Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История мифа о плоской Земле




Миф собственной персоной

Согласно общепринятому мифу, Западная Церковь (а российские враги Христианства утверждают, что и Восточная Православная Церковь тоже[21]) на протяжении веков проповедовала, что Земля плоская. Якобы в силу богословских причин этой точки зрения придерживалось когда-то большинство христиан. А после того, как учёные опытным путём продемонстрировали, что Земля сферична, Церковь будто бы начала активно бороться с этим утверждением и преследовать смельчаков, пропагандирующих новый, «небиблейский» взгляд на Землю. Шадевальд даже заявил, что «утверждения о плоской форме Земли с самого начала ассоциировалось с Христианством. Многие отцы Церкви были сторонниками теории плоской Земли»[22]. Несостоятельность этого безосновательного выпада против Святых Отцов Церкви будет показана ниже.

Биолог-атеист Массимо Пиглиуччи (Massimo Pigliucci) также утверждал, что «на протяжении почти всей западной истории христиане выступали в поддержку и геоцентризма, и теории о плоской Земле[23]. В одном из известнейших учебников по истории науки сказано, что сферичность Земли «признавалась в период расцвета античной мысли. Об этом ясно писал Аристотель и подробно рассуждал Птолемей»; однако после того, как Христианство стало доминирующей религией, вера в то, что Земля круглая «… затихла на западе на тысячу лет, а вместо неё появились необоснованные объяснения, опиравшиеся на мнимые учения Священного Писания. Церковь, по сути, официально отрицала сферичность Земли. А если какой-нибудь житель Запада и размышлял на эту тему, то мысли его возвращались к прежнему ошибочному понятию о «двумерном мире», где все государства и земли расположены вокруг Иерусалима – избранного свыше центра на земном диске»[24]. Также ниже мы увидим, что на самом делеговорится в Священном Писании о Земле.

Данная мысль часто повторялась во многих авторитетных источниках. Например, ещё в одном общеизвестном учебнике говорилось: «В период средневековья развитие европейской науки переживало свою тёмную полосу. Учёные, в лучшем случае, прилежно делали копии трудов древних, отрицая всё, что не соответствовало убеждениям Церкви, и при этом не добавляя ничего своего. В такой интеллектуальной среде любое развитие критического научного анализа становилось невозможным. Понятия о мире, сформировавшиеся ещё в древности, приобретали иную форму, соответствующую учению Церкви. Земля превратилась в плоский диск, в центре которого стоял Иерусалим»[25].

В одном из основных пособий для средней школы, широко использовавшемся на протяжении почти полувека, утверждалось, что когда Колумб просил профинансировать путешествие в Ост-Индию, «учёный совет назвал его планы безрассудными и недостойными внимания… потому что глупо было предполагать, что на другой стороне Земли есть люди, которые ходят вверх ногами и вниз головой. К тому же, туда невозможно было добраться на корабле из-за тропического огненного пояса с бушующими волнами, который преграждал путь»[26].

Десятилетиями такое представление слепо повторялось во всех периодических изданиях. Так, газета «Ньюсвик» («Newsweek») писала: «…в 1632 году Католическая Церковь назвала Галилео еретиком за его представление о Земле как о круглом шаре, мчащемся в межпланетном пространстве вокруг Солнца. Но после этого все её попытки сохранить традиционную птолемееву систему плоской Земли были обречены на провал. Век исследований продлился дольше ста лет. Люди странствовали по планете, и никто из них ни разу не достиг края Земли и не упал с него». Тут газета «Newsweek» села в лужу: в птолемеевой системе Земля была шаром, вокруг которого вращались Солнце и все остальные небесные тела. Но эта подтасовка фактов газеты «Newsweek» будет также рассмотрена ниже.

В одной из популярных книг по истории науки говорилось, что стремление познавать мир едва не было полностью уничтожено в раннесредневековый период. И причиной тому послужило влияние Церкви, которая, как утверждалось, «предложила “образованным” людям обратить свой ум в другую сторону – искать ответы на абстрактные богословские вопросы. Пройдёт еще много времени, прежде чем взойдут семена, посеянные греками... Допускалась только лишь богословская мудрость. Любое сомнение относительно мироустройства считалось излишним и опасным для спасения человеческой души. Астрономия находилась в столь запущенном состоянии, что на протяжении семи веков, с 300 по 1000 гг., Землю снова стали считать плоской!»[27]

Рис. 2. Изображение плоской Земли, сделанное… художником XIX века. Таким образом, его автор стремился создать у современников представление, что именно так воспринимали мир средневековые христиане. Однако аналогичного подлинного средневекового изображения найти не удалось: в те времена большинство людей прекрасно представляло себе шарообразную форму Земли[28].

А некий учебник по биологии (!) даже содержал утверждения: вплоть «до XVI века многие европейцы верили, что Земля плоская», а «труды таких астрономов как Коперник и Галилей вызывали в то время множество споров»; инквизиция «…казнила учёных, провозглашавших, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца. Как же трудно было жить, когда стремление познавать мир настолько подавлялось и даже запрещалось!..»[29]

Этот миф не сходил со страниц подавляющего большинства учебников вплоть до 1988 года. Тимоти Феррис (Timothy Ferris) писал, что Церковь отодвинула науку на столетия назад, утверждая будто «планеты толкали ангелы… Великолепие земного шара, а вслед за ним и сияющий шар Солнца, были подменены “расплющенными” формами»[30]. Другой учёный заявлял: «Не так давно… большинство людей думало, что Земля плоская. Исследовательские экспедиции времён Колумба можно считать эмпирическим изучением очертаний Земли»[31].

Правда, как нас «утешают», в конечном итоге ложные представления были развеяны, подавляющее большинство Христиан признало свою ошибку и разуверилось в том, что Земля плоская. Однако остались так называемые «фундаменталисты»[32], которые продолжали отстаивать свою устаревшую, ненаучную точку зрения и высмеивали всех, кто считал Землю круглой.

На самом же деле, как мы сейчас убедимся, «предполагаемое единодушие по поводу плоской формы Земли, якобы господствовавшее в “тёмные” века Средневековья, является ни чем иным, как мифом»[33] (Рис. 2). Существует обширная литература, которая опровергает этот миф, называемый иногда «заблуждением о плоской Земле»[34].

Киркпатрик Сэйл (Kirkpatrick Sale), подробно изучив биографию Колумба, пришёл к выводу: один из основных вымыслов по поводу жизни этого великого мореплавателя состоит в том, что «он хотел доказать сферичность Земли»[35]. Как пишет Сэйл, «дело в том, что любой образованный европеец того времени и тем более всякий, кто имел отношение к мореплаванию, нисколько не сомневался, что Земля круглая»[36].

 

История мифа о плоской Земле

Утверждение, что Христиане верили в плоскую Землю до открытий Колумба и какое-то время после них, с самого начала являлось выдумкой. В конце XIX века дарвинисты возвели её в ранг исторического «факта» и использовали, главным образом, для высмеивания Христиан[37].

Во времена Колумба ни один грамотный европеец не принимал гипотезу о плоской Земле всерьёз. О сферичной форме Земли знали ещё древние греки.

Анаксимандр и Пифагор в VI в. до Р.Х. уже высказывали догадки о шарообразности Земли, между тем Аристотель (384–322 гг. до Р.Х.), даже приводил доказательства в пользу этих догадок. Правда, Аристотель построил геоцентрическую картину мира, которую позднее «усовершенствовал» Клавдий Птолемей[38]. А современник Аристотеля астроном и математик Аристарх Самосский (около 310–230 до Р. Х.) разработал за 1800 лет до Коперника гелиоцентрическую систему[39], согласно которой Земля – третья планета – вместе с другими планетами вращается вокруг Солнца; а также постарался взглянуть на солнечную систему с точки зрения геометрии и разработал научный метод определения расстояний до Солнца и Луны и их размеров. По его оценкам, Луна примерно в 3 раза меньше Земли по диаметру, а Солнце в 6,5 раз больше; Солнце в 19 раз дальше от нас, чем Луна. В книге, посвящённой этому вопросу, Аристарх не приводит значение расстояния до Луны, но его можно реконструировать: получается 80 радиусов Земли.

Метод определения расстояний до Солнца и Луны и их размеров был усовершенствован Гиппархом Никейским (около 190–120 гг. до Р. Х.). Его первое и последнее астрономические наблюдения датируются, соответственно, 162 и 127 гг. до Р. Х. При разработке математических теорий видимого движения Луны и Солнца Гиппарх использовал античный вариант тригонометрии. Гиппарх составил первый в Европе звёздный каталог, включивший точные значения координат около тысячи звёзд. Это был один из важнейших его трудов. Учёный разделил звёзды, в зависимости от яркости, на шесть классов, создав метод, используемый в астрономии до сих пор: звёзды первой величины самые яркие и шестой — самый слабые, видимые невооружённым взглядом. Также он допускал возможность собственных движений звёзд. Заметим, что наличие собственных движений несовместимо с представлением о звёздах как о телах, закреплённых на одной сфере; представление о неподвижности Земли требует, чтобы звёзды были жёстко закреплены на небесной сфере, поскольку в этом случае суточное вращение неба считается реальным, а не кажущимся, как в случае вращающейся Земли. Для наблюдения равноденствий Гиппарх использовал инструмент экваториальное кольцо. Его тень падает на сам прибор только тогда, когда Солнце находится на экваторе (то есть в точках равноденствий). Таким образом, с помощью этого инструмента можно с довольно высокой точностью определять моменты равноденствий.

Древнегреческий математик, астроном, географ Эратосфен Киренский (ок. 276–194 до Р.Х.), последователь школы «христианина до Христа» Платона[40], в 230 г. до Р.Х. не только твёрдо знал, что Земля – шар, но и сумел достаточно точно вычислить радиус Земли, получив величину в 6311 км (точный радиус Земли 6378 км) – с ошибкой не более 1%! А затем, используя геометрические методы, рассчитал окружность нашей планеты. Причём погрешность его расчётов составила 3,5 % от истинной величины[41]. Эратосфен заложил основы математической географии и научной хронологии, определил наклон эклиптики, составил каталог 675 неподвижных звёзд; ему же мы обязаны тем, что каждый четвёртый год добавляем к февралю «лишний» 29-й день. Вторую попытку определить размеры земного шара предпринял древнегреческий философ-стоик, историк, географ, астроном Посидоний (139/135–51/50 гг. до Р.Х.), который, хотя использовал менее совершенный метод, чем Эратосфен, но, тем не менее, вычислил окружность Земли близкую к реальной. Звезда Канопус[42] по оценке Посидония поднимался в Александрии на 1/48 долю окружности, в Родосе же только показывался на горизонте, а линейное расстояние между этими городами (которые Посидоний считал расположенными на одном меридиане) оценивалось в 5000 стадиев. Отсюда окружность Земли составляла по оценке Посидония 240000 стадиев (Встречаются различные значения стадия: от 172,5 до 230,4 метров), что очень близко к реальной окружности Земли 40000 км.

Карты древнегреческих учёных, принявших попытку определить размеры Земного шара. На карты нанесены известные в те времена материки.
Карта Эратосфена (III–II вв до Р.Х.), вычислившего радиус Земного шара с погрешностью 1% Карта Посидония (II–I вв до Р.Х.)

Посидоний считал расстояние от Земли до Луны равным 52⅛ земным радиусам, а до Солнца — 13098 земным радиусам, что представляет исключительную для его времени точность; но совершенно неизвестно, на основании каких соображений он получил эти оценки.

Может, всё-таки не стоит считать древних людей такими уж недоумками?

Чтобы понять, что Земля круглая, им требовалось всего лишь понаблюдать за линией горизонта, за тенью Земли, отбрасываемой на Луну во время лунных затмений. Клеомед и Страбон, ссылаясь на не дошедшие до нас работы Эратосфена «Оценка земли» и «География», описывают этот способ измерения. Эратосфен в день летнего солнцестояния (21 июня) применил прибор скафис[43], при помощи которого проводил одновременные измерения длин теней, отбрасываемых предметами в двух городах Египта, находящихся на одном меридиане – в Сиене (ныне Асуан) и Александрии. Древние египтяне заметили, что во время летнего солнцестояния Солнце освещает дно глубоких колодцев в Сиене, а в находящейся севернее Александрии — нет; зато александрийские предметы (главным образом, карандашеобразный обелиск) в этот день отбрасывали небольшую тень. Эратосфен использовал этот факт для измерения окружности и радиуса Земли. Учёный решил, что это происходит из-за кривизны поверхности Земли. Зная расстояние между этими двумя городами, он определил угол между двумя их тенями. Затем, имея в виду, что полный угловой размер окружности Земли равен четырём прямым углам (360 градусов), он вычислил, какой у Земли должен быть радиус. Ещё при жизни Эратосфена эта его методика стала использоваться для построения географических карт с «разлиновкой» сферической земной поверхности меридианами и параллелями. Интересно, куда приплыли бы Колумб и Магеллан без таких карт? Исходя из определённого им же наклона эклиптики, Эратосфен первым разбил Землю на пять климатических зон – средний тропический пояс, две полярные зоны и две полосы умеренного климата. Мало кто знает, что и сам термин «география» был впервые использован также Эратосфеном[44].

Аристарх Самосский (ок. 310 — 230 до Р. Х.) за 1800 лет до Коперника разработал гелиоцентрическую систему, согласно которой Земля – третья планета – вместе с другими планетами вращается вокруг Солнца, а также разработал научный метод определения расстояний до Солнца и Луны и их размеров Гиппарх Никейский (ок. 190—120 гг. до Р. Х.) усовершенствовал метод определения расстояний до Солнца и Луны и их размеров, составил первый в Европе звёздный каталог, включивший точные значения координат около тысячи звёзд, разделил звёзды, в зависимости от яркости, на шесть классов, создав метод, используемый в астрономии до сих пор. Эратосфен Киренский (ок. 276–194 до Р.Х.) не только твёрдо знал, что Земля – шар, но и сумел достаточно точно вычислить радиус Земли с ошибкой не более 1%. Заведовал Александрийской библиотекой, в которую принял Септуагинту –наиболее древний, полный и точный вариант Ветхого Завета на Греческом языке, оригинал и переводы которого используются в Православiи.

 

Сторонником идеи вращения Земли вместе с планетами был знаменитый математик Пифагор Самосский (570—490 гг. до Р. Х.). Правда, в отличие от Аристарха Самосского Пифагор считал, что Земля с планетами и Солнцем вращаются вокруг некоего огня, расположенного в центре Вселенной.

Математик-академик Владимир Игоревич Арнольд приводит следующие факты:

«Итак, откуда взялась теория Коперника? Оказывается, она была хорошо известна еще за две тысячи лет до его рождения. Египетские жрецы, создававшие в своих пирамидах всевозможные забавные устройства, уже прекрасно знали и в каком порядке идут планеты, и то, что они вращаются вокруг Солнца. В Древнем Риме, в храме Весты в 700 году до новой эры существовал планетарий, в центре которого помещался огонь, символизировавший Солнце, а вокруг него вручную переносили планеты. Египтянам была известна и теория Ньютона, это признавал и сам учёный. В его неопубликованных теологических и алхимических работах есть упоминание о том, что ему принадлежит восстановление египетских доказательств происхождения миров. У египтян была книга, где все было записано, но она погибла во время пожара Александрийского музея. Пришла демократия, и народ сжег многие тысячи томов научных книг, не понимая, что тем самым уничтожил знания древних… Египетская наука была очень мощной. Там появились цифры, алфавит, геометрия, астрономия... Скажу, к примеру, что египтяне определили радиус земного шара, ошибка составила менее одного процента! Вся греческая наука — Евклид, Пифагор и другие — это лишь «слепок» науки Египта. Грек Пифагор более десяти лет провел в Египте и всему там научился. В Египте жрецы всю науку засекретили, это было связано с пирамидами, с теологией. Пифагора же не сдерживали никакие обязательства, и, вернувшись в Грецию, он в своей школе сделал гласными открытия египтян. А его ученики приписали эти открытия ему... Далее — музыка. Гаммы, созвучия, октава — все это Орфей перенес в Грецию из Египта...»[45]

Древнегреческие мыслители узнали о круглой форме Земли благодаря ряду свидетельств, например:

· земная тень на Луне во время лунного затмения всегда круглая, а это может быть только в том случае, если Земля имеет форму шара – будь Земля плоским круглым диском, то её тень имела бы форму эллипса, причём сужающегося или разширяющегося в зависимости от угла падения солнечных лучей на диск; наблюдатели с Земли всегда видели и видят круглую тень на Луне.

· изменение вида небосклона при перемещении к северу или к югу. Древнегреческие мореплаватели использовали Полярную звезду для навигации и по опыту мореплавания знали, что в южных районах Полярная звезда на небе разполагается ниже, чем в северных (поскольку Полярная звезда находится в зените над Северным полюсом, поэтому она будет прямо над головой наблюдателя, стоящего на Северном полюсе; человек на экваторе увидит Полярную звезду на линии горизонта).

В 150 году до Р.Х. древнегреческий философ-стоик и грамматик Кратет Малльский создал первый в истории глобус – трёхмерную модель нашей планеты. Выдвинутая им идея четырёхчастного глобуса предопределила античные и западноевропейские представления о мире вплоть до конца Средневековья[46].

Древние обладали обширными астрономическими знаниями, поскольку искусство навигации требовало от них тщательного изучения небосвода и звёзд. Кроме того, они испытывали неподдельный интерес к астрологии. Знания античных учёных дошли до нас вопреки всем усилиям увековечить миф про якобы существовавшее представление о плоской Земле.

Поскольку большинство Святых Отцов Церкви[47] и духовенство Латинской («Римо-Католической») лжецеркви[48] штудировали книги этих Греческих астрономов и мыслителей, установивших факт шарообразности Земли, они были в курсе того, что Земля имеет форму шара.

Исидор Севильский (560–636 гг. после Р.Х.) в своем труде «о Природе вещей» («De natura rerum») пишет:

«Океан же, разлившийся по всему экватору земного шара, омывает границы всего почти круга земель. Поэтому и считают многие, что заходящие светила падают в Океан»[49].

Бенедиктинский монах Беда Достопочтенный (ок. 672 или 673–735 гг. после Р.Х.)[50], бывший, пожалуй, самым авторитетным средневековым христианским энциклопедистом, вообще посвятил шарообразности Земли отдельную главу:

«Глава 46. О том, что земля подобна шару

Когда мы говорим, что земля круглая, это не значит, что форма её абсолютно круглая – ведь её делает неправильной чередование гор и равнин; но если мы опояшем землю [в любом направлении], соединив [мысленно] линиями все [пункты одинаковой высоты], мы получим фигуру абсолютного круга. Именно поэтому нам всегда видны созвездия только северного полушария, а южного — никогда; и наоборот, наши созвездия не видны другим — мешает земной шар, Троглодит[51] и сосед его Египтянин никогда не видят Семизвездия, зато Италия не знает Канопа; впрочем, обитаемая часть этого шара простирается с востока на запад почти в два раза дальше, чем с юга на север: и первому не подпускает близко жара, ко второму — мороз»[52].

Беда Достопочтенный основывался на работах Плиния, поэтому заявлял, что Солнце больше Земли, что они имеют форму сферы, и что космос не является геоцентрическим. Вообще, благодаря авторитету Беды начиная с VIII века идея о шарообразной форме Земли уже не ставилась под сомнение.

Рисунок 3. Геоцентрическая система Птолемея. Солнце, Луна и планеты вращаются по эпициклам внутри хрустальных сфер вокруг неподвижного земного шара. Именно эта система – с земным шаром в центре – благодаря доминиканскому монаху Фоме Аквинскому (1225–1274 гг. после Р.Х.) стала господствующим взглядом на мiроздание в Латинской лжецеркви, чуть ли не догматом Латинской лжецеркви.

Известный христианский богослов Латинской лжецеркви доминиканский монах Фома Аквинский (1225–1274 гг. после Р.Х.) также учил о том, что Земля – шар; также он способствовал установлению геоцентрической системы Аристотеля/Птолемея (с земным шаром в центре!) как господствующего взгляда на мiроздание в Латинской лжецеркви (рис. 3). Показателен тот факт, что в 1323 году Фома Аквинский был канонизирован (причислен к лику Святых) Латинской лжецерковью. Если бы Латинская лжецерковь верила в плоскую Землю, то Фома Аквинский был бы объявлен еретиком, а не канонизирован. Практически все Христианские богословы также признавали шарообразность Земли. Те, кто верил в плоскую Землю – их было ничтожное меньшинство. Например, ритор Лактанций (IV век) и малоизвестный египетский монах Козьма Индикоплевст (VI век) – два христианских писателя, живших до наступления эпохи Средневековья, защищавших представление о плоской Земле, но их взгляды широко игнорировались – эти писатели были исключением, чем правилом. Между прочим, взгляды Козьмы Индикоплевста сложились под влиянием ереси несторианства – так что его трудно назвать Христианином[53].

Позже именно произведения этих двух малоизвестных и не имевших большого влияния авторов (один из которых вообще был еретиком) использовались «просвещёнными» безбожниками, «научными» атеистами в качестве основного свидетельства при обвинении всей Церкви (или, по крайне мере, большей её части) в отрицании факта шарообразности Земли[54] и защите представлений о плоской Земле. Но во времена Колумба среди учёных не было противников теории шарообразности Земли.

Рисунок 4. Дешёвое издание программной двухтомной книги Уайта (слева) – одно из многочисленных её переизданий после первой публикации в конце XIX века. Две из четырех научных степеней Уайта были получены в американских университетах, одна в Оксфорде и одна в Йенском университете, где преподавал знаменитый немецкий дарвинист Эрнст Геккель. Титульный лист ставшей популярной книги Дрейпера, вышедшей в 1875 году и переиздававшейся много раз (справа). Дрейпер был одним из первых историков, распространявших миф о том, что на протяжении почти все своей истории Христианство активно боролось с научным прогрессом[55].

Миф о том, что Церковь «объявляла еретиками всех, кто провозглашал Землю круглой» и о том, что Колумб якобы должен был опровергнуть идею о плоской Земле, возник в 1828 году усилиями так называемых «просвещённых мыслителей» и их книгам:

· американского писателя Вашингтона Ирвинга (Washington Irving, 1783–1859) «Жизнь и путешествия Христофора Колумба» («History of the Life and Voyages of Christopher Columbus», 1828 г.) [56], и французского антиклерикала Жана-Антуана Летронна (Jean-Antoine Letronne, 1787–1848). И их последователям:

· Джона Уильяма Дрейпера (John William Draper, 1811–1882) «История конфликта между религией и наукой» [57] и Эндрю Диксона Уайта (Andrew Dickson White, 1832–1918) «История войны науки с христианской теологией» [58] в двух томах(рис. 4). Книга Дрейпера вышла в 1875 году, а Уайта – в 1896 году. Их книги переиздавались много раз.

Вашингтон Ирвинг, ставший первым крупным пропагандистом мифа о плоской Земле, рассказывал, что священнослужители, якобы веровавшие в плоскую Землю, яростно сопротивлялись планам Колумба отправиться в Индию. Они обосновывали свой протест тем, что пересекая Атлантический океан, корабль Колумба мог упасть с края Земли[59].

На самом же деле, все грамотные современники Колумба не только знали, что Земля имеет форму шара, но также имели довольно точное представление о её размерах. Именно по этой причине они противились планам Колумба. Великий капитан и его команда не боялись свалиться с края Земли (как заявлял Ирвинг) их страшила лишь неизвестность, таившаяся за океаном. О существовании американского континента не знал никто. Поэтому противники Колумба имели основания опасаться, что на путешествие в Индию в западном направлении придётся потратить уйму времени и кучу денег.

К сожалению, чтобы придать своему вымышленному повествованию вес, Ирвинг вписал в него множество фактов из авторитетных источников. В результате «читатели приняли его литературную игру за историческую хронику»[60].

Однако при внимательном чтении книги становится ясно: вся история с приверженностью Церкви идее о плоской Земле была придумана автором для обвинения Христиан в необъективности, категоричности и необразованности. Им Ирвинг противопоставил учёных-исследователей, которые тщательно проверяют все факты и, в конечном итоге, оказываются правыми.

С. Моррисон совершенно верно прокомментировал эту книгу Ирвинга: «Приносящая вред выдумка… Сферичность Земли не вызывала сомнений. Вопрос касался лишь размеров океана» – и в этом вопросе противники Колумба были правы[61].

В школьных учебниках говорится, что церковь (без уточнения, какая именно) защищала геоцентрическую систему Клавдия Птолемея (умалчивая, что у Птолемея Земля была однозначно шаром). Чтобы преследовали сторонников шарообразности Земли – такого не было даже у Латинян (т.е. «католиков»).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...