Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности подросткового суицидального поведения

Сам по себе подростковый возраст означает символическое умирание детства и переход человека на новый уровень. При этом в возрасте 14-15 лет должен «подключиться» архетип самоидентификации, сыновний архетип, который помогает человеку оторваться от символической «пуповины», связывающей его с родителями.

Одной из важнейших причин самоубийств у подростков считается отсутствие уверенности и самоидентификации. Большинство детей переживают этот возраст бурно, но нормально. Беспокойство должны вызывать те ребята, особенно мальчики, у которых переходный возраст проходит слишком гладко, как будто его нет, а так же дети из семей, где нарушен нормальный контакт с родителями.

Они не знают, как «выпрыгнуть» из детства, а всё, что им может предложить их обеднённое подсознание, это опыт их биологического рождения, тесно переплетающийся в психике с образом смерти. Подростки пытаются «спасти» себя через смерть-возрождение.

Спусковым крючком для подросткового суицида часто становится подобный поступок молодёжного кумира, героя книг или фильмов, близких друзей или любимых. В этих случаях подростки пытаются «срисовать» образ «героя», который по их представлениям может помочь им преодолеть узловые этапы индивидуальной эволюции. Привыкнув к опеке со стороны взрослых, подростки часто рассматривают суицидальные попытки как своеобразную, но подконтрольную взрослым игру, оставаясь в глубине души уверенными, что те не разрешат им довести суицид до конца.

Группа риска детей, склонных к суициду:

1. Отличники, т.к. к ним все предъявляют повышенные требования, а если они не справляются с заданным «стандартом», то начинают испытывать чувство неудовлетворения собой, способное привести к депрессивному состоянию. К тому же эти дети редко бывают приняты в социальной группе сверстников, что также может привести к суицидальному исходу.

2. Дети, которые резко снижают успехи в учебной деятельности, естественно вызывая тем самым недоумение и возмущение родителей и учителей.

3. Дети, к которым окружающие предъявляют завышенные требования, которые они в силу субъективных причин не могут выполнить.

4. Дети с повышенной тревожностью и склонностью к депрессиям (в основном, это дети с родовыми травмами, правополушарные и те, у которых в роду или ближайшем окружении были случаи или попытки самоубийства), особенно в пубертате (периоде полового созревания).

 

Укрепление желания у подростка жить

Главная задача педагога в этом случае:

 

Характерные черты суицидальных личностей:

a Настойчивые или повторные мысли о самоубийстве.

a Депрессивное настроение, часто с потерей аппетита, жизненной активности, проблемы со сном.

a Может присутствовать зависимость от наркотиков или алкоголя.

a Чувство изоляции, отверженности; их депрессия может быть вызвана уходом из семьи и лишением систем поддержки.

a Ощущение безнадежности и беспомощности. В такой момент угроза суицида может быть первым сильным чувством.

a Неспособность общаться с другими людьми из-за чувства безысходности и мыслей о самоубийстве.

a Они считают, что лучше не станет "никогда". Их речь (и мысли) полна обобщений и фатальна: "жизнь ужасна", "всем все равно".

a Они обладают туннельным видением, т.е. неспособностью увидеть то положительное, что могло бы быть приемлемо для них. Они видят только один выход из сложившейся ситуации.

a Они амбивалентны - хотят умереть, и в то же время, некоторым образом, хотят жить.

Психологические особенности:

a Их психологические или эмоциональные страдания были так сильны, что казалось, никогда не кончатся.

a Их потребности в безопасности, личных достижениях, доверии и дружбе полностью фрустрированы (блокированы).

a Они выбрали суицид как альтернативу любому другому решению своей проблемы.

a Им необходимо было таким способом прекратить страдания, которые они переживали.

a Они ощущали беспомощность и безнадежность своих попыток прекратить страдания.

a Они видели только два пути: либо решить проблему, либо покончить с ней ценой собственной жизни. Это черно-белое мышление.

a Амбивалентность: они хотят жить и в то же время хотят умереть.

a Они дают знать (в разговорах, в поведении) о своем желании покончить жизнь самоубийством.

a Они хотят убежать от проблем, страхов, страданий и суматохи, считая, что суицид - конечная цель.

Ключи к возможной попытке суицида:

Вербальные (речевые) ключи:

Непосредственные заявления типа "Я подумываю о самоубийстве" или "Было бы лучше умереть" или "Я не хочу больше жить".

Косвенные высказывания, например, "Вам не придется больше обо мне беспокоиться" или "Мне все надоело" или "Они пожалеют, когда я уйду".

Намек на смерть или шутки по этому поводу. Многозначительное прощание с другими людьми.

Поведенческие ключи:

a Отчаяние и плач.

a Неоднократное обращение к теме смерти в литературе и живописи.

a Повторное прослушивание грустной музыки и песен.

a Нехватка жизненной активности.

a Самоизоляция.

a Изменение суточного ритма (бодрствование ночью и сон днем).

a Повышение или потеря аппетита.

a Вялость и апатия.

a Неспособность сконцентрироваться и принимать решения, смятение.

a Уход от обычной социальной активности, замкнутость.

a Приведение в порядок своих дел.

a Отказ от личных вещей.

a Стремление к рискованным действиям, например, безрассудное хождение по карнизам.

a Суицидальные попытки в прошлом.

a Чувство вины, упрек в свой адрес, ощущение бесполезности и низкая самооценка.

a Потеря интереса к увлечениям, спорту или школе.

a Не соблюдение правил личной гигиены и ухода за внешностью.

a Скудные планы на будущее.

a Стремление к тому, чтобы их оставили в покое, что вызывает раздражение со стороны других людей.

Ситуационные ключи:

a Любое заметное изменение личной жизни, в любую сторону.

a Смерть любимого человека, особенно родителей или близких родственников.

a Недавняя перемена места жительства.

a Семейные неурядицы.

a Неприятности с законом.

a Коммуникативные затруднения.

a Проблемы со школой или занятостью.

a Социальная изоляция.

a Хроническая, прогрессирующая болезнь.

a Нежелательная беременность.

 

Действия воспитателей и педагогов:

Если подросток, на Ваш взгляд, склонен к суициду или имел в прошлом попытки к самоубийству:

• Не отталкивайте его, если он решил разделить с вами свои проблемы, даже если Вы потрясены сложившейся ситуацией. Помните, что подростки с суицидальными наклонностями редко обращаются за помощью к профессионалам.

• Доверьтесь своей интуиции, если Вы чувствуете суицидальные наклонности в данном подростке. Будьте внимательны к предупреждающим знакам.

• Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать. Например, "Конечно, твоя семья тебе поможет".

• Дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность.

• Сохраняйте спокойствие и не осуждайте, вне зависимости от того, что говорит подросток.

• Говорите искренне. Постарайтесь определить, насколько серьезна угроза. Знайте, что вопросы о суицидальных мыслях не всегда приводят к попыткам покончить счеты с жизнью. На самом деле подросток может почувствовать облегчение от осознания проблемы.

• Постарайтесь узнать, есть у него план действий. Конкретный план - знак реальной опасности.

• Убедите подростка в том, что непременно есть такой человек, к которому можно обратиться за помощью.

• Не предлагайте упрощенных решений типа " Все, что тебе сейчас необходимо, так это хорошо выспаться, на утро ты почувствуешь себя лучше".

• Покажите подростку, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства.

• Помогите подростку постичь, как управлять кризисной ситуацией и понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию. Ненавязчиво посоветуйте найти некое решение.

• Помогите найти людей или места, которые могли бы снизить переживаемый стресс. При малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько уменьшить давление.

• Помогите подростку понять, что присутствующее чувство безопасности не будет длиться вечно.

Показатели суицидального риска:

• Недавние потери, связанные со смертью родственников или друзей, разводом родителей, разрывом взаимоотношений с друзьями или родственниками, потерей ценных вещей, денег, общественного положения, самоуверенности, самооценки.

• Потеря интереса к дружбе, жизненной деятельности, увлечениям, ранее доставлявшим удовольствие.

• Беспокойство о деньгах, болезни (либо реальных, либо надуманных).

• Изменение характера - угрюмость, отчужденность, раздражимость, беспокойство, усталость, нерешительность, апатия.

• Изменения в поведении - неспособность сосредоточиться в школе, на работе, постановка рутинных задач.

• Нарушение режима сна - бессонница, часто с ранним пробуждением или, наоборот, подъем позже обычного, ночные кошмары.

• Нерегулярный прием пищи - потеря аппетита и веса или обжорство.

• Боязнь потерять контроль, сойти с ума, причинить вред себе или окружающим.

• Ощущение беспомощности, бесполезности, "безучастности", "всем будет без меня лучше".

• Всеобъемлющее чувство вины, стыда, ненависти к себе.

• Безнадежное будущее, " мне никогда не станет лучше, я всегда буду себя чувствовать себя плохо".

• Злоупотребление наркотиками или алкоголем.

• Суицидальные импульсы, заявления, планы; раздача любимых вещей; прежние попытки суицида или жесты.

• Возбуждение, гиперактивность, нетерпеливость могут указывать на скрытую депрессию.

Примерные вопросы для оценки риска суицида:

При попытке определения риска или опасности суицида бывает полезно иметь перед собой серию вопросов для оценки факторов риска. Они представляют собою пример того, как должна быть построена фраза и употребляются только в качестве общей директивы. Очень важно так сформулировать этот вопрос, чтобы чувствовать себя достаточно уверенно и спокойно.

1. Было ли у тебя чувство подавленности в последнее время?

2. Бывали ли у тебя мысли о том, что жизнь безнадежна? Возникало ли желание умереть?

3. Сколько раз? Как часто посещали тебя эти мысли? Как долго они длились, когда последний раз?

4. Пытался ли ты убить себя? Как ты это делал?

5. Почему попытка не удалась? Тебе оказали помощь? Кто? В чем именно она заключалась?

6. Что произошло с тобой после этого?

7. Как ты собираешься совершить следующую попытку самоубийства?

8. Ты намерен сделать это прямо сейчас? Мог бы ты сказать мне об этом? Как часто возникают эти мысли? Как долго они длятся?

9. Происходило ли в нашей жизни что-то такое, что подталкивало тебя к решительным действиям?

10. Есть ли у тебя план? Какой?

11. Как бы ты сделал это? Каковы твои намерения?

 

Для того чтобы оценить на месте фактор риска, необходимо время. Риск суицида возрастает, если:

1) это не первая попытка;

2) подросток выдвигает серьезные мысли на этот счет;

3) есть план действий и/или намерения по их осуществлению.

Не забывайте, чем конкретнее план, тем выше риск. Эго не означает, что некто со смутными мыслями о самоубийстве, не должен восприниматься всерьез. Для подростков характерна импульсивность. Они могут совершить самоубийство, не прибегая к планированию или детальной разработке его плана.

Следующие вопросы позволят вам определить эмоциональное состояние подростка. Чем сильнее ощущение безнадежности, тем выше риск.

12. Поделись своими надеждами на будущее, какие они? На следующую неделю? Следующий год?

13. Что ты думаешь о будущем? Есть ли какой-то выход из этого положения?

14. Кто мог бы оказать тебе поддержку? Обращался ли ты к психологу? Это помогло?

 

Важно определить также, есть ли у подростка модель суицидального поведения. Риск возрастает в том случае, если в его семье или близком окружении бывали случаи суицида, как способ прекращения страдания. Это упрощает принятие такой возможности решения проблем. Вы можете спросить:

15. Кто-либо в вашей семье говорил о самоубийстве? Делал попытки? Совершал самоубийство?

16. Кто-нибудь из твоих друзей говорил когда-либо о суициде? Пытался это сделать? Совершал самоубийство?

Очень часто оказывается полезным попрактиковаться в постановке подобных вопросов в ролевой игре со своим коллегой. Практика поможет вам обрести чувство уверенности в разговоре на эту тему. Иметь дело с потенциальными самоубийцами всегда не просто, но вы будете готовы к взаимодействию с ними, все пройдет гладко.

Для профилактики суицидальных мыслей, намерений и попыток целесообразно:

 

Формировать «ПОЗИТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ» окружающего мира

 

Принципиальный подход к «позитивному мышлению» заключается в переориентации восприятия окружающего мира, формировании оптимистичных тенденций в характере подростка.

 

Научитесь ПЕРЕКЛЮЧАТЬ ПСИХИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ подростка с деструктивного НА КОНСТРУКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

 

Найдите зону наибольшего проявления интересов и увлечений подростка и направьте туда его внимание, время и энергию.

 

ФОРМИРУЙТЕ АНТИСУИЦИДАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ личности подростка

Антисуицидальные факторы личности – это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений.

К ним относятся:

· эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;

· выраженное чувство долга, обязательность;

· концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;

· учёт общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;

· убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;

· наличие жизненных, творческих, семейных и других планов и замыслов;

· психологическая гибкость, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряжённости;

· наличие актуальных жизненных ценностей и целей;

· планирование ближайшего и перспективного будущего.

Для формирования антисуицидальных установок следует:

1) постоянно общаться с подростком, не оставляя его наедине со своими мыслями;

2) вселять уверенность в свои силы и возможности;

3) внушать оптимизм и надежду;

4) проявлять сочувствие, окружать теплом и пониманием;

5) осуществлять мягкий контроль за поведением подростка, анализировать его слова и действия.

 

 
 
Чем больше антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов у подростка, тем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...