Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ковариационная модель Келли




Эта модель обязана своим названием положению о том, что эффект ковариирует со своей причиной: эффект наблюдается, если наличествует его причина, и не на­блюдается, если эта причина отсутствует.

В своей получившей широкую известность работе 1967 г. Келли следующим образом различает свою модель и модель Джоунса и Дэвиса:

«Внимание наблюдателя в этих двух теориях, в сущности, сосредоточено на проти­воположных полюсах отношения "индивид-окружение". В моих ранних исследова­ниях... индивида волнует адекватность атрибуции относительно окружения. В связи с этим он пытается с помощью каких-либо критериев исключить дисперсию "ошибки", порождаемую самим индивидом. В трактовке этой проблемы Джоунсом и Дэвисом наблюдатель занимает противоположную позицию. Он ищет обусловленную инди­видом (т. е. вызванную, как показывает тщательный анализ, конкретным субъектом) дисперсию и при этом вынужден исключить причины изменений эффектов, вызван­ных факторами окружения или ситуаций» (Kelley, 1967, р. 209).

Если Джоунс и Дэвис стремились уточнить личностные диспозиции, то целью Келли стало выявление на основе имеющейся информации основания для лока­лизации причин действия или его результата как в окружении, так и (может быть, исключительно) в индивиде. В отличие от Джоунса и Дэвиса он использует инфор-

мацию не об одном, а о многих действиях одного и того же индивида и других лиц в различное время, а также о действиях с различной целью и в разных ситуациях. Информация распределяется им по четырем параметрам: субъект, время, цель и ситуация, что позволяет Келли широко использовать свой принцип ковариации, т. е. то, что Джон Стюарт Милль называл методом различий, согласно которому «ответственным за действие следует считать то условие..., которое имеется в на­личии, когда наличествует действие, и отсутствует, когда отсутствует действие» (Heider, 1958).

На другое различие между обеими моделями обратил внимание Гамильтон (Hamilton, 1980). В модели Келли, где планомерно варьируются люди, ситуации и моменты времени, он видит типичный научный анализ, тогда как модель Джоунса и Дэвиса относится лишь к людям и ставит вопрос о том, могли ли они действо­вать иным способом. Это чисто юридический способ мышления, так что «интуи­тивному ученому» Келли можно противопоставить «интуитивного адвоката».

В рамках анализа, проводимого Келли, причина данного действия (зависимая переменная) обусловливается ковариацией четырех критериальных параметров (независимые переменные). Эти параметры соответствуют трем аспектам оценки поведения, о которых речь шла в главе 1: 1) специфичность объекта (целевой объект или другие индивиды, на которых направлено действие; distinctiveness of entities) позволяют ответить на вопрос, может ли действие вызываться другими объектами. 2) Соответствие между различными индивидами, согласованность (consensus) их действий, направленных на определенный объект, позволяют отве­тить на вопрос, поступают ли другие точно так же. 3) Временная стабильность действий (consistency across time) позволяет ответить на вопрос, поступает ли че­ловек всегда одинаково, 4) С временной стабильностью связана стабильность модальностей, в которых воспринимается объект (consistency across modalities). Последняя позволяет ответить на вопрос, будет ли возможным осуществление того же действия, если объект находится в иных ситуационных условиях.

В случае высокой специфичности индивид реагирует на объект весьма необыч­ным способом. При высокой согласованности реакция индивида на объект совпа­дает с реакцией большинства других людей. При высокой временной стабильно­сти человек реагирует на объект одинаковым образом независимо от того, когда взаимодействует с ним. Одна и та же реакция на меняющиеся ситуационные усло­вия имеет место и при стабильности модальностей.

Келли поясняет сказанное следующим примером. Если кому-то особенно по­нравился какой-то фильм и он рекомендует посмотреть его, то для меня важно решить, связана ли причина этой рекомендации с объектом (качество фильма) или с человеком (рекомендующему нравится многое). Если я знаю, что рекомендую­щий реагирует на различные фильмы весьма по-разному (специфичность), что он уже несколько раз смотрел этот фильм (стабильность во времени) и его телевизи­онный вариант, созданный тем же режиссером (стабильность модальностей), и что его суждение о фильме совпадает с мнением других людей, видевших этот фильм, тогда я припишу рекомендацию особенностям объекта. Но если этот человек ре­комендует мне все фильмы без разбора, если ему то нравится, то не нравится один и тот же фильм и если другие люди придерживаются иного мнения, то я припишу рекомендацию особенностям индивида.

Процедуру подобных выводов Келли приравнивает к простому и относительно неполному дисперсионному анализу данных, который, несомненно, способен осу­ществить любой непосвященный. Возможные ковариационные комбинации Кел­ли демонстрирует с помощью дисперсионно-аналитического кубика с тремя основ­ными критериальными измерениями, или параметрами: объектами, временем и субъектами (рис. 13.3). Заштрихованные части левого кубика соответствуют слу­чаю, когда я приписываю рекомендацию посмотреть фильм объекту (О,), а не субъекту (С2); заштрихованные части правого кубика соответствуют второму слу­чаю, когда рекомендация приписывается не объекту, а субъекту (С,). (Разрыв в точ­ке В., во втором случае означает нарушение стабильности поведения.)

Рис. 13.3. Дисперсионно-аналитический кубик, наглядно отображающий информацию о ковариации

действия с тремя измерениями: объекты (0J, субъект (С) и время (В). Левый рисунок изображает случай,

когда действие субъекта (например, С,) атрибутируется объекту 0,; правый рисунок - когда оно

атрибутируется субъекту С2 (Kelley, 1973, р. 110, 111)

По аналогии с дисперсионным анализом Келли определяет функцию как дробь, числителем которой служит переменная «специфичность», обозначающая разли­чия условий (объектов), а знаменателем — дисперсия ошибки в тех условиях (объек­тах), стабильность и согласованность которых служат показателями индивидуаль­ной стабильности и межиндивидуальной повторяемости действий. Чем ниже ста­бильность и согласованность, тем больше знаменатель и тем выше должно быть значение специфичности в числителе с тем, чтобы сохранить локализацию причи­ны рассматриваемого эффекта в условиях заданного окружения.

Таким образом, Келли по возможности старается придерживаться перспекти­вы рассмотрения поведения со второго взгляда. Если поведение индивида специ­фично относительно объектов и одновременно высоко согласовано относительно других людей и стабильно во времени, то можно сказать, что данному индивиду свойственна широкая «информированность о мире» {state of infoimation regarding the world) (Kelley, 1967, p. 198). Правда, вряд ли в этом случае можно говорить об индивидуальности его диспозиций и мотивов. В табл. 13.2 приведены различные комбинации тех информационных данных о действиях, которые, по мнению Кел­ли, приводят к локализации причины в объекте, особенностях ситуации (обстоя­тельствах) или субъекте.

Таблица 13.2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...