Быт и жизненный уклад деятелей партии большевиков в Советской России 1920 Советской России 1920 годов.
Содержание Введение. 3 Введение Коренной переворот в духовном развитии общества, осуществленный в СССР в 20-30-е гг. XX в., составная часть социалистических преобразований. Теория культурной революции была разработана В.И. Лениным. Культурная революция и построение нового социалистического быта направлено на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции и на разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия через идеологизацию культуры. На передний план выдвигалась задача создания так называемой «пролетарской культуры», основанной на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры.
Быт и жизненный уклад деятелей партии большевиков в Советской России 1920 Советской России 1920 годов. Существенные изменения произошли в 20-е гг. в быте населения России. Быт, как уклад повседневной жизни, нельзя рассматривать для всего населения в целом, ибо он различен у разных слоев населения. Ухудшились бытовые условия высших слоев российского общества, занимавших до революции лучшие квартиры, потреблявших качественные продукты питания, пользовавшихся достижениями образования и здравоохранения. Был введен строго классовый принцип распределения материальных и духовных ценностей и представители высших слоев лишались своих привилегий. Правда, Советская власть поддерживала нужных ей представителей старой интеллигенции через систему пайков, комиссию по улучшению быта ученых и т.п.
В начале ХХ века В.И. Лениным были сформулированы важнейшие принципы отношения Коммунистической партии к творческой деятельности, которые легли в основу культурной политики Советского государства. В работе “Партийная организация и партийная литература” (1905 г) В.И. Ленин утверждает, что несостоятельным является стремление некоторых творческих людей быть “вне” и “над” классовой борьбой, поскольку “…жить в обществе и быть свободными от общества нельзя”. Классовой подход к культуре - определяющий принцип коммунистов к культурному наследию и происходящим культурным процессам. Основной целью культуры, по мнению В.И. Ленина, является не служение “…пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения “верхним десяти тысячам”, а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее “будущность”. Таким образом, культура и, в частности, такая ее сфера как искусство, должны стать “частью общепролетарского дела”, выражать интересы этого класса.
Члены правящей партийной верхушки сплотились все против человека, по их мнению, имевшего немалые шансы возглавить партию, но не устраивавшего каждого из них, то есть вокруг Троцкого образовался, образно говоря, некий "обруч" воспринимающий "в штыки" его независимую позицию, в результате чего при обсуждении каких-либо вопросов на заседаниях ЦК он стал постоянно оказываться в меньшинстве (фактически в одиночестве). Члены "обруча" понимали, что для развенчания пред рев военсовета его нужно сначала "отделить" от Ленина, скомпрометировать в глазах партии, флюсообразно представить слабости и недостатки этого человека. К осени 1923 года, Ленин уже не мог вмешиваться в дела большевистского руководства, созрела крупная дискуссия, своим острием направленная против Троцкого. И в это напряженное, важное для него время Троцкий простудившись серьезно заболел, проболев весь остаток осени и всю зиму. Отсутствие Ленина и Троцкого развязало руки Сталину и его временным союзникам. Шаг за шагом осуществлялись меры, ограничивали авторитет и влияние Троцкого. Аппаратом ЦК (секретариатом Сталина) сторонники Троцкого незаметно заменялись другими, более лояльными и надежными для "обруча". В партийной прессе все чаще стало появляться имя генсека партии. Исподволь стали пересматривать политические биографии вождей и их вклад в победу революции. Шел целенаправленный процесс ослабления роли и места одного из главных героев революции и гражданской войны. Сталин оказался непревзойденным мастером закулисных интриг. Однако вес и авторитет Троцкого были пока столь велики что с ними нельзя было не считаться. Накал в борьбу также внесло письмо Троцкого адресованное членам ЦК и ЦКК РКП(б), подписанное им 8 октября 1923 года. Готовил его Троцкий целую неделю, рассчитывая предостеречь партию от надвигающихся сумерек революции-бюрократизма. Большое, на целых пятнадцать страниц машинописного текста, письмо содержало восемнадцать тезисов по многим вопросам государственной партийной и идейной жизни. "Обруч" сразу же использовал это письмо для новых обвинений Троцкого в фракционности и атаках на ЦК и Политбюро. В этом письме Троцкий с поразительной проницательностью, словно заглядывая на десятилетия вперед, говорит о том, что для других неведомо: "Создалась за год-полтора специфическая секретарская психология, главной чертой которой является убеждение, что секретарь способен решать все и всякие вопросы, без знакомством с существом дела. Мы наблюдаем сплошь и рядом, как товарищи, которые не проявили никаких организаторских, административных или иных качеств, пока стояли во главе советских учреждений, начинают властно решать хозяйственные, военные и иные вопросы, как только попадают на пост секретарей. Такая практика тем вреднее, что она рассеивает и убивает чувство ответственности." По сути своим резким аргументированным письмом Троцкий бросил первый вызов бюрократии ЦК. Отправив письмо в Политбюро через неделю Троцкий подготовил еще один аналогичный документ, который теперь поддержали 46 коммунистов. Рядом с подписью Троцкого стояли "автографы" многих других известных большевиков: Антонова-Овсеенко, Осинского, Преображенского, Пятакова, Сапронова и других. Главная идея письма та же: протест против узурпации "иерархией секретарей" власти в партии и государстве, против опасности усиливающееся бюрократизации общества. В конце октября 1923 г. состоялся объединенный пленум ЦК и ЦКК.
По предложению оргбюро и секретариата ЦК, которые находятся уже под решающим влиянием Генерального секретаря, пленум квалифицирует заявление Троцкого, как откровенно "фракционное". В заключительной день работы Пленума Троцкий и Сталин, пожалуй впервые обменялись публичными взаимными обвинениями (хотя и достаточно сдержанными). Но Сталин действовал более наступательно и потребовал "осудить Троцкого". Пленум взял сторону товарища Сталина и "предложил тов. Троцкому принять в дальнейшем более близкое и непосредственное участие в практической работе", по существу заявив, что если бы занимался Предреввонсовета "делом", некогда было бы вставать в оппозицию. Троцкий почувствовал, что его голос не был услышан. Всех устраивало превращение партии в жестко организованный орден. Перед бюрократией были открыты шлюзы. К стылым дням января, когда Ленина не стало, многое уже было предрешено. Троцкий оказался в глубокой изоляции, и его надежда на "союз" с Лениным рухнула роковым образом. Троцкий, будучи главой самого мощного ведомства - военного, не сделал серьезных попыток опереться на своих сторонников. Когда он попытается это сделать в последующие годы - будет уже поздно. Массированная атака аппарата была столь мощна, что в хоре критиков и хулителей окончательно затерялся голос Троцкого. И хотя в ЦК и лично Троцкому приходили письма и в оппозиционера, они не были многочисленны. "Тройка", и особенно Сталин, в результате этой баталии, снискали себе известность непреклонных сторонников ленинизма, защитников его учения, не остановившихся даже перед тем, чтобы решительно развенчать знаменитого вождя, оказавшегося отступником. Дискуссия этих месяцев ознаменовалась началом фальсификации истории русской революции. В ней уже начал всплывать Сталин, абсолютно неприметный статист в те исторические дни. Одновременно Сталин исподволь, но неуклонно добивался ухода с важных постов в Народном комиссариате по военным и морским делам сторонников Троцкого. За год-полтора были сменены многие командующие округами, армиями, управлениями. Вокруг Троцкого постепенно создавался вакуум. В этом Сталину и его окружению помог и сам Троцкий, явно ушедший от злободневных вопросов жизни страны и партии в литературную деятельность, частые отпуска по болезни, долгое молчание при обсуждении текущей политики. Его частые подтверждения правильности решений ЦК, недопустимости фракций, согласие с линией парт. руководства создали впечатление слабости, вины, неуверенности. В эти роковые для его судьбы два года он явно переоценил свою моральную власть над сознанием людей, свою известность и популярность. Он был уверен в своем триумфе и после смерти Ленина, а поражение неумолимо надвигалось.Личность эта не только символизирует радикализм коммунистической идеи,ее бескомпромиссность и утопичность, но и трагедию большевистских программ. Троцкий стоял у истоков создания советского государства, был одним из главных архитекторов бюрократической системы, которая все еще продолжает так болезненно демонстрироваться в огромной стране. Троцкий видел глубже и дальше, чем Сталин и его соратники, но методы решения возникающих проблем, по сути, были одни и те же. Революционера, как и миллионы других людей не смущало, что приверженность насилию оставляет за собой пустыню истории. Воинствующая непримиримость ко всему некоммунистическому, духовная агрессивность была присуща всем большевистским руководителям в том числе и Троцкому. Троцкий сочетал в себе мятежность духа русских революционеров, их радикализм, подвижничество с крайним якобинством и готовностью фанатично служить идее. Роль Троцкого в истории противоречива также как и его неординарная личность не поддающаяся однозначной оценке. Этот человек навсегда занял свое видное место в памяти людей, не только из-за необычности своей судьбы, но и из-за исключительности, парадоксальности, своеобразия ума, воли и чувств. И еще. К Троцкому, к его роли в истории можно относится по разному, однако бесспорно следующее - бесценен политический опыт, оставшийся после 70 лет истории советского государства, опыт, в который Троцкий внес немалый вклад. И наша задача не повторять ошибок прошлого, а для этого нужно прежде всего знать историю. 4. Последствия изменения быта партийной номенклатуры 20 годов 20 века для последующего развития страны. СССР в период форсированного строительства социализма /-30-гг./ 30-е годы – это важный период в истории нашей страны; время, когда произошли не только количественные, но и качественные изменения во всех сферах жизни советского общества, связанные со становлением новых общественных отношений, с социализмом. Изучение истории этого времени имеет большое значение для понимания особенностей развития нашей страны, ее государственности, экономики, духовной культуры, внешней политики. Этот период насыщен значительными и разнообразными событиями, поворотом во внутренней политике и решением грандиозных задач в промышленности, сельском хозяйстве, во многих областях культуры. Вдумчивое изучение многих разнообразных исторических фактов жизни СССР 30-х годов поможет вам понять, почему проблемы этого времени решались именно теми формами и методами, а не другими, и занять достаточно объективную и взвешенную научную позицию, рассматривая процессы и явления этого непростого, противоречивого и сложного периода для нашей страны. Работая с литературой и источниками, сосредоточьте внимание на узловых и в тоже время взаимосвязанных проблемах развития СССР в 30-е годы: Индустриализация страны. Анализируя эту проблему, следует обратить внимания на те объективные внутренние и внешние факторы, которые настоятельно диктовали необходимость осуществить новую промышленную революцию в стране. Опираясь на литературу и документы, выясните какие задачи стояли перед страной в области нового промышленного строительства и каковы его особенности, с какими проблемами пришлось столкнуться при осуществлении индустриализации страны, и как они разрешались. Каковы результаты промышленного строительства. Важно также обратить внимание и на стремление советских людей добиваться существенных изменений в отечественной экономике. 2. Преобразование сельского хозяйства. Рассматривая эту проблему, важно помнить, что ее решение шло в русле социально-экономических преобразований в стране и с течением времени приобрело особое значение. Обратите внимание на первоначальные планы преобразования сельского хозяйства. Опираясь на документы и литературу, выясните, почему политическое руководство страны отказалось от исполнения разнообразных форм кооперирования крестьянских хозяйств и использовало фактически только одну из них – сельскохозяйственную артель. Анализируя эту проблему, проследите какие этапы прошла коллективизация сельского хозяйства, какие использовались при этом формы и методы при объединении крестьянских хозяйств и каковы результаты преобразования сельского хозяйства. 3, Культурная революция. При анализе процессов, которые происходили в духовно-культурной сфере советского общества, важно знать ее духовное состояние и проблемы, стоящие в этой области. Прежде всего здесь необходимо познакомиться со статистическими данными. Их изучение покажет, что для развития страны и человека советского общества, надо было решать целый комплекс труднейших задач – это и ликвидация неграмотности, и введение начального всеобщего обучения, подготовка специалистов для народного хозяйства через систему высшего и среднего специального образования, формирование творческой интеллигенции, становление многонациональной культуры и т.д. Последите, как эти задачи решались и каковы результаты культурной революции. 4, Итоги развития СССР в 30-е годы. Раскрывая этот вопрос, вы по существу сделаете обобщение тех количественных и качественных изменений, которые произошли во всех сферах советского общества. Здесь следует обратить внимание на то, что по сути дела были сформированы новые социалистические общественные отношения. Промышленность, сельское хозяйство, духовно-культурная сфера приобрели новое количественное состояние, изменилась социально-классовая структура общества, дальнейшее развитие получило многонациональное государство. Все эти изменения были закреплены в конституции СССР Период, начиная с середины 80-х гг. заполнен напряженным поиском эффективных альтернатив развития нашей страны, поиском путей выхода из общего кризиса социально-экономической системы. В конечном счете, направление этого поиска привело к смене модели общественного развития.
Заключение Преобразования, проводившиеся в стране, не могли не коснуться и перестройки жизни общества. Этот процесс получил название культурной революции., которая начала осуществляться с первых лет Советской власти, но которая широко развернулась лишь в период реконструкции народного хозяйства. - ликвидация неграмотности и введение всеобщего обучения; - подготовка специалистов для народного хозяйства через высшее и среднее специальное образование; - развитие науки как фундаментальной, так и прикладной; - создание творческих союзов и развитие художественной культуры; - становление многонациональной культуры; - идеологическая работа по пропаганде социалистического образа жизни и мобилизации масс на социалистическое строительство. Список используемой литературы 1. Боханов А.Н., Горинов М.М. и др. История России ХХ век. - М.: Издательство АСТ, 1996.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|