Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные этапы развития отечественной культуры




1. Культура русского средневековья.

2. Особенности развития культуры в ХVIII веке.

3. Отечественная культура ХIХ века.

4. Серебряный век русской культуры (конец ХIХ – начало ХХ века).

5. Отечественная культура в ХХ веке.

 

3.1. Культура русского средневековья

Русское средневековье охватывает длительный исторический период от возникновения Киевской Руси (IX в.) до петровских преобразований первой четверти XVIII века. Так же как и в средневековой Европе, это время господства традиционного общества. История древнерусской культуры делится на несколько этапов:

1. Культура Киевской Руси (IХ – нач. ХII вв.);

2. Культура периода феодальной раздробленности (нач. ХII – нач. ХIII вв.);

3. Культура периода борьбы с монголо-татарским нашествием и начала объединения русских земель (нач. ХIII – ХV вв.);

4. Культура Московского царства (конец ХV – ХVIII вв.).

В домонгольский период, когда на Руси появилась своя государственность, сплотившая славянские племена, русские земли попали в сферу культурного влияния Византии, государственной религией которой являлось восточное христианство – православие. Оно стало распространяться и на Руси (официальное принятие христианства в 988 году при князе Владимире Святом – Красном Солнышке), являлось важнейшим шагом, определившим пути развития русского государства и русской культуры. Собственно говоря, именно это событие и является началом формирования древнерусской культуры.

С принятием христианства связано распространение письменности, книг и образования, становление каменного культового зодчества, иконописного искусства, церковного песнопения. Под влиянием православия сформировались важнейшие особенности русской ментальности: стремление к автаркии и самоизоляции, мессианские настроения, ориентация человека на духовное совершенствование, некоторое пренебрежение к практической деятельности и развитию естественнонаучного знания. Православие определило высокий уровень духовности русской культуры, устремленность ее к Божественному идеалу, к отражению мира «горнего», человека просветленного. В силу этого характерной чертой древнерусской культуры являлся символизм, который пронизывал литературу, живопись, архитектуру, музыку. Древнерусское искусство было каноничным, т.е. следовало образцам – канонам, наиболее близко отражавшим идеальные образы. Особенностью древнерусской культуры являлась и анонимность авторов. Художник никогда не подписывал свои произведения, так как считал себя инструментом в Божьих руках, через который Святой Дух творит храм или икону. Важнейшей особенностью древнерусской культуры являлось и тесное переплетение элементов языческой культуры славян и византийских художественных традиций. Языческое начало наиболее полно проявилось в прикладном искусстве и фольклоре, христианское – в литературе, архитектуре, живописи, музыке.

Огромную роль в русской средневековой культуре играло слово. Как подчеркивал Д.С. Лихачев, литература наиболее точно и полно отражала строй русской души; особенности средневековой жизни; чаяния и идеалы народа[16]. Древнерусская литература была ярким и самобытным явлением в европейской словесности. Особое место в духовной культуре занимали летописи. Они появились в ХI веке и составлялись вплоть до ХVII века. Летописи представляли собой не просто погодную запись событий, а образовывали систематический труд по истории русского народа. Шедеврами русского летописания является «Повесть временных лет», составленная Нестором в начале ХII века. Близок к летописям и жанр слова-сказания, повествующий о каких-то конкретных событиях, о силе и мужестве русского народа, о выпавших ему страшных испытаниях («Слово о полку Игореве», «Задонщина», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сказание о Мамаевом побоище»). В сказаниях говорилось и о силе христианской веры, о божественной помощи русской земле («Сказания о чудесах Владимирской иконы Божьей матери»).

Развивался на Руси и жанр жития. В этих произведениях, имевших строгую каноническую форму, рассказывалось о сподвижниках христианской веры – мучениках, праведниках, блаженных, преподобных («Житие Сергия Радонежского», «Житие Стефана Пермского», «Сказание о подвигах и житии великого князя Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе», «Сказание о Петре и Февронии»).

Важное место в древнерусской литературе занимали произведения публицистической направленности. Они говорили о взаимоотношениях между князьями, о единстве русских земель, об интересах государства, о его политике. Написаны они в разной форме – «Поучения Владимира Мономаха сыновьям», «Слово о князьях», «Слово о законе и благодати», «Слово Даниила Заточника», «Степная книга», переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. В позднее средневековье появились светские повествования; рассказы о путешествиях («Хождение за три моря»), озорные иносказания («Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове»), сатиры («Повесть о Шемякином суде»), пародии и небылицы («Сказание о роскошной жизни и веселии»), приключенческие рассказы («Повесть о Горе и Злосчастии»). В русской литературе ХVII века впервые появилась рифмованная поэзия. Древнерусская литература являлась ярким и самобытным явлением в истории не только отечественной, но и европейской культуры.

Ведущим видом искусства в средневековой Руси являлась архитектура. Поначалу византийское влияние здесь было очень сильным. Первые каменные храмы на Руси строили византийские зодчие. Основой храмов являлась крестово-купольная конструкция,[17] оформившаяся в Византии. Однако уже самые первые храмы отражали вкусы русских князей. Они отличались от византийских своим многоглавием, пирамидальным построением объемов, особой плавностью форм и слитностью композиции. Первым каменным храмом на Руси многие ученые считают церковь Успения Богородицы, построенную в Киеве в конце Х века. В народе эту церковь прозвали «Десятинной», так как на ее строительство князь Владимир выделил 1/10 часть дани. Она была разрушена во время монголо-татарского нашествия. В начале ХI века при Ярославле Мудром в Киеве был построен собор Святой Софии. Это был огромный 13-купольный храм, окруженный двухэтажной галереей. Своим величавым видом, роскошным убранством и названием он подчеркивал, что христианский Киев равен Константинополю. Киевский собор Святой Софии стал образцом для других русских земель. Большие храмы были построены в Новгороде, Чернигове, Полоцке. Таким образом, в Х – ХI вв. на Руси сложился самобытный архитектурный жанр. Большинство исследователей определяют его как монументально-героический. Во второй половине ХII века во Владимире в этом жанре был построен знаменитый Успенский собор. В конце ХV – начале ХVII вв. были возведены монументальные соборы в Московском Кремле: Успенский (архитектор Фиораванти), Архангельский (архитектор Алевиз), Благовещенский (архитекторы псковские мастера). В этом же несколько модернизированном жанре в ХVI в. были построены соборы в Троице-Сергиевой лавре, в Новодевичьем монастыре, в Ростове, Ярославле, Вологде, Смоленске и других городах.

Наряду с монументально-героическим в ХII веке на Руси сложился и другой жанр – княжеский или камерный. Церкви этого жанра имели небольшие размеры, перекрывались одним куполом, внутреннее пространство не было разделено колоннами на нефы. Особенно быстро развивался этот жанр в середине ХII – начале ХIII вв., в период феодальной раздробленности. В каждом княжестве камерные церкви имели свои особенности. Во Владимире они строились из белого камня, имели изящные пропорции, украшались каменной резьбой, купола у них золотили. Шедеврами владимирского камерного жанра являются церковь Покрова на Нерли (серед. ХII в.) и Дмитровский собор во Владимире (вторая пол. ХII в.). Новгородские соборы строили из желтоватого камня. Они имели мощные пропорции, голубые купола. Стены их не украшала резьба. Типичным новгородским храмом ХII века является великолепная церковь Спаса на Нередице. Во время монголо-татарского нашествия и междоусобной вражды каменное строительство на Руси прекратилось. Только с конца ХIII века вновь стали возводить каменные храмы, сначала в Новгороде, Пскове, потом в Москве (30-е годы ХIV в.) и в других городах.

В это время камерный жанр приобрел новые черты. Церкви строили на высоком основании. Вся их конструкция вытянулась вверх. Стены стали покрывать узорами (даже в Новгороде), украшать мозаичными вставками, завершать особыми архитектурными деталями в форме кокошников. Шедеврами камерной архитектуры ХIV – ХV вв. являются церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде, Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре, Спасский собор в Андронниковом монастыре под Москвой и другие.

В ХVI веке на Руси появляются храмы уже не крестово-купольной, а новой столбово-шатровой конструкции. Прообразом таких храмов являлись русские деревянные постройки башен и колоколен. Столбовой храм состоял из двух довольно высоких секций. Нижняя была четырехугольной (четверик), на ней возводился восьмиугольник (восьмерик). Эта конструкция перекрывалась высоким каменным шатром с небольшим куполком на вершине. Такой храм, как правило, окружала галерея. Храмы возводились в честь важных событий и христианских праздников. Первым столбовым храмом была церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой (30-е гг. ХVI в.). Столбовые храмы в ХVI веке получили большое распространение на Руси, несмотря на противодействие патриарха. Более того, зодчие стали возводить храмы, комбинируя несколько столбов и перекрывая их то шатрами, то куполами. Шедевром этого нового конструктивного типа храма явилась церковь Покрова на рву, построенная архитекторами Бармой и Постником в 1555 – 1561 гг. В народе этот храм получил название Собор Василия Блаженного. Он является архитектурным символом России, отличается затейливостью формы, красочностью, неповторимо русской индивидуальностью.

В XVII в. широкое распространение получили архитектурные комплексы под названием «храм кораблем». Они представляли собой асимметричную композицию из нескольких объемов: крестово-купольный многоглавый храм, галереи, колокольни, пристройки. Эти комплексы были обильно украшены архитектурными деталями, мелким декором (так называемым узорочьем), имели яркую раскраску. К шедеврам ХVII века относятся: храм Святой Троицы в Никитинках в Москве, церковь Иоанна Предтечи в Толчкове, церковь Иоанна Златоуста и другие.

В 90-е годы ХVII века в русской архитектуре появились храмы европейского стиля барокко. Они имели замысловатую планировку, ярусное построение и украшались архитектурными деталями европейского образца. В стиле церковного барокко были построены церковь Покрова в Филях, церковь Троицы в Троице-Лыкове, церковь Знамения в Дубровицах.

Наряду с церковной каменной архитектурой в русских землях развивалась и светская архитектура. Она включала в себя строительство крепостей. Самыми грандиозными и знаменитыми являются крепостные сооружения Московского Кремля (конец ХV века), Новгородского (ХVI век), Ростовского (ХVI век), Нижегородского (ХVI век) и другие. В ХVI веке начинают строиться каменные административные здания. Первым таким зданием стала знаменитая Грановитая палата в Московском Кремле, включавшая в себя тронный зал для торжественных приемов. С сер. XVII в. из камня начинают строить жилые (например, Теремной Дворец в Московском Кремле), промышленные и торговые здания.

Ярко и самобытно в Древней Руси развивалась живопись. Она была представлена в виде иконы, фрески и мозаики (до нач. ХII в.). Первые живописные произведения принадлежали византийским мастерам. Они украсили собор Святой Софии в Киеве великолепной мозаикой («Спас-Пантократор», «Богоматерь Оранта», «Евхаристия») и расписали стены по сложившейся системе[18]. Византийские мастера создали и первые иконы. Из Византии в Киев, а потом во Владимир в ХII веке была привезена необыкновенная по одухотворенности и красоте икона «Богоматерь илиуса» (милующая). Эта икона обрела новое название «Богоматерь Владимирская» и стала одной из главных святынь русской земли.

Русские мастера очень быстро обучились у византийских живописцев и в конце ХI – начале ХII века стали уже самостоятельно изготавливать мозаику, расписывать стены, создавать иконы. Летопись рассказала нам, что в это время в Киеве и других городах работал очень талантливый русский художник Алимпий. Возможно, русским художникам принадлежат великолепные мозаики и фрески Михайловского собора Златоверхого монастыря в Киеве.

В 30-е годы XII века, когда Русь окончательно распалась на ряд самостоятельных княжеств, в них на основе киевских традиций сформировались собственные школы иконописи. Наиболее известны владимиро-суздальские иконы «Дмитрий Солунский», «Ярославская Оранта» и новгородские «Святой Георгий», «Устюжское Благовещенье», «Спас Нерукотворный», «Ангел Златые Власы».

Монголо-татарское нашествие на некоторое время прервало развитие иконописного искусства. Но постепенно художественная деятельность активизировалась. К концу XIII века произошло окончательное оформление новгородской школы иконописи. Один за другим появились такие ее шедевры, как: «Николай-Чудотворец с избранными святыми», «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий», «Никола Липный», «Чудо Георгия о змие», «Молящиеся новгородцы», «Чудо от иконы Богоматерь Знамение».

Эти и другие иконы новгородской школы отличает простота и выразительность композиции, четкость рисунка, чистая, яркая красочная палитра, более резкие по сравнению с московской школой композиционные и цветовые решения, большая подчеркнутость контуров, большая тяжеловесность и угловатость фигур. Широкое распространение получают изображения избранных святых: Ильи Пророка, святых Николая, Власия, Флора, Лавра, Георгия, Параскевы-Пятницы, Анастасии. С XIV века они начинают изображаться по двое, трое во весь рост и по пояс в одинаковых статуарных позах.

XIV – первая пол. XV века – время блестящего расцвета новгородской монументальной живописи. Он связан, прежде всего, с именем Феофана Грека (примерно 30-е гг. XIV в. – после 1405 г.). В 1378 году он расписал фресками церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. Некоторые из них сохранилась до наших дней. Они дают представление об образной и художественной системе Феофана, о его взгляде на человека, на пути познания Бога. Иисус Христос и святые на его фресках смотрят строгим все видящим взором. Они заставляют почувствовать всю степень человеческой греховности и слабости, заставляют трепетать в ожидании Страшного суда. Святые полны внутреннего напряжения, борьбы со страстями. Они несколько отстранены, отгорожены от молящихся. Фрески Феофана Грека указывают и путь спасения. Это отшельничество, отрешение от всех привязанностей и страстей, это погружение в свое сердце, в бессловесную молитву. Тогда возможно очищение, озарение нетварным, божественным фаворским светом, тогда возможно мистическое познание Бога. Такие взгляды исповедовали исихасты. Феофан воплотил эти идеи в зримой форме. Он изобразил святых, в разной степени озаренных фаворским светом.

Фаворский свет вспыхивает в волосах, на лице, молниевидными зигзагами озаряет тело. Макарий Египетский весь залит потоками, водопадами света. Он трогает его руками. Свет заполняет его глаза.

Для художественной манеры Феофана были характерны: тяга к монохромности или к глубоким, неярким тонам; смелый рисунок, стремительная линия; внутренняя, а иногда и внешняя динамика образов, выраженная в композиции; знаменитые пробелы – мазки белого цвета на лице, руках, одежде.

После Новгорода Феофан Грек работал в Москве, где вместе с Прохором с Городца и Андреем Рублевым расписал Благовещенский собор в Кремле. К московскому периоду принадлежат и три знаменитых его иконы «Богоматерь Донская», «Успение Богоматери», «Преображение».

Кроме Феофана в Новгороде ХIV – ХV вв. работало много талантливых художников. Наиболее известны росписи церкви Успения на Волотовом поле, церкви Федора Стратилата на Ручье, церкви Спаса на Ковалеве.

В XIV в. начала складываться московская школа иконописи, расцвет которой был связан с именем Андрея Рублева (примерно 1360 – 1430 гг.). Его кисти принадлежат фрески Успенской церкви на Городке в Звенигороде, семь икон из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, фрески и иконы из Успенского собора во Владимире, иконы из так называемого Звенигородского чина («Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел»), икона «Троица», росписи соборов Троице-Сергиева и Спасо- Андронникова монастырей.

Мир образов, созданных Андреем Рублевым, объединяет любовь и гармония. Иисус Христос, Богородица, ангелы и святые смотрят на молящихся все понимающим и всепрощающим взглядом. Они возвышают человека своей любовью и доверием. Святые наполнены умиротворением, кротостью и грустью. Они открыты молящимся. Их озаряет фаворский свет, но он не сверкает вспышками и не струится потоками, он тихо разгорается изнутри, из сердца и мягко заливает лики, фигуры и все поле иконы.

Для художественной манеры Андрея Рублева характерны: яркие, чистые, удивительно красивые тона; мягкая плавная линия; уравновешенные гармоничные композиции, многие из которых были новаторскими и вскоре стали образцами – канонами для других художников.

Вершиной творчества Андрея Рублева и шедевром мировой живописи стала икона «Троица ветхозаветная», написанная в память Сергия Радонежского. Эта икона лучше всех научных трактатов отражает тайну Божественной Троицы. Она выражает идею небесной любви и гармонии, идею спасительной Божественной жертвы. В этой иконе все находится в удивительной гармонии: образы, цвет, композиция, символика.

В ХV веке русская живопись развивалась в рублевских традициях, отражая меняющееся время и вкусы. Крупнейшим живописцем на рубеже ХV – ХVI вв. был Дионисий. Он создал много произведений. Среди них – фрески и иконы для Рождественского собора Ферапонтова монастыря, житийные иконы митрополитов Петра и Алексея из Успенского собора Московского Кремля, иконы «Распятие» и «Спас в силах» из Павлово-Обнорского монастыря. Произведения Дионисия отличает просветленность образов, особый колорит, напоминающий акварель, исключительная декоративная выразительность, изящество рисунка, преувеличенная удлиненность фигур, а также некоторая стандартизация ликов, многофигурность композиций и некоторый отход от привычных композиционно-иконографических схем, то есть черты, предвосхитившие пути развития русской иконописи в XVI в.

В XVI веке художественный язык живописи начал постепенно изменяться, отступать от сложившихся византийских и русских традиций. Вызревали принципы новой эстетики, которые окончательно оформились век спустя. Для живописи XVI века характерны были следующие особенности:

- нарастала декоративность, распространялась иконография, позволяющая наиболее полно выявить декоративные элементы икон; иконы стали украшать серебряными окладами, венцами, ризами, драгоценными камнями;

- изменилась роль цвета в иконе, цвет «оторвался» от света, из-за чего краски теряли свою звучность и чистоту, и фон иконы начал заполняться палатным письмом, пейзажами;

- нарастала повествовательность иконы, из-за чего икона стала терять свою центрированность;

- лик перестал быть смысловым центром иконы, письмо ликов упростилось, отчего они ослабили свою выразительность;

- в иконописи появились легендарно-исторические сюжеты, русские реалии в пейзажном и палатном письме (например, икона «Церковь воинствующая» 1552 –

1553 гг.).

Ярким выражением новых тенденций в иконописании стало появление искусства иконной миниатюры («строгановская школа»), где красота формы вышла на первый план. Изображение на таких иконах выступало как часть узора, рисунок стал более изощренным, красочный слой уплотнился, широко использовалось серебро и золото, (например, икона Прокопия Чирина «Никита-воин»).

В XVI веке завершилось формирование русского высокого иконостаса, который является важным элементом русской православной традиции. Классический русский иконостас включил в себя пять рядов (чинов): (сверху – вниз) праотеческий, пророческий, деисус, праздничный, местный. Иконы в них расположены в строгом порядке и служат отражением всей библейской истории, основных идей христианства.

Тенденции, проявившиеся в русской иконописи в XVI веке в последующем, продолжали углубляться. В середине – второй половине XVII века это привело к изменению ее художественного языка, разрушению освященных веками иконографических схем, расширению тематики изображений, девальвации, выработанной на основе византийских художественных традиций знаковой структуры иконы. Эти изменения происходили под нарастающим влиянием западноевропейской культуры. Появилась новая манера письма, получившая название «живоподобия» (от слов «писать яко живо»).

В традиционное иконописное письмо стали вводить элементы реалистической живописи: светотеневую моделировку ликов, прямую перспективу, натуралистические детали. Сторонники новой манеры письма ссылались на легенды о происхождении первой иконы – Нерукотворного Образа, который, по их мнению, был точной копией внешнего облика Иисуса Христа. Новая манера письма вела к разрыву с византийской иконописной традицией. Средоточием сторонников новых эстетических принципов стали иконописные мастерские Оружейной палаты.

Признанным главой царских изографов Оружейной палаты был Симон Ушаков (1626 – 1686 гг.), изложивший свои взгляды в «Слове к люботщателям иконного писания». Созданные им иконы («Спас Нерукотворный», «Богоматерь Киевская», «Троица», «Архангел Михаил, попирающий дьявола», «Древо Государства Московского, Похвала Богоматери Владимирской») являются примером практического претворения новых эстетических взглядов.

В XVI веке изменился не только художественный язык иконописи, но и появилось новое отношение к иконе: из произведения соборного она стала продукцией индивидуального творчества мастера.

Появились новые черты и во фресковых росписях:

- отсутствие тектоники, то есть соответствия живописных поверхностей архитектурным;

- декоративность, обилие орнамента;

- повествовательность, включающая в себя подробности быта и всей окружающей обстановки;

- измельченный масштаб изображений, насыщенность композиций многочисленными персонажами.

В результате фресковые ансамбли второй половины XVII века приобрели особую праздничность и нарядность, но утратили ясность и глубину.

Усиление светских элементов в изобразительном искусстве, влияние западноевропейской культуры привели к появлению в XVII веке искусства парсуны (от искаженного слова «персона» - личность). Парсуной стали называть портретные изображения реальных исторических личностей, выполненные в манере, близкой к иконописной (например, изображение князя М.В. Скопина-Шуйского кисти неизвестного мастера, выполненное в 30-е годы XVII века).

В XVII веке русское средневековое искусство завершило свое развитие как цельная художественная система. Однако сложившиеся в средние века традиции не исчезли окончательно. Они, по-новому преломившись под влиянием художественных стилей Европы, продолжали определять самобытность русской национальной культуры и в последующую историческую эпоху.

 

3.2. Особенности развития культуры в ХVIII веке

ХVIII век ознаменовал новый период развития русской – российской культуры, развивавшейся под воздействием могучего импульса петровских преобразований. Русская светская культура поистине родилась под грохот петровских салютов, как и сама Россия, по меткому определению А.С. Пушкина, вошла в Европу при стуке топора и при громе пушек. Сам Пётр как личность оказывал определённое влияние на формирование культуры России. Его воцарение на престоле как первого русского императора означало конец средневековья и ведущей роли церкви в общественной жизни страны, истинный культ государственности и государственной власти.

В этот период шёл процесс европеизации во всех областях русской жизни. Переход от Древней Руси к новой России, от средних веков к новому времени был многотруден, ибо задержался в России почти на триста лет и происходил при уже сформировавшихся новых формах жизни на Западе. За каких-то 50 лет России во всех сферах, в том числе и в культуре, пришлось пройти тот путь развития, какой на Западе длился 2-3 столетия. Спрессованность развития породила наличие и параллельное существование в российской культуре сразу нескольких стилевых направлений, которые в Европе хронологически сменяли друг друга. Наблюдалось также несоответствие некоторых явлений культуры объективным условиям, определённые курьёзы в процессе сложения новой культуры.

Произошёл переход от культуры преимущественно традиционной, церковной и относительно замкнутой к культуре светской и европейской с более вычленяемым личностным началом. Впервые основными объектами изображения во многих видах русского искусства стали сам человек и окружающая его действительность, многообразие и величественность происходящих вокруг событий, а не библейские сюжеты и лики святых. Российская культура обрела мирской характер. В ней получили быстрое развитие гуманизм и рационализм просветительства.

В этот период утверждаются новый взгляд на человеческую личность и тенденция демократизации культуры, связанная с расширением круга производителей и потребителей культурных ценностей. Появляются новые виды искусства, например светская и монументальная скульптура, светская музыка.

На развитие русской национальной культуры оказало большое влияние наличие в обществе двух противоборствующих укладов в социальной структуре общества: «цивилизации» и «почвы», как назвал их русский историк В. Ключевский. С «почвой» связана основная масса населения, объединённая традиционными идеями коллективизма, социальной справедливости и антисобственническими настроениями. Массы развивали богатейшие традиции народной культуры, культивировали свои системы обрядов, обеспечивающие непрерывность и жизненность традиций. «Цивилизация» олицетворяла собой уклад западного типа, активными сторонниками которого были профессиональная интеллигенция и предприниматели, связанные с промышленным производством. Каждый из укладов обладал своими ценностями, идеями, разговаривал на разных языках (русском и французском), тяготел к различным путям развития. Перелом в духовной жизни российского общества был много сложнее и совершался медленнее, чем в материальных сферах. Сложность нововведений, особенно Петровской эпохи, видна на насильственной перемене быта, особенно во введении новой моды.

Россия в ХVIII веке переживала духовный переворот, шёл интенсивный процесс складывания русской нации. Громадная работа мысли и чувства многих известных и безвестных людей, воплотившаяся в произведениях литературы и искусства, в философских и публицистических сочинениях, в научных исследованиях, привела к созданию национальной яркой, сложной, противоречивой и своеобразной культуры. Это обусловило национальное единство культуры, её основные черты и особенности. В свою очередь развитие общественной мысли, образования, искусства и литературы способствовало процессу консолидации, влияло на складывающийся национальный характер культуры. Русская национальная культура складывалась в условиях господства феодально-крепостнического строя, в недрах которого вызревали капиталистические отношения, в условиях усиления классовой борьбы крепостного крестьянства. Это определило сложность и противоречивость в развитии русской культуры.

В ХVIII веке качественный скачок вперед сделало образование. В стране была создана целая сеть различных школ. В 1701 году была открыта школа математических и навигационных наук, затем были созданы школы иностранных языков и канцелярских служащих. В Москве и других городах открылись профессиональные школы – Артиллерийская, Инженерная, Медицинская, Навигатская. На уральских заводах были созданы горнозаводские училища. В первой четверти ХVIII века были созданы государственные начальные так называемые цифирные школы. Наряду с государственными существовали и церковные школы, церковные училища. В 1782 – 1786 годах в России была проведена школьная реформа – создана единая система народных училищ, двух- и четырехклассных. К концу ХVIII века в 288 таких училищах обучалось около 22 тысяч человек. В ХVIII веке в России были открыты частные школы и училища, учебные заведения для детей дворян: Пажеский корпус, Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре, Сухонучиный Шляхетский корпус.

Развитие высшего образования связано с созданием Академии наук (1724 г.). В нее входили Академия, университет и гимназия. В 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова был создан Московский университет, ставший крупным образовательным и научным центром. Он имел три факультета: философский, юридический и медицинский. В 1757 г. появилось первое высшее профессионально-художественное учебное заведение – Академия художеств. В 1783 году была учреждена Российская академия наук, первым руководителем которой была княгиня Е.Р. Воронцова-Дашкова.

В конце ХVIII века в России было 550 учебных заведений разного уровня и направления, в которых обучались 62 тысячи человек.

Огромные успехи сделала в ХVIII веке отечественная наука. Особенно велика в этом роль М.В. Ломоносова – физика, химика, математика, механика, лингвиста, поэта, художника. Выдающимися деятелями науки являлись: механик и физик С.К. Котельников, астроном С.Я. Румовский, изобретатель А.К. Нардов, врач Д.С. Са-мойлович, биолог С.П. Крашенинников, историк В.Н. Татищев.

Развитие литературы ХVIII века связано с деятельностью первых русских писателей А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, основоположника русской драматургии А.П. Сумарокова и в особенности выдающегося деятеля русской науки и культуры М.В. Ло-моносова. Будучи представителями различных слоёв общества, они активно боролись со сторонниками допетровской старины, ратовали за дальнейшее развитие просвещения, науки и культуры, являясь сторонниками так называемого просвещённого абсолютизма: верили в то, что прогрессивное историческое развитие может осуществить носитель верховной власти – царь. И в пример этому ставили деятельность Петра I. Они являлись родоначальниками классицизма в русской литературе. Выдающимися литераторами второй половины ХVIII века были Г.Р. Державин, Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин, И.А. Крылов, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин. Они несли в общество передовые идеи просвещения и критического отношения к окружающей действительности, говорили о многообразии человеческой личности и человеческих отношений.

В области художественной культуры ведущую роль в начале ХVIII века играла архитектура. Новая архитектура в России началась со строительства Санкт-Петербурга (1703 г.). Этот город впервые в России строился по единому, рационально разработанному плану, как единый архитектурный ансамбль, как гигантское произведение искусства.

Русская архитектура осваивала незнакомые прежде разновидности зданий административного, промышленного, учебного, научного назначения. Видоизменялись уже существовавшие типы сооружений. Вместо боярских хором с плодовым садом появились дворцово-парковые ансамбли. Наряду с крестово-купольным храмом – базиликальный. Государство ввело «образцовые» проекты для массового строительства, строго разделённые по сословному принципу.

Входил в силу анфиладный принцип построения системы интерьеров. Объёмные экспозиции, фасады, интерьеры почти всегда строились по принципу двухсторонней симметрии относительно одной оси. Осваивались образцы классического ордера. В первой четверти ХVIII веке в архитектуре утвердились идеи национального могущества России. Это было время преобладания «петровского барокко», ориентированного на архитектуру северной Европы.

Нередко парадный внешний вид придавался и производственным сооружениям строящейся Москвы (здания Суконного Двора у Каменного моста и парусной фабрики в селе Преображенском). Среди московских мастеров наиболее известен И.П. Зарудный. Под его руководством создана в традиционной форме триумфального столпа «Меньшикова башня». Её вертикальная устремлённость и особенно мотив шпиля будут развиты при строительстве Петербурга.

Одарённые иностранные архитекторы и строители, приехав в Россию и тщательно ознакомившись с условиями работы и конкретными заданиями, создали действительно значительные сооружения. Так, Жан Батист Александр Леблон разработал проект планировки Петербурга. В парках Питергофа творил итальянский архитектор Н. Микетти. Значительная роль в развитии русской архитектуры принадлежит швейцарцу Доменико Андреа Трезини. По его проекту заложены город Кронштадт и Александро-Невская лавра, построен летний дворец Петра I, петровские ворота и Петропавловский собор в Петропавловской крепости.

В дальнейшем прогрессивные архитектурные тенденции нашли яркое отражение в творчестве трёх крупнейших русских зодчих. М.Г. Земцов был автором многих гражданских и церковных сооружений. И.К. Коробов посвятил себя производственному строительству по адмиралтейскому ведомству. П.М. Еропкин стоял во главе работ по планировке и являлся теоретиком в области архитектуры.

В середине ХVIII в. архитектура приобрела ряд новых качеств. Строились огромные дворцы для знати и императорской фамилии. Ярко проявился синтез архитектуры, скульптуры, монументальной и декоративной живописи, прикладного искусства. Русская архитектура использовала опыт французского и итальянского барокко, рококо, зарождавшегося классицизма и синтезировала его с отечественными традициями.

Выдающуюся роль в архитектуре играла деятельность Франческо Бартоломео Растрелли. По его проекту были возведены дворцы М. Во-ронцова в Петербурге, Большой – в Петергофе, Екатерининский – в Царском селе. Его знаменитым творением стал и Зимний дворец, монументальность фасадов которого отражала славу и могущество Российской империи. Наряду с Растрелли крупнейшими русскими архитекторами барокко были С.И. Чевакинский и Д.В. Ухтомский.

В 60-е годы на смену барокко в зодчестве пришёл новый стиль – классицизм, для которого главной ценностью являлась рациональная организация пространства, строгая симметрия, четкие линии, прямые ряды колонн. Он ярко проявился в творчестве таких архитекторов, как М.Ф. Казаков, В.П. Баженов, И.Е. Старов. Особенно широкое распространение классицизм получил в усадебном строительстве, которое представляло собой уютные и изящные дома с колоннами, хорошо вписавшиеся в русский пейзаж.

В петровскую эпоху для русской скульптуры открылисьвозможности бурного развития. Городские и загородные царские резиденции и дворцы стали украшаться круглой станковой скульптурой, декоративной пластикой и портретными бюстами. Особенное распространение получила монументально-декоративная скульптура. Яркой фигурой в скульптуре первых десятилетий и середины ХVIII века в России был Карло Бартоломео Растрелли. Самое замечательное в его наследии – бронзовые бюсты Петра I, А.Д. Мень-шикова, монументальная группа «Анна Иоанновна с арапчонком», конная статуя Петра I. Все они сделаны в стиле парадного портрета, характерного для барокко.

Непревзойдённым мастером психологического портрета был скульптор-портретист Ф.И. Шубин. Создавая бронзовые и мраморные бюсты своих современников, он никогда не повторялся в решениях, каждый раз находя своеобразную композицию и ритмический рисунок, идущий от внутреннего содержания изображаемого человека. Своими работами он утверждал ценность человеческой личности, умело показывая противоречивость характера и воспроизводя внешность портретируемого с детальной точностью. В его работах реализм сочетается с ранним этапом классицизма. Особенно это ярко выражено в портретах Екатерины II.

Во второй половине

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...