Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание 6. «волшебные картинки»




Используются:

1) три картинки:

а) 1-я разрезана на две части;

б) 2-я — на четыре части;

в) 3-я — на шесть частей;

2) серия сюжетных рисунков (3—4 картинки).

А. В этих конвертах у меня лежат волшебные картинки. Дети пытаются их сложить, а они опять ломаются. Попробуй сложить картинку. (Взрослый предлагает сначала сложный уровень — 6 ча­стей, затем средний — 4 части, последний — простой — 2 части. После того как ребенок сложит картинку, предлагается придумать рассказ или рассказать, что на ней изображено.)

Б. А другие картинки не ломаются, зато они все время путают­ся. Какая картинка должна быть первой, второй...? Разложи их по порядку и придумай рассказ.

Оценивая результаты, анализируются:

А — целостность восприятия образа; особенности наглядно-образного мышления; умение рассказывать по одной картинке, связность речи, контекстность речи.

Б — развитие логического мышления; умение рассказывать по серии сюжетных картинок, связность речи, контекстность речи.

Задание 7. «ЗАЙЧИК»

Используется простой карандаш средней твердости, лист бу­маги, на котором изображены зайчик и его домик. Между зайчи­ком и домиком нарисована узкая извилистая дорожка.

А. Помоги зайчику дойти до его дома. Карандашом нарисуй ему путь посередине дорожки. Постарайся не отрывать карандаш от листа бумаги.

Б. Зайчик благополучно добрался до дома и решил потанцевать. Попрыгай как зайчик. Молодец! С тобой очень интересно играть!

Оценивая результат, анализируются:

А — ведущая рука, развитие мелкой моторики руки (нажим, плавность линии, равномерность).

Б — развитие общей моторики, координация и выразитель­ность движений.

Результаты обследования фиксируются в протоколе, обраба­тываются количественно.

В процессе экспресс-диагностики взрослый наблюдает за эмоциональными проявлениями ребенка, оценивает произволь­ность, выносливость, темп деятельности.

 

Методика родительских оценок и притязаний

Анкета позволяет использовать ее для сравнительной харак­теристики оценочного отношения родителей (воспитателей) личности ребенка, анализировать расхождения в оценках воспи­тателей, родителей, самого ребенка.

Специальная таблица отражает результаты оценок и самооцен­ки ребенка.

Анкета состоит из 16 пунктов, которые называют психичес­кие процессы и способности ребенка. Родителям и воспитате­лям предлагается оценить по пятибалльной системе выражен­ность у ребенка определенных способностей и психических процессов:

5 баллов — очень высокая;

4 балла — высокая;

3 балла — средняя;

2 балла — низкая;

1 балл — очень низкая;

0 баллов — отсутствие выраженности.

В конце анкеты оценочные баллы суммируются. Анализ суммы и оценок по каждому пункту дает необходимую инфор­мацию.

 

АНКЕТА

Дошкольное учреждение (номер)___________________

Группа____________ Возраст ребенка______________

Фамилия, имя ребенка____________________________

 

 

 

Названия психических процессов и способностей ребенка Баллы
           
  Познавательная активность (вопросы, рассуждения, анализ, синтез)            
  Внимательность, усидчивость            
  Память (запоминание, сохране­ние, воспроизведение)            
  Эмоциональность, чувственность, выразительность мимики            
  Речевые особенности (словарь, грамматический строй, звуко-произношение, дикция, интона­ционная выразительность)            
  Умение общаться со взрослыми            
  Умение общаться со сверстника­ми (успех, лидерство)            
  Способности к математике, технике            
  Способности к рассказыванию, к чтению стихотворений (гума­нитарные)            
  Способности к музыке            
  Способности к изодеятельности            
  Способности к движениям (физические способности)            
  Способности к языкам            
  Творческая активность            
  Умение играть, самостоятельно создавать сюжет, правила игры            
  Организаторские способности            
Сумма            

 

Ф.И.О. (взрослого, заполняющего анкету)_______________________

 

Для диагностики притязаний родителям ребенка предлагает­ся в этой анкете ручкой другого цвета проставить желаемые бал­лы, т.е. родители должны отразить свои пожелания в анкетной

таблице по каждому пункту. Таким образом, в данной методике наглядно предстанет разница между родительскими оценками детей и родительскими притязаниями на их развитие.

Внутриличностные проблемы ребенка обостряются в том слу­чае, когда родительские притязания и реальные психологические возможности малыша не совпадают. Иногда это приводит к невро­тическим нарушениям личности ребенка. Чтобы предотвратить негативные последствия, рекомендуется выяснить реальные ин­теллектуальные и эмоциональные возможности дошкольника.

 

Литература

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в дет­ском возрасте. — М., 1968.

 

2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб., 1999.

 

3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. — М., 1996.

 

4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. Гл. III. Проблемы психического развития детей. — М., 1996.

 

5. Ильин ЕЛ. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000.

 

6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жиз­ненный цикл развития человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М., 2001.

 

7. Мухина B.C. Возрастная психология: феномено­логия развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 5-е изд., стереотип. — М., 2000.

 

8. Салогова ЕЕ Психология развития человека: Учеб. пособие.— М., 2001.

 

9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антрополо­гии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для ву­зов. — М., 2000.

 

10. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. по­собие для учащ. средн. пед. учеб, заведений. — М., 1996.

 

11. ЭльконинД.Б. Детская психология. — М., 1994.

 

12. ЭльконинД.Б. 96 Психология игры. — М., 1978.

 

Глава V

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Младший школьный возраст называют вершиной детства [9. С. 251]. В современной периодизации психического раз­вития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.

В этом возрасте происходит смена образа и стиля жиз­ни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная дея­тельность. В школе он приобретает не только новые зна­ния и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.

Ребенок оказывается на границе нового возрастного пе­риода.

С физиологической точки зрения — это время физичес­кого роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на времен­ном ослаблении нервной системы. Проявляются повышен­ная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.

Социальная ситуация в младшем школьном возрасте:

1. Учебная деятельность становится ведущей деятельно­стью.

2. Завершается переход от наглядно-образного к словес­но-логическому мышлению.

3. Отчетливо виден социальный смысл учения (отноше­ние маленьких школьников к отметкам).

4. Мотивация достижения становится доминирующей.

5. Происходит смена референтной группы.

6. Происходит смена распорядка дня.

7. Укрепляется новая внутренняя позиция.

8. Изменяется система взаимоотношений ребенка с ок­ружающими людьми.

Ведущий вид деятельности

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте — учебная деятельность. Ее характеристики: результатив­ность, обязательность, произвольность.

Основы учебной деятельности закладываются именно в первые годы обучения. Учебная деятельность должна, с одной стороны, строиться с учетом возрастных возможно­стей детей, а с другой — должна обеспечить их необходимой для последующего развития суммой знаний.

Компоненты учебной деятельности (по Д.Б. Эльконину):

1. Мотивация.

2. Учебная задача.

3. Учебные операции.

4. Контроль и оценка.

Мотивы учения:

  • познавательные (направленные на овладение знания­ми, способами получения знаний, приемами самосто­ятельной работы, приобретение дополнительных зна­ний, программы самосовершенствования);
  • социальные (ответственность, понимание социальной значимости учения, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение);
  • узколичные — получить хорошую отметку, заслужить похвалу (по Е.Е. Сапоговой).

Школьное обучение отличается не только особой соци­альной значимостью деятельности ребенка, но и опосредованностью отношений со взрослыми образцами и оценками, следованием правил, общих для всех, приобретением науч­ных понятий [9. С. 258].

В результате учебной деятельности возникают психичес­кие новообразования: произвольность психических процес­сов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать).

Речь

Увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов. Прояв­ляет собственную активную позицию к языку. При науче­нии легко овладевает звуковым анализом слов. Ребенок при-

слушивается к звучанию слова. Потребность в общении младших школьников определяет развитие речи. Контекст­ная речь — показатель уровня развития ребенка.

В письменной речи различают правильность орфогра­фическую (правильное написание слов), грамматическую (построение предложений, образования морфологических форм) и пунктуационную (расстановка знаков препина­ния).

Мышление

Мышление в младшем школьном возрасте становится доминирующей функцией, завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

К концу младшего школьного возраста проявляются ин­дивидуальные различия в мышлении (теоретики, мыслите­ли, художники).

В процессе обучения формируются научные понятия (ос­новы теоретического мышления).

Память

Память развивается в двух направлениях — произволь­ности и осмысленности.

В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная.

Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Активно формируется произвольное за­поминание.

Внимание

Дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание.

Произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия (специально организует себя под воз­действием требований). Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации.

Восприятие

Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте.

Восприятие отличается слабой дифференцированностью (путают предметы, их свойства).

В младшем школьном возрасте нарастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени.

Воображение

Воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой — воссоздающее (репродуктивное), на второй — про­дуктивное. В первом классе воображение опирается на кон­кретные предметы, но с возрастом на первое место выступа­ет слово, дающее простор фантазии [11. С. 314].

7-8 лет — сензитивный период для усвоения моральных норм (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил к их повседневному выполнению).

Самосознание

Интенсивно развивается самосознание. Становление са­мооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое зна­чение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспеваю­щих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие отметки снижают уверенность в себе, в своих воз­можностях. У них возникает компенсаторная мотивация. Дети начинают утверждаться в другой области — в заняти­ях спортом, музыкой.

Ценностные ориентации на имя становятся нормой жиз­ни. Важно, чтобы ребенок принимал и другой тип обраще­ния к нему — по фамилии. Это обеспечивает ребенку чув­ство собственного достоинства, уверенность в себе.

Потребность в самоутверждении. Большое значение име­ет авторитет взрослых. Существенное значение имеет мес­то, которое занимает ребенок в семье.

Вопросы для обсуждения

1. Социальная ситуация развития ребенка в младшем школь­ном возрасте,

2. Развитие личности (эмоционально-потребностная сфера, мотивационная сфера, самосознание).

3. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте.

4. Психологическая готовность к школьному обучению.

Задания

1. Охарактеризуйте особенности социальной ситуации разви­тия ведущего вида деятельности в младшем школьном возрасте.

2. Проведите беседу с ребенком 6—7 лет о школе. Проанали­зируйте его ответы с точки зрения готовности к школе.

3. Заполните пропуски.

На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития возникают

предпосылки к_________________ мышлению (Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов).

4. Выберите правильный ответ.

Определяющей психическое развитие в младшем школьном возрасте является: а)восприятие;

б) мышление;

в) память;

г) все ответы верны;

д) правильного ответа нет.

5. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является:

а) общественно-трудовая;

б) игра;

в) учебная;

г) все ответы верны;

д) правильного ответа нет.

6. О готовности к усвоению школьной программы свидетель­ствует:

а) запасы знаний;

б) уровень развития познавательных интересов и познава­тельной деятельности ребенка;

в) овладение специальными умениями (счет, письмо, чте­ние);

г) все ответы верны;

д) правильного ответа нет.

7. Особенности самосознания шестилетнего ребенка заклю­чаются в том, что:

а) он отделяет себя от взрослого; о себе, о своих качествах не знает;

б) слушает мнение других; оценивает себя на основе оце­нок старших;

в) стремится действовать в соответствии со своим полом;

г) оценка становится меркой норм поведения, оценивает на основе принятых норм поведения; лучше оценивает других, чем себя;

д) все ответы верны;

е) правильного ответа нет.

8. Проведите социометрическое исследование с помощью предложенных (см. Диагностические методики) и подобранных вами методик.

9. Подберите методики для диагностики детей к школьному обучению. В период педагогической практики изучите особенно­сти подготовки детей к школе с использованием подобранных методик и наблюдения. Разработайте тематику консультаций для родителей, детей, которые еще не готовы к школе.

10. Составьте психологический портрет младшего школьника.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

Проективный рисунок «Что мне нравится в школе?» (по Н.Г. Лускановой)

Цель

Методика выявляет отношение детей к школе и мотивацион-ную готовность детей к обучению в школе.

Инструкция

«Дети, нарисуйте, что вам больше всего нравится в школе. Рисовать можно все, что хотите. Рисуйте, как сможете, оценки за него ставиться не будут».

Приведем примерную схему анализа и оценки рисунков:

1. Несоответствие теме указывает на:

а) отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют маши­ны, игрушки, военные действия, узоры и пр. Свидетельствует о мотивационной незрелости;

б) детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказы­вается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше все­го умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособле­ния к четкому выполнению школьных требований;

в) неверное истолкование поставленной задачи, ее понимание. Такие дети или ничего не рисуют или срисовывают у других сюже­ты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свой­ственно детям с задержкой психического развития.

2. Соответствие заданной теме говорите наличии положитель­ного отношения к школе, при этом учитывается сюжет рисунка, т.е. что именно изображено:

а) учебные ситуации — учитель с указкой, сидящие за парта­ми ученики, доска с написанными заданиями и т.п. Свидетельству­ет о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов;

б) ситуации неучебного характера — школьное задание, уче­ники на перемене, ученики с портфелями и т.п. Свойственны де­тям с положительным отношением к школе, но большей направ­ленностью на внешние школьные атрибуты;

в) игровые ситуации — качели на школьном дворе, игровая ком­ната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе (например, те­левизор, цветы на окне и т.п.). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой мотивации.

Для большей надежности оценки детских рисунков при про­ведении обследования целесообразно спросить ребенка, что он изобразил, почему нарисовал тот или иной предмет, ту или иную ситуацию.

В ряде случаев по рисункам детей можно судить не только об уровне их учебной мотивации, об их отношении к школе, но и вы­явить те стороны школьной жизни, которые являются для ребенка наиболее привлекательными.

Так, например, школьники с психомоторной расторможенностью, повышенной двигательной активностью нередко изображают игру в футбол на уроке физкультуры, драки с ребятами на перемене, могут нарисовать класс, в котором все перевернуто вверх дном, и т.п. Чувствительные, сентиментальные дети, рисуя учебную ситуацию, обя­зательно включают в нее декоративные элементы (орнамент, цветы, мелкие детали интерьера класса и т.п.). Однако анализ содержания рисунков является сложной самостоятельной задачей и требует от экспериментатора хорошего владения проективными техниками.

Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем»

Цель

Выявление внутреннего благополучия, представлений о себе во временной перспективе, самоотношения, самоценности, нали­чия трудностей в контактах с окружающими, внутреннего равно­весия, комфорта или наличия тревожности, дискомфорта, адек­ватности возрастной и половой идентификации.

Инструкция

На листе бумаги, разделенном на 3 части, вначале нарисуй себя, когда ты был маленьким, затем — какой ты сейчас, затем — каким ты будешь в будущем, когда вырастешь. Около рисунка подпиши, каким ты будешь. (Рисунок выполняется цветными ка­рандашами, фломастерами.)

Обработка результатов

В таблицу заносятся пять психологических характеристик:

  • Чувство самоценности, высота самооценки (Самоцен­ность). Акцентируется рисунок «Я сейчас».
  • Легкость в установлении контактов, в общении (Контакты). Анализируется рисунок «Я сейчас».
  • Наличие эмоционального, психического комфорта, отсут­ствие тревоги, беспокойства (Комфорт). Анализируется рисунок «Я сейчас».
  • Адекватность половой идентификации (Пол). Анализируют­ся все рисунки.
  • Адекватность возрастной идентификации (Возраст). Анали­зируются все рисунки.

Форма протокола:

Ф.И. ребенка   Самоценность Контакты   Комфорт   Пол     Возраст   Примечания  
             

 

Максимальное количество баллов по параметрам «Само­ценность», «Контакты», «Комфорт» — 5 баллов, за каждый признак, характеризующий психическое неблагополучие (см. следующую таблицу) вычитается 1 балл из пяти. В гра­фах «Пол» и «Возраст» ставится максимум 2 балла. За каж­дый признак неадекватной возрастной или половой иденти­фикации снимается 1 балл.

Таблица 6

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...