Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. США в годы Первой Мировой войны 10 страница




В качестве иллюстрации можно привести организационные трудно­сти, с которыми столкнулся Э. Пикеринг — один из крупнейших аме­риканских астрономов, автор всемирно принятой системы спектральной классификации звезд, открывший спектральные двойные звезды. Пока Пикеринг был директором Гарвардской обсерватории, т. е. в 1877— 1919 гг., он вынужден был почти непрерывно обращаться посредством объявлений в научных журналах к их подписчикам с просьбами о по­жертвованиях; таковые поступали преимущественно от иностранных ученых обществ. Только после 1907 г., когда удалось наладить связь обсерватории с «благотворительными фондами», положение несколько стабилизировалось, хотя продолжало зависеть от успешности перегово­ров с тем или иным меценатом.

Если подобное явление можно было в какой-то мере рассматривать как специфически местное (в Англии, Германии и других европейских странах правительственная поддержка науки к тому времени стала регулярной), то другая категория трудностей, связанная с кризисом таких традиционных форм организации науки, как академии и научные общества, видимо, носила глобальный характер. Национальная академия наук США, основанная еще в 1863 г. и задуманная прежде всего как консультативный орган для военного министерства и других федеральных ведомств, оказалась не в силах ни заменить отсутствующие государствен­ные центры регуляции и координации исследований, ни выполнить кон­сультативную функцию 58.

57 .Miller H. S. Dollars for Research. Science and Its Patrons in Nineteenth-Century Ame­
rica. Seattle; London, 1970, p. 112.

58 «Между 1863 и 1913 гг. военное министерство обращалось к услугам Националь­
ной академии наук всего пять раз по следующим вопросам: проверка чистоты вис­
ки, сохранение краски на армейских ранцах, гальванизирующее действие соедине­
ний железа и цинка, исследование Йеллоустоуна, метеорологические науки и их
применение» (Политика США в области науки. М., 1971, с. 169). О международном
характере кризиса академических форм организации науки в конце XIX в. см.:
Ben-David J., Zloczower A. Universities and Academic Systems in Modern Societies.—
In: Science and Society. Chicago, 1965, p. 62—85. Первое действительно эффективное
организационное мероприятие было осуществлено Национальной академией также
в связи с военными задачами, но уже в 1916 г., когда на ее базе был основан На­
циональный исследовательский совет, в начале 1917 г. включенный в Cовет на­
циональной обороны.


 

 

ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА

Естественнонаучных и технических обществ было много (к 1900 г.— более 400, большая часть которых возникла в последние десятилетия XIX в.), но они выполняли лишь функции научного общения и, кроме того, были сосредоточены преимущественно в приатлантических штатах. Однако они сыграли значительную роль в установлении принципов научной специализации и в пропаганде научных знаний, а также в формировании научной периодики в США. Так, основанное в 1876 г. в Вашингтоне впоследствии одно из крупнейших американских науч­ных обществ — химическое — с 1879 г. начало издавать «Джорнэл оф Америкэн кемикэл сосайети», а в 1907 г. выпуском широко известных сейчас «Кемикэл абстрактc» положило начало новому для США типу научной информации — реферативным журналам; с 1909 г. то же об­щество издает «Джорнэл оф индастриэл энд техникал кемистри».

Не все общества были столь же активны в данном отношении; во всяком случае вместо трех существовавших до 70-х годов журналов общенаучного профиля к концу столетия образовалось уже более 400 специализированных журналов, печатавших статьи естественнонаучного и технического содержания, в том числе такие пользующиеся автори­тетом (и до настоящего времени) издания, как «Джорнэл оф хэредити» (с 1885 г.), «Джорнэл оф джиолоджи» и «Физикэл ревыо» (с 1893 г.), «Астрофизикал джорнэл» (с 1895 г.), и многие другие.

Возникли новые общенаучные журналы с популяризаторским укло­ном: «Попьюлар сайенс мантли» (1872—1915), «Сайентифик Америкэн сапплемент» (1876—1919), «Сайенс» (с 1883 г.). Несомненно, рост числа и тиражей научных журналов свидетельствовал об интенсификации научной жизни в стране и содействовал оживлению коммуникации, играя роль организующего фактора по отношению к складывавшемуся в конце XIX в. американскому научному сообществу.

Но ни научные общества, ни академии наук (Национальная и в отдельных штатах) сами по себе не могли решить проблемы, которая все более настоятельно ставилась развитием экономики,— проблемы соз­дания постоянно функционирующей и регулярно финансируемой системы прикладных и фундаментальных исследований. За отсутствием эффек­тивных специально-научных (не преподавательских) и координационных центров, которые могли бы принять на себя роль такой системы в мас­штабе страны, некоторое время эту роль играли университеты59 и во­обще высшие учебные заведения, включая как основанные ранее и уже стабилизировавшиеся (в отношении кадров, бюджета и научных тра-

59 Университеты работали в тесном контакте с научными обществами, совместно с ними выпуская многие упомянутые журналы. С 70-х годов в американской науке и преподавании появилась такая оказавшаяся впоследствии жизнеспособной орга­низационная форма, как летние школы, первые из которых были проведены в Сей-леме (штат Массачусетс) при Академии наук имени Дж. Пибоди (Peabody Acade­my of science), эфемерном исследовательском центре, основанном в 1866 г. на по­жертвования коммерсанта и мецената Дж. Пибоди и слившемся впоследствии (1945 г.) с Сейлемским музеем естественной истории. В 1870—1871 гг. сейлемскими летними школами руководил иммигрировавший в США из Швейцарии палеонтолог и геолог Л. Агассис, в 1876—1882 гг.— энтомолог Э. Пиккард. Впоследствии эта форма организации научных встреч и дискуссий получила широкое распростране­ние в мировом научном сообществе. См.: Dexter R. W. Contributions of the Salem Group of Agassiz Zoologists to Natural Science Education.— Bios, 1946, vol. 47, N 1, p. 25—30.



IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ПРОСВЕЩЕНИЕ II НАУКА



 


диций) Гарвардский, Йельский, Мичиганский и другие университеты Массачусетский технологический и Смитсоновский институты, так и многочисленные вновь основываемые университеты и колледжи, в уста­вах которых нередко с самого начала предусматривался принцип соеди­нения исследовательской и преподавательской деятельности.

При этом студентами под руководством профессоров выполнялись научные программы, что, конечно, повышало исследовательский потенци­ал системы вузов в целом и отчасти компенсировало почти полное от­сутствие в них особых (свободных от преподавания) штатных единиц для ученых-исследователей. Эти программы, как и вообще университет­ская наука, стали получать поддержку со стороны предпринимателей, в частности Моргана, Рокфеллера (выделившего 30 млн. долл. Чикаг­скому университету) и др.

Начиная с 1902 г., когда был учрежден фонд Э. Карнеги, поддержка все чаще оказывалась через «благотворительные» фонды — формально некоммерческие организации, бюджеты которых не облагались налогами и расходовались на проведение исследовательских и других программ в направлении, желательном для благотворителей. Первоначальным образцом для таких фондов послужили фонд К. Цейса и прочие такого рода центры в Германии, но в США деятельность фондов приобрела больший размах и (в силу недостатка других источников финансирова­ния) большее значение как форма капиталистической организации науки. К 1915 г. в США было уже 27 «благотворительных фондов», и их число и роль продолжали быстро расти. Субсидируя как универси­тетские, так и внеуниверситетские исследования и публикации, фонды начали в ряде случаев поощрять работы фундаментального характера, не дававшие прямой прибыли, что увеличивало гибкость системы моно­полистического регулирования науки.

Другим источником финансирования университетов продолжали оста­ваться бюджеты отдельных штатов и муниципальных органов. За счет этих бюджетов с 1887 г. при университетах начинают создаваться сель­скохозяйственные и технические опытные станции, что получило и за­конодательное оформление (законы Хетча). К 1918 г. было организовано юлее 50 одних только сельскохозяйственных станций.

За 1877—1900 гг. в США были вновь открыты или преобразованы из колледжей 82 университета, в результате чего сформировалась основ-ная сеть существующих и поныне университетских исследовательских центров. Достаточно сказать, что приблизительно из 60 современных вузов США, имеющих право присуждать степени доктора наук, только два (Питтсбургский университет, 1908 г.; Лос-Анджелесский филиал калифорнийского университета, 1919 г.) основаны в XX в., остальные же существовали к 1900 г. За 1900—1922 гг. было основано всего 44 университета, преимущественно из категорий более мелких (с годич-ным выпуском до 50—100 человек), которые, помимо общеобразователь-ных колледжей, включали иногда лишь два-три факультета и по евро-пейским понятиям должны были бы считаться институтами узкого про-филя.

Процесс концентрации производства своеоразно отразился и в сфере oбразования: выделилась небольшая (не более 10—20) группа универ-cитетов, фактически монополизировавших присвоение высших ученых cтепеней. 14 вузов, объединившихся в 1900 г. в Ассоциацию американ-


ских университетов, выпускали 90% от общего числа докторов наук в стране.

Новые для США формы организации науки, появившиеся в конце XIX в., были связаны, во-первых, с созданием промышленных лабора­торий, специализировавшихся в данный научный период своего суще­ствования на исследованиях технического характера (речь о них пойдет впереди); во-вторых, с деятельностью «благотворительных фондов», не ограничивавшихся рамками поддержки университетской науки и образования и тесно взаимодействовавших с государственным аппара­том (что особенно проявилось начиная с 1916 г.); в-третьих, с попыт­ками огосударствления науки.

И раньше имелись случаи, когда государственные организации (в основном военные, например Армейский корпус инженеров и Армей­ский корпус связи, основанные соответственно в 1802 и 1863 гг.) спо­радически занимались научно-техническими вопросами. Но первое пра­вительственное ведомство, специально созданное с функциями научного центра, появилось в США только в 1879 г.: это была Геологическая служба министерства внутренних дел. В ее задачи входило геологическое и палеонтологическое обследование всей территории страны, изучение рудных и водных ресурсов США, топографическая съемка. При орга­низации Геологической службы был использован опыт аналогичного бри­танского учреждения, существовавшего с 1832 г.

Вообще в сфере государственного регулирования науки США отста­вали от европейских стран, пока положение не стало меняться в связи с подготовкой к войне и участием в ней США. До 1916 г. в США не было федеральных центров по науке с полномочиями, приближавшихся к полномочиям, например, основанного еще в 1853 г. английского де­партамента науки и технических ремесел. Редким исключением продол­жали оставаться институты или лаборатории правительственного подчи­нения, несмотря на положительный опыт Смитсоновского института. Только в 1890 г. было создано Бюро погоды (в Англии — с 1854 г., в России —с 1872 г.); в 1901 г.—Национальное бюро стандартов, в задачи которого вошли исследования разнообразного круга связанных со стандартизацией проблем в области физики, химии, металлургии, элект­ротехники, гидравлики, строительной техники и т. д. К 1917 г. в бюро работало более 400 человек. Исследованиями занимались также неко­торые службы министерства сельского хозяйства: Бюро по химии (с 1883 г.), Горное бюро (с 1910 г.) и др. Всего этого было, однако, еще совершенно недостаточно для эффективного руководства наукой в целом.

Первая мировая война, выявив резкое отставание США в ряде отрас­лей военной промышленности, например в военном судостроении и само­летостроении, и связь этого отставания с недостаточной интенсивностью и координацией исследований и разработок, подтолкнула дело органи­зации исследований. В 1915 г. был образован Национальный консульта­тивный комитет по аэронавтике, предшественник позднейшего НАСА (Национального управления по аэронавтике и освоению космоса), а так­же Военно-морской консультативный комитет. При созданном в августе 1916 г. в целях мобилизации научных и технологических ресурсов Со­вете национальной обороны были учреждены отраслевые комитеты, дея­тельность которых должна была координироваться Национальным ис­следовательским советом (НИС). В него вошли представители прави-



IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА



 


тельства, «благотворительных фондов» (это были два основных источни­ка финансирования деятельности совета) 60, Национальной академии наук (основное обеспечение в собственно научном отношении), универ­ситетов и промышленных лабораторий. К проведению военно-организа­ционных мероприятий по науке были привлечены видные ученые.

Так, во главе НИС был поставлен известный астрофизик, крупней­ший исследователь Солнца Дж. Хейл; его заместителем был Р. Милли-кен; Военно-морским консультативным комитетом руководил Т. А. Эди­сон. В рамках НИС в 1918 г. впервые была создана (хотя еще не как постоянно действующая система) государственная служба научной ин­формации. Непосредственное участие представителей капитала в цент­рах управления наукой с этого периода стало одной из важных особен­ностей организации науки в США.

Таким образом, начавшиеся попытки государственного регулирования науки (которая по своим масштабам все более могла быть приравнена к крупной отрасли производства) имели преимущественно военную ориен­тацию и предпринимались в тесном контакте государства с монополи­стическим капиталом, извлекавшим максимальную выгоду из правитель­ственных заказов.

При подобном положении в области организации науки развитие технических дисциплин (на долю которых приходился наибольший объем по сравнению со всеми остальными научными исследованиями) неиз­бежно осуществлялось, по крайней мере до начала XX в., в первую оче­редь усилиями индивидуальных изобретателей, часто самоучек, работав­ших на свой страх и риск. Во многих случаях история технико-при­кладных исследований вообще не может рассматриваться отдельно от работ таких изобретателей, как Эдисон, Белл или Холлерит, поскольку их деятельность составляла главный компонент оригинального вклада США в технические дисциплины. Для прогресса этих последних перво­степенную роль сыграли наметившиеся еще в период Реконструкции Юга факторы, а именно быстрое развитие внутреннего рынка; стабили­зация экономических связей в масштабе страны; рост потребности про­изводства (включая военную промышленность, транспорт, строительство) в научно-техническом обеспечении.

Существен для технического прогресса был не только сам по себе экономический подъем, но и тот факт, что протекал он в условиях, сравнительно свободных от груза устаревшей техники, изживших себя традиций (в том числе научно-организационных) и т. п. Так, рост сети железных дорог, достигшей к началу XX в. протяженности более 300 тыс. км (т. е. гораздо большей, чем во всей Европе), был в какой-то мере вызван самим отсутствием развитого шоссейного сообщения. Определенное воздействие на развитие технологических нововведений оказывала и нехватка рабочих рук.

Наиболее значительными в США были успехи научных и инженер­ных изысканий, связанных с электротехнической промышленностью как самой типичной «для новейших успехов техники, для капитализма конца XIX и начала XX века» 61. Большое впечатление произвели на

60 Dupree A. H. Science in the Federal Government. A History of Policies and Activities to 1940. Cambridge (Mass.), 1957, p. 312.

61 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 27, с. 365.


современников моторы фирмы Вестингауза мощностью до 1000 лошади­ных сил, модели турбин для гидроэлектростанции на Ниагарском водо­паде, электрические маяки и прочие электротехнические устройства, экспонированные на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 г.

В этот же период немаловажный вклад в формирование технических, в особенности электротехнических, достижений США внесли исследо­вания и изобретения сербского инженера Н. Теслы, в 1884 г. переселив­шегося в США, в том числе такие, как создание известного трансфор-матора Теслы (1891 г.), а также асинхронного электродвигателя и дру­гих электрических машин; описание вращающегося магнитного поля (1888 г.); работы по беспроволочной передаче сигналов и созданию дистанционно управляемых самоходных механизмов. В 1900 г. он тео­ретически обосновал возможность радиолокации.

По мнению многих радиотехников и историков науки, до А. С. По­пова никто не был так близок к созданию радио, как Тесла. Впрочем, судьба тесловских механизмов с беспроволочным управлением («телеав­томатов») сложилась неудачно: предложенные перед испано-американ­ской войной 1898 г., они были первоначально применены для разработки проблем дистанционного управления американскими военными инжене­рами, которые, используя служебное положение, лишили Теслу прав на его изобретение 62.

Исследования в технической сфере базировались в США в конце XIX в. и еще больше в начале XX в. на промышленных лабораториях как структурной ячейке научно-технических работ, которая оказалась наи­более эффективной в данных условиях. В. И. Ленин в 1916 г. указывал на работу особых «инженеров для развития техники» и стимуляцию изобретений в американских трестах как на явление, характерное для новейшего этапа монополистической концентрации производства 63.

Прообразом для позднейших исследовательских центров в американ­ской промышленности послужила созданная Т. А. Эдисоном в 1872 г. лаборатория в Менло-парк (с 1887 г.— в Уэст-Ориндж). Последователь­ная производственная ориентация и творческая организация изобрета­тельской деятельности сделали эту сравнительно малочисленную (60—80 человек) лабораторию настоящей фабрикой изобретений, число которых, считая только запатентованные, достигало трех-четырех еже­месячно.

Эдисоновские изобретения и усовершенствования охватывали практи­чески все отрасли техники: были созданы звукоусиливающие устройства, разработана магнитная сепарация руды, изобретены железо-никелевые аккумуляторы, усовершенствованные лампы накаливания и т. п. Особен­но высоко (что и естественно) современники оценивали, с одной стороны, те достижения Эдисона, которые явились беспрецедентными в своем прак­тическом выполнении, например звуковоспроизведение (фонограф, 1877 г.), а с другой — те, с которыми так или иначе ассоциировалось вступление общества в новую технологическую эру, «электрический век». К этой категории относятся дуплексная и квадруплексная телеграфия; постройка электролампового завода (1880); электрификация железных

62 В настоящее время приоритет Теслы полностью признан. См.: Miessner В. F. On
the Early History of Radio Guidance. San Francisco, 1964, p. 44.

63 См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 27, с. 319.


IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА



 


дорог; пуск в ход в 1882 г. цент­ральной станции электроснабжения Нью-Йорка «Пирл-стрит». В начале XX столетия появились и другие имеющие очень широкий профиль центры технических исследований в промышленности, например основан­ный в Питтсбурге «алюминиевым ко­ролем» Э. Меллоном Институт про­мышленных исследований.

ТОМАС АЛВА ЭДИСОН

Однако более характерными для
исследований и разработок в области
технических дисциплин были срав­
нительно специализированные лабо­
ратории типа основанного в 1893 г.
центра для исследования в области
фотографии при компании «Истман
Кодак», лаборатории резиновой ком­
пании «Б. Ф. Гудрич» (1895) или
лаборатории компании АТТ («Аме-
рикэн телефон энд телеграф компа-
ни», 1907). Некоторые центры тако­
го типа имели консультативный ук­
лон, в частности фирма, основанная
в 1886 г. в Бостоне химиком А. Д.

Литлом.

Технический прогресс в США в большей мере, чем в какой-либо европейской стране, нес отпечаток капиталистической технологии, пря­мой ориентации на извлечение максимальной прибыли. Удачливые изоб­ретатели в ряде случаев могли стать участниками компании по эксплуа­тации их изобретений. А. Г. Белл, в 1876 г. запатентовавший изобре­тенный им телефон, в 1879 г. основал для развития соответствующей отрасли производства компанию, которая после ряда реорганизаций по­степенно монополизировала телефонную связь не только в CША, но и в ряде других стран, особенно Западного полушария. «Возникновение крупной фирмы — Лабораторий Белла — стало символом процесса пре­вращения ряда областей исследования в самостоятельную сферу капита­листического предпринимательства» 64. Аналогичным образом на базе использования изобретений Дж. Вестингауза в области электротехники и железнодорожной автоматики в 1886 г. возникла корпорация «Вестин-гауз электрик»; лаборатория Эдисона, после того как ее «поддержала», а фактически поглотила финансовая группа Моргана, послужила исход­ным пунктом для формирования корпорации «Дженерал электрик».

К началу XX в. экономические и технологические преимущества сближения исследовательских центров с промышленностью стали оче­видны. К 1920 г. в США насчитывалось уже до 300 промышленных лабораторий. В то же время они еще не могли обеспечить синтез при­кладных исследований с теоретическими, поскольку последние в основ-ном оставались вне их поля зрения.

64 Социализм и наука. М., 1981, с. 87.


Вообще слабой стороной многих американских технических исследо­ваний оставалась недостаточная связь с фундаментальной наукой. Например, ошибочная позиция Эдисона, в 80-х годах категорически выс­тупившего за применение одного лишь постоянного тока (в 1889 г. он отказался даже ознакомиться с созданным перед тем М. О. Доливо-Добровольским первым трехфазным генератором переменного тока), на некоторое время затормозила развитие техники переменного тока в США. Электроника, это характерное для XX в. проявление «тесной ин­теграции академической физики и электротехнической промышленно­сти» 65, в определенной мере опиралась и на ранние достижения аме­риканских исследователей: на термоэлектронную эмиссию, которую в 1883 г. открыл Эдисон, и на созданные в 1906 г. Л. Форестом и усо­вершенствованные затем И. Ленгмюром триоды. Тем не менее в резуль­тате недостаточного внимания к теоретической стороне дела и нежелания американских радиокомпаний в 10—20-е годы XX в. вкладывать средства в индустрию с неясными перспективами лидерство в этом комплексе исследований перешло к европейским странам.

Среди определенной части американских ученых и инженеров по­степенно распространялось понимание неспособности капитализма раз­решить насущные проблемы научной деятельности как в отношении ее организации, так и в плане определений приоритетов. Для рассматривае­мого периода примером ученого — крупнейшего специалиста и органи­затора науки, социалиста по своим убеждениям может служить Ч. П. Штейнмец, один из основателей современной теории электриче­ских и электромагнитных механизмов, исследователь гистерезиса, автор многочисленных изобретений в области электротехники и светотехники. Известно его письмо В. И. Ленину, в ответ на которое В. И. Ленин приветствовал убеждение Штейнмеца «в необходимости и неизбежности замены капитализма новым общественным строем, который установит планомерное регулирование хозяйства и обеспечит благосостояние всей народной массы на основе электрификации целых стран» 66.

Следует отметить и некоторые другие успехи американских изобре­тателей и исследователей в технической области: создание новых жаток и других сельскохозяйственных машин сначала с паровыми двигателями (в 1906 г. был сконструирован трактор с двигателем внутреннего сгора­ния); первые полеты на аэропланах (братья Райты, 1903); ряд изоб­ретений, позволивших к 20-м годам наладить массовое производство автомобилей; нововведения, связанные с фотографией (усовершенство­ванная целлулоидная пленка Дж. Истмана и разработанный Эдисоном и У. Диксоном с ее применением «кинетоскоп» — предшественник кино; фотографирование в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах — Р. Вуд).

Был создан ряд вычислительных машин. Так, в течение нескольких десятилетий важнейшим средством статистического и бухгалтерского учета оставался изобретенный в 1885 г. Д. Ю. Фелтом «комптометр». Г. Холлерит, сын немецких иммигрантов, работая над статистической обработкой материалов переписей населения, создал первую или во вся­ком случае наиболее удачную из первых электрических вычислительных машин — табулятор, снабженный перфораторными устройствами. К 1900 г.,

65 Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956, с. 420.

66 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 45, с. 147.


IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА



 



после того как Холлерит организовал компанию по серийному выпуску своих машин, они стали применяться во многих странах (в частности ив России, куда Холлерит приезжал для организации переписи) и под­готовили дальнейшее развитие счетно-аналитической техники на пер-фокартной основе.

В последующие годы продолжалось развитие как механической (десятиклавишные суммирующие машины «Дальтон», 1902 г.; «Сенд-

 
 

 


странд», 1914), так и электромеханической вычислительной техники. Проникновение монополистического капитала в данную область исследо-ний и разработок выразилось в основании в 1911 г. корпорации «Интер­нэшнл бизнес машинз», в последующие годы сконцентрировавшей в. своих руках основной объем производства и продажи вычислительной техники.

Потребность в обеспечении железных дорог и промышленности топ­ливом уже к 80-м годам XIX в. привела к необходимости в изобрете­ниях и усовершенствованиях в угольной промышленности, прежде всего в создании новых врубовых машин. Развитие в этой области рассматри­валось в конце XIX в. в качестве важнейшей предпосылки технического прогресса в целом. К. Маркс в 1881 г. писал по поводу создания в США принципиально новой конструкции врубовой машины, что эта раз­работка, вероятно, «даст могучий толчок развитию страны янки и сильно поколеблет промышленное превосходство Джона Буля» 67. В самом деле, к началу XX в. парк врубовых машин в США превысил 15 тыс.,

67 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е пзд., т. 35, с. 160.й они стали давать половину

 

 

годовой добычи угля (в то время как в Великобритании имелось 3500 врубовых машин, которые добывали менее §о общей угледобычи).

Большими инженерными достижениями были построенный в 1914 г. 30-километровый тоннель для нью-йоркского водопровода, а также крупнейшие в мире по тем временам Бруклинский и особенно Уильям-.сбергский (1903 г., общая длина почти 500 м) висячие мосты. Применив разработанные французскими инженерами методы использования сталь­ного несущего каркаса, американцы смогли довести высоту зданий к 1908 г. до 200 м, а в 1910-е годы — более чем 250 м (небоскреб Л(Вулворт» в Нью-Йорке); в 20-е годы те же приемы были использованы для постройки небоскреба «Эмпайр Стейт» (около 380 м). Однако позже, с прогрессом железобетонных конструкций, от этих методов практически отказались, поскольку они были связаны с колоссальным расточитель­ством металла.

Военная техника, если не считать сконструированного в 1883 г. X. Максимом станкового пулемета, основывалась до первой мировой воины преимущественно на европейских образцах, но затем, как уже отмечалось, именно в этой области началось наиболее интенсивное вме­шательство государства в союзе с монополиями в сферу организации исследований и разработок. В результате был осуществлен и внедрен ряд военных изобретений (акустическое обнаружение подводных лодок, новые артиллерийские приборы), и практически ни одно из новейших достижений технических дисциплин, включая телеграф, радио, авиацию и т. д., не избегло использования в милитаристских целях. В 1917—1918 гг. началась разработка и производство отравляющих ве­ществ, в частности люизита, синтезированного У. Льюисом.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...