Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Склонение иноязычных имён и фамилий




Рабочая программа

Цель курса

 

Курс «Культура речи юриста» направлен на формирование и развитие у будущего специалиста комплексной компетенции на русском языке, необходимой для эффективного общения в профессиональной сфере. Курс нацелен также на расширение общегуманитарного кругозора студентов, опирающегося на владение богатым культурно-эстетическим потенциалом русского языка, на воспитание уважения и бережного отношения к Государственному языку Российской Федерации.

 

Задачи курса

 

На уровне знаний: 1) дать общее представление о современном состоянии русского литературного языка и основных направлениях его развития; 2) познакомить студентов с современной теоретической концепцией культуры речи; 3) расширить знания студентов о нормах современного литературного языка и их действиях; 4) показать сферу использования, языковые и текстовые особенности функциональных стилей речи и особенности профессиональной речи юриста; 5) дать знания об этике делового и профессионального общения.

Сформировать умения: 1) репродуцировать и интерпретировать тексты разных стилей и жанров; 2) продуцировать устные и письменные монологические высказывания, актуальные для юридической профессиональной сферы, и реализовывать свою коммуникативную задачу; 4) умело использовать нормы литературного языка как в устной, так и в письменной речи.

Итоговый контроль по курсу – зачет.

 

Разделы курса и их краткое содержание.

 

Раздел 1. Культура речи как наука. История развития культуры речи как науки. Современная концепция культуры речи.

Общие понятия культуры речи: язык, речь, речевая деятельность, текст, речевое общение. Соотношение понятий русский национальный язык и русский литературный язык. Границы литературного языка. Устная и письменная разновидности литературного языка. Актуальные проблемы языковой культуры общества.

Культура речи как особая филологическая наука, ее связи с другими науками. Профессиональная культура речи. История развития культуры речи как науки: античный период, развитие теории красноречия в России, современная концепция культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический аспекты).

 

Раздел 2. Нормативный аспект культуры речи.

Правильность – важнейшее качество литературной речи. Понятие «литературная норма». Устойчивость и динамичность, стабильность и вариативность нормы. Структурно-языковые типы норм. Орфоэпические нормы. Основные нормы произношения в современном литературном языке. Некоторые частные изменения в произносительной норме.

Нормы ударения. Особенности русского ударения (разноместность и подвижность). Трудные случаи постановки ударения. Случаи вариативности в нормах ударения, причины появления вариантов.

Лексические нормы литературного языка. Особенности лексической системы русского языка (синонимия, антонимия, паронимия, многозначность слова).Своеобразие лексической нормы. Типичные языковые ошибки и коммуникативные неудачи, связанные с употреблением слова. Роль филологических словарей в повышении культуры употребления слова. Новые явления в лексике современного русского языка.

«Грамматические нормы»: содержание понятия. Морфологические нормы. Особые случаи образования форм разных частей речи. Варианты норм. Синтаксические нормы. Согласование главных членов предложения, согласование определения с определяемым словом. Трудные случаи управления. Построение предложений с деепричастными оборотами, с однородными членами. Трудные случаи построения сложных предложений. Типичные ошибки, связанные с нарушением грамматических норм.

 

Раздел 3. Коммуникативный аспект культуры речи.

Понятие «коммуникативный аспект культуры речи». Ситуации общения: официальные и неофициальные. Качества речи, обеспечивающие эффективность общения: Правильность и чистота. Точность, виды точности, лингвистические средства создания точности. Логичность речи, использование законов логики в речи. Богатство речи (семантическое, лексическое, словообразовательное фразеологическое, морфологическое, синтаксическое, интонационное, стилистическое). Уместность, виды уместности. Выразительность речи, выразительные средства языка. Доступность. Действенность речи – необходимый результат общения.

 

Раздел 4. Культура ораторской речи.

Ораторская речь как жанр устного непосредственного публичного общения. Виды ораторской речи. Классификация по теме, цели и форме. Фазы работы оратора: докоммуникативная, коммуникативная, пост-коммуникативная. Структура выступления: вступление, основная часть, заключение. Особенности каждой части. Поведение оратора и управление аудиторией. Каналы воздействия на аудиторию. Признаки аудитории и критерии ее оценки. Виды слушателей. Техника речи. Слуховые элементы ораторской речи: голос, произношение, интонация, ритм, пауза. Характеристики голоса: сила, выносливость, высота, тембр. Дикция: четкость и ясность произношения. Интонация: синтагма, логическое ударение, пауза. Темп речи. Судебная речь как один из видов ораторской речи. Назначение и отличительные черты судебной речи. Жанры судебной речи. Предмет и элементы судебной речи. Этика судебного оратора.

 

Раздел 5. Культура речи и функциональные стили.

Функциональные стили – особая функциональная разновидность языка.

Культура научной речи. Функции научного стиля речи. Сохранение и передача информации – главная функция научного стиля речи. Жанры (письменные и устные) научной речи: статья, монография, учебник, доклад, резюме, аннотация, рецензия и др. Языковые средства, текстовые нормы научных работ разных жанров. Требование к оформлению курсовых и дипломных работ. Правила библиографического описания.

Культура официально-деловой речи. Общая характеристика официально-делового стиля (функция, подстили и жанры, текстовые нормы, особенности языка). Письменное и устное деловое общение. Требования к тексту служебных документов. Форма документа. резюме и заявление как жанры личных документов. Юридические документы. Современные средства обмена информацией (факс, электронная почта).

Раздел 6.Этический аспект культуры речи. Этические и юридические последствия нарушения этических законов в речи.

Рекомендуемая литература (основная)

1. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону, 1998.

2. Головин Б. Н. Основы культуры речи. – М., 1988.

3. Ивакина Н.Н. Культура судебной речи.- М.,1995.

4. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. –М., 1996

5. Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. Л. К. Граудиной, Е. Н. Ширяева. – М., 2000.

6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1996.

7. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1997.

8. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / А. И. Дунаев, М. Я. Дымарский, А. Ю. Кожевников и др. – М., 2002.

 

 

Дополнительная литература

1. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции.- М.,1996.

2. Алексеев Н.С., Макарова З.В. Ораторское искусство в суде.- Л.: Изд-во ЛГУ,1989.

3. Античные риторики: (Переводы).- М.,1978.

4. Апресян Г.В. Ораторское искусство.- любое издание.

  1. Васильева А.Н. Основы культуры речи.- М.,1990.
  2. Вильчур И.Р. и др. Сборник судебных документов с дискетой.-М.,1999
  3. Верещагин Е. Н., Костомаров В. Г. Язык и культура. – М., 1990.
  4. Вершинин А.П. Юридические документы в нотариальной и судебной практике.- М.,1993.

9. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи.- М.,1993.

10. Головин Б.Н. Основы культуры речи.- любое издание.

11. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка.- М:,1989 (1981).

12. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия.- М.,1990.

13. Колтунова М.В. Деловое письмо: Что нужно знать составителю.-М.,1998.

  1. Культура парламентской речи. – М., 1994.

15. Курбатов В. И. Как успешно провести переговоры. – Ростов-на-Дону, 1997

16. Куницын А.Р. Образцы судебных документов.- М.,1987.

17. Львов М.Р. Риторика: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов.- М.,1995.

18. Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры: Учебное пособие для вузов.- М.,1994.

19. Мастера красноречия.- М.,1991.

20. Михайличенко Н.А. Риторика: Учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля.- М.,1994.

21. Михайловская Н.Г., Одинцов В.В. Искусство судебного оратора.- М.,1981.

22. Ножин Е.А. Основы советского ораторского искусства.- М., 1981.

23. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика.- М.,1991.

24. Плевако Ф.Н. Избранные речи.- М.,1993.

25. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов.- М.,1988.

26. Речи известных русских юристов.- М.,1985.

27. Розенталь Д.Э. Культура речи.- любое издание.

28. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.- любое издание.

29. Руденко Р.А. Судебные речи и выступления.- М.,1987.

  1. Русский язык конца ХХ столетия (1983 – 1993). – М., 2000.

31. Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений.- М.,1984.

32. Сергеич П. Искусство речи на суде.- М.,1988.

33. Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник.М.,1995.

  1. Скорикова Т. П. Основы культуры научной речи. – М., 1999.

35. Смолярчук В.И. Гиганты и чародеи слова (Русские судебные ораторы второй половины ХIХ начала ХХ века).- М.,1984.

36. Отто Эрнст Слово предоставляется Вам: Практические рекомендации по ведению деловых бесед и переговоров.- М.,1988.

37. Тарнаев Н.Н. Судебные речи: Учебное пособие - Иваново: ИвГУ,1983.

  1. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура обения. – М., 1989.
  2. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение.- М.,1982

 

***

Словари.

 

Контрольные работы

 

Вариант 1.

 

Задание 1. В данных словах поставьте ударение. При выполнении задания пользуйтесь словарем и приложением 1.

а) балованный, созданный, втридорога, вмененный, доску, водопровод, обеспечение, тортов, языковая колбаса, призывной возраст;

б) принял – приняло – приняли - приняла

Задание 2. Образуйте от данных слов формы:

именительный падеж множественного числа:

договор, инженер, бухгалтер, приговор, инструктор, выборы.

родительный падеж множественного числа:

полотенце выговор, плечо, блюдце, туфля, горожанин, банка (консервы)

допишите окончания:

ООН принял…к рассмотрению документ,

РИА сообщил…об этом на прошлой неделе.

допишите окончания, определив род существительного:

широк… амплуа, официальн… коммюнике, модн… караоке.

Задание 3. Дайте объяснение иностранным словам; составите предложения с этими словами:

секонд-хенд, эро-пазлы, презентация, лайджест, шоп-тур.

 

Задание 4. Употребите данные фамилии со словами два, оба, двое, оба брата, супруги, муж и жена, сестры, брат и сестра (см. приложение 2)

Абава, Абрамчик, Авсеевич, Алёха, Аракчаа, Ария, Ашомко, Барабаш, Бауэр, Бахман.

 

От кого подано заявление; кому адресовано заявление:

Юрий Живаго, Булат Окуджава, Тамара Глоба

 

Задание 5.

а) Найдите и исправьте синтаксические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов (см. приложение 3)

1. Находясь в местах лишения свободы, моему подзащитному исполнилось 18 лет.

2. Кирпич, брошенный Дзюбой, стукнул Жилина по голове, совершив тем самым дерзкое хулиганства.

3. Со стороны администрации СМУ-3 не осуществлялось должного контроля за работой Бригады Рогальского и Еосвяцкого, интересуясь лишь объемом выполненных работ.

4. Выслушав подсудимого, потерпевшего, свидетелей, мне думается, что обвинение нашло свое подтверждение.

5. Адвокату, придя в камеру к подследственному, не удалось с ним поговорить.

б) исправьте ошибки в построении предложений, оставив деепричастный оборот, но изменив подлежащее и, если необходимо, сказуемое:

1. Нажав на тормоза изо всех сил, машина всё-таки врезалась в дерево.

2. Пользуясь калькулятором, расчёт производится легко.

 

 

Задание 6. Найдите и исправьте речевые ошибки. Определите вид ошибки. Объясните в чем заключаются ошибки.

 

1.Драка носила взаимный характер со стороны всех указанных лиц.

2.Потерпевщий Борисов поселился жить в гостинице ”Заря”.

3.Мовшенко всякий раз отзывается только положительно на просьбы своих соседей, с которыми он живет вместе.

4.Рукоприкладство было совершено портфелем.

5.Включенных лиц необходимо вызвать для дачи показаний.

Задание 7. Отредактируйте речь (обратите внимание на бедность лексических средств, многословие, речевые ошибки, путаные синтаксические конструкции, неуместное смешение стилевых средств):

На сегодняшней встрече с господином президентом МОК высказал вот этот вопрос господину президенту, что если Россия не нужна для большого спорта, всемирного, олимпийского, то в этой связи мы можем покинуть олимпийскую деревню и, наверно, объединить спорт высших достижений в кругу тех людей, которые бы хотели соревноваться на чистой спортивной арене и с хорошим судейством. Если не будут приняты решения и рассмотрены вопросы, которые официально я заявил президенту МОК, то российская делегация не будет ни в хоккей играть, ни 30 километров бегать и, естественно, очень жестко ставит вопрос на перспективу о чистоте спорта, объективном судействе, о серьезном отношении к спортсмену и тренеру, чтобы из спортсмена и тренера не делали гуттаперчевого игрушку или мальчика

(Из выступления Л. Тягачева, президента ОКР, на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити).

Задание 8. Подберите научную статью по юриспруденции; напишите реферат статьи по образцу (см. Приложение 4).

Задание 9. Составьте список литературы (5-6 работ) по какой-либо теме, включив в него разные типы изданий (сборник, книга с автором, статья из журнала, статья из сборника, интернетпубликация, автореферат диссертации, закон и т.д.)

 

Задание 10. Напишите заявление в о переводе на дневное отделение,соблюдая правила оформления документов.

Вариант 2.

 

Задание 1. В данных словах поставьте ударение. При выполнении задания пользуйтесь словарем и приложением 1.

а) бутик, намерение, завидно, засоренный, токсикомания, исчерпать, броня от армии, острота лезвия, инцидент, констатировать;

б) начал – начало – начали – начала

Задание 2. Образуйте от данных слов формы:

именительный падеж множественного числа:

инспектор, доктор, округ, грамм, пояс, прожектор

родительный падеж множественного числа:

полюс, пояс, серьга, сын, брат, осетин, пачка (макароны)

допишите окончания:

ЖЭК произвёл… ремонт,

МИД вручил… ноту.

допишите окончания, определив род существительного:

кратк… резюме, крепк… кофе, вкусн... салями.

Задание 3. Дайте объяснение иностранным словам; составьте предложения с этими словами:

бестселлер, блокбастер, брокер, шейпинг, дольче вита.

Задание 4. Употребите названные выше фамилии со словами два, оба, двое, оба брата, супруги, муж и жена, сестры, брат и сестра (см. приложение 2)

 

Котух, Кравчунас, Козырь, Майура, Донских, Дрозд, Костава, Лебеда, Моргун, Редько.

 

От кого подано заявление; кому адресовано заявление:

Константин Рерих, Евгений Крыса, Наталья Седых

Задание 5.

а) Найдите и исправьте синтаксические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов (см. приложение 3)

1. Имея большой опыт самолетовождения, курс им был взят правильно.

2. Давая показания, ему пришлось рассказать обо всех обстоятельствах совершения преступления.

3. Читая дело, у меня не возникло никаких сомнений в невиновности моего подзащитного. Двигаясь задним ходом, был совершен наезд на "Запорожец».

4. Рассмотрев материалы дела, следствием установлено.

5. Проехав поворот, до железнодорожного переезда оставалось метров 300-400.

б) исправьте ошибки в построении предложений, оставив деепричастный оборот, но изменив подлежащее и, если необходимо, сказуемое:

1. Отдыхая, накапливается большой жизненный опыт.

2. Приобретая карандаши, вам в подарок дарятся краски.

 

Задание 6. Найдите и исправьте речевые ошибки. Определите вид ошибки. Объясните в чем заключаются ошибки.

 

1.Она имела намерение, что ее сын будет заниматься общественно полезным трудом.

2.Помещение представляет собой куб размером 5 на 9 метров.

3.Пискарев имел два прогула, а также неоднократно посещал медвытрезвитель.

4.Прошу вас разделить мою квартиру, так как прекратилось мое бракосочетание.

5.Разбитие вазы Дулевского завода стоимостью 34 рубля о голову потерпевшего взыскать с подсудимого.

 

Задание 7. Задание 7. Отредактируйте речь (обратите внимание на бедность лексических средств, многословие, речевые ошибки, путаные синтаксические конструкции, неуместное смешение стилевых средств):

На сегодняшней встрече с господином президентом МОК высказал вот этот вопрос господину президенту, что если Россия не нужна для большого спорта, всемирного, олимпийского, то в этой связи мы можем покинуть олимпийскую деревню и, наверно, объединить спорт высших достижений в кругу тех людей, которые бы хотели соревноваться на чистой спортивной арене и с хорошим судейством. Если не будут приняты решения и рассмотрены вопросы, которые официально я заявил президенту МОК, то российская делегация не будет ни в хоккей играть, ни 30 километров бегать и, естественно, очень жестко ставит вопрос на перспективу о чистоте спорта, объективном судействе, о серьезном отношении к спортсмену и тренеру, чтобы из спортсмена и тренера не делали гуттаперчевого игрушку или мальчика

(Из выступления Л. Тягачева, президента ОКР, на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити).

рпевшую. 1ИЙь, Монгуш, Грицайнсон, Эпоха, Оюн, Гофландман., если необходимо, сказуемое:

Задание 8. Подберите научную статью по юриспруденции; напишите реферат статьи по образцу (см. Приложение 4).

Задание 9. Составьте список литературы (5-6 работ) по какой-либо теме, включив в него разные типы изданий (сборник, книга с автором, статья из журнала, статья из сборника, интернетпубликация, автореферат диссертации, закон и т.д.)

Задание 10. Напишите заявление о продлении сессии,соблюдая правила оформления документов.

 

 

Вариант 3.

 

Задание 1. В данных словах поставьте ударение. При выполнении задания пользуйтесь словарем и приложением 1.

а) мизерный, принудить, приободрить, бронированная дверь, домовая книга, осуждённый, инцидент, облегчить, положить, маркировать;

б) занял – заняло – заняли – заняло

Задание 2. Образуйте от данных слов формы:

именительный падеж множественного числа:

рапорт, отпуск, ордер, прожектор, торт, рентген

родительный падеж множественного числа:

сторож, ботинок, гектар, георгин, солдат, грузин, два месяца (каникулы)

допишите окончания:

СМИ России был… представлен… ведущими телеканалами,

СНГ был…создан…в 1989 году.

допишите окончания, определив род существительного:

модн…сабо, рыбн…филе, разнообразн…меню.

Задание 3. Дайте объяснение иностранным словам; составьте предложения с этими словами:

Лифтинг, лизинг, мейкап, боди-арт, боди-форминг

Задание 4. Употребите названные выше фамилии со словами два, оба, двое, оба брата, супруги, муж и жена, сестры, брат и сестра (см. приложение 2)

Соскал, Спичка, Старинец, Калюга, Рубан, Павлючок, Ткач, Пипко, Ли, Бру.

От кого подано заявление; кому адресовано заявление:

Пётр Горло, Михаил Петренко, Сергей Кириенко

Задание 5.

а) найдите и исправьте синтаксические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов (см. приложение 3)

1. Жариков, находясь в кинотеатре в нетрезвом состоянии, был задержан и доставлен в отделение милиции.

2. И вот, возвращаясь домой, что-то помещало ему.

3. Рассматривая настоящее уголовное дело, Василевский совершил тяжкое преступление.

4. Материалы дела рассматривались экспертами, не завершившись никаким определенным выводом.

5. Мы, взрывники - Ефремов и Боровков, придя на смену, были вызваны прорабом Козловым.

б) исправьте ошибки в построении предложений, оставив деепричастный оборот, но изменив подлежащее и, если необходимо, сказуемое:

1. Приехав дом отдыха, ей сказали, что мест нет.

Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю.

 

Задание 6. Найдите и исправьте речевые ошибки. Определите вид ошибки. Объясните в чем заключаются ошибки.

1.Подсудимые пошли на фабрику одолжить себе денег.

2.Морев принимает активное участие в личной жизни.

3.Расследуйте анонимное письмо, о результатах доложите автору.

4.Подсудимый сначала его избил, а потом травмировал.

5.Жариков, находясь в кинотеатре в нетрезвом состоянии, был задержан и доставлен в отделение милиции.

Задание 7. Отредактируйте речь (обратите внимание на бедность лексических средств, многословие, речевые ошибки, путаные синтаксические конструкции, неуместное смешение стилевых средств):

На сегодняшней встрече с господином президентом МОК высказал вот этот вопрос господину президенту, что если Россия не нужна для большого спорта, всемирного, олимпийского, то в этой связи мы можем покинуть олимпийскую деревню и, наверно, объединить спорт высших достижений в кругу тех людей, которые бы хотели соревноваться на чистой спортивной арене и с хорошим судейством. Если не будут приняты решения и рассмотрены вопросы, которые официально я заявил президенту МОК, то российская делегация не будет ни в хоккей играть, ни 30 километров бегать и, естественно, очень жестко ставит вопрос на перспективу о чистоте спорта, объективном судействе, о серьезном отношении к спортсмену и тренеру, чтобы из спортсмена и тренера не делали гуттаперчевого игрушку или мальчика

(Из выступления Л. Тягачева, президента ОКР, на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити).

Задание 8. Подберите научную статью по юриспруденции; напишите реферат статьи по образцу (см. Приложение 4).

Задание 9. Составьте список литературы (5-6 работ) по какой-либо теме, включив в него разные типы изданий (сборник, книга с автором, статья из журнала, статья из сборника, интернетпубликация, автореферат диссертации, закон и т.д.).Соблюдайте правила библиографического описания.

 

Задание 10. Напишите доверенность на получение заработной платы, соблюдая правила оформления документов

 

Вариант 4.

 

Задание 1. В данных словах поставьте ударение. При выполнении задания пользуйтесь словарем и приложением 1.

а) создана, занятой человек, Украина, приговор, умерший, феномен, цемент, эксперт, черпать, взяты;

б) снял – сняло – сняли – сняла

Задание 2. Образуйте от данных слов формы:

именительный падеж множественного числа:

договор, тон, тюль, срок, госпиталь, профессор

родительный падеж множественного числа:

хлеб, яблоня, цыган, зять, комментарий, оладья, пара (ножницы, кусачки)

допишите предложения:

ФСБ запретил…публикацию секретного доклада,

РАО ЕЭС отпраздновал… юбилей.

допишите окончания, определив род существительного:

трудн…хинди, строг…табу, красив…метро.

Задание 3. Дайте объяснение иностранным словам; составьте предложения с этими словами:

дилер, холдинг, промоутер, инаугурация, бренд.

Задание 4. Употребите названные выше фамилии со словами два, оба, двое, оба брата, супруги, муж и жена, сестры, брат и сестра (см. приложение 2)

Усс, Ховалыг, Печко, Шпер, Харчук, Чудопал, Филь, Янсон, Эпоха, Оюн.

От кого подано заявление; кому адресовано заявление:

Наталья Жук, Иван Белых, Ирина Хакамада

Задание 5.

а) Найдите и исправьте синтаксические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов (см. приложение 3)

1. Потерпевший, получив проникающее ножевое ранение, помещен в больницу.

2. Учитывая, что Шебалин совершил кражу в крупных размерах, действия его квалифицируются...

3. Пребывая на базе в нетрезвом состоянии, Кочневу было сделано замечание со стороны заведующей складом Юткиной, на которое он не реагировал.

4. Находясь наедине с Дудиной, Головач представилась возможность обо всем договориться с ней.

5. Давая показания, свидетельница Мордокова была спрошена судом.

б) исправьте ошибки в построении предложений, оставив деепричастный оборот, но изменив подлежащее и, если необходимо, сказуемое:

1. Устав после занятий, мне не читалось.

2. Изучая приватизацию, обнаруживается определённая закономерность.

Задание 6. Найдите и исправьте речевые ошибки. Определите вид ошибки. Обьясните в чем заключаются ошибки.

 

1.Его родители были достаточно бедными, не смогли дать сыну образования.

2.Брак изделий - сапоги яловые в количестве 19 штук - возложить на виновных ответчиков.

3.Вещественные доказательства сданы в горотдел для привлечения к уголовной ответственности.

4.Истец доказывает свои требования бездоказательными доказательствами.

5.Сбритие усов после совершения преступления убеждает в его стремлении уйти от уголовной ответственности.

 

Задание 7. Отредактируйте речь (обратите внимание на бедность лексических средств, многословие, речевые ошибки, путаные синтаксические конструкции, неуместное смешение стилевых средств):

На сегодняшней встрече с господином президентом МОК высказал вот этот вопрос господину президенту, что если Россия не нужна для большого спорта, всемирного, олимпийского, то в этой связи мы можем покинуть олимпийскую деревню и, наверно, объединить спорт высших достижений в кругу тех людей, которые бы хотели соревноваться на чистой спортивной арене и с хорошим судейством. Если не будут приняты решения и рассмотрены вопросы, которые официально я заявил президенту МОК, то российская делегация не будет ни в хоккей играть, ни 30 километров бегать и, естественно, очень жестко ставит вопрос на перспективу о чистоте спорта, объективном судействе, о серьезном отношении к спортсмену и тренеру, чтобы из спортсмена и тренера не делали гуттаперчевого игрушку или мальчика

(Из выступления Л. Тягачева, президента ОКР, на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити).

Задание 8. Подберите научную статью по юриспруденции; напишите реферат статьи по образцу (см. Приложение 4).

Задание 9. Составьте список литературы (5-6 работ) по какой-либо теме, включив в него разные типы изданий (сборник, книга с автором, статья из журнала, статья из сборника, интернетпубликация, автореферат диссертации, закон и т.д.)

Задание 10. Напишите доверенность на вождение машины, соблюдая правила оформления документов.

 

Вариант 5.

 

Задание 1. В данных словах поставьте ударение. При выполнении задания пользуйтесь словарем и приложением 1.

а) жалюзи, приданое невесты, таможня, вероисповедание, гербы, включат, оптовые рынки, делать мастерски, иконопись, обеспечение;

б) прибыл – прибыло – прибыли - прибыла

Задание 2. Образуйте от данных слов формы:

именительный падеж множественного числа:

табель, термос, тополь, трактор, фронт, ампер.

родительный падеж множественного числа:

мандарин, сапог, свитер, чулок, туркмен, капля, нет (плоскогубцы)

допишите окончания:

США объявил… о проверке военных объектов Ирака,

ВИЧ чрезвычайно опас (е)н…

допишите окончания, определив род существительного:

свеж… кольраби, шотландск…виски, хрустальн… бра.

Задание 3. Дайте объяснение иностранным словам; составьте предложения с этими словами:

гастарбайтер, пиар-акция, спичрайтер, креативный, фаст-фуд.

 

Задание 4. Употребите названные выше фамилии со словами два, оба, двое, оба брата, супруги, муж и жена, сестры, брат и сестра (см приложение 2)

Эрбец, Якубайлик, Чайчук, Юша, Розенталь, Монгуш, Грицай, Павловец, Хава, Дагау.

От кого подано заявление; кому адресовано заявление:

Демьян Бедный, Павел Глоба, Марина Мицкевич

Задание 5.

а) Найдите и исправьте синтаксические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов (см. приложение 3)

1. Истомин и Пташкин были задержаны на проходкой мясокомбината, не доведя свой

преступный умысел до конца по причинам, от них не зависящим.

2. Нарушив правила дорожного движении, пострадало три человека.

3. Ткаченко, совершив кражу, был задержан работниками милиции.

4. Исследуя причины данного преступления, раскрывается ее жизнь шаг за шагом.

5. Этот период в жизни моего подзащитного является критическим, кризисным, имея в виду его противоречивость.

 

б) исправьте ошибки в построении предложений, оставив деепричастный оборот, но изменив подлежащее и, если необходимо, сказуемое:

1. Окончив школу, перед каждым встаёт вопрос о выборе профессии.

2. Спустившись в метро, вам представляется совершенно другая картина.

Задание 6. Найдите и исправьте речевые ошибки. Определите вид ошибки. Объясните в чем заключаются ошибки.

 

1.Подсудимый стал пинать ногами потерпевшую.

2.Чегодаева затащила Шкурину в гости.

3.Свидетель Иванов поведал следователю о событиях 20 января.

4.Комиссией установлено, что туша коровы сдана на склад полностью, за исключением передних ног, которые ушли налево.

5.Происхождение получения синяков у потерпевшей, на мой взгляд, не доказано.

Задание 7. Отредактируйте речь (обратите внимание на бедность лексических средств, многословие, речевые ошибки, путаные синтаксические конструкции, неуместное смешение стилевых средств):

На сегодняшней встрече с господином президентом МОК высказал вот этот вопрос господину президенту, что если Россия не нужна для большого спорта, всемирного, олимпийского, то в этой связи мы можем покинуть олимпийскую деревню и, наверно, объединить спорт высших достижений в кругу тех людей, которые бы хотели соревноваться на чистой спортивной арене и с хорошим судейством. Если не будут приняты решения и рассмотрены вопросы, которые официально я заявил президенту МОК, то российская делегация не будет ни в хоккей играть, ни 30 километров бегать и, естественно, очень жестко ставит вопрос на перспективу о чистоте спорта, объективном судействе, о серьезном отношении к спортсмену и тренеру, чтобы из спортсмена и тренера не делали гуттаперчевого игрушку или мальчика

(Из выступления Л. Тягачева, президента ОКР, на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити).

Задание 8. Подберите научную статью по юриспруденции; напишите реферат статьи по образцу (см. Приложение 4).

Задание 9. Составьте список литературы (5-6 работ) по какой-либо теме, включив в него разные типы изданий (сборник, книга с автором, статья из журнала, статья из сборника, интернетпубликация, автореферат диссертации, закон и т.д.)

Задание 10. Напишите объяснительную записку об опоздании на работу, соблюдая правила оформления документов.

 

 

Вопросы к зачету

1. Определение понятия “ культура речи”.Предмет и задачи культуры речи, ее связи с другими науками

2. Общие понятия культуры речи: “язык”, “ речь”, “речевая деятельность”, “текст”, “речевое общение”

3. Соотношение понятий “ национальный язык” и «литературный язык”. Границы литературного языка

4. Античный период развития риторики (Аристотель, Цицерон, Квинтилиан)

5. Теория красноречия в России (Ломоносов, Сперанский, Мерзляков, Кошанский)

6. Представители судебного ораторства в России

7. Современный концепция науки культуры речи

8. Вариативность и норма. Проблемы кодификации

9. Языковая норма (в произношении, в ударении, в грамматике, в словоупотреблении).

10. Виды речевых ошибок

11. Точность речи. Виды точности. Лингвистические средства создания точной речи

12. Логичность речи. Использование законов логики

13. Богатство речи (семантическое, лексическое, морфологическое, синтаксическое, стилистическое)

14. Выразительность речи. Выразительные средства языка

15. Информативность и краткость речи

16. Уместность речи. Виды уместности

17. Виды ораторской речи. Классификации по теме, цели и форме

18. Фазы работы оратора. Докоммуникативная фаза

19. Структура выступления (вступление, основная часть, заключение). Особенности каждой части

20. Коммуникативная фаза. Поведение оратора и управление аудиторией

21. Посткоммуникативная фаза

22. Слуховые элементы ораторской речи: голос, произношение, интонация, ритм, пауза

23. Особенности голоса оратора: сила, выносливость, высота, тембр

24. Дикция: четкость и ясность произношения

25. Назначение и отличительные черты судебной речи

26. Жанры судебной речи

27. Предмет и элементы судебной речи

28. Средства воздействия на аудиторию

29. Этика судебного оратора

30. Функции научного стиля. Жанры научного стиля (устные и письменные)

31. Виды рефератов

32. Библиографические источники, правила библиографического описания

33. Правила оформления курсовых и дипломных работ

34. Особенности официально - делового стиля. Основные виды документов и их особенности

35. Форма документа. Реквизиты

36. Виды юридических документов

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОРФОЭПИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

агрЕссия [ре и доп. рэ]
АкадЕмгородок [де]
алкогОль У медиков Алкоголь
арАхис  
афЕра неправ. афёра
аэропОрт р. аэропОрта, в аэропортУ, мн. аэропОрты, аэропОртов.
бИзнес [нэ]
бронирОванная (дверь)
бронИрованный (билет, место)
брОня (от армии)
бронЯ (танка)
БурЯтия  
бутИк  
водопровОд  
воздухопровОд неправ. воздуходрОвод
гозовпровОд неправ. газопроОвод
гастронОмия неправ. гастрономИя
граждАнство  
декАда [де и доп. дэ]
декАн [де и доп. дэ]
дЕльтаплан [дэ]
дЕньги дЕнег, деньгАм и доп. дЕньгам
детектИв [дэ, тэ]
диспансЕр [сэ]; неправ. диспАнсер
добЫча У горняков дОбыча
договОр договОры, договОров
договорЁнность неправ. договОренность
домОвый (комите
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...