Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гражданские правонарушения делятся на акты и сделки.




Институты публичного права

Публичное право (jus publicum) — совокупность норм, регулирующих вопросы религиозного характера и вопросы управления. Это право, которое «ad statum rei Romanae spectat» (относится к положениям Римского государства). К нему относились нормы, определяющие правовое положение государства и его органов и регулирующие их отношения с частными лицами. Римское публичное право содержало нормы о судопроизводстве, уголовного права, о порядке похорон и церемоний; о правоспособности и дееспособности лиц, о структуре власти, о занятии государственных должностей. Нормы публичного права носили повелительный характер (императивные) и не могли быть изменены. Применялись методы власти и подчинения. Публичное право неразрывно связано с обязанностями.

Вопрос 6. Право войны у древних римлян по сравнению с греками было более разработанным, имело философское и политическое обоснованние. Сточки зрения римского правосознания римский народ не мог вести несправедливые войны, римляне считали, что все войны, которые они ведут, справедливы: «все полезное для Рима угодно богам». Поэтому война являлась законной только при соблюдении определенных ритуальных действий о ее объявлении.

Процедура объявления войны. Сначала к границам государства противника направлялись несколько членов жреческой коллегии фециалов во главе со старшим из них. Обращаясь к противнику, они требовали удовлетворения требований, опираясь на авторитет богов, излагали конкретные претензии и возвращались в Рим. Если ответа не поступало, то через 33 дня вторично отправлялись на границу и произносили священную формулу: «Внемли, Юпитер, и ты, Янус, и Вы, Боги небесные, и Вы, земные, и Вы, подземные, – внемлите! Вас я беру в свидетели тому, что этот народ нарушил право и не желает его восстановить. Об этом мы, первые и старейшие в нашем отечестве, будем держать совет, каким образом осуществить свое право».

После указанной процедуры дело отправлялось в сенат, где путем открытого голосования решался вопрос об объявлении войны. Принятое сенатом решение выносилось на утверждение народного собрания. Если решение было положительным, фециалы приносили священные жертвы и в третий раз отправлялись на границу. Там старший из них объявлял войну. Символом объявления войны было бросание в сторону врага окровавленного копья. Со времен войны с Пирром данная процедура осуществлялась не на границе, а у храма Белони, располагавшегося за римскими городскими стенами. Там стояла специальная колонна войны. С начала войны и до ее окончания ворота храма Марса оставались открытыми. На время мира они закрывались.

 

Римляне рассматривали войну как волю только их богов и долгое время не признавали в отношении нее никаких ограничений. Боги врага не были для них богами. В связи с этим вражеские храмы и другие святыни они могли разрушать. В некоторых случаях римляне пытались привлечь чужих богов на свою сторону, приносили им жертвы и обращались к ним с молитвой. Со временем иностранные боги стали включаться в римский пантеон.

Города, взятые штурмом или сдавшиеся, а также их жители и имущество признавались добычей победителя без всяких ограничений. Римляне считали обычным, правомерным и даже угодным богам убивать не только взятых с оружием в плен, но и мирных жителей, включая женщин и детей. Оставшиеся в живых продавались в рабство. Так, в 262 г. до н. э., в период 1-й Пунической войны, римляне продали в рабство 25 000 человек, в 167 г. после взятия городов Эпира – 150 000 человек, в 146 г. были проданы в рабство все жители Карфагена. Но постепенно превращаясь в мировую державу, Рим не мог содержать такую массу рабов. Поэтому часть покоренного населения оставалась на свободе.

Если война не оканчивалась покорением народа, то ее результатом являлся мирный договор. Одной из главных форм такого договора стало покровительство (deditio). Обычно оно осуществлялось посредством сдачи всего оружия, вождей противника и выдачи заложников. При нем не наступала военная оккупация (occupatio bellica), но побежденный отдавал на полное усмотрение Рима свою территорию, своих граждан и своих богов, оставаясь при этом субъектом международного права.

Вопрос 7.

Вопрос 8. Частное право (jus privatum) — совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе. Это право, которое относится «ad singulorum utilitatem» (касается выгоды, интересов отдельных лиц). Частное право регулировало отношения частных лиц между собой и в институтах, связанных с производством, обменом вещей и услуг. Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых).

Римское частное право регулировало: имущественные и некоторые неимущественные отношения; семейные отношения: порядок заключения брака, положение главы семьи, личные неимущественные и имущественные отношения в семье; отношения собственности, права на чужие вещи (сервитуты, залоговое право, эмфитевзис и супер-фиций); обязательственные правоотношения, т. е. порядок заключения и исполнения договоров, ответственность за неисполнение; наследование, т. е. переход имущества к другим лицам после смерти наследодателя. Для римского общества понятие частного права не совпадало с понятием гражданского права (ius civile), поскольку не все жители Рима были гражданами. Государство минимально вмешивалось в частное право. Основное место занимали условно-обязательные, упра-вомочивающие, разрешающие нормы, т. е. нормы диспозитивные (восполняющие). Частное право могло изменяться и либо применяться, либо нет, было глубоко индивидуалистичным, что дало Генриху Гейне назвать его «библией эгоизма». Частное право, в отличие от публичного, – действительно право, за редким исключением (например, обязанность принятия наследства при наличии отказа). Частное право – самая оформленная и законченная часть римского права.

Вопрос 9. Критерием различия областей частного права и публичного права, по мнению Ульпиана (рим.юрист), служит характер интересов, защищаемых правом: к области публичного права принадлежат нормы права, ограждающие интересы государства, к области частного права – нормы, ограждающие интересы отдельных лиц. Ульпиан указывал, что публичное право включает в себя «святыни, служение жрецов, положение магистратов», т.е. сюда относятся нормы, определяющие правовое положение государства и его органов и регулирующие их отношения с частными лицами.

чп - выражает и защищает интересы частных лиц
пп - общегос публичные интересы

Важно, что в чп- защита осуществляется по инициативе сами заинтересованных лиц, а в пп по обязательному предписанию закона должностными лицами.

пп - сфера власти и подчинения, преобладают императивные нормы регулирования.
чп – диспозитивные

Вопрос 10. Виды источников:

Виды источников:

1. Законы 12 таблиц 451 г. до н. э Их появление объясняют борьбой плебеев с патрициями за ограничение произвола. Законы XII таблиц установили одинаковые нормы для коренных жителей и плебеев, но не провели их равенства. Содержание Законов XII Таблиц отражает жизнь Рима

2. обычное право правило поведения, сложившееся вследствие неоднократного применения в течение длительного времени и признаваемое государством и качестве общеобязательного правила.

3. сенатусконсульты – сенатские постановления, значение источников со 2-го века н э, они назывались по имени их инициатора

4. конституции императоров – указ императора или декретом – решения по судебным делам или эдиктом – постановление общего характера или рескриптом – содержали ответы на различные вопросы.

5. эдикты магистратов – специальные акты, в которых должностное лицо излагало принципы своей деятельности или решения по каким-либо вопросам, издавали преторы, правители провинций, курульные эдилы (чиновники, призванные обеспечивать организацию торговли на рынке). Эдикт преторов содержал перечень условий при кот претор предоставлял суд защиту, особенности и условия я конкретных исков, типовые формуляры исков

6. деятельность юристов мнение их по тому или иному вопросу применения права.

7. папиру с - текстами отдельных договоров и надписи на дереве, камне

8. плебейсциты постановление, принимаемое собраниями плебеев

9. преторские эдикты. Эдикты издавались преторами при вступлении в должность и содержали в себе программу их деятельности на время службы

10. судебные решения

11. Кодификация Юстиниана -систематизация законов государства по отдельным отраслям права.

Вопрос 11. Преторские эдикты - эдикты издавались преторами при вступлении в должность и содержали в себе программу их деятельности на время службы. Претор не посягал на авторитет цивильного права, а помогал их осуществлению, подкрепляя общественные отношения, урегулированные цивильным правом, также и своими исками.

Причины возникновения

Постановления Законов XII таблиц перестали удовлетворять требования, которые выдвигала быстро развивавшаяся жизнь республиканского периода. В таких условиях jus civile утратило нормы. Однако частное лицо имело возможность обратиться к претору с просьбой о помощи в том случае, когда из-за пробелов в законе невозможно было добиться удовлетворения путем гражданского иска. Преторы обеспечивали охрану внутреннего гражданского мира и порядка, для чего они были наделены почти неограниченной административной властью По ходу службы у преторов вырабатывались конкретные решения часто возникающих проблем, и эти решения они предоставляли всеобщему вниманию в своих эдиктах.

 

Формально эдикт был обязателен только для того магистра, которым он был издан, и, следовательно, только на тот год, в течение которого магистрат находился у власти (отсюда принадлежащее Цицерону название эдикта lex annua, закон на год). Однако фактически те пункты эдикта, которые оказывались удачным выражением интересов господствующего класса, повторялись и в эдикте вновь избранного магистрата и приобретали устойчивое значение

Вопрос 12. Формирование юриспруденции как самостоятельного и важного источника права началось примерно в III в. до н. э.

Деятельность юристов в предклассический период

I. Respondere - ответы на вопросы граждан.

II. Cabere - составление договоров (по определенным формулам).

III. Agere – консультация при ведении судебного процесса.

В классический период:
1. Респонсэ эпистоле – сборник задач, который создавался юрид. консулами.

2. Квестионис

3. Либри акт эдиктум

4. Дигэста

5. Институционис (институцион)

 

Результат деятельности юристов — появление в Риме наряду с цивильным правом права, созданного толкованием юристов. Именно путем толкования развивалась большая часть институтов римского права. Литературная деятельность республиканских юристов выражалась в комментариях к Законам XII Таблиц.

В эпоху республики юристы толковали закон буквально. В классический период появляется свободное толкование, основанное на выявлении воли сторон или законодателя.

Занятия юриспруденцией — один из почетнейших и благородных видов деятельности в Риме. Труд юристов был в правовом отношении бесплатным, однако они имели право претендовать на honorarium (благодарственный подарок) за их услуги.

Первые республиканские юристы— основатели цивильного права. К ним относятся: Марк Манилий, Марк Юний Брут, Публий Муций Сцевола, Цицерон (красноречивейший из юрисконсультов).

 

 

Вопрос 13. Лицо (персона) считается только полноправный рим. Гражданин (субъектом право)

К физич. Лица 2 вида: Естественный, Искусственные

Возникало путем рождения, до момента рождения физич. Лицо не сущ. Т. К плод не может вырозить волю во вне (крик)

Естественный Искусственные
1 Выхождения ребенка из утробы матери, после родовых схваток или кесарево течение. (Рождения считается наступившим до обрезания пуповины) 2 Ребенок должен родиться живым, что проявляется волей во вне (криком) 3. Не должен родиться чудовищем или монстром 1 Предоставления гражданство(иностранцы) 2 Когда раз заболел, хозяин бросает его(становится гражданам) 3. Внести раба в списке римских граждан 4 Когда хозяин садит за один стол с собой раба  

 

Правоспособный субъект – persona. Правоспособность(caput) – способность приобретать право, возникало дееспособность с момента рождения. Полная правоспособность слагалась из трех основных элементов или состояний (status):

1) status libertatis - статус свободы,

2) status civitatis - статус гражданства,

3) status familiae - статус семейный.

С точки зрения status libertatis, различались свободные и рабы;

с точки зрения status civitatis, - римские граждане и другие свободные лица (латины, перегрины)

с точки зрения status familiae, - самостоятельные (sui iuris) отцы семейств (patres familias) и подвластные какого-либо paterfamilias

Не обладали полной правоспособностью:

– женщины (в том числе римские гражданки), невзирая на положение в семье, никогда не могли претендовать на таковое;

– несовершеннолетние в гражданско-правовом смысле (даже если в отношении публичного права они были полноправными гражданами). Степени утраты правоспособности:

– capitis deminutio maxima – полная потеря правоспособности, связанная с утратой статуса гражданства;

– capitis deminutio media – промежуточное ограничение правоспособности (если гражданин оставлял Рим и переезжал в провинцию);

– capitis deminutio minima – изменение в семейном статусе (не только уменьшение, но и расширение правоспособности).

Вопрос 14 Физические лица признавались субъектами римского частного права (persona) и наделялись определенными правами – правоспособностью. Поскольку Древний Рим был рабовладельческим государством, то далеко не каждый человек признавался субъектом. Субъектом римского права мог быть только свободный человек. Рабы рассматривались не как субъект, а как объект римского права.

Полная правоспособность физического лица состояла из трех статусов: состояния свободы – данный статус вводился для разграничения свободных и рабов; состояния гражданства – для разграничения римлян и не римлян (латинов, перегринов); семейного положения – для разграничения самостоятельных глав семейств и подвластных лиц. Основной хозяйственной единицей выступала семья, которую возглавлял глава семейства. Только при наличии всех трех статусов лицо признавалось субъектом римского права, т. е. могло от своего имени осуществлять права и нести обязанности. По различным причинам лицо могло утратить один из статусов.

В данной ситуации его правоспособность либо утрачивалась, либо ограничивалась. Изменение правоспособности называлось capitis deminutio и в начальный период римского права приравнивалось к гражданской смерти, т. е. лицо фактически существовало, но у него в собственности не могло быть имущества, и он не мог им распоряжаться.

Относительно прекращения физической личности римское право также расходится с современными законодательствами; оно признает, что личность может прекратиться не только со смертью физического лица, но и тогда, когда государство отнимает y человека личность, перестает признавать за ним возможность иметь волю.

Вопрос 15. Субъектом правового общения могут быть не только физ. лица, но и объединения людей, выступающие в обороте как единое целое.

Возникновение юрид. Лица:

1Возникают торговые отношения, появляются представители, избирались народным собранием

2 Юр.лицо –это фикция.(В гражданский оборот от его имени всегда вступают физ.лица.)

3 Организация наделяется обособленным имуществом. Это имущество – собственность самой организации, а не её участников.

4.В гражданский оборот юр. лицо вступает от своего имени (от своего имени является истцом и ответчиком в суде, заключает сделки, несёт ответственность)

5 Объединение людей, капиталов, связанное определенным единством.

Связанные между собой:

Общим Материальным интересом, Общим имуществом, Общим производством особым образом,

Общим организованные

Вопрос 16. Римский гражданин – субъект государственной жизни и публичного права.

С точки зрения своего правового положения римские граждане делились на две группы:

А. свободнорожденные – были носителями полной правоспособности;

Б. вольноотпущенники – освобожденные из рабства римским гражданином, подвергавшиеся в качестве римских граждан некоторым ограничениям в правах.

Способы приобретения римского гражданства:

– рождение;

– освобождение римским гражданином своего раба;

– усыновление римским гражданином чужеземца;

– предоставление римского гражданства отдельным лицам, общинам, провинциям особыми актами государственной власти. Политические права римских граждан:

– голосование в народном собрании;

– избрание в магистраты;

– служба в римских легионах. Гражданские права римских граждан:

– вступать в римский брак, создавать римскую семью;

– быть субъектом всех имущественных правоотношений и соответствующих сделок;

– право составлять и быть свидетелем при составлении завещания и право быть назначенным наследником по завещанию. В эпоху христианства как господствующей религии римский гражданин обязан был исповедывать только каноническое христианское вероучение.

Способы прекращения римского гражданства:

– смерть;

– полная потеря правоспособности;

– отказ гражданина от прав гражданства;

– переход гражданина в число латинов в целях получения земель;

– осуждение римского гражданина на смертную казнь, приговорение его к телесным наказаниям за какие-либо преступления, причем впоследствии не могло следовать восстановления прав гражданства;

– изгнание на срок из пределов Рима

Вопрос 17. Дееспособность в римском праве — способность принимать обязательства и нести за себя ответственность.

Дееспособность определялась:

1) возрастом. Полная дееспособность наступала по достижении совершеннолетия — 25 лет, но императоры могли предоставить льготу, делавшую женщину правоспособной с 18 лет, а мужчину — с 20 лет;

2) умственными способностями лица, позволяющими ему действовать с осознанием действительности;

3) здоровьем лица. Например, отсутствие какого-либо органа или функции, которые могли бы повлиять на дееспособность лица (глухота, слепота и т. д.).

Степени дееспособности:

1 infantes (дети) — до 7 лет — вполне недееспособны, поэтому не могли совер. юрид. сделки не могут принимать обязательство и нести ответственность.

2 impuberes infantes maiores (несовершеннолетние достигшее возраста) — от 7- 14 лет мальчики и 12 лет девочки — могли совершать сделки только к приобретению, не могли привести к потере права.

3 puberes minores (совершеннолетняя молодежь) с 25 лет — время, когда возможно вступать в брак. Могли совершать все сделки, но у них был только полное правоспособность

Ограниченная дееспособность еще была:

расточители — не могли противостоять искушению; не могли совершать сделки отчуждения, заключать обязательства личного характера и тому подобные, но они сохраняли все права по приобретению имущества, несли ответственность за причиненный их действиями вред и др.

Полностью недееспособные:

женщины. Над ними устанавливалась опека, которая носила постоянный характер и не зависела от наступления совершеннолетия. Женщины не могли быть магистратами, опекунами (кроме матери и бабушки), поручителями, не могли осуществлять сделки без согласия мужчины;

— лица, которые были в состоянии внезапного искажения психического здоровья(пьяны, взбешены и т. д.), но только на период искажения;

-- безумные- у них был опекун или попечитель

 

Вопрос 18. Физические лица признавались субъектами римского частного права (persona) и наделялись определенными правами – правоспособностью.

Поскольку Древний Рим был рабовладельческим государством, то далеко не каждый человек признавался субъектом. Субъектом римского права мог быть только свободный человек.

Правоспособность (caput) – способность иметь права, быть субъектом права, а следовательно, получать законную защиту со стороны всех институтов римского государства.

Статус свободы и статус главы семьи могли быть установлены с помощью судебного процесса по частным искам; были выработаны специальные иски – средства защиты или оспаривания статуса. Не мог устанавливаться судом только статус гражданства – принадлежность к римскому гражданству определялась публично-правовыми средствами и гарантировалась публично-правовым порядком. Не подлежал оспариванию объем гражданских прав лица в зависимости от возрастной, половой и со-|словной характеристики субъекта.

Не обладали полной правоспособностью:

– женщины (в том числе римские гражданки), невзирая на положение в семье, никогда не могли претендовать на таковое;

– несовершеннолетние в гражданско-правовом смысле (даже если в отношении публичного права они были полноправными гражданами). Степени утраты правоспособности:

– capitis deminutio maxima – полная потеря правоспособности, связанная с утратой статуса гражданства;

– capitis deminutio media – промежуточное ограничение правоспособности (если гражданин оставлял Рим и переезжал в провинцию);

– capitis deminutio minima – изменение в семейном статусе (не только уменьшение, но и расширение правоспособности).

Ограничение правоспособности – умаление гражданской чести:

– intestabilitas – применялась к лицу, которое было свидетелем или весовщиком при совершении гражданской сделки, а затем отказывалось подтвердить факт такой сделки или ее содержание. Позже поражала лиц, виновных в составлении или распространении пасквилей. Заключалась в лишении права быть свидетелем и прибегать к помощи свидетелей при совершении гражданских сделок. С исчезновением формальных сделок утратила свое значение;

– infamia (бесчестье) – влекла за собой лишение права быть представителем в суде, опекуном, избранным на общественные должности. Магистраты не допускали к осуществлению публичных функций лиц с сомнительной репутацией. Цензор мог вычеркнуть такое лицо из списка сенаторов или из всаднических центурий. Консул мог не допустить к выборам в магистрат, а претор – к выступлению в сенате;

– turpitudo (позор) – влекла ограничение в правоспособности в связи с занятием некоторыми профессиями, например профессия актера.

 

Вопрос 19. Полное или ограниченное лишение правоспособности римских граждан могло иметь место:

— вследствие естественной смерти гражданина;

— при утрате отдельных статусов (статуса свободы, статуса гражданства или семейного статуса) лица как необходимых условий правоспособности;

— при умалении гражданской чести;

— по другим основаниям.

Естественная смерть прекращала все права умершего и открывала наследство. Однако с момента открытия наслед ства до его принятия допускалась фикция, что правоспособность умершего продолжается до тех пор, пока не определены наследники и они не получили наследство.

Ограничение правоспособности при утрате отдельных статусов лица (capitis deminutio). Римское право различало три степени утраты правоспособности: максимальную (capitis deminutio maxima), среднюю (capitis deminutio mediae) и минимальную (capitis deminutio minima).

Максимальная утрата правоспособности имела место при утрате состояния свободы. С потерей статуса свободы лицо теряло состояние гражданства и семейное состояние. Это влекло полную потерю правоспособности. Обстоятель ствами, влекущими максимальную утрату правоспособности, являлись: пленение римлянина врагом, продажа римлянина в рабство, осуждение римлянина к смертной казни или на пожизненную работу в рудниках. Если взятый в плен возвращался в Рим, он вновь приобретал все права римского гражданина. В том случае, если он умирал в плену, по закону Корнелия все его имущество переходило наследникам. В случаях продажи гражданина в рабство, осуждения к смертной казни или на работу в рудниках восстановление правоспособности не предусматривалось.

Средняя утрата правоспособности влекла за собой потерю состояния гражданства и семейного состояния. При этом сохранялся статус свободы. Основаниями, влекущими данную степень утраты правоспособности, являлись переселение римского гражданина в латинскую или перегринскую общи ну, присуждение к изгнанию из Рима (например, за переход к врагу) или к ссылке. Лица, утратившие статус граждан ства, переходили в сферу действия права народов. Однако в по следующем допускалось восстановление римского граждан ства, если потеря его не была связана с осуждением.

Минимальная утрата правоспособности наступала при утрате семейного состояния (например, при вступлении женщины в брак, в результате чего она переходила под власть мужа).

Риме существовали ограничения правоспособности для отдель ных категорий населения: женщин, детей, варваров, еретиков, евреев и колонов.

Женщины и дети были ограниченно правоспособными. Они относились к категории alieni juris и были лишены права выступать субъектами вещных и обязательственных отношений (jus commersii). Однако с классического периода за ними, правда, в ограниченном виде, было признано это право.

Варвары (чужеземцы), еретики, евреи с победой христианства были ограничены в правовом положении, особенно в наследственном праве. Ограничения были введены и для колонов. В частности, им было запрещено менять профессию и заключать браки с лицами других профессий.

 

Вопрос 20. Законы XII таблиц – древнейший свод римского права, составленный согласно свидетельству Тита Ливия в 451-450гг. до нашей эры коллегией мужей – децемвиров. До нас текст памятника дошел только в цитатах или пересказе позднейших авторов. Последнее обстоятельство надо учитывать при изучении текста, восстановленного исторической наукой. Опущены обычно приводимые в самом тексте имена цитируемых авторов и названия их сочинений, а также некоторые места, допускающие противоречивые толкования.

Законы двенадцати таблиц (лат. Leges duodecim tabularum; 451—450 год до н. э.) — кодификация государственного закона от народа (lex publica) в Древнем Риме. Законы двенадцати таблиц — плод специально созданной комиссии из 10 человек (децемвиры с консульской властью для написания законов, лат. decemviri consulari imperio legibus scribundis) и представлял собой свод законов, регулирующих практически все отрасли. Законы двенадцати таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям. Правовые нормы изложены подряд, без отраслевого деления. Представляет собой первый писаный источник права Древнего Рима.

Законы двенадцати таблиц сохранились только в отрывках, их содержание реконструируется на основе упоминаний и ссылок, содержавшихся в сочинениях римских писателей и юристов.

Закон был принят Народным собранием в два этапа. Первым этапом в 451 году до н. э. было принято 10 таблиц, а в следующем, 450 году до н. э., — ещё две. Целью этого закона было ослабить патрициано-плебейское противостояние с помощью внедрения в традиционный аграрный порядок равного для всех частного и уголовного права. Наиболее значимый факт — введение денег (ais) в форме распространённых в то время медных монет, которые взвешивались и в соответствии с весом получали номинал.

Вопрос 21 Общая характеристика правовой науки древнеримского общества – это именно те знания, которые должны присутствовать в голове каждого юриста-практика.

«Институции» Гая – это инновация в мире правовой науки того времени. Сборник вобрал в себя все нужные качества, а именно: краткость, чёткость, лаконичность, наличие примеров из судебной практики, точность изложения, понятный и чистый латинский язык, изобилие исторических сведений. Другими словами, Гаевы «Институции» стали основной учебной литературой для юристов, изучающих римское право. «Институции» Гая послужили основой для составления следующего известного учебника, который стал частью знаменитой кодификации Юстиниана

Институции Гая включают в себя 4 части, или книги:
I - о лицах; II - III - о вещах; IV - об исках. Каждая из них поделена на параграфы. В 1 книге их насчитывается 200; во второй - 289; в третьей - 225; в четвертой книге - 18

1й раздел включает в себя параграфы 1 - 7, которые посвящены общим понятиям права и дают перечисление источников римского права.

2й раздел составляют параграфы с 9 по 47, в которых рассматривается правовое положение рабов и формы отпущения их на волю (manumissio).

3й раздел - наиболее крупный. Он образован параграфами 48 - 200, в которых раскрывается правовая природа «деления в праве лиц», поскольку, по словам Гая, «одни лица самовластны, другие подчинены чужому праву». 2 В параграфах 49 - 107 определяется правовое положение лиц, состоящих в отцовской власти (potestas); Вторая и третья книги тематически объединяются правом, относящимся к вещам (res).

книга вторая включает в себя определение видов вещей, изложенных в § 1 - Из всего многообразия видов вещей для концепции вещного права,

4я книга была полностью отнесена Гаем к рассмотрению исков

Вопрос 22. Расцвет юриспруденции в Древнем Риме падает на классический период его истории: I в. до н. э. — III в. н. э. Однако предпосылки данного расцвета возникли еще в древнейший период — эпоху царей и республики.
Носителями ранней римской юриспруденции — знатоками права—выступает коллегия религиозных служителей, так называемые понтифики. «Первоначальное назначение этой коллегии, — отмечал И. А. Покровский, — как и ее название (почему-то, «мостостроители»?), темно, но несомненно, что и историческую эпоху в этой коллегии сосредоточивалось знание и хранение сакрального права (jus pontificium). В этой коллегии вырабатываются правила и приемы толкования, ведутся даже записи юридических прецедентов, записи, носящие название «соmmentarii pontificium»; только у понтификов можно получить и надлежащий юридический совет. Таким образом, по всей справедливости понтифики считаются первыми юристами, положившими начало развитию римского гражданского права.

Упадок юриспруденции. С середины III в. н.э. начинается упадок юриспруденции. Если в эпоху принципата юристы были нужны императору в качестве одного из каналов для проведения и поддержки императорской политики, то при доминате эта их роль оказалась уже законченной. Импера торская власть стала абсолютной, и воля императора оказалась единствен ным источником права. Ius respondendi больше не дается; юристы работают главным образом в качестве чиновников императорской канцелярии. Одна ко responsa классических юристов сохранили значение источника права: в 426 г. был издан закон «о цитировании юристов», признававший обязатель ное значение за сочинениями Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая, Модестина (и тех юристов, сочинения которых приводится этими авторами). При разли чии мнений этих юристов, предписывалось придерживаться мнения, за которое высказалось большинство, а при равенстве голосов отдавалось предпо чтение мнению Папиниана.

Вопрос 23 Цивильное(от лат. civitas — «город»), или квиритское, право (римляне называли себя квиритами в честь бога войны Яна Квирина) — совокупность норм права, исходящих от народного собрания, позднее — сената. Источники цивильного права: обычаи и законы. Это привилегированное право, которое отделяло членов римской общины от неримлян. Оно было создано для римлян и действовало только в отношении римских граждан.

Цивильное право консервировало патриархальное строение семьи с безусловным господством домовладыки, в его рамках не было развитого права собственности и всего того, что закономерно обусловливает обращение такой собственности. Отношения гражданства заканчивались на пороге римского дома и определяли только военно-общественную и религиозную деятельность узкого круга глав родов и семей в традициях, восходящих еще к временам военной демократии.

Вопрос 24. Преторское право (jus honorarium или jus praetorium) — совокупность правил и формул, созданных претором. Источники преторского права:эдикты преторов.

Преторское право представляло из себя наиболее динамично развивающуюся часть римского частного права.

Преторское право действовало не только в отношении римских граждан. С разрастанием Римской империи и развитием товарооборота, в который вступали лица, не имеющие римского гражданства, возникла необходимость в правовом оформлении данных отношений. Эта проблема была решена созданием должности претора перегринов.

Магистраты, обладавшие высшей властью, — преторы, правители провинций, а в пределах своей компетенции курульные эдилы — издавали эдикты, программные заявления, общеобязательные на год службы издавшего эдикт магистрата. Затем преемники стали переписывать из эдиктов предшественников все, имевшее жизненное значение, — постоянные эдикты (edictum perpetuum).

В 125–130 гг. император Адриан поручил юристу Сальвию Юлиану установить окончательную редакцию постоянного эдикта с целью закрепления отдельных постановлений преторского права.

Вопрос 25. Право народов (jus gentium) — разновидность римского гражданского права; право, единообщее для всех народов, общенародное право. Его действие распространялось на все римское население, включая перегринов. В современном понятии это международное право.

Право народов возникло позже цивильного и было более прогрессивным. Оно отличалось большей свободой и упрощением формы. Принцип права народов: главное не то, что было сказано, а то, что имелось в виду.

Первоначально право народов состояло из договоров, заключенных Римом с иностранными державами.

Право народов регулировало имущественные отношения, возникавшие между перегринами и римскими гражданами, а также публично-правовые вопросы, вопросы торгового права (международной торговли).

Со становлением Рима, центра международной торговли, появилась необходимость создать претора и по делам иностранцев. Он получил название «претор по делам перегрина» и разрешал споры между римскими гражданами и иностранцами или между самими иностранцами на территории Римского государства.

Поскольку на перегринов не распространялось цивильное право, претор вынужден был применять, с одной стороны, международные правовые нормы, заключенные Римским государством, с другой стороны, — то, что относилось к праву, общему для всех народов. То, что было общее для всех народов, известных Риму, и было правом народов. В своем отправлении правосудия претор пользовался прежде всего понятием справедливости и международным правом.

При этом складывались определенные обыкновения, которые претор стал отражать в эдиктах. Постепенно эдикты претора перегринов образовали новую общность, новую правовую систему в рамках римского частного права. Поскольку это был Римский магистрат и поскольку право применялось на территории Римского государства — право это было Римское.

С другой стороны, оно отличалось по своим подходам, по своим идеям, которые оно в себе заключало, по тем правилам, которые содержались в эдиктах, по тем формулам исков, которые там содержались, от цивильного права. Потому что оно приняло на себя еще одно поколение международного гражданского оборота, с одной стороны, с другой стороны — некоторые нормы, взятые из иностранного права. Преторы по делам перегринов занимались творчеством. Для решения споров с иностранными гражданами на территории Рима они создавали новые, более гибкие, более удачные, чуждые присущему цивильному праву формализму нормы.

Вопрос 26. Систематизация в праве – способ обобщения нормативного материала с целью его

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...