Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Физиология и психология беременности

Диада «Мать и дитя» это единство двоих – женщины и пренейта (плод), имеющих общий орган (плаценту), общие границы и симбиотически связанные, зависимые друг от друга физиологию и психическое функционирование. Эмоции, которые испытывает мать, вызывают изменения биохимии крови, частоты дыхания, сердечных сокращений, артериального давления. Таким образом, несмотря на отсутствие прямой связи нервных систем матери и пренейта, он подвержен влияниям ее меняющегося - эмоционального фона. Это подтверждается тем, что в момент волнения матери увеличивается его двигательная активность.

Продолжительность беременности при нормальном ее течении составляет 10 лунных месяцев, или 280 дней.

В развитии пренейта выделяют эмбриональный, или зародышевый (первые восемь недель), плодный, или фетальный (последующие недели) периоды. В течение этого времени происходят значительные изменения в женском организме, развиваются системы и органы пренейта, а также органы, обеспечивающие их совместную жизнедеятельность.

Все это сопровождается значительными изменениями психики женщины, постепенным становлением и развитием психических функций пренейта. Чтобы происходили эти сложнейшие процессы развития пренейта, организм беременной женщины и ее психика подвергаются серьезной перестройке. Значительные изменения касаются, прежде всего, функционирования эндокринной системы, центральной нервной системы, обменных процессов. При этом прекращаются месячные.

Отражением гормональных изменений являются также усиление пигментации сосков, увеличение размера молочных желез, нередко появление молозива. На коже груди и живота могут появиться так называемые растяжки беременных.

В начале беременности важными изменениями функционирования центральной нервной системы женщины являются понижение возбудимости коры головного Мозга и относительное повышение возбудимости подкорковых образований. При этом у беременных отмечается некоторая заторможенность, повышается потребность во сне.

Подобные изменения носят адаптивный характер, так как приводят к благотворным для диады снижению активности женщины (в том числе сексуальной), к увеличению времени, отводимого на отдых и сон, к ограничению контактов беременной с внешней средой.

Женщине необходимо время, чтобы привыкнуть к изменениям форм тела, а также к нередко встречающимся в разных сочетаниях слабости по утрам, тошноте, сонливости, к болям в пояснице и в животе, к судорогам в ногах, к учащению мочеиспусканий (тахиурии), склонности к запорам и пр.

Физиологические изменения, связанные с беременностью, влияют на эмоции женщины и в то же время частично обусловлены переменами в аффективной сфере, характеризующимися лабильностью и нередко противоречивостью. С одной стороны, женщина испытывает радость, удовлетворение и чувство гордости в связи с состоявшимся материнством, с другой – страх взросления, опасения осложнений течения беременности и родов, сомнения в своей материнской компетенции и состоятельности.

Первые месяцы беременности характеризуются становлением гестационной доминанты. Отношение женщины к предстоящему материнству еще амбивалентно, настроение ее без видимых причин может колебаться от подавленности до уровня эйфории.

Во втором и третьем триместре гестационная доминанта уже сформирована. При нормальном течении беременности у женщины преобладают положительные эмоции, фон настроения относительно стабилен.

Однако даже при нормальном течении беременности в разнообразии их эмоциональных реакций с трудом можно уловить какие-то тенденции. Слишком много факторов на них влияет. Не может быть одинаковой эмоциональной реакции на беременность у женщины, страстно желавшей ее вместе с мужем, и у женщины, для которой, беременность является исполнением давнего заветного желания, попыткой перечеркнуть прошлое, начать новую жизнь, и у женщины, забеременевшей от случайного партнера и подумывающей об аборте.

Беременность может отражать бессознательные фантазии женщины, связанные с ностальгией по внутриутробному симбиозу с матерью или являться подтверждением сексуальной привлекательности.

Некоторые женщины, удостоверившись, что беременны, сразу же воспринимают пренейта как своего ребенка, имеющего определенную внешность и даже определенный пол, тогда как для других пренейт представляется частью их тела, от которой можно избавиться, как, например, от аппендикса.

Такая разница в принятии беременности, характер изменений, происходящих с женщиной во время гестации, зависят от большого количества разнообразных факторов.

К основным неблагоприятным значимым биологическим факторам следует отнести:

особенности конституции женщины: рост менее 150 см и масса на 25 % выше или ниже нормы;

возраст женщины до 18 лет является фактором повышенного риска возникновения нервно-психических нарушений у беременных;

возраст беременной женщины старше 35 лет, коррелирует с большей тревожностью. Беременные женщины этой возрастной группы испытывают больше опасений по поводу состояния своего здоровья и здоровья пренейта, по поводу предстоящих родов и материнства, кормления грудью;

состояние соматического здоровья женщины и мужчины в момент зачатия;

состояние соматического (и гинекологического, в частности) здоровья женщины на момент зачатия и во время беременности - бактериально-вирусные гинекологические заболевания, бесплодие в анамнезе, осложненные аборты, неоднократные аборты, оперативные вмешательства на матке и придатках, пороки развития матки, осложненное течение предыдущей беременности, не вынашивание предыдущей беременности, замершая беременность, мертворождения, число родов четыре и более, преждевременные роды, рождение детей с низкой или крупной массой тела, рождение детей с генетическими заболеваниями и аномалиями развития, смерть в неонатальном периоде и пр.;

состояние психического здоровья женщины во время беременности. У женщин с пограничными психическими нарушениями гестоз развивается в 2,2 раза чаще, угроза преждевременных родов отмечается в 3,3 раза чаще, а угроза выкидыша встречается в 2,7 раза чаще, чем у психически здоровых беременных.

Биологически-социальные факторы:

наличие у женщины и мужчины профессиональных вредностей;

наличие у женщины и мужчины любых форм химической зависимости (курение табака, алкоголизация, наркотизация);

неблагоприятные социально-бытовые условия, недоедание. Низкий социально-экономический статус значительно повышает риск развития невротических депрессивных нарушений у беременных;

неблагоприятная климатическая и экологическая среда обитания;

отсутствие возможности у женщины медицинского наблюдения, обследования и консультаций.

 

Психо-социальные факторы:

незапланированная беременность;

нежелательность беременности (как на сознательном уровне, так и на бессознательном) женщиной, мужчиной, ее значимыми близкими родственниками. Исследования ряда ученых показали, что матери, родившие ребенка от нежеланной беременности, менее внимательны к своим детям, проводят с ними меньше времени, чаще применяют физические наказания, чаще сами жалуются на сниженное настроение. Все перечисленное является признаками того, что женщина не принимает своего ребенка, отвергает его осознанно или на бессознательном уровне. В результате такого пренатального (а затем, как правило, и постнатального) отвержения матерью дети растут ранимыми, актуальные жизненные переживания воспринимаются ими в контексте не разрешенных предшествующих. У них существенно чаще, чем у желанных детей, отмечаются проблемы, связанные с психологическим и социальным развитием. Они предрасположены к возникновению невротических, психосоматических расстройств, имеют склонность к депрессивным состояниям, к аутоагрессивному (суициды) и гетероагрессивному поведению;

дисгармоничные супружеские отношения;

дисгармоничные отношения с близкими родственниками. Особенно значимое влияние на психическое самочувствие женщины во время беременности оказывают ее отношения с собственной матерью, в которых находят отражение ранние детские идентификации;

желанная по неконструктивным мотивам беременность;

наступление беременности в неблагоприятную стадию формирования супружеского холона (вне брака, на стадиях конфронтации, на фоне личностного кризиса);

течение беременности на фоне значительных повседневных перегрузок;

хроническая психотравмирующая ситуация, на фоне которой протекает беременность, угрожающая нарушением границ, утратой значимых ценностей, здоровья, жизни;

критические события во время беременности, которые можно датировать и локализовать во времени и в пространстве;

стресс и связанная с ним психическая травма, т. е. событие высокой интенсивности, превышающее приспособительный потенциал беременной и приводящее к нарушениям адаптации.

Психогенные факторы являются особо значимыми, а иногда и ведущими в развитии раннего гестоза беременных Возникновение гестоза, вызванные этим переживаниями, могут в свою очередь также привести к появлению нервно-психических расстройств, отрицательно влияющих на течение беременности.

Некоторые авторы полагают, что вызываемое психогениями напряжение брюшного пресса играет важную роль в невынашивании беременности. Важно отметить, что сам факт беременности может восприниматься женщиной как психическая травма.

Выделяют критические периоды пренатального онтогенеза, во время которых пренейт становится особо восприимчив к воздействию патогенных факторов. В эти периоды возрастает риск возникновения нарушений физиологических и нервно-психических процессов у будущей матери, что может оказать влияние, и подчас необратимое, на реализацию генетического потенциала пренейта.

К критическим периодам относятся:

первые 5–6 дней после зачатия. За это время оплодотворенная яйцеклетка должна пройти маточную трубу и закрепиться в матке. При нарушении процесса прохождения, при неудачном месте имплантации или недостаточно качественном закреплении в слизистой матки возможно прерывание беременности (выкидыш);

период с 4-й по 6-ю неделю беременности, во время которого устанавливаются симбиотические отношения женщины и пренейта (диада), согласуются зрелая физиология организма взрослой женщины и находящаяся в периоде развития и становления физиология пренейта;

период с 20-й по 24-ю неделю беременности, во время которого идет становление основных систем организма пренейта, приобретающих к концу 24-й недели свойства, характерные аналогичным органам и системам новорожденного.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...