оценит надежность СВК в це­лом или надежность отдельных средств контроля как высокую, она вправе снизить количество элементов учета, проверяемых в ходе аудиторской выборки, до разумного предела.

Для повышения точности получаемых данных аудиторской организации рекомендуется провести проверки в двух направле­ниях:

- сверить учетные данные с фактическим наличием товарно-ма­териальных ценностей;

- сверить фактические запасы товарно-материальных ценностей с данными учетных записей.

Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных опе­раций.

Этот метод позволяет аудиторской организации осуществить контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией.

Информация считается достоверной только в том случае, если она получена непосредственно в момент исследования этих опера­ций.

Подтверждение.

Для получения информации о реальности остатков на счетах учета денежных средств, счетов расчетов, счетов дебиторской и кредиторс­кой задолженности аудиторская организация должна получить под­тверждение в письменной форме от независимой (третьей) стороны.

Запросы на подтверждение рекомендуется готовить в виде до­кумента от имени руководства экономического субъекта в адрес независимой (третьей) стороны. В них должно содержаться требо­вание предоставить необходимую информацию непосредственно аудиторской организации.

При необходимости аудиторская организация может самостоя­тельно установить непосредственный контакт с независимой (тре­тьей) стороной, которой был направлен запрос на подтвержде­ние.

Если полученная аудиторской организацией от независимой (третьей) стороны информация расходится с учетными данными экономического субъекта, необходимо применить дополнитель­ные аудиторские процедуры для выяснения причин расхождения.

Устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны.

Устный опрос персонала, руководства экономического субъек­та и независимой (третьей) стороны может проводиться на всех этапах аудиторской проверки.

Результаты устных опросов должны быть записаны в виде про­токола или краткого конспекта, в котором обязательно должны быть указаны фамилия того аудитора, который проводил опрос, а также фамилия, имя, отчество лица, которое было опрошено.

Для проведения типовых опросов аудиторская организация мо­жет готовить бланки с перечнями вопросов. В этих бланках могут отмечаться ответы опрошенных лиц.

Письменная информация по итогам устных опросов должна приобщаться аудиторской организацией к другим рабочим доку­ментам аудиторской проверки.

Проверка документов.

Документальная информация может быть внутренней, внеш­ней, либо внутренней и внешней одновременно. Документы, под­готовленные и обработанные внутри экономического субъекта, являются внутренними. Степень доверия аудиторской организа­ции к экономическому субъекту зависит от надежности егоСВКза подготовкой и обработкой таких документов. Более убедитель­ными, чем внутренние, являются внешние документы, - подго­товленные и отправленные экономическому субъекту третьими лицами.

Проверка документов заключается в том, что аудитор должен убедиться в реальности определенного документа. Для этого реко­мендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операции в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесооб­разность выполнения этой операции.

Виды проверки документов:

- формальная проверка (правильность заполнения всех реквизи­тов; наличие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок в тексте и в цифрах; подлинность подписей должностных и матери­ально ответственных лиц);

- арифметическая проверка (правильность подсчетов в докумен­тах, т.е. правильность показанных итогов в первичных документах, учетных регистрах и отчетных формах);

- проверка документов по существу (законность и целесообраз­ность операции; правильность отнесения на счета и статьи).

Прослеживание.

Под прослеживанием понимается процедура, в ходе которой аудитор проверяет некоторые первичные документы, проверяет отражение данных первичных документов в регистрах синтетичес­кого и аналитического учета, находит заключительную коррес­понденцию счетов и убеждается в том, что соответствующие хо­зяйственные операции правильно (или неправильно) отражены в бухгалтерском учете.

Прослеживание позволяет изучить нетипичные статьи и собы­тия, отраженные в документах клиента.

При определении категории операций, в отношении которых следует применить процедуру прослеживания, аудитору рекомен­дуется изучить кредитовые обороты по аналитическим счетам, ве­домостям, отчетам, синтетическим счетам, отраженным в Глав­ной книге, обращая внимание на нетиповые корреспонденции счетов.

Аналитические процедуры.

Под аналитическими процедурами подразумеваются анализ и оценка полученной информации, исследование важнейших фи­нансовых и экономических показателей проверяемого экономи­ческого субъекта с целью выявления необычных и неверно отра­женных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельнос­ти, а также выяснение причин таких ошибок и искажений.

Подготовка альтернативного баланса.

Для получения доказательств о реальности и полноте отраже­ния в учете готовой продукции выполненных работ, оказанных услуг аудиторская организация может составить баланс израсходо­ванного сырья и материала по нормам на единицу продукции и фактического выхода продукции (выполнения работ, оказания ус­луг).

Баланс сырья, материалов и выхода продукции позволяет аудиторской организации выявить отклонения от нормативного расхода сырья и материалов и выхода продукции (выполнения работ, оказания услуг) и тем самым убедиться в достоверности вычисления финансового результата.

Рабочие гипотезы - предположения о реальной ситуации на основе аудиторских доказательств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...