Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Осуществление административных функций участкового уполномоченного полиции




 

Рассматривая основные направления деятельности участкового уполномоченного полиции, автору работы хотелось бы остановится на основных, таких как:

1) осуществление профилактической работы и административного надзора;

2) охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на обслуживаемом участке;

3) осуществление деятельности в области административных правонарушений:

4) предупреждение, пресечение, выявление и раскрытие преступлений.

Профилактическая работа в современной науке подразделяется на общую и индивидуальную. Итак, общая профилактика это комплекс мероприятий, направленных на выявление обстоятельств, способствующих совершению правонарушений, и принятие, в пределах компетенции участкового уполномоченного, мер по их устранению[25].

Основным нормативно правовым актом, регламентирующим общую профилактику органов внутренних дел следует считать приказ МВД России от 17.01.2006 года №19[26], которым утверждена Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений. Указанным приказом на участкового уполномоченного возложены следующие обязанности:

- проведение ежемесячного анализа складывающейся оперативной обстановки на обслуживаемых административных участках, внесение руководству горрайлиноргана внутренних дел предложений по повышению эффективности профилактической работы на обслуживаемых участках, а также по расстановке патрульно-постовых нарядов полиции;

- осуществление контроля за своевременным принятием мер руководителями организаций по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушений. То есть участковый уполномоченный контролирует выполнение указанными организациями представлений, вынесенных следователями и дознавателями по уголовным делам, в порядке, установленным ч.2 ст. 158 УПК РФ, а также представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, в том числе и вынесенных им (ст. 29.13 КоАП РФ[27]);

- выявление на административном участке лиц, незаконно изготавливающих, приобретающих, хранящих, перерабатывающих, потребляющих без назначения врача, пропагандирующих и сбывающих наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, а также занимающихся незаконным посевом или выращиванием запрещенных к культивированию наркотикосодержащих растений. Информируют об этом заинтересованные подразделения полиции и принимают в установленном порядке и в пределах своей компетенции меры по привлечению таких лиц к ответственности;

- устанавливают организаторов либо содержателей притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ, занятия проституцией, а также лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, в том числе в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством (ст. 150, 151, 232, 241 УК РФ);

- принятие мер превентивного характера в целях предупреждения тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан, общественного порядка и общественной безопасности. Указанные меры реализуется путём выявление превентивных преступлений, таких как ст. ст. 112, 115, 116, 117, 119, 213 УК РФ, а также выявление административных правонарушений на бытовой почве;

- проведение не реже одного раза в квартал отчётов перед населением о состоянии правопорядка на обслуживаемой территории и личном вкладе в осуществление мер по предупреждению преступлений;

- участие не реже одного раза в год в проведении на административном участке проверок состояния технической укрепленности, пожарной безопасности объектов хранения товарно-материальных ценностей, денежных средств, оружия и боеприпасов, взрывчатых материалов и пиротехнических изделий, драгоценных металлов и камней, а также наркотических средств и психотропных веществ, совместно с другими подразделениями органов внутренних дел, федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления принимают меры по усилению их технической укрепленности;

- проведение не реже одного раза в год проверок сохранности гражданского огнестрельного оружия по месту жительства его владельцев и осуществляют контроль за соблюдением руководителями юридических лиц правил хранения огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых материалов и пиротехнических изделий, принимают к нарушителям меры в соответствии с законодательством Российской Федерации и информируют о выявленных недостатках подразделения по лицензионно-разрешительной работе, а в случае необходимости - другие подразделения органов внутренних дел.

- участие в мероприятиях по выявлению и пресечению на обслуживаемой территории нарушений правил регистрации, соблюдению иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил пребывания на территории Российской Федерации и их транзитного проезда через территорию Российской Федерации;

- привлечение населения обслуживаемого участка, общественных объединений правоохранительной направленности, граждан и частных охранных предприятий к работе по предупреждению правонарушений;

- установление доверительных отношений с гражданами с целью получения информации, способствующей предупреждению и раскрытию преступлений и иных правонарушений, розыску преступников и лиц, пропавших без вести;

- проведение разъяснительной работы среди населения по оборудованию силами и средствами вневедомственной охраны своих квартир и иных объектов собственности средствами охранной либо тревожной сигнализации.

Говоря об индивидуальной профилактике, следует отметить, что под ней понимается комплекс мероприятий, включающих в себе меры воспитательного, организационного и поощрительного характера, направленных на волю и поведение отдельных граждан, от которых, судя по их поведению, можно ожидать совершения правонарушений, с целью соблюдения ими законов подзаконных актов, регулирующих общественный порядок, обеспечивающих личную и общественную безопасность[28].

Индивидуальная профилактическая работа, включает в себя:

1) выявление лиц, от которых можно ожидать совершение преступлений;

2) их учет;

3) систематическое наблюдение за поведением и образом жизни и принятие необходимых мер к недопущению с их стороны правонарушений.

К указанным лицам зачастую относятся граждане: осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы, злоупотребляющие спиртными напитками и наркотическими веществами, а также члены неблагополучных семей.

В соответствии с Инструкцией участковые уполномоченные полиции ведут карточный учёт на следующих лиц:

1) состоящих под административным надзором органов внутренних дел;

2) в отношении которых, исходя из предшествующих судимостей, может быть установлен административный надзор;

3) осужденных к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора.

Рассматривая индивидуальную профилактическую работу, следует отметить принятие 06.04.2011 года Федерального закона «Об административном надзоре»[29]. Согласно ст. 1 указанного закона административный надзор это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных законодательством. Участие участкового уполномоченного полиции в административном надзоре, а также его обязанности закреплены в «Порядке осуществления административного надзора», утверждённого приказом МВД России №818 от 08.07.2011 года.

Индивидуальную профилактическую работу участковый уполномоченный осуществляет путём проведения бесед с профилактируемым, проверок по месту жительства, направления лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и алкоголем на лечение, воздействие через родственников, соседей, через администрацию по месту работы и т.д.

Участковый уполномоченный полиции несёт персональную ответственность за организацию и охрану общественного порядка на своём административном участке.

Указанная работа включает в себя:

- контроль несения службы патрульно – постовых нарядов, членов добровольных дружин, сотрудников частных охранных предприятий, молодёжных организаций (Форпост);

- информирование их о складывающейся оперативной обстановке на территории обслуживания;

- осуществление с патрульно-постовыми нарядами совместного патрулирования;

- обучение сотрудников полиции при несении службы по охране общественного порядка формам и методам этой работы.

- внесение начальнику органа внутренних дел предложений о наиболее целесообразной расстановке и использовании сил и средств, участвующих в охране общественного порядка на территории участка, с учётом оперативной обстановки;

- осуществление по согласованию с руководителями органов внутренних дел, а в его отсутствие - с дежурным по органу внутренних дел, маневрирования патрульно-постовыми нарядами на территории участка.

Также участковый уполномоченный должен осуществлять регулярный обход административного участка, проверку подъездов домов, чердачных и подвальных помещений, пустующих и подлежащих сносу строений с целью выявления и задержания лиц, представляющих оперативный интерес, пресечения преступлений и других правонарушений. Инструкция также обязывает участковых уполномоченных полиции поддерживать постоянную связь с населением, органами местного самоуправления. Не реже одного раза в квартал отчитываться о проделанной работе по охране общественного порядка и борьбе с преступностью перед жителями административного участка, а при необходимости - перед органами местного самоуправления.

Таким образом, участковые уполномоченные полиции обладают широким кругом полномочий по охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности на своём административном участке.

Огромное значение в деятельности участковых уполномоченных полиции имеет такое направление работы как деятельность в области административных правонарушений. Являясь наиболее близкой к населению группой сотрудников полиции, участковые уполномоченные принимают активное участие в административной деятельности. В основном применяемые участковыми статьи касаются семейно-бытовой сферы. Однако, ст.ст. 23.3, 28.3 КоАП РФ и приказом МВД России от 02.06.2005 года №444[30] к области полномочий участковых уполномоченных полиции отнесен широкий круг статей КоАП РФ в области охраны окружающей среды, сельского хозяйства, на транспорте, в области обеспечения безопасности дорожного движения, связи и информации, предпринимательской деятельности, и наконец, в области порядка управления, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Следует отметить, что значимость службы участковых уполномоченных полиции прямо подчёркнута в Кодексе России об административных правонарушениях. Согласно п.9 ч.2 ст. 23.3 КоАП РФ старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.1, ч.1 и 2 ст. 12.2, ч. 1,2,3 ст. 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), ст. 12.22, 12.23, 12.28, ч.1 и 2 ст. 12.29, ч.1 ст. 12.30, ст. 19.2, 19.15, 19.24, 20.1 КоАП РФ. То есть, законодатель предоставил участковым уполномоченным право рассматривать дела об административных правонарушениях в области безопасности дорожного движения, при нарушении гражданами правил проживания (проживание без паспорта или без регистрации), при нарушении поднадзорными ограничений, установленных административным надзором, и при мелком хулиганстве.

С административно – процессуальной точки зрения участковые уполномоченные полиции вправе возбуждать производство по делам об административном правонарушении, составлять протокола об административных правонарушениях, применять меры процессуального принуждения и обеспечения, рассматривать часть дел об административных правонарушениях.

Останавливаясь на проблемах службы участковых уполномоченных полиции следует отметить, что при большой загруженности указанной службы, по мнению автора работы, к обязанностям участковых без необходимости входит контроль за безопасностью дорожного движения. В системе органов внутренних дел России имеется достаточно многочисленная служба государственной инспекции безопасности дорожного движения, основой функцией которой является контроль за этой сферой деятельности общества и большой необходимости в участии в этой области участковых уполномоченных полиции не имеется.

Таким образом, на своём административном участке участковые уполномоченные полиции имеют большой круг полномочий в области административного законодательства, что во многом обусловлено многогранностью возложенных задач на данную служу.

Инструкция и уголовно – процессуальное законодательство России предоставляет участковому уполномоченному право расследования уголовных дел, по которым производство предварительного следствия не обязательно. Однако на практике, в этом необходимости нет, поскольку в органах внутренних дел имеются специализированные подразделения дознания. По делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, участковые уполномоченные вправе возбудить уголовное дело и провести по нему неотложные следственные действия.[31]

Участковые уполномоченные обязаны оказывать содействие сотрудникам оперативных подразделений и органов предварительного следствия в преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления, проверке на территории административного участка мест возможного нахождения лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших.

Основные функции по раскрытию преступлений участковый уполномоченный полиции выполняет в ходе работы в составе дежурных следственно – оперативных групп. На месте преступления участковый уполномоченный принимает меры по охране места происшествия, проводит поквартирный обход с целью выявления свидетелей и очевидцев совершённых преступлений, проверяет на причастность к совершению преступления подучётного элемента на административном участке, то есть лиц употребляющих алкоголь, наркотические средства, склонных к совершению правонарушений.

При получении информации о преступлении, а также о событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, участковый уполномоченный должен незамедлительно доложить об этом оперативному дежурному по органу внутренних дел и своевременно принять меры, предусмотренные законодательством.

Также на участкового уполномоченного возлагается исполнение письменных поручений следователей и дознавателей о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также осуществление содействия при их проведении.

Кроме того, участковый уполномоченный в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений должен: [32]

- анализировать складывающуюся оперативную обстановку на административном участке и вносить руководству органа внутренних дел предложения по повышению эффективности оперативно-профилактической деятельности подразделений органа внутренних дел;

- осуществлять контроль за своевременным принятием мер руководителями организаций по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений;

- привлекать население административного участка, общественные объединения правоохранительной направленности, граждан и частные охранные предприятия к работе по предупреждению преступлений, проведению индивидуальных профилактических мероприятий в отношении лиц, допускающих правонарушения;

- проверять на причастность к совершенным преступлениям ранее судимых лиц, других категорий правонарушителей, состоящих на профилактическом учете, а также жителей административного участка с противоправным поведением;

- устанавливать доверительные отношения с гражданами с целью получения информации, способствующей предупреждению и раскрытию преступлений и иных правонарушений, розыску преступников и лиц, пропавших без вести;

- выявлять на административном участке лиц, допускающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, хронических алкоголиков, психически больных, создающих непосредственную опасность для себя и окружающих. Применять к указанным лицам своевременные меры профилактического и правового воздействия с целью недопущения совершения ими преступлений и административных правонарушений;

- выявлять и пресекать преступления, не представляющие общественной опасности, в целях предупреждения тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан, общественного порядка и общественной безопасности.

Рассмотрим статистику и итоги работы за течение первоое полугодия 2016 года силами УУП на обслуживаемых административных участках раскрыто 77 преступлений, из них: по ст. 119 УК РФ (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) – 12, по ст. 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью) – 8, по ст. 228 УК РФ (незаконные приобретение, хранение наркотических средств) – 10, по ст. 158 УК РФ (кража) – 19, по ст. 159 УК РФ (мошенничество) – 1.

За указанный период времени УУП составлен 461 протокол об административных правонарушениях, из них: по ст.ст. 6.8-6.9 КоАП РФ (незаконный оборот наркотических средств, потребление наркотических средств без назначения врача) – 13, по ст. 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство) – 68, по ст. 20.20 КоАП РФ (распитие алкогольной продукции в общественных местах) – 133, по ст. 20.21 КоАП РФ (появление в общественном месте в состоянии опьянения) – 70, по ст. 20.8 КоАП РФ (нарушение правил хранения оружия) – 9, по ст. 2.11 КоАП РФ (нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия) – 12.

Участковыми уполномоченными полиции на обслуживаемых административных участках систематически проводится работа по выявлению правонарушений в сфере миграционного законодательства, в том числе нарушений, связанных с правилами пребывания иностранных граждан (ИГ) или лиц без гражданства (ЛБГ) на территории Российской Федерации, а также правонарушений со стороны граждан Российской Федерации, допустивших проживание ИГ и ЛБГ, незаконно пребывающих на территории РФ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...